Рабочая программа 11 класс литература
рабочая программа по литературе (11 класс) на тему

Степунина Вера Николаевна

Программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab._progr.-_lit._11_kl.docx90.49 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Красноярский центр образования»

Рассмотрено на заседании МО.                                                             «Согласовано».                                                                              «Утверждаю».                                                                                                                                                            

Протокол №    от «   » «августа» 2017  г                           Заместитель директора по УВР                                               Директор МКОУ «Красноярский ЦО»                            

Председатель МО ________________                      _______________  /Н.А.Гатаулина/                                                ________________ /Т.Е.Денискина/                                                                                            _________________/ Г.Н. Палаева./                           «_____» _______________ 2017  г.                                                «_____» ________________ 2017  г.                                                                                            

Рабочая программа по литературе для 11 класса

Учителя русского языка и литературы высшей категории Степуниной Веры Николаевны

составлена на основеПрограммы общеобразовательных учреждений  по литературе для 5-11 классов  /В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухина./ -М.: «Просвещение»,  2014.

на 2017-2018 уч. год

Количество часов: 102 (3 часа в неделю).

Учебник: Русская литература XX века. 11 кл в 2-х ч./Под ред. В.П.Журавлева.- М.: Просвещение, 2015

 

ИНФОРМАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1.НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ.

ДОКУМЕНТЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ

Федеральный  Государственный образовательный стандарт (утверждён приказом Минобразования РФ №1089 от 5 марта 2004 года).

Федеральный базисный учебный план (утверждён приказом Минобразования России №1312 от 9 марта 2004 года).

Стандарт основного общего образования по литературе

Обязательный минимум содержания основного общего образования по предмету (Приказ МО Российской федерации № 1276).

Закон «Об образовании» РФ

Программа:

Программа по литературе для 5 – 11 классов (базовый уровень) под редакцией В.Я.Коровиной. Сб. МО РФ Программы общеобразовательных учреждений. ЛИТЕРАТУРА. 5-11 классы. – М.: Просвещение, 2014.

2. УЧЕБНО  МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС:

№ п/п

Автор

Название

Год

изд.

Издательство

1

В.П.Журавлёв

Русская литература ХХ века.  Учебник для 11класса   в 2 частях

2014

М.:

Просвещение

2

В.П.Журавлёв

Русская литература ХХ века. 11класс: Практикум

2014

М.:

Просвещение

3

В.П.Журавлёв

Уроки литературы в 11классе. Книга для учителя

2010

М.:

Просвещение

4

В.П.Журавлёв

Литература в 11классе. Методические советы.

2012

М.:

Просвещение

                                                        ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА  к рабочей программе

      Рабочая программа по литературе для 11класса составлена на основе примерной программы  по  литературе для основного общего образования на базовом уровне, составленной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта (утверждён приказом Минобразования РФ №1089 от 5 марта 2004 года), авторской программы:

Авторы программы по литературе для  5-11 классов (базовый уровень): В.Я. Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина. Сб. общеобразовательных программ  - М., «Просвещение», 2014 год.

Программа по литературе для 10-11 классов реализована в учебниках:

 «Русская литература XIX века». Ч.1,2. 10 класс, под ред. Коровина В.И.;

«Русская литература ХХ в.». 11 класс. Ч. 1,2, под ред. Журавлева В.П.

1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.    

     Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Литература– базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
  • выразительное чтение художественного текста;
  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
  • анализ и интерпретация произведения;
  • составление планов и написание отзывов о произведениях;
  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

2. ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ курса:

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстовхудожественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

  • выделение характерных причинно-следственных связей;
  • сравнение и сопоставление;
  • умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;
  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
  • осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
  • составление плана, тезиса, конспекта;
  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

3.ТРЕБОВАНИЯК УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

Приоритетами для учебного предмета "Литература" на этапе среднего (полного) общего образования являются:

  • поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
  • сравнение, сопоставление, классификация;
  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;
  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
  • осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
  • составление плана, тезисов, конспекта;
  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Поэтому в результате изучения литературы с использованием данного УМК ученики 11 классадолжны уметь:

чтение и восприятие

- прочитать программные произведения, предназначенные для текстуального и обзорного изучения; воспроизводить их конкретное содержание (главные герои, основные сюжетные линии и события); дать оценку героям и событиям;

чтение, истолкование и оценка

- анализировать и оценивать изученное произведение как художественное единство; характеризовать следующие его компоненты: проблематика и идейный смысл; группировка героев относительно главного конфликта и система образов; особенности композиции; взаимосвязь узловых эпизодов; средства изображения образов – персонажей (портрет, пейзаж, интерьер, авторская характеристика, речевая характеристика); род и жанр произведения, способ авторского повествования; своеобразие авторской речи; авторское отношение к изображаемому;

- давать оценку изученному лирическому произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей;

- применять сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения;

- знать основные  факты о жизни и творчестве  изучаемых писателей;

- объяснять связь произведений со временем написания и современностью;

- объяснять сходство и различие произведений разных писателей;

- соотносить произведение с литературным направлением эпохи, называть основные черты этих направлений;

чтение и речевая деятельность

- владеть монологическими и диалогическими формами устной и письменной речи;

- пересказывать текст художественного произведения, руководствуясь заданием (характеристика образа – персонажа, основная проблема произведения, особенности композиции);

- анализировать эпизод изученного произведения;

- составлять планы, тезисы статей на литературную тему;

- писать сочинения на литературную тему разных жанров;

- выразительно читать художественное произведение, в том числе выученные наизусть.

Предполагаю диагностировать уровень ЗУН учащихся с использованием разнообразных форм и методов работы, а именно:

  1. Тесты (типа ЕГЭ).
  2. Сочинения разнообразных жанров (отзывы, рецензии, эссе, рассуждения) и типов.
  3. Письменный или устный развёрнутый ответ на вопрос.
  4. Изложения с творческим заданием.

4. Виды  деятельности учащихся 11 класса на уроках литературы

  1. Чтение:

  • Чтение литературных произведений, включенных в программу.
  • Выразительное чтение (в том числе наизусть) лирических стихотворений, отрывков из художественной прозы, монологов из драматических произведений.
  • Внеклассное чтение произведений изучаемого автора, направления, чтение критических статей, мемуарной, справочной и научной литературы.

  1. Анализ:

  • Анализ литературного произведения в контексте творчества писателя, в связи с литературным направлением.
  • Соотнесение содержания литературного произведения с историческими событиями, идейными и эстетическими исканиями эпохи.
  • Анализ традиционного и новаторского в художественном  содержании и художественной форме произведения.
  • Выявление черт литературного направления (Реализма, модернизма)в произведении.
  • Определение особенностей индивидуального стиля в произведениях писателя.
  • Анализ стилевых доминант (Историзма, документализма) в литературном произведении.
  • Целостный анализ эпического, лирического, лироэпического произведения.
  • Анализ эпического, драматического, лирического, лироэпического произведения в заданном аспекте.
  • Анализ тематики и проблематики  ( исторической, нравственной, философской, социальной) произведения.

