Главные вкладки

    Формирование читательской компетентности на уроках русского языка и литературы как основа успешного обучения
    статья по литературе на тему

    Чеченкина Елена Александровна

    Выступление на районном семинаре для учителей русского языка и литературы «Формирование предметных компетенций на уроках русского языка и литературы средствами инновационных методов преподавания». МКОУ «СОШ ст. Евсино» 25.04. 2014г.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл текст выступления214.67 КБ
    Файл презентация к выступлению748.99 КБ

    Предварительный просмотр:

    Формирование читательской компетентности  на уроках русского языка и литературы как основа успешного обучения

    Выступление на районном семинаре для учителей русского языка и литературы «Формирование предметных компетенций на уроках русского языка и литературы средствами инновационных методов преподавания». МКОУ «СОШ ст. Евсино» 25.04. 2014г.

         Грамотность, то есть чтение и письмо, по мнению Всемирной организации здравоохранения, входит в 12 показателей, характеризующих здоровье нации. Она влияет на продолжительность жизни человека, является показателем перспектив развития экономики страны.

        И когда мы говорим о чтении, мы имеем в виду не просто технику чтения. Ян Амос Коменский говорил: «Читать и не понимать – то же, что совсем не читать». Речь идёт о читательской компетентности.  
         Под  читательской компетентностью понимается совокупность знаний, навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в печатной (письменной) форме, и успешно использовать в личных и общественных целях.

         Присутствующих не нужно убеждать, что читательская компетентность является базовой основой всех ключевых компетенций, основой  успешного обучения всем школьным предметам, основой дальнейшего образования и самообразования человека.

         

        Обучение разным аспектам чтения является общемировой проблемой, решение которой начинается с обучения чтению в школе. Внимание к чтению зафиксировано в Федеральных государственных стандартах как начального, так и основного общего образования, где оно рассматривается и как чтение литературных произведений, и как работа с информацией, и как средство воспитания и развития учащегося, и как общеучебное умение.

         В современной российской педагогике можно выделить несколько технологий, методик, направленных на формирование читательской компетентности. К ним можно отнести Стратегиальное чтение (Сметанникова Н.Н.), технологию РКМЧП, технологию продуктивного чтения  (Школа 2100).

         Эти технологии возникли, опираясь на исследования одних и тех же учёных-психологов, и имеют много общего. Перекликаются и приёмы, методы, стратегии работы с книгой. Их объединяет и подход к ученику как к субъекту, а не объекту образовательного процесса.

         Мы видим это при сравнении технологии продуктивного чтения с традиционным  уроком:

    Учитель становится партнёром, наблюдателем и вдумчивым наставником, помогающим каждому ученику выстроить собственный вектор личностного развития.

        Действия учеников становятся более активными, творческими и самостоятельными, а роль учителя всё более сводится к «режиссированию» этой активной, познавательной деятельности учащихся. Творчески раскрепощённые и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное.

        Все современные технологии формирования читательской компетентности выделяют 3 этапа работы с текстом:

    1. Работа с текстом до чтения. (РКМЧП – стадия ВЫЗОВа)
    2. Работа с текстом во время чтения. РКМЧП  - ОСМЫСЛЕНИЕ)
    3. Работа с текстом после чтения. (РКМЧП - РЕФЛЕКСИЯ. Причём хорошая рефлексия становится вызовом для дальнейшей работы)).

    I этап. Работа с текстом до чтения

    1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание, прогнозирование  предстоящего чтения).
    2. Постановка целей урока с учетом общей  готовности учащихся к работе.

         Приёмы: прогноз по названию, прогноз по ключевым словам, мозговой штурм, ориентация предвосхищения, глоссарий, батарея вопросов…

            II этап. Работа с текстом во время чтения

    1. Первичное чтение текста.  
    2. Перечитывание текста.
    3. Анализ текста  
    4. Беседа по содержанию текста.
    5. Выразительное чтение.

        Приёмы: чтение с пометками (ИНСЕРТ), чтение со СТОПом, ЧТЕНИЕ- СУММИРОВАНИЕ В ПАРАХ, чтение про себя с вопросами. Комментированное чтение, диалог с автором, выделение ключевых слов, ДВОЙНОЙ ДНЕВНИК…

     

           III этап. Работа с текстом после чтения 

    1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.
    2. Знакомство с писателем.
    3. Соотнесение видения художника с читательским представлением (работа с иллюстрациями).
    4. Творческие задания.

