Урок литературы в 8 классе «Обнажившееся сердце». Андрей Платонов «Возвращение» (технологическая карта прилагается)
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Бредихина Наталья Алексеевна

Урок литкратуры в 8 классе по рассказу А. Платонова "Возвращение",рабочий лист к уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon урок156.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Обнажившееся сердце».

Андрей Платонов «Возвращение»

(технологическая карта прилагается)

Ход урока

1. Этап актуализации знаний. Мотивация познавательной деятельности 

1.  21 век… Время наше -  время великих свершений, время исповедей и покаяния. Многих страшат те нравственные тупики, в  которых мы оказались сегодня в силу многих обстоятельств. В такое время очень важной  остается роль литературы.

1. Какие произведения о сложных человеческих взаимоотношениях, о том, в чём заключается счастье человека, мы недавно читали?

(А. П.Чехов «О любви», И.А.Бунин «Кавказ», А.И.Куприн «Куст сирени».)

2.  Наверное, мы  часто задумывается о счастье. Каждому хочется быть счастливым. Но у каждого из нас свое представление о счастье.

3. А что в вашем понимании значит «счастье»? Его можно потрогать, измерить?  Допишите предложение в рабочем листе.…(Счастье –это, когда тебя понимают….Счастье-  когда твои родные и близкие живы, здоровы)

4."Счастье - когда тебя понимают, большое счастье - когда тебя любят, настоящее счастье,  когда любишь ты" Конфуций (китайский мыслитель) (Слайд)

5.А вот как сказал о счастье Платонов: «Есть   время  в  жизни, когда  невозможно избежать  своего  счастья. Это  счастье  происходит  не от  добра и  не  от  других  людей, а  от  силы  растущего  сердца, согревающего  своим  теплом»  (Слайд)

2. Этап формулирования темы урока и постановки учебной задачи. Этап построения проекта выхода из затруднения

1. Мне кажется, эти слова можно отнести к платоновским героям, и, в первую очередь, к Алексею Иванову – герою рассказа, о котором сегодня пойдёт речь, ведь именно ему, Иванову, предстоит  научиться жить « от  силы  растущего  сердца». Но вначале герой этого не знает.

2.. О чем же будет наш урок? Ответить на мой вопрос вам поможет высказывание Платонова о счастье.

(о любящем  сердце, обнажившемся для любви к своим родным, о возвращении с войны к мирной жизни).

3. Итак,  тема урока  «Обнажившееся сердце» ( по рассказу А.П. Платонова «Возвращение») (слайд)

Запишите в рабочий лист тему урока.

4.  Слово о писателе. История создания рассказа. (слайд)

Андрей Платонович Платонов с первых дней Великой Отечественной войны добивается отправки на фронт. С октября 1942г. он военный корреспондент в действующей армии.
За годы войны выпустил 6 книг прозы, из которых исключил батальные картины и всю нагрузку перенёс на нравственные решения людей и философскую сущность событий. Его не оставляли размышления о мире, о том, каким человек выйдет из войны и какой будет послевоенная реальность.
В 1946 году на страницах журнала «Новый мир» был опубликован замечательный рассказ  «Семья Иванова», позже названный «Возвращение». Писатель не раз передавал в своих произведениях мотив возвращения, но теперь эта ситуация наполнилась у него особым, сокровенным, смыслом.
2. Вопросы:

5. Какое название предпочтительнее? Почему?

(Название «Семья Иванова» подчеркивало типичность ситуации, «Возвращение» делает акцент на нравственной стороне произведения)

-6.Какие ассоциации вызывает у вас название рассказа? (слайд) Запишите в рабочий лист.


     Возвращение

        _______________________                                        _____________________

Прямое  значение слова «Возвращение» ( Дом, семья, любовь, разлука, когда мы возвращаемся домой после долгой разлуки к своим родным, близким)

Переносное значение с понятием «состояние души» ( возвращение к себе, когда  душа человека начинает оживать от грубостей, ран войны)

-7.Как понимаете смысл названия?

(Возвращение с войны к миру, домой в семью к жене и детям, к себе прежнему, доброму и человечному)

8.Возвращение кого? Куда? Зачем? Когда произошло? Что это возвращение помогло понять? Чтобы ответить на все поставленные перед нами вопросы, попробуем прожить вместе с героями А. Платонова совсем короткое время. Именно прожить, для того чтобы постараться понять автора, разобраться в странном поведении  главного героя.

