Конспект урока литературы "Символика сна в эпизодах произведений"
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Предлагаемый урок посвящен рассмотрению "сквозной" темы "Сны и их роль в художественной литературе". Данный урок в 10 классе целесообразно проводить на завершающем этапе изучения романа М.Ф. Достоевского "Преступление и наказание".

Скачать:


Предварительный просмотр:

           

                                Конспект урока

                            «Сны и их роль

                в художественной литературе»

(на материале «Слова о полку Игореве», повести «Капитанская дочка» А.С.Пушкина, романа «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского)

                                     

                                                                                                                             Составил:

                                                                 учитель русского языка и литературы

                                                                   МОУ гимназии № 5 г.Волгограда

                                                                                                                   

                                                                   Кудряшова Наталья Ивановна

                                                                                                                   

                                                                                                                             

                                                                                                                             

   

                               Сны и их роль в художественной литературе

(на материале «Слова о полку Игореве», повести «Капитанская дочка» А.С.Пушкина, романа «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского)

Методический комментарий.

        В условиях реализации нового стандарта учителю предоставляется возможность  быть координатором, консультантом, организатором самостоятельной образовательной деятельности обучающихся. На занятиях исследовательского характера  преподаватель должен использовать возможности таких методологических подходов к изучению художественных текстов, как сравнительно-типологический, мифопоэтический, интертекстуальный. Именно они позволяют формировать гуманитарную культуру школьников, выводя их на новый, более высокий уровень взаимоотношений с текстом. Находясь на этом уровне, ученик должен приобрести умения устанавливать интертекстуальные связи, учитывать культурный и исторический фон при интерпретации произведения, соотносить один текст с другим, видеть в нем культурные пласты. Очень важно  воспитать в старшекласснике культурного читателя, который будет понимать  значение художественных деталей,  читать и  анализировать  отсылки в самом тексте, как  интерпретатор видеть за каждой символической деталью  текста целый круг закономерностей. Условием формирования  понимания культуры как процесса, в котором все взаимосвязано,  должно стать  изучение так называемых «сквозных» тем.   Изучение «сквозных» тем   дает возможность  увидеть   многообразие форм бытования литературы, установить связь между художественным произведением и литературным процессом, художественным произведением и культурным контекстом,  повысить качество литературного образования учащихся, сформирует у них представление об объекте культуры (в том числе и о произведениях литературы) как о целостной эстетической реальности.  Предлагаемый  урок посвящен рассмотрению «сквозной» темы «Сны и их роль в художественной литературе».  Хронотопические модели «сна» (сон Святослава в «Слове о полку Игореве», сон Петра Гринева  в «Капитанской дочке» А. С. Пушкина, сны  Раскольникова в «Преступлении и наказании» Ф. М. Достоевского)  лежат в основе произведений художественной  литературы, относящихся к различным хронологическим периодам. Данный  урок в 10 классе целесообразно проводить на завершающем этапе изучения романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». При подготовке к уроку десятиклассники получают  задание: провести анализ  эпизодов снов и сновидений на основе следующих параметров (сюжетно-композиционные особенности  сновиденческого пространства,  ключевые образы снов; символическое  значение  снов, символические детали, символика цвета; функциональная принадлежность снов,  идейное значение эпизода сна в тексте).  Итогом работы на уроке является составление опорного конспекта, оформление  которого предусмотрено в ходе прослушивания сообщений творческих групп. Эта деятельность имеет рефлексивную направленность и способствует формированию целостного восприятия развития данной сквозной темы.

       Домашнее задание является продолжением урока, оно рассчитано на самостоятельную исследовательскую деятельность обучающихся.

Оборудование.

Мультимедийное оборудование, опорные схемы, иллюстрирующие слайды на интерактивной доске.


Планируемые результаты:

предметные:  понимание заявленной сквозной темы в творчестве писателей, связи художественных произведений с историческим периодом, понимание авторской позиции,  владение  навыками анализа текста;

метапредметные: структурирование  материала, формулирование обобщенных выводов по ключевым вопросам урока, самостоятельная организация работы с различными источниками.

Виды учебной деятельности:

репродуктивная: осмысление роли эпизодов снов и сновидений в указанных произведениях, представления о значимости художественной детали в произведении;

продуктивная творческая: развернутый монологический ответ на проблемный вопрос с элементами цитирования, выявление художественных деталей;

поисковая: лингвистический комментарий непонятных слов из древнерусского текста, самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос,  выявление роли детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;

исследовательская: сравнительный анализ эпизодов сна  на основе анализа художественных деталей, определение идейного смысла данных эпизодов.

                                                                                           
                                            Ход урока.

                                                «В снах дается и познание, и сознание, и  провидение». 

                                                                                               А. М. Ремизов

Слово учителя.

   На уроке  мы рассмотрим  эпизоды снов и сновидений из трех  произведений: «Слово о полку Игореве», «Капитанская дочка» А.С.Пушкина, «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского.  В каждом из текстов сны и сновидения играют свою, определенную роль – общих канонов нет и быть не может. Эпиграфом к уроку станут слова русского писателя, стилиста Алексея Михайловича Ремизова, который особое внимание  проявлял к поэтике сновидения и считал, что фантазии  и сновидения  — субъективное  чудо, спасающее  душу от неприемлемости этого мира.  На уроке мы будем анализировать эпизоды снов и сновидением, учитывая толкование данных слов:

(на интерактивной доске  появляется запись, уточняющая толкование слов)

СОН – наступающее через определенные промежутки времени физиологическое состояние покоя и отдыха, при котором полностью прекращается работа сознания, снижается реакция на внешние раздражители;

СНОВИДЕНИЕ -   то, что снится, грезится спящему   (сон в руку; ни сном, ни духом).

Индивидуальное сообщение.  Сны и сновидения в художественной литературе: история и традиции.