  1. Развитие устной и письменной речи:

  • Письменный ответ на вопрос о связи содержания произведении, особенностей его художественного мира с историческими событиями, идейными и эстетическими исканиями эпохи.
  • Письменная характеристика индивидуального стиля писателя.
  • Письменный ответ на вопрос об отражении в произведении идейной борьбы или литературной полемики.
  • Сочинение о тематике и проблематике (исторической, нравственной, философской, социальной) произведения.
  • Сочинение об особенностях жанра и композиции литературного произведения в связи с его идейным  содержанием.
  • Устное рассуждение о соотношении традиционного и новаторского в художественном  содержании и художественной форме произведения.
  • Письменный анализ эпического, лирического, драматического и лироэпического произведения.
  • Сочинение на литературоведческую тему.
  • Конспектирование литературно-критической статьи.
  • Рецензия на произведение.

5.СТРУКТУРА КУРСА

Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Выделяется три этапа литературного образования на ступени основного общего образования:

V-VI классы

На этом этапе формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения – от метафоры до композиции.

VII-VIII классы

На этом этапе на передний план выдвигаются задачи развития способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения, а также совершенствования умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя. Отбор произведений на этом этапе литературного образования учитывает возрастающий интерес школьников к нравственно-философской проблематике произведений и психологическому анализу. Основу теоретико-литературных знаний составляет постижение системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений.

IX класс

Этот этап литературного образования является переходным, так как в IX классе решаются задачи предпрофильной подготовки учащихся, закладываются основы систематического изучения историко-литературного курса.

Содержание литературного образования в средней школе разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы, что соответствует принципу построения линейного курса на историко-литературной основе. Программа 10 -  11 классов структурирована следующим образом:

10класс - литература  XIX века

11класс- литература  XX века.

         Изучение литературы на базовом  уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс  строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. При этом  важное  значение имеют знания по истории и теории литературы, способствующие углублению восприятия и оценки прочитанного, развитию аналитической культуры учащихся.

В процессе изучения литературы учителю необходимо учитывать историко-литературный контекст, в рамках которого рассматривается произведение; усиливать межпредметные и внутрипредметные связи курса, предполагающие содружество искусств, формирование у школьника культуры литературных ассоциаций, умения обобщать и сопоставлять различные литературные явления и факты, рассматривать произведения русской литературы во взаимосвязи с зарубежной классикой.

ТЕКСТЫ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ:

  1. Бунин. «Одиночество».
  2. Брюсов. «Юному поэту».
  3. Гумилёв. «Жираф».
  4. Блок. «Незнакомка», «Россия».
  5. Есенин. «Собаке Качалова», «Не жалею, не зову, не плачу…».
  6. Маяковский. «А вы могли бы...», «Послушайте».
  7. Ахматова. «Сжала руки под тёмной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати...».
  8. Мандельштам. «NotreDame».
  9. Цветаева. «Имя твоё...», «Кто создан из камня...».
  10.  Пастернак. «Во всём мне хочется дойти до самой сути...».
  11.  Твардовский. «Я знаю, никакой моей вины...».
  12.  Бродский. 1 стихотворение (по выбору обучающихся).
  13.  Окуджава. 1 стихотворение (по выбору обучающихся).
  14.  Рубцов. 1 стихотворение (по выбору обучающихся).

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

Интернет-ресурсы по литературе

  1. Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы» http://lit.1september.ru/
  2. Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» http://www.feb-web.ru
  3. Культура письменной  речи www.gramma.ru
  4. Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного порталаhttp://litera.edu.ru
  5. ВiblioГид  -  книги и дети: проект Российской государственной детской библиотеки http://www.bibliogid.ru
  6. Виртуальный музей литературных героев http://www.likt590.ru/project/museum/
  7. Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО http://ruslit.ioso.ru
  8. Методика преподавания литературы http://metlit.nm.ru
  9. Русская виртуальная библиотека http://www.rvb.ru
  10. Слова: поэзия Серебряного века http://slova.org.ru
  11. Стихия: классическая русская / советская поэзия http://litera.ru/stixiya/
  12. Русская литература XVIII–XX веков  www.a4format.ru
  13. Ахматова А.А.anna.ahmatova.com
  14. Булгаковская энциклопедия http://www.bulgakov.ru
  15. Бунин И.А.bunin.niv.ru
  16. Куприн Александр Иванович http://www.kuprin.org.ru
  17. Пушкин Александр Сергеевич http://www.aleksandrpushkin.net.ru
  18. Чехов Антон Павлович http://www.antonchehov.org.ru
  19. Образовательный сайт Е.А. Захарьиной  http://www.saharina.ru/lit_tests/
  20. Виртуальная библиотека по русской литературе XVIII–XX веков
  21. Сайт о стихосложении В.Онуфриева
  22. Сайт о жизни и творчестве С. Есенина  http://esenin.ru/
  23. Сайт о жизни и творчестве И. Бунина  buninivan.org.ru/
  24. Сайт о жизни и творчестве А.И. Куприна http://kuprin.org.ru/
  25. Сайт о жизни и творчестве  А. Ахматовой http://www.akhmatova.org
  26. Сайт о жизни и творчестве М. Горького hrono.info/biograf/bio_g/gorky_max.php  
  27. Сайт о поэзии «серебряного века» http://www.silverage.ru/

6.  Учебно-тематический план

Тема

Количество часов

Введение

1

 И.А.Бунин

6

А.И.Куприн

3

М.Горький

6

«Серебряный век» русской литературы.  Символизм

1

В.Я.Брюсов

1

К.Д.Бальмонт, А.Белый и др.

1

Акмеизм

1

Н.С.Гумилёв

2

Футуризм. И.Северянин

1

А.А.Блок

5

Новокрестьянская поэзия

1

  Н.А.Клюев

1

С.А.Есенин

5

Литературный процесс 20 –х годов   XX века.

3

В.В.Маяковский

4

Литература 30 – х годов XX века          

1

М.А.Булгаков

5

А.П.Платонов

2

А.А.Ахматова

4

О.Э.Мандельштам

2

М.И.Цветаева

2

М.А.Шолохов

8

Литература периода Великой Отечественной войны

1

Литература 50 – 90-х годов XX века

5

А.Т.Твардовский                                            

2

Б.Л.Пастернак                                  

4

А.И.Солженицын

2

В.Т.Шаламов

1

Н.М.Рубцов

1

В.П.Астафьев

2

В.Г.Распутин

2

Литература Русского зарубежья  И.А.Бродский

1

Авторская песня.

1

Булат Окуджава

1

Ю.В.Трифонов

1

Современная драматургия

1

Из литературы народов России. М.Карим

1

Обзор произведений последнего десятилетия. Постмодернизм.    

1

Зарубежная литература. Б.Шоу

2

Т.С.Элиот

1

Э.М.Хемингуэй

1

Э.М.Ремарк

1

Итоги года.

4

                                                                                        Всего уроков:

102

7.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ЛИТЕРАТУРЫ. 11 класс

Литература рубежа веков

Судьба  России в ХХ веке. Основные направления, темы и проблемы литературы ХХ века. Многообразие литературных направлений начала ХХ века. Традиции и новаторство литературы. Модернизм

ПРОЗА конца ХIХ – начала ХХ века

И.А.Бунин. Творческая судьба писателя.  Основные темы творчества писателя. Отношение писателя к революции: «Окаянные дни» Лирика И.А.Бунина: философичность, мир природы, судьба родины и народа. Поэтическое мастерство. Проза Бунина. Отличительные особенности прозы Бунина. «Господин из Сан-Франциско».Осуждение бездуховности существования. Тема любви в рассказах Бунина. Поэтическое своеобразие новелл «Чистый понедельник», «Солнечный удар», «Лёгкое дыхание» идр

А.И.Куприн. Творческая судьба писателя.  Нравственные проблемы, социальная тематика в творчестве писателя  (обзор). Тема любви в творчестве Куприна. «Гранатовый браслет» - appossionato человеческой любви.Проблематика и поэтика рассказа «Гранатовый браслет». «Олеся» - «печальная сказка Полесья». Поэтика рассказа «Олеся».

