Конспект урока литературы "Творчество поэта Тимура Кибирова"
презентация к уроку по литературе (9 класс) по теме

Трифонова Антонина Васильевна

Данный материал  можно использовать на уроке внеклассного чтения в 9 классе, а также на уроке литературы по современной русской поэзии в 11 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы в 9 классе

Тема урока: «Внеклассное чтение. Знакомство с современной поэзией. Творчество поэта Тимура Кибирова».

Цели урока: 1. Познакомить учащихся с творчеством современного поэта Тимура Кибирова.

2. Развивать навыки выразительного чтения.

3. Воспитывать интерес к поэзии.

Оборудование: презентация к уроку, выставка книг Т.Кибирова.

Ход урока.

1.Вступительное слово учителя.

Сегодня мы поговорим о литературе конца 20-ого-начала 21 века. Появляется новое направление в литературе: постмодернизм. Если модернизм – стиль, то постмодернизм – упразднение стиля. В проекте постмодернизм – демократическая культура, в отличие от элитарной культуры модернизма.

Следует отметить такие постмодернистские черты, как ирония, самоирония, пародия, самопародия. Они не ведут к созиданию некой принципиально новой эстетической концепции. Не ведет к ней и постоянная готовность постмодернизма все ставить под сомнение и в то же время всему сомнительному подражать, его имитировать.

Еще одна особенность постмодернистской литературы – это абсолютная свобода авторского обращения с героями, читателем, сюжетом. Иногда в произведении это приводит к особого рода фикции (когда не поймешь, кто есть кто в тексте: кто автор, кто герой, звучит авторский голос вообще и т.д.).

Во множестве возникают имена  героев прошлого, прошлых литературных эпох, различного рода цитация, аллюзии на многочисленные произведения, стилевые коллажи. Таким образом, происходит переосмысление пласта прошлых литератур, эстетик.

Зачастую оно носит иронический характер. Так достигается характерный для постмодернистской культуры эффект отрицания и отрицания самого отрицания (то есть опровергается сама идея о конечной правоте или неправоте какой-либо позиции, идея истины). Постмодернистское отрицание такого рода имеет вид сочетания пародии и самопародии.

Одно из направлений постмодернистского искусства, сложившееся в СССР в 1970-х годах в рамках так называемой альтернативной культуры, противостоящей государственной идеологии того периода- соц-арт.

Соц-арт возник как пародия на официальное советское искусство и образы современной массовой культуры в целом, что нашло отражение в его ироничном наименовании, соединившем понятия соцреализма и поп-арта. Поп-арт являлся рефлексией на товарное перепроизводство и изобилие западного мира, а объектом соц-арта становится перепроизводство идеологии в СССР. Также определённое влияние на соц-арт оказал концептуализм.

Используя и перерабатывая одиозные клише, символы и образы советского искусства и расхожие мотивы советской политической агитации, соц-арт в игровой, зачастую эпатирующей форме, развенчивал их истинный смысл, пытаясь раскрепостить зрителя от идеологических стереотипов. Ирония, гротеск, острая подмена, свободное цитирование, использование разнообразных форм (от живописи до пространственных композиций) стали основой броского, эклектичного художественного языка этого направления.

 В русле соц-арта и концептуализма в русской литературе рубежа 20-21 вв. писали и пишут свои произведения  Вен. Ерофеев, Д.А. Пригов, Т. Кибиров, Л. Рубинштейн, И. Иртеньев В. Сорокин и другие.

2.Рассказ заранее подготовленных учащихся о жизни Тимура Кибирова.( Рассказ спровождается показом презентации)

1.Тимур Юрьевич Запоев родился 15 февраля 1955 года в семье офицера и учительницы в Хмельницкой области, городе Шепетовка, Украинской ССР. Отец – Юрий Кириллович Запоев, полковник в отставке, участник ВОВ. Мать – Джемма Залеева, осетинка, уроженка с. Дигора. В семье 3 детей: Вероника, Сашенька, Тимур. Кибиров – псевдоним поэта по фамилии прабабушки со стороны отца Кибировой Кябо. Стихи начал писать с 13 лет под влиянием творчества Пушкина, Лермонтова, Блока. (Слайды 1-2)

2., Окончил историко-филологический факультет МОПИ. Служил в армии.

Печатается как поэт с 1988 года: журналы и альманахи «Время и мы», «Атмода», «Третья модернизация», «Театральная жизнь», «Континент», «Юность», «Литературная Осетия», «Синтаксис»; «Театр», «Родник», «Дарьял», «Митин журнал», «Дружба народов», «Новый мир», «Странник», «Русская виза», «Кавказ», «22», «Соло», «Знамя», «Огонек», «Арион». Знакомится с московскими концептуалистами.(Слайд 3)

3. Т. Кибиров выпустил в свет более 20 стихотворных сборников:

 «Общие места» (1990 г.), «Календарь» (1991 г.), «Стихи о любви» (1993 г.), «Сантименты: Восемь книг» (1994 г.), «Когда был Ленин маленьким» (1995 г.), «Парафразис» (1997 г.), «Памяти Державина» (1998 г.), «Избранные послания» (1998 г.), «Интимная лирика» (1998 г.), «Нотации» (1999 г.), «Улица Островитянова» (2000 г.), «Юбилей лирического героя» (2000 г.), «Amor, exil» (2000 г.), «Кто куда, а я – в Россию» (2001 г.), «Шалтай-болтай» (2002 г.), «Стихи» (2005 г.), «Кара-барас» (2006 г.), «Три поэмы» (2008 г.), «Стихи о любви» (2009 г.), «Греко- и римско-кафолические песенки и потешки.1986-2009» (2009 г.) и другие (Слайд 4)

