Урок внеклассного чтения. «Держись, мой мальчик, на свете два раза не умирать…». Константин Симонов «Сын артиллериста»
учебно-методический материал по литературе (7 класс) на тему

Бойчук Ирина Леонидовна

Познакомить  учащихся с содержанием поэмы К.Симонова;

расширить представления учащихся о Великой Отечественной войне;

обобщить и систематизировать характеристики главных героев поэмы;

раскрыть нравственные проблемы, стоящие в произведении на примере мужественного поступка майора Деева и подвига лейтенанта Петрова;

показать духовную красоту советских людей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_vneklassnogo_chteniya._.docx402.21 КБ

Предварительный просмотр:

Бойчук Ирина Леонидовна-учитель русского языка и литературы

 Место работы - МБОУ Калининская школа Первомайского района Республики Крым

Класс-7

C:\Users\Teacher\AppData\Local\Temp\Rar$DIa0.966\PB160092.JPG

Тема. Урок внеклассного чтения. «Держись, мой мальчик, на свете два раза не умирать…». Константин Симонов «Сын артиллериста»

Цели урока.

Образовательные: 

-познакомить  учащихся с содержанием поэмы К.Симонова;

- расширить представления учащихся о Великой Отечественной войне;

- обобщить и систематизировать характеристики главных героев поэмы;

- раскрыть нравственные проблемы, стоящие в произведении на примере мужественного поступка майора Деева и подвига лейтенанта Петрова;

- показать духовную красоту советских людей;

Коррекционно-развивающие:

- коррекция и развитие связной устной речи через правильную формулировку ответов на вопросы, через умение давать характеристику герою произведения; коррекция и развитие личностных качеств учащихся через формирование умения выражать свои чувства по отношению к героям произведения.

Воспитательные:

- воспитывать самостоятельность; умение работать в парах;

- помочь учащимся осознать, что события  войны ради мирного будущего нельзя забывать;

- способствовать воспитанию у подростков чувства гражданственности и патриотизма.

Тип урока: урок памяти.

Оборудование: портрет писателя , компьютер, проектор, экран, иллюстрации к стихотворению, выставка книг К.М.  Симонова, электронная презентация, аудиозапись, запись отрывка из стихотворения "Сын артиллериста" в исполнении К. Симонова.

   Эпиграф

Что такое война? Это - мы, одинокие парни,

Каждый сам по себе, среди тысяч таких же мужчин.

Ты решаешь судьбу батальонов, дивизий и армий,

Оставаясь, как равный, со смертью один на один.

     Юрий Севрук.                                                    

                                                      Ход урока

1.Организационный момент.

Друзья, я очень рада

Войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда

Улыбки ваших милых глаз.

Я знаю ,что не каждый в классе гений,

Но без труда – талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений –

Мы вместе сотворим урок.

2. Эмоциональный настрой. Звучит песня «Священная война». ВИДЕОРОЛИК.

3.Слово учителя.  

- Нет равнодушных людей, когда слышат “главную песню Великой Отечественной войны”, написанную поэтом Василием Лебедевым - Кумачом и композитором Александром Александровым. Какие ассоциации  возникают у вас , ребята , когда вы слышите слово « война»?

Составление ассоциограммы

    Рассказ учащихся о близких, переживших ВОВ (дом. задание первой группы).

    Тема войны всегда была и будет актуальной и в музыке, и в литературе, так как в

дни смертельной опасности, нависшей над нашей страной, советские люди на фронтах и в тылу совершали чудеса героизма. Писатели и поэты тоже были на защите своего Отечества: военные корреспонденты, рядовые, офицеры. Не понаслышке они создавали свои произведения о войне. Художественное слово, создаваемое писателями и поэтами, имело немаловажное значение: оно согревало душу, будило лучшие чувства, звало к победе!

4. Постановка цели.

- Прочитайте эпиграф. Как вы думаете, почему именно эти слова взяты за основу нашего урока? Какие основные задачи урока стоят перед нами?

5. Актуализация знаний.

- На войне были и взрослые, и дети, подростки . Сегодня мы познакомимся с произведением Константина Симонова «Сын артиллериста». Это стихотворение о мальчике, оказавшемся на фронте. Но вначале немного о самом авторе , у которого в судьбе “совпали — война, беда, мечта и юность”.

Выступление учащихся о жизни и творчестве  писателя(2 группа)

6.Организация деятельности по восприятию стихотворения.

6.1 Чтение учителем стихотворения  К. Симонова «Сын артиллериста».

6.2 Прослушивание записи отрывка из стихотворения "Сын артиллериста" в исполнении К. Симонова.

7. Фронтальная беседа с элементами анализа лирического произведения.

      - Какова тема этого произведения?

      - Какова идея?

      - Какой момент можно считать кульминационным, самым напряженным?

      - Какие детали, моменты произвели на вас неизгладимое впечатление?

(Учащиеся зачитывают эти моменты).

Динамическая пауза. Физминутка для глаз.

- Кто главный герой произведения «Сын артиллериста»?

- Выразительно прочитайте строки, рассказывающие о детстве Лёньки.

- Прочитайте поговорку майора Деева. Как звучит поговорка и с какой целью майор её произносит?     (Поговорка звучит как наставление мудрого и опытного воина. Майор стремится поддержать мальчика и вселить в него веру в свои силы. Он   хочет сказать, что всё начинается с малого, что на пути у Лёньки встретится ещё немало барьеров (препятствий) и нужно учиться их преодолевать.

