Рабочая программа по литературе
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Департамент образования администрации г.Братска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Открытая (сменная) общеобразовательная школа № 1»
муниципального образования города Братска
(МБОУ «О(С)ОШ № 1»)
РАССМОТРЕНО: Заседание ШМО МБОУ «О(С)ОШ № 1» Руководитель ШМО Селезнева И.И.________ Протокол от «__» _______________2017г. № ____ | РЕКОМЕНДОВАНО: Заседание ШМС МБОУ «О(С)ОШ № 1» Руководитель ШМС Колесникова О.Е.________ Протокол от «__» _____________2017г. № ____ | УТВЕРЖДЕНО: Директор МБОУ «О(С)ОШ № 1» Колесникова Е.А._______ Приказ от «___» _________ 2017г. № ____ | ||||||
Рабочая программа
по литературе
Образовательная область: филология
Класс(группа): 8 А группа
Количество часов в неделю: 2 часа
Количество часов за год: 68 часов
Разработал(а): Паненкова С.Н.
учитель русского языка и литературы
2017 г.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по литературе для 8А группы составлена на основании адаптированной программы «Литература в вечерней школе» для обучающихся 8-9 классов учителя Липа О. Г. МОУ О(С)ОШ № 1 ГИМНЦ 2011 год. Рабочая программа по литературе для 8 А группы составлена в соответствии с ПМО и учебным планом МБОУ «О (С)ОШ № 1» на 2017-2018 учебный год и ориентирована на использование учебника:
- В.А. Коровина. Литература 8 класс. Учебник в 2 ч.-8 изд. – М.: Просвещение, 2017
Рабочая программа по литературе рассчитана на 68 часа в год, 2 часа в неделю.
Цель и задачи программы
Цель изучения литературе в школе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования- чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе.
Главной идеей предлагаемой программы является изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от нее к русской литературе XVIII, XIX и XX веков. В программе соблюдена системная направленность. Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов. В содержании самой литературы именно эта идея и концентрический подход помогают подвести школьников к пониманию творчества отдельного писателя литературного процесса в целом, поэтики, литературных направлений, течений и т.д.
Программа каждого класса включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателей). В 8 классе затронута одна из ведущих проблем: взаимосвязь литературы и истории. Чтение и изучение произведений зарубежной литературы в конце курса в каждом классе.
Основа уроков литературы- работа с текстом художественного произведения. Непосредственно общение с художественным произведением показывает воспитательное воздействие на формирование личности ученика.
Задача курса литературы 8 А группы развить у обучающихся устойчивый интерес к чтению, любовь к литературе, совершенствовать навыки беглого и выразительного чтения, сформировать умение анализа с целью углубления восприятия и осознание идейно- художественной специфики изучаемых произведений.
Календарно - тематический план 8 группа
(2 часа в неделю, 68 часа в год)
№ | Тема урока | Всего часов | Контрольные и диагностические работы (тема, количество часов) | Дата | Примечание | Самоподготовка |
Введение. | 1 | |||||
1 | Введение. Литература и история. Историзм творчества классиков русской литературы. Особенности художественной формы фольклорных произведений. | 1 | ||||
Устное народное творчество | 1 | |||||
1 | Устное народное творчество | 1 | 1 | |||
Древнерусская литература | 2 | |||||
1 | Древнерусская литература. Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского». Вводный срез знаний | 1 | 1 | |||
2 | «Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века. | 1 | ||||
Фонвизин Д.И. | 3 | |||||
1 | Фонвизин Д.И. Слово о писателе. | 1 | 1 | |||
2 | Д.И. Фонвизин «Недоросль» (сцены). | 1 | ||||
3 | Понятие о классицизме. Речевые характеристики главных героев как средство создания комических образов. Анализ эпизода комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». | 1 | ||||
Крылов И.А. | 2 | |||||
1 | Крылов И.А. Слово о баснописце. Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз», их историческая основа. | 1 | 1 | |||
2 | Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков в баснях. | 1 | ||||
К.Ф. Рылеев | 1 | 1 | ||||
1 | К.Ф. Рылеев. Слово о поэте. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с русской историей. | 1 | 1 | |||
2 | Зачетная работа №1 по теме: Литературе 17века | 1 | ||||
А.С. Пушкин | 9 | |||||
1 | А.С. Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в литературе. | 1 | 1 | |||
2 | Стихотворения «Туча», «Я помню чудное мгновенье». Их основные темы и мотивы | 1 | ||||
3 | Историческая тема в творчестве Пушкина. | 1 | ||||
4 | А.С. Пушкин «Капитанская дочка». | 1 | 1 | |||
5 | Гринев: жизненный путь героя. | 1 | ||||
6 | Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич. | 1 | ||||
7 | Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина. | 1 | 1 | |||
8 | Пугачев и народное восстание в романе. | 1 | 1 | |||
9 | Гуманизм и историзм А.С. Пушкина в повести «Капитанская дочка». Подготовка к домашнему сочинению по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». | 1 | 1 | |||
М.Ю. Лермонтов. | 5 | 1 | ||||
1 | М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве. | 1 | 1 | |||
2 | М.Ю. Лермонтов «Мцыри». Мцыри как романтический герой. | 1 | 1 | |||
3 | Романтически- условный историзм поэмы «Мцыри». | 1 | 1 | |||
4 | Особенности композиции поэмы. Роль описаний природы. | 1 | 1 | |||
5 | Анализ эпизода поэмы «Мцыри». Развитие представления о жанре романтической поэмы. | 1 | ||||
6 | Зачетная работа № 2 по теме: творчество А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова | 1 | ||||
Н.В. Гоголь | 4 | |||||
1 | Н.В. Гоголь. Слово о писателе. | 1 | 1 | |||
2 | Исторические произведения в творчестве Гоголя. Н.В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия. | 1 | ||||
3 | Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. | 1 | ||||
4 | Хлестаков. Хлестаковщина как нравственное явление. | 1 | 1 | |||
М.Е. Салтыков-Щедрин | 4 | |||||
1 | М.Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. «История одного города» (отрывок). | 1 | 1 | |||
2 | Художественно-политическая сатира на общественные порядки. Образы градоначальников. | 1 | 1 | |||
3 | Обучение анализу эпизода из романа «История одного города». | 1 | 1 | |||
4 | Подготовка к домашнему сочинению. | 1 | ||||
Н.С. Лесков | 2 | |||||
1 | Н.С. Лесков. Слово о писателе. Рассказ «Старый гений». | 1 | 1 | |||
2 | Защита обездоленных. Развитие понятий о рассказе. | 1 | ||||
Л.Н. Толстой | 2 | |||||
1 | Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Рассказ «После бала». | 1 | 1 | |||
2 | Идея разделенности двух Россий. Мечта о воссоединении дворянства и народа. | 1 | ||||
А.П. Чехов | 2 | |||||
1 | А.П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви». | 1 | 1 | |||
2 | Психологизм рассказа «О любви». | 1 | ||||
И.А. Бунин | 2 | |||||
1 | И.А. Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Кавказ». | 1 | 1 | |||
2 | Мастерство Бунина-прозаика. | 1 | ||||
А.И. Куприн | 2 | 1 | ||||
1 | А.И. Куприн. Слово о писателе. | 1 | 1 | |||
2 | Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». | 1 | ||||
3 | Зачетная работа № 3 по теме: Творчество Н.В.Гоголя, М.Е. Салтыков-Щедрина, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова | 1 | ||||
А.А. Блок | 2 | |||||
1 | А.А. Блок. Слово о поэте. | 1 | 1 | |||
2 | Историческая тема в его творчестве А.Блока. | 1 | ||||
С.А. Есенин | 2 | |||||
1 | С.А. Есенин. Слово о поэте. | 1 | 1 | |||
2 | «Пугачев» - поэма на историческую тему. Подготовка к домашнему сочинению | 1 | ||||
М. Зощенко | 1 | |||||
1 | М. Зощенко «История болезни» | 1 | 1 | |||
М.А. Осоргин | 2 | |||||
1 | М.А. Осоргин. Слово о писателе. | 1 | 1 | |||
2 | Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне». | 1 | ||||
А.Т. Твардовский | 3 | |||||
1 | А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин». | 1 | 1 | |||
2 | Правда о войне в поэме «Василий Теркин». | 1 | ||||
3 | Мастерство Твардовского в поэме «Василий Теркин». | 1 | ||||
А.П. Платонов | 1 | |||||
1 | А.П. Платонов . слово о писателе. Рассказ «Возвращение». | 1 | 1 | |||
Стихии и песни о В.О.войне | 2 | |||||
1 | Стихии и песни о В.О.войне | 1 | 1 | |||
2 | Стихии и песни о В.О.войне | 1 | ||||
В.П. Астафьев | 3 | |||||
1 | В.П. Астафьев. Слово о писателе. Рассказ «Фотография, на которой меня нет».. | 1 | 1 | |||
2 | Развитие представления о герое-повествователе | 1 | ||||
3 | Отражение военного времени в рассказе. | 1 | ||||
Зарубежная литература | 4 | 1 | ||||
1 | У. Шекспир. Слово о драматурге. «Ромео и Джульетта». | 1 | 1 | |||
2 | Поединок семейной вражды и любви. Воспевание поэтом любви и дружбы. | 1 | ||||
3 | Анализ эпизода из трагедии «Ромео и Джульетта». | 1 | ||||
4 | Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве» (сцены). Черты классицизма в комедии. Сатира на дворянство. | 1 | 1 | |||
5 | Итоговый зачет по теме: Поэзия 20 века | 1 | ||||
Внеклассное чтение | 2 | |||||
Внеклассное чтение | 1 | |||||
Внеклассное чтение | 1 | |||||
Итого | 68 | 4 | 34 |
Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности:
Содержание учебного предмета
Введение
Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.