В.Г.Короленко. Творческая судьба писателя (обзор). Публицистика: «Письма к Луначарскому»: протест против угнетения личности.  Гуманистический пафос творчества писателя, особенность понимания русского национального характера: «Чудная», «Без языка», «Река играет».

А.М.Горький. Очерк жизни и творчества. Роль Горького в судьбе русской культуры. Горький и революция «Несвоевременные мысли».Раннее творчество Горького.  Романтический пафос и художественное своеобразие ранних рассказов «Старуха Изергиль». Литературные портреты Горького, их своеобразие. Литературный портрет как жанр. Горький и Художественный театр. Пьеса «На дне» - социально-философская пьеса.Суровая и беспощадная правда о жизни «низов» в пьесе «На дне». Трагическая судьба людей «дна». Философский конфликт в пьесе «На дне» Спор о назначении человека. «Три правды» в пьесе и их столкновение

Литература 20-х годов (обзор). Общая характеристика литературного процесса. Литературные группировки и журналы. Основные направления, темы и проблемы литературы 20-х годов. Тема России и революции: трагическое осмысление темы в творчестве писателей старшего поколения. Тема России и революции: романтизация подвига и борьбы за новую жизнь в творчестве поэтов и писателей нового поколения.  Тема России и революции: И.Бабель «Конармия». Изображение человека в «истекающем кровью мире». Антиутопия Е. Замятина  «Мы» - история Единого государства в сюжете романа. Разрушение личности в тоталитарном государстве. Сатирическое изображение эпохи в произведениях М.Зощенко, Тэффи, И.Ильфа и Е.Петрова. Направленность сатиры. Своеобразие  и объекты сатиры  Аркадия Аверченко.

Серебряный век русской поэзии.   Серебряный век русской поэзии: общая характеристика. Проблемы традиции и новаторства в литературе разных направлений начала века. Символизм, его философская основа и эстетические принципы. Своеобразие поэтики символистов. Творческий портрет поэтов-символистов (З.Гиппиус, Вяч. Иванов, А.Белый и др). В.Я.Брюсов как основоположник символизма в русской поэзии.  Стихотворения: проблематика произведений, стиль и образы. Акмеизм как литературное направление. Своеобразие поэтики акмеистов. Н.С.Гумилёв. Трагическая судьба поэта. Стихотворения: романтический герой лирики, своеобразие восприятие мира. Особенности художественного мира Осипа Мандельштама. Футуризм: эстетика и поэтика. Эксперименты В.Хлебникова, И.Северянина, Д.Бурлюка, А.Кручёных. Поэты вне групп: М.И.Цветаева. Сложная судьба Цветаевой. Важнейшие темы творчества. Самобытность и неповторимость поэзии. Поэзия Цветаевой – монолог-исповедь. Образ лирического героя.

А.А.Блок.  Очерк жизни и творчества. Блок и революция. Проблемы революционной эпохи в статье «Интеллигенция и революция». Стихотворения. Романтический мир раннего Блока.  Особенности поэтики «Стихи о Прекрасной Даме». Тема Родины в лирике Блока. Поэма «Двенадцать» - первая попытка осмысления события революции. Сюжет поэмы и её герои. Финал поэмы. Неоднозначность трактовки финала. Особенности поэтики «Двенадцать». «Вечные» образы в поэме.

С.А.Есенин.  Очерк жизни и творчества С.Есенина. Духовный мир поэта. Тема Родины в творчестве С.Есенина. Своеобразие поэтики С.Есенина: народно-песенная основа лирики. Поэма «Анна Снегина» - поэма о судьбе человека и Родины.

В.В.Маяковский.  Очерк жизни и творчества. Личность поэта. Новаторство поэзии В.Маяковского. Дореволюционное творчество поэта. Работа в «Окнах РОСТА». Маяковский и Октябрь. Пафос революционного устройства в лирике поэта. Сатира В.Маяковского. Объекты сатиры, художественные особенности.Любовная лирика. Своеобразие художественного мира. Тема поэта и поэзии в лирике В.Маяковского. Контрольная работа по теме «Творчество В.В.Маяковского».

Тема Гражданской войны в советской литературе (обзор)

А.А.Фадеев.  Тема революции и Гражданской войны в романе А.Фадеева «Разгром». Сюжет романа (обзор). Нравственные проблемы в романе. Тема интеллигенции и революции.

Литература 30-х  – начала 40-х годов  (обзор). Общая характеристика литературного процесса в 30-е годы. Основные темы и проблемы в литературе этого периода

М.А.Булгаков.  Жизнь, творчество и личность.  Новаторство писателя. Судьба произведений. Тема революции в творчестве Булгакова.  «Собачье сердце»: тема, идея, сатирическая направленность повести. Авторская позиция и способы её выражения. Поэтика Булгакова-сатирика. «Мастер и Маргарита». История создания, жанр, композиция, сюжетные линии. Необычность романа.  Сочетание фантастики с философско-библейскими мотивами. Сатира в романе. Приёмы создания писателем комических ситуаций и сатирических портретов.  Мастер и Маргарита. Трагическая любовь героев романа.Тема творчества и судьба художника в романе. Тема совести.

А.П.Платонов. Высокий пафос и острая сатира в творчестве А.П.Платонова (обзор).  Антиутопия «Котлован». Сюжет, идейный смысл произведения. Символика в романе. Образ Насти и строителей «общепролетарского дома». Нравственные уроки повести.

А.Н.Толстой.  «Пётр Первый» (обзор). Тема русской истории в романе. Образ Петра. Проблема выдающейся личности и её роль в судьбе страны.

А.А.Ахматова. Анна Ахматова как явление в литературе. Творческая судьба поэтессы. Лирика Ахматовой. Своеобразие лирики, основные темы. Глубина и яркость переживаний. Поэма «Реквием». Смысл названия поэмы. Тема памяти и любви в поэме. Трагизм поэмы «Реквием».

Н.А.Заболоцкий. Своеобразие лирики. Человек и природа в поэзии Заболоцкого.

М.А.Шолохов.  Жизнь, творчество, личность.  «Донские рассказы».Идейно-художественное своеобразие рассказов. Роман «Тихий Дон» - правдивое изображение трагедии гражданской войны. «Поднятая целина» – роман о коллективизации. Массовые  сцены в романе – отражение трагизма и драматизма эпохи в романе. Система персонажей в романе «Поднятая целина». Юмор в произведении. Художественное мастерство писателя в изображении человеческих характеров. «Судьба человека».  Сила характера простого русского человека. Гуманизм рассказа.

Великая Отечественная война в литературе 40-х годов и последующих лет. Война и духовная жизнь общества. Человек на войне. Поэзия подвига

Литература 50 – 80 годов. Общая характеристика литературы 50 – 80-х годов. Основные темы, проблемы в литературе.

