Проект: "Осенняя сказка в произведениях поэтов, композиторов и художников"
проект по литературе (6 класс) на тему

Кистанова Валентина Анатольевна

Работая над проектом, учащимся предлагается принять участие в разработке и выпуске литературного сборника «Открывай ворота – Осень пришла!». Создавая свою страницу журнала, каждая группа учащихся самостоятельно находит материал об осени (пословицы, поговорки, приметы), каждый становится участником конкурса чтецов, принимает участие в выставке рисунков на тему: «Осень».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_razdela_programmy.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

      Проект на тему: 

«Осенняя сказка в произведениях поэтов, художников, композиторов».

                   

                                   

                           

                                 

                        Выполнила работу:

             учитель русского языка и литературы

              МБОУ «Сергачская СОШ № 5»

              Кистанова Валентина Анатольевна.

         Содержание проекта.

  1. Аннотация проекта.

               2. Пояснительная записка.

               3. Цели, задачи проекта, оборудование.

               4. Содержание проекта.

               5. Ресурсы.

               6. Партнеры.

                7. Аудитория.

                8. План реализации проекта.

                9. Ожидаемые результаты.

                10. Перспективы дальнейшего развития проекта.

                11. Практическая часть проекта.

                12.   Литература.      

                 

  1.                      Аннотация.

 

 “Если ученик в школе не научится ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать…”.

                                        Л.Н.Толстой

        Работая над проектом, учащимся предлагается принять участие в разработке и выпуске литературного сборника «Открывай ворота – Осень пришла!». Создавая свою страницу  журнала, каждая группа учащихся самостоятельно находит  материал об осени (пословицы, поговорки, приметы), каждый становится участником конкурса чтецов, принимает участие в выставке рисунков на тему: «Осень».

      Использование проектной технологии способствует развитию индивидуальности каждого ребёнка, его творческих способностей, помогает раскрытию   наклонностей. Работая в группах, ребёнок учится  осознавать свою значимость, ответственность перед другими детьми, приобретает  неоценимый навык участия в коллективной деятельности.  Общение с природой, знакомство с произведениями русских поэтов, с картинами художников, с музыкой  талантливых композиторов, с пословицами, поговорками, приметами и т.д. – все это найдет отклик в душе ребенка, положительно повлияет на формирующуюся личность. Кроме того, дети должны быть непросто пассивными наблюдателями, но и  попробовать свои силы, стать творцами чего- то нового.

     Ценность проекта в том, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности.

                        Пояснительная записка.

       Чтение в жизни каждого культурного человека, занимает важное место. Современный читатель в условиях господства телевидения, радио и кино теряет интерес к  книгам, способным обогатить внутренний мир человека, дать знания о жизни и окружающем мире, развить самостоятельность мышления и доставить читателю художественное наслаждение.        

      В нашей школе обучаются дети с задержкой психического развития, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития наблюдается слабость памяти, внимания, эмоциональная неустойчивость. Есть учащиеся с речевыми нарушениями, у которых  плохо развито слуховое и зрительное внимание, восприятие, наблюдаются затруднения в переключении с одного вида деятельности на другой. Чтение продолжает оставаться для учащихся коррекционной школы одним из предметов, трудности освоения которого преодолеваются очень медленно. Все это отрицательным образом сказывается на изучении всех остальных предметов.  

       «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества»,- так писал В.А. Сухомлинский.  Необходимо учить творчеству, т.е. способности и потребности самостоятельно находить решение. Развитие творческого потенциала человека осуществляется благодаря обогащению его эмоциональной сферы.      

        На сегодняшний день актуальна проблема поиска средств развития мыслительных способностей, связанных с творческой деятельностью школьников, как в коллективной, так и в индивидуальной форме обучения. Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который умеет творчески использовать эти знания в жизни. Творческие способности являются самой существенной частью интеллекта человека, и задача их развития становится одной из важнейших задач в воспитании современного человека.

