научно-исследовательская работа "У бабушки в сундуке"
материал по литературе (6 класс) на тему

Заворотная Алёна Николаевна

Научно-исследовательская работа "У бабушки в сундуке".Изучение жанров детского  фольклора, анализ произведений фольклора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskayazavorotnaya.docx40.76 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра  город Радужный

Исследовательская научная  работа
на XVI школьную научно-исследовательскую  конференцию молодых исследователей
научно-социальной программы
«Шаг в будущее»

У бабушки в сундуке

Автор:

Тагиева Айгюнь  Абульфатовна

6- г класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3 »

Руководитель:

Заворотная Алёна Николаевна,

учитель русского языка и литературы,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  
«Средняя общеобразовательная школа №3 »

2017 год


Оглавление

Введение        3

Глава 1. Доброму - добрая память.        5

1.1. Общее понятие фольклора.        5

Глава 2. Копни поглубже, найдёшь погуще.        6

2.1. Малые жанры фольклора.        6

2.2. Колыбельная песня.        7

2.3. Пословицы и поговорки.        7

2.4. Загадки        8

Заключение        10

Список литературы        11


Введение

Бабушкин сундук…Что же можно найти в нём? Сокровища? Несметное богатство? А может быть там какой- то большой и очень важный секрет? Ведь так всегда было в сказках: если речь шла о сундуке, то обязательно волшебном… 

А ещё бабушкин сундук может хранить время, он может пронести нас через сотни, и даже тысячи лет, и рассказать о том, как много нас живёт на родной земле, какие мы все разные, но всё же едины, ведь каждый из нас - частица своего народа, а каждый народ-часть человечества, чтобы понимать и ценить другого человека, надо знать себя, свои истоки, свою историю, нужно знать, как жили и думали наши предки, о чем мечтали, что любили, кого боготворили. Нам очень важно найти нить, которая связывает нас с прошлым,  и этой нитью, несомненно, является народное искусство. За этими словами стоит большое и важное явление: народная поэзия и театр, музыка и танец, архитектура и изобразительное искусство. Народное искусство — это основа, фундамент, на котором воздвигнуто целое величественное здание мировой художественной культуры.

Народное искусство слова — героический эпос, сказки, легенды, песни, пословицы, загадки возникли ещё в самой древности. Произведения искусства появились ещё тогда, когда человечество не имело письменности. Люди обживали территории, охотились, собирали урожай - много трудились, и именно труд двигал человеческую жизнь, благодаря труду родились первые песни и сказки. Люди заметили, что песня облегчает работу, благодаря песне выстраивается чёткий ритм, с песней легче грузить, гребсти, валить деревья и вспахивать землю. Человек не мог объяснить различные явления природы, первобытный человек верил в силу духов, верил в то, что они скрываются во всём, и не всегда эти существа добрые, поэтому люди хотели умилостивить духов, воздействовать на них с помощью заклинаний, обрядовых песен. В настоящее время обрядовые песни потеряли своё первоначальное значение и сохранились в народе как игровые или же лирические. Позже появились героические песни, которые рассказывали о великих подвигах лучших воинов. Имена далёких творцов, которые сложили много веков назад, удивительные песни, мудрые пословицы и поговорки, волшебные сказки, мы не знаем, но мы уверенно можем сказать, что автор фольклора- гениальный, мудрый, вечно молодой и живой поэт-народ. 

В нашем мире народное творчество является отражением национальных черт, только благодаря народному творчеству мы можем понять, как рос и мужал национальный характер, как в буре разных исторических событий и природных явлений креп русский менталитет. Зная всё это, мы храним самое важное в жизни каждого человека, мы храним историю, а значит мы живы. Человек не может жить не знаю о себе ничего, не зная о своих истоках.

Я решила задаться такими вопросами: чему могут научить нас произведения фольклора? Какие знания о мире и человеке в нём сохраняются и передаются? Какими знаниями может быть интересен фольклор для современного читателя?

Об этом моя научно- исследовательская работа.

Целью моей работы, является изучение жанров детского  фольклора, анализ произведений фольклора.

Гипотеза исследования: фольклор является источником знаний о мире и человеке, о жизни , быте и традициях наших предков.

 Для достижения поставленной цели предстоит решить следующие задачи:

- Более подробно познакомиться с понятием фольклор

- Изучить литературу по данной теме

-Поделиться своими открытиями с одноклассниками


Глава 1. Доброму - добрая память.

1.1. Общее понятие фольклора.

