Урок литературы «Подлинные и мнимые ценности жизни»
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Конюхова Вера Ивановна

Урок литературы «Подлинные  и мнимые ценности жизни»  (по повести Л.Н. Толстого  « Юность»)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx30.75 КБ
Файл plan-shema_uroka.docx18.92 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 9 классе                     

Дата проведения: 15.03.2017 

Учитель: Конюхова В.И.

Тема: «Подлинные  и мнимые ценности жизни.»  (по повести Л.Н. Толстого  « Юность»)

Цели урока: -Познакомить с повестью  Л.Н. Толстого «Юность»; организовать работу по осмысленному чтению фрагментов текста повести.

-провести анализ, путем нахождения мнимых и подлинных ценностей в тексте повести, а также отметить правильное и ложное поведение главного героя.

-активизировать детей на творческую работу на всех этапах урока (организовать работу с таблицами и кластером).

- развивать речь и память;

- воспитывать доброе и позитивное отношение к людям и окружающему  миру.

Ход урока:

     I. Организационный момент.

1. Приветствие учеников :Дорогие ребята!  К сегодняшнему уроку, я подготовила для вас  брошюры, которые лежат у вас на столе. Это ваша рабочая тетрадь к сегодняшнему уроку.

               2.Создание благоприятного психологического климата : урок у нас с вами необычный. Поэтому и оценки тоже на нем будут не обычные. За правильные ответы вы будете зарабатывать вот такие смайлики знатоков литературы:

      II. Проверка домашнего задания.

Учитель. Дома вы уже познакомились со статьей В. И. Коровина о Л. Н. Толстом.

Демонстрируется портрет писателя.

(Слайд 1)

– Как же события детских лет отразились на будущем творчестве писателя?

– Каковы были занятия Л. Н. Толстого до поступления на военную службу?

– Что дала Толстому служба на Кавказе? (На Кавказе Толстой начинает работать над художественной автобиографией и пишет повесть «Детство», которую отправляет в Петербург в самый популярный тогда журнал «Современник». Она была восторженно встречена самим Некрасовым и напечатана в 1852 г. «Детство» явилось первой частью задуманной Толстым тетралогии «Четыре эпохи развития». Осуществлены были еще две части – повести «Отрочество» и «Юность», а замысел четвертой лишь в неполном виде реализован в рассказе «Утро помещика». Повесть «Отрочество» была напечатана в 1854 г., а «Юность» – в 1857 г. Имя Толстого встало в один ряд с именами лучших русских писателей того времени.)

– Как изменились взгляды Толстого во время Крымской войны?

– К каким открытиям пришел Толстой в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность»?

III. Сообщение темы и целей урока

У меня для вас есть сюрприз. Я подготовила вам небольшой мультфильм. Внимание на экран!

Мультипликационный фильм «Ценности нашей  жизни».

        Друзья мои, скажите мне, о чем этот мультфильм?

О ценностях нашей жизни.

Трогательный, нежный и полный важных деталей мультфильм о настоящих ценностях жизни. Главная героиня очень бедна и вынуждена каждый день приходить на помойку в поиске вещей. Однажды женщина находит дорогие украшения и решает подарить им вторую жизнь. 

коротенький мультфильм. Идет чуть больше 2 минут, а заставляет задуматься о многом.

               Старушка живет на свалке совсем одна. Почему она здесь и почему одна? На обычную бомжиху она не похожа. Какая-то даже интеллигентная. Люди одинокими остаются по разным причинам: у кого-то все умерли, кого-то предали родственники( и такое бывает в нашей жизни), кто-то бывает сам опускается - ему удобнее плыть по течению и ничего не предпринимать в этой жизни. И ведут они себя в такой ситуации по разному. А эта старушка, как малое дитя, вызывает только добрые чувства и жалость.

          мультфильм "Ценности жизни", дает нам понять, что счастье не в богатсве, что надо научиться ценить то, что мы имеем!

Человек размышляет о ценностях жизни с самого начала своего существования. Многие поэты и писатели писали  об этом в своих творениях. Величайший русский писатель- гуманист Лев Николаевич Толстой касается ценностей жизни человека во всех своих многочисленных произведениях. А он создал их за свою жизнь не мало- 279. Писал он и о  жизненных ценностях молодого поколения.