     Интерес писателей к использованию сна как художественного приема появился в литературе XVIII века и пик его использования пришелся на XX век. Сон использовали А.С. Пушкин, В.А. Жуковский, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, Н.В. Гоголь и многие другие писатели. Сон – один из приемов в литературе, с помощью которого писатель раскрывает характеры героев, события, свое отношение к миру. В.А. Жуковский в балладе «Светлана» использует сон не как бегство от действительности, а художественный прием заострения ситуации, раскрытия характера в необычных положениях. В снах  отражение жизни романтической души. Светлана – романтическая душа. Она боится за жениха. Этот страх – лишь ее сон. Выход из любой ситуации – вера в Провидение, в Бога, вера в то, что хорошее всегда побеждает. Даже рок, судьбу с Божьей помощью побеждает любовь. 
Сон в художественном произведении может служить тем же целям, что и «эзопов язык», являясь как бы аллегорией, иносказанием. Как правило, таким снам присуще логическое построение, дидактичность, то есть нравоучение, поучение. Например, сон путешественника из «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева.
 Другая героиня из  пьесы, рассказывает свой сон о любви, сон возможный, психологически оправданный, но... выдуманный. В комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Софья, чтобы скрыть свою растерянность в связи с внезапным появлением Фамусов,  оправдывается … Скажем прямо: талантливая выдумка, но Софья этого не знает, это знает Грибоедов. В этом сне — реальное состояние героини, узнаваемость ее возлюбленного, фон — луг, цветы, да и сам герой — из сентиментальных романов, которыми зачитывались девушки того времени. К тому же «сон» оказался вещим. Можно заметить, что сон Татьяны из «Евгения Онегина» А.С. Пушкина близок к сну Софьи, даже лексика и тональность в чем-то совпадают: «...рев, хохот, свист чудовищ...» Как отмечает Ю. М. Лотман, сон Татьяны характеризует «ее связь с народной жизнью, фольклором... Сон Татьяны — органический сплав сказочных и песенных образов с представлениями, проникшими из святочного и свадебного обрядов».  Другой характер имеют сны в пьесе А. Н. Островского «Гроза». Здесь нет никакой «выстроенности», заданности. Это сны, раскрывающие внутренний мир героини. Они неопределенные, смутные, волнующие. Такие сны действительно могут присниться. «А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху». В этих снах — мечтательность, поэтичность Катерины. Сны Катерины психологически оправданы, они отражают ее внутреннее состояние, изменение ее души под влиянием любви, ее неспособность бороться с «грехом».  Драматичны, порою загадочны, имеют ошеломляющий эффект сны в творчестве Н.В.Гоголя, вводятся как вставные сюжеты. И.А. Гончаров в романе «Обломов» сон использовал как ключ к русской сказке, а значит, и к русской душе. В нем открываются коренные, исконные черты русского характера.  Обломов – не просто сатирический тип, это образ, символизирующий глубочайшие противоречия русского человека – его величие и его слабость. Особенное влияние на Достоевского оказали сновидения в прозе Пушкина и Гоголя. Кроме того, известное значение имел для Достоевского знаменитый «Сон Обломова», опубликованный намного раньше всего романа Гончарова. Как средство познания души героя, средство психологического анализа    использует сон Достоевский.  Л.Н.Толстой изображал сновидения как трансформацию внешних впечатлений (например, сон Пьера Безухова, который слова будящего его слуги «запрягать пора» воспринимает во сне как решение философской проблемы — «сопрягать»).

       Вывод о многогранности художественной функции эпизода сна в сюжете произведения позволяет заявить о  богатой традиции использования снов и сновидений в художественной литературе.  (Сообщение обучающегося  дополняет опорная схема,  элементы которой появляются на интерактивной доске)                     Опорная схема

Сон  

                                                                 как  аллегория,  иносказание, таким снам присуще

                                                                                      нравоучение (сон путешественника из

                     «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева)

                                                            служит введению мистически таинственного или

                                                            выступает как внезапная отмена тайны (баллада

                                                                                                «Светлана В.А.Жуковского)

                                                   драматичны, порою загадочны, есть ошеломляющий эффект

                                                                     мнимого пробуждения, благодаря которому  одно

                                                   сновидение вставлено в другое, как рамка, вставная новелла  

                                                                                                                       (повести Н.В.Гоголя)

                                                 как средство  раскрытия внутреннего мира героев (роман

                                   «Евгений Онегин» А.С. Пушкина, пьеса «Гроза» А.Н.Островского)

                                       

                                           как заданная программа жизни (И.А. Гончаров «Сон Обломова»)

                        как средство познания души героя, средство психологического анализа                      

                                                           (роман «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского)

                    как трансформация  внешних впечатлений (Л.Н.Толстой «Война и мир»,

                                                                                                              сон Пьера Безухова)

Учитель.

На данном уроке мы рассмотрим сны и сновидения в различных аспектах. Каждой творческой группе необходимо было провести анализ указанных эпизодов с учетом следующих параметров.

Группа 1. Сюжетно-композиционные особенности  и ключевые образы сновиденческого пространства.

Группа 2. Символическое  значение  снов: символические детали, символика цвета.

Группа 3. Функциональная принадлежность и   идейное значение эпизода сна в тексте.

                                                         Выступления групп.

  1. Вариант ответа первой  группы.

Сюжетно-композиционные   особенности    сновиденческого пространства.

              Во всех древнерусских книгах, где авторы вводили сон, это был всего лишь композиционный элемент, благодаря которому развивалось действие. Сон Святослава в «Слове о полку Игоревне» впервые использован  в русской литературе как художественный прием.  Проанализировав композиционную функцию сна Святослава, мы приходим к выводу: впервые в древнерусской литературе и русской литературе сон представлен как внефабульный элемент композиции, использован прием ретардации – действие сознательно замедляется. Автор специально замедляет ход действий, чтобы читатель обдумал поступок князя Игоря. Прием ретардации вместе с символическими оттенками образов, мрачной насыщенностью сна во многом определяют ход мысли читателя. Рассмотрев глаголы в «Слове…», употребленные в прошедшем завершенном времени, мы видим границы этого эпизода. СОН СВЯТОСЛАВА — фрагмент,  входящий в центральную часть произведения,   делится   на две неравные части, из которых первая относится к самому Святославу, вторая же имеет в виду зловещие явления природы, еще более усиливающие общее мрачное гнетущее впечатление от эпизода  в целом и  всех его „вещих“ примет.