Сказки, былины и песни, пословицы, загадки и другие виды устного народного творчества называют фольклором. Слово «фольклор» английского происхождения (folklore). Оно значит: народная мудрость, народное знание.

Определение «фольклор» ввел английский ученый Уильям Томс в 1846 году. Поначалу этот термин охватывал всю духовную (верования, танцы, музыка, резьба по дереву и пр.), а иногда и материальную (жилье, одежда) культуру народа. В современной науке нет единства в трактовке понятия «фольклор». Иногда оно употребляется в первоначальном значении: составная часть народного быта, тесно переплетающаяся с другими его элементами. С начала 20 в. термин используется и в более узком, более конкретном значении: словесное народное творчество.

Фольклор - это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, знание жизни, природы. Фольклор постоянно находится в процессе развития и эволюции: частушки могут исполняться под аккомпанемент современных музыкальных инструментов на современные темы, новые сказки могут быть посвящены современным явлениям, народная музыка может подвергнуться влиянию рок-музыки, а сама современная музыка может включать элементы фольклора, народное изобразительное и прикладное искусство могут подвергнуться влиянию компьютерной графики.

Главная особенность фольклора – это отсутствие известного автора, потому что любое фольклорное произведение существует очень давно и множество раз было преобразовано новыми и новыми рассказчиками. Фольклор называется - коллективным творчеством.

Ещё одна из особенностей фольклора - это его вариативность. Вариативность произведения помогает нам понять, как менялся быт с течением времени, как менялся характер и сознание народа. (Приложение 1)

Со временем писатели и поэты заимствовали многие сюжеты из фольклорных произведений и подписывали их своим именем. Из-за этого во многих рассказах, сказках, поэм и т.д. могут быть похожие сюжеты или персонажи.

Наука о фольклоре называется фольклористика. Фольклористика как наука возникла в 30 – 40 – е гг. 19 века, сразу же заняв важное место в системе других наук. В 50 – е гг. 19 века Ф.И. Буслаев предложил ввести преподавание УНТ в вузы. В это же время возникли академические школы (мифологическая, историческая, заимствования). 


Глава 2. Копни поглубже, найдёшь погуще.

2.1. Малые жанры фольклора.

Малые жанры фольклора — это небольшие  фольклорные произведения. В некоторых источниках встречается определение детский фольклор, поскольку , такие народные произведения входят в жизнь человека очень рано, задолго до овладения речью. Художественная форма детского фольклора специфична: для него характерна своя образная система, тяготение к ритмизированной речи и игре.

Таким образом, детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора.

Е. А. Флерина дает определение детскому фольклору как особенной области народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально – поэтических жанров фольклора. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа. Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые.

В  малые жанры фольклора входят  колыбельные песенки, прибаутки и небылицы, считалки и загадки, пословицы и поговорки, игры, скороговорки и частушки, пестушки и потешки.

Художественной особенностью все малых жанров фольклора является то, что они небольшие по объёму, и чаще всего создаются в стихотворной форме, их легко запоминать, ведь  основная аудитория слушателей –  дети.


2.2. Колыбельная песня.

Спрашивает Сон Дремоту…

Колыбельная песня — один из древнейших жанров фольклора, на что указывает тот факт, что в нём сохранились элементы заговора-оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее. 

Колыбельные песни очень красивы, с их помощью убаюкивают ребёнка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм. 

Проанализировав такой жанр фольклора, как колыбельная песня, я выяснила очень интересную информацию - это один из самых известных жанров малого фольклора среди школьников, несмотря на то, что в наше время народное искусство утратило былую силу, и всё чаще электронные гаджеты показывают сказки и поют песни, всё же каждый третий ученик знает как минимум одну колыбельную песню. Есть ещё одна важная особенность колыбельных песен - это то, что в них имелся сюжет. Сюжеты колыбельных песен можно подразделить на сказочные и реальные. Но во всех сюжетных колыбельных песнях, детям сулят какое то будущее-это зависит от классовой принадлежности ребёнка, или  же от пола малыша. Девочкам «Будешь в золоте ходить, чисто серебро носить», мальчикам «Зипун сошьем, боронить пошлем». С самого детства судьба детей была как бы предрешена, девочки, если с дворянской семьи, должны жить в роскоши и выйти замуж за самого знатного парня, а вот мальчиков готовили к тяжёлой работе на земле. (Приложение 2)

2.3. Пословицы и поговорки.

Мудрости начала

Пословица - краткое изречение народного поэтического творчества, облаченная в краткое, ритмизованное изречение, несущее обобщённую мысль, вывод.

