Тема трагедии людских судеб, искалеченных войной
классный час по литературе (11 класс) по теме

Учителю литературы очень трудно изучать произведения о Великой Отечественной войне. Ни одно из этих произведений не получает у старшеклассников однозначную (положительную или отрицательную) оценку. Учителю важно дать на уроках правильные ориентиры в оценке этих произведений, ориентиры, свободные от субъективизма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема трагедии людских судеб, искалеченных войной, 
на уроке литературы.

Учителю литературы очень трудно изучать произведения о Великой Отечественной войне. Ни одно из этих произведений не получает у старшеклассников однозначную (положительную или отрицательную) оценку. Учителю важно дать на уроках правильные ориентиры в оценке этих произведений, ориентиры, свободные от субъективизма.

Общеизвестно: война – великая трагедия. Общенародная трагедия эта изображена в тысячах произведений самых различных жанров: от лирических стихотворений из нескольких строф до эпических произведений в нескольких томах.

Наиболее целесообразным считаю знакомство учащихся с самыми разными произведениями на военную тему: разными не только по жанру, но и по оценке хода и итогов Великой Отечественной войны. И все же, на наш взгляд, исторически справедливой является оценка Великой Отечественной войны, данная выдающимися полководцами Г. К. Жуковым и 
, И. X. Баграмяном и и многими другими.

Военная тема рассматривается во всех классах. Но в данной статье мы не ставим целью осветить тему полностью. Да и невозможно сделать это в одной статье. Цель ее более скромная: рассказать об одном уроке в 11классе, посвященном двум лирическим шедеврам на военную тему, – стихотворению 
«Враги сожгли родную хату...» и Юлии Друниной 
«На балу». Кстати, эти стихи были предложены самими учащимися.

Оба стихотворения положены на музыку и часто звучат в эфире.

Стихотворения близки по духу, несмотря на то, что написаны поэтами очень разными: М. Исаковский не был на войне по состоянию здоровья, 
Ю. Друнина в составе санитарного батальона прошла всю войну.

Примечательно и то, что лирические герои этих двух произведений не имеют конкретных прототипов. А это подчеркивает типичность их судьбы. Таких судеб, искалеченных войной, было миллионы.

По родовым и жанровым признакам «Враги сожгли родную хату...» 
М. Исаковского и «На балу» Ю. Друниной – 
баллады. Этим двум поэтам удалось возродить народную песенную балладу – с ее отчетливо выраженным портретом-характером, эмоциональностью повествования – лаконичного и законченного.

Немного о содержании баллад.

Баллада Исаковского была навеяна поездкой по смоленским селениям в победном сорок пятом.

В свою деревню возвращается солдат.

Хата сожжена, семья погублена.

Что делать служивому?

«Нашел солдат в широком поле

Травой заросший бугорок», – читают потрясенные учащиеся. Вот и встреча с Прасковьей, о которой он столько мечтал на войне.

Бутылка из мешка на сером гробовом камне: Хотел я выпить за здоровье, А должен пить за упокой.

У людей еще будет радость, но солдату вовек не свидеться ни с Прасковьей, ни со своей семьей. Один он остался на всем белом свете.

...И пил солдат из медной кружки,

Вино с печалью пополам – так образно передает автор горе солдата.

Перед глазами – Прасковья, к которой он и теперь мысленно обращается:

Я шел к тебе четыре года,

Я три державы покорил...

Скупая солдатская слеза – на гробовом камне.

На груди у вчерашнего бойца – медаль за город Будапешт.

Как ни трудно пересказывать стихи своими словами, все же скажем несколько слов о стихотворении Юлии Друниной,

Послевоенное время. Жизнь в стране, по-видимому, нормализовалась. 
В огромном танцевальном зале идет бал. Молодежь охвачена весельем:

Порхают стильные красотки,

Стучат стальные каблучки.

И вдруг взгляд поэтессы выхватывает из этой счастливой толпы стоящую у стены женщину, немолодую и нехорошую собой, в простеньком костюме.

Зачем она сюда пришла? Ведь никто ее не приглашает на танец! Может, в глубине души у нее таится надежда? Но нет:

Скользнув по ней бесстрастным взглядом,

Танцор другую пригласил.

Ее не приглашают на танец. Она не вписывается в беззаботную веселую жизнь этого зала.

И поэтесса произносит слова суровой правды:

Да, в гимнастерке – не в капронах,

И не на танцах, а в бою,

В снегах, войною опаленных,

Ты юность встретила свою.

До времени угасли щеки,

До срока губы отцвели

И юность уплыла до срока,

Как уплывают корабли.

Поэтесса заканчивает балладу безжалостным к себе и своей героине признанием беспомощности чем-либо помочь ей.

Беседа на уроке проходит по вопросам, которые требуют не только простого обобщения, но и сопоставления этих двух стихотворений.

1.  Какое значение имеет «место действия» в произведениях?

2.  Чем, какими поэтическими приемами и художественными средствами выражена типичность лирических героев?

3.  На какие мысли наводит вас то, что в первом стихотворении показана трагедия мужчины, а во втором – трагедия женщины?

4.  Почему, на ваш взгляд, герои этих баллад безымянны?

5.  О чем говорит время написания баллад — 1946 и 1950 гг.?