 - Дать характеристику Леньке – лейтенанту Петрову. Каким вы его узнали в первой части произведения? Внешность, возраст, характер. Как вы думаете, каким он будет  солдатом?

Микрообобщение: в первой части поэмы мы узнали о детстве главного героя – Леньки, он был самым обыкновенным мальчишкой - сорванцом, узнали, что отец и его друг -майор Деев - воспитывали Леньку мужественно переносить трудности, быть смелым, не паниковать, всегда быть спокойным. Ленька вырос, возмужал, окончил школу и военное училище, и прибыл в полк, которым командовал майор Деев.

-В чем выразилось мужество и героизм лейтенанта Петрова?

- Почему майор не узнал вернувшегося Леньку?

-Как вы думаете, почему теперь у Леньки была такая же поговорка,     как у майора Деева?

Микрообобщение. Ленька отлично выполнил порученное задание, он совершил подвиг, мужественно и ответственно выполнил приказ своего  командира, хотя ему было очень трудно и даже страшно, он мог погибнуть. Ленька был настоящим патриотом, любящим свою Родину, и ради неё он готов был отдать свою жизнь. Майор Деев хорошо знал Леньку, знал, что на него можно положиться, и поэтому послал его на это очень трудное и очень ответственное задание.

8.Заполнение  таблицы  характеристик майора Деева и Леньки.(Задание выполняется на карточках; работа в паре)

Майор Деев

Характеристики для сравнения

Лёнька

черты характера

воинское звание

привычки

отношение к службе

храбрые, героические поступки

твое отношение к героям поэмы

 Проверка полученных результатов.

Микрообобщение. Безусловно, вы были правы, когда сказали, что Ленька теперь имел право на такую поговорку как у майора Деева. Он столько испытал в последнем бою, что стал настоящим мужчиной и мужественным солдатом, похожим на своего названного и настоящего отца. Это вы сейчас и доказали, заполняя таблицу.

 Мы с вами ответили почти на все вопросы, поставленные как задачи в начале урока.

9.Комментирование и выставление оценок.

10.Домашнее задание (на выбор):  

-  Письмо-обращение к Леньке.

- Составление синквейна на тему «Война».

- Краткий пересказ по плану.

11. . Итоги урока. Рефлексия

«Букет настроения»

-Мне на уроке было неинтересно, я и так все знал. http://infourok.ru/images/doc/41/51611/hello_html_cc97685.jpg

-Я слушал внимательно учителя и товарищей, мне было интересно. http://infourok.ru/images/doc/41/51611/hello_html_m45d48420.jpg

-Я много раз слышал о войне, но сегодня на уроке по-другому осознал это страшное событие. http://infourok.ru/images/doc/41/51611/hello_html_m6cc34b1e.jpg

  Какие цветы преобладают в букете ? Какой можно сделать вывод?( Букеты с красным гвоздиками у всех нас вызывают ассоциацию с Днём Победы в ВОВ. Поэтому, в дни празднования Великой Победы в нашей стране, именно гвоздики и стали самыми популярными цветами.
      Огромное значение имеет красный цвет гвоздик, который символизирует кровь, пролитую на полях жестоких сражений нашими дедами, отцами.)

Я прошу вас, ребята, и всех присутствующих почтить погибших минутой молчания.

Урок окончен.

                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТКРЫТЫЙ УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В V КЛАССЕ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ ОСКАРА УАЙЛЬДА «МАЛЬЧИК-ЗВЕЗДА».

Цель: создать условия для понимания того, что истинная красота человека – в гармонии его внешности и внутреннего мира...

Урок внеклассного чтения в 6-м классе. Развитие духовно-нравственных ценностей через осмысление рассказа Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке»

В подобных мероприятиях подготовительный этап играет важную роль. Детям предложено было самим составить вопросы для обсуждения. Чтобы составить вопросы, нужно было внимательно  прочитать текст, о...

урок внеклассного чтения в 5 классе по книге в. Крапивина "Мальчик со шпагой"

На На окраине Свердловска есть ничем не приметное здание, но оно хорошо известно всем юным свердловчанам. Каждый день здесь собираются начинающие моряки и фехтовальщики, журнали­сты и барабанщики....

Презентацию к уроку внеклассного чтения в 5-7 классах по фантастической повести Александра Житинского "Параллельный мальчик"

Презентация к уроку внеклассного чтения в 5-7 классах по фантастической повести Александра Житинского "Параллельный мальчик". Презентация выстроена так, что отражает ход урока и все его этапы....

Урок внеклассного чтения "На чем держится мир?" по повести В.Железникова "Чучело"

Урок доброты, достоинства и чести, проводится в форме диспута. Учащиеся  заранее знакомятся с произведением В.Железникова «Чучело», а на самом уроке анализируют содержание повести, обращаясь...

Урок внеклассного чтения "Какой ты след оставишь?" (По сказке О.Уайльда "Мальчик-звезда")

Урок внеклссного чтения по сказке Оскара Уайльда "Мальчик-звезда" нацелен на воспитание у учащихся чувства сострадания, милосердия. Построенный в форме игры-путешествия, он помогает ученикам понять, д...

Урок внеклассного чтения в 9 классе. Спрятанная война в Афганистане в произведении Светланы Алексиевич "Цинковые мальчики"

Урок внеклассног чтения по произведению С Алексиевич "Цинковые мальчики." В данной разработке помещен материал урока и презентация к уроку. Урок посвящен афганской войне....