       В основе проектной деятельности лежит самостоятельность учащихся, которая способствует развитию интереса, познавательной активности, формированию положительной учебной мотивации. Творчество – не всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний и умений. Способность и готовность к творчеству должно стать чертой личности человека. В творчестве осуществляется самоуважение, самораскрытие личности ребёнка. Поэтому решение данной проблемы я вижу в организации процесса обучения через развитие творческого мышления, воображения и творческих способностей учащихся.  Без сомнения, основной базой для достижения этой задачи служат уроки чтения и развития речи, на которых дети учатся говорить, слушать, сочинять, рассуждать, доказывать. Благодаря творчеству обогащается эмоциональная жизнь, раскрываются задатки, способности, наклонности личности. Дети передают в данной ситуации чувства, мысли, стремления. Чем глубже впечатление, полученное от непосредственного восприятия, чем ярче образы воображения, тем острее потребность передать это в своём творчестве.

     Творческие способности являются самой существенной частью интеллекта человека, и задача их развития становится одной из важнейших

 в воспитании современного человека: обществу нужны не просто работники-исполнители, а специалисты, выполняющие работу быстро, качественно, красиво, творчески.      

      Я считаю, что уроки чтения и развития речи играют большую роль в развитии творческих способностей: чтение по ролям, устное рисование, инсценирование литературных произведений, создание и иллюстрирование своих книг и т.д.

Цели: показать красоту осенней природы через искусство, оформить сборник с загадками, пословицами, приметами об осени, выставку рисунков, провести конкурс чтецов.

 Задачи:

Образовательные:  совершенствовать навыки выразительного чтения, формировать познавательный интерес к предмету, организовать индивидуальную деятельность.

Коррекционно – развивающие: развивать художественный вкус, творческие способности, внимание, речь, расширять кругозор, обогащать словарный запас.

Воспитательные: воспитывать  любовь и уважение к   природе, уверенность в своих силах, личную ответственность за выполнение работы.

                                   Оборудование:

  1. Выставка книг со стихотворениями, рассказами об осени.
  2. Мультимедийная презентация  под названием «Осень на картинах художников»
  3. Странички книги (листы формата  А-4)
  4. Диск « Времена года» Чайковского.
  5. Карандаши, фломастеры, ножницы, клей.

Проект предназначен для учащихся 5 специального  (коррекционного) класса.

Тип проекта:  творческий.

  1.                      

.

                 

        Основное содержание проекта.

Мероприятия, направленные на реализацию проекта.

1. Выставка книг об осени.

2.Чтение  и обсуждение произведений из раздела « Осень» ( 11 ч.)

А.Болонский « В лесу»

« Сентябрь» по В. Бианки

 И. Соколов – Микитов « Листопадничек»

 « Серая Шейка» по Д. Мамину – Сибиряку

М. Садовский « Наступила осень»

Ю. Яковлев « Осеннее»

3. Обобщение по разделу: « Осень», подведение итогов проекта.(1ч.)

4.Сезонные изменения в природе по месяцам.

 5.Просмотр презентации « Осень на картинах художников».

6.Конкурс чтецов, посвященный осени.

 7.Совместная трудовая деятельность по созданию сборника « Открывай ворота – Осень пришла!» (Приметы, пословицы и поговорки, загадки об осени)

 8.Знакомство с биографией П.И. Чайковского.

 9.Прослушивание музыкального произведения П.И. Чайковского

 « Времена года. Осень»

10. Выставка рисунков

Формы работы: фронтальная, коллективная, групповая, индивидуальная.

Методы, использованные для достижения целей: частично – поисковый, творческий, словесный, наглядный.

           Деятельность в рамках проекта.

  1.Поисковый  (начальный этап)

На первом уроке по изучению раздела « Осень» формулируется проблема: как с помощью искусства показать образ Осени.

Предлагается и обсуждается проект по созданию сборника,  проведение конкурса чтецов, организации выставки рисунков. Формулируются цели и задачи проектной деятельности.

Уже на этом этапе учитель предлагает принести книги об осени, разделиться на творческие группы: « Издатели», « Оформители».

  1. Аналитический. Этап планирования  (подготовительный этап)

В классе оформляется выставка книг об осени. Учитель дает задание

Начать сбор материала для сборника. « Издателям» дается домашнее задание: найти загадки, приметы, пословицы к уроку обобщения,  «Оформители» готовят картинки.

  1. Практический (практическая часть)

Учащиеся учат стихотворения об осени  на конкурс чтецов, готовят рисунки на выставку, собирают материал для сборника.

Знакомство с биографией П.И. Чайковского.

Просмотр презентации « Осень на картинах художников».

Прослушивание музыкального произведения « Времена года. Осень»

  1. Подведение итогов.

Оформляется выставка рисунков учащихся.

