Конспект урока литературы, 8 класс. "Любовь есть прощение". А. Платонов "Возвращение"
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Основная цель урока - формирование умения анализировать художественные образы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.odt32.1 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО педагога: Лаврова Наталья Владимировна

Класс, группа,  предмет: 8 класс, литература

Тема урока : «Любовь есть прощение». А. Платонов «Возвращение»

Цель урока : формировать умение анализировать художественные образы, давать оценку поступкам героев, обращать внимание на способы характеристики персонажей.

Задачи в соответствии с этапами урока : учить выделять в тексте нужные детали, цитатами подтверждать верность высказанного предположения, делать выводы и аргументровать свою точку зрения;

                                                        инициировать познавательную деятельность учащихся, развивать способность к рассуждению, анализу прочитанного, логическому обоснованию собственного мнения;

                                                        воспитывать интерес к прошлому своего народа, своей Родины, умение понимать и прощать.

Тип урока : урок изучения нового материала.

Применяемые технологии, приемы и методы: технология развития критического мышления,

                                                        метод словесной передачи информации и слухового восприятия информации (беседа);

                                                         метод стимулирования и мотивации (выполнение творческих заданий).

                                                        

Оборудование: учебник по литературе 8 класс 2 часть, авторы-составители Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.; Москва “Просвещение” 2006;

                        мультимедийная презентация;

                        раздаточный материал.

Ход урока.

Этапы урока, занятия

Цель этапа

(время)

Деятельность обучающегося

 (воспитанника)

Деятельность  педагога

I.Организационный момент

Цель учителя: создать благоприятный эмоциональный фон; отметить отсутствующих на уроке

Цель ученика: настроиться на активную работу

Приветствие учителем учащихся

Проверка готовности учащихся к уроку

Приветствие учащимися учителя

Самопроверка готовности к уроку

II.Актуализация знаний

Цель учителя: проверить как понимают учащиеся смысл притчи

Цель учащихся: суметь понять и объяснить главную мысль притчи

Однажды мудрец, услышав, как его ученики ссорятся, сказал : «Когда вы недовольны, не позволяйте вашим сердцам отдаляться друг от друга, не произносите слов, которые ещё больше увеличивают расстояние между вами. Потому что может прийти день, когда расстояние станет так велико, что вы не найдёте обратного пути»

О чём говорит мудрец?

Сегодня мы с вами поговорим о том, что поможет сердцам не отдаляться и что поможет им вернуться друг к другу, если они всё-таки отдалились.

Тема нашего урока «Любовь есть...», эту фразу мы закончим вместе с вами в конце урока. А закончить её нам помогут герои Рассказа А. Платонова «Возвращение»

Анализируют слова мудреца.

III.Изучение нового учебного материала

Цель учителя: обеспечение усвоения учащимся новых знаний; закрепление навыков работы с учебным текстом.

Цель ученика: получить более широкие знания по данной теме, уметь анализировать материал

Почему рассказ назван «Возвращение»?

Только ли с войны предстоит вернуться Иванову?

Война затронула каждую семью, память о ней жива в каждом доме, и в наших с вами домах тоже.

Сколько якутян сражались в этой страшной войне? Сколько из них вернулись домой?

Ваши дедушки и бабушки тоже возвращались с войны, возвращались к мирной жизни. Этот рассказ в какой-то степени и о них тоже.

Как будет звучать слово возвращение, если прочитать его без приставки?

Итак, любовь, возвращение, вращение — что связывает эти понятия? Попробуем вместе в этом разобраться.

Назовите героев рассказа.

Как возвращался Алексей Иванов домой? Кого он встретил в пути?

Почему они с Машей сблизились?

Чем пахло от Иванова, и какой запах почувствовал он от машиных волос?

Огонь и осенние листья — долговременный ли это союз?

Кто встречал Иванова в родном городе?

Что почувствовал Иванов при встрече с женой?

Иванов любит жену, но он забыл это чувство на войне, лишь тепло, исходящее от жены ему напоминает об этом.

Гладко ли прошло возвращение Алексея в семью? Почему?

Что означают имена Алексей и Пётр?

Случайно ли выбраны эти имена?

Что испытывает Иванов по отношению к сыну?

Имя жены Алексея Иванова тоже выбрано неслучайно. Любовь — единственное, что может объединить семью, Любовь Васильевна пытается излечить сердца мужа и сына, но у неё это плохо получается. Для пробуждения их сердец недостаточно просто любви, нужно ещё и прощение.