А.Т.Твардовский. Личность, судьба, творчество. Тематика и проблематика произведений.«Тёркин на том свете» - поэма – сказка, поэма – сатира. Осмеяние уродливости бюрократизма, казёнщины и рутины. Поэма «По праву памяти». Тема исторической памяти в поэме.

Б.Л.Пастернак. Б.Л.Пастернак. Поэт, писатель, человек.  Очерк жизни и творчества. Тематика и проблематика произведений Пастернака. Философская лирика. «Доктор Живаго». Тема интеллигенции и революции в романе. Гражданская война и её итоги в изображении Пастернака.

Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве. В.Шаламов «Колымские рассказы» - жестокий реализм произведения. А.И.Солженицын.  «Один день Ивана Денисовича» - символ эпохи тоталитаризма

Тема войны в прозе. Новое осмысление военной темы в творчестве В.Быкова, Б.Васильева, В.Некрасова и др.

Нравственные проблемы в прозе (обзор). В.Г.Распутин «Прощание с Матёрой»: народ, его история, его земля.

Современная поэзия (обзор).

Особенности новой поэзии. Темы, идеи и образы.

Авторская поэзия. Её место в литературном процессе и музыкальной культуре страны (обзор)

Литература на современном этапе (обзор). Реалистические и культурные традиции в литературе последнего десятилетия ХХ века: тематика, проблематика произведений, поиски истины героями современной литературы.

8.ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

авторская программа

учебники и учебные пособия

методические материалы

наглядные пособия

материалы для контроля

В.Я.Коровиной

Русская литература XX века. 11 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / [Л.А.Смирнова, О.Н.Михайлов, А.М.Турков и др.; сост. Е.П.Пронина] ; под ред. В.П.Журавлёва.- М.: Просвещение, 2014.

Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе XX века. 11 класс. 2 полугодие. – М.: «ВАКО», 2012

портреты писателей

Тестовые задания по литературе: 10-11 класс: В 3-х ч./ Сост. А.Б.Малюшкин, - М.: ТЦ Сфера, 2005

Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе XX века. 11 класс. 1 полугодие. – М.: «ВАКО», 2012

планы разборов

Литература. 5-11 классы: тесты для текущего контроля / авт. – сост. Н.Ф.Ромашина – Волгоград: Учитель, 2008

Фадеева Т.М. тематическое и поурочное планирование по литературе: 11 класс: К учебнику «Русская литература XX века. 11 класс» Под ред. В.П.Журавлёва. – М.: Издательство «Экзамен», 2010

иллюстрации к произведениям

Алиева Л.Ю., Торкунова Т.В. Тесты по литературе. – М.: Айрис-пресс, 2004

Нянковский М.А. Уроки литературы в 11 классе: развёрнутое планирование / Ярославль: Академия развития, 2002

Шайтанов И.О., Афанасьева О.В.. Зарубежная литература: Средние века. Эпоха возрождения: 10-11 кл.: Метод. Совета. – М.: Просвещение, 1999

Календарно-тематическое планирование

п/п

Пример-

ная дата

Тема урока.

Основное содержание

Кол-во

часов

Формирование

 понятий

Основные виды деятельности учителя и учащихся

Домашнее задание

1.

Введение. Судьба России в XX веке. Основные направления, темы и проблемы русской литературы XX века. Русская советская литература; литература, официально не признанная властью. Литература Русского зарубежья.

Реализм и модернизм. Характеристика литературного процесса начала XX века. Многообразие литературных направлений, стилей, школ, групп. Направления философской мысли начала столетия.

1

Реализм и модернизм.

Лекция.

1. Прочитать вводные статьи учебника литературы (характеристика литературного процесса рубежа веков); дополнить конспект лекции.

 2. Подготовить небольшие сообщения о театре, музыку, живописи, архитектуре  рубежа веков (по желанию и выбору учащихся).

3. В чём вы видите роль искусства? Изменилась ли эта роль в наше время?

4. Доработать конспект лекции.

5. Прочитать рассказ И.А. Бунина «Антоновские яблоки».

6. Индивид. зад.: подготовить доклад по биографии И.А. Бунина.

2.

И.А. Бунин. Жизнь и творчество. Лирика И.А. Бунина. Её философичность, лаконизм и изысканность. «Крещенская ночь», «!Собака», «Одиночество», «Последний шмель», «Песня», другие стихотворения.

   Всего 6

1

Философичность, лаконизм и изысканность прозы.

Лирическая проза.

Лекция. Практикум.

1. Перечитать рассказ «Господин из Сан-Франциско».

2. Найти образы-символы, определить их значение.

3.

«Господин из Сан-Франциско». Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям.

1

Социально-философские обобщения.

Практикум.

1. Перечитать рассказ «Господин из Сан-Франциско».

2. Определить роль эпизодических лиц.

4.

«Господин из Сан-Франциско». Поэтика рассказа.

1

Поэтика художественного произведения.

Практикум.

1. Перечитать рассказы И.А. Бунина о любви, в том числе из цикла «Тёмные аллеи».

2. Подготовиться к обзору рассказов, подумать над их проблематикой и языковыми и образными особенностями.

5.

Тема любви в рассказах И.А. Бунина. «Чистый понедельник», «Лёгкое дыхание». Своеобразие лирического повествования в прозе писателя.

1

Своеобразие лирического повествования в прозе писателя.

Беседа.

1. Перечитать рассказы И.А. Бунина о любви, в том числе из цикла «Тёмные аллеи».

2. Подготовиться к обзору рассказов, подумать над их проблематикой и языковыми и образными особенностями.

6.

Тема любви в рассказах И.А. Бунина. «Чистый понедельник», «Лёгкое дыхание». Своеобразие лирического повествования в прозе писателя.

1

Своеобразие лирического повествования в прозе писателя.

Беседа.

1. Перечитать рассказ «Сны Чанга», повесть «Деревня».

2. Вопросы.

7.

Проблематика и поэтика рассказов И.А. Бунина. Психологизм и особенности «внешней изобразительности» бунинской прозы. «Сны Чанга», другие рассказы.

1

Проблематика и поэтика рассказов.

«Внешняя» и «внутренняя» изобразительность художественного произведения.

Беседа.

1. Перечитать повесть «Поединок».

2. Индивид. зад.:  подготовить доклад по биографии А.И. Куприна.

8.

А.И. Куприн. Жизнь и творчество. Проблема самопознания личности в повести «Поединок».

Трагизм любовной темы в повести «Олеся». Своеобразие изображения природы и духовного мира человека.

3

1

Проблема самопознания личности в художественном произведении.

Изображения природы и духовного мира человека в художественном произведении.

Лекция. Беседа.

Перечитать повесть «Олеся».

9.

Трагизм любовной темы в повести «Олеся». Своеобразие изображения природы и духовного мира человека.

1

Изображения природы и духовного мира человека в художественном произведении.

Внеклассное чтение.

1. Перечитать повесть «Гранатовый браслет».

2. Вопросы.

10.

Проблематика и поэтика рассказа «Гранатовый браслет».

Домашнее сочинение №1  по творчеству И.А. Бунина и А.И. Куприна.

1

Проблематика и поэтика рассказа.

Практикум.