А эпиграфом к уроку послужат слова из нашего произведения.

Прежде он  (Иванов) чувствовал другую жизнь

 через преграду самолюбия и собственного интереса,

а теперь внезапно коснулся ее обнажившимся сердцем.

А.Платонов «Возвращение».

3. Этап реализации проекта. 

1. Когда происходит действие? ( чтение текста)

2. Образы каких героев связаны с домом? (Люба, дети)

3. С дорогой? (Маша, вокзал, поезд)

4. Чтобы понять, что является самым главным в жизни человека, мы должны поговорить о каждом из героев. Вам даны задания по группам. Сейчас даётся время для подведения итогов работы (5 минут), а потом вы отчитаетесь о проделанной работе. Можно приводить цитаты из текста, но самое главное (словосочетания, одно-два предложения)

Отчёты о проделанной работе.

1 группа. Рассказ о Любе.

1. Значение имени, связь с характером героини;

  (имена Вера, Надежда, Любовь в христианском именослове соотносятся с мученицами-сёстрами: любовь; добрая, любящая, заботливая)

2.  История жизни.

(Работает не покладая рук; забыла о себе, всё для детей, ждёт своего мужа)

3. Сохранила ли героиня любовь? (да)

4. Как Люба объясняет причину своих отношений с Семёном Евсеевичем? (с.179, 180, 181)

5. Как речь характеризует героиню?

(не хочет ссор, хочет жить в мире и согласии, любит своего мужа, детей)

6. Ночной разговор. Чьими глазами мы видим сцену ссоры? Почему?

(важна детская точка зрения на всё)

Учитель: Особенное место принадлежит детям.

2 группа. Рассказ о Петруше и Насте.

1. Значение имён, связь с характером.

(Настя – воскресение, возвращение к жизни)

Петр – сила, утёс, каменная глыба.)

2. Какими вышли из войны Настя и Петя?

(тяготы войны не прошли бесследно; Дети стали не по годам серьёзными, взрослыми. Петруша заменил отца, маленький старичок.  )

3. История их жизни. (Петруша – хозяин, Настя – помощница)

4. Какую функцию в рассказе выполняют дети?

(это ниточка, которая связывает этих людей. Именно дети помогут сохранить семью)

5. Какую историю вложил Платонов в уста Петруши?

(Его история о Харитоне – мудрая житейская притча, зовущая к смирению. Эта притча-укор заставила отца устыдиться мысли о Маше. Пример, как должен поступить отец)

6. Какими видим детей в финале?

(В финале дети спасли семью)

3 группа. Рассказ о Маше.

1.Значение имени, связь с характером.

( Мария - 1) горькая 2) любимая 3) упрямая; миловидная, простая и добрая). С 167

2. История жизни.

(Она щедро разливает вокруг себя тепло).

3. Что значит армия для Маши, её отношение к гражданской жизни. С. 167

(не знает, как жить дальше, думает, как жить гражданской жизнью)

4. Что общего у Маши и Иванова? С. 167

(не готовы к мирной жизни, боятся возвращаться домой, чувствовали осиротевшими без армии)

5. Как Маша отнеслась к тому, что Иванов вышел на её станции? С. 168

(удивлена и тронута; боялась остаться одна в родном городе, который стал для неё чужбиной; не задаёт лишних вопросов)

6. Какой мы её видим в момент расставания с Ивановым? С 169

(Улыбнулась, старается не подать виду, но заплакала, когда Иванов уехал)

4 группа. Рассказ об Иванове.

1. Значение имени, связь с характером.

(Алексей – защитник; оберегающий.Боится трудностей, не хочет брать на себя ответственной за дальнейшую жизнь)

2. Почему Иванов вышел с Машей, почему откладывает свидание с семьёй? С. 168

(Домой приехал на шестой день; сам не знал, почему так делал)

3. Как встречает хозяина родной дом? С. 171,174.

(вновь знакомился с ним, дышал знакомым запахом, всё и знакомое, и в то же время другое; странен и не совсем понятен был родной дом)

4. Но что мешало Иванову чувствовать радость возвращения домой всем сердцем? С 174.

