Главные вкладки

    Урок литературы в 11 классе по творчеству Марины Цветаевой: "Я тоже была, прохожий! Прохожий, остановись!"
    методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

    Чарушникова Наталья Израилевна

    Цели:

    • образовательные – познакомить с основными вехами жизни М.И. Цветаевой, определить основные черты личности поэта на протяжении всей жизни.
    • развивающие – развивать чувство прекрасного, умение читать стихи и эмоционально на них откликаться,
    • воспитательные – пробудить интерес к поэту, воспитывать уважение к чувствам другого человека, способность сопереживать.

    Средства обучения – тексты стихов Марины Цветаевой, опорные конспекты, компьютер, сообщения учащихся

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок литературы в 11 классе по творчеству Марины Цветаевой:

    "Я тоже была, прохожий! Прохожий, остановись!"

    Цели: 

    • образовательные – познакомить с основными вехами жизни М.И. Цветаевой, определить основные черты личности поэта на протяжении всей жизни.
    • развивающие – развивать чувство прекрасного, умение читать стихи и эмоционально на них откликаться,
    • воспитательные – пробудить интерес к поэту, воспитывать уважение к чувствам другого человека, способность сопереживать.

    Средства обучения – тексты стихов Марины Цветаевой, опорные конспекты, компьютер, сообщения учащихся

    Методы:

    - по характеру познавательной деятельности учащихся: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский;

    - по степени активности  учащихся: конструктивные, творческие;

    - по источнику знаний: словесные, практические,  наглядные.

    - стимулирования и мотивации: познавательные, социальные, эмоциональные;

    - мыслительной деятельности: аналитические, сравнения,

    - контроля и самоконтроля: устный;

    - по организации деятельности: индивидуальный, фронтальный

    Тип урока – комбинированный.

    Оборудование: выставка книг Цветаевой, проектор, компьютер, презентация

    На доске:

    Андре́й Вячесла́вович Кура́ев  священнослужитель Русской Православной Церкви, протодиакон; профессор Московской духовной академии; старший научный сотрудник кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ; писатель, богослов и публицист, светский и церковный учёный, проповедник и миссионер.

    Серге́й Я́ковлевич Эфрон (1893—август 1941) — публицист, литератор, офицер Белой армии, марковец, агент НКВД, репрессирован.

    Ариа́дна Серге́евна Эфро́н (19121975) — переводчица, мемуарист, художница, искусствовед; дочь Марины Цветаевой и Сергея Эфрона. после пятнадцати лет репрессий реабилитирована в 1955 году. Ирина Сергеевна Эфрон (1917—1920) — дочь (умерла от голода в детском приюте).  Георгий Сергеевич Эфрон (или «Мур», как его называла Марина) (1925—1944; умер от ранений?) — сын. Анастасия Цветаева  (18941993)- русская писательница, младшая сестра М. Цветаевой

    “Возьмите стихи – это и есть моя жизнь...” 

    Марина Цветаева

    Ход урока

    I. Оргмомент

    II. Основная часть

    1. Вступительное слово учителя к теме:

    Особое место среди поэтов Серебряного века принадлежит М.И. Цветаевой (фото). Сегодня мы будем говорить о женщине-поэте, о человеке необычайно интересной и трагической судьбы.

    Обратите внимание на тему урока. Это слова М. Цветаевой.

    – Скажите, к кому обращены эти слова?

    (К прохожему. А прохожим может быть каждый из нас. Значит Цветаева обращается к каждому из нас.)

    – Ее слова что это? Просьба ли? Призыв или требование?

    – Как вы думаете?

    (Наверное, и первое и второе, и третье.)

    Понятно одно: Цветаева очень хотела неравнодушия к себе, к своему творчеству, немножко любви и внимание. Видимо, это то, чего ей так не хватало при жизни.

    Поэтому цель нашего урока: знакомясь с творческой и человеческой судьбой Марины Цветаевой не пройти мимо, не остаться равнодушными к памяти о ней, о замечательном поэте Серебряного века. Потому что она была в истории, в жизни, литературе. Она была и творила, и любила, и страдала, и жила. И понять как – это тоже цель нашего урока. И, наверное, в том, чтобы для кого-то из вас просто Цветаева превратилась в мою Цветаеву.

    1. Запишите тему урока, (чтение учителем стихотворения “Идёшь на меня похожий!”)

         Идешь, на меня похожий,

         Глаза устремляя вниз.

         Я их опускала-тоже!

         Прохожий, остановись!

         Прочти -- слепоты куриной

         И маков набрав букет-

         Что звали меня Мариной

         И сколько мне было лет.

         Не думай, что здесь-могила,

         Что я появлюсь, грозя...

         Я слишком сама любила

         Смеяться, когда нельзя!

         И кровь приливала к коже,

         И кудри мои вились...

         Я тоже была, прохожий!

         Прохожий, остановись!

         Сорви себе стебель дикий

         И ягоду ему вслед:

         Кладбищенской земляники

         Крупнее и слаще нет.

         Но только не стой угрюмо,

         Главу опустив на грудь.

         Легко обо мне подумай,

         Легко обо мне забудь.

         Как луч тебя освещает!

         Ты весь в золотой пыли...

         -- И пусть тебя не смущает

         Мой голос из-под земли.   Коктебель, 3 мая 1913

    Мне кажется, сама Цветаева произнесла бы эти слова с какой-то затаённой, до конца не выстраданной болью.

    – Почему? Потому что при жизни её стихи были мало кому известны. И после её смерти сборники не печатались. Свой читатель у Цветаевой появился недавно: после 85-го года.

    Книги о Цветаевой, о её творчестве, сборники стихов были изданы к знаменательным датам: к 100-летию и 50-летию со дня смерти. Обращение к выставке книг “Моим стихам...”

    Поразительно, что сама Цветаева ещё в 20 лет предугадала свою неизвестность, свою нелёгкую творческую судьбу. В 20 лет она напишет эти пророческие строки: “Моим стихам, написанным так рано... (Читает ученик)

         Моим стихам, написанным так рано,

         Что и не знала я, что я - поэт,

         Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

         Как искры из ракет,

         Ворвавшимся, как маленькие черти,

         В святилище, где сон и фимиам,

         Моим стихам о юности и смерти,

         -- Нечитанным стихам!

         Разбросанным в пыли по магазинам,

         Где их никто не брал и не берет,

         Моим стихам, как драгоценным винам,

         Настанет свой черед.  Коктебель, 13 мая 1913

    И она была права: её сейчас изучают в школе, её издают, на её стихи написаны песни. А самое главное – она имеет своего читателя, которого она имела при жизни, о котором она так мечтала. (Её имя произносят почтительно). Для многих открытие Цветаевой началось с песен на её стихи, которые прозвучали в телефильме “Ирония судьбы или с лёгким паром”, “Мне нравится...” и  “У зеркала” Вот одна из них: (Звучит песня “Мне нравится...”)

    Мне нравится, что вы больны не мной,

    Мне нравится, что я больна не вами,

    Что никогда тяжелый шар земной

    Не уплывет под нашими ногами.

    Мне нравится, что можно быть смешной -

    Распущенной - и не играть словами,

    И не краснеть удушливой волной,

    Слегка соприкоснувшись рукавами.

    Мне нравится еще, что вы при мне

    Спокойно обнимаете другую,

    Не прочите мне в адовом огне

    Гореть за то, что я не вас целую.

    Что имя нежное мое, мой нежный, не

    Упоминаете ни днем, ни ночью - всуе...

    Что никогда в церковной тишине

    Не пропоют над нами: аллилуйя!

    Спасибо вам и сердцем и рукой

    За то, что вы меня - не зная сами! -

    Так любите: за мой ночной покой,

    За редкость встреч закатными часами,

    За наши не-гулянья под луной,

    За солнце, не у нас над головами,-

    За то, что вы больны - увы! - не мной,

    За то, что я больна - увы! - не вами!

    http://www.litera.ru/stixiya/img/spacer.gif

    – Прослушав песню, можно сказать, о чём она писала?

    3. Работа с эпиграфом  

    “Возьмите стихи – это и есть моя жизнь”- это слова Цветаевой. Ещё она говорила: “Вся моя жизнь – роман с собственной душой” Следуя её совету, обратимся к её стихам, хотелось бы, чтобы, читая и слушая их, вы могли представить: какой она была, к чему стремилась её душа, о чём её стихи?!  Послушаем короткое стихотворение Цветаевой, но какая простая мудрость в нём о терпимости. (Читает ученик: “Я знаю правду!”)

         Я знаю правду! Все прежние правды-прочь!

         Не надо людям с людьми на земле бороться.

         Смотрите: вечер, смотрите: уж скоро ночь.

         О чем -- поэты, любовники, полководцы?