              Если говорить  о построении эпизода сна  в повести «Капитанская дочка» А.С.Пушкина, то нужно отметить: композиционная структура  его отличается дробностью, фрагментарностью, особой ритмичностью. Сон Петра Гринева выполняет связующую функцию в сюжете, соединяя в одно то, что в действительности разбито по 
времени и пространству. Бросается в глаза явная абсурдность "сюжета" сновидения: "отец оказывается  мужиком с бородой", он весело "поглядывает", вскакивает с постели и машет топором.  Финал сна Гринева схож с финалом сна Григория из
трагедии А.С.Пушкина «Борис  Годунов»: пробуждение в момент наивысшего психологического напряжения. 

        «Преступление и наказание» - самый насыщенный сновидениями роман Ф.М. Достоевского. Эти сны неравномерно распределены по тексту романа. Первый и второй включены в первую часть романа. Это сны, которые Раскольников видит до убийства. Третий и четвертый сны соответственно включены во вторую и третью части романа. Рассказ о последних снах возникает в Эпилоге. Первый сон сам герой называет «страшным сном», «безобразным сном».

В сюжетных снах действие чрезвычайно интенсивно. Сны у Достоевского зачастую имеют и сюжетообразующее значение. Композиционно сны нередко предваряют будущие события, становятся причинами событий, движут сюжет. Сновидения способствуют смешению реального и мистического планов повествования: из снов героя словно вырастают новые персонажи. Первый сон герой видит на Петровском острове. В этом сновидении вновь оживает детство Родиона: вместе с отцом в праздничный день он едет за город. Здесь они видят страшную картину: молодой мужик, Миколка, выйдя из кабака, изо всех сил хлещет кнутом свою «тощую… саврасую клячонку», которой не под силу везти непосильный воз, а потом добивает ее железным ломом. Чистая детская натура Родиона протестует против насилия: с плачем бросается он к забитой савраске и целует ее мертвую окровавленную морду. А потом вскакивает и бросается с кулачонками на Миколку,  но отец выносит его из толпы. Проснувшись в ужасе, Раскольников сознает, что неспособен на убийство. Описание сна, привидевшегося Родиону Романовичу Раскольникову в вечер накануне убийства старухи-процентщицы, является одним из ключевых моментов сюжета “Преступления и наказания”. На первый взгляд этот уход в бессознательное на время вырывает главного героя из рамок окружающей действительности, в которой начинает развиваться придуманный им страшный план, и дает бедному студенту небольшую передышку от той болезненной лихорадки, в какую он загнал себя своей сумасбродной теорией. Кроме снов, в романе описаны три видения Раскольникова, три его «грезы». Перед совершением преступления он видит себя «в каком-то оазисе». Караван отдыхает, мирно лежат верблюды, кругом – великолепные пальмы. Неподалеку журчит ручей, и «чудесная-чудесная такая голубая вода, холодная, бежит по разноцветным камням и по такому чистому с золотыми блестками песку…» Второе видение посещает Раскольникова уже после его преступления. Он как будто наяву слышит, как квартальный надзиратель Илья Петрович страшно избивает его (Раскольникова) квартирную хозяйку. Видение это обнажает скрытое желание Раскольникова навредить квартирной хозяйке, чувство ненависти, агрессии героя по отношению к ней.  Третье видение Раскольникова происходит после его встречи с мещанином, обвиняющим его в убийстве. Герою чудятся лица людей из его детства, колокольня В-й церкви; «биллиард в одном трактире и какой-то офицер у биллиарда, запах сигар в какой-то подвальной табачной лавочке, распивочная, черная лестница…откуда-то доносится воскресный звон колоколов…». Офицер в этом видении – отражение реальных жизненных впечатлений героя. Перед своим преступлением Раскольников слышит в трактире разговор студента с офицером. Сами же образы данного видения перекликаются с образами из первого сна Родиона. Там он видел кабак и церковь, здесь – колокольня В-й церкви, звон колоколов и трактир, запах сигар, распивочная. Символический смысл этих образов здесь сохраняется. Финальный  сон Раскольников видит уже на каторге. В этом сне он как бы заново переосмысливает произошедшие события, свою теорию. Раскольникову представляется, будто весь мир осужден в жертву «страшной…моровой язве». Появились какие-то новые микроскопические существа, трихины, заражающие людей и делающие их бесноватыми. Зараженные не слышат и не понимают других, считая лишь свое мнение абсолютно верным и единственно правильным. Оставив свои занятия, ремесла и земледелие, люди убивают друг друга в какой-то бессмысленной злобе. Начинаются пожары, голод, гибнет все вокруг. Во всем мире спастись могут лишь несколько человек, «чистых и избранных», но их никто и никогда не видел».

Ключевые образы снов.

    Сон Святослава полон народных поэтических образов  и архетипов. Святославу снится, что одевали его «черным покровом на кровати тесовой», черпали ему «синее вино, с горечью смешанное», сыпали ему «пустыми колчанами жемчуг великой в нечистых раковинах на лоно и меня нежили», кровля на тереме его «златоверхом» была без князя. Святослав видит себя во сне не просто в черной одежде или покрытым черным одеялом,  его «одевают» черной паполомой, т. е. погребальным покрывалом, как мертвого. Видеть во сне кровать — тоже плохая примета по сонникам: к болезни или смерти. «Тисовая» кровать — это реальная деталь быта. Однако тис ценился прежде всего за то, что долго не поддавался гниению, его так и называли: «негниющее дерево» (Анненков Н. И. Ботанический словарь. М., 1859. С. 155). Поэтому наряду с кедром тис считался в древности и на Западе и на Востоке самой ценной породой для гроба (тисовый гроб стоил баснословно дорого) и в связи с этим был символом смерти.  Три образа сна Святослава можно представить как три символических живописных изображения на одном полотне, в центре которого – Крыша Златоверхого Терема без Князька, а справа и слева – Угощение Святослава Синим Вином и Разбой Серых Ворон под Киевом. Над всем изображением простерлось Черное Покрывало, которое можно показать и как тень от Солнца в период его затмения.

