Конспект урока «Философское осмысление лирики природы в поэзии Тютчева».
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Татьяна Анатольевна Игнатенко

Конспект урока по литературе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Философское осмысление лирики природы в поэзии Тютчева».

Цели урока:

  1. Определить место Тютчева в истории русской поэзии.
  2. Показать своеобразие его лирики.
  3. Развивать у учащихся навыки интерпретации лирического произведения.

Оборудование:

Портрет Тютчева

На доске написано число, тема урока и эпиграф.

ХОД    УРОКА.

I.        Вступительное слово.

1.        Повторение материала, изученного на предыдущих уроках.
Учитель.
Вспомните, о чем размышляет Базаров перед смертью.

Ученики говорят о том, что герой стал человечнее, мягче относится к своим родителям; поэтично звучат его слова, обращенные к любимой женщине, но эти чувства сливаются с размышлениями о Родине, обращением к таинственной России: «Я нужен России... Нет, видно не нужен... Да и кто ей нужен?».

Россия так и осталась для Базарова загадкой, не до конца разгаданной. Своеобразным ответом тургеневскому герою могли бы стать строки поэта, к творчеству которого мы обращаемся сегодня. Их повторяют и наши друзья и наши враги, пытающиеся разгадать таинственную славянскую душу:

Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать - В Россию можно только верить.

2.        Краткое сообщение о жизненной и творческой судьбе поэта.
Учитель. Обратим внимание на даты жизни поэта - 1803 - 1873. О чем

они могут нам сказать, особенно если мы вспомним о другом великом русском поэте - А.С.Пушкине?

Дата рождения «прозрачна» и понятна: Тютчев не просто современник, а почти ровесник Пушкина. Поэтическую деятельность они начали почти одновременно. Литературный дебют Тютчева состоялся в 14 лет.

Вторая дата наводит на мысль, что и Пушкин мог дожить до 1870-х, а может быть и 1880-х годов. Ведь на открытии памятника поэту в Москве были некоторые его друзья, живы были и два лицеиста: Горчаков и Комсовский. Еще раз испытываешь потрясение от мысли о преждевременности трагической гибели Пушкина.

В жизни Тютчева все было спокойнее (по крайней мере внешне), чем у Пушкина. Биография его меньше всего похожа на биографию поэта. Усадебное детство в родовом имении Овстуг Брянского уезда, учеба в Московском университете, двадцатидвухлетняя (1822 -1844) служба за границей на скромной должности младшего секретаря русского посольства в Мюнхене, возвращение в Россию, где до конца жизни Тютчев служит в комитете иностранной цензуры. А вот его творческая биография удивительна.

Имя Тютчева-поэта в XIX веке открывалось трижды. Впервые поэзия Тютчева получила признание в 1836 году. Копии стихотворений Тютчева через Вяземского и Жуковского попали в руки Пушкина. Очевидец вспоминал, «в какой восторг пришел Пушкин, когда он в первый раз увидел собрание рукописное его стихов. Он носился с ними целую неделю». В третьем и четвертом номерах «Современника» появляются «Стихотворения, присланные из Германии» с подписью Ф.Т. Но, признанные в узком кругу ценителей поэзии, широкой публикой и даже критикой того времени стихотворения замечены не были.

После гибели Пушкина, а затем и Лермонтова в русской поэзии наступают «сумерки». 1840-е годы - «непоэтическое» время, которое ознаменовано расцветом прозы. И вдруг новый поэтический взрыв! 1850-е годы можно вновь назвать «стихотворной эпохой»: Н.Некрасов, А.Фет, Я.Полонский, Ап.Григорьев, А.К.Толстой... и другие славные поэтические имена являются олицетворением этого десятилетия.

Начинается эта стихотворная эпоха со смелого, необычного, неслыханного журналистского «хода». В 1850 году в журнале «Современник», редактором которого уже был Некрасов, появляются те же самые 24 стихотворения Тютчева, которые впервые увидели свет в пушкинском «Современнике». Статья «Русские второстепенные поэты», где Некрасов оговорил, что эпитет «второстепенные» употреблен им в качестве противопоставления «по степени известности» таким поэтам, как Пушкин, Лермонтов, Крылов и Жуковский, а не в смысле оценочном, относит стихотворения «Ф.Т.» «к немногим блестящим явлениям в области русской поэзии».