(слишком отвык от домашней жизни, не мог понять близких людей)

5. Как ведёт себя Иванов в ночной беседе с женой? с. 179-182

(Иванов бездушно судит Любу. Он воспринимает всё сердцем очерствелым. Искренняя правда жены ему кажется ложью, а человеческая доброта видится голым расчётом. Душа его покрылась коростой самолюбования и себялюбия, усугубленных ревностью).

6. Умение искренне простить – это сила или слабость? С. 186

7. Каким мы видим Иванова в финале рассказа?

(ожесточённым, обиженным, решил жить по-своему)

8. Почему он вначале не узнал своих детей? Почему узнал потом? Что произошло с героем? С. 187

(обижен, сердце очерствелое;  но всё-таки неспокойно на душе, что-то заставляет ещё раз оглянуться, чувствует, что делает что- то не так;  прежде он чувствовал другую жизнь через преграду самолюбия и собственного интереса, а теперь внезапно коснулся её обнажившимся сердцем)

Просмотр к/ф «Отец», финал – 1ч16мин-1ч18мин

4. Этап закрепления с проговариванием. Подведение итогов  урока.  и рефлексия.

1. Можем ли мы сказать, что Алексей, сойдя с поезда, возвращается к себе настоящему? 

(Он возвращается в семью: к детям, к жене, в нормальный послевоенный мир, а главное – он возвращается к себе прежнему, в его душе настало прозрение и сердце его «обнажилось» для любви к своим родным)

2. На что настроил своё сердце Иванов? (на любовь)

3. Чем можно излечить искалеченную войной душу?

(Искалеченные войной души поддаются лечению только любовью и пониманием)

4.Что значит «обнажившимся сердцем»? (открытым для любви, для семьи, для дальнейшей мирной жизни)

5. Кто помог возвратиться Иванову?

(Дети помогают ему в этом)

6. Заполните схему, ответив на поставленные в самом начале урока вопросы: (слайд)

Кто возвратился? Куда? Когда? Зачем?

        КТО?

       Иванов

___________________________

КОГДА?                       ВОЗВРАЩЕНИЕ                        ЗАЧЕМ?

«обнажившееся сердце»                                                                Жить дальше в мирной

открытое для любви, для семьи                                                        жизни, в семье

        КУДА?

                                                Домой, в семью,

                                                к себе прежнему

7. А можно сказать, что возвращение необходимо не только Иванову, но и Любе, которой необходимо научиться жить в мирной жизни,  и детям, которым надо научиться быть детьми?

8. А при каком условии это возможно?

(Только  в семье. Семья – это спасение человека в любых жизненных ситуациях, это то, что помогает открыться сердцу для любви, жизни, самоопределению)

9. Как можно ответить на вопрос «Что такое счастье?» после всего вышесказанного? (слайд)

(Счастье – возможность вернуться к себе прежнему, настоящему, в нормальный послевоенный мир и к своей семье. Семья - главное для героев, их опора, надежность, и в ней спасение от одиночества) 

10. Скажите, актуален ли сегодня, в наше время, рассказ А. Платонова? Может быть, сейчас нет такой проблемы возвращения к себе?

(Каждый человек всю жизнь ищет главное, то, ради чего стоит жить. Это и есть поиски самого себя)

Рефлексия:

Лист рефлексии

Продолжи фразы:

  1. Сегодня на уроке я  понял, что ___________________________________________________

2. Содержание урока было для меня (полезным, актуальным, волнующим)

3.Особенно значимым для меня было_________________________________________________

  1. Свою работу на уроке я оцениваю как _____________________________________________

5. Домашнее задание и выставления оценок

Оценки

Ребята, очень приятно  вы славно сегодня поработали все.  Самое главное вы сопереживали с  героями рассказа, помогли главному герою найти себя и вернуться к себе. Пусть ваши сердца всегда будут обнажены для любви и доброты.

Домашнее задание по выбору. Письменная работа на выбор. (слайд)

  • Как  сложится  судьба  героев (за  рамками  рассказа);
  • Письмо  герою (Иванову, Петрушке…);
  • Мои  мысли, чувства  по  прочтении  рассказа «Возвращение»

6. Этап продуктивного использования полученных знаний, введение дополнительной информации.