     Прием иносказания прослеживается и в эпизоде сна Гринева. Из дальнейшего содержания повести мы узнаем, что, действительно, дорога к счастью пройдет для Гринева и Маши через «мертвые тела» и «кровавые лужи», а Пугачев станет им своего рода «посаженым отцом. Интересно, что переживания Гринева в эпизоде сна отражаются в природных явлениях ("буран еще свирепствовал"). "Буран" - в контексте повести - весьма многозначительный образ,  связанный не только с чувствами Гринева, но и с историческими событиями того времени. Здесь так же, как и во сне Григория, поведение "сновидца" пассивно:  случайный приезд домой (на самом деле Гринев едет из дома), подчинение  обстоятельствам, невозможность убежать от мужика с черной бородой, образ которого, кстати, возникает  не случайно: сну предшествовала встреча  с вожатым, который  впоследствии окажется Емельяном Пугачевым - царем-самозванцем (во сне он 
фигурирует как отец-самозванец). Мать Гринева называет мужика "посаженым отцом", 
это опять-таки не случайно - достаточно вспомнить, какую роль Пугачев сыграет в 
судьбе Гринева и Маши Мироновой. Но чернобородый мужик это даже не сам Пугачев, это поэтический образ могучего народного характера. А мертвые тела в комнате — жертвы восстания Пугачева.

              В разных ключевых образах сна Родиона Раскольникова перед нами как бы четыре роли, которые играет герой романа  в жизни: роль жертвы (кляча), роль убийцы (Миколка), роль свидетеля страданий (толпа), роль борца за униженных (мальчик). Все эти четыре роли живут и спорят в душе Раскольникова, но роль убийцы временно берет верх. Ключевые образы сна  о забитой лошади  предваряют будущие события: красные рубахи пьяных мужиков; красное, «как морковь», лицо Миколки; баба «в кумачах»; топор, которым можно разом покончить с несчастной клячей – все это предопределяет будущие убийства, намекая на то, что все-таки прольется кровь.  Этот отражает мучительную раздвоенность сознания героя.  В  этом сне герой ощущает себя и Миколкой, и ребенком, чистая, добрая душа которого не приемлет жестокости и насилия. В этом заключается раздвоенность, противоречивость натуры Раскольникова.  Ему снится детство и покойный отец (из письма матери). Они видят за городом гулянье мужиков. У кабацкого крыльца стоит «странная телега» — «одна из тех больших телег, в которые впрягают больших ломовых лошадей» (недавно герой видел такую на улице, когда его обозвали «шляпником»). Но в огромную телегу впряжена маленькая крестьянская клячонка.    Многозначителен здесь  образ тощей крестьянской савраски, которая не выдерживает непосильной ноши. Несчастная лошаденка эта – символ невыносимых страданий всех «униженных и оскорбленных» в романе. Второе видение Раскольникова имеет и более глубокий, философский аспект. Это отражение мучительного состояния героя после убийства старухи и Лизаветы, отражение его чувства отчуждения от своего прошлого, от «прежних мыслей», «прежних задач», «прежних впечатлений». Образ квартирной  хозяйки  здесь, очевидно, ассоциируется с  прошлой жизнью  Раскольникова.  Квартальный надзиратель же – фигура из его «новой» жизни, отсчет которой положило его преступление. В этой «новой» жизни он «как будто ножницами отрезал себя сам от всех», а заодно и от своего прошлого. Раскольникову невыносимо тягостно в своем новом положении, что в подсознании его запечатлевается как ущерб, вред, нанесенный прошлому героя его настоящим. Ключевым образом в третьем  видении  является офицер  как  отражение реальных жизненных впечатлений героя. Перед своим преступлением Раскольников слышит в трактире разговор студента с офицером. Сами же образы данного видения перекликаются с образами из первого сна Родиона. Там он видел кабак и церковь, здесь – колокольня В-й церкви, звон колоколов и трактир, запах сигар, распивочная. Символический смысл этих  ключевых образов здесь сохраняется.  Второй сон Раскольников видит уже после своего преступления. Ему снится, что он вновь идет на квартиру Алены Ивановны и пытается убить ее, однако старушонка, как будто издеваясь, заливается тихим, неслышным смехом. Смех и шепот слышатся ему в соседней комнате. Раскольникова окружает вдруг множество людей – в прихожей, на площадке, на лестнице, – молча и выжидая, они смотрят на него. Объятый ужасом, он не может пошевелиться и вскоре пробуждается. Сон этот отражает подсознательные желания героя. Раскольников тяготится своим положением, желая кому-нибудь открыть свою «тайну». В финальном сне представлены собирательные образы: целые селения, целые города и народы заражались и сумасшествовали. Значимым является образ «чистых  и избранных» контраст образов «добра» и «зла»: «не знали, кого и как судить, не могли согласиться, что считать злом, что добром».

  1. Вариант ответа второй  группы.

Символическое  значение  снов: символические детали, символика цвета.