         Уж ветер стелется, уже земля в росе,

         Уж скоро звездная в небе застынет вьюга,

         И под землею скоро уснем мы все,

         Кто на земле не давали уснуть друг другу.3 октября 1915

    Вывод учителя: стихи Цветаевой непросты, в них нужно вчитываться, вдумываться. Я думаю, узнав её биографию, вы лучше её поймёте.

    Итак, по ходу сообщений ребят составляем хронологическую таблицу.


    Рассказ  № 1    М.И. Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 г. в центре Москвы в небольшом уютном доме. Она родилась в семье профессора-искусствоведа И.В. Цветаева и его жены Марии Александровны, талантливой пианистки. От отца Марина унаследовала необыкновенное трудолюбие, любовь к искусству, бескорыстие. Влияние отца скажется в том, что иные образы и сюжеты античного мира встречаются в её произведениях. Своих дочерей она назовёт греческими именами: Ариадна и Ирина. “От матери – любовь к стихам, музыкальность, пылкую романтическую натуру. После такой матери мне осталось одно – стать поэтом” – писала Цветаева. 

    Дополнение учителя: Потом она напишет о своём рождении: “Красною кистью рябина зажглась...” и т.д. Как и многие поэты, Марина верила указующим знакам судьбы. Она прочитала гороскоп своей судьбы: полночь, листопад, рябина, жаркая и горькая на излёте осени. Рябина, пылающая и горькая на излёте осени, станет символом её судьбы, горькой, пылающей творчеством и постоянно грозившей уйти в забвение.

    Рассказ № 2    Стихи начала писать в 6 лет. Любимым поэтом с детства до конца дней стал Пушкин. В 3 года она узнала, что Пушкина убили на дуэли. Она писала потом: “Пушкин был первым моим поэтом, и моего первого поэта убили. Убили, потому, что своей смертью он никогда бы не умер, жил бы вечно”. Напишет книгу прозы: “Мой Пушкин” , где она пишет о своей любви к нему, к роману “Евгений Онегин”: Пушкин меня заразил любовью. Я влюбилась в Татьяну и в Онегина. И если потом я всю жизнь: первая писала, первая подавала руку, не страшась суда, то только потому, что Татьяна это сделала на моих глазах. И если потом, когда уходили, не подавала руки и т. п., то только потому, что тогда, в саду, Татьяна застыла статуей”. Татьяна для Марины – это урок смелости, урок гордости, урок верности, судьбы, одиночества.

    Дополнение учителя  Может быть, отсюда истоки её страстной, гордой поэзии о любви, любви невозможной, невзаимной. О такой любви она написала (звучит песня “У зеркала”, замечательное стихотворение “Мой милый, что тебе я ...”) (чтение стихотворения) 

    Вчера ещё в глаза глядел,

    А нынче - всё косится в сторону!

    Вчера ещё до птиц сидел,-

    Все жаворонки - нынче - вороны!

    Я глупая, а ты умён.

    Живой, а я остолбенелая.

    О вопль женщин всех времен:

    "Мой милый, что тебе я сделала?"

    Вчера ещё - в ногах лежал!

    Равнял с Китайскою державою!

    Враз обе рученьки разжал -

    Жизнь выпала копейкой ржавою!

    Увозят милых корабли,

    Уводит их дорога белая...

    И стон стоит вдоль всей земли:

    "Мой милый, что тебе я сделала?"

    Спрошу я стул, спрошу кровать:

    "За что, за что терплю и бедствую?"

    "Отцеловал - колесовать:

    Другую целовать" - ответствуют.

    Детоубийцей на суду

    Стою - немилая, несмелая.

    Я и в аду тебе скажу:

    "Мой милый, что тебе я сделала?"

    Все ведаю - не прикословь!

    Вновь зрячая,- уж не любовница!

    Где отступается Любовь,

    Там подступает смерть-садовница.

    Само - что дерево трясти!-

    В срок яблоко спадает спелое...

    -За всё, за всё меня прости,

    Мой милый, что тебе я сделала!


     Рассказ № 3    Шли годы. Марина взрослела, училась в гимназии. А её поэтический талант креп изо дня в день. В 1910 г. в 18 лет, ещё не сняв гимназической формы, тайком от семьи, выпустила первый поэтический сборник “Вечерний альбом” . Это были стихи о детстве, о влюблённости, о смерти, т.к. рано потеряла мать. Книгу одобрили Н. Гумилёв, В. Брюсов, М. Волошин. Первым, кто прочитал альбом и сразу на него отозвался был М. Волошин. Главное, что отметил в её стихах – искренность. “Это очень юная и неопытная книга: её нужно читать подряд, как дневник, тогда каждая строка будет понятна. Это прекрасная книга о детстве из детства, исполненная истинно женским обаянием”  Волошин станет ее другом и учителем на всю жизнь. Рассказ № 4    Сергей Эфрон…Они встретились 5 мая 1911 г. на пустынном коктебельском берегу. Она собирала камушки. Он стал помогать ей – красивый, грустный юноша, с поразительно огромными глазами взглянув в них, Марина загадала: если он найдёт и подарит ей сердолик, я выйду за него замуж. Сердолик он нашёл и вложил ей в ладонь розовый, крупный камень, который Марина хранила всю жизнь и который чудом уцелел и по сей день С. Эфрон, её возлюбленный, был ровно на год моложе её. Они обвенчались в январе. 1912 г. – свадьба Марины и Сергея, венчание

    Есть такие голоса
    Что смолкаешь, им не вторя,
    Что предвидишь чудеса.
    Есть огромные глаза
    Цвета моря... – это о нём

    Из дневника Марины Цветаевой этих лет: “Серёжу я люблю бесконечно и навеки. Он необычайно и благородно красив, он прекрасен внешне и внутренне. Если бы вы знали, какой это пламенный, великодушный и глубокий юноша. Наш брак до того не похож на обычный. Мы никогда не расстанемся. Наша встреча-чудо...”  II сборник “Волшебный фонарь”,выйдет в 1912 г., в год её бестревожного счастья. В нём будет много стихов о любви, посвященных мужу, сюда войдут стихи, посвященные дочери, которая родится 5 сентября 1912, рано утром, под звон колоколов. В 1913 году выходит третий сборник — «Из двух книг».

    - Говоря о развитии ее таланта, нельзя не сказать о тех, под чьим влиянием развивается её талант. Это были А. Ахматова, А. Блок.

    Рассказ № 5  Анна Ахматова…Она вошла в жизнь Цветаевой как «прекраснейшая из муз», к ногам которой хотелось положить свои стихи, подарить что-то « вечное любви». “О. муза, прекраснейшая из муз...” – называла её”.

    О Муза плача, прекраснейшая из муз!
    О ты, шальное исчадие ночи белой!
    Ты чёрную насылаешь метель на Русь,
    И вопли твои вонзаются в нас, как стрелы.

    В певучем граде моём купола горят,
    И Спаса светлого славит слепец бродячий
    И я дарю тебе свой колокольный град,
    Ахматова! – и сердце своё в придачу.

    Рассказ № 6  Александр Блок… Они не были лично знакомы, но это не стало препятствием для любви. Поэзию Блока Цветаева считала явлением общечеловеческим. Он был послан на землю научить людей быть добрыми и милосердными.

    Имя твоё – птица в руке,
    Имя твоё – льдинка на языке.
    Одно – единственное движение губ,
    Имя твоё пять букв!
    Я на душу твою - не зарюсь!
    Нерушима твоя стезя.
    В руку, бледную от лобзаний,
    Не вобью своего гвоздя.
    И по имени не окликну,
    И руками не потянусь.
    Восковому, святому лику
    Только издали поклонюсь.

    Рассказ № 7 1913 – Выход 3 сборника из двух книг. Вот по этим 3-м книгам знать Цветаеву в России до революции. Они вызвали большой интерес к автору. 1914 – Начинается I мировая война и недолгое бестревожное время заканчивается. Судьба распорядилась так, что Цветаева провела годы I мировой войны, революции в России. Её муж будет на фронте. А она одна останется с детьми (в апреле 1917 г. у неё родится вторая дочь Ирина). Она писала в это время о войне, где слышится голос в защиту страдающего народа. Жалость и печаль переполняли её сердце: стих “Белое солнце и низкие, низкие тучи”:

    Чем прогневили тебя эти серые хаты
    Господи! И для чего стольким простреливать грудь.
    Поезд прошёл и завыл, и завыли солдаты,
    И запылил, запылил отступающий путь...

    С народным горем в её душу и стих входит тема родины, России. В ее стихах (1916–1917 гг.) этих лет появится много пространства, дорог, бегущих туч, каких-то злобных теней. Эти тревожные стихи войдут в ее книгу “Вёрсты”, которая не будет опубликована, сюда войдут стихи и поэмы, написанные в годы революции и гражданской войны, но они не станут достоянием читателя “по-моему литературному равнодушию”, как скажет она потом “Я жила, а мои книги лежали”.

    Рассказ № 8 В годы революции и гражданской войны она вынуждена была, как и миллионы людей, жить среди голода и нищеты, среди холода и смертей, на руках с двумя детьми. 1918 – Её муж был в рядах белой армии. О его судьбе она не знала почти 3 года. Ее томила разлука, мучила неизвестность. “Домашний быт был каторжным. Не было денег. Всё, что можно было продать – продано, сжечь – сожжено, чтобы не замёрзнуть”. Она отдала дочерей в приют, чтобы как-нибудь спасти от голода, но голод был и в приюте. Смерть дочери Ирины,  “Спасало лишь одно - поэзия, надежда на встречу с любимым. Только в 1921 г. она узнала, что он жив и находится в Праге. В дневнике запишет :“С сегодняшнего дня – жизнь...” и начнёт готовиться к отъезду. В 1921 г., после восьмилетнего перерыва, в частном издательстве «Костры» вышла небольшая книжка М. Цветаевой «Версты» — всего 35 стихотворений, написанных с января 1917 по декабрь 1920 г.

    Рассказ № 9 1922 – Марина Цветаева покидает Россию. Её эмиграция была не политическим актом, а поступком любящей женщины. 17 лет она проживёт за границей Берлин. Прага, Париж – по этим дорогам прошла вся судьба Марины. Эмиграция оказалась бедой, нищетой, бесконечными трудностями, тоской и незаслуженным позором в официальных кругах её родины. 3 года она проживёт в Чехии, под Прагой. Это будет самый светлый период жизни за границей. Впервые здесь опубликовала несколько книг, её стихи читали, у неё были друзья, здесь у неё родился сын Георгий (1925). 1925–1939 – живёт в Париже: ни стихи, ни поэмы, ни проза не появятся в её книгах после 25-го года, потому что книг не будет. Рок, о котором она писала, настигнет её и здесь, вдали от родины. В 1928 в Париже выходит последний прижизненный сборник поэтессы — «После России», включивший в себя стихотворения 1922—1925 годов.

    Дополнение учителя  Подлинным для неё несчастьем будет полное отсутствие читателя и слушателя. Однажды, отвечая корреспонденту, сказавшему, что ее не помнят, ока написала: “Нe помнят, а не знают. Я жила, а книги лежали. До эмиграции – 3 большие книги стихов пропали – не напечатаны. Потом я уезжаю за границу, а мой читатель остаётся в России, куда мои стихи не доходят. Итак, здесь без читателя, в России без книг “Разве это не подлинная трагедия для поэта!?»  В эти годы часто обращается к прозе.

    Рассказ № 10  В отличие от стихов, не получивших в эмигрантской среде признания, успехом пользовалась её проза, занявшая основное место в её творчестве 1930-х годов («Эмиграция делает меня прозаиком…»). В это время изданы «Мой Пушкин» (1937), «Мать и музыка» (1935), воспоминания о Максимилиане Волошине («Живое о живом», 1933), Андрее Белом («Пленный дух», 1934) и др. Дальнейшие события сложились так, что она не могла плодотворно работать (1937 – возвращение в Россию дочери и мужа). Цветаева чувствует свою ненужность.1939 – возвращение в Россию. Её муж и дочь были обвинены в измене Родине и были арестованы. Родина встретила её неприветливо. Она была здесь чужая, скиталась по чужим углам вместе с сыном. Она старалась писать, делала переводы, разбирала архив.1941 – началась война, эвакуация в Елабугу. Силы ее были на исходе.

    Дополнение учителя   Ее самоубийство было результатом крайнего истощения всех душевных и телесных сил, спровоцированного одиночеством, голодом, разрухой.

    Отказываюсь – быть.
    В бедламе нелюдей
    Отказываюсь – жить!
    С волками площадей
    Отказываюсь
    – выть.

    Поэт умирает – а его поэзия остаётся. Сбылось её пророчество: “Моим стихам настанет свой черёд” Её имя прочно вошло в историю нашей поэзии, духовной культуры и думается – навсегда.  Я думаю, что, познакомившись с сё судьбой, вы лучше поймете её стихи; возможно и полюбите их. Анна Ахматова писала: “... Я знаю, существует легенда о том, что она покончила с собой, якобы заболев душевно, в минуту душевной депрессии - не верьте этому. Её убило то время, нас оно убило, как оно убивало многих, как оно убивало и меня. Здоровы мы были - безумием было окружающее: аресты, расстрелы, подозрительность, недоверие всех ко всем и ко вся»

    Марина Цветаева похоронена на Петропавловском кладбище в г. Елабуге. Точное расположение ее могилы неизвестно. На той стороне кладбища, где находится ее затерявшаяся могила, в 1960 году сестра поэтессы, Анастасия Цветаева, установила крест, а в 1970 году было сооружено гранитное надгробие кенотаф. Кенотаф — надгробный памятник в месте, которое не содержит останков покойного, своего рода символическая могила.

    В 1990 году патриарх Алексий II дал благословение на отпевание Цветаевой, тогда как отпевать самоубийц в РПЦ запрещено.  Основанием для того послужило прошение младшей сестры Анастасии Цветаевой, а с нею — группы людей, в том числе диакона Андрея Кураева, к патриарху. (Допускается отпевание и церковное поминовение тех из них, кто совершил самоубийство в состоянии засвидетельствованного третьими лицами психического расстройства, душевной болезни)

    III. Закрепление-обобщение

    – В чём трагедия судьбы М. Цветаевой как творческой личности?

    – Назовите темы её поэзии, Сборники.

    Заканчивая рассказ о её судьбе, хочется вспомнить её замечательные стихи: “Уж, сколько их упало в эту бездну...”, которое звучит нам, как завещание - напутствие (чтение учеником)

         Уж сколько их упало в эту бездну,

         Разверстую вдали!

         Настанет день, когда и я исчезну

         С поверхности земли.

         Застынет всe, что пело и боролось,

         Сияло и рвалось:

         И зелень глаз моих, и нежный голос,

         И золото волос.

         И будет жизнь с ее насущным хлебом,

         С забывчивостью дня.

         И будет всe -- как будто бы под небом

         И не было меня!

         Изменчивой, как дети, в каждой мине

         И так недолго злой,

         Любившей час, когда дрова в камине

         Становятся золой,

         Виолончель и кавалькады в чаще,

         И колокол в селе...

         -- Меня, такой живой и настоящей

         На ласковой земле!

         -- К вам всем - что мне, ни в чем

         не знавшей меры,

             Чужие и свои?!

         Я обращаюсь с требованьем веры

         И с просьбой о любви.

         И день и ночь, и письменно и устно:

         За правду да и нет,

         За то, что мне так часто - слишком грустно

         И только двадцать лет,

         За то, что мне -  прямая неизбежность -

         Прощение обид,

         За всю мою безудержную нежность,

         И слишком гордый вид,

         За быстроту стремительных событий,

         За правду, за игру...

         -- Послушайте! - Еще меня любите

         За то, что я умру.  8 декабря 1913

    IV. Итоги урока. Оценки.

    V. Д\з: 1) Конспект; 2) Стихи наизусть


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Я тоже была, прохожий! Прохожий остановись!..."

    Сценарий литературной гостиной на тему"Биография Марины Цветаевой", в которой учащиеся знакомятся с  её основными вехами жизни, даётся представление об окружении поэта на протяжении всей жизни....

    Презентация к уроку литературы 6 класс по творчеству Н.В.Гоголя.

    Данная презентация поможет сообщить сведения о жизни, литературном творчестве, дружбе Н.В.Гоголя....

    Презентация к уроку литературы 6 класс по творчеству Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

    Данная презентация поможе учителю в организации уроков по творчеству Н.В.Гоголя и повести "Ночь перед Рождеством"...

    Презентация к уроку литературы 6 класс по творчеству М.Ю.Лермонтова и анализу стихотворения "Парус"

    В данной презентации материал по творчеству М.Ю.Лермонтова, а в частности по стихотворению "Парус"....

    Презентация к уроку литературы 6 класс по творчеству Н.Лескова "Сказ о косом левше и стальной блохе"

    Данная презентация содержит большой материал к урокам по творчеству Н. Лескова и при изучении " Сказа о косом левше и стальной блохе" (вопросы, иллюстрации, задания)...

    Урок литературы 7 класс по творчеству Платонова "Юшка" "Кто же он,нравственный человек?"

    Совместная работа с преподавателем истоков православной веры Соломоматиной Ириной Феликсовной...

    Урок литературы 7 класс по творчеству Платонова "Юшка" "Кто же он,нравственный человек?"

    Совместная работа с преподавателем истоков православной веры Соломоматиной Ириной Феликсовной...