Учитель предлагает после обсуждения рассказа самостоятельно посмотреть фильмы с одноименным названием  «Возвращение» (1961) г.по рассказу А.Платонова, фильм «Отец»( 2007)и фильм «Возвращение» А.Звягинцева , прочитать военные рассказы А.Платонова «Одухотворенные люди», «Броня»  для урока внеклассного чтения


Список литературы:

  1. УМК по литературе для 5-9 классов под ред. В.Я.Коровиной, Издательство «Просвещение»
  2. Стандарты второго поколения. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа, Москва «Просвещение» 2011
  3. Типы уроков по ФГОС. Стрельникова Н.П. Материалы с сайта http://edu-reforma.ru
  4. Михеев М. "Возвращение" Платонова: поэтика недоговоренности. Вопросы литературы 2008, №2
  5. Ермолаева М.Г. Современный урок: анализ, тенденции, возможности. Современная технология. – М.: Пед.общество России, 2011.

Рабочий лист к уроку литературы.

ФИ_____________________________________________, класс_______

В-1

  1. Продолжи предложение

Счастье – это _________________________________________________________________________

2. Тема урока__________________________________________________________________________

3.Какие ассоциации вызывает у вас название рассказа?

     Возвращение

_________________________________                ____________________________________                        

4. Эпиграф:

Прежде он  (Иванов) чувствовал другую жизнь

 через преграду самолюбия и собственного интереса,

а теперь внезапно коснулся ее обнажившимся сердцем.

А.Платонов «Возвращение».

5.Работа в группах

1 группа. Рассказ о Любе.

1. Значение имени, связь с характером героини;

2.  История жизни.

3. Сохранила ли героиня любовь?

4. Как Люба объясняет причину своих отношений с Семёном Евсеевичем?

5.Как речь характеризует героиню?

6. Ночной разговор. Чьими глазами мы видим сцену ссоры? Почему?

6. Подведение итогов

КТО?

___________________________

                        

КОГДА?                       ВОЗВРАЩЕНИЕ                                ЗАЧЕМ?

        ________________                                                                ___________________

        ________________                                                                ___________________

        КУДА?

                

                                        __________________________

                                                                                                                                                                    __________________________

7.  Домашнее задание по выбору. Письменная работа на выбор.

  1. Как  сложится  судьба  героев (за  рамками  рассказа);
  2. Письмо  герою (Иванову, Петрушке…);
  3. Мои  мысли, чувства  после  прочтения  рассказа «Возвращение»

-----------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


Рабочий лист к уроку литературы.

ФИ_____________________________________________, класс_______

В-2

1.Продолжи предложение

Счастье – это __________________________________________________________________________

2. Тема урока__________________________________________________________________________

3.Какие ассоциации вызывает у вас название рассказа?

     Возвращение

_________________________________                ____________________________________

4. Эпиграф:

Прежде он  (Иванов) чувствовал другую жизнь

 через преграду самолюбия и собственного интереса,

а теперь внезапно коснулся ее обнажившимся сердцем.

А.Платонов «Возвращение».

5.Работа в группах

2 группа. Рассказ о Петруше и Насте.

1. Значение имён, связь с характером.

2. Какими вышли из войны Настя и Петя?

3. История их жизни.

4. Какую функцию в рассказе выполняют дети?

5. Какую историю вложил Платонов в уста Петруши?

6. Какими видим детей в финале

6. Подведение итогов

КТО?

___________________________

                        

КОГДА?                       ВОЗВРАЩЕНИЕ                                ЗАЧЕМ?

        ________________                                                                ___________________

        ________________                                                                ___________________

        КУДА?

                

                                        __________________________

                                                                                                                                                                    __________________________

7.  Домашнее задание по выбору. Письменная работа на выбор.

  1. Как  сложится  судьба  героев (за  рамками  рассказа);
  2. Письмо  герою (Иванову, Петрушке…);
  3. Мои  мысли, чувства  по  прочтении  рассказа «Возвращение»

-----------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


Рабочий лист к уроку литературы.

ФИ_____________________________________________, класс_______

В-3

1.Продолжи предложение

Счастье – это __________________________________________________________________________

2. Тема урока__________________________________________________________________________

3.Какие ассоциации вызывает у вас название рассказа?

     Возвращение

_________________________________                ____________________________________

4. Эпиграф:

Прежде он  (Иванов) чувствовал другую жизнь

 через преграду самолюбия и собственного интереса,

а теперь внезапно коснулся ее обнажившимся сердцем.