           Картины сновидений выделяются в повествовании повышенно эмоциональной стилистикой, богатством деталей, живописностью и напряженностью. Опираясь на различные толкования слов в  эпизоде «Сон Святослава», можно прийти к выводу, что все рассмотренные слова имеют символическое значение, что было свойственно древнерусской литературе, и благодаря этому создается мрачное апокалипсическое настроение. Сон Святослава насыщен недобрыми предзнаменованиями – символами похоронного обряда. Цвет в данном эпизоде  тоже очень символичен. Цветовые детали  проходят через все произведение целиком от первого и до последнего стиха. В эпизоде «Сон Святослава» употребляется выражение, уже переведенное на современный русский язык: «…и льют мне синее вино…». Чтобы разобрать смысл употребленного автором цвета,  нужно искать еще раньше. До сна поэт также использует цветовую характеристику вина, но уже другую: «кровавого вина». Из этой фразы следует, что вино – это метафора, а кровь вполне реальна. Слово «кровавый» воспринимается как цветовое определение. Этому помогает, как мы уже сказали, похожее словосочетание - «синее вино». Синее ведь также не цвет в прямом смысле слова (синим тогда называли все сияющее темным  блеском). Поскольку синий в древнерусском языке – сияющий темный цвет и притом необязательно синего тона (синяк попросту багров, а синец совсем не синий) и также метафора. Синим вином называли красное, а это очень близко к реальному цвету крови. Один и тот же цвет спокойно именуется по-разному, потому что не цвет был важен, а другие особенности реального мира. Выходит, в переносном смысле «синее вино» обозначает нечто враждебное, что сулит Святославу III серьезные неприятности. Семантически оно близко к понятию «отрава», «отравленное вино» или «вино кровавое», которым «угощают» на поле брани и от которого наступает «смертельный сон».
    «Чръпахуть ми синее вино съ трудомь смѣшено» -  пить во сне вино, и особенно мутное, — «плохая примета», «знак печали и досадного известия». Синее вино — это вино, которым угощают враги, напиток смерти,  оно «с печалью смешено». Необходимо рассмотреть толкование и других определений: определение «тисовъ»  связано с трауром и исконным значением корня слова «тоска»; слово «трудъ» («съ трудомь смешено») не может обозначать здесь, как принято считать, отвлеченное понятие (печаль или другое), потому что во сне все предстает в конкретных образах и ощущениях. Третья картина сна построена на символике рассыпающегося жемчуга, устойчивого символа слез в сновидениях: «Сыпахуть ми тъщими тулы поганыхъ тльковинъ великый женчюгь на лоно и нѣгуютъ мя».  Крупный жемчуг сыплют Святославу на грудь из пустых, порожних колчанов. Крупный жемчуг, по народным поверьям,  предвещал слезы; пустые колчаны символизировали горе, грядущую беду. Именно эти опустевшие колчаны — причина слез Святослава, ведь выпущенные из них стрелы «негуют» русичей, обобщенным образом которых выступает во Сне Святослав как глава Русской земли.

               Сон Гринева в произведении «Капитанская дочка»  А.С.Пушкина наполнен нарастающими и эмоциональными переживаниями героя: беспокойство, страх, ужас и недоумение. Гринев, оторванный от папеньки и маменьки, конечно, видит во сне родное поместье. Но все остальное... И топор, и мертвецы – страшная символика, которая воплотится в реальный бунт со всеми его последствиями. Во сне  Гринев бежит от махающего топором мужика (топор в руках чернобородого мужика окажется символом возмездия), в  реальности - не приемлет стихии "русского бунта", "бессмысленного и беспощадного", он умеет разглядеть в грозном бунтовщике Пугачеве незаурядную личность и отдать должное его справедливости и  великодушию.  Сон несет и поток звуковых и слуховых ассоциаций, цветовую гамму, которые усиливают эмоциональный настрой читателя. Сны Гринева - цветные, динамичные, там льется красная кровь, мелькают мертвецы, много движения. Почти все сны Пушкина полны диалогов, споров, криков людей и природного шума: метель воет, медведь ревет, мосток дрожит, поток кипит, шумит, клубит... Символичны и ласковые слова чернобородого мужика — “не бойсь!..” Подумаешь — абсурд, как можно не бояться, когда вокруг мертвые тела. Но зная, как развивались события после сна, мы действительно убеждаемся, что Гриневу не стоило бояться: Пугачев обошелся с ним по-человечески, делал ему только добро. Вчерашний дворянский недоросль, "домашний мальчик", он предпочитает смерть малейшему отступлению от велений долга, чести, отказывается от компромиссов с Пугачевым и в трудной ситуации стремительно меняется, вырастает духовно и нравственно.  

      Сновидения Раскольникова конкретны до мелочей, тщательно детализированы, тонированы, ему  снятся цветные сны. Сны Раскольникова символичны (антитеза церкви и кабака в первом сне). О мучительной раздвоенности Раскольникова свидетельствуют эти  противоположные  образы  из его сна – кабак и церковь. Церковь — это ещё и некий символ женского начала, неизменно милосердного, сострадательного, материнского,  метафорически представляет основные ориентиры человека в жизни.  А кабак — напротив, начало мужское, которое в детском сознании неизменно отождествлялось с насилием. Кабак – это символ порочности и зла. Характерно, что в этом сновидении Раскольников не доходит до церкви, не попадает в нее, что также очень знаменательно.   Сон Раскольникова, который он видит перед убийством, отличается редкой сгущенностью мрачных деталей, сам автор называет его страшным. Раскольников видит себя ребенком, который стал свидетелем ужасного поступка - избиения «тощенькой клячонке». Сон Раскольникова очень символичен, в нем важна каждая мелочь, каждая деталь, в нем большое количество совпадений (семь лет Раскольникову - мальчику - семь смертных грехов).  Дорога, по которой идут они с отцом, имеет свое символическое значение:  с одной стороны дороги - кабак, с другой - церковь, дорога показывает,  насколько тонка грань между грехом и добродетелью. Иногда один контекст, как правило, отнесенный в иную реальность (например, в реальность сна), проясняет смысл символической детали в других контекстах. Так происходит с зеленым цветом в «Преступлении и наказании». Определяющим для значения этой символической детали становится зеленый купол церкви из сна Раскольникова. Поскольку Церковь – невеста Христова, а сам храм, заключающий в себе Бога на земле, соотносится с телом Богородицы, ставшей храмом для Божественного Младенца, то купол храма – покров (венец) Богородицы. Зеленый цвет у Достоевского почти всегда связан с символикой Богородицы – всему миру Заступницы. Зеленый купол церкви из сна Раскольникова прямо соотносится с зеленым платком Сони, в самые тяжелые минуты ее покрывающим (равно как и в самые торжественные). Недаром о платке говорится: «наш драдедамовый» (франц. drap de dames) . Это словосочетание и по соотношению смысла разноязычных слов и даже по звучанию напоминает «Notre Dame» – французское именование Богородицы. Соня, укрываясь платком, как епитрахилью, – с головой, и кается, и получает отпущение грехов, и отдает себя «под покров» Богородицы. Это и знак ее нахождения – всегда – под сводом детской церкви Раскольникова, под который сам он еще не скоро вступит.  И в последующих  грезах героя снова обозначается его мучительная раздвоенность сознания. Верблюд здесь – символ смирения (Раскольников смирился, отрекся от «проклятой мечты своей» после первого сна), но пальма – «главный символ триумфа и победы», Египет – то место, где Наполеон забывает армию. Отрешившись от своих замыслов наяву, герой возвращается к ним во сне, ощущая себя победителем-Наполеоном. Холодная  вода  из голубого ручья, бегущего по разноцветным камням и чистому с золотыми блестками песку, -  красочность этой грезы и ее подчеркнутая чистота противоположны грязи, духоте, мутно-желтым и кроваво-красным тонам Петербурга. Эта греза символизирует тоску Раскольникова по красоте и миру, жажду чистоты («он все пьет» — и не может напиться, не достигает утоления жажды). Смех в сновидении  Раскольникова – это «атрибут незримого присутствия сатаны», смеются и дразнят героя бесы. В финальном сне как символ тревоги звучит набат: «в городах целый день били в набат: созывали всех, но кто и для чего зовет, никто не знал того, а все были в тревоге».