Проводится конкурс чтецов.

Создается сборник загадок, пословиц, примет об осени.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат каждого этапа

Поисковый

Погружает в проблему путем мотивации.

Сформулировать проблему (помощь учителя)

Сформулировать

проблему

Аналитический

Формулирует цели, задачи, составляет поэтапный план работы.

Читают произведения об осени по теме из учебника.

Сформулировать цели, задачи, план работы над проектом

Практический

Подбирает стихи об осени для конкурса чтецов, готовит презентацию « Осень на картинах художников»

1 уч-ся готовит краткую биографию П.И. Чайковского.

Группа«Издатели»

собирает материал для сборника.

« Оформители» готовят картинки, рисунки. Все уч- ся учат стихи на конкурс.

Выполнен намеченный план работы

Итоговый

Подводит итоги проделанной работы, поощряет уч – ся.

Участвуют в обсуждении проделанной работы.

Поощрения. Благодарность, отзывы.

                           Ресурсное обеспечение.

 

     Материально – техническое оснащение проекта.

- компьютер

- мультимедийное оборудование

- фотоаппарат

- бумага

- клей

- фломастеры

- краски

- сладкие призы

                                     

                              Партнеры.

Родители учащихся 5 г  специального  (коррекционного) класса.

Помощь родителей: напечатать собранный детьми материал к сборнику: «Открывай ворота - Осень пришла».

               

                            Аудитория.

Количество участников проекта – 6 человек.

Учитель русского языка и литературы – Кистанова В.А.

Учащиеся – 5 человек

Возраст – 12-13 лет

Социальный статус – учащиеся 5 г специального  ( коррекционного) класса

         

                   План реализации проекта.

                              1этап

                   Погружение в проект

  1. Определение  темы, цели, актуальности.
  2. Распределение задач и обязанностей.
  3. Выработка  индивидуальных планов работы.
  4. Определение  источников и способов сбора информации для каждого

 ученика.

  1. Выбор стихотворений для конкурса чтецов.
  2. Подготовка презентации « Осень на картинах художников».
  3. Подготовка биографии П.И. Чайковского.
  4. Поиск произведения П.И. Чайковского « Времена года». Осень.

2 этап

Осуществление деятельности

  1. Сбор  из  источников  нужной информации (работа в библиотеке, дома с книгами, журналами, в Интернете)
  2. Запись детьми важной информации, которую узнали из книг, газет и журналов, Интернета, на уроке для оформления сборника.
  3. Подготовка к конкурсу чтецов.
  4. Подготовка к выставке рисунков об осени.
  5. Знакомство с картинами известных художников об осени.
  6. Прослушивание произведения Чайковского.

3 этап

Итоги проектной деятельности.

     1.Проведение конкурса чтецов.

2.Выставка рисунков.

  1. Коллективное составление сборника загадок, поговорок, примет об осени.

4 этап

Оценивание деятельности.

  1. Распределение призовых мест в конкурсе чтецов, награждение.
  2. Поощрение  активных и ответственных учащихся в сборе материала для сборника.
  3. Благодарность за лучший рисунок.

               

Выставка рисунков.

Длительность проекта 12 уроков.

Этап

Мероприятие

Ответственные

Проведение

Поисковый

Постановка проблемы

Учащиеся, учитель

1 –ый урок

Аналитический

Цели, задачи проекта

Учитель вместе с учащимися

1 –ый урок

Практический

Стихи для конкурса, презентация

Биография Чайковского

Подготовка рисунков, материала к сборнику

Учитель

Учащаяся (контроль, помощь со стороны учителя)

Учащиеся (контроль, помощь со стороны учителя)

2урок

3-4 уроки

7 урок

5-8 урок

Итоговый

 Выставка рисунков.

Знакомство с картинами художников.

Проведение конкурса чтецов

Создание сборника с загадками, пословицами. Приметами об осени

Учитель

9 урок

10 урок

11-12уроки

                Результаты:

- весь класс включился в работу

- вызван интерес к произведениям И.П. Чайковского, к картинам художников

- создана книжка - самоделка

- проведен конкурс чтецов

- организована выставка рисунков

- намеченные цели и задачи проекта выполнены

Социальный эффект: расширился кругозор учащихся, пополнился словарный запас, обогатился жизненный опыт.

Перспективы дальнейшего развития проекта.