Поговорка — Краткое устойчивое выражение, образное, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания. Также может иметь вид юмористического характера.

При анализе этого  жанра, я выявила, что все пословицы и поговорки можно разделить на темы:

-Родина

-Память о прошлом (народ и история)

- Богатство, бедность, голод

- Бог, чёрт

-Церковь

-Человек (внешность и сущность, жизнь, смерть)

-Человек и труд (земледельческий календарь)

-Человек и семья (хозяйственность, достаток дом)

(Приложение 3)

И это ещё не весь список. В пословицах и поговорках много мудрости, и именно эта мудрость лежит в сундуках наших бабушек, лежит много лет, но актуальна и по сей день, истина, скрытая в пословицах и поговорках до сих пор настоящая и самая правильная, и более того, люди старины в каких то вопросах мудрее нашего общества, в этом я убедилась, изучая  данный вид малого фольклора. К сожалению не все народные мудрости  понятны, иногда  из за каких то устаревших слов, значение которых, мы можем узнать лишь поработав со словарём, а иногда нам просто не хватает знаний о жизни. Я проводила небольшой опрос в своём классе на знание пословиц и поговорок, удивительно, что  даже не зная лексического значения слов, ребятам было очень интересно работать, они с большим интересом разгадывали народные мудрости, спорили о значениях разных изречений, удивляясь тому, что пословицы и поговорки, придуманные не в наше столетие, подходят и к нашему миру, к нашей бурной и современной жизни.

2.4. Загадки

Живи по – старому,

А говори по – новому

Дети до сих пор любят старинный способ игры - отгадывать и придумывать новые загадки. Загадки могут быть обо всём на свете и для разных возрастов, их любят и взрослые и дети.

Загадка — выражение, нуждающееся в разгадке. Загадки могут быть про: природу, профессий человека, птиц, животных, времена года и так далее…

Загадка, как и пословица, представляет собой краткое образное определение предмета или явления, но в отличие от пословицы она даёт это определение в иносказательной, нарочито затемнённой форме. Как правило, в загадке один предмет описывается через другой на основе схожих черт. Загадка может представлять собой и простое описание предмета. Это и народная забава, и испытание на смекалку, сообразительность.

Роль загадок и прибауток играли и небылицы-перевертыши, которые для взрослых предстают как нелепицы, для детей же — смешные истории о том, чего не бывает, (см. приложение 4)

Есть ещё одна важная особенность загадок - в них кроется много информации о жизни и быте народа того времени .

В своём классе я загадала одну загадку ( см. приложение 5)

И сразу возникло много вопросов:

Кто такой Егорий? Почему стог сена называется Егорием?

 Что значит «полугорье» и почему стог сена стоит именно там?

 Почему стог сена в загадке «шапкой накрывается» и «копьем подпирается»?

Я провела исследование.

Имя Егорий, Егор – это народная форма имени Георгий в переводе с древнегреческого означает земледелец. Св. Егория почитают как покровителя всех сельскохозяйственных работ. В связи с тем, что устное народное творчество изначально имело аграрный, то есть сельскохозяйственный характер, в народном сознании сено ассоциировалось с защитой крестьянского хозяйства. Поэтому сено в загадке представлено как защитник – Егорий (Георгий).

«Полугорье» - это пространство не на вершине горы и не у ее основания, считалось, что полугорье наиболее удобное место для того, чтобы ставить стог сена: на самом верху его будут выдувать ветра, а внизу, сено может напитаться влагой из земли, стать сырым и даже сгнить.

 То, что Егорий «шапкой накрывается» - это свидетельство того, что вершина стога сена должна быть особым образом завершена, словно шапкой, которая не позволяет влаге проникать внутрь стога. Егорий как стог сена еще и «копьем подпирается»: часто большие стога сена для большей устойчивости укрепляли особыми подпорками.

Итак, загадки имеют много разных функций

  • Информационную: выяснилось, чем является сено для крестьян
  • Эстетическую: загадка-это небольшое стихотворение, т. е. ритмически организованный текст, с рифмой и красивой звукописью
  • Дидактическую: само произнесение загадки, независимо от того, собираются ли слушающие отвечать на нее или нет, заставляет сознание работать, сопоставлять какие-то признаки, искать предмет или явление, которое подпадает под признаки, названные в загадке.  
  • Данный жанр малого фольклора популярен во все времена, все помнят сказки, в которых самые прекрасные и мудрые принцессы загадывали удивительные загадки, и лишь сообразительные и умные герои  могли их отгадать. И в наше время популярны  загадки на смекалку, просмотрев сборник загадок русского народа под редакцией Дмитрия Садовникова, я нашла много интересных загадок, созданных по такому же методу, как и современные логические задачи. (Приложение 5)