В 1854 году И.С.Тургенев выпускает первый сборник стихотворений Тютчева.

Но в 1870-е годы интерес к поэту угас. Третье открытие Тютчева состоится в новую поэтическую эпоху - эпоху серебряного века. Русские символисты (Вл.Соловьев, В.Брюсов, К.Бальмонт, Д.Мережковский) в 1890-е годы увидели в Тютчеве предшественника поэзии наступающего XX века.

Каждая новая поэтическая эпоха так или иначе сталкивается с необходимостью заново и по-своему осмыслить создание этого уникального в истории русской литературы поэта.

II.      Повторение и обобщение изученного в предыдущих классах.

Учитель. Со стихотворениями Тютчева вы начали знакомиться с первого класса. Давайте вспомним наиболее известные.

Проводится викторина, целью которой является не столько вспомнить то или другое стихотворение, но оживить в памяти образный строй лирики Тютчева, настроиться на определенную эмоциональную волну, когда чувство свободно льется, что так необходимо для восприятия поэзии.

Учитель. По поводу какого стихотворения Некрасов писал: «Читая их, чувствуешь весну, когда сам не знаешь, почему делается легко и весело на душе, как будто несколько лет свалилось с плеч»?

Ученики вспоминают стихотворение «Весенние воды».

Учитель. Какое стихотворение о природе написано 31 декабря?

Здесь особенно важно, чтобы ребята не только назвали стихотворение «Чародейкою Зимою»,  но и сумели ощутить таинственную прелесть природы,

очарование   новогодней   ночи,   от   которой   ждут   чуда,   сказочное   восприятие окружающей природы.

Учитель. В каком стихотворении Тютчев изображает победу весны над зимою, используя сказочный элемент?

Ученики вспоминают строки из стихотворения «Зима недаром злится».

Учитель. Какому явлению природы Тютчев сделал признание в любви?

Называется стихотворение «Люблю грозу в начале мая...»

Учитель. Какое стихотворение имеется в виду в следующем высказывании: «Мы дивимся и восхищаемся тому, как мог аристократ, проживавший в городе и довольно долго в заграничье, почувствовать душу земли подобно истинному землевладельцу-труженику, ибо предзимнее «отдыхающее» поле можно только почувствовать, а не увидеть».

Ученики (с подсказкой или без подсказки учителя) называют один из шедевров поэта: «Есть в осени первоначальной».

Учитель. Стихи Тютчева о природе прочно вошли в нашу жизнь. Кажется, нет русского человека, который бы со школьной скамьи не знал «Весенней грозы», «Весенних вод», «Чародейкою Зимою...». Для одних читателей на этом и заканчивается знакомство с поэтом, для других - названные стихи становятся началом более глубокого общения с Тютчевым.

Будем надеяться, что сегодняшний урок позволит нам углубить и расширить свои представления о поэте.

III.    Тютчев - певец природы. Многообразные проявления жизни природы в его лирике.

Учитель. Стихотворений о природе изучено нами немало. Попробуем определить, в чем своеобразие лирики Тютчева?

Тютчев стремился уловить душу природы, ее язык, понять и объяснить во всех ее проявлениях. Ему представляется высшим блаженством, доступным человеку, любоваться многообразными проявлениями жизни природы. Какими?

Обратим внимание хотя бы на названия или первые строки стихотворений: «Первая встреча весны», «Весенние воды», «Летний вечер», «Осенний вечер», «Чародейкою Зимою», «Утро в горах», «Первая гроза», «Полдень мглистый», «Ночные голоса», «Грохот летних бурь», «Радуга», «Дождь», «Зарницы», «Светозарный месяц». И времена года, и времена суток, и природные явления - все волнует поэтическое воображение Тютчева, но больше всего его привлекают «стихийные споры» природы, особенно бурь и гроз.