6.  Как воспринимается сейчас упоминание о «медали за город Будапешт» в стихотворении М. Исаковского?

Как видно, вопросы предполагают сопоставление стихотворений 
М. Исаковского и Ю. Друниной.

Вот некоторые характерные ответы учащихся.

– Показательным при сопоставлении стихотворений Михаила Васильевича и Юлии Семеновны, я считаю, место, выбранное поэтами для развития лирического сюжета: одинокая могила-холмик в широком безлюдном поле у М. Исаковского и танцевальный зал у Ю. Друниной. Сопоставляя эти два стихотворения, можно сказать, что человек, которого сделала несчастным война, несчастен всюду и всегда: и в одиночестве, и когда его окружает счастливая толпа.

– Судьба этих героев типична для послевоенных лет. Таких судеб в стране было неисчислимое множество. Ведь в Советском Союзе (добавим, бывшем) не было ни одной семьи, которая бы так или иначе не пострадала. Всем им в лучшем случае можно было построить дом, но никто не в силах вернуть погибшую семью. Велика трагедия потери семьи, как у героя М. Исаковского, но не менее жестока трагедия невозможности эту семью создать, как у героини стихотворения Ю. Друниной.

– Оба эти стихотворения показывают, что война не щадит никого: ни мужчин, ни женщин, ни стариков, ни детей.

– Как ни трагична искалеченная войной судьба этих героев, но были людские судьбы и куда более трагичные. Ведь были народы, чьи представители после победы над врагом, возвратившись домой, не находили не только свою семью, но и свой народ. Это были представители народов, подвергшихся насильственному выселению из родных мест.

Мне очень интересны поэтические выражения «угасли щеки», «губы отцвели». А вот сравнение «как уплывают корабли» в строке «А юность уплыла до срока, как уплывают корабли» мне кажется искусственным, слабым: корабли уплывают, но возвратятся, а юность...

– Последняя строка Исаковского заставляет задуматься: «И на груди его светилась медаль за город Будапешт».

Сейчас, когда в бывших странах социалистического лагеря демонтируются памятники советским воинам-освободителям, оскверняются могилы советских солдат, отдавших свой жизни за освобождение этих стран от фашизма, невольно задумываешься: а не напрасны ли были эти жертвы, или это результат бестолковой политики нынешних руководителей? В любом случае ясно одно: павшие не виновны, а их могилы, памятники и память о них нужно защищать как от «демократов» этих стран, так и от роев медведевых и дмитриев волкогоновых.

В ответах учащиеся обнаруживают свою гражданскую позицию, даже политическую зрелость.

Хорошим дополнением к уроку послужил материал, опубликованный Юлией Друниной в газете «Советская Россия». Она в последние годы стремилась уйти от политики, снимала с себя полномочия народного депутата СССР, члена Верховного Совета СССР.

Но, судя по этой публикации, уйти от политики она до конца своих дней не смогла. Показательно последнее стихотворение поэтессы, пессимистичное, хотя пессимизм не свойственен поэзии Юлии Друниной. В нем есть строки:

Покрывается сердце инеем

Очень холодно в судный час…

А у вас глаза как у инока,

Я таких не встречала глаз

Ухожу. Нету сил. Лишь издали

(все ж крещенная) помолюсь

За таких вот как вы, за избранных

Удержать над обрывом Русь.

Но боюсь, что и Вы бессильны

Потому выбираю смерть

Как летит под откос Россия

Не могу, не хочу смотреть.

Внимание читателя приковывают к себе последние строки:

Что это?

Трагическое непонимание, неприятие происходящих в стране перемен?

Или трагическая правда, открывшаяся пока немногим?

Эти и другие подобные вопросы возникают на уроках литературы при изучении поэзии. Ответы на них помогают в осмыслении многих жизненных ситуаций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературы в 11 классе на тему "Трагедия Григория Мелехова"

Особенности характера Григория Мелехова, показать взаимосвязь судьбы Григория Мелехова с судьбой русского общества...

Трагедия человеческих судеб в рассказе М.А. Шолохова Судьба человека

Тип урокаОбобщение и систематизация знаний Вид урокаУрок-семинар Тема урокаТрагедия человеческих судеб в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» Цель урокаДать представление о личности...

Уроки литературы в 11-м классе по теме «Сложность писательских судеб и творческих поисков. Иосиф Александрович Бродский. Раннее творчество»

Разработки двух уроков литературы в 11 классе, раскрывающие особенности ранней творческой манеры и философские проблемы, затронутые в  первых произведениях поэта Иосифа Бродского...

Тема урока: М. А. Шолохов рассказ «Судьба человека». Особенности сюжета и композиция рассказа. Трагедия народа в годы войны и судьба Андрея Соколова.

Тема урока: М. А. Шолохов рассказ «Судьба человека». Особенности сюжета и композиция рассказа. Трагедия народа в годы войны и судьба Андрея Соколова. Цели. 1. Продолжить изучение рассказа ...

Тема: «Судьбы людские в тоталитарном государстве»

Тип урока:  Урок-семинар  (защита проектов)Цель урока:  показать особенности освещения «лагерной темы» в литературе периода «оттепели» ( на примере произведений ...

"Детство, искалеченное войной" (материал к уроку внеклассного чтения)

Статья будет интересна тем, для кого патриотическое воспитание на уроках литературы  приоритетное направление....