А.Платонов «Возвращение».

5.Работа в группах

3 группа. Рассказ о Маше.

1.Значение имени, связь с характером.

2. История жизни.

3. Что значит армия для Маши, её отношение к гражданской жизни.

4. Что общего у Маши и Иванова?

5. Как Маша отнеслась к тому, что Иванов вышел на её станции?

6. Какой мы её видим в момент расставания с Ивановым?

6. Подведение итогов

КТО?

___________________________

                        

КОГДА?                       ВОЗВРАЩЕНИЕ                                ЗАЧЕМ?

        ________________                                                                ___________________

        ________________                                                                ___________________

        КУДА?

                

                                        __________________________

                                                                                                                                                                    __________________________

7.  Домашнее задание по выбору. Письменная работа на выбор.

  1. Как  сложится  судьба  героев (за  рамками  рассказа);
  2. Письмо  герою (Иванову, Петрушке…);
  3. Мои  мысли, чувства  по  прочтении  рассказа «Возвращение»

-----------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


Рабочий лист к уроку литературы.

ФИ_____________________________________________, класс_______

В-4

1.Продолжи предложение

Счастье – это __________________________________________________________________________

2. Тема урока__________________________________________________________________________

3.Какие ассоциации вызывает у вас название рассказа?

     Возвращение

_________________________________                ____________________________________

4. Эпиграф:

Прежде он  (Иванов) чувствовал другую жизнь

 через преграду самолюбия и собственного интереса,

а теперь внезапно коснулся ее обнажившимся сердцем.

А.Платонов «Возвращение».

5.Работа в группах

4 группа. Рассказ об Иванове.

1. Значение имени, связь с характером.

2. Почему Иванов вышел с Машей, почему откладывает свидание с семьёй?

3. Как встречает хозяина родной дом?

4. Но что мешало Иванову чувствовать радость возвращения домой всем сердцем?

5. Как ведёт себя Иванов в ночной беседе с женой?

6. Умение искренне простить – это сила или слабость?

7. Каким мы видим Иванова в финале рассказа?

8.  Почему он вначале не узнал своих детей? Почему узнал потом? Что произошло с героем?

6. Подведение итогов

КТО?

___________________________

                        

КОГДА?                       ВОЗВРАЩЕНИЕ                                ЗАЧЕМ?

        ________________                                                                ___________________

        ________________                                                                ___________________

        КУДА?

                

                                        __________________________

                                                                                                                                                                    __________________________

7.  Домашнее задание по выбору. Письменная работа на выбор:

  1. Как  сложится  судьба  героев (за  рамками  рассказа);
  2. Письмо  герою (Иванову, Петрушке…);
  3. Мои  мысли, чувства  после  прочтения  рассказа «Возвращение»

-----------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к урокам литературы, 10 класс, И.Гончаров "Очерк жизни и творчества писателя.",Роман "Обломов" в русской критике. "Золотое сердце" или "русская лень"?

1 работа: в центре презентации  - очерк жизни и творчества Гончарова.2 работа: в  презентации   сопоставлены  разные точки зрения на роман и образ главного героя. ...

Технологическая карта урока литературы: 6 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме: "Стихотворение М. Ю. Лермонтова "Бородино". Тип урока: обобщение пройденного материала....

Урок литературы по теме "Остап и Андрий – братья и враги".

Урок построен на сравнении героев повести - Остапс и Андрия....

Конспект урока литературы, 8 класс. "Любовь есть прощение". А. Платонов "Возвращение"

Основная цель урока - формирование умения анализировать художественные образы....

Технологическая карта урока литературы « Милосердие – это добродетель сердца» ( По повести Е. Мурашовой «Класс коррекции»)

 Повесть «Класс коррекции» выделяется в общем потоке современной отечественной литературы для подростков. Тема детей - «трудных», зачастую умственно неполноценных, ...

Презентация к уроку литературы 7 класс по теме "Остап и Андрий- братья и враги"

Данный материал содержит наглядный материал по предложенной теме...

Презентация к уроку литературы 6 класс А.П.Платонов _ Неизвестный цветок_

Презентация к уроку литературы 6 класс А.П.Платонов _ Неизвестный цветок_...