Проект завершен, но его можно взять за основу и   применить к изучению разделов программы, посвященных другим  временам года.

Практическая часть проекта.

Учащиеся оформляют сборник загадок, примет, пословиц, поговорок об осени.

                   

                  Материал к проекту.

Об осени и осенней поре.

В народе говорят, что осень время мудрости, описывая и характеризуя осень можно сказать с уверенностью, осень никого из нас не оставляет равнодушным, она заставляет даже оптимистов и самых счастливых людей на свете задуматься о мимолетности и бессмысленности нашего существования. Прекрасное время - осеняя пора очарования, одно из четырех времен года, узнайте об осенней поре, праздники и осенние приметы, стихи, погода осенью.

Осень, наверное - самое очаровательное и таинственное, отмеченное особыми красками время года. Поэты и художники разных поколений, посвящали осени свои вдохновенные стихи и картины, помогая раскрыть эту пору года, во всех ее великолепных красках.

У осени есть три осенних месяца - ласковый, бархатный сентябрь, дождливый и ненастный октябрь и пронзительно холодный ноябрь. Природа осенью готовится к длительному зимнему отдыху. И если в сентябре, осень дружелюбно тешит нас и природу, ласковыми лучами бабьего лета, очаровывая свой красотой, то с наступлением второй половины осени, погода начинает намекать нам, что скоро зима, а небо все чаще затягивается серыми, дождливыми тучами.

Осенью замирает все, деревья и цветы, улетают в теплые края птицы, а низкое и пасмурное небо оплакивает прошедшее лето слезами холодных дождей.

Прекрасное время осень - одно из четырех времен года, узнайте об осени и осенней поре, праздники, осенние приметы, стихи, погода осенью...

В осеннюю пору года дрожат одинокие березки и осины, готовятся в зимней спячке ежи, медведи, змеи и многие другие животные и насекомые. Уносимые холодным осенним ветром, улетают от нас журавли в южные страны, махая нам на прощанье крыльями...

luxrealty.com/node/2820

Приход осени поражает нас в самое сердце, навевая печаль и порождая бесконечную тоску по лету. Осень излюбленное время великих русских поэтов и художников, воспевших в сове время смертельную красоту осени в своих многочисленных и бессмертных произведениях.

Осенняя пора – время для художников и фотографов, которые каждую осень теряют покой, запечатлевая красоты осени в парках, скверах и лесах, пытаясь

похитить у осени кусочек ее красоты.

Осень в нашей стране подразделяют, на несколько сезонов:

Начало осени с 1 по 23 сентября;

Осень золотая с 24 сентября по 14 октября;

Глубокая осень в период 15 – 22 октября;

Предзимье в период 23 октября -26 ноября;

Первозимье с 27 по 30 ноября.

В старину осень встречали трижды:

В осенний период можно выделить Бабье лето, которое начинается еще в конце лета с 28 августа и продолжается до 21 сентября, а уже Бабье лето делят на периоды:

  - Молодое Бабье лето длится с 28 августа по 11 сентября;

  - Старое Бабье лето в период с 14-го до 21 сентября.

Сентябрь

Начало осени – "золотая осень": еще ярко светит солнце, деревья и кустарники в красивом разноцветном наряде (берёзы и тополя жёлтые, осины красные, дубы бурые, но остались зелёными ели и сосны). В парке много осенних цветов (астры, георгины, золотые шары).

На полях, огородах и в садах собирают урожай. Люди готовят огороды и сады к зиме, делают осенние посадки и посевы.

Октябрь

В середине осени солнце светит всё меньше, дни становятся короче, а ночи длиннее. Всё чаще хмурится небо, идут мелкие, холодные дожди, часто бывают туманы, дуют холодные ветры. Утром и вечером замерзают лужи; крыши домов покрываются инеем. Идёт снег, но днем тает. Отцветают цветы, остаются семена. Трава желтеет и сохнет.

Ноябрь

В конце осени становится ещё холоднее, снег уже не тает, но он лежит ещё тонким слоем. Сквозь снег видны опавшие листья, засохшие растения. Деревья стоят голые. На ветках видны только почки. Перелётные птицы улетают на юг. Зимующие перебираются поближе к жилью человека. В лесу и в парке появляются северные гости – снегири. Животные готовятся к зиме; насекомые прячутся; ужи, лягушки, ящерицы прячутся и засыпают; рыбы уходят на дно реки и зарываются в ил.

Народные приметы осени

   Если осень теплая – будет долгая зима.

   Если в лесу много рябины – значит, осень будет дождливая, если рябины мало будет сухая.

   Уродил большой урожай рябины - жди больших морозов.

   Большой урожай орехов, а грибов уродило мало – значит, зима будет снежная и суровая.

   Белки делают большой запас орехов – зиму ожидайте холодную.

   Кожица на луковках немногочисленная - зима будет мягкая, кожицы на луковицах много и она грубая - зима будет суровая.

   Чем больше муравьи создают кучи муравейников, тем суровее будет зима.

   Много паутины предвещает бабье лето – и к ясной осени с холодной зимой.

   Если осенью паутина стелется по растениям - будет тепло.

   Пчелы осенью леток улья залепляют воском, оставляя при этом чуть видное отверстие – значит, зима будет холодная, а если пчелы оставляют леток открытым – зима будет теплая.

   Если осенью серо, жди красного денька. http://worldluxrealty.com/node/2820

   Если листопад пройдет быстро, стоит ожидать стужей зимы.

   Жди суровую и продолжительную зиму – если поздний листопад.

  

Народные поговорки осени

   Весна красна цветами, а осень снопами.

   Весна голодна, хоть и красна, а осень хоть и дождлива, да сытна.

   Осенью и воробьи пируют.

   Осень - погоды перемен восемь.

   Весенний дождь парит, осенний мочит.

   Весной дождь рекой прольет - капли не увидишь, осенью дождик ситцем просеет, а воду хоть ведром черпай. http://worldluxrealty.com/node/2820

Осенние загадки

Солнцу теплому не верьте -

Впереди метели.

В золотистой круговерти

Листья полетели.

Это я пришла с дождями,

Листопадом и ветрами. (Осень)

 

Пареньку почти семь лет.

За плечами ранец.

А в руках большой букет,

На щеках румянец.

Что за праздничная дата?

Отвечайте-ка, ребята! (1 сентября, День знаний)

 

Ветки в парке шелестят,

Сбрасывают свой наряд.

Он у дуба и березки

Разноцветный, яркий, броский. (Листопад)

 

Льется он косой стеной

И стучит по нашим окнам.

Сам холодный, проливной,

А в саду беседки мокнут.

Лист осенний долго кружит,

Чтоб потом спуститься в лужу. (Осенний дождь)

 

Белка осенью без спешки

Прячет желуди, орешки,

Мышка - зерна собирает,

Норку плотно набивает.

Это склад, а не нора -

Зерен выросла гора!

Что же делают зверята?

Угадайте-ка, ребята! (Запасы на зиму)

 

Поле осенью промокло,

Но зато созрела свёкла.

А в сентябрьских садах

Много яблок на ветвях. .

Что к зиме мы собираем?

Как его мы называем? (Урожай)

 

В ноябре деревья голы,

Мокнут садики и школы.

Рядом с капелькой-дождинкой

Вьется белая пушинка,

Мимо окон пролетает,

А потом на травке тает. (Первый снег, снег с дождем)

 

В октябре пока тепло,

А на лужице - стекло.

Ведь холодной ночью звездной

Наша лужица подмерзла,

Сразу стала интересней:

На стекло ступи - и треснет! (Первый лед)

 

Сотни птиц, собравшись в стаи,

Днем осенним улетают.

А летят они туда,

Где тепло всегда-всегда.

Птички, вы куда спешите?

Нашим детям расскажите! (На юг)

 

Осенью он часто нужен -

Если лупит дождь по лужам,

Если небо в черных тучах,

Он для нас помощник лучший.

Над собой его раскрой

И навес себе устрой! (Зонтик)

 

В сентябре и в октябре

Их так много во дворе!

Дождь прошел - оставил их,

Средних, маленьких, больших. (Лужи)

 

Лист осенний долго кружит,

И его Варвара сушит.

А потом мы вместе с Варей

Дома делаем... (гербарий)

 

Созревают в сентябре

И по вкусу детворе.

Очень твердые скорлупки

У комочков вкусных.

Не сломай об них ты зубки -

Это было б грустно. (Орехи)

Биография П.И. Чайковского.

     В городе Воткинске родился мальчик, назвали его Петей. В семье было много детей. Петя был младшим. Все его любили, с ним всегда было радостно и интересно. Он был неистощим на выдумки, на забавные истории, веселые игры.                                

          Была у него одна странность, которая всех удивляла. Иногда он вдруг задумывался, бросал игру и уходил куда-нибудь в дом или сад. Оставаясь один, он сосредоточенно к чему-то прислушивался. А прислушивался он к звукам, раздававшимся, внутри него. Он не знал, откуда они и как складывается из них мелодия. Мелодии звучали громко, порой часто ему мешали. В доме были гости. Весь вечер играла музыка, и все без устали танцевали. Петя был оживлён и весел. Но к концу вечера так утомился, что ушел к себе в спальню раньше всех. Когда в комнату вошла мама, он не спал, а плакал. Мама спросила, что с ним, он отвечал, указывая на голову: «Музыка звучит у меня здесь». А на самом деле в комнате никакой музыки не было. Но Петя настаивал: «Избавьте меня от неё. Она не даёт мне покоя».

           Все чаще и больше звуки мелодий захватывали мальчика. Он садился за рояль, пробовал сыграть звучащие в нём мелодии и даже сочинить свои. Мальчик долго не знал, что будет музыкантом, но уже тогда почувствовал, что через музыку можно передать свои самые разные чувства: любовь к людям, природе. В музыке можно передать и весёлое, и грустное, смешное и очень серьёзное. Когда Петру Ильичу исполнилось 10 лет, их семья переезжает в г. Санкт-Петербург. Здесь будущий композитор поступает в

училище правоведения, семья хочет, чтобы он стал юристом. В это же время, он начинает серьёзно заниматься музыкой, часто посещает оперный театр, где на него оказывает сильнейшее впечатление музыка и постановки опер М. Глинки, В. Моцарта и др. В1861г. П. И. Чайковский поступает в Петербургскую консерваторию. По окончании ее с золотой медалью Чайковский переезжает в Москву. С этого времени он целиком посвящает себя музыке.

         Пётр Ильич Чайковский – композитор, творчество которого проявилось во всех музыкальных жанрах: от маленьких детских пьес до самых сложных, таких как  опера, балет, концерты для фортепиано с оркестром, симфония.

                                Список литературы.

  1. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе.

 М.: Аркти, 2006.

  1. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
  2. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Начальная школа. – 2005. - №9.
  3. Попова И.Н., Соколинская Г.К. « Социальное проектирование: педагогический практикум» - Владимир. 2011 г.
  4. Сухаревская Е. « Проекты и исследования», газета « Начальная школа» №5, 2008 г.
  5. ГБОУ ДПО « Нижегородский институт развития образования»

Кафедра начального образования « Требования к современному уроку в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО и методические рекомендации по выполнению проекта урока»

Учебно-методическое пособие

Авторы: Деменева Н.Н., Тивикова С.А., Яшина Н.Ю. Нижний Новгород, 2014 г.

  1. Интернет – ресурсы.   

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Зима в произведениях русских поэтов, композиторов, художников»

Урок литературы в 5 классе по теме "Родная природа в произведениях русских поэтов 19 века"...

Урок русского языка в 5 классе на тему "Весна в произведениях русских поэтов, композиторов, художников"

Интегрированный урок по русскому языку в 5 класссе в конце учебного года на тему "Весна в произведениях русских поэтов, композиторов, художников"...

Родная природа в произведениях поэтов, художников и композиторов XIX века

Разработка урока литературы в 5 классе, которая содержит презентацию, творческие работы обучающихся....

Презентация к уроку «Родная природа в произведениях поэтов, художников и композиторов XIX века»

Презентация к уроку литературы в 5 классе на тему "Родная природа в произведениях поэтов, художников и композиторов XIX века"...

Интегрированный урок по МХК и русской литературе «Родная природа произведениях поэтов, художников и композиторов "

Интегрированный урок литературы, МХК по теме "Родная природа произведениях поэтов, художников и композиторов "...

Познавательная игра по теме «Природа России в творчестве поэтов, композиторов и художников XIXв»

Познавательная игра по теме «Природа России в творчестве поэтов, композиторов и художников XIXв»Цель:  развитие коммуникативных навыков и творческих способностей; развитие познаватель...

методическая разработка урока «Природа в творчестве орловских художников, поэтов, композиторов»

Природа в творчестве орловских художников, поэтов, композиторов...