Работа со словом на основе поэтического текста.
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему

Одной из серьёзных и давних проблем в школьном образовании является проблема понимания текста. Какие только специалисты ею не занимаются! Ведь очевидно, что без решения этой  проблемы не будет работать ни одна концепция образования, ни одна конкретная образовательная программа. В данной статье предложен один из возможных вариантов восприятия лирического текста: рассматривается, как работает слово в поэтических произведениях на примере анализа лексики стихотворений Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…» и М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…» и «Парус».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_poeziya.docx21.53 КБ

Предварительный просмотр:

Работа со словом на основе поэтического текста.

Одной из серьёзных и давних проблем в школьном образовании является проблема понимания текста. Какие только специалисты ею не занимаются! Ведь очевидно, что без решения этой  проблемы не будет работать ни одна концепция образования, ни одна конкретная образовательная программа. В данной статье предложен один из возможных вариантов восприятия лирического текста: рассматривается, как работает слово в поэтических произведениях на примере анализа лексики стихотворений Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…» и М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…» и «Парус».

Слово в поэтическом тексте приобретает совершенно уникальное значение: небольшое по объёму произведение имеет высокую информативность. Поэты называют это «чудом искусства». Как анализировать стихи и при этом быть уверенным, что ты понял лирический текст верно? Порой вопросы, предлагаемые авторами учебника, не помогают углубить первичное восприятие стихотворения, прочувствовать текст. С чего же начать? М.Л. Гаспаров говорил: «Начинать надо со взгляда на текст и только на текст  - и лишь потом, по мере необходимости для понимания, расширять своё поле зрения».

В пятом классе (по программе Г.С. Меркина) знакомимся со стихотворением Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…». Ребята находят приметы «первоначальной» (ранней) осени и с помощью толкового словаря, подбора синонимов объясняют значение эпитетов: «дивная пора» - чудесная, очаровательная, изумительная; « хрустальный день»- красивый, когда всё сверкает на солнце, как хрусталь, когда воздух чист, свеж и прозрачен; « лучезарны вечера» –  сверкающие , сияющие. Затем выясняем, какое настроение создают эти художественные образы. Рассматривая репродукцию В.Д.Поленова «Золотая осень» , убеждаемся, что природа и в стихотворении, и на картине радует нас волшебной красотой. Она действительно «дивная»: солнце ещё тёплое, ласковое; обилие света, золотистого цвета, воздуха.

У Тютчева осень не только «дивная», но ещё и трудовая, крестьянская. Ребята обращают внимание на образное выражение «бодрый серп гулял», где «бодрый» –  значит работающий, убирающий урожай. Кто-то добавляет: «Спорый!  Ведь говорят:  работа спорится».  Из словарной статьи выясняем: слово просторечное, имеет значение не только быстрый , но и успешный в работе. Значит, «бодрый серп» - быстро и хорошо работающий. Уточняем, что серп будет таковым только в руках женщины-жницы, работящей и трудолюбивой. Многие не только не видели серпа, но и не слышали о нём. Обращаемся к одной из лучших « жатвенных» работ А.Г.Венецианова «На жатве», где изображены на фоне колосьев хлеба крестьяне с серпами в руках. Ребята удивляются: так много «спрятано»  всего в двух-трех словах. Подчеркиваю богатые возможности слова при умелом (у поэта - талантливом) его использовании.

У нас еще одна интересная деталь – «праздная борозда». «Праздная борозда» восхищала Льва Толстого, это центральная подробность осени у Тютчева. Поэту близка жизнь народа, он понимает его трудовые заботы. Объясняем эпитет: это та борозда, по которой больше не ходит плуг, свободная от работы. Осенью кончаются крестьянские полевые работы и трудовая борозда (поле, земля) отдыхает. Земля ведь тоже трудилась, она вырастила для людей урожай, теперь, отдыхая, набирается сил для  следующего урожая. Сейчас на ней блестит «лишь паутины тонкий волос» - яркая примета «бабьего лета».

Так у ребят формируется представление о благотворном влиянии природы на душу человека. Все в окружающем мире взаимосвязано, и мы множеством нитей неразрывно связаны с природой, которую наш народ издавна называет «матушкой», «матерью».

Рядом со стихотворением «Есть в осени первоначальной» помещен еще один поэтический шедевр – «Когда волнуется желтеющая нива…» М. Ю. Лермонтова. Начинается стихотворение с упоминания самого земного и дающего жизнь – «желтеющей нивы», заканчивается словами, которые редко встречаем у Лермонтова, –  «… в небесах я вижу Бога…». А между этими двумя понятиями располагается лермонтовский мир. Обращаем внимание на соседство в стихотворении желтеющего поля (позднее лето) и ландыша (весна). Случайно ли у талантливого поэта перемешаны времена года? Проясняет ситуацию справка об обстоятельствах написания данного произведения. За распространение стихотворения «Смерть Поэта» Лермонтов был арестован и содержался в здании Главного штаба. К нему пускали только камердинера, приносившего обед. В это время было написано несколько произведений, связанных с переживаниями, раздумьями поэта в дни заточения. Становится понятно, почему автор не стремился воссоздать одну конкретную картину природы. Даем словесную зарисовку возникающих в памяти поэта дорогих ему пейзажных картин: желтеющая (нива) – это и цвет колосьев, и их зрелость; волнуется (нива) – колышутся тяжелые колосья, ждущие жатвы; свежий  (лес) – лоснящаяся молодая зелень, чистый, бодрящий воздух; малиновая слива прячется под  сладостную (приятную, доставляющую удовольствие) тень листка. Во 2 и 3 строфах общение героя с природой усиливается. Природа одухотворена: ландыш как бы рад человеку, созерцающему его красоту; ключ делится рассказом о мирном крае, откуда он течет. Присутствуют и запахи, и краски, и звуки.

