Познавательная игра по теме «Природа России в творчестве поэтов, композиторов и художников XIXв»
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Татьяна Валентиновна Нуржанова

Познавательная игра по теме «Природа России в творчестве поэтов, композиторов и художников XIXв»

Цель:  развитие коммуникативных навыков и творческих способностей; развитие познавательных интересов и расширение кругозора учащихся, укрепление межпредметных связей (литература, музыка, изобразительное искусство). Полный ход урока с презентацией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Познавательная игра по теме «Природа России в творчестве поэтов, композиторов и художников XIXв»

Цель:  развитие коммуникативных навыков и творческих способностей;

развитие познавательных интересов и расширение кругозора учащихся, укрепление межпредметных связей (литература, музыка, изобразительное искусство)

Реквизит:

  1. Макет телевизора с кнопками каналов от 1 до 5
  2. Три комплекта карточек с цифрами 1, 2, 3
  3. Фонограмма пьес Чайковского «Времена года»
  4. Грамоты, сувениры победителям
  5. Чистые листы бумаги
  6. Ручки, цветные карандаши, краски, кисти
  7. Комплекты карточек

Подготовка. Класс делится на 3 команды (6-8 человек). Жюри: из числа учителей и учащихся. Каждая команда выбирает телевизионный канал. Каждому каналу соответствует определенная телевизионная передача. Команды участвуют в рамках той передачи, которую они выбирают. Жюри оценивает работу команд на каждом этапе.

Программы:

  1. «Звездный час»
  2. «Поле Чудес»
  3. «Умники и умницы»
  4. «Культура»
  5. «Эрудит»
  6. «Литературный калейдоскоп»

Канал №1 «Звездный час»

  1. Исполняется песня. Каждая команда на листке бумаги пишет ответ на вопрос ведущего: Кто автор песни? Как называется песня?
  2. По одному представителю от команд приглашаются на сцену. Они читают стихотворения или отрывки и стихотворения поэтов XIX века о природе. Команды отвечают на вопросы: Кто автор? Какое название у данного произведения?
  3. Звучит пьеса П.И. Чайковского. Какому месяцу посвящена пьеса? Какой эпиграф? Как называется пьеса?

Канал №2 «Поле чудес»

На доске нарисованы клеточки

М

А

Р

Т

Т

Ю

Т

Ч

Е

В

Л

Е

В

И

Т

А

Н

Звучит музыка П.И. Чайковского «Март». Как называется пьеса?

Звучит отрывок из стихотворения Тютчева «Полюбуйся, весна наступает»:

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам шумят

Скоро гости к тебе соберутся,

Сколько гнезд понавьют, посмотри!

Что за трели, за песни польются

День деньской от зари до зари.

Кто автор этих строк?

Демонстрируется репродукция картины Левитана «Март».

Кто автор картины «Март»?

Канал №3 «Культура»

Выступление учащихся с сообщениями по теме «Очарование русской природой» (2 человека от команды)

  • Некрасов Н.А.
  • Пушкин А.С.
  • Фет А.А.
  • Тютчев Ф.И.
  • Чайковский П.И.
  • Левитан И.И.

Оценивается умение говорить, качество выбранного материала, артистичность, чтецкое мастерство.

Канал №4 «Умники и умницы»

Команды создают свои творческие произведения:

  • Сочинения-зарисовку о природе;
  • Стихи;
  • Рисунки;
  • Описание картин.

Во время работы над творческими произведениями звучат пьесы Чайковского из цикла «Времена года», демонстрируются слайды о природе.

Зачитываются творческие работы, демонстрируются рисунки.

Вопросы командам (дополнительные баллы):

  1. Сколько слайдов было продемонстрировано за это время?
  2. Сколько (каких) пьес прозвучало?


Канал №5 «Эрудит»

Блиц-опрос:

I задание

1. Кто любил грозу в начале мая? (Тютчев)

2. Кто пришел ко мне с приветом рассказать, что солнце встало? (Фет)

3. Кто автор строк:

        Тучки небесные, вечные странники,

        Степью лазурною, цепью жемчужною...

(Лермонтов)

II задание

Команды получают карточки с заданием: продолжить пословицы о временах года.