1. Сочинение.

2. Сообщение о жизни и творчестве М. Горького.

3. Перечитать рассказы «Макар Чудра»,  «Челкаш.

11.

М. Горький. Жизнь и творчество. Ранние романтические рассказы. «Челкаш».

6

1

Романтические рассказы.

Лекция.

Читать и анализировать романтические рассказы М. Горького.

12.

«На дне» как социально-философская драма. Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы.

1

Новаторство литератора. Сценическая судьба пьесы.

Лекция. Беседа.

Выявить роль Луки в пьесе. Выписать его высказывания о людях, о жизни, о правде, о вере.

13.

Три правды в пьесе «На дне». Её социальная, нравственная, философская проблематика. Смысл названия пьесы.

2

1

Социальная, нравственная, философская проблематика.

Практикум.

Выяснить, как решается вопрос о правде в пьесе. Найти высказывания разных  героев о правде.

14.

Три правды в пьесе «На дне». Её социальная, нравственная, философская проблематика. Смысл названия пьесы.

1

Социальная, нравственная, философская проблематика

Практикум.

Подготовиться к сочинению.

РР

15 – 16.

Классное сочинение №1 

по творчеству М. Горького.

2

Урок контроля.

Урок развития речи.

Прочитать статью учебника о символизме.

17.

Русский символизм и его истоки.

1

Символизм.

Лекция.

1. По группам:

Представить творчество «старших символистов» и сделать анализ стихотворения на выбор: Д.С. Мережковский («Парки», «Дети ночи», «Двойная бездна»), З.Н. Гиппиус («Песня», «Посвящение», «Пауки», «Все кругом»), В. Брюсова («Юному поэту»), «Кинжал», «Ассаргадон», «Грядущие гунны») по данному плану.

2. Подготовить сообщение о биографии Брюсова (индивидуальное задание).

18.

В.Я. Брюсов. Слово о поэте. Брюсов как основоположник символизма. Проблематика и стиль произведений В.Я. Брюсова. «Творчество», «Юному поэту», «Ассаргадон», «Старый викинг», «Работа», «Каменщик»», Грядущие гунны», «Городу», «Хвала человеку».

1

Символизм.

Лекция. Беседа.

1. Прочитать статью учебника о символизме.

2. Выучить стихотворение В. Брюсова (на выбор) или подготовить выразительное чтение.

3. Сделать анализ этого стихотворения.

Вн. чт.

19

Лирика поэтов-символистов. К.Д. Бальмонт, А. Белый и другие.

1

Символизм.

Внеклассное чтение.

Прочитать статью учебника об акмеизме.

20.

Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма.

1

Акмеизм.

Лекция.

1. Выучить на выбор стихотворение Н. Гумилёва и проанализировать его.

2. Индивид. зад.: сделать сообщение по биографии Н.С. Гумилёва.

21.

Н.С. Гумилёв. Слово о поэте. Проблематика и поэтика лирики Н.С. Гумилева.

2

1

Акмеизм.

Лекция. Практикум.

Выразительное чтение и анализ стихотворений.

22.

Н.С. Гумилёв. Проблематика и поэтика лирики.

1

Акмеизм.

Лекция. Практикум.

1. Прочитать статью учебника о футуризме.

2. Выучить и попробовать разобрать стихотворение поэта-футуриста на выбор.

3. . Индивид. зад.: доклад или реферат «Авангардная живопись начала XX века» или «Кубизм и кубофутуризм».

23.

Футуризм как литературное направление. Русские футуристы.

И. Северянин (И.В. Лотарёв). Поиски новых поэтических форм в лирике И. Северянина. Художественный мир сборников «Громокипящий кубок», «Ананасы в шампанском», «Романтические розы», «Медальоны».

Домашнее сочинение №2 по поэзии Серебряного века.

1

Футуризм.

Лекция. Беседа.

1. Выучить стихотворение И. Северянина (на выбор), проанализировать его.

2. Читать «Стихи о Прекрасной Даме» Блока.

24.

А.А. Блок. Жизнь и творчество. Блок и символизм. Темы и образы ранней лирики А.А. Блока. «Стихи о Прекрасной Даме».

5

1

Символизм. Образ-символ.

Лекция. Беседа.

1. Перечитать стихи о Прекрасной Даме».

2. Выучить наизусть одно из стихотворений (на выбор) и разобрать его.

25.

Тема страшного мира в лирике А. Блока. «Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Фабрика». Развитие понятия об образе-символе.

1

Образ-символ.

Практикум.

1. Выучить стихотворение, посвящённое теме России (на выбор).

2. Сделать сообщение «Эволюция темы Родины в лирике Блока»; «Фольклорные образы в лирике Блока»; «Особенности лексики в стихотворениях Блока, посвящённых Родине»; «Россия – Восток, Россия – Запад в лирике Блока» (по группам).

3. Прочитать поэму «Соловьиный сад».

26.

Тема Родины в лирике А. Блока. «Россия», «На поле Куликовом», «Скифы». Идеал и действительность в художественном мире Блока. «На железной дороге», «О подвигах, о доблести, о славе…», «Когда вы стоите на моём пути…». Ритмы и интонации лирики Блока.

1

Образ-символ. Идеал и действительность в художественном мире.

Практикум.

Прочитать поэму Блока «Двенадцать». Попробовать отыскать в ней ассоциативно-символические образы и раскрыть их смысл.

27.

Поэма «Двенадцать» и сложность её художественного мира.

2

1

Образ-символ.

Беседа.

Вопросы для практикума по поэме «Двенадцать».

28.

Поэма «Двенадцать» и сложность её художественного мира.

1

Образ-символ.

Беседа.

1. Тест по произведениям Блока.

2. Прочитать статью учебника о «новокрестьянской поэзии».

Вн. чт.

29

Художественные и идейно-нравственные аспекты новокрестьянской  поэзии.

Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии.

2

1

Новокрестьянская поэзия.

Внеклассное чтение.

1. Анализ стихотворения Н. Клюева (на выбор).

2. Доклады о поэмах Клюева «Погорельщина» и (или)  «Песнь о Великой Матери» (индивидуальное задание).

3. Прочитать стихотворения С. Клычкова и П. Орешина.

30.

Н.А. Клюев. «Рожество избы», «Вы обещали нам сады…», «Я посвящённый от народа…».

1

Новокрестьянская поэзия.

Лекция. Беседа.

1. Читать стихотворения С. Есенина, выучить стихотворение наизусть (по выбору).

2. Индивид. зад.: доклад-сообщение по биографии Есенина.

31.

С.А. Есенин. Жизнь и творчество. «Гой ты, Русь моя родная!..», «Письмо матери».

5

1

Лекция. Беседа.

 1. Сопоставить стихотворения Тютчева «Чародейкою зимою», Фета «Печальная берёза» и Есенина «Пороша» и «Берёза» (по группам).

2. Выбрать и прочитать стихотворения о Родине.

3. Доклад «Эволюция темы Родины в лирике Есенина».

4. Выбрать характерные образы-символы.

32.

Тема России в лирике С.А. Есенина. «Я покинул родимый дом…», «Русь Советская»,  «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Возвращение на родину» и другие.

1

Практикум.

 Почитать любовную лирику Есенина, выучить наизусть  стихотворение (по выбору).

33.