Работая в группах, проводя мини-исследование, ребята выполняют только одно задание (характеристика эпитетов, охват времени и пространства), затем подводим итог. Видим, как меняется характер эпитетов от конкретных цветовых («желтеющая», «малиновая», «зеленый» в 1 строфе) и световых («румяный», «златой», «серебристый» во 2 строфе) к эпитетам совсем другого характера –  смутный», «таинственный», «мирный». Так плавно происходит переход от мира природы к душе человека, от конкретности – к таинственности, внутренней смутности, когда внимание читателя уводится за пределы конкретности материального мира и на первый план выдвигается душа, а затем и мироздание. Вижу (Бога) – значит, понимаю, осознаю, что за царящие в природе порядок и гармонию обязаны Создателю. Важно подчеркнуть, что поэт может постигнуть счастье на земле лишь при созерцании величия и красоты природы. В обществе же, где ложь и лицемерие, злоба и несправедливость, постигнуть счастье невозможно. Только при удалении от общества, его забвении «смиряется души… тревога», «расходятся морщины на челе». Но порой и общение с природой не заглушает душевную боль. Об этом мы будем говорить позже, анализируя стихотворение «Выхожу один я на дорогу…».

Другой тип героя представлен в стихотворении «Парус» (6 класс). Вначале знакомимся с анализом, выполненным учеником дореволюционной российской гимназии. «Что хотел сказать поэт стихотворением «Парус»? Изображая в своём бессмертном стихотворении некий парус одинокий, поэт задаёт вышепоименованному парусу два весьма и весьма существенных вопроса. Из коих первый: «Что ищет он в стране далёкой?» А второй: «Что кинул он в краю родном?» И на оба эти вопроса сей злополучный парус не в состоянии дать ответа. Ибо вместо того, чтобы мирно и добронамеренно блаженствовать в покойной и тихой гавани, означенный парус позволяет себе искать бурю, как будто, как иронически выражается поэт, в бурях есть покой! А поелику всем и каждому ясно, что в бурях покоя ни в коем случае быть не может, то, таким образом, поэт сурово, но справедливо осуждает данный парус как злонамеренного бездельника, каковой вместо того, чтобы добросовестно трудиться, исполняя обязанности, возложенные на него флотом и адмиралом,… уклоняется от оных и мятежно и безрассудно пускается в плаванье, не имеющее  никаких положительных целей. Из этого наглядного примера мы можем сделать не менее наглядный вывод о пользе труда и вреде безделья».

Теперь попробуем и мы разобраться, о чём это стихотворение. Ребята пытаются соотнести заглавие   с темой. Чтобы нам не ошибиться, находим и записываем слова (прилагательные и глаголы), характеризующие парус: «одинокий», «ищет», «кинул», «бежит», «мятежный», «просит». Думаем, о ком можно так сказать. С какими словами сочетаются данные глаголы и прилагательные? Ведь в стихотворении слово «парус» встречается один раз, во всех остальных употребляется местоимение «он». Какое слово стоит за этим местоимением? Что мы подумали бы о герое по характеризующим его словам? Решаем, что речь идёт о человеке. Значит, Лермонтов говорит о парусе как о человеке. Парус становится символом человека, его души. Что же это за человек? Что можно сказать о нём? Продолжая анализ лексики стихотворения, даём определения герою, которого чуть позже назовём романтическим: беглец, одинокий, скиталец, изгнанник, тоскующий, не удовлетворённый жизнью, которую он ведёт. Одно из основных качеств романтического героя – его стремление к прекрасному, недостижимому идеалу.

Естественно, анализ поэтического произведения включает наблюдение за разными уровнями его организации: фонетическим, морфологическим, синтаксическим, стилистическим. Мы исследовали лишь лексический уровень, обратившись к хрестоматийным текстам 5 – 6 классов, ведь именно здесь формируются навыки кропотливой работы со словом, вдумчивого вычитывания в текст и его осмысления.

                                Использованная литература:

И.Е. Каплан. Анализ произведений русской классики.  – М.: Новая школа, 1997

Г.С. Меркин. Литература: учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях, 5 – 6 классах. – М.: «Русское слово», 2009

С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка. –  М.: «Азъ», 1993

Р.А. Храмцова. Анализ поэтического текста в 5– 11-х классах. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понимание поэтического текста учащимися 5 –11 классов гимназии, или Поэтические эксперименты

Как сделать так, чтобы каждый ученик не со слов учителя, а сам понял значимость литературы?Ученик должен стать ее исследователем, выявляя проблемы самостоятельно. Открывая для себя М. В. Ломоносова, А...

Слова категории состояния в поэтических текстах

( урок русского языка в 7 классе на конкурс «Учитель года»)...

Курсовая работа на тему: «Алогизм в поэтическом тексте (на материале современной региональной поэзии)»

Одним из обязательных аспектов изучения творчества писателя, особенно автора поэтических текстов, является исследование выразительных средств, используемых им в своих произведениях. Характерные черты ...

Слова категории состояния в поэтических текстах

Основополагающая цель урока: выяснить роль слов категории состояния в поэтических текстах....