Рабочая программа по литературе для 8 класса
рабочая программа по литературе (8 класс) по теме

Филянова Дарья Константиновна

Данная рабочая программа включает в себя методическую разработку, предназначенную для школ с очно-заочной формой обучения.

 

Рабочая программа состоит из:
  1. пояснительной записки с указаниями основных методических сносок, количеством часов, отведенных на очную и самостоятельную работу;
  2. календарно-тематического планирования с указанием изучаемого раздела, темы, количеством часов, домашним заданием и методическими рекомендациями;
  3. системы зачетов;
  4. системы оценивания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8a_lit.docx63.83 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

центр образования № 1 Санкт-Петербурга

«Рассмотрено»

на заседании Методического Совета

Протокол № ___от «___»_______201_г

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР ГБОУ ЦО № 1 Санкт-Петербурга _____________

 /______________________/

 «__»____________20___г.

«Утверждаю»

Директор ГБОУ ЦО № 1

г. Санкт-Петербурга

Григорьева С. С.

/___________________/

Приказ №____от

«___»________201_г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Филяновой Дарьи Константиновны

по литературе

для 8А класса

                                                                                                            Рассмотрено на заседании

                                                                                                                          Педагогического совета

                                                                                                                 протокол № ____от

«__»____________20___ г.

г. Санкт-Петербург

2017- 2018 учебный год

Раздел I. Пояснительная записка

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6, 7-8 классы и 9 класс.

Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, вторая – владеет техникой чтения и более подготовлена к истолкованию прочитанного. Именно поэтому на уроках со второй группой важно уделять больше внимания активному чтению вслух и углублению толкования художественных произведений.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: от освоения различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя до начальных сведений об историзме литературы как искусства слова (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 8 классе – взаимосвязь литературы и истории. Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 8 класс.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

В мире русской народной песни  (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа  в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная…», «Вдоль по улице метелица метет…», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».

        Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.

        Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком…». Особенности содержания и формы народных преданий.

        Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений).

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

        Из «Жития Александра Невского». Защита русский земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.

        «Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои – крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.

        «Шемякин суд» - «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

        Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

        Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.

        «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.

        Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

        Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.

«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни.  «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.

Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).

Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.

«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич – главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К.Ф.Рылеева – основа песни о Ермаке.

Теория литературы. Дума (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

«Туча». Разноплановость содержания стихотворения – зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.

К*** («Я помню чудное мгновенье…»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.

«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А.Пушкин).

Роман «Капитанская дочка». Гринев – жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова – нравственная красота героини. Швабрин – антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».

Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).

«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.

«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.

Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношении к истории, исторической теме в художественном произведении.

«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора – высмеять «все дурное в России» (Н.В.Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В.И.Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю.Манн). Хлестаковщина как общественное явление.

Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).

«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.

«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.

Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.

Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

«После бала». Идея разделенности двух Росссий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.

Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.

Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.

«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

Теория литературы. Сюжет и фабула.

Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.

«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С.Пушкина, С.А.Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.

Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).

Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе.

«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).

Писатели улыбаются

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О.Дымов, А.Аверченко. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Ироническое повествование о прошлом, характеризующее отношение к современности.

М.Зощенко.  «История болезни»; Тэффи.  «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения.

Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.

«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Для самостоятельного чтения.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.

«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.

Новаторский характер Василия Теркина – сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.

Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.

«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою родину (Е.Винокуров. «Москвичи»; М.Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…»; А.Фатьянов. «Соловьи»; Л.Ошанин. «Дороги»; В.Высоцкий. «Песня о Земле» и др.). Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).

Русские поэты о Родине, родной природе

И.Анненский. «Снег»; Д.Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н.Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок…»; Н.Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия…».

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине.  Н.Оцуп. «Мне трудно без России…» (отрывок); З.Гиппиус. «Знайте!», «так и есть»; Дон Аминадо. «Бабье лето»; И.Бунин. «У птицы есть гнездо…». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.

«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта – символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

Сонеты – «Кто хвалится родством своим со знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной…».

В строгой форме сонетов – живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира – «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г.Белинский).

Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.

Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.

«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен).  XVII век – эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции.  Мольер – великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.

Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятий).

Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе.

«Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.

Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.

«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  • историко-культурный контекст изучаемых произведений;
  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • сопоставлять литературные произведения;
  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
  • писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.


Учебно-тематическое планирование по литературе

8 класс

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

Часы самостоятельной работы обучающихся

Форма контроля

Сроки изучения

Уроки

Контрольные работы

1

Введение. Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа

1

Фронтальный опрос:

-В каком столетии историческая наука выделилась в самостоятельную отрасль знания?

-Назовите характерные черты русской литературы;

-Что такое историзм?

2

Устное народное творчество.

Русские народные песни.

Отражение жизни народа в народных песнях, частушках, преданиях

1

Вопросы учителя и ответы учащихся

3

Предания «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком». Особенности их содержания и художественной формы

1

Проверка и оценка сообщений учащихся, выборочных пересказов

Оценка ответов на вопросы в процессе комментированного чтения

4

Житийная литература как  особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского»

1

Фронтальный опрос

Сопоставительный анализ личности князя Александра Невского по тексту «Жития» и картине К.Васильевой «Александр Невский»

5

«Житие Александра Невского» (фрагменты). Летопись

1

Проверка домашнего задания

Письменная работа

6

«Суд Шемякин» - сатирическое произведение XVII в.

1

Выразительное чтение

Пересказ фрагментов

Фронтальный опрос

7

Н.М.Карамзин. Слово о писателе. Историческая основа повести «Наталья, боярская дочь»

1

Беседа с целью выявления знаний по уроку:

-Восстановить основные этапы жизненного пути писателя.

-Раскрыть причины разочарования Карамзина масонским обществом.

--Какие журналы издавал Карамзин?

-Раскрыть суть  карамзинской реформы русского литературного языка.

-Рассказать о предпосылках возникновения сентиментализма как литературного направления.

8

События повести «Наталья, боярская дочь» и характеры героев

1

Фронтальный опрос

Развернутый ответ на один из вопросов:

1)Чем было вызвано обращение Н.М.Карамзина к историческому прошлому русского народа в повести «Наталья, боярская дочь»?

2)Сопоставьте описание древней Москвы в повести с ее изображением на форзаце учебника-хрестоматии.

9

У. Шекспир.

Слово о писателе. «Ромео и Джульетта»

1

Пересказ сцены 1 акта 3; индивидуальный опрос;

Работа в тетрадях;

Наблюдение за речью героев

10

У. Шекспир «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви. «Вечная проблема» в трагедии Шекспира

1

Проверка знания содержания трагедии через фронтальный опрос

Тестирование

11

Сонет как форма лирической поэзии. Сонеты Шекспира

1

Конкурсное выразительное чтение сонетов Шекспира

12

И.А.Крылов. Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз» и их историческая основа

1

Оценка сообщений учащихся

Устный анализ басни

13

Вн.чт. И.А.Крылов – поэт и мудрец.

1

Проверка домашнего задания

Вопросы теоретического характера

14

К.Ф. Рылеев. Слово о поэте. Думы К.Ф. Рылеева. Характерные особенности жанра

1

Проверка конспекта лекции учителя

15

Дума «Смерть Ермака» и её связь с историей

1

Фронтальный опрос

Выразительное чтение  произведения

16

А.С. Пушкин. Краткий рассказ о писателе. Творческая история повести «Капитанская дочка»

1

Проверка конспекта лекции учителя

Выборочный пересказ статьи

17

Формирование характера Петра Гринева. Разбор I и II  глав

1

Проверка домашнего задания

Пересказ фрагментов

Фронтальный опрос

18

Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Разбор III-V глав

1

Проверка домашнего задания

19

Падение Белгородской крепости. Изображение народной войны и её вождя. Разбор VII-XII гла

1

Пересказ фрагментов

Фронтальный опрос

20

Становление личности Петра Гринева под влиянием «благих потрясений»;

Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести

1

Проверка домашнего задания

Пересказ фрагментов

Фронтальный опрос

21

Сочинение по повести «Капитанская дочка». Обобщающий урок.

1

Письменная работа

22

Контрольная работа по повести «Капитанская дочка»

1

Тестирование

Письменные ответы на вопросы

23

М.Ю.Лермонтов.

Судьба поэта

1

Фронтальный опрос  с целью выявления знаний

Анализ лирического произведения

24

М.Ю.Лермонтов «Мцыри». История создания, тема, идея, композиция, своеобразие поэмы

1

Сообщения учащихся (реализация домашнего задания)

25

М.Ю.Лермонтов «Мцыри». Образ Мцыри в поэме

1

Составление характеристики Мцыри (письменно)

26

Р.Р. Образная характеристика Мцыри. Обучающее сочинение по поэме М.Ю.Лермонтова

1

Письменная работа

27

Идейный замысел, сюжет и композиция комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

1

Проверка конспекта лекции учителя

Фронтальный опрос

28

«Парад» действующих лиц.

Разоблачение нравственных

и социальных пороков чиновничества

в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

1

Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос

29

Растерянный Хлестаков и испуганный городничий.

Мастерство Н.В.Гоголя

в создании образов Хлестакова.

Хлестаков и Хлестаковщина

1

Проверка домашнего письменного задания

Индивидуальный и фронтальный опрос

30

Триумф Хлестакова.

Чиновники на приеме у ревизора. Анализ 3-го действия комедии «Ревизор»

1

Проверка домашнего письменного задания

Индивидуальный и фронтальный опрос

31

Лестница славы и позор городничего.

Финал комедии и его идейно-композиционное значение

1

Реализация домашнего задания Индивидуальный и фронтальный опрос Тестирование (или письменные ответы на вопросы)

32

Сочинение по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

1

Письменная работа

33

Вн. чтение. Н.В.Гоголь «Шинель». Тема «маленького человека»

1

Проверка знания текста через фронтальный опрос

Подробный пересказ отрывка

34

М.Е.Салтыков-Щедрин «История одного города»

(отрывок)

1

Проверка конспекта лекции учителя

Фронтальный опрос

35

«История одного города»

как сатирическое произведение

1

Фронтальный опрос

36

И.С.Тургенев: личность, судьба, творчество.  

Автобиографический характер повести «Ася».

1

Работа с учебником: «Из истории создания повести «Ася»

Фронтальный опрос

Работа с текстом

37

История любви как основа сюжета повести. Образ героя-повествователя.

Образ тургеневской девушки

1

Реализация домашнего задания

Аналитическая беседа

38

Нравственные проблемы рассказа «Старый гений» Н.С.Лескова

1

Работа по тексту

Фронтальный и индивидуальный опрос

39

Л.Н.Толстой. Личность и судьба писателя

1

Проверка конспектов лекции учителя

Реализация домашнего задания

40

Л.Н.Толстой «После бала». Контраст как прием, позволяющий раскрыть идею рассказа

НРК

1

Проверка домашнего задания: что нового узнали о писателе; оценка сообщений

уч-ся; выборочный пересказ статьи учебника

41

Автор и рассказчик в произведении  Л.Н.Толстого «После бала».

Мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг

1

Оценка

участия в аналитической беседе и умения выразить свое личностное мнение, навыка аргументированного доказывать свою мысль

Тест (с.180-181)

42

А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви». «Как обманчиво все, что мешало любить»

1

Оценка выступлений учащихся о жизни и творчестве писателя; проверка знаний содержания рассказа

43

Поэзия родной природы

1

44

И.А.Бунин. Слово о писателе. Природа и человек в рассказе «Кавказ»

1

Фронтальный и индивидуальный опрос; цитатный план по рассказу;  художественный пересказ; анализ пейзажных зарисовок

45

А.И.Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Сравнительная характеристика главных героев

1

Работа над вопросами

Определить, что можно считать экспозицией, где происходит кульминация, когда наступает развязка

46

М.Горький, Слово о писателе. «Явление босяка» в творчестве писателя

1

Фронтальный индивидуальный опрос

47

М.Горький «Челкаш».

Герои и их судьбы. Авторское представление о счастье.

1

Письменная характеристика героя рассказа

Фронтальный опрос

48

А.А.Блок. Историческая тема в творчестве писателя.

«На поле Куликовом». Анализ цикла. Тема Родины в лирике Блока

1

Реализация домашнего задания

Выразительное чтение цикла «На поле Куликовом»

49

С.Есенин. Слово о поэте.

«Пугачев – поэма на историческую тему»

1

Реализация домашнего задания

Выразительное чтение фрагментов

Письменный анализ лирического произведения

50

М.А.Осоргин. Сочетание фантастики и реальности в рассказе «Пенсне

1

Реализация домашнего задания

Устное словесное рисование

51

И.С. Шмелев.

Слово о писателе. «Как я стал писателем» -  воспоминание о пути к творчеству

1

Индивидуальный и фронтальный опрос

52-53

Журнал «Сатирикон». Сатирическое изображение исторических событий.

М.Зощенко

«История болезни»

2

Индивидуальный и фронтальный опрос

54

А.Т.Твардовский – поэт-гражданин. История создания поэмы «Василий Теркин». Идейно-художественное своеобразие поэмы.

1

Чтение отдельных страниц «Книги про бойца»

Обсуждение прочитанного

55

Героика и юмор в поэме «Василий Теркин». Характеристика Теркина

1

Реализация домашнего задания

Индивидуальный опрос

56

Судьба А.Платонова. Проблематика рассказа «Возвращение». Смысл названия рассказа

1

Фронтальный опрос

Аналитический пересказ

57

Великая Отечественная война в стихотворениях поэтов и песни военных лет

1

Реализация домашнего задания

Анализ стихотворений

58

Муса Джалиль. Бессмертный подвиг поэта-патриота.

НРК

1

Реализация домашнего задания

Анализ лирического  произведения

59

В.П.Астафьев.

Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет»

1

Работа по тексту

Оценка ответов на вопросы в процессе работы по тексту

60

Русские поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе.

1

Анализ стихотворений

(Письменный  анализ по плану в тетради)

61

НРК

Н.А.Заболоцкий. Жизнь-судьба. Основные темы лирики поэтического творчества

1

Реализация домашнего задания

Индивидуальный опрос

62

Поэты Русского Зарубежья о Родине.

«Мне трудно без России…»

1

Письменный анализ лирического произведения

63

Вн.чт.

Мой любимый поэт современности.

1

Реализация домашнего задания

Индивидуальный опрос

64

В. Ч.

Александр Дюма «Три мушкетера».

1

Фронтальный и индивидуальный опрос

Просмотр кадров фильма и обсуждение увиденного

65

Джонатан Свифт «Путешествия Гулливера» как сатира на государственный строй

1

Комментированное чтение

Просмотр фрагментов из художественного фильма

66

В. Ч.

Вальтер Скотт «Айвенго» как исторический роман

1

Фронтальный и индивидуальный опрос

67

Итоговая контрольная работа

1

Письменная работа

68

Заключительный урок.

1

Анализ контрольной работы

Итого:

68

66

2


Зачеты проходят в виде тестов, письменных работ и сочинений.

Зачет 1

Сочинение по повести «Капитанская дочка».

Сочинение по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

Зачет 2

Контрольная работа по повести «Капитанская дочка»

Тест по произведениям Шекспира

Зачет 3

Русские поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе. Письменный анализ стихотворения.

Итоговая контрольная работа

Критерии оценивания знаний, умений, навыков обучающихся по литературе

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по литературе и русскому языку.

Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:

1) полноту и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

Балл

Степень выполнения учащимся

общих требований к ответу

«5»

1) ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

«4»

ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 - 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 - 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

«3»

ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Отметка «1» не ставится.

Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Критерии и нормативы оценки СОЧИНЕНИЙ

Критериями оценки содержания и композиционного оформления сочинений являются:

  • соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;
  • полнота раскрытия темы;
  • правильность фактического материала;
  • последовательность и логичность изложения;
  • правильное композиционное оформление работы.

Нормативы оценки содержания и композиции сочинений выражаются в количестве фактических (см. 1-3-й критерии) и логических (см. 4-й и 5-й критерии) ошибок и недочетов. Так, отметка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух недочетов в содержании.

Критерии и нормативы оценки языкового оформления

Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев:

  • богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;
  • стилевое единство и выразительность речи;
  • правильность и уместность употребления языковых средств.

Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, развитой грамматический строй, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.

Показатель точности речи - умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений).

Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи.

Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами.

Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы - лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) - и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания.

Сочинение оценивается двумя оценками: первая – за содержание работы и речь, вторая – за грамотность (в журнале ее рекомендуется ставить на странице «Русский язык» и учитывать при выставлении итоговой оценки по русскому языку)

При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность).

При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений и изложений.

Основные критерии оценки за изложение и сочинение

Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

1.Содержание работы полностью соответствует теме.

2.Фактические ошибки отсутствуют.

3.Содержание излагается последовательно.

4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета.

Допускаются:

I орфографическая, или I пунктуационная, или 1 грамматическая ошибки

«4»

1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки

 

1.В работе допущены существенные отклонения

2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения

4.Беден словарь и однообразны употребляемые

синтаксические конструкции, встречается

неправильное словоупотребление.

5.Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недо- четов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются:

4 орфографические и

4 пунктуационные ошибки,

или 3 орф. и 5 пунк.,или

7 пунк. при отсутствии

орфографических (в 5 кл.-

5 орф. и 4 пунк., а также

4 грамматических ошибки

«2»

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случат неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов

Допускаются:

7 орф. и 7 пунк. ошибок, или

6 орф. и 8 пунк., или

5 орф. и 9 пунк., или

9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк.,

а также 7 грамматических ошибок

Учебно-методическое обеспечение

  1. Литература. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы-составители: Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И., М:Просвещение, 2014

Дополнительная литература для учителя:

  1. *Н.И.Барабаш. Литература. Методика и практика преподавания. Книга для учителя. Ростов-на-Дону: Феникс, 2012
  2. *В.А.Скрипкина. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-8 классы.М: Дрофа, 2013
  3. *Н.Н.Коршунова, Е.Ю.Липина. Тесты. Литература 5-8 классы. М: Дрофа, 2013

Дополнительная литература для учащихся:

  1. Г.И.Романова. Золотые строки. Стихи и проза для заучивания наизусть. 5-11 классы. М: Универ-Пресс, 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской  программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...

Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013

Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...