Статья "Выразительное чтение и анализ поэтического текста"
статья по литературе на тему

Степанюк Людмила Николаевна

Статья предназначена для учителей-словесников. Методический материал помогает педагогу подготовить учащихся к устной части ОГЭ по русскому языку, а также может использоваться при подготовке к урокам литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл cnfnmz_2.odt23.74 КБ

Предварительный просмотр:

Выразительное чтение и анализ поэтического текста

Когда мы говорим о необходимост»

Когда мы говорим о необходимости тщательного анализа произведения, можно сослаться на Эрнеста Легуве, высказавшего мысль о том, что чтение — это не только учитель дикции, но и профессор литературы. Легуве утверждает, что труд, который должен приложить исполнитель «для передачи...произведений, заставит его лучше их понять; процесс чтения вслух дает нам такую силу анализа, которой нам никогда не достигнуть при чтении про себя».

Выразительное чтение текста предполагает его тщательный анализ. Рассказывая о творческой работе исполнителя-чтеца, Антон Шварц отмечает, что главную идею произведения он стремится осмыслить в самом начале освоения текста.

В процессе литературоведческого анализа текста приходится заниматься исполнительским анализом, включающим разбор таких вопросов, которые не входят в анализ литературоведческий. Например:

Чем вы (исполнитель) хотите взволновать своих слушателей?

Какие чувства хотите у них возбудить?

Какие картины вызвать в их воображении?

В чем хотите убедить их?

Исполнительский анализ обостряет внимание к тексту, требует более пристального внимания к каждому его слову.

Искусство выразительного чтения требует от исполнителя делового отношения ко многим теоретико-литературным понятиям, таким, как тема, идея, жанр, композиция, адресат, своеобразие ритма, характер пауз. Необходимо обратить пристальное  внимание на  некоторые теоретико-литературные понятия.

Прежде всего это касается определения адресата. Например, нельзя правильно прочитать стихотворение М. Ю. Лермонтова «Смерть поэта», не учитывая того, что его последние строки обращены к палачам «свободы, гения и славы».

Выразительное чтение обостряет внимание исполнителя к построению произведения, каждой его части и отдельной фразы. Г. В. Артоболевский разделяет стихотворение А. С. Пушкина «Анчар», состоящее из девяти строф, на две части: первые пять строф (описание Анчара) и последующие четыре. «Эти части,- пишет Г. В. Артоболевский,- построены на противопоставлении неподвижного покоя смерти вокруг ужасного дерева в пустыне (первая часть) и действенной воли человека (вторая часть)... Вторая часть носит сюжетный характер. Переход ко второй части в тексте отмечен противительным союзом НО. Уже этим вторая часть противопоставляется первой. Меняется эмоциональная окраска. Сохраняется суровость, печаль, некоторая торжественность... Но бесстрастному тону первой части здесь уже нет места: здесь надо выразить непреклонную волю и жестокость одного человека и сочувствие, сострадание к другому — к жертве его жестокости, а при известном толковании — еще и душевную боль по поводу того, что одно зло — гибель раба — порождает другое зло — гибель соседей князя от ядовитых стрел».
   И вот это обстоятельство — указание поэта на конечную цель «непобедимого владыки», являющегося олицетворением тирании, - требует особого выделения последней строфы в отдельную часть.

Таким образом, стихотворение «Анчар» можно разбить на три части: 1) описание Анчара (строфы 1-5); 2) выполнение бедным рабом (ценой собственной жизни!) приказа непобедимого владыки; 3) осуждение тиранического поступка царя.

А. С. Пушкин рассчитывал на слуховое восприятие стихов, Любил читать свои творения всякому, кто соглашался его слушать, и многие его произведения «получают всю полноту художественного воплощения только в произведении». Поэтому, выверяя творения поэта в звучании, необходимо учитывать особенности их музыкальной структуры, которая органически переплетается со структурой каждого композиционного компонента и общего сочетания составных частей всего произведения в целом.

Выразительное чтение не терпит формального отношения к анализу структуры, построения произведения.

Совершенно незаменимо выразительное чтение как средство ознакомления учащихся с элементами стиховедения — с ритмом, поэтическим переносом и т. п.

Г. В. Артоболевский замечает, что для чтеца «...самое главное — это свободное владение ритмом, живым пульсом стиха... Оно дает необходимые для чтения стиха естественность и разнообразие».

Выразительное чтение требует осмысления ритма, не терпит формального отношения к тому, что называют обнаружением ритмической схемы стиха.

Таким образом, искусство выразительного чтения требует от исполнителя, в том числе и учителя: 1) заниматься кропотливой аналитической работой в процессе подготовительной работы над текстом перед выразительным чтением его; 2) продолжать эту работу, уточняя множество деталей в процессе чтения текста; 3) прибегать к элементам литературоведческого и лингвостилистического анализа в процессе обучения учащихся умению читать выразительно.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сравнительный анализ поэтических текстов на уроках литературного краеведения

Разработка представляет собой обучению интерпретации поэтического текста. Для анализа выбраны тексты стихотворений Ставропольского поэта И.Кашпурова и Н.Заболоцкого...

СХЕМА ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА

СХЕМА ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА1.      Выразительно прочтите текст.Какие чувства, какое настроение вызывает у вас стихотворение? Какие картины рисует в...

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ Л.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 ________________________________________ Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языка Из опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой д

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМЛ.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языкаИз опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т....

Анализ поэтического текста на примере стихотворения О.Э.Мандельштама "Ленинград"

Лирика - это вид литературы с очень сильным, прямым воспитательным воздействием.Серьезным результатом плодотворной работы учителя на уроках литературы является умение учащихся верно понять, интерпрети...

Обучение приемам анализа поэтического текста

Обучение приемам анализа поэтического текста...

Поэтический эксперимент: анализ поэтического текста.

Серебряный век... Изучая художественный текст, интерпретируя (каждый на своём уровне), учиться понимать зашифрованный текст, разгадывать тайноптсь (скрытую за словесным образом). Каждый раз делать выб...