Устное народное творчество
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная…», «Вдоль по улице метелица метет…», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».
Частушки как малый песенный жанр. Отражение различный сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.
Предание как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком ». Особенности содержания и формы народный преданий.
Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений), предание (развитие представлений).
Древнерусская литература
Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.
Художественные особенности воинской повести и жития.
«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы XVIII века. Новые литературные герой – крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами. Особенности поэтики бытовой сатирической повести.
Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений), житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).
Литература XVIII века
Денис Иванович Фонвизин
«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания исторического гражданина.
Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.
Литература XIX века
Иван Андреевич Крылов
Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе. «Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора». Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.
Теория литературы: Басня, мораль, аллегория (развитие представлений).
Кондратий Федорович Рылеев
Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками. «Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич – главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К.Ф.Рылеева – основа песни о Ермаке.
Теория литературы. Дума (начальные представления).
Александр Сергеевич Пушкин
Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе. «Туча». Разноплановость содержания стихотворения – зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов. «Я помню чудное мгновение…». Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству. «19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.
«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный».
Роман «Капитанская дочка». Гринев – жизненный путь героя, формирование характера. Маша Миронова – нравственная красота героини. Швабрин – антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Развитие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».
Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).
Михаил Юрьевич Лермонтов
Краткий рассказ о поэте, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.
«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чужом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.
Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь
Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, историческим темам в художественном произведении.
«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора – «высмеять все дурное в России» (Н.В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В.И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю Манн). Хлестаковщина как общественное явление.
Теория литературы. Комедия (развитие представлений), Сатира и юмор (развитие представлений).
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин
Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.
«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.
Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений), литературная пародия (начальные представления), эзопов язык (развитие представлений).
Николай Семенович Лесков
Краткий рассказ о писателе. «Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создание образа в рассказе.
Теория литературы. Рассказ (развитие представлений), художественная деталь (развитие представлений).
Лев Николаевич Толстой
Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.
«После бала». Идея раздельности двух Россий. Противоречия между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.
Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений), Композиция (развитие представлений). Роль антитезы и композиции в произведении.
Поэзия родной природы
А.С. Пушкин «Цветы последние милей…», М.Ю. Лермонтов «Осень», Ф.И. Тютчев «Осенний вечер», А.А. Фет «Первый ландыш», А.Н. Майков «Поле зыблется цветами».
Антон Павлович Чехов
Краткий рассказ о писателе. «О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.
Теория литературы Психологизм художественной литературы (развитие представлений).
Русская литература ХХ века
Иван Алексеевич Бунин
Краткий рассказ о писателе. «Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.
Александр Иванович Куприн
Краткий рассказ о писателе. «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.
Теория литературы. Сюжет и фабула.
Александр Александрович Блок
Краткий рассказ о поэте. «Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.
Сергей Александрович Есенин
Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С. Пушкина, С.А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.
Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).
Иван Сергеевич Шмелев
Краткий рассказ о писателе. «Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими.
Писатели улыбаются
Журнал «Сатирикон». Теффи, О. Давыдов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Примеры и способы создания сатирических произведений. Смысл исторического повествования о прошлом.
