Самостоятельная работа по литературе
методическая разработка по литературе на тему

Габдуллина Ильвера Мударисовна

Самостоятельна работа с текстом по теме "Роман "Обломов" И.Гончарова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roman_oblomov.docx34.54 КБ

Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа по роману И.А.Гончарова «Обломов»

Роман «Обломов» является одним из лучших произведений, написанных в стиле критического реализма. Автор умело изобразил кризис русского общества в XIX столетии. С начала романа читатель видит двух совершенно разных героев – Обломова и Штольца. У них совершенно разные характеры, различное восприятие мира. Говоря о главных героях, Гончаров подводит черту под целой эпохой в жизни страны. Не смотря на то, что крепостное право было отменено в 1861 году, уже в начале столетия было понятно, что этот период себя изжил, он завершен.

Произведение на примере главного героя Обломова изображает несостоятельность того строя и саму невозможность нормального развития человека в тот период. Обломов с самого детства был воспитан так, что ему доставалось все без усилий. При этом в нем не было развито ни одно стремления, которое руководило бы им в жизни. Обломов не понимал необходимости человеческой «пустой» суеты. Ему было не понятно назначение документов, с которыми он столкнулся на службе и он ушел в отставку. Он не мог понять, что ему даст образование, а потому не брал в руки книг. Обломов не видел смысла в приемах гостей и перестал выходить в свет. Ему только тридцать два года, но вся его жизнь проводится на диване. Он не участвует ни в каких делах и постоянно задается вопросом о том, как жить ему дальше.

Роман постигает психологию, глубокие изъяны, которые были нанесены нормальному с рождения человеку нравами общества и воспитанием. Гончаров ввел особый термин – «обломовщина». Это та самая болезнь, которая состоит из поощрения недостатков и пренебрежением достоинствами. Это явление довело Обломова до такого существования, которые мы видим с первых страниц повествования.

Автор неторопливо описывает всевозможные детали, рассказывает подробно и точно. Эта эпическая манера изложения прекрасно передает причины, по которым герой оказался в таком положении. То, что Обломов все дни проводит лежа на диване, символически отображает его духовную слабость. Раньше герой всерьез думал о том, чтобы делать что-то полезное для общества, но все оказалось не более чем рассуждениями. Более того, Обломов спокойно относится к такому неподвижному образу своей жизни, а диван становится символом остановки жизни героя произведения.

Илья Ильич Обломов любит мечтать, он апатичен и мягок. Никогда никого не стеснив, он и сам не считает необходимым оказывать кому либо помощь и даже заботиться о себе. Дела в его поместье пущены на самотек. Как противовес, подчеркивающий деградацию Обломова, выступает Штольц – очень активный человек, который видит смысл жизни в борьбе за свои ценности, идеалы и мечты. Он не равнодушен к проблемам окружающих, равно как и полон участия к своему другу Обломову.

Последним шансом освободиться из-под гнета «обломовщины» становится для героя Ольга Ильинская. Девушка полюбила героя и она отдает много сил и времени на то, чтобы преобразить его и вызвать в нем интерес к окружающему миру. Но Обломов не приспособлен к жизни и боится ее, он не способен принимать решения и действовать. «Обломовщина» побеждает.

Гончаров изобразил Обломова и «обломовщину» не для того, чтобы показать судьбу отдельного человека, а для того, чтобы указать на то, что, таких как его герой очень много. Автор судит само общество, которое губит хороших людей. Гончаров обличает лень и бездеятельность помещиков, и их деградацию в такой среде. Это наследие способно привести страну к разрухе, а потому автор поднимает вопрос обновления общества людьми, которые будут не просто мечтать об искоренении зла, а действовать в этом направлении.

Вопросы:

  1. Прочитайте текст.
  2. Автор использует в романе прием антитезы. Приведите примеры антитезы в романе? С какой целью использован этот прием?
  3. Раскройте суть «обломовщины»?
  4. Роман написан в стиле критического реализма. В чем это проявляется? Докажите, что роман написан в этом стиле.
  5. Какова основная мысль романа?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

План самостоятельной работы по литературе в НПО по ФГОС...

Самостоятельная работа по литературе. 7 класс. А.С. Пушкин "Станционный смотритель"

Работа составлена для учащихся 7 класса. Изучая произведение Пушкина А.С. «Станционный смотритель», надо закрепить знания уч-ся о реалистических произведениях писателя, ввести и закрепить необходимое ...

Методика проведения самостоятельных работ по литературе.

Помощь учителю литературы в проведении самостоятельных работ в 10-11 классах....

Методика проведения самостоятельных работ по литературе.

Помощь учителю литературы в проведении самостоятельных работ в 10-11 классах....

Методические рекомендации для студентов СПО по организации и планированию самостоятельной работы по литературе

Методические рекомендации созданы в помощь студентам по специальности СПО 44.02.01 Дошкольное образование (гуманитарный профиль) при подготовке заданий внеаудиторной самостоятельной работы по учебной ...

Самостоятельная работа. Обзор литературы

Самостоятельная работа. Обзор литературы...