Любовная тема в лирике С.А. Есенина. «Не бродить, не мять в кустах багряных …», «Собаке Качалова», «Шаганэ, ты моя Шаганэ…» и другие.

1

Практикум.

1. Проследить динамику сюжета «Персидских мотивов».

2. Доклад (индивидуальное задание): «Прототипы есенинской лирики».

34.

Художественный мир сборника «Персидские мотивы.

1

Художественный мир сборника.

Практикум.

Выразительное чтение и анализ стихотворений.

35.

Тема быстротечности человеческого бытия в лирике С.А. Есенина. Трагизм восприятия гибели русской деревни. «Не жалею, не зову, не плачу», «Мы теперь уходим понемногу», «Сорокоуст».

1

Практикум.

1. Выразительное чтение и анализ стихотворений.

2. Выучить наизусть одно стихотворение (по выбору).

36.

Литературный процесс 20-х годов. Тема революции и Гражданской войны в прозе и поэзии 20-х годов. Поиски поэтического языка новой эпохи. Русская эмигрантская сатира.

3

1

Поиски поэтического языка новой эпохи.

Лекция.

1. Прочитать статью учебника, дополнить конспект лекции.

2. Подготовиться к семинару.

37.

Обзор русской литературы 20-х годов. Тема революции и Гражданской войны в прозе 20-х годов.

1

Семинар.

Подготовиться к семинару.

38.

Поэзия 20-х годов. Поиски поэтического языка новой эпохи. Русская эмигрантская сатира.

1

Семинар.

1. Читать раннюю лирику В. Маяковского.

2. Индивид. зад.:  доклад-сообщение о биографии поэта.

39.

В.В. Маяковский. Жизнь и творчество. Художественный мир ранней лирики поэта. «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно». Пафос революционного переустройства мира. Сатирический пафос лирики. «Прозаседавшиеся», «Нате!» и другие.

4

1

Лекция. Беседа.

1. Подготовиться к практикуму по ранней лирике Маяковского.

2. Читать поэму «Облако в штанах».

3. Выучить (на выбор) стихотворение Маяковского и поставить вопросы, которые оно вызывает, для обсуждения в классе.

4. Индивид. зад.: из статьи Маяковского «Как  делать стихи?» выбрать наиболее важные тезисы.

40.

Поэма В.Маяковского «Облако в штанах»»: проблематика и поэтика.

1

Практикум. Беседа.

Читать стихотворения о любви, вопросы.

41.

Своеобразие любовной лирики В.В. Маяковского. «Лиличка!», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой».

1

Практикум.

1. Выбрать стихотворения о поэте и поэзии, выразительно читать.

2. Вопросы.

42.

Тема поэта и поэзии в творчестве В. Маяковского. «Юбилейное», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину».

Домашнее сочинение №3 по лирике А.А. Блока, С.А. Есенина, В.В. Маяковского.

1

Беседа.

1. Сочинение.

2. Прочитать «Конармия», И. Бабель.

43.

Литература 30-х годов. Обзор. Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы.

1

Лекция.

1. Перечитать сатирические произведения Булгакова, страницы учебника, посвящённые сатире Булгакова, подготовиться к обсуждению.

 2. Индивид. зад.: подготовить сообщение о жизни и творчестве Булгакова.

44.

М.А. Булгаков. Жизнь и творчество. М.А. Булгаков и театр. Судьбы людей в революции в романе «Белая гвардия» в пьесе «Дни Турбинных».

5

1

Лекция. Беседа.

1. Прочитать роман «Белая гвардия» и пьесу «Дни Турбинных».

2. Ответить на вопросы:

 - Какова тема романа «Белая гвардия»?

 - Какова позиция автора?

3. Вспомнить историческую обстановку времени действия и времени написания романа.

4. Индивид. зад.:  подготовить доклад об особенностях драматургии Булгакова. Пьеса «Дни Турбинных».

45.

История создания, проблемы и герои романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

4

1

Беседа. Практикум.

1. Подготовиться к тесту по роману «Мастер и Маргарита».

2. Найти внутренние соответствия евангельских и московских глав романа.

3. Определить особенности стиля этих глав.

46.

История создания, проблемы и герои романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

1

Беседа. Практикум.

Вопросы.

47.

Жанр и композиция романа «Мастер и Маргарита». Анализ эпизода из романа (по выбору учителя).

1

Жанр и композиция романа.

Практикум.

Вопросы.

48.

Жанр и композиция романа «Мастер и Маргарита». Анализ эпизода из романа (по выбору учителя).

Домашнее сочинение №4 по творчеству М.А. Булгакова.

1

Жанр и композиция романа.

Практикум.

1. Сочинение.

2. Прочитать повесть «Котлован».

3. Индивид. зад.: сообщение о жизни и творчестве А. Платонова.

Вн. чт.

49

А.П. Платонов. Жизнь и творчество. Повесть «Котлован»: обзор.

2

1

Внеклассное чтение.

1. Найти в тексте повести пространственно-временные характеристики, отметить их особенности.

2. Найти метафоры, ключевые слова и фразы в  повести «Котлован».

Вн. чт.  50

А.П. Платонов. Жизнь и творчество. Повесть «Котлован»: обзор.

1

Внеклассное чтение.

Прочитать стихотворения о любви А. Ахматовой.

51.

А.А. Ахматова. Жизнь и творчество. Художественное своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики А.А. Ахматовой. «Песня последней встречи», «Сжала руки под тёмной вуалью…».

4

1

Лекция. Практикум.

1. Выучить наизусть стихотворение Ахматовой (по выбору).

2. Сделать письменный анализ стихотворения.

52.

Судьба России и судьба поэта в лирике А.А. Ахматовой. «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Я научилась просто, мудро жить…», «Заплаканная осень, как вдова…», «Родная земля», «Приморский сонет» и другие стихотворения. «Пушкинские штудии».

1

Практикум.

1. Выразительное чтение стихотворений, вопросы.

2. Перечитать поэму «Реквием».

3. Ответить на вопросы:

 - Какие мотивы произведения представляются вам основными?

 -В чём гражданское мужество поэта?

53.

Поэма А.А. Ахматовой «Реквием». Единство трагедии народа и поэта. Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы.

1

Особенности жанра и композиции поэмы.

Практикум.

1. Сочинение-рассуждение по поэме.

2. Выучить наизусть отрывок из поэмы.

54.

Поэма А.А. Ахматовой «Реквием». Единство трагедии народа и поэта. Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы.

1

Особенности жанра и композиции поэмы.

Практикум.

1. Читать стихотворения О. Мандельштама.

2. Индивид. зад.: подготовить сообщение о жизни и творчестве поэта.

55.

О.Э. Мандельштам. Жизнь и творчество. Культурологические истоки и музыкальная природа эстетического переживания в лирике поэта. Трагический конфликт поэта и эпохи. «NotreDame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слёз…» и другие стихотворения.

2

1

Лекция. Практикум.

Выразительное чтение и анализ стихотворений.

56.

О.Э. Мандельштам. Трагический конфликт поэта и эпохи. «NotreDame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слёз…» и другие стихотворения.

1

Лекция. Практикум.

Выразительное чтение стихотворений М. Цветаевой.

57.

М.И. Цветаева. Жизнь и творчество. Тема творчества, поэта и поэзии в лирике М.И. Цветаевой. «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твоё – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Попытка ревности», «Стихи к Пушкину».