Почему Иванов решает уехать?

Как Петруша реагирует на отъезд отца?

О чём думал Иванов, уезжая от семьи?

 Задумывался ли он о прощении?

Что пробудило сердце Иванова?

Что значит обнажившееся сердце?

Что нужно для того, чтобы сердце обнажилось?

Как пробудить любовь?

Значит возвращение — это любовь, а любовь есть прощение.

Алексей Иванов возвращается домой с войны.

Всего было мобилизовано 65 385 якутян, в том числе 62 343 человека в ряды действующей армии. Погибло, без вести пропало 32 191 человек, вернулись 32 466 человек.

Вращение.

Алексей Иванов, Маша, Любовь Васильевна, Пётр, Настя, Семён Евсеевич.

Рассказ о встрече с Машей.

Оба чувствовали себя осиротевшими без армии (с. 204)

От Иванова пало огнём, а от машиных волос — опавшими листьями.

Огонь сожжёт осенние листья, и от них не останется ни следа. Листья — это военная жизнь, которая прошла безвозвратно, впереди возрождение новой жизни, незнакомой и непривычной.

Сын (с. 207)

Знакомое и забытое тепло любимого человека

Иванов не может принять взросление сына, не может простить жене общение с Семёном Евсеевичем, он не понимает, как тяжело жилось его семье во время войны.

Алексей — защитник, Пётр — камень.

Алексей защищал свою семью; сердце защитника обожжено войной, оно привыкло жить на войне, поэтому Иванову так тяжело привыкнуть к мирной жизни — сердце его закрыто для неё.

Петруша защищал свою семью в тылу, став для неё опорой, каменной глыбой, на которой держался весь семейный уклад. Его сердце тоже закрыто.

Учебник с. 212.

Не может переступить через свою гордость, не может простить семье жизнь без него.

Сердце мальчика просыпается, несмотря на кажущуюся взрослость и самостоятельность в Петруше говорит ребёнок, который боится ещё раз потерять родного человека.

Учебник с . 223

Бегущие за поездом дети

Открытое

Любовь

Через прощение.

IV.Закрепление

Цель учителя: выяснить степень усвоения пройденной темы;

Цель ученика: суметь применить полученные знания при высказывании своего мнения

Составьте синквейн, тема которого — возвращение

Любовь есть прощение. И вращение двух этих категорий бесконечно, и именно  умение прощать и любить может уберечь мир от новых войн и от таких тяжёлых возвращений.

Прощайте, чтобы не увеличивать расстояния между сердцами.

Составление и чтение синквейна.

V. Домашнее задание

Найти значение имени Настя и поразмышлять, почему дочь Иванова носит именно это имя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 6 классе и презентация к уроку по теме "Литература Древней Греции"

Конспект открытого урока литературы в 6 классе специальной(коррекционной)общеобразовательной школы 2 вида в форме игры-соревнования "Олимпийские игры"...

Конспект урока Когда у тебя есть свободное время 7 класс

Когда у тебя есть свободное время 7 класс...

Конспект урока литературы "Есть такие прирожденные ангелы..." Образ Матрены (по рассказу А.И. Солженицына "Матренин двор") 9 класс

Урок составлен с учетом требований ФГОС второго поколения, максимум времени урока отведено самостоятельной работе учащихся, поиску ими ответов на проблемные вопросы, работе с художественным текстом....

Конспект урока литературы на тему "Есть женщины в русских селеньях..." ( по творчеству Н. А. Некрасова ) 5 класс

Урок литературы в 5 классе по творчеству Н.А. Некрасова  « Есть женщины в русских селеньях…» Тема:«Есть женщины в русских селеньях…»Образ русской крестьянки(урок по творчеству Н.А. Некрасова...

Открытый урок литературы на тему: « Есть люди, по жизни никем не замеченные…» (По повести Н.В.Гоголя «Шинель»).

Открытый урок литературы  на тему: « Есть люди, по жизни никем не замеченные…»  (По  повести Н.В.Гоголя «Шинель»)....

Конспект урока литературы Ф.И. Тютчев "Есть в осени первоначальной..." Тонкий лиризм поэзии

Урок одного стихотворения. Задача учителя - показать красоту поэтического слова Тютчева. Развивать творческие способности учащихся....