Заключение

В  ходе своего исследования я выяснила, что устное народное творчество являет собой отражение жизни, быта, поверий древних людей. Благодаря  произведениям фольклора, нам прикрывается завеса тайны, мы можем узнать как жили наши предки, узнать о быте, чувствах, отношениях, мы можем выяснить что любили жители тех далёких времён, чего боялись, о чём мечтали… И это просто удивительно, ведь народное искусство – это своеобразная машина времени, доступная каждому, ничего не стоит зайти в библиотеку и окунуться в этот удивительный мир старины, в это чудесное время, которое учит нас со своих жёлтых страниц великой мудрости, взирая на нас своими добрыми и умными глазами.

   Произведения народного творчества с самого рождения сопровождают человека. Благодаря ним ребёнок формируется и развивается, тренирует память, учится говорить. Благодаря фольклору малыш познаёт мир, узнает много интересного, через произведения дети могут узнать о том, чего они никогда не видели - о птицах, рыбах и чужих странах, могут понять всё о чувствах другого человека, могут отличить добро от зла, научиться защищать слабых, помогать тем, кто в этом нуждается. Всё это можно найти в маленьких, но очень умных мудростях наших бабушек и дедушек, всё это добро хранится в их сундуках, а  нам с вами стоит только захотеть узнать тайны жизни прошлой и нынешней.

Моя гипотеза была подтверждена, действительно, фольклор является источником знаний о мире и человеке, о жизни, быте и традициях наших предков.

Закончить свою работу я хочу словами русского писателя Алексея Николаевича Толстого, и я считаю, что точнее выразить всю суть народного творчества, чем в этом высказывание просто  невозможно: «Русский народ создал огромную изустную литературумудрые пословицы и хитрые загадки, веселые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пресмешные сказки.

Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа»  [3, 3]


Список литературы

  1. Загадки русского народа: Сборник загадок, вопросов, притч и задач - М.: ТЕРРА, 1996. – 335 с.
  2. Т. М. Акимова, В. К. Архангельская, В. А. Бахтина/Русское народное поэтическое творчество (пособие к семинарским занятиям). - М.: Высш. Школа, 1983. - 208 с.
  3.  Русский фольклор» / Под ред. В. П. Аникина; - М.: Худ. Лит., 1985. – с. 362.
  4. Круглов Ю. Г. Русские обрядовые песни: Учеб. пособие для пед. ин-тов по спец «рус. яз. и лит.». – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк. 1989. – 320 с.

1.https://ru.wikipedia.org/wiki

2.http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_literature/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в процесс изучения дисциплин естественно-математического цикла Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в проце

В любой образовательной системе особое место занимает контроль – отслеживание усвоения знаний и мониторинг качества обучения. Внедрение новых образовательных и информационных технологий в учебны...

Научно-методические рекомендации по выполнению научно-исследовательской работы

Исследование - это сложный сознательный и целеустремленный процесс изучения какого-либо  явления или объекта, который способствует определению особенностей его протекания; выявлению некоторых зак...

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в школьном научном обществе

Данный материал содержит методические рекомендации по организации работы с учащимися на проектами и исследовательскими работами в рамках  работы школьного научного общества учащихся....

Организация научно-исследовательской деятельности кафедры. Баландина М.Б. заместитель директора по научно-методической работе МОУ «СШИ № 2" г. Магнитогорска

Организация научно-исследовательской деятельности кафедры. Баландина М.Б. заместитель директора по научно-методической работе МОУ «СШИ № 2" г. Магнитогорска...

Аннотация "Методические рекомендации для учителя по формированию исследовательских навыков школьников через интегрированную проектную деятельность по английскому языку и предметам естественно-научного цикла на примере научно-исследовательской работы

Аннотация "Методические рекомендации для учителя по формированию исследовательских навыков школьников через интегрированную проектную деятельность по английскому языку и предметам естественно-нау...

Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Научно-исследовательская деятельност

Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую ...

Всероссийской научно-практической конференции на тему: «Организация эколого-краеведческой исследовательской деятельности в школе и вузе» Научно-исследовательская работа по теме: « Возрождение старинных традиций и обычай на основе материалов школьного

Всероссийской научно-практической конференциина тему: «Организация эколого-краеведческой исследовательской деятельностив школе и вузе»  Научно-исследовательская работа по теме: ...