    Приёмы: СИНКВЕЙН, ФИШБОН, проверочный лист, КЛАСТЕР, различные виды таблиц и графических организаторов…

    Опора на технологию не означает, что уроки работы с текстом должны быть однообразны по своей структуре и организации.

    Технология располагает в своём арсенале большим многообразием приёмов, которые можно варьировать, по-разному сочетать. И является открытой системой, т. е. допускает использование приёмов, стратегий, методов из других технологий.

         Основная задача учителя на уроках  – помочь ребенку увидеть в тексте автора: «вычитать» его отношение к героям, к ситуации; решить проблему «писатель и действительность»

         И цель: вооружить ученика набором стратегий, чтобы впоследствии он мог самостоятельно продуктивно работать с текстом.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    УУД Формирование читательской компетентности на уроках русского языка и литературы как основа успешного обучения Чечёнкина Елена Александровна учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ ст. Евсино 2014 год

    Слайд 2

    УУД Читать и не понимать – то же, что совсем не читать Ян Амос Коменский

    Слайд 3

    УУД Ч итательская компетентность - совокупность знаний, навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в печатной (письменной) форме, и успешно использовать в личных и общественных целях.

    Слайд 4

    УУД Стратегиальное чтение ( Сметанникова Н.Н.) Технология РКМЧП Т ехнологию продуктивного чтения (Школа 2100).

    Слайд 5

    УУД

    Слайд 6

    УУД Действия учеников становятся более активными, творческими и самостоятельными, а роль учителя всё более сводится к « режиссированию » этой активной, познавательной деятельности учащихся.

    Слайд 7

    УУД Этапы работы с текстом: Работа с текстом до чтения. Работа с текстом во время чтения. Работа с текстом после чтения.

    Слайд 8

    УУД I этап. Работа с текстом до чтения Антиципация (предвосхищение, предугадывание, прогнозирование предстоящего чтения). Постановка целей урока с учетом общей готовности учащихся к работе. Приёмы : прогноз по названию, прогноз по ключевым словам, мозговой штурм, ориентация предвосхищения, глоссарий, батарея вопросов…

    Слайд 9

    УУД II этап . Работа с текстом во время чтения Первичное чтение текста. Перечитывание текста. Анализ текста Беседа по содержанию текста. Выразительное чтение. Приёмы: чтение с пометками (ИНСЕРТ), чтение со СТОПом , ЧТЕНИЕ- СУММИРОВАНИЕ В ПАРАХ, чтение про себя с вопросами. Комментированное чтение,диалог с автором, выделение ключевых слов, ДВОЙНОЙ ДНЕВНИК…

    Слайд 10

    УУД III этап. Работа с текстом после чтения Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Знакомство с писателем. Соотнесение видения художника с читательским представлением. Творческие задания Приёмы: Беседа, СИНКВЕЙН, ФИШБОН, проверочный лист, КЛАСТЕР, различные виды таблиц, РАФТ…


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Выступление «Имитационное моделирование жизненных ситуаций на уроках русского языка и литературы как основа формирования и развития ключевых компетенций учащихся»

    По теме самообразования «Имитационное моделирование жизненных ситуаций на уроках русского языка и литературы как основа формирования и развития ключевых компетенций учащихся» я работаю третий год. Изу...

    Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы как основа для обучения и воспитания нравственной конкурентоспособной личности

    Развитие творческих способностей учащихся как основа для формирования нравстенных качеств, а также для воспитания активной гражданской позиции учащихся. Это творческий отчет по данной теме с подтвержд...

    Формирование филологических компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы на основе работы с текстом

    Данная работа является обобщением педагогического опыта на присвоение высшей категории по должности "учитель"...

    Формирование читательской культуры учитель русского языка и литературы Зелёновского филиала МБОУ Платоновской СОШ Стребкова Н.В.

    Формирование читательской культуры   учитель русского языка и литературы Зелёновского филиала МБОУ Платоновской СОШ Стребкова Н.В. выступление на РМО...