Рабочая программа кружка "В мире литературы" в 11 классе
рабочая программа по литературе (11 класс) на тему

Мушта Валентина Ивановна

Цели :

  • Становление духовного мира человека
  • Создание условий для непрерывного совершенствования и развития своих творческих возможностей
  • Овладение мастерством читателя, свободной и яркой собственной речью
  • Оказание помощи учащимся в подготовке к ГИА и ЕГЭ
  • Использование межпредметных связей при создании учебных проектов

Задачи:

  • Воспитать читателя, умеющего размышлять над прочитанным, извлекая из него уроки
  • Развивать творческие способности учащихся через разные формы работы
  • Подготовить учащихся к более качественному выполнению творческой части экзамена
  • Повысить качество публичных выступлений на разных ученических конкурсах, конференциях

 

Обращение к данной теме кружка не случайно. В наше время технического прогресса, всеобщей компьютеризации, связи с Интернетом наблюдается значительный спад интереса к книге, к художественной литературе. Кроме того, с экранов телевизора почти ежедневно пропагандируется насилие и жестокость, что не может не сказаться на нравственном состоянии детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_v_11_klasse.docx31.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа

«Рассмотрено»

«Согласовано»

«Утверждаю»

Руководитель МО

_____/Жерегеля И.П./  

Протокол № 1 от

«___» августа 2017 г.

 

Заместитель директора по ВР

МБОУ Бутурлиновская СОШ

_______/Попова А.Н./

«____» __________ 2017 г.

Директор МБОУ Бутурлиновская СОШ

__________/Штельцер И.Е./

Приказ № ____ от

«___» __________ 2017 г.

Рабочая программа кружка

в 11 «Г» классе

«В мире литературы»

Учитель:

Мушта В.И.

2017 -2018 учебный год

Пояснительная записка

кружка в 11 «Г» классе «В мире литературы»

Программа рассчитана на  17часов, 0,5ч. в неделю.

Цели :

  • Становление духовного мира человека
  • Создание условий для непрерывного совершенствования и развития своих творческих возможностей
  • Овладение мастерством читателя, свободной и яркой собственной речью
  • Оказание помощи учащимся в подготовке к ГИА и ЕГЭ
  • Использование межпредметных связей при создании учебных проектов

Задачи:

  • Воспитать читателя, умеющего размышлять над прочитанным, извлекая из него уроки
  • Развивать творческие способности учащихся через разные формы работы
  • Подготовить учащихся к более качественному выполнению творческой части экзамена
  • Повысить качество публичных выступлений на разных ученических конкурсах, конференциях

Обращение к данной теме кружка не случайно. В наше время технического прогресса, всеобщей компьютеризации, связи с Интернетом наблюдается значительный спад интереса к книге, к художественной литературе. Кроме того, с экранов телевизора почти ежедневно пропагандируется насилие и жестокость, что не может не сказаться на нравственном состоянии детей.

А также изменения в итоговой аттестации учащихся 9, 11 классов по литературе и русскому языку заставляют учителя искать новые формы и пути подготовки к этому виду деятельности не только в выпускных, но и промежуточных параллелях.

Программа является многоаспектной. Составлена на основе программы Н.Н.Глебовой «Программа элективного курса для учащихся 10-11 классов. Современная литература» («Профильное образование). Сборник элективных курсов. Литература 10-11классы. Составитель Г.М.Вялых. Издательство «Учитель»-2015г.

Программа модифицированная, частично изменена с учётом индивидуальных особенностей и потребностей учащихся как в содержательном плане, так и формах реализации.

Курс кружка предполагает систематическое чтение художественной литературы, знакомство с новинками современной литературы, публицистики. Разнообразие форм подачи материала повышает эффективность учебно-воспитательного процесса и его результативность, позволяет активизировать деятельность учащихся и самого учителя. Данная программа помогает решать задачи литературного образования, связанные как с читательской деятельностью учащихся, так и с эстетической функцией литературы, она направлена на совместную работу ученика и учителя, совместную работу ума, воли, чувств, на воспитание читающего, грамотного гражданина.

Отбор произведений подчинен этим задачам, а также помогает учащимся подбирать аргументы к сочинению при сдаче ЕГЭ.

Особенностью текстов, включённых в программу, является то, что по жанровой природе это рассказы и небольшие повести. Такие произведения удобны для текстуального анализа. Программа допускает сокращение или увеличение материала.

В программе указано примерное распределение учебного времени по блокам, однако на занятиях возможно варьирование материала: углубление, сокращение и их замена, использование освободившегося времени на различного рода практические литературные работы, встречи, поездки и т.д.

Учащимся рекомендовано вести тетрадь «Мудрые мысли писателя, высказывания и цитаты из произведений».

Проверка знаний, умений, навыков проводится в виде тестов, практических заданий и других форм.

Содержание программы

Блок №1

Нравственная сила древнерусской литературы. Обзор произведений. Великая сила притчи. Притча о блудном сыне. Содержание, сюжет, смысл. Аргументация к сочинению.

Блок №2

Эти непростые 30-е годы.

«Так это было на Земле». Тема «раскрестьянивания» в романах Б.Можаева «Мужики и бабы», С.Антонова «Овраги». Крушение мечты о «всеобщем счастье».

Блок №3

Годы репрессий.

«Сильней надежд мои воспоминания». Жизнь и творчество В.Шаламова. «Колымские рассказы». О.Волков «Погружение во тьму». Судьба русской интеллигенции.

Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве. Судьба российской интеллигенции. Тема памяти живых и погибших.

Блок №4

Остаться человеком в пламени войны.

Тема памяти живых и погибших. Тема исторической правды в рассказе Е.Носова «Костёр на ветру». Образ молодого солдата. (В. Кондратьев «Сашка». «Написанная кровью сердца …» (Повесть К.Воробьёва «Это мы, Господи…» . Женщина и война .Стихи Ю.Друниной. «Афганская и Чеченская проза»

В.Закруткин «Матерь человеческая»

Углубление темы Вов в современной литературе. Духовные истоки массового героизма народа в защите Отечества. Образ молодого бойца. Суровая правда войны.

Блок №5

Береги в себе человека.

Слово, необходимое России. В Распутин «Прощание с Матёрой» и «В ту же землю». Связь с историей, с родовыми корнями.

Нравственная красота простого человека. Е Носов «Яблочный спас».

Б.Екимов «Ночь исцеления».

Проблема совестливости человека. Повести В. Распутина.

О нравственности языком поэзии.

Блок №6

Человек и природа.

Тема «Человек и природа в современной литературе».

Образы-символы и их роль в произведениях В. Распутина, В Астафьева.

Боль за родную землю. Экологические и нравственные проблемы.

Красота природы «врачует» душу человека.

Человек, природа и будущее цивилизации.

Публицистичность и лиризм произведений В. Распутина «Прощание с Матёрой», В.Астафьева « Царь-рыба».

Экологические и нравственные проблемы современности.

Блок №7

Современная авторская песня.

Б. Окуджава, А.Галич, В. Высоцкий, А. Розенбаум и др. Актуальность творчества. Юбилей В.Высоцкого (январь)-открытое мероприятие.

Блок №8

Написание учебно-исследовательских работ и участие в литературно-краеведческих конкурсах (по особому плану)

Блок №9

Человек на Земле.

Вопросы смысла жизни. Ф Абрамов «Деревянные кони», «Пелагея», «Алька».

Человек в кругу семьи. Г.Бакланов «Кондратий» и др.

Сердечное понимание мира. Б.Екимов «Пастушья звезда»

Проблема ответственности человека за своё жизненное поведение ( проблема жизненного выбора).

Блок №10

Творческие встречи. Поездки. Экскурсии. Оформление выставок. Юбилейные даты. Статьи в газету.

Блок №11

В.А.Сухомлинский «Письма о добром и вечном» . 45 писем, изучение важных по проблематике.

Блок №12

Сочинения разных жанров.

Блок №13

Отчётные мероприятия (по особому плану)

Ожидаемые результаты

В процессе обучения ребята получат теоретические знания, которые помогут им при выполнении творческих работ : написании учебно-исследовательских работ, написании сочинений (часть С) на экзамене, по организации и проведению выставок, тематических вечеров;

Учащиеся, прошедшие курс кружка, более свободно и грамотно будут выстраивать свои устные выступления перед аудиторией, свободно комментировать прочитанные тексты, создавать отзывы и рецензии, а главное – понимать текст и создавать собственные тексты (поэтические) и тексты статей, сочинений и т.д.


Календарно-тематический план

Название темы

Всего часов

Форма

занятий

Монито-

ринг

Дата

1

Вводное занятие. Цели и задачи кружка.

1

Беседа .

Предложения учащихся

2

Нравственная сила древнерусской литературы. Обзор произведений. Великая сила притчи.

1

Экспресс-повтор с обобщением

3

Эти непростые 30-е годы.

«Так это было на Земле». Тема «раскрестьянивания» в романах Б.Можаева «Мужики и бабы», С.Антонова «Овраги».

1

Лекция. Семинар.

Собеседование коллективное

4

Годы репрессий.

«Сильней надежд мои воспоминания». Жизнь и творчество В.Шаламова. «Колымские рассказы». О.Волков «Погружение во тьму». Судьба русской интеллигенции.

1

Лекция. Читательская конференция

5

Остаться человеком в пламени войны.

Тема памяти живых и погибших. Тема исторической правды в рассказе Е.Носова «Костёр на ветру». Образ молодого солдата. (В. Кондратьев «Сашка». «Написанная кровью сердца …» (Повесть К.Воробьёва «Это мы, Господи…» . Женщина и война .Стихи Ю.Друниной. «Афганская и Чеченская проза»

1

Устный журнал.

Лекция.

Исследование текста.

Презентация книг

Отзывы

Конкурс чтецов стихов Ю.Друниной

6

Береги в себе человека.

Слово, необходимое России.В Распутин «Прощание с Матёрой» и «В ту же землю». Связь с историей, с родовыми корнями.

Нравственная красота простого человека. Е Носов «Яблочный спас».

Б.Екимов «Ночь исцеления».

Проблема совестливости человека. Повести В. Распутина.

О нравственности языком поэзии.

1

Лекция. Круглый стол.

Практикум.

Литературная гостиная.

Сочинения (аргумен-ты к сочинениям по темам)

7

Человек и природа.

Тема «Человек и природа в современной литературе».

Образы-символы и их роль в произведениях В. Распутина

В Астафьева.

Боль за родную землю.

Экологические и нравственные проблемы.

Красота природы «врачует» душу человека.

Человек, природа и будущее цивилизации.

1

Обзор.

Статьи в газету.

Исследование.

Исследовательские работы

3 фотовыставки ( по временам года). Картины-пейзажи, стихи поэтов и сочинения ребят

8

Современная авторская песня.

Б. Окуджава, А.Галич, В Высоцкий, А. Розенбаум и др.

1

Вечер авторской песни к юбилею В.Высоцкого (январь) 75 лет со дня рождения

9

Написание учебно-исследовательских работ и участие в литературно-краеведческих конкурсах (по особому плану)

1

10-11

Человек на Земле.

Вопросы смысла жизни. Ф Абрамов «Деревянные кони», «Пелагея», «Алька».

Человек в кругу семьи. Г.Бакланов «Кондратий» и др.

Сердечное понимание мира. Б.Екимов «Пастушья звезда»

2

Беседа. Диспут.

Обзор литературы.

12

Встречи с бутурлиновскими поэтами

1

13-14

В.А.Сухомлинский «Письма о добром и вечном»

2

Текстуальное изучение писем (оформление выписок из текста)

Создать записную книжку Сухомлинского

15-16

Сочинения разных жанров

2

17

Отчётные мероприятия

1



Используемая литература.

  1. В мире литературы. Пособия с 7-11 класс. М., Дрофа, 2015 г.
  2. Литература. Нестандартные уроки 5-11 классы. Волгоград: Учитель, 2014.
  3. Дидактический материал к лекциям по современной литературе.
  4. Сборник элективных курсов . Литература 10-11 классы. Составитель Вялкова Г.М. Волгоград: Учитель -2012



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка в 7 классе "Математика для увлеченных".

Рабочая программа учебного курса математический кружок «Математика для увлеченных» для 7 класса разработана на основе примерной программы по математике основного общего образования с учётом требований...

Рабочая программа кружка для 9 класса "Практикум по решению математических задач повышенной трудности"

Рабочая программа кружка для 9 класса "Практикум по решению математических задач повышенной трудности" составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта п...

Рабочая программа кружка "Экология" 1 класс

Программа кружка внеурочной деятельности «Экология» предназначена для 1-4 классов начальной   школы и рассчитана  на 135  занятий: 1 класс – 33ч., 2-4 класс – 34 ч. Преподавание кр...

Рабочая программа кружка "Волейбол" 8 класс

Рабочая программа кружка составлена в соответствии с рекомендациями, изложенными в «Комплексной программе физического воспитания учащихся 1-11 классов» ( В.И.Лях, А.А.Зданевич, - М.: «Просвещение», 20...

Рабочая программа кружка в 5 классе «Растим патриота» (внеурочная деятельность)

Возрождения патриотического воспитания сегодня является одной из приоритетных задач воспитательной работы. Патриотическое воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представле...

Рабочая программа кружка по литературе для 6 класса

Рабочая программа кружка по литературе для 6 класса "Мифы народов мира"....

Рабочая программа кружка по литературе "В мире литературы"

Цель программы : вызвать интерес к чтению.Задачи: развивать читательские компетенции; активизировать творческие способности учащихся; стимулировать исследовательскую деятельность; уточнить и развить т...