Главные вкладки

    Урок по чтению "Оценка прочитанного в сказке "Лиса и Журавль""
    методическая разработка по литературе на тему

    Цели урока:

    • образовательная: познакомить обучающихся с русской народной  сказкой «Лиса и Журавль»; познакомить с видами сказок; формировать навык выразительного чтения и умение анализировать, сравнивать, обобщать;
    • развивающая: развивать и обогащать речь обучающихся (через высказывания); развивать образное и логическое  мышление;
    • воспитательная: воспитывать  интерес к предмету, культуру  общения и  нравственность через анализ содержания произведения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otkrytyy_urok_po_chteniyu.docx32.05 КБ
    Microsoft Office document icon tekst_skazki.doc25 КБ
    Файл kartinki_k_uroku.docx308.11 КБ

    Предварительный просмотр:

    ОГКОУ «Приволжская школа-интернат»

    Открытый урок по чтению

     «Оценка прочитанного

    в сказке «Лиса и Журавль»

                                                                           Выполнила учитель начальных классов

                                                                       первой квалификационной категории

                              Белова Л.А.

    2016 год

    Урок по чтению в 3 классе.

    Тема: «Оценка прочитанного в сказке «Лиса и Журавль»».

    Цели урока:

    • образовательная: познакомить обучающихся с русской народной  сказкой «Лиса и Журавль»; познакомить с видами сказок; формировать навык выразительного чтения и умение анализировать, сравнивать, обобщать;
    • развивающая: развивать и обогащать речь обучающихся (через высказывания); развивать образное и логическое  мышление;
    • воспитательная: воспитывать  интерес к предмету, культуру  общения и  нравственность через анализ содержания произведения.

    Ход урока:

    1. Организационный момент.

    Вот и прозвенел звонок

    Начинается урок.

    Очень тихо вы садитесь

     И работать не ленитесь.

    2. Сообщение цели урока.

    Сегодня на уроке мы будем читать, отвечать на вопросы, думать, размышлять.

    3. Речевая гимнастика.

    - А сейчас давайте приготовим наш речевой аппарат к чтению.

    Упражнения для дыхания:

    - Вдох (через нос), выдох (через рот) – 3 раза;

    - Вдохнули, задержали дыхание, выдохнули – 3 раза;

    - Вдохнули, на выдохе – ф, с, ш.

    Чистоговорка.

    Са-са-са: в клетке спит лиса.

    Су-су-су: смотрим на лису.

    Сы-сы-сы: хвост пушистый у лисы.

    Се-се-се: знаем сказку о лисе.

    4. Введение в тему.

    - А сейчас, ребята, послушайте: «Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…»

    Эти слова только услышишь – сразу догадаешься, что дальше будет.

    Дальше будет …сказка.

    - Нет человека, который не рассказывал или не читал сказку. Посмотрите на нашу выставку.      (Выставка книг.)

    5. Сообщение темы урока.

    - А теперь давайте заглянем в волшебный мир сказки.

    Мы начинаем изучение нового раздела «Народные сказки».

    Посмотрите небольшой видеоклип.

    6. Работа по теме урока.

    - Что такое «сказка»? ( Это произведение о вымышленных событиях и героях. В сказках происходят удивительные приключения, поучительные истории, забавные случаи. Сказка обязательно чему-то учит людей.)

    - Сказки бывают разные. Есть сказки, которые сочиняют писатели. У этих сказок есть автор. Такие сказки называются… (авторские).  (Показать авторские сказки с выставки.)

    - А есть сказки, которые сочинил народ. И они называются…(народные).  (Показать сказки народные.)

    - Как создавались народные сказки?

    В долгие зимние вечера, когда за окном мела метель и трещал мороз, какой-то умный и с богатым воображением охотник или рыбак начинал рассказывать о своих приключениях. Он говорил не только о том, что было на самом деле, он привирал, преувеличивал. Кто-то из слушателей запоминал его историю, но не все подробности. А через много лет пересказывал эту историю своим детям или внукам, но кое-что вносил своё. Его внук через несколько лет устно, пересказывал сказку и тоже вносил в неё что-то своё. Таким образом, со временем сказка стала результатом выдумки, фантазии не одного человека, а многих.  

    Викторина.

    - Сейчас мы проведём викторину.  Я буду читать отрывки из сказок, а вы должны определить какая это сказка: авторская или народная, используя книги с выставки.

     (Ребята отгадывают, находят и показывают книги)

    • Мышка бежала, хвостиком задела,

    Яичко упало и разбилось
    (
    Курочка Ряба. Русская народная сказка.) 

    • Замяукали котята:
      «Надоело нам мяукать! Мы хотим, как поросята, хрюкать!»
      (
      К. Чуковский. Путаница. Авторская сказка)
    • Идёт лисичка-сестричка.
      Постучала в окошко:
      - Терем-теремок!
      Кто в тереме живёт?

    (Теремок. Русская народная сказка.)

    • Буратино покачнулся на тоненьких ножках,

              Шагнул раз, шагнул другой,

             Скок, скок, - прямо к двери, через порог и на улицу.

            (Золотой ключик, или приключения Буратино. Авторская сказка. А.Н.Толстой).

    - Молодцы, я убедилась, что вы хорошо знаете сказки и умеете их различать.

    - Сегодня на уроке мы будем читать сказку, а о ком она, вы узнаете, разгадав эти загадки.

    Рыжая плутовка

    Обманывает ловко.

    Её боится мышка

    И зайка шалунишка.

    Хоть сама в лесу живёт,

    Из деревни кур крадёт.      Лиса.  (Картинка лисы вывешивается на доску)

    - Рассмотрите картинки. Какая картинка лишняя? Почему? (Журавль – дикая птица, все остальные домашние).  (Картинка журавля вывешивается на доску)

    7. Первичное восприятие. 

    - Сегодня мы с вами познакомимся со сказкой «Лиса и Журавль».

    ( Читает учитель)

    - Почему это произведение называется сказкой?

    (Лиса и журавль ведут себя, как люди: ходят в гости, готовят обед, разговаривают).

    - Какая это сказка авторская или народная?

    -  Кто главные герои сказки? 

     -  Кроме животных другие герои присутствуют в этой сказке? Это сказка о животных. Какие другие сказки о животных знаете? ( «Теремок», «Колобок») (Обратить внимание на выставку)

    8. Словарная работа.

    - Прочитаем слова трудные в произношении и объясним значение некоторых слов и выражений:

    • Пир - большой званый обед.
    • Потчевать - угощать.
    • Не обессудь - не отнесись строго, не осуди.
    • Несолоно хлебавши - ни с чем.
    • раз-ма-за-ла           жу-равль           при-го-то-вил  
    • длин-ным              приг-ла-сил         вер-тит-ся

    9. Самостоятельное чтение.

    10. Вопросы после чтения.

         -  Почему лиса решила угостить журавля?

    • Какое угощение приготовила лиса журавлю?

    -   Почему она размазала кашу по тарелке?

    -   Получился ли у них званый пир?

    - Как дальше повёл себя журавль?

         -   Почему журавль положил окрошку для лисы в кувшин с узким горлышком? Что он   при этом думал?

    11. Работа по карточкам.

         - Какой в сказке показана лиса?

    • Каким в сказке представлен журавль?

    Посмотрите на карточки, на которых даны слова, обозначающие  качества. Давайте подумаем, что можно отнести к лисе, а что к журавлю. Красным карандашом отмечаем качества, которые относятся к лисе, синим – к журавлю.

    (Учащиеся называю качества животных, учитель показывает на доске.)

    12. Физминутка для глаз

     Наши глазки устали. Давайте дадим им отдохнуть.

    Сядьте прямо. Смотрим перед собой. Не поворачивая головы, посмотрите налево…, направо…, вниз…, вверх… . Посмотрите в окошко, далеко-далеко.

    13. Чтение по ролям.

     (Используя эти характеристики героев, почитаем по ролям)

    -  Какой урок преподал журавль лисе?

    - Почему лиса перестала дружить с журавлем? Кто в этом виноват?

    - Была ли это настоящая дружба?

    Лиса позвала журавля в гости, но оставила его голодным, и журавль отплатил лисе тем же. Скупость хитрой лисы превратилась в глупость. Она надеялась обмануть журавля, но просчиталась. Журавль преподал хороший урок кумушке лисе.

    14. Работа в парах.

    - Рассмотрите иллюстрацию к сказке в учебнике. Кто изображён? Сейчас вы поработаете с другими иллюстрациями. Вы будете работать в парах. Возьмите конверты, достаньте иллюстрации.  Исследуйте их и расположите их в том порядке, в каком развивается сюжет сказки. 

    - Найдите и отметьте в тексте сказки одно-два  предложения, которые соответствуют каждой картинке.

    Проверим вашу работу: один уч-ся выходит к доске, вешает картинку, а другой читает предложения.

    - Нравится ли вам конец сказки? Давайте придумаем продолжение сказки со счастливым концом  так, чтобы герои помирились.

    1.  Работа над пословицами.  

    - Чему учит эта сказка? Найдите в тексте предложение - пословицу, которое отражает эту мысль.   (Уметь дружить: не делать плохо другу, а только хорошее.)

         Итог урока.      Рефлексия.                                                                                                                                          - Что такое сказка?

    - Какие сказки бывают?

    - Почему сказку «Лиса и журавль» можно отнести к сказкам о животных?

    - Какой совет даёт нам эта сказка?

    Уметь дружить: не делать плохо другу, а только хорошее.

    - А вы хотите быть настоящими друзьями, хотите, чтобы у вас было много друзей? (Да.)

    - Для этого нам надо зажечь волшебное солнце дружбы. (На доске – круг солнца)

    - Возьмите листы с текстом сказки. Из слов, напечатанных внизу, выберите слова, обозначающие качества, которые вы хотели бы видеть у своего друга. (Работа детей.)

    - Чтобы солнышко засветило, ему нужно добавить лучики.

    - Какие слова вы выбрали? (Дети отвечают и одновременно прикрепляют к солнцу лучи с названиями качеств друга.)

    - Я очень рада, потому что вы настоящие друзья. Поэтому я хочу подарить вам это солнце дружбы, чтобы оно светило вам всегда, радовало и согревало вас

    Домашнее задание. Читать по ролям.




    Предварительный просмотр:

    Приложение 1

    Лиса и Журавль

    Русская сказка

      Лиса с Журавлём подружилась.

      Вот вздумала однажды лиса угостить журавля и пошла звать его к себе в гости:

    — Приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу!
      Идёт журавль на званый пир, а лиса наварила  манной каши и размазала её по тарелке.

      Подала и потчует:
    — Кушай, голубчик! Сама стряпала.
      Журавль тук-тук носом; стучал, стучал по тарелке – ничего не  попадает!

       А лиса в это время лижет себе да лижет кашу. Так всю сама и съела.

      Съела и говорит:
    — Не обессудь! Больше потчевать нечем.
    — Спасибо и на этом! – говорит журавль. -  Приходи и ты ко мне в гости.
      На другой день приходит лиса к журавлю, а он приготовил окрошку, налил в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит:
    — Кушай! Право, больше нечем потчевать.
      Лиса начала вертеться вокруг кувшина: и так зайдёт, и эдак, и лизнёт его,  и понюхает —  всё ничего  не достаёт! Не лезет голова в кувшин.

      А журавль между тем клюёт себе да клюёт, пока всё не поел.
    — Ну, не обессудь! Больше  угощать нечем.

      Взяла лису досада. Думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла несолоно хлебавши.

       С тех пор и дружба у лисы  с журавлём врозь.

      Не зря говорят: «Как аукнется, так и откликнется».

    ************************************

       Щедрость, доброта, жадность, скупость, внимание, забота, сострадание, жалость, безразличие, эгоизм, приветливость, злоба, искренность, мстительность, честность.



    Предварительный просмотр:

    сказка 11
    сказка 10

    сказка 7сказка 1

    сказка 6сказка 2


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок анг яз. итоговая работа после прочитанного курса лекций Никитенко Специфика проведения урока анг. яз. в начальной школе

    Данная работа является итогом прослушанного курса лекций по теме" Специфика проведения уроков анг. яз. в начальной школе"....

    Методическая разработка урока литературы для 6 класса "Н.Заболоцкий "Журавли". Особенности лирического произведения".

    В своей работе руководствуюсь филологическим принципом сближения преподавания языка и литературы. В связи с этим ведущую роль на уроках играет такой прием, как наблюдение над языком, позволяющий выяви...

    Подготовка к ЕГЭ. Урок 3 в системе уроков "Готовимся к сочинению-рассуждению по прочитанному тексту". Тема: "Проблема текста""

    Урок 3. Проблема текста. На данном уроке  даём информацию о том, как определить проблему текста, её отличие от темы, знакомим с типами проблем и их формулировками, работаем над недочётами в...

    Конспект урока по теме Политика и власть. Автор Журавлев А.А.

    Конспект урока по обществознанию, 9 класс, Боголюбов...

    Конспект урока чтения в 7– ом классе специальной (коррекционной) школы. Тема урока: Русская народная сказка "Журавль и Цапля"

    Закрепить знания учащихся об устном народном творчестве, в частности о сказках и их жанровых особенностях;- познакомить школьников с новой русской народной сказкой;- отрабатывать навык выразительного ...