Михаил Андреевич Осоргин
Краткий рассказ о писателе. «Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Для самостоятельного чтения.
Александр Трифонович Твардовский
Краткий рассказ о писателе.
«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине. Новаторский характер Василия Теркина - сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками.
Теория литературы. Фольклор и литература (развитие представлений). Авторское отступление как элемент композиции (начальные представления).
Андрей Платонович Платонов
Краткий рассказ о жизни писателя. «Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблема рассказа.
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов
Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату», Б. Окуджава «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют», А. Фатьянов «Соловьи», Л. Ошанин «Дороги». Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.
Виктор Петрович Астафьев
Краткий рассказ о писателе.
«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.
Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).
Русские поэты о Родине, родной природе
И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке». «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».
Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); 3. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.
Из зарубежной литературы
Уильям Шекспир
Краткий рассказ о писателе.
«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.
Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.
Сонеты — «Кто хвалится родством своим со знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».
В строгой форме сонетов — живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы, Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).
Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.
Жан Батист Мольер
Слово о Мольере.
«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.
Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятий).
Джонатан Свифт
Краткий рассказ о писателе «Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.
Вальтер Скотт
Краткий рассказ о писателе.
«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.
Планируемые предметные результаты освоения конкретного ученого предмета:
ЗНАТЬ/ПОНИМАТЬ:
- текст художественного произведения, тему, идею, художественный образ, героев изученных произведений, сюжет;
- основные особенности композиции, изобразительно-выразительных средств языка в их взаимосвязи.
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей- классиков 19-20 вв.;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
- понимать героя, сюжет, композицию художественного произведения.
УМЕТЬ:
- выделять элементы композиции изучаемых произведений и понимать их роль в произведении;
- характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное, сопоставлять героев с целью выявления авторского отношения к ним;
- различать эпические, лирические и драматические произведения;
- выразительно читать текст с учетом особенностей художественных произведений.
- создавать устное или письменное сочинение- рассуждение о героях изученного произведения (индивидуальная, сравнительная, групповая характеристика)
- составлять сложный план характеристики героев.
- давать устный или письменный отзыв в самостоятельно прочитанном литературном произведении (с мотивировкой своего отношения к героем и событиям)
- пользоваться литературным словарем терминов.
- верно понять, интерпретировать произведение и высказывать свои суждения в процессе анализа (обобщение результатов этой работы может быть выражено в форме устной или письменной рецензии, сочинения (очерка, доклада, статьи).
ИСПОЛЬЗОВАТЬ приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- участия в диалоге или дискуссии;
- определения своего круга чтения и оценки литературных
произведений.
Средства и методы контроля:
- тестовые задания (поурочные);
- зачёты (по разделам),
- письменные контрольные работы.
Программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплексом.
Практическая часть программы по всем предметам:
Класс | Название контрольных работ, зачетов, сочинений… | Контрольные работы, зачеты, сочинения… | |
По программе часов | Фактически выдано | ||
8 | Зачетная работа №1 по теме: Литературе 17века | 1 | |
Зачетная работа № 2 по теме: творчество А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова | 1 | ||
Зачетная работа № 3 по теме: Творчество Н.В.Гоголя, М.Е. Салтыков-Щедрина, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова | 1 | ||
Итоговый зачет по теме: Поэзия 20 века | 1 | ||
Итого часов | 4 |
Список используемой литературы
Учебник
Литература 8 класс. Автор В.Я.Коровина. М: "Просвещение", 2017г.
Методическая литература
1. Н.В.Егорова. Поурочные разработки по литературе 8 класс. М: "ВАКО", 2008г.
2. И.В.Золотарева. Поурочные разработки по литературе 8 класс. М: "ВАКО", 2004.
3. Г.И.Беленький. Уроки литературы в 8 классе. Методические советы. М: "Мнемозина", 2004г.
4. Г.И.Беленький. Литература 8 класс. Учебник- хрестоматия. М: "Мнемозина", 2005г.
6. Л.В.Галузина. Уроки литературы в 9 классе. Изд. "Академия Холдинг", 2005г.
7. О.А.Еремина. Поурочное планирование по литературе в 9 классе. Изд, "Экзамен", 2005г.
8. И.М.Михайлова. Тесты по литературе 9 класс. Изд. "Дрофа", 2005г.
9. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы. 5,6,7,8,9 кл. М.: Просвещение, 2007
10. Коровина В.Я. и др. Литература. Методические советы. 5,6,7,8,9 кл. М.: Просвещение, 2007
11. Еремина О.А. Уроки литературы в 5,6,9 кл. М.: Просвещение, 2007
12. Шайтанов И.О. и др. Зарубежная литература. 8-9 кл. М.: Просвещение, 2007
13. Охотникова В.И. и др. Древняя русская литература. 5-9 кл. М.: Просвещение, 2007
14. Творогов О.В. Хрестоматия по древнерусской литературе. 5-9 кл. М.: Просвещение, 2007
Департамент образования администрации г.Братска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Открытая (сменная) общеобразовательная школа № 1»
муниципального образования города Братска
(МБОУ «О(С)ОШ № 1»)
Вводный срез знаний по литературе 8 класс
2017-2018 учебный год
1. Что такое былина:
а)Произведение устной поэзии о русских богатырях и народных героях.
б)Это поэтическая биография народа
в)Это краткое изречение
г) Это рассказ об исторических деятелях.
2.К каким былинам относится былина «Садко»:
- Героическая
- Бытовая
- Социально-бытовая
- Сказочная
3. Лирика – это
а) повествование о событиях, предполагаемых в прошлом;
б) род литературы, в котором действительность отражается путем передачи глубоких душевных переживаний, мыслей и чувств автора;
в) стихотворение из двух строк.
4.Повесть - это...
а) Средняя форма эпической прозы, литературное произведение, описывающее не одно, а целый ряд событий, лиц, проблем.
б) Короткий рассказ с острым сюжетом и неожиданным финалом.
в) Стихотворное повествовательное произведение с развёрнутым сюжетом и ярко выраженной лирической оценкой того, о чём повествуется.
5.Эпиграф - это...
а) стихотворная строка, в которой заключена основная характеристика героя;
б) изречение, отрывок из произведений различных писателей, которые автор помещает после названия произведения или перед отдельными его главами;
в) краткое описание развития сюжета.
6. Какая тема раскрывается в повести Пушкина «Станционный смотритель»:
- Тема маленького человека
- Тема лишнего человека
- Тема богатого человека
- Тема интеллигентного человека.
7. Что такое сатира:
- Это художественное произведение , в котором гневно осуждаются пороки общества и человека
- Это произведения, в которых отражается комическое, смешное в жизни.
- Это художественное произведение, в котором изображается судьба человека
8. Из какого произведения взят данный отрывок?
«Собака выла - ровно, настойчиво и безнадёжно. И тому, кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвётся к свету сама беспросветно тёмная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему женскому сердцу».
а) Леонид Андреев «Кусака».
б) Андрей Платонов «Юшка».
в) Фёдор Абрамов «О чём плачут лошади».
9.Кто такие казаки ( Гоголь «Тарас Бульба»):
- Регулярные войска
- Охрана царя
- Выполняли функции пограничных войск
- Свободные от военной службы люди.
10. Что составляло смысл жизни цветка из рассказа Платонова «Неизвестный цветок»?
а) Один раз в день радоваться лучам восходящего солнца.
б) Во что бы то ни стало спрятаться от ветра.
в) Жить, расти, бороться за счастье жить.
11. Какие чувства вызывает у автора Юшка из рассказа А. Платонова «Юшка»?
а) Любопытство, б) Уважение, в) Сострадание.
12.Темой рассказа Е. Носова «Кукла» является:
а) Описание жизни простого деревенского человека.
б) Изображение нравственных истоков жизни, отношение к земле и природе.
в) История брошенной куклы.
13. К какому типу народных сказок близки сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина?
а) Волшебные б) О животных в) Бытовые.
14. Каково авторское отношение к мужику в сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»?
а) Восхищение, любование.
б) Презрение, пренебрежение.
в) Сожаление, горечь.
г) Безразличие.
15. Определите жанр произведения И. С. Тургенева «Бирюк».
а) Повесть.
б) Очерк.
в) Притча.
г) Рассказ.
Составил учитель:____________________ _______________________
(подпись)
Департамент образования администрации г.Братска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Открытая (сменная) общеобразовательная школа № 1»
(МБОУ «О(С)ОШ № 1»)
Вопросы к зачету № 1 по предмету литература
для 8 «А» группы
2017 – 2018 учебного года
1.В каком столетии историческая наука выделилась в самостоятельную отрасль знания.
2.Расскажите о народных песнях. Какие существуют группы народных песен.
3.каковы особенности лирических, исторических песен.
4.Расскажите о своеобразии жанра частушек.
5.Что такое воинская повесть?
6.Что какое житие?
7.Что вы знаете об исторических событиях?
8.Кто герои «Повести о Шемякином суде»?
9.Почему комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль» начинается сценой с портным Тришкой.
10.Назовите средства которыми пользуется автор для характеристики персонажей в 8 явлении 4 действия.
11.Что такое драма?
12.Назовите высокие и низкие жанры.
13.В каких строчках заключена мораль басни И.А.Крылова «Лягушки, просящие царя»
14.Какова мораль басни И.А. Крылова «Обоз»
15.Какова тема и идея думы К.Ф.Рылеева «Смерть Ермака»
Составил учитель:____________________ _______________________
(подпись) (Ф.И.О. учителя)
Департамент образования администрации г.Братска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Открытая (сменная) общеобразовательная школа № 1»
(МБОУ «О(С)ОШ № 1»)
Вопросы к зачету № 2 по предмету литература
для 8 «А» группы
2017 – 2018 учебного года
- М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте.
- Воплощение исторической темы в творчестве М.Ю. Лермонтова.
- Мцыри как романтический герой.
- Особенности композиции поэмы.
- Анализ эпизода поэмы «Мцыри».
- Н.В. Гоголь. Слово о писателе.
- Исторические произведения в творчестве Гоголя.
- «Ревизор» как социальная комедия.
- Разоблачение пороков чиновничества в пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор».
- Анализ образа Хлестакова.
- Хлестаковщина как нравственное явление.
- М.Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе.
- Анализ эпизода из романа «История одного города».
- Художественно-политическая сатира на общественные порядки.
- Образы градоначальников.
Составил учитель:____________________ _______________________
(подпись) (Ф.И.О. учителя)
Департамент образования администрации г.Братска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Открытая (сменная) общеобразовательная школа № 1»
(МБОУ «О(С)ОШ № 1»)
Вопросы к зачету № 3 по предмету литература
для 8 «А» группы
2017 – 2018 учебного года
- Н.С. Лесков. Слово о писателе.
- Рассказ «Старый гений». Защита обездоленных.
- Развитие понятий о рассказе.
- Л.Н. Толстой. Слово о писателе.
- Рассказ «После бала». Идея разделенности двух Россий.
- Мечта о воссоединении дворянства и народа.
- А.П. Чехов. Слово о писателе.
- Психологизм рассказа «О любви».
- И.А. Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Кавказ».
- А.И. Куприн. Слово о писателе.
- Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени».
- А.А. Блок. Слово о поэте.
- Историческая тема в творчестве А.Блока.
- С.А. Есенин. Слово о поэте.
- «Пугачев» - поэма на историческую тему.
Составил учитель:____________________ _______________________
(подпись) (Ф.И.О. учителя)
Департамент образования администрации г.Братска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Открытая (сменная) общеобразовательная школа № 1»
(МБОУ «О(С)ОШ № 1»)
Итоговый зачет по предмету литература
для 8 «А» группы
2017 – 2018 учебного года
- М. Зощенко Слово о писателе.
- Анализ рассказа «История болезни»
- М.А. Осоргин. Слово о писателе.
- Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне».
- А.Т. Твардовский. Слово о поэте.
- Правда о войне в поэме «Василий Теркин».
- Мастерство Твардовского в поэме «Василий Теркин».( Анализ отрывка).
- А.П. Платонов . слово о писателе
- Анализ рассказа «Возвращение».
- Стихии и песни о ВОВ (анализ одного произведения).
- В.П. Астафьев. Слово о писателе.
- Отражение военного времени в рассказе. Рассказ «Фотография, на которой меня нет»..
- Развитие представления о герое-повествователе.
14.У. Шекспир Анализ эпизода из трагедии «Ромео и Джульетта».
15. Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве» Черты классицизма в комедии. Сатира на дворянство.
Составил учитель:____________________ _______________________
(подпись)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе на 2014 – 2015 учебный год 6 класс (2 часа в неделю, за год 68 часов) Учебно-методический комплект: Планирование составлено на основе общеобразовательной программы Литература. 5 – 11 классы// Под
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования ...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...