2

1

Лекция. Практикум.

1. Прочитать и разобрать стихотворение «Тоска по Родине!».

2. Одно стихотворение выучить наизусть (по выбору).

58.

М.И. Цветаева. Тема Родины. «Тоска по Родине! Давно», «Стихи о Москве». Своеобразие поэтического стиля.

Домашнее сочинение№ 5 по лирике А.А. Ахматовой, М.И. Цветаевой.

1

Лекция. Практикум.

1. Сочинение.

2. Индивид. зад.: сообщение-доклад о биографии М.А. Шолохова.

3. Прочитать «Донские рассказы», вопросы.

59.

М.А. Шолохов: судьба и творчество.  «Донские рассказы».

8

1

Лекция.

1. Перечитать 1 – 2 части I тома романа.

2. Ответить на вопросы:

 -Какие семьи находятся в центре повествования?

 - Как описывает Шолохов донскую природу, казачий хутор?

3. Индивид. зад.: доклад по истории казачества.

60.

Картины Гражданской войны в романе «Тихий Дон». Проблемы  и герои романа.

5

1

Беседа.

1. Батальные сцены III  части романа. Анализ.

2. Роль эпиграфа к III  части романа.

3. Опережающее задание: составить план «Судьба Григория Мелехова».

61.

Картины Гражданской войны в романе «Тихий Дон». Проблемы  и герои романа.

1

Беседа.

Вторая книга.

1. Как отразились события мировой войны на мирной жизни казаков?

2. Новая власть и отношение к ней казаков.

3. Гражданская война как трагедия народа (подобрать эпизоды).

62.

Трагедия народа и судьба Григория Мелехова в романе «Тихий Дон».

1

Беседа.

Закончить сюжетный план «Судьба Григория Мелехова».

63.

Женские судьбы в романе «Тихий Дон».

1

Беседа.

Как соотносятся события, захватившие страну, с событиями личной жизни Григория Мелехова?

64.

Особенности жанра и художественная форма романа «Тихий Дон».

1

Семинар.

1. Подготовка к сочинению.

2. Индивид. зад.: подготовить доклад по «Поднятой целине».

РР

65 - 66.

Классное контрольное сочинение №2 

по творчеству М.А. Шолохова.

2

Уроки контроля.

Уроки развития речи.

1. Прочитать статью учебника о

литературе периода Великой Отечественной войны.

2. Прочитать указанные стихотворения.

67.

Литература периода Великой Отечественной войны: поэзия, проза, драматургия.

1

Лекция. Беседа.

Выучить стихотворение военных лет (по выбору), сделать его разбор.

68.

Литература второй половины XX века. Обзор. Темы и проблемы русской прозы: военная литература, «городская», «деревенская» проза; традиции и новаторство русской поэзии, драматургии. Возвращённые имена литературы Русского зарубежья. Литературная критика и публицистика. Поэзия 60-х годов.

3

1

Военная литература, «городская», «деревенская» проза.

Лекция.

1. Перечитать произведения о войне В. Быкова, В. Кондратьева, Ю. Бондарева, В. Астафьева, К. Воробьёва и др. (по выбору).

2. Подготовить сообщения по материалам мемуаров военачальников, по биографии В. Кондратьева.

3. Подготовить сообщения-рассказы по воспоминаниям родственников, помнящих войну.

69.

Новое осмысление военной темы в литературы 50 – 90 годов. Ю. Бондарев, В. Богомолов, Г. Бакланов, В. Некрасов. К. Воробьёв, Б. Васильев (произведения по выбору учителя).

1

Военная литература.

Семинар.

1. Перечитать произведения о войне В. Быкова, В. Кондратьева, Ю. Бондарева, В. Астафьева, К. Воробьёва и др. (по выбору).

2. Подготовить сообщения по материалам мемуаров военачальников, по биографии В. Кондратьева.

3. Подготовить сообщения-рассказы по воспоминаниям родственников, помнящих войну.

70.

Новое осмысление военной темы в литературы 50 – 90 годов. Ю. Бондарев, В. Богомолов, Г. Бакланов, В. Некрасов. К. Воробьёв, Б. Васильев (произведения по выбору учителя).

1

Военная литература.

Семинар.

1. Прочитать статью учебника о поэзии периода «оттепели».

2. Прочитать выразительно указанные стихотворения, вопросы.

71.

А.Т. Твардовский. Жизнь и творчество. Лирика А.Т. Твардовского. Размышление о настоящем и будущем родины.

 2

1

Практикум.

  Познакомиться с лирикой А.Т. Твардовского, ответить на вопрос: какие традиции русской лирики нашли отражение в творчестве поэта?

72.

А.Т. Твардовский. Осмысление темы войны. «Вся суть в одном – единственном завете…», «Письмо матери», «Я знаю, никакой моей вины…» и другие стихотворения.

1

Практикум.

1. Прочитать указанные стихотворения, вопросы.

2. Индивид. зад: подготовить сообщение о биографии Б.Л. Пастернака.

73.

Б.Л. Пастернак. Жизнь и творчество. Философский характер лирики Б. Пастернака. Основные темы и мотивы его поэзии. «Февраль. Достать чернил и плакать!», «Определение поэзии», «Во всём мне хочется дойти до самой сути…», «Гамлет», «Зимняя ночь» и другие стихотворения.

4

1

Лекция. Практикум.

1. Выучить наизусть стихотворение (на выбор).

2. Подготовиться к тесту по лирике Пастернака (сделать разбор стихотворений «Мне хочется домой, в огромность» из книги «Второе рождение»; «Во всём мне хочется дойти …» из сборника «Когда разгуляется»; «Зимняя ночь»).

74.

Б.Л. Пастернак. Жизнь и творчество. Философский характер лирики Б. Пастернака. Основные темы и мотивы его поэзии. «Февраль. Достать чернил и плакать!», «Определение поэзии», «Во всём мне хочется дойти до самой сути…», «Гамлет», «Зимняя ночь» и другие стихотворения.

1

Лекция. Практикум.

  Найти в романе «Доктор Живаго» христианские образы, символы, христианскую лексику; подумать, какую роль они играют.

Вн. чт.

75.

Б.Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго». Его проблематика и художественное своеобразие.

2

1

Внеклассное чтение.

 Перечитать стихи Юрия Живаго, ответить на вопросы:

 - Какова роль стихов в композиции романа?

 - Каковы основные темы и идеи этих стихов?

 - Проанализируйте образную структуру стихотворений.

Вн. чт.

76.

Б.Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго». Его проблематика и художественное своеобразие.

1

Внеклассное чтение.

1. Прочитать повесть «Один день Ивана Денисовича».

2. Индивид. зад.: подготовить сообщение о биографии Солженицына.

77.

А.И. Солженицын. Жизнь и творчество. Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в творчестве писателя. Повесть «Один  день Ивана Денисовича».

2

1

Лекция. Беседа.

Выбрать для прочтения в классе отрывки из «Архипелага ГУЛАГ».

78.

А.И. Солженицын. Жизнь и творчество. Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в творчестве писателя. Повесть «Один  день Ивана Денисовича».

Домашнее сочинение № 6 по творчеству Б.Л. Пастернака и А.И. Солженицына.

1

Лекция. Беседа.

1. Прочитать «Колымские рассказы».

2. Индивид. зад.: подготовить сообщение о биографии Шаламова.

Вн. чт.

79.

В.Т. Шаламов. Жизнь и творчество. Проблематика и поэтика «Колымских рассказов» (произведения по выбору учителя).

1

Внеклассное чтение.

1. Прочитать указанные стихотворения.

2. Индивид. зад.: подготовить сообщение о биографии Рубцова.

80.

Н.М. Рубцов. Слово о поэте. Основные темы и мотивы лирики поэта и её художественное своеобразие. «Видение на холме», «Русский огонёк», «Я буду скакать по полям задремавшей отчизны…», «Звезда полей», «В горнице».

2

1

Лекция. Практикум.

1. Выучить наизусть одно стихотворение (по выбору), разобрать его.

2. Индивид. зад.: сообщения: «Особенности ранней лирики Н. Рубцова», «Основные этапы жизненного пути Н. Рубцова», «Я умру в крещенские морозы» (рассказ о вологодской трагедии 1971 года), «Н. Рубцов и С. Есенин (сопоставительный анализ стихотворений по выбору)», «Развитие рубцовской традиции в современной поэзии (на примере творчества одного из современных поэтов по выбору)».

3. Прочитать по учебнику статью о «деревенской прозе».

4. Прочитать повесть «Царь-рыба».

81.

«Деревенская» проза в современной литературе. В.П. Астафьев. Взаимоотношения человека и природы в повествовании и рассказах «Царь-рыба».

2

1

«Деревенская» проза.

Лекция. Беседа.

Перечитать повесть «Печальный детектив».

82.

«Деревенская» проза в современной литературе. В.П. Астафьев. Взаимоотношения человека и природы в повествовании и рассказах «Царь-рыба». Нравственные проблемы романа «Печальный детектив» (обзор).

1

«Деревенская» проза.

Лекция. Беседа.

1. Перечитать повесть «Прощание с Матёрой».

2. Индивид. зад.: подготовить сообщение о биографии Распутина.

83.

В.Г. Распутин. Нравственные проблемы произведений «Последний срок», «Прощание с Матёрой», «Живи и помни» (по выбору учителя).

2

1

«Деревенская» проза.

Беседа.

 Перечитать повесть «Живи и помни».

84.

В.Г. Распутин. Нравственные проблемы произведений «Последний срок», «Прощание с Матёрой», «Живи и помни» (по выбору учителя).

Домашнее сочинение № 7 по творчеству В.П. Астафьева и В.Г. Распутина.

1

«Деревенская» проза.

Беседа.

1. Прочитать указанные стихотворения, сделать разбор по плану.

2. Индивид. зад.: подготовить сообщение о биографии Бродского.

85.

И.А. Бродский. Слово о поэте. Проблемно-тематический диапазон лирики поэта. «Осенний крик ястреба», «На смерть Жукова», «Сонет («Как жаль, что тем, чем стала для меня…»)» или другие стихотворения.

1

Беседа. Практикум.

Задания по группам: подготовить сообщения-представления о поэтах, писавших в жанре «авторской песни».

Вн. чт.

86.

Авторская песня. Песенное творчество А. Галича, Ю. Визбора, В. Высоцкого, Ю. Кима, И. Талькова, В. Цоя и других.

2

1

Авторская песня.

Внеклассное чтение.

Задания по группам: подготовить сообщения-представления о поэтах, писавших в жанре «авторской песни».

87.

Б.Ш. Окуджава. Слово о поэте. Военные мотивы в лирике поэта. «До свидания, мальчики». Стихи о Москве. «Ты течёшь, как река. Странное название». Искренность и глубина поэтических интонаций. «Когда мне невмочь пересилить беду…».

1

Авторская песня.

Практикум.

 1. Прочитать по учебнику статью о «Городской прозе».

2. Прочитать повесть «Обмен».

88.

«Городская» проза в современной литературе. Ю.В. Трифонов. «Вечные» темы и нравственные проблемы повести «Обмен».

1

«Городская» проза.

Лекция. Беседа.

Сочинение-рассуждение по повести.

89.

Темы и проблемы современной драматургии. (А. Володин, А. Арбузов, В. Розов).

1

Лекция. Беседа.

 Прочитать пьесу Вампилова «Старший сын». Подумать об определении жанра пьесы, попробовать разобраться в системе характеров.

Вн. чт.

90.

Из литературы народов России. М. Карим. Жизнь и творчество. «Подует ветер – всё больше листьев…», «Тоска», «Давай, дорогая, уложим и скарб, и одежду…», «Птиц выпускаю…». Отражение вечного движения жизни. Тема памяти о родных местах, мудрости предков. Психологизм лирики башкирского поэта.

1

Внеклассное чтение.

Подготовиться к сочинению.

Р Р

91 -92.

Классное сочинение №3 

по литературе 50 – 90-х годов.  

2

Уроки контроля.

Уроки развития речи.

1. Прочитать статью учебника о современной литературе.

2. Индивид. зад.: подготовить сообщения.

3. Подготовиться к семинару (Рассказы Т. Толстой, повесть В. Пелевина «Омон Ра», рассказы С. Довлатова, новейшая поэзия).

93.

Основные направления и тенденции развития современной литературы: общий обзор произведений последнего десятилетия.

1

Основные направления и тенденции развития современной литературы.

Лекция. Беседа.

1. Прочитать «Дом, где разбиваются сердца».

2. Индивид. зад.: подготовить сообщение о биографии Б. Шоу.

Вн. чт.

94.

Б. Шоу. «Дом, где разбиваются сердца». Духовно-нравственные проблемы пьесы. Традиции А.П. Чехова в пьесе Б. Шоу.

2

1

Внеклассное чтение.

Прочитать «Пигмалион».

Вн. чт.

95.

Б. Шоу. «Пигмалион». Проблема духовного потенциала личности  и его реализации. Сценическая история пьесы.

1

Внеклассное чтение.

1. Прочитать указанные стихотворения.

2. Индивид. зад.: подготовить сообщение о биографии Т.С. Элиота.

96.

Т.С. Элиот. Слово о поэте. «Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока». Многообразие мыслей и настроений стихотворения. Средства создания комического.

1

Практикум.

1. Прочитать романы «Восходит солнце», «Прощай, оружие!» (по выбору).

2. Индивид. зад.: подготовить сообщение о биографии Э.М.  Хемингуэя.

Вн. чт.

97.

Э.М. Хемингуэй. Слово о писателе и его романах. «Восходит солнце», «Прощай, оружие!».

1

Внеклассное чтение.

1. Прочитать «Три товарища».

2.         Индивид. зад.: подготовить сообщение о биографии Э.М. Ремарка.

Вн. чт.

98.

Э.М. Ремарк. «Три товарища». Трагедия и гуманизм повествования. Своеобразие художественного стиля писателя.

1

Внеклассное чтение.

Прочитать «Три товарища».

Подготовиться к семинару

99.

Проблемы и уроки литературы XX века.

1

Семинар.

.

100 - 102

Резервные уроки.

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе на 2014 – 2015 учебный год 6 класс (2 часа в неделю, за год 68 часов) Учебно-методический комплект: Планирование составлено на основе общеобразовательной программы Литература. 5 – 11 классы// Под

Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования ...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...