1 карточка

1. Весенний день … (год кормит)

2. Весною сутки мочит, а … (день сушит)

2 карточка

1. Что летом родится, то … (зимой пригодится)

2. Летом не потопаешь, … (зимой не полопаешь)

3 карточка

1. Осень – припасиха, … (зима - подбериха)

2. Осень говорит: «Гнило», а весна … («Мило»)

III задание

Какие художественно-выразительные средства использовали авторы в данных четверостишьях:

  1. Весна, весна! Как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он…

Е. Баратынский

Ласточки пропали, а вчера зарей

Все грачи летали,

Да, как сеть, мелькали

Вон над той горой.

А. Фет

Слушают ракиты

Посвист ветряной…

Край ты мой забытый,

Край ты мой родной

С. Есенин

  1. Восклицательное предложение, эпитет
  2. Сравнение, аллитерация
  3. Анафора, олицетворение, эпитеты


Канал №6 «Литературный калейдоскоп»

Восстановите строки стихотворения, прочитайте выразительно, назовите автора этих строк.

I

… Зимой

… стоит-

… бахромою,

… немою,

… блестит,

(Ф.И. Тютчев)

Карточка-шпаргалка

Лес околдован,

И под снежной,

чародейкою,

неподвижною,

чудной жизнью

II

… снег,

… шумят –

… брег

… гласят…

(Ф.И. Тютчев)

Карточка-шпаргалка

А воды уж, весной

еще в полях, бегут и будят

белеет, сонный,

бегут и блещут.

III

… пропали,

… зарей

… летали,

… мелькали

… горой…

(А.А. Фет)

Карточка-шпаргалка

ласточки, все грачи,

а вчера, вон над той горой,

да, как сеть

IV

… туманы

… луна

… поляны

… она

(А.С. Пушкин)

Карточка-шпаргалка

Пробирается, сквозь

волнистые, на печальные, свет она, льет печальный


I Октябрь уж наступил – уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний клад – дорога промерзает

Журча еще бежит за мельницу ручей,

Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает

В отъезжие поля с охотою своей,

И страждут озими от бешеной забавы,

И будит лай собак уснувшие дубравы.

(А. Пушкин «Осень»)

II Буря мглою небо кроет

Вихри снежные крутя

То, как зверь она завоет

То заплачет, как дитя

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашуршит

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко постучит

(А. Пушкин «Зимний вечер»)

III  Край ты мой, родимый край!

Kонский бег на воле,

В небе крик орлиных стай,

Волчий голос в поле!

Гой ты, родина моя!

Гой ты, бор дремучий!

Свист полночный соловья,

Ветер, степь да тучи!

(А.К. Толстой «Край ты мой, родимый край!…»)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Познавательная игра по теме «Природа России в творчестве поэтов, композиторов и художников XIX в»

Слайд 2

Цели: развитие коммуникативных навыков и творческих способностей; развитие познавательных интересов и расширение кругозора учащихся.

Слайд 3

Реквизит: Макет телевизора с кнопками каналов от 1 до 5 Три комплекта карточек с цифрами 1, 2, 3 Фонограмма пьес Чайковского «Времена года» Грамоты, сувениры победителям Чистые листы бумаги Ручки, цветные карандаши, краски, кисти Комплекты карточек

Слайд 4

Подготовка. Класс делится на 3 команды (6-8 человек). Жюри: из числа учителей и учащихся. Каждая команда выбирает телевизионный канал. Каждому каналу соответствует определенная телевизионная передача. Команды участвуют в рамках той передачи, которую они выбирают. Жюри оценивает работу команд на каждом этапе.

Слайд 5

Программы: «Звездный час» «Поле Чудес» «Умники и умницы» «Культура» «Эрудит» «Литературный калейдоскоп»

Слайд 6

Канал №1 «Звездный час» Исполняется песня. Каждая команда на листке бумаги пишет ответ на вопрос ведущего: Кто автор песни? Как называется песня? По одному представителю от команд приглашаются на сцену. Они читают стихотворения или отрывки и стихотворения поэтов XIX века о природе. Команды отвечают на вопросы: Кто автор? Какое название у данного произведения? Звучит пьеса П.И. Чайковского. Какому месяцу посвящена пьеса? Какой эпиграф? Как называется пьеса?