Мы уже вспоминали одно из самых известных стихотворений Тютчева, которое И.Аксаков назвал «майской грозовой потехой»: «Люблю грозу в начале мая». Гармония стихийных споров, - вот что привлекает поэта.

Это связано с тем, что Тютчев поэт-мыслитель. Философскую основу его мировоззрения составляет особое отношение к природе. Страстная любовь к жизни и постоянная внутренняя тревога, обусловленная трагическим восприятием действительности; мучительная тревога, вызванная мыслью о кратковременности человеческого бытия, - вот что заставляет поэта всматриваться в природу, в которой он, подобно Тургеневу (вспомните финальный пейзаж романа «Отцы и дети»), видит реальность, обладающую способностью вечно обновляться.

В иные моменты природа кажется поэту силой, сочувствующей человеку, в иные - враждебной, но чаще всего - глубоко безучастной. Отсюда, казалось бы, парадоксальное заключение:

Природа - сфинкс. И тем она верней

Своим искусом губит человека,

Что, может статься, никакой от века

Загадки нет и не было у ней.

Отсюда благоговейное отношение к природе («Не то, что мните вы, природа...»). Отсюда и особые взаимоотношения человека и природы: подлинное бытие имеет лишь природа в целом. Человек лишь «греза природы». Отношение к природе, которая жива сама по себе, одушевлена сама по себе приводит к излюбленному у Тютчева приему описания: природа показана в переходные моменты своей жизни. Это очень хорошо видно при изображении, например, времен года.

Ученики вспоминают стихотворение «Весенние воды»: Еще в полях белеет снег, А воды уж весной шумят.

Учитель. Какие мысли и чувства рождаются у поэта при обращении к таким моментам перехода?

Ученикам дается задание прочитать стихотворение «Еще земли печален вид...» и подготовить выразительное чтение.

Учитель. Какую мысль важно передать при выразительном чтении? (Старое еще живо, но появляется новое). Давайте разберемся в особенностях композиции. Стихотворение отчетливо делится на две части.

Чему посвящена первая часть?

Тема первой части - пробуждение природы от зимнего, уже «редеющего» сна.

Поэт изобразил печальную, даже мертвую природу, но в тоже время он искусно рисует приметы пробуждения. Попытаемся представить воздух, который «уж весною дышит», едва заметное колыхание мертвого в поле стебля, почти неуловимое шевеление ветвей ели. Позже в живописи импрессионисты будут искать способ передать впечатление от увиденного. Если попытаться представить изображенное, то можно увидеть, что Тютчев стремится именно к этому, подготовив читателя к развернутому олицетворению, заключающему первую часть стихотворения: «Весну послышала она, // И ей невольно улыбнулась...».

Тема второй части стихотворения определяется легко: пробуждение души.

Но в чем особенности изображения этого пробуждения?

Найдем образы, которые являются центральными в строфе: «Блестят и тают глыбы снега, // Блестит лазурь, играет кровь...». Образ тающих снегов, казалось бы, непосредственно рисует «природное» таяние снегов. Но мы часто используем подобные метафоры, говоря, например: «Душа оттаяла». Таким образом, показывая уходящее старое и возникающее новое, Тютчев изображает их в своеобразном единстве. Поэт любуется борьбой старого и нового, рисует ее красоту, потому что это слияние как бы ограничивает враждебные силы. Показывая пробуждение природы, он использует олицетворения; показывая пробуждение души человеческой, он использует образы из мира природы. Поразительна нерасторжимость образов обновляющейся природы и молодеющей души, природы и состоянием души человека.

Ученики (с подсказкой или без подсказки учителя) называют «Слезы людские, о слезы людские»; «Дума за думой, волна за волной»; «Поток сгустился и темнеет» и др.

Интересна история создания стихотворения «Слезы людские, о слезы людские», рассказанная И.Аксаковым: «Однажды, в осенний дождливый вечер, возвратясь домой на извозчичьих дрожках, весь промокший, он (Тютчев) сказал встретившей его дочери: «Я сочинил несколько стихов». И пока его раздевали, продиктовал ей следующее прелестное стихотворение:

Слезы людские, о слезы людские...