  1. Вариант ответа третьей  группы.

Функциональная принадлежность  и  идейное значение эпизода сна в тексте.

Чаще всего сны и сновидения героев совмещают три функции:

 

1) введение прошлого и будущего в актуальный момент; 

2) сюжетообразующая функция («кризисная вариация сна»); 

3) раскрытие подсознательных сторон психики (самопознание героя).  

Во многих случаях сновидения кажутся «реальнее» остального действия, ибо они являются узлами сюжета и предопределяют судьбу героя. Таким образом,   через сны   литературных героев   мы постигаем действительность, учимся  раскрывать внутренний мир героев, понимать истинные мотивы деятельности человека.

     Сон Святослава «мутенъ», т. е. темный, непонятный. Таким и полагалось быть «вещему» сну, состоящему из загадочных, символических  картин. Соединив все символические детали сна в «Слове о полку Игореве»,  можно сделать вывод, что сон Святослава - пророческий сон (перед нами строится картина того, что герой, если переводить буквально, будет плакать за смерть полка Игорева, за горе причиненное всей Руси). Итак, Святославу снится в Киеве на горах «государственный» сон. Тем самым подчеркивается роль великого киевского князя как главы русских князей и всей Русской земли. Художественная функция Сна Святослава — обосновать право последнего на «злато слово», в котором он выступает объединителем русских  князей в борьбе с врагами.

 Осмысление последствий разгрома войск Игоря начинается на княжеском уровне с «темного сна» Святослава, который он видел «в Киеве, на горах».
Читатель уже знает о поражении храброго полка князя Игоря, а Святослав нет, и именно читатель воспринимает этот сон как пророчество, предчувствие.  До «Слова…» сон являлся фабульным элементом, выполнял только провидческую  функцию.  Перед нами впервые в русской литературе лирическая наполненность сна, сон – художественный прием. Именно сон несет в себе большую смысловую нагрузку, сон помогает автору донести до читателя политическую и патриотическую идею. Сон Святослава – обобщение причин и последствий Игорева поражения и предсказание подобной трагедии для всего Русского государства.

        Свой «вещий» сон видит и Гринев.  Если сон — знак, то сон Гринева — знак судьбы,  задает трагическую тональность дальнейшему повествованию. Какие же бездны открывают нам сны Гринева и Раскольникова? Почему в формулировке темы эти герои рядом? Попробуем  ответить. Они оба молоды, оба ищут в жизни свои дороги. Сон Гринева — предсказание, каким будет этот тернистый путь; сны Раскольникова — раскаяние в том, что пошел по кривой дорожке. Оба героя выведены обстоятельствами жизни из душевного равновесия. Гринев погружается в "нежные видения полусонья", Раскольников пребывает в полусознательном, близком к бреду состоянии. А в такие моменты сны выпуклы, ясны, выразительны. Ф.М. Достоевский снами своего героя не только усугубляет общий мрачный фон повествования, но и спорит, спорит, спорит. Почему же так?  Разгадка в том, что "Капитанская дочка" — это рассказ автора об исторической трагедии, которая была, а "Преступление и наказание" — предостережение об исторической трагедии, которая может быть.

        Ф.М.Достоевский в романе «Преступление и наказание» создает сновидения-новеллы. Сон о забитой лошади, сталкивая «гуманное подсознание» с озлобленным разумом героя, драматизирует его душевную борьбу и составляет важнейшее событие в романе: от него тянутся тайные нити к другим событиям, о чем будет говориться несколько ниже. Ошибочными являются все попытки буквального прочтения этого сновидения («лошадь — процентщица»). Сон Раскольникова означает бунт его природы против заблуждающегося разума. Сон Раскольникова  многозначен. Во - первых, в нем выражен протест против убийства,  против жестокости, сочувствие чужой боли. Во – вторых,  сон - это не что иное, как символическое отражение существующих порядков. Несправедлива жизнь, груба, жестока: ее хозяева - седоки едут, погоняя несчастных, забитых кляч, издеваются над ними. После жуткой встречи с мещанином-обличителем Раскольникову снится «повторное убийство» старухи. Сон этот влияет на его дальнейшее поведение: герой подсознательно понял, что он — не Наполеон. Последний сон Раскольникова снится ему в бреду на койке острожной больницы. Это философский итог романа. Ему снится нравственная эпидемия. Этот последний сон Раскольникова — единственная мотивировка перерождения героя. Ведь он пошел на каторгу без раскаяния, явка с повинной была лишь признанием его личной слабости, но не ложности его идеи. Сон о трихинах произвел решающий перелом в его душе.  М. М. Бахтин с полным правом утверждает, что во всей европейской литературе нет писателя, в творчестве, которого сны играли бы такую большую роль, как у Достоевского. В его романах встречаются сны-предчувствия, сны-воспоминания, сны-разоблачения и «философские» сны. Но с точки зрения их функций можно условно разделить все сновидения на иллюстративно-психологические и сюжетные. Конечно, последние также содержат характеристику души героя, но не она является главной целью картины. Большие сны героев, напоминающие вставные новеллы отличающиеся повествовательным характером и обилием массовых сцен, движут вперед сюжеты Достоевского и раскрывают внутреннюю драму героев. Эти сны не предсказывают события сюжета, а сами являются событиями, либо тормозя действие, либо стремительно толкая его. По Бахтину, в творчестве Достоевского преобладает «кризисная вариация сна», то есть сновидение, приводящее к резкому перелому во внутренней жизни человека, к его перерождению или обновлению. Сны Родиона Раскольникова, обладая многозначностью и символичностью, присущими сновидениям, являются отражением борьбы, которая в тот момент происходила в душе героя, и в то же время — предопределением, своеобразным планом, согласно которому ему предлагается действовать. И только нарушив условия этого навязчивого пророчества, герой сможет освободиться от чар и пут своей бесовской теории, чтобы затем, с течением времени, прийти к истинному покаянию и воскресению. В своем последнем романном сне Раскольников видит масштабное применение своей теории на практике. Он видит, что люди, признавшие себя обыкновенными, убивали друг друга, не оглядываясь, и умирают целые селения, города, пораженные этой страшной болезнью. Ф.М. Достоевский осудил бунт Раскольникова, и не за ним остается правда в романе, а за Соней, носительницей высшей справедливости и веры в человека. 

