Технологическая карта урока литературы «Встать! Суд идет!» или «Права Маруси» (Короленко В. Г. "Дети подземелья") Парламентский урок
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Интегрированный урок литературы и обществознания «Встать! Суд идет! Или «Права Маруси» представляет собой комбинированный вид урока. Это урок-суд, суд над взрослыми, которые в силу обстоятельств своего времени не могли обеспечить детям достойного существования. Даже представитель закона, судья, отец Васи, не уделял достаточного времени для общения с сыном. Ребенок, находясь в хороших условиях, был предоставлен сам себе. От простого урока литературы, от времен бесправия, от понятий «милосердие», «сострадание» мы приводим детей в мир, который готов решить проблемы обездоленных. Как бы сложилась судьба Маруси и детей подземелья в России 21века?
В России 21 века, благодаря защите прав детей, пороки времени не могут стать им угрозой.
Виноваты ли взрослые в смерти Маруси, девочки с лучистыми, доверчивыми глазами? В этом вопросе предстоит разобраться нашим детям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_literatury_2.docx | 32.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта интегрированного урока литературы и обществознания. | |
Класс | 6 класс. |
Дата | По плану. |
Тема урока | «Встать! Суд идет!» или «Права Маруси» |
Тип урока | Урок общеметодологической направленности. Урок-суд. |
Цель урока | Формирование представления о конвенции, правах ребенка, ее главной идее |
Задачи урока | Образовательные: познакомить ребёнка с правовыми источниками; определить возможности отстаивания ребенком своих прав. Развивающие: формулировать и обосновывать свою точку зрения о возможности защиты прав ребёнка в условиях существующего мира. Воспитательные: выстраивать свою линию поведения в ситуациях, моделирующих нарушение прав ребёнка. |
Используемые технологии | Проблемное обучение. |
Методы обучения | Частично-поисковые. |
Формы обучения | Индивидуальная, групповая, фронтальная. |
Планируемые результаты | Предметные: учащиеся должны знать правовые источники о правах ребёнка; правовые способы решения конфликтов; права ребёнка; иметь представление об органах власти, суде, суде присяжных. Личностные: учащиеся должны действовать в пределах норм нравственности и права; определять свою линию поведения в ситуациях, моделирующих нравственный выбор между желаемым и необходимым (должным). Метапредметные: находить необходимую информацию из разных источников, в том числе и литературных; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей. |
Межпредметные связи | Литература, обществознание. |
Основные понятия | Конвенция о правах ребёнка, права, иск, защита, обвинение, суд, суд присяжных. |
Оборудование | Карточки или слайды с определением новых слов или слайды. |
Краткое содержание урока.
Интегрированный урок литературы и обществознания «Встать! Суд идет! Или «Права Маруси» представляет собой комбинированный вид урока. Это урок-суд, суд над взрослыми, которые в силу обстоятельств своего времени не могли обеспечить детям достойного существования. Даже представитель закона, судья, отец Васи, не уделял достаточного времени для общения с сыном. Ребенок, находясь в хороших условиях, был предоставлен сам себе. От простого урока литературы, от времен бесправия, от понятий «милосердие», «сострадание» мы приводим детей в мир, который готов решить проблемы обездоленных. Как бы сложилась судьба Маруси и детей подземелья в России 21века?
В России 21 века, благодаря защите прав детей, пороки времени не могут стать им угрозой.
Виноваты ли взрослые в смерти Маруси, девочки с лучистыми, доверчивыми глазами? В этом вопросе предстоит разобраться нашим детям.
Этап | Виды, формы, приемы работы. | Деятельность учителей | Деятельность учащихся | УУД |
Организационный этап. Цель: включение в деятельность. | Словесное приветствие. Проверка готовности Интерактивная игра «Поделись своей улыбкой» 2 минуты. | -Здравствуйте! Рада приветствовать вас! Надеюсь, что у вас сегодня хорошее настроение. А для того, чтобы улучшить его всем, давайте передадим улыбку и добрые слова друг другу. | Дети здороваются. Организовывают рабочее место и по цепочке передают свою улыбку, говоря при этом добрые слова. Например: «Прими мою улыбку с радостью» | Личностные: управление настроением, умением выражать эмоции. Метапредметные: организация рабочего места, настрой на познавательную деятельность. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
Этап актуализации знаний и фиксирование затруднений деятельности. Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»; | Разминка-опрос. 5 минут. | -На прошлом уроке мы дочитали повесть В.Г.Короленко «Дети подземелья». Какое впечатление произвело на вас? Почему? -События повести относятся к концу 19 века. Как вы думаете, допустимо ли такие события в России 21 века. Почему? | Дети делятся впечатлениями. Маруся жила в подземелье, болела, плохо ела, лекарств у нее не было. Серые камни высасывали из девочки жизнь. В наше время дети так не живут. Существуют исключения. | Личностные: формирование навыков сотрудничества,принятие моральных норм и ценностей на основе произведений. Метапредметные: формирование навыков анализа текста Предметные:правильно излагать содержание. |
Постановка учебной задачи. Цель: обнаружение | Обсуждение затруднений. Почему они возникли? Чего мы еще не знаем? 5 минут. | Учитель наводит на тему урока, задавая вопросы: -Почему в наше время дети не живут в подвалах и подземельях, не едят ворованную еду… | Дети размышляют. Отвечают на вопросы. Формулируют тему «Права ребенка». | Личностные: Формирование нравственной позиции,сопереживания Метапредметные: работа с информацией, анализ, сравнение умение структурировать знания; Коммуникативные участие в диалоге. |
Открытие нового знания Цель: Построить новый способ действия и сформировать умение применять Его при возникновении проблемных ситуаций. | Лекция-демонстрация слайдов «Конституция РТ» «Конвенция о правах ребенка» 10 минут. | Учитель рассказывает о появлении Конвенции. Перечисляет права детей в РТ и РФ. ∙ право ребенка жить и воспитываться в семье; ∙ право ребенка на общение с родителями и другими родственниками; ∙ право ребенка на защиту; ∙ право ребёнка на получение бесплатной мед. помощи; ∙ право ребёнка на имя, отчество и фамилию; ∙ право на имущество | Дети должны отметить в своей тетради те права, которых не было у детей подземелья. Замечают, что все права детей подземелья были нарушены. | Личностные: формирование нравственной позиции обучающихся на основе сопереживани,интерес к новому материалу. Метапредметные: работа с информацией; логические – анализ, сравнение общеучебные - умение структурировать знания; Коммуникативные- формирование устной речи. |
Динамическая пауза. Цель: Сохранение морального и физического здоровья. | Упражнение. 2-3 минуты. | Руки кверху поднимаем, А потом их опускаем, А потом их развернем И к сердцу скорей прижмем. -Клянемся не врать! Друзей защищать! Клянемся! Клянемся! | Выполняют упражнения, проговаривая слова. | Личностные: работа в команде Коммуникативные: согласованность действий с партнерами |
Закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель: усвоение учащимися нового способа действия. | Создание ситуации интеллектуального конфликта. Знакомство с новыми словами: Суд присяжных, обвинение и защита. Самостоятельная работа в группах. 15 минут. | -Сегодня я выступлю в роли судьи, а книга в роли свидетеля. Для работы необходимо познакомиться с новыми словами Перед вами три стола. Те, кто считает, что взрослые виноваты в смерти Маруси переместитесь за красный стол. Вы будете представлять обвинение. Ваш представитель предъявит иск. Ребята, готовые оправдать их, займите зеленый стол. Вы представите защиту. Выберите защитника из вашего состава. Те из вас, кто, кто не знает пока, какой следует вынести вердикт-займите желтый стол. Ознакомьтесь с кратким содержанием книги. Совещаемся. Вашей задачей будет сообщить мне обвинительный или оправдательный приговор, передать его мне через вашего старшину. Итак, попрошу всех встать. Суд идет. | Читают определения новых для них слов. Делятся на группы. Выбирают обвинителя, защитника и старшину. Опираясь на текст «книги-свидетеля», совещаются. Только представители групп имеют право представить ответ. Предлагают разные выводы по проблеме урока. Ученики сравнивают свои выводы. Представитель желтого стола сообщает учителю-судье обвинительный или оправдательный приговор. | Предметные: владение элементами анализа текста Метапредметные: Самоанализ и самоконтроль. целеполагание, планирование работы; организация самоконтроля, самооценки. Коммуникативные: организация сотрудничества между обучающимися и учителем; понимание существования различных точек зрения. |
Домашнее задание. Включение изученного в систему знаний. Цель: включение новой информации в систему знаний. | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. 2-3 минуты. | Измените финал повести. Напишите сочинение на тему: “ Я хочу, чтобы дети подземелья были счастливы”, используя новые знания о правах детей. | Обсуждают домашнее задание, задают вопросы. | Личностные: Проявление эмоциональной отзывчивости. Метапредметные:построение речевоговысказывания в письм.виде ,организация самостоятельной деятельностии самокотроля. Предметные:сравнивают прошлое и настоящее. |
5) Этап рефлексии учебной деятельности. | 2-3 минуты. | Вопросы рефлексии : Что сегодня я узнал? Я научился чему-то новому? | Анализируют свою деятельность, оценивают себя, ставят себе отметку | Личностные: оценивание своей деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта изучения темы «Биосферный уровень организации живого» по курсу биологии для 9 класса. (Методическая разработка уроков).
Технологическая карта изучения темы «Биосферный уровень организации живого» по курсу биологии для 9 класса. (Методическая разработка уроков). Учебник «Биология. Введение в общую биологию и...
"Золотое правило морали" в повести В.Г.Короленко "Дети подземелья"
Бинарный урок по теме "Золотое правило морали" в повести В.Г.Короленко "Дети подземелья" стал обобщающим по литературе и обществознанию...
Тест по книге Короленко В.Г. "Дети подземелья"
Два теста по два варианта к книге Короленко В.Г....
Урок литературы по повести В.Г.Короленко "Дети подземелья"
Урок литературы по повести В.Г. Короленко «Дети подземелья».Цели: создание педагогической среды, ориентированной на формирование у обучающихся познавательного интереса к чтению, развитию речи....
открытый урок по литературе в 5 классе по теме :Нравственные уроки повести В.Г.Короленко "Дети подземелья"
обощающий урок по повести В.Г.Короленко"Дети подземелья"...
Открытый урок по обществознанию для 11 класса " Права и обязанности родителей и детей"
ПЛАН-КОСПЕКТ УРОКА Тема: Права и обязанности родителей и детей в рамках Семейного Кодекса Российской ФедерацииЦели занятия:Учебная: способствовать формированию правовых компетенций учащихся в во...
Технологическая карта занятия по дисциплине ОУДП. 08 Информатика на тему «Безопасный Интернет» (в рамках проведения Единого урока информационной безопасности 2017 г.)
Кибербезопасность детей — это актуальная проблема многих стран мира.Одной из важнейших координат развития подрастающего поколения становятся инфокоммуникационные технологии и, в первую очередь, ...