Здесь почти нагляден для нас тот истинно поэтический процесс, которым внешнее ощущение капель чистого осеннего дождя, лившего на поэта, пройдя сквозь его душу, претворяется в ощущение слез и облекается в звуки, которые, сколько словами, столько же самой музыкальностью своей, воспроизводят и впечатление дождливой осени, и образ плачущего людского горя... И все это в шести строчках!»

Сила эмоционального впечатления, производимого на нас стихами Тютчева о природе велика, потому что он мастерски владел умением создавать картины природы. По мнению Некрасова, «пейзаж в стихах» «представляет самый трудный род поэтических произведений», т.к. требует от художника умения «двумя-тремя чертами» вызвать в воображении читателя описываемую картину. Тютчев «в совершенстве владеет этим искусством». Как же он этого добивается? Заглянем в творческую лабораторию поэта.

Учащимся предлагаются карточки с отпечатанной первой частью стихотворения «Фонтан». Эпитеты пропущены. Дается время, чтобы вставить их. Ученики должны обосновать свой выбор. Эта творческая работа не только чрезвычайно интересна для учащихся, но весьма полезна. Активизируя их ум, эмоции, она в то же время дает наглядное и «прочувствованное» представление о целостности всей системы художественно-изобразительных средств, о их взаимосвязи, точности и в то же время свежести каждого образа.

«Смотри, как облаком...». Эпитеты, найденные старшеклассниками, в лучшем случае совпадают по рифме и ритму. Чаще всего они предлагают «большим», «седым» и т.п. При проверке увидим, почему такой неожиданный эпитет будет употреблен поэтом: «облаком живым». Ведь действительно, Тютчев рисует массу движущейся воды, фонтан «клубится», отсюда ощущение, что он «живой», «сияющий». Неожиданным явится и эпитет к слову «дым» «влажный». Но, услышав его, опять изумляемся конкретности образа: ведь иначе не передать ощущение влаги на руках, на лице, на волосах, которое появляется возле фонтана. Очень важно поработать над эпитетом «высоты заветной», чтобы понять неудержимое стремление фонтана к желанной высоте, достичь которой он не в состоянии, и падает, «пылью огнецветной» назад, на землю.

Учитель. Что же дает нам, читателям, такой продуманный отбор эпитетов? Зримую, живописную картину.

Теперь прочитаем все стихотворение в целом. Какой смысл в этом стихотворении приобретает живописное описание фонтана?

В данном стихотворении живописной картиной неиссякаемой струи, всякий раз низвергаемой с высоты «незримо-роковой дланью», напоминает Тютчев о силе и одновременно ограниченности человеческого разума. Наглядно показана чисто философская диалектика соотношения стремления человеческого ума к абсолютному знанию и «роковой» невозможности его осуществления. Для поэта сущность мира -столкновение, противоречие, конфликт. Он наблюдает их повсюду: в природе, в движении истории, в человеческой душе. Но природа всегда оказывается для него неисчерпаемой, потому что, даря человеку долю правды о себе, она остается таинственной и загадочной, «сфинксом». Для передачи этих чувств, мыслей и использует Тютчев свой излюбленный прием «образного параллелизма». Причем не всегда эта параллель обнаруживается явно. Иногда граница между явлениями природы и состоянием души как бы стирается, исчезает, одно неприметно переходит в другое.

Далее предлагаем ученикам прослушать стихотворение «Осенний вечер».

Учитель. Какое настроение создается при чтении?

Попробуйте подобрать цветовую гамму, чтобы передать это настроение.

Учащиеся отмечают, что поэт описывает природу в ее осеннем праздничном убранстве. Ее «умильная таинственная прелесть» наложила свой мягкий умиротворяющий отпечаток на интонацию стихотворения. Основная цветовая гамма - светлые, слегка желтоватые краски, а по этому светлому полю — мазки яркого черного, багряного, желтого и т. п. - цвета, которые помогают передать, как тревожными нотами в стихотворение врываются слова о «зловещем блеске и пестроте дерев», о порывистом холодном ветре, предвещающем природе «ущерб, изнеможенье».