По мнению Льва Толстого, молодой возраст человека условно можно разделить на три части: детство, отрочество и юность.

В каком возрасте находитесь вы, ребята?

(Слайд 2)

Писатель считал, что детство –это от рождения до 11 лет, отрочество, или , как мы называем подростковый возраст, от 12 до 14 лет и юношество- это от 15 до 20 лет. Поэтому ваша пора-это пора юности.

(Слайд 3)

Нужно сказать, что свое первое литературное произведение Лев Николаевич написал в юном возрасте- «Мой первый литературный опыт состоялся в пору моей юности. В возрасте 24 лет я написал повесть «Детство»-первые робкие литературные шаги мои…»- пишет в одном из своих  дневников писатель. Толстой  вел дневники  очень тщательно всю свою жизнь.

Друзья, вы догадались о каком художественном произведении мы сегодня с вами будем говорить?

(Слайд 4)

 Совершенно верно. Тема сегодняшнего урока: «Подлинные и мнимые ценности жизни». ( по повести Л.Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность»)

                        (Слайд 5)

 Цели урока: -Познакомиться с главами из повести  Л.Н. Толстого «Юность»;

 -провести анализ, путем нахождения мнимых и подлинных ценностей в тексте повести, а также отметить правильное и ложное поведение главного героя.

       IV. Повторение изученного

 Слово учителя.

В своей трилогии Толстой отобразил новый художественный взгляд на мир. Его герой смотрит на окружающее не глазами взрослого человека, оценивающего свое детство и детский душевный опыт, а глазами ребенка с его незамутненным сознанием, свободным от предрассудков взрослого мира и оттого способным к безукоризненным нравственным оценкам. Толстой утверждает, что этот детский опыт всегда живет в человеке и не отменяется житейским опытом взрослого. Такой взгляд на развитие человека, его душевного мира был подлинным открытием и принес Толстому славу художника-психолога.

   Обзор содержания повести «Детство» подготовленным учеником    (индивидуальное домашнее задание).

Детство, по Толстому, есть своего рода норма и образец человеческого поведения – по той  причине, что в детском возрасте человек непосредственно, чувствами усваивает положительные, истинно человеческие стороны в отношениях близких ему людей и поэтому сам наиболее человечен.

Итак, рассказ о том, как человек входит в мир и как этот мир встречает его своими необыкновенными радостями и одновременно бесконечными тревогами, – такова в самом общем виде тема первого произведения трилогии.

    Обзор повести «Отрочество» (индивидуальное задание).

Если тема «Детства» – первые радости, которые дает человеку мир, и первые разочарования в этом мире, то тема «Отрочества» – неминуемый и тяжелый разлад духовно выросшего человека с миром, разлад, от которого он порой испытывает какое-то непонятное наслаждение и с которым вместе с тем он никак не хочет мириться.

   V. Изучение новой темы

 В своей трилогии Толстой отобразил новый художественный взгляд на мир. Его герой смотрит на окружающее не глазами взрослого человека, оценивающего свое детство и детский душевный опыт, а глазами ребенка с его незамутненным сознанием, свободным от предрассудков взрослого мира и оттого способным к безукоризненным нравственным оценкам. Толстой утверждает, что этот детский опыт всегда живет в человеке и не отменяется житейским опытом взрослого. Такой взгляд на развитие человека, его душевного мира был подлинным открытием и принес Толстому славу художника-психолога.

 Обзор содержания повести «Юность»  

В «Юности» облик героя еще более сложен. Теперь уже вполне ясно, что ему предстоит идти не шаблонным, а самостоятельным путем, который, впрочем, еще нужно найти. Он предчувствует трудности, с которыми придется столкнуться, и не боится их. Вопрос заключается не в том, способен ли он поступать самостоятельно, не в возможностях его; речь идет об утверждении его самостоятельности в отношениях, свойственных юности. В связи с этим герой становится не только центром, но почти единственным объектом повествования, оттесняя все остальное на задний план. Масштаб повествования укрупняется, изложение делается более обстоятельным и аналитическим. Третья часть трилогии по объему равняется первым двум, вместе взятым.

Герой «Юности» обрисован как человек, ищущий истину, борющийся за нее. Каждый раз оказывается, что та истина, которую он выработал, не является истиной, а представляет собой заблуждение. Отсюда его новое, еще более горячее стремление к истине. Рисуя так своего героя, Толстой изображает действительность в самых глубоких ее разрезах.

Друзья, откройте, пожалуйста, рабочие тетради к уроку, которые лежат на ваших столах. Мы выполняем задание на желтой страничке. Используя слова повесть, трилогия,  герой, монолог, автобиографичный, внутренний, главный, Николенька Иртеньев, три, «Детство», «Отрочество», «Юность» вам необходимо составить 1-2 предложения по теме нашего урока и записать их ниже.

Прочитайте, что у вас получилось

Ребята, давайте мы с вами составим кластер по тому материалу, который вам уже известен и систематизируем свои знания. В ваших рабочих тетрадях макет кластера находятся на зеленой странице. Я буду задавать вам вопросы, а вы отвечая на них, заполните таблицу кластера.

К какому эпическому жанру принадлежит произведение Толстого?(ПОВЕСТЬ)

Какой жанр носит данная повесть, если Толстой во  многом описывал события, произошедшие с ним самим? ( АВТОБИОГРАФИЧЕСКАЯ)

Из скольки частей состоит повесть?( из ТРЕХ)

Как называется произведение, состоящее из трех частей? ( ТРИЛОГИЯ)

Назовите все части повести: («ДЕТСТВО. ОТРОЧЕСТВО. ЮНОСТЬ.)

Кто объединяет все части повести ( НИКОЛЕНЬКА ИРТЕНЬЕВ)

С помощью какого художественного приема автор раскрывает нам образ Иртеньева? ( ВНУТРЕННИЙ МОНОЛОГ)

(Слайд 6)  

(Слайд 7) тетради

Внутренний монолог, ребята- это художественный прием, который используется авторами для раскрытия внутреннего мира персонажа. Это- воспроизведение  речи  действующего лица, обращенной к самому  себе и не произнесенной вслух.  Этот прием Толстой использует, чтобы рассказать нам о первых жизненных ценностях Николеньки Иртеньева в главе «Обязанности и правила».

В повести «Юность» нашему герою почти 17 лет., столько же, сколько сейчас и вам.  Он готовится к экзаменам в университет, переполнен мечтаниями и размышлениями о будущем своем предназначении. Чтобы яснее определить цель жизни, Николай заводит отдельную тетрадь, куда записывает обязанности и правила, необходимые для нравственного совершенствования.

Друзья, скажите, а какое толковое значение вы могли бы дать слову «ЦЕННОСТЬ»?

              (Слайд 8) тетради

Сергей Иванович Ожегов в своем толковом словаре пишет, что ценность- это то, что имеет важное, ценное значение. Ценный предмет, или явление. Из курса обществознания вы знаете, что ценности жизни бывают культурные, духовные и материальные

(Слайд 9)

А еще ценности бывают подлинными и мнимыми. Друзья мои, как вы понимаете слово подлинные? ( НАСТОЯЩИЕ) А как вы понимаете слово мнимые (ЛОЖНЫЕ)? А с какими подлинными ценностями вы сталкивались в жизни? А с какими ложными, мнимыми ценностями вы сталкиваетесь? Да. Действительно, ценности у каждого свои.

Анализ текста

Друзья мои, мы с вами приступаем  анализу текста фрагментов повести «Юность». Откройте свою рабочую тетрадь на красной странице, пожалуйста.

Читаем текст по абзацам и находим главную ценность Николеньки, изложенную в этом абзаце.

…Буду каждое воскресенье ходить непременно в церковь и еще после целый час читать Евангелие…непременно два с полтиной я буду отдавать бедным, и так, чтобы никто не знал: и не нищим, а стану отыскивать таких бедных, сироту или старушку, про которых никто не знает.

…У меня будет особенная комната и я буду сам убирать ее и держать в удивительной чистоте; человека же ничего для себя не буду заставлять делать. Ведь он такой же, как и я

…Буду составлять лекции и даже вперед проходить предметы, так что на первом курсе буду первым и напишу диссертацию; на втором курсе уже вперед буду знать все, и меня могут перевести прямо в третий курс, так что я восемнадцати лет кончу курс первым кандидатом с двумя золотыми медалями, потом выдержу на магистра, на доктора и сделаюсь первым ученым в России... даже в Европе я могу быть первым ученым... 

Буду делать нарочно движенья как можно больше, гимнастику каждый день, так что, когда мне будет двадцать пять лету я буду сильней Раппо. Первый день буду держать по полпуда «вытянутой рукой» пять минут, на другой день двадцать один фунт, на третий день двадцать два фунта и так далее, так что, наконец, по четыре пуда в каждой руке, и так, что буду сильнее всех в дворне..»

Продолжаем читать текст:

«…Второе чувство было любовь любви. Мне хотелось, чтобы все меня знали и любили. Мне хотелось сказать свое имя: Николай Иртеньев, и чтобы все были поражены этим известием, обступили меня и благодарили бы за что-нибудь. Третье чувство было надежда на необыкновенное, тщеславное счастье — такая сильная и твердая, что она переходила в сумасшествие. Я так был уверен, что очень скоро, вследствие какого-нибудь необыкновенного случая, вдруг сделаюсь самым богатым и самым знатным человеком в мире... Четвертое и главное чувство было отвращение к самому себе и раскаяние, но раскаяние до такой степени слитое с надеждой на счастие, что оно не имело в себе ничего печального. »

(Слайд10)тетради

 ЗАПОЛНЕНИЕ АССОЦИОГРАММЫ. ПРОМЕЖУТОЧНАЯ РЕФЛЕКСИЯ

Ребята, в вашей хрестоматии дана 31 глава повести «Юность». Как она называется? А что обозначает комильфо?

(Слайд 11) тетради

С французского комильфо дословно переводится, как соответствие правилам хорошего тона. Это- приличный,  порядочный , благовоспитанный человек. Тема человека – комильфо интересовала многих русских авторов. Это и.А. Бунин, А.П. Чехов, А.А. Блок.

Давайте же поработаем с текстом и выясним, кто же такой человек комильфо в понимании Николеньки Иртеньева. Ребята, мы читаем текст и заполняем табличку.тетради 

Работа с таблицей.

Скажите ребята, все качества, присущие человеку- комильфо, по мнению Николеньки, являются истинными или мнимыми?

Верно. Они ложные.

(Слайд 14)

           Тема человека- комильфо актуальна и сегодня. О ней пишут, о ней снимают фильмы. Современный автор Сергей Минаев несколько лет назад выпустил очень нашумевшую книгу «Духлесс». По ней сняли фильм.. С.Минаев «Духлесс»

герой фильма - 29-летний топ-менеджер крупного международного банка по имени Макс. Он уверен, что жизнь удалась, ведь у него есть то, о чём многие не могут даже и мечтать: дорогая машина, пентхаус и вечеринки. Свою жизнь Максим тратит на зарабатывание денег, а деньги - на ночные клубы, шикарных девушек, кокаин и прочие атрибуты гламурной жизни. Но в какой-то момент к герою приходит осознание того, что с его жизнью что-то не так. И его мир рушится подобно карточному домику.  герой приходит к понимаю того, что его жизнь стала пустой и совершенно утратила смысл. Окружающие его люди внезапно предстают перед ним глупыми и ненастоящими. В итоге Макс теряет работу, друга и уважение людей, но обретает себя. 

Откройте, пожалуйста свои рабочие тетради на следующей странице. Я попрошу вас в течение 2 минут написать признаки человека комильфо 21 века опираясь на ваш личный жизненный опт. Какие ценности жизни важны современному человеку – комильфо? Отличаются ли они от ценностей Николеньки Иртеньева?

ЗАПОЛНЯЮТ ТАБЛИЦУ в тетради

VI. Закрепление  изученного материала

Друзья мои! Вы стоите на пороге очень важных событий в своей жизни. Пройдет пара недель и вы будете сдавать первые экзамены в своей жизни. Герой наше повести- ваш ровесник. И он тоже, как и вы, готовится к экзаменам. Давайте посмотрим, как он это делает.

  • Тетрадь с заглавием «Правила жизни» была спрятана с черновыми ученическими тетрадями…
  • …я каждый день с увлечением прослушивал «Патетическую сонату» Бетховена, слушал, как музицирует Мими.
  • …прислушивался к звукам соловья за окном…
  • …читая книгу, я думал о весеннем ветре и луге с зеленой травой.
  • …после обеда я два часа спал на террасе дома, на свежем воздухе…
  • …с огромной охотой помогал раздувать самовар.
  • …мечтал, сидя у раскидистой ивы…
  • … ссорился с Володей Дубковым…
  • Наносил визиты князю Ивану Ивановичу, Валахиным, Корнаковым, Ивиным.

Как вы думаете, что произошло потом? Он сдал экзамены?

Верно. Он их провалил.

Расскажите, а как готовитесь к экзаменам вы?

(Слайд 15)

(Слайд 16)

Лев Николаевич Толстой писал: “ Чтоб жить честно,  надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и  опять бросать, и вечно бороться...”. Я желаю от всей души вам успешно сдать государственные экзамены и бороться, никогда не сдаваясь, идти вперед.

У меня в руках корзинка  идей. У вас на столах лежат кусочки разноцветной бумаги. Пусть   каждый из вас запишет одну самую важную подлинную ценность его жизни на листочке и опустит в нашу корзиночку. А в конце урока мы подведем итог, что же для нас с вами является истинными ценностями. Я опускаю в корзинку свою первую ценность. Это – добро.

(Слайд 17)

(Слайд 18)

заглянем в нашу корзинку идей и узнаем, какие же человеческие ценности по нашему мнению являются самыми истинными.

( Читаю несколько)

И Николенька Иртеньев тоже приходит к мысли, что только добро, сострадание и любовь ко сему живому- вот истина нашей жизни. Своему другу Дмитрию он говорит: « Юность- пора заблуждений и путь в тонелле. Найдешь верный выход из него- человеком станешь».

VII. Подведение итогов урока.

  1.  Давайте подведем итоги нашего урока. Для этого попрошу вас заполнить карту синквейнов урока, которая находится на голубой странице вашей тетради. Вам предложено две темы: юность и ценности.

 (Слайд 19)

Работа индивидуальная- 1 мин.

ДЕТИ ЧИТАЮТ ОТВЕТЫ.

(Слайд 20)

2.  В конце жизни, убеленный сединой Лев Толстой написал свое обращение к юношеству, которое он назвал « Верьте себе». “Верьте себе, выходящие из детства юноши и девушки, когда впервые поднимаются в душе вашей вопросы: кто я такое, зачем живу я и зачем живут все окружающие меня люди? Да, верьте себе, когда в душе вашей будут говорить не желание превзойти других людей, отличиться от других, быть могущественным, знаменитым, прославленным…, а верьте себе, когда главное желание вашей души будет то, чтобы самому быть лучше…»

3Подсчет смайликов, выставление отметок

Спасибо за урок.

VIII. Домашнее задание: Подготовить краткий обзор содержания повести «Юность»



Предварительный просмотр:

Урок литературы в 9 классе                                                                         Дата проведения: 15.03.2017 

Учитель: Конюхова В.И.

Тема: «Подлинные  и мнимые ценности жизни.»  (по повести Л.Н. Толстого  « Юность»)

Цели урока: -Познакомить с повестью  Л.Н. Толстого «Юность»; организовать работу по  осмысленному чтению фрагментов текста повести.

    -провести анализ, путем нахождения мнимых и подлинных ценностей в тексте повести, а        также отметить правильное и ложное поведение главного героя.

-активизировать детей на творческую работу на всех этапах урока (организовать работу с таблицами и кластером).

- развивать речь и память;

- воспитывать доброе и позитивное отношение к людям и окружающему  миру.

Ход урока:

     I. Организационный момент.

          1. Приветствие учеников.

          2.Создание благоприятного психологического климата 

      II. Проверка домашнего задания.

      1.Демонстрируется портрет писателя. (Слайд 1)

          2. Фронтальный опрос

              – Как же события детских лет отразились на будущем творчестве писателя?

              – Каковы были занятия Л. Н. Толстого до поступления на военную службу?

     – Что дала Толстому служба на Кавказе?– Как изменились взгляды Толстого во время    Крымской войны?

               – К каким открытиям пришел Толстой в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность»?

     III. Сообщение темы и целей урока

1. Просмотр мультипликационного фильма «Ценности нашей  жизни».

  1. Обсуждение.

3.Выход на тему урока

4. Сообщение темы урока:  «Подлинные и мнимые ценности жизни». ( по повести Л.Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность»)

5.  Сообщение целей урока ( для учащихся): -Познакомиться с главами из повести  Л.Н. Толстого «Юность»;

 -провести анализ, путем нахождения мнимых и подлинных ценностей в тексте повести, а   также отметить правильное и ложное поведение главного героя.

       IV. Повторение изученного ранее материала

          1.Слово учителя.

                 2.Обзор содержания повести «Детство» подготовленным учеником     (индивидуальное домашнее задание).

                  3.  Обзор повести «Отрочество» (индивидуальное задание).

   V. Изучение новой темы

                  1. Слово учителя

                  2.  Обзор содержания повести «Юность»

                  3. Работа с кластером

                4. Теория литературы: знакомство с новым художественным приемом (внутренний монолог)

                   5.Словарная работа : ценности ( культурные, духовные и материальные, подлинные и мнимые

                   6.Чтение глав повести «Юность»

                   7. Анализ текста : - заполнение ассоциограмы;таблицы.

                    8. Актуальность темы человека-комильфо в 21 веке.

VI. Закрепление  изученного материала

                     1.Судьба тетради с правилами жизни.

                     2.Образ жизни Николеньки Иртеньева и результат экзаменов.

                     3. А как готовитесь к экзаменам вы?

                      4.Корзинка идей « Ценности моей жизни».

                      5. Вывод, к которому приходит Николенька Иртеньев : «Только добро, сострадание и   любовь ко сему живому- вот истина нашей жизни. Юность- пора заблуждений и путь в тонелле. Найдешь верный выход из него- человеком станешь».

VII. Подведение итогов урока.

                     1.  Заполнить карту синквейнов урока,

                     2.  Лев Толстой  «Обращение к юношеству»

                     3.   Подсчет смайликов, выставление отметок

VIII. Домашнее задание: Подготовить краткий обзор содержания повести «Юность»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 10 классе "Жизнь и творчество Н.А. Некрасова"

Первый урок в цикле уроков о творчестве Н.А. Некрасова"....

Презентация к уроку литературы в 8 классе "Жизнь и Творчество Шекспира"

Данная презентация может быть использована на уроках литературы при изучении жизни и творчества великого английского драматурга Уильяма Шекспира....

Урок литературы в 9 классе "Жизнь и творчество А.И.Солженицына"( с презентацией)

Краткий очерк о жизни и творчестве А.И.Солженицына(вводный урок)....

Урок литературы в 9 классе"Жизнь и творчество М.А.Булгакова".

Вводный урок.Краткий обзор жизни и творчества писателя....

Презентация к уроку литературы в 9 классе "Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова".

Презентация используется на вводном уроке, посвященном жизненному и творческому пути М. Ю. Лермонтова. Материал расположен в хронологическом порядке, представлены портреты поэта, отражающие различные ...

технологическая карта урока Литературы "Роль книг в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним. Диагностика уровня литературного развития пятиклассников" 5 класс

технологическая карта урока Литературы "Роль книг в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним. Диагностика уровня литературного развития пятиклассников" 5 класс...

Конспект урока литературы "Роль книги в жизни человека" (вводный урок, 5 класс)

Конспект вводного урока литературы в 5 классе на тему "Роль книги в жизни человека". Урок разработан с применением технологии развития критического мышления....