4. Награды

 Т. Кибиров отмечен Пушкинской премией фонда А. Тепфера (1993), премиями журналов «Знамя» (1994 г.), «Арион» (1996 г.), «антибукеровской» премией «Незнакомка» (1997 г.), премией «Северная Пальмира» (1997 г.), стипендией фонда И. Бродского (2000 г.), премией «Станционный смотритель» (2005 г.), грантом М. Б. Ходорковского «Поэзия и свобода» (2006 г.), дипломом премии «Московский счет» (2007 г.), премией «Поэт» (2008 г.). Книга «Стихи» входила в шорт-лист XVIII Московской международной книжной выставки-ярмарки (2005 г.), книги «Кара-Барас» и «На полях «A Shropshine lad» – в шорт-лист Бунинской премии (2007 г.).   В 2009 г. – Премия Коста Хетагурова (Слайд 5)

5. В течение недолгого времени Тимур Кибиров был главным редактором журнала «Пушкин» (1998 г.), затем работал в телекомпании НТВ, был обозревателем радиостанции «Культура» (2004-2006 гг.). (Слайд 6)

3.Учитель: Его поэзию относят к постмодернизму, соц-арту и концептуализму. Для Кибирова характерно пересмешничество, пародия, самопародия, установка на скрытое и открытое цитирование как классической литературы, так и советских, идеологических или рекламных штампов. (Слайд 7)

4. Выразительное чтение стихов поэта (заранее подготовленные учащиеся).

5.Учитель. О Т. Ю. Кибирове много пишут, потому что творчество его очень своеобразно, восприятие его поэзии также разнообразно, и чтобы понять его, необходимо рассмотреть некоторые интересные художественные особенности стихов Тимура Юрьевича.

Задание: прослушать лекцию учителя, составить план.

6.Учитель: (Рассказ учителя сопровождается презентацией)

(Слайд 8) Тематика и поэтика стихов Т. Кибирова.

К публике Тимур Кибиров пришел сложившимся поэтом, со своей собственной эстетической идеей (описанной в критике как романтический, или новый, или пост- концептуализм, новая сентиментальность, новая искренность, пост-постмодернизм). В ее основе – контаминация двух дискурсивных пластов: лирики и советского дискурса.

Помимо «формул официоза» он вобрал в себя языковую сферу частного бытия и быта –

 «азбуку» детства, отрочества, юности, «грамматику» казармы и студенческой общаги, слова комплиментов, приветные речи любви моментов, анекдоты и тексты «песен о главном», языковой опыт у пивного ларька, гамлетовские вопросы по-русски и, конечно, язык литературы (от школьного списка на лето до коллекции гурмана) – то ценностное языковое поле, из которого бессознательно прорастает и в котором осознает себя личность. 

Тексты Кибирова – это смесь стилей, жанров, различных пластов речи и способов общения.

Кибиров, хорошо ориентируясь в общем культурологическом пространстве, легко востребует из него цитаты, образы, строки, ритмы, мысли и вставляет их в свои тексты, не ссылаясь на автора и как бы веря в то, что читатель сам сможет во всем разобраться. Именно поэтому считается, что современная литература элитарна, рассчитана на знающего, образованного и интеллектуально развитого читателя.

Вот несколько наиболее ярких и узнаваемых реминисценций:

-Так люби же то-то, то-то, избегай, дружок, того-то, как советовал один петербургский мещанин, с кем болтал и кот ученый, и Чадаев просвещенный, даже Палкин Николай. Ты с ним тоже поболтай. (Пушкин)

-Изредка промчится лихо на мопеде хулиган, ныне дикий внук славян. (Пушкин)

-Вот и осень. Хоть и жарко, хоть еще светло и ярко, но уже заветный клен на две трети обагрен. (Есенин)

-Вот поэтому-то, Саша, будем здесь с тобою жить, будем Родину любить, только странною любовью, слава, купленная кровью, гром побед, кирза и хром, серп и молот с топором, древней старины преданья, пустосвятов беснованье, пот и почва, щи да квас это, Саша, не для нас! (Лермонтов).

-Ветер по полю гуляет, лоб вспотевший овевает. Тучки ходят в вышине. Удивляются оне. (Пушкин)

-Тучки, тучки, вы не правы, сами шляетесь куда вы без ветрил свой краткий век? (Лермонтов)

(Слайд 9) Справедливо связывают стиль Кибирова с традицией «народной песни» – от городского (блатного) романса и его бардовского воплощения до эстрадно-фольклорного жанра типа «Катюши».

Песня для Т. Кибирова – арсенал цитат, а во многом – «форма» его собственного голоса.

 

(Слайд 10) От лирики Кибиров взял сильную позицию высказывания от первого лица, обеспечивающую искренность и исповедальность.

 Более того, эту интимность он усилил, реанимировав жанр дружеского послания.

В стихах Кибирова вещает не Пророк: скорее, Акакий Акакиевич Башмачкин.

(Слайд 11)  Мир нуждается в спасении, а защита мира производится через защиту обыденного, простых событий, простой немудреной жизни. Таким образом, лирический герой Т. Кибирова видит в своем статусе «маленького человека» единственно верную позицию, так как именно «маленький человек», его «маленькая» жизнь в ее обыденности и повседневности – это и есть главный космический столп.

(Слайд 12) Далеