Литературный турнир для 8 класса
методическая разработка по литературе (8 класс) на тему

Новикова Вера Ивановна

Литературный турнир для 8 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnyy_turnir_dlya_8_klassov.docx21.12 КБ

Предварительный просмотр:

Литературный турнир для 8 классов

Материальное обеспечение: сигнальные флажки для капитанов, раздаточный материал для команд, конверты с заданиями, звёздочки для подсчёта правильных ответов.

Каждая команда выбирает себе талисман - литературного героя.

Рассказать об этом герое так, чтобы другая команда его определила. (кто его родитель - автор, в какое время он жил, его возраст, интересные события, с ним происходящие и др.)

Оценка: за сообщение - 3 балла (при условии, что отгадали).

за отгадку - 1 балл.

1.  История России в стихах - блиц - конкурс.

Оценка: 1 балл - за название события. 1 балл - за дату.

Определить событие, о котором идёт речь, и дату

Государь прочитал и, спокоен и строг,

Повернулся к Ахметовым людям.

Бросил наземь ярлык под сафьянный сапог

И сказал: "Дань платить мы не будем!"

(1480 год - завершение ордынского ига)

________________________________________________________________

И вот нашли большое поле:

Есть разгуляться где на воле!

Построили редут.

У наших ушки на макушке!

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки -

Французы тут как тут.

(1812 год - Бородинское сражение)

________________________________________________________________

Позади у воинов Непрядва,

Слева - затуманившийся Дон.

И простор великий только на два,

Только на два стана разделён.

(1380 год - Куликовская битва)

__________________________________________________________________

Полки ряды свои сомкнули,

В кустах рассыпались стрелки,

Катятся ядра, свищут пули,

Нависли хладные штыки.

Сыны любимые победы,

Сквозь огнь окопов рвутся шведы.

(1709 год - Полтавская битва)

___________________________________________________

Молодой, широкоплечий, статный

Перед Грозным Фёдоров Иван

О палате рассуждал печатной,

Где поставит он печатный стан.

(1564 год - начало книгопечатания на Руси)

2.  "Великие личности России" - блиц - конкурс

Оценка: 1  балл за каждый правильный ответ

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

(Пётр Первый)

_____________________________________________________________

И он промчался пред полками,

Могуч и радостен, как бог,

Он поле пожирал очами.

(Пётр Первый)

_________________________________________________________

Зачем он так за славою гонялся?

Для чести счастье презирал?

С невинными народами сражался?

И скипетром стальным короны разбивал?

Ему, погибельно войною принуждённый,

Почти весь свет кричал: ура!

...Но - воин дерзновенный!

Ты побеждён московскими стенами...

Бежал и скрылся ты за дальними морями.

(Наполеон Бонапарт) М.Ю.Лермонтов

_______________________________________________________

Тут, выгнувши хребет и поднатужа грудь,

Тронулася лошадка с возом в путь;

Но только под гору она перевалилась,

Воз начал напирать, телега раскатилась;

Коня толкает взад, коня кидает вбок;

Пустился конь со всех четырёх ног

на славу

По камням, рытвинам; пошли толчки, скачки,

Левей, левей, и с возом - бух в канаву!

Прощай, хозяйские горшки!

(Александр Первый, император Российский __________________________________________________________________

"О, спите, спите, - мнил герой, -

Друзья, под бурею ревущей:

С рассветом глас раздастся мой,

На славу или на смерть зовущий!

Своей и вражьей кровью смыв

Все преступленья буйной жизни

И за победы заслужив

Благословения отчизны, -

Нам смерть не может быть страшна;

Своё мы дело совершили:

Сибирь царю покорена,

И мы - не праздно в мире жили.

(Ермак, покоритель Сибири)

3. Фразы - перевёртыши

Расшифровать фразы - перевёртыши (каждой команде - карточки с заданиями. Кто сколько правильно расшифрует, столько баллов и получит).

Например: долог день до вечера, коли делать нечего. – коротка ночь до утра, если есть чем заняться.

Оценка: 1 балл за каждый правильный ответ.

Тот новое забудет, кому зубы вставят.

(Кто старое помянет, тому глаз вон)

Тяжело под печёнкой при молчании грустном.

(Легко на сердце от песни весёлой)

С ленью опустишь мясо на сушу.

(Без труда не вынешь и рыбку из пруда)

4. Конкурс знатоков пословиц

Каждой команде дать карточки с пословицами.

Оценка: 2 балла за каждый правильный ответ.

Время на обдумывание - 30 сек.

Л.Н.Толстой считал, что произведения УНТ интересны и полезны прежде всего детям. В книги, которые он создал в Ясной Поляне, он включил много пословиц. Чтобы детям было проще понять их смысл, на каждую пословицу писатель придумал небольшой рассказ. Прослушайте эти рассказы и определите, какая из пословиц была в него включена.

1. Бежал заяц от собак и ушёл в лес. В лесу ему было хорошо, да уж много он страху набрался и хотел ещё лучше спрятаться. Стал искать, где поглуше место. полез в чащу в овраге - и наскочил на волка. Волк схватил его. "Видно, правда, - подумал заяц,  - что хотел лучше спрятаться и вовсе пропал. Было мне хорошо, хотел, чтобы было ещё лучше. А ведь верно говорят. что... (от добра добра не ищут).

2. Горел дом. А в доме остался ребёнок. Никто не мог войти в дом. Солдат подошёл и сказал: "Я пойду". Ему сказали: "Сгоришь!" Солдат сказал:..... Вбежал в дом и вынес ребёнка. (Два раза не умирать, а один раз не миновать)

3. Взял мальчик косу и задумал траву косить. Порезал себе ногу и заплакал. Баба увидела и сказала: "Не тебе косить. Тебе ещё только завтраки батюшке носить. ...(Знай сверчок свой шесток)

4. Волк съел овцу. Охотники поймали волка и стали бить. Волк сказал: "Напрасно вы меня бьёте: я не виноват, что сер". А охотники сказали: (Не за то бьют, что сер, а за то, что овцу съел.)

5. Загадка чёрного ящика

Сегодня в нашем ящике нечто твёрдое, но его можно сделать мягким; белое, но его делают и цветным, оно может иметь разную форму и величину.

Оценка: от 1 до 6 баллов в зависимости от количества используемых подсказок.

1.В сказке С.Я.Маршака поедание этого предмета предлагается как успокоительное средство для капризного мышонка, никак не желающего засыпать.

2.В далёкие времена это было в каждом доме, да и по сей день без него не обходится ни одна церковная служба, ни одно семейное торжество.

3.Это нечто, что бывает нужно в темноте, но в праздники ( особенно в Новый год, Рождество и день рождения) служит прекрасным украшением.

4. Этим предметом  пользуются для предсказания судьбы.

5.С ним сравнивают людей, проживших короткую, но яркую жизнь.

6.У этого же поэта (С.Маршака) есть загадка:

Тонкая девчонка,                                    Тем длиннее ночь,

Белая юбчонка,                                        Тем она короче

Красный нос.                                             От горючих слёз.

(свеча)

6. Мифы Древней Эллады

Каждой команде - карточки с именами мифологических героев. Задача - определить, о каком герое идёт речь и поднять данную карточку. Время ответа - 30 секунд.

оценка: 1 балл за каждый правильный ответ.

1. Кто из героев был учредителем Олимпийских игр? (Геракл)

2. В легенде о каком герое воплотилась мечта человека о полёте в космос? (Икар)

3. Одному из героев Троянской войны сам бог Гефест выковал щит. Этот щит стал дивным произведением искусства, но, к сожалению, не смог защитить своего владельца от смерти. Назовите обладателя этого уникального щита. (Ахилл)

4. Как известно, с того света ещё никто не возвращался. Из царства мрачного Аида нет выхода. Но из всякого правила есть исключения. Знаете ли вы, какие герои побывали в этом царстве и всё-таки выбрались оттуда. (Орфей, Геракл, Одиссей)

5. Какой герой получил прозвание хитроумного? (Одиссей)

6. Однажды между Афиной, Герой и Афродитой возник спор за право именоваться прекраснейшей. Кто из мифологических героев был третейским судьёй в споре? (Парис).

____________________________

Какой приз был вручён победительнице? (Яблоко)

Кому Парис вручил этот приз? (Афродите)

Началом какого исторического события является данная мифологическая история? (Троянская война)

7.  Сказочный салат

Как в любом салате, в нашем много составных частей - сказочных историй. Когда все они перемешались, получилась новая сказка. Определите, из каких сказок она составлена. Ответ принимается только после полного прочтения сказки и окончания времени на записывание названий сказок.

Оценка: 1 балл за каждую названную сказку.

Жила-была девочка, у которой были такие маленькие, изящные ножки, что она то и дело теряла одну из своих туфелек (Золушка). Мачеха страшно злилась на девочку и заставляла её ходить босиком по крапиве. Алые капельки крови выступали на нежных ножках девочки (Дикие лебеди). Горькие обиды девочка бежала выплакивать единственному близкому существу - своей коровушке (Хаврошечка).

Но однажды падающая звезда (Мери Поппинс) зацепилась за рог коровы, и та, забыв обо всём, танцуя, умчалась прочь.

В отчаянии девочка выпила содержимое первой попавшейся аптечной бутылки, на которой не было наклейки с надписью "яд",  (Алиса в стране чудес) и стала стремительно уменьшаться, пока не стала всего с дюйм ростом. (Дюймовочка)

В это время мачехин гусь, желая избежать участи стать рождественским угощением, решил присоединиться к стае диких гусей. (Путешествие Нильса с дикими гусями). Девочка ухватилась за его хвостик, взобравшись на спину, и вот она уже высоко в воздухе. Как хороша земля с высоты, как необычна! Девочка засмотрелась на аккуратную, симпатичную деревеньку и не заметила, как соскользнула с гладкой спины гуся! И она стремительно понеслась вниз и приземлилась прямо на садовую грядку. Рядом с грядкой сидела задумавшаяся девочка. Увидев гостью, она радостно захлопала в ладоши и закричала: "Кукла! Ты моя кукла!" Чтобы спасти положение, девочка поспешила встать и сказала: "Я не твоя кукла. я кукла наследника, и он меня ждёт" (Три толстяка)

"Тогда пойдём к нему", - сказала маленькая хозяйка сада. И они пошли вперёд.

Впереди показался старый заброшенный замок. Обрадованные девочки бросились к воротам.

Но что это? Двор замка буквально кишел крысами. Крысы вели наступление на маленького человека в странной обуви без носов. (Щелкунчик) Забыв о  том, что она теперь совсем крохотная, наша героиня сняла маленькую туфельку и бросила её в большую жирную крысу, по-видимому, главную в стае. Острый каблучок туфельки попал крысиной королеве прямо в лоб. Грязная туша грянула оземь, и дух из неё вон. А вся стая вдруг пропала, будто и вовсе не бывала. А маленький человечек? Он превратился в прекрасного принца. заброшенный замок вдруг проснулся. Ожили застывшие фигурки поваров, фрейлин в пышных старинных платьях. Заиграли музыканты, и начался бал. (Спящая красавица)

8. Найди соответствия

За каждый правильный ответ (определено соответствие) - 1 балл. Если указан автор произведения + 1 балл.

Восстановите из приведённых ниже существительных и прилагательных названия произведений русской литературы. При этом имена существительные и имена прилагательные стоят в начальной форме. Укажите автора каждого произведения.

Ответ: Невский проспект, Н.В.Гоголь; Толстый и тонкий, А.П.Чехов; Пиковая дама, А.С.Пушкин; Скупой рыцарь, А.С.Пушкин; Белый пудель, А.Куприн; Тамбовская казначейша, А.С.Пушкин; Кавказский пленник, Л.Н.Толстой; Заколдованный место, Н.В.Гоголь; Лошадиная фамилия, А.П.Чехов, Каменный цветок, П.Бажов.

9. Крылатые фразы

- это фразы из произведений, которые мы часто произносим, порой не подозревая, что у них есть автор и они родом из определённого произведения. Например, всем известны слова "Счастливые часов не наблюдают". Их автор  -  А.С.Грибоедов. Роман "Горе от ума", произносит их Софья.

Задача: определить автора, название произведения следующих крылатых фраз. Ответы записать на листе. Время выполнения задания: 3 мин.

За каждый правильный ответ: 2 балла.

Крылатые фразы

Бороться и искать, найти и не сдаваться. (В.Каверин, "Два капитана")

Не хочу учиться, а хочу жениться. (Д.Фонвизин, "Недоросль)

А король-то голый! (Братья Гримм, сказка о голом короле)

У сильного всегда бессильный виноват. (И.А.Крылов, "Волк и ягнёнок")

А ларчик просто открывался! (И.А.Крылов, "Ларчик")

Светить всегда, светить везде, до дней последних донца! (В.Маяковский, "Необыкновенное приключение...")

Человек рождён для счастья, как птица для полёта (Короленко, "Парадокс")

И я там был, и мёд я пил... ("Руслан и Людмила", А.С.Пушкин

Подведение итогов. Определение самых активных игроков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературный турнир по сказкам А.С.Пушкина в 5 классе

Литературный турнир по сказкам А.С.Пушкина...

Литературный турнир. 10 класс.

Литературный турнир по романам И. А. Гончарова "Обломов" и И. С. Тургенева "Отцы и дети"...

«Литературный турнир по произведению И.С.Тургенева «Муму» в 5 классе

Урок-обобщение по произведению Тургенева И.С. "Муму". 3-й урок в теме....

Литературный турнир "Хотим всё знать!" 5 класс

Внеклассное мероприятие - литературный турнир "Хотим всё знать!" проводится с целью проверки знания текстов и героев художественных произведений, поэтов и писателей....

Литературный турнир "Хотим всё знать" 7 класс

Внеклассное мероприятие - литературный турнир "Хотим всё знать" проводится с целью развития интереса учащихся 7 класса  к чтению программных произведений....

Литературный турнир "Хотим всё знать!" 11 класс

Цель внеклассного мероприятия "Литературный турнир": проверить знание учащимися изученных в 10-11 классах произведений....

Презентация. Литературный турнир для учащихся 7-10 классов ( занимательная игра-состязание по литературе)

Презентация представляет собой материал для проведения занимательного литературного турнира. Задания рассчитаны на две сборные команды школы (7-10классы). Можно между раундами вставить художественное ...