             (Выступление  третьей группы дополняет опорная схема,  элементы которой появляются на интерактивной доске)

                 В ходе урока  обучающиеся   заполняют  опорный  конспект по заданным параметрам анализа эпизодов.

Заданные параметры анализа фрагмента художественного текста

«Слово о полку Игореве»

Сон Святослава

А.С.Пушкин «Капитанская дочка»

Сон Гринева

Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»

Сны Раскольникова

Сюжетно-композиционные особенности сновиденческого пространства

 

 

Значение ключевых образов

.

Символика эпизода сна

Функциональная принадлежность эпизода  сна

 

Идейный смысл эпизода сна  в тексте

           

           Вывод обучающиеся делают с учетом записей в опорном конспекте.

     Сны и сновидения используются в художественной литературе не только как композиционные элементы, но и как художественные приемы. Анализируя творчество Ф.М.Достоевского, можем говорить о жанровой природе сна – доминируют сны-новеллы. Обращение  к толкованию сновиденческого пространства позволяет понять идейный смысл эпизода в сюжете, авторскую позицию в раскрытии характеров героев, расшифровать «кризисные вариации сна».

Домашнее задание.

1. Дополнить опорный конспект: ключевые образы и символические детали в снах Свидригайлова.

2. (На выбор) написать творческую работу или создать мультимедийную презентацию «Роль художественной детали в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

Список литературы

  1. Слово о полку Игореве. Комментарий О. В. Творогова. М- Л., 1967, стр. 61.
  2. Никитин  А.Л. Слово о полку Игореве. Тексты. События. Люди. М., 1998.
  3. Лотман Ю.М. Роман А.С.Пушкина “Евгений Онегин”. Комментарий. Л., 1983.
  4. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1974.
  5. Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина. М., 1974.
  6. Лихачев Д.С. «Слово о полку Игореве» и культура его времени: Монография. 2-е изд., доп. – Л.: Худож. Лит., 1985. – 352 с.
  7.  Щенников Г. К. Функции снов в романах Достоевского. — В кн.: Русская литература 1870—1890 годов. Свердловск, 1970, вып. 3.
  8. Бразговская Е.Е. Текст культуры: от события — к событию (логико-семиотический анализ межтекстовых взаимодействий). – Пермь, 2004. – 284 с. 
  9.  Кондратьев Б.С. Сны в художественной системе Достоевского. Мифологический аспект. Арзамас, 2001, с. 111, 191.
  10.   Анненков Н. И. Ботанический словарь. М., 1859. С. 155

         

                 

Приложение 1.   Вариант заполнения опорного  конспекта.

Заданные параметры анализа фрагмента художественного текста

«Слово о полку Игореве»

Сон Святослава

А.С.Пушкин

«Капитанская дочка»

Сон Гринева

Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»

Сны Раскольникова

Сюжетно-композиционные особенности сновиденческого пространства

внефабульный элемент композиции, использован прием ретардации

фрагмент,  входящий в центральную часть произведения.

 Сон делится  на две неравные части, из которых первая относится к самому Святославу, вторая же имеет в виду зловещие явления природы.

Композиционная структура   отличается дробностью, фрагментарностью, особой ритмичностью, выполняет  связующую функцию в сюжете.

В сюжетных снах действие чрезвычайно интенсивно.

«сновидения-новеллы»  

Сновидения способствуют смешению реального и мистического планов повествования

Значение ключевых образов

Сон Святослава полон народных поэтических символов и архетипов.

Три образа сна на одном полотне, в центре которого – Крыша Златоверхого Терема без Князька, а справа и слева – Угощение Святослава Синим Вином и Разбой Серых Ворон под Киевом. Над всем изображением простерлось Черное Покрывало.

дорога к счастью пройдет для Гринева и Маши через «мертвые тела» и «кровавые лужи», а Пугачев станет им своего рода «посаженым отцом». Топор в руках чернобородого мужика окажется символом возмездия, это поэтический образ могучего народного характера. А мертвые тела в комнате — жертвы восстания Пугачева

"Буран" - многозначительный образ,  связанный не только с чувствами Гринева, но и с историческими событиями

В разных ключевых образах сна Родиона Раскольникова перед нами как бы четыре роли, которые играет герой романа  в жизни: роль жертвы (кляча), роль убийцы (Миколка), роль свидетеля страданий (толпа), роль борца за униженных (мальчик).

Многозначителен здесь  образ тощей крестьянской савраски символ невыносимых страданий всех «униженных и оскорбленных» в романе.

Образ квартирной  хозяйки  здесь, очевидно, ассоциируется с  прошлой жизнью  Раскольникова

В финальном сне представлены собирательные образы: целые селения, целые города и народы заражались и сумасшествовали. Значимым является образ «чистых  и избранных» контраст образов «добра» и «зла»

Символика эпизода сна

«…и льют мне синее вино…» - семантически оно близко к понятию «отрава», «отравленное вино» или «вино кровавое».

Символика рассыпающегося жемчуга, устойчивого символа слез в сновидениях.

Пустые колчаны символизировали горе, грядущую беду.

И топор, и мертвецы – страшная символика, которая воплотится в реальный бунт со всеми его последствиями.

Топор в руках чернобородого мужика окажется символом возмездия.

Сны Гринева - цветные, динамичные, там льется красная кровь.

Снятся цветные сны.

О мучительной раздвоенности Раскольникова свидетельствуют эти  противоположные  символы  из его сна – кабак и церковь.

Дорога показывает,  насколько тонка грань между грехом и добродетелью.

Определяющим для значения этой символической детали становится зеленый купол церкви: зеленый цвет связан с символикой Богородицы – всему миру Заступницы, зеленый купол церкви  прямо соотносится с зеленым платком Сони, в самые тяжелые минуты ее покрывающим

Верблюд здесь – символ смирения, но пальма – «главный символ триумфа и победы»

Вода  из голубого ручья символизирует тоску  по красоте и миру, жажду чистоты

Смех в сновидении  Раскольникова – это «атрибут незримого присутствия сатаны», смеются и дразнят героя бесы. В финальном сне как символ тревоги звучит набат.

Функциональная принадлежность эпизода  сна

Художественная функция Сна Святослава — обосновать право последнего на «злато слово», в котором он выступает объединителем русских  князей в борьбе с врагами.

Перед нами впервые в русской литературе лирическая наполненность сна, сон – художественный прием.

Сон Святослава «мутенъ», темный, непонятный. Таким и полагалось быть «вещему» сну.

сон Гринева — знак судьбы: завязываются и предсказываются многие сюжетные линии, а также впервые обозначается неоднозначность оценки персонажа (Пугачева)

«Кризисная вариация сна», то есть сновидение, приводящее к резкому перелому во внутренней жизни человека, к его перерождению или обновлению

С точки зрения   функций можно условно разделить все сновидения на иллюстративно-психологические и сюжетные.

 

Сон как средство познания души героя, психологического анализа

Сон-катастрофа, который ставит героя перед выбором: покаяние или безумие и самоубийство.

Сон-апокалипсис, в котором, представлено пророчество о мировой войне и революции.

Одновременно это и сон-предупреждение, после которого Раскольников окончательно разочаровывается в своей теории о праве сильного на убийство пусть даже ради благородной цели

Идейный смысл эпизода сна

в тексте

Сон Святослава – обобщение причин и последствий Игорева поражения и предсказание подобной трагедии для всего Русского государства.

Сон Гринева — предсказание, каким будет этот тернистый путь

Вчерашний дворянский недоросль предпочитает смерть малейшему отступлению от велений долга, чести, вырастает духовно и нравственно.  

Через сон он ищет « в человеке человека».

В снах истинные мотивы деятельности человека обнажаются и теснее соотносятся с судьбой человеческого рода

Бунт его природы против заблуждающегося разума.

Указывают путь к истинному покаянию и воскресению

Эти «сновидения-новеллы»  производят нравственный перелом в душе героя.

Приложение  2 (фрагменты текстов появляются на интерактивной доске в ходе анализа эпизодов)

Слайд № 1. «Сон Святослава»

А Святъславъ мутенъ сонъ виде. «В Кiеве на горахъ си ночь съ вечера одевахъте мя, — рече, — чръною паполомою на кроваты тисове; чръпахуть ми синее вино съ трудомь смешено, сыпахуть ми тъщими тулы поганыхъ тльковинъ великый женчюгь на лоно и негуютъ мя. Уже дьскы безъ кнеса вмоемъ тереме златовръсемъ. Всю нощь съ вечера босуви врани възграяху у Плесньска на болони беша дебрь Кисаню и несошлю къ синему морю».

Слайд № 2.  Иллюстрация к «Слову к полку Игореве», 1906

Слайд № 3.  «Сон Петра Гринева»

  Матушка встречает меня на крыльце с видом глубокого огорчения. «Тише,— говорит она мне,— отец болен при смерти и желает с тобою проститься». — Пораженный страхом, я иду за нею в спальню. Вижу, комната слабо освещена; у постели стоят люди с печальными лицами. Я тихонько подхожу к постеле; матушка приподымает полог и говорит: «Андрей Петрович, Петруша приехал; он воротился, узнав о твоей болезни; благослови его». Я стал на колени и устремил глаза мои на больного. Что ж?.. Вместо отца моего, вижу в постеле лежит мужик с черной бородою, весело на меня поглядывая. Я в недоумении оборотился к матушке, говоря ей: «Что это значит? Это не батюшка. И какой мне стати просить благословения у мужика?» — «Всё равно, Петрушка,— отвечала мне матушка,— это твой посаженый отец; поцелуй у него ручку, и пусть он тебя благословит»…» Я не соглашался. Тогда мужик вскочил с постели, выхватил топор из-за спины и стал махать во все стороны. Я хотел бежать… и не мог; комната наполнилась мертвыми телами; я спотыкался о тела и скользил в кровавых лужах… Страшный мужик ласково меня кликал, говоря: „Не бойсь, подойди! под мое благословение…»

http://www.artsait.ru/art/m/malutin/img/9.jpg

Малютин Сергей Васильевич.  «Сон Святослава»

Иллюстрация к «Слову к полку Игореве», 1906



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы 5 класс по произведению Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"

Конспект урока литературы по теме "Л.Н. Толстой "Кавказский пленник"...

план-конспект урока по литературе Анализ эпизода "Встреча с вожатым" (Разработка урока) Выполнили - Алтухова И.В., Яременко М.Я.

Проследить за становлением личности Петра Гринева, определить роль личности Пугачева в истории Российского государства и в раскрытии основного конфликта повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», просл...

Конспект урока в 6 классе по произведению В.Г. Распутина "Уроки французского"

Конспект содержит анализ произведения, включает описание деятельности учителя и учащихся....

Конспект урока "Особенности работы над музыкальным произведением в классе аккордеона".

Конспект открытого урока, раскрывающего особенности работы над музыкальным произведением в процессе обучения игре на аккордеоне....

Конспект урока по теме «Анализ лирического произведения. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Молитва»

Следующая программа по литературе составлена под редакцией В.Я. Коровиной. Она считает, что «серьезным результатом и плодотворной работой учителя является верное понимание учащимися произве...

Конспект урока для 10 класса по произведению Б. Васильева "А зори здесь тихие"

Через знакомство  и анализ повести вызвать у обучающихся интерес к творчеству Б. Васильева;  остановиться на раскрытии в повести проблемы «Женщина и  война»; показать героиз...