Слайд 7

Канал №2 «Поле чудес»

Слайд 8

Правильные ответы

Слайд 9

Вопросы 1. Звучит музыка. Как называется пьеса? 2. Звучит отрывок из стихотворения: В ярком золоте день утопает, И ручьи по оврагам шумят Скоро гости к тебе соберутся, Сколько гнезд понавьют, посмотри! Что за трели, за песни польются День деньской от зари до зари. Кто автор этих строк? 3. Демонстрируется репродукция картины. Кто автор картины?

Слайд 10

Канал №3 «Культура» Выступление учащихся с сообщениями по теме «Очарование русской природой» (2 человека от команды) Некрасов Н.А. Пушкин А.С. Фет А.А. Тютчев Ф.И. Чайковский П.И. Левитан И.И. Оценивается умение говорить, качество выбранного материала, артистичность, чтецкое мастерство.

Слайд 11

Канал №4 «Умники и умницы» Команды создают свои творческие произведения: Сочинения-зарисовку о природе; Стихи; Рисунки; Описание картин.

Слайд 12

Канал №5 «Эрудит» Блиц-опрос: I задание 1. Кто любил грозу в начале мая? 2. Кто пришел ко мне с приветом рассказать, что солнце встало? 3. Кто автор строк: Тучки небесные, вечные странники, Степью лазурною, цепью жемчужною...

Слайд 13

II задание Команды получают карточки с заданием: продолжить пословицы о временах года.

Слайд 14

III задание Какие художественно-выразительные средства использовали авторы в данных четверостишьях: Весна, весна! Как воздух чист! Как ясен небосклон! Своей лазурию живой Слепит мне очи он… Е. Баратынский

Слайд 15

Ласточки пропали, а вчера зарей Все грачи летали, Да, как сеть, мелькали Вон над той горой. А. Фет

Слайд 16

Слушают ракиты Посвист ветряной… Край ты мой забытый, Край ты мой родной С. Есенин

Слайд 17

Блиц - опрос 1. Кто из российских композиторов сочинил романс «Сирень»? 2. Полет какого насекомого положен на ноты? ( варианты; А) комар, Б) муха, В) оса, Г) шмель) 3. Какой бывает колокольный звон ? ( варианты А) апельсиновый, Б) сиреневый, В) малиновый, Г) березовый 4. Как зовут Фею, которая танцует в балете П.И.Чайковского «Щелкунчик»? ( Варианты А) Баунти, Б) Твигс, В) Драже, Г) Карамелька)

Слайд 18

Канал №6 «Литературный калейдоскоп» Восстановите строки стихотворения, прочитайте выразительно, назовите автора этих строк.

Слайд 19

Спасибо за хорошую работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зачет-игра по теме «Природа России» (методическая разработка урока по географии в 8 классе)

Цель:обобщение и контроль знаний по теме «Природа России», подготовка к Г(И)А-9Основные ЗУН:  Знать размещение основных типов почв; видовое разнообразие растительного и животного мира, прим...

Зачет-игра по теме «Природа России»

Цель: обобщение и контроль знаний по теме «Природа России», подготовка к Г(И)А-9 по географии.Основные ЗУН:  Знать размещение основных типов почв; видовое разнообразие растительного и ...

Урок русского языка в 5 классе на тему "Весна в произведениях русских поэтов, композиторов, художников"

Интегрированный урок по русскому языку в 5 класссе в конце учебного года на тему "Весна в произведениях русских поэтов, композиторов, художников"...

весна в творчестве поэтов, писателей и художников.

улыбкой ясною природа сквозь сон встречает утро года.......

Проект: "Осенняя сказка в произведениях поэтов, композиторов и художников"

Работая над проектом, учащимся предлагается принять участие в разработке и выпуске литературного сборника «Открывай ворота – Осень пришла!». Создавая свою страницу журнала, каждая гр...

Урок по теме: «Музыка и живопись в творчестве русских композиторов и художников»

Музыка и живопись в творчестве русских композиторов и художников. Портреты русских композиторов А. Бородина, М. Глинки, С. Прокофьева. • Репродукции с картин русских художников И. Репина, В. Васнец...

Зачет-игра по теме «Природа России». География 8 класс.

Цель: обобщение и контроль знаний по теме «Природа России», подготовка к Г(И)А-9Задачи:  Знать размещение основных типов почв; видовое разнообразие растительного и животного мира, при...