Учитель. Стихотворение не просто показывает определенное состояние природы. Найдите сравнение, которое является его основой.

Учащиеся видят, что «кроткая улыбка» увядающей природы сравнивается со «стыдливостью страданья», которое проявляется в «разумном» существе. Отмечаем нерасторжимое диалектическое единство состояния человека и природы, которое так мастерски передает поэт.

Учитель. В народном сознании живет благоговейное и трепетное отношение к стихийным силам природы, и чем загадочнее эти силы, тем больше к ним притяжение человека, тем больше родственная связь и больше желание продлить такую «загадочность». Загадочность сил природы и связи с ними человеческой жизни Тютчев показывает с помощью «свернутого сравнения».

Прослушивание стихотворения «Что ты клонишь над водами...».

Учитель. Что вы представляете, читая эти стихи? Какое состояние ивы и струи передано в стихотворении?

Говоря о своих представлениях, десятиклассники могут нарисовать картину, передающее реальное описание природы: яркий солнечный день, стремительный, искрящийся поток воды, весело бегущий по камешкам, извивающийся и холодный. Над водой склонилась плакучая ива, которая каждой веточкой («жадными устами») тянется к струе. Она несчастна. Склонившись «дрожащими листами», она пытается «пробиться» к струе, каждый лист ее томится, трепещет. Но у струи иной характер. Она весела, беззаботна, капризна и ... безжалостна.

Учитель. В реальной картине природы без труда угадывается и символический подтекст, поэтому легко можно представить и другие образы, например, мудрого старца, скорбящего об уходящей жизни, хотя чаще всего в воображении рисуется образ несчастной девушки (вспомним, что в народной поэзии образ плакучей ивы соотносится с женским образом) и легкомысленного молодого человека, не обращающего внимание на страдания подруги. В связи с разнообразным толкованием символических образов стихотворения можно вспомнить слова Тютчева по поводу стихотворения Я.П.Полонского «Утес», которое при своем появлении вызвало различные толки: «Прочтя это стихотворение, всякий вложит в него свою собственную мысль, смотря по настроению - а это едва ли не верно...». Такой анализ стихотворения достаточно убедительно показывает, почему символисты восприняли Тютчева как предшественника своей поэзии.

В чем же особенность лирики природы в творчестве Тютчева?

Домашнее задание: проанализировать одно (по выбору) стихотворение Тютчева, в котором используется прием образного параллелизма.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особое философское звучание лирики природы в творчестве Ф.И. Тютчева, 10 класс

Уроки-исследования (2 часа) в 10 классе по лирике Ф.И. Тютчева. на авторство не претендую, брала изюминку из разработок коллег, монографий-исследований, сама добавила интереснейший материал Б.М. Козыр...

Урок-исследование на тему "Особое философское звучание лирики природы в творчестве Ф. Тютчева” (10 класс).

Урок с применением групповой технологии. Исследование философской, пейзажной лирики Ф.И.Тютчева...

Урок литературы в 10 классе на тему: "Философское осмысление лирики природы Ф.И.Тютчева"

В материале представлена разработка урока по теме "Филосоыское осмысление лирики природы Ф.И.Тютчева"...

Блок-урок: 1. Лирика природы Ф. И. Тютчева («Осенний вечер», «Весенние воды», «Не то, что мните вы, природа...») 2 . «О, как убийственно мы любим...»: «Накакнуне годовщины 4 августа 1864 года», «Я встретил вас и все былое».

ЦЕЛИ:1. ДидактическаяПроанализировать ключевые стихотворения Ф. И. Тютчева о природе и о любви.2. Развивающие Развивать умение целостного анализа произведения; Развитие умения готовить сообщ...

Конспект урока по литературе "Лирика Тютчева"

Конспект урока по литературе "Лирика Тютчева"...

Урок литературы в 10 классе "Философское звучание лирики природы в творчестве Ф.И. Тютчева"

Урок-исследование помогает ученикам 10 класса понять мировосприятие Ф.И.Тютчева, помогает развивать творческие способности, формирует художественный вкус.На уроке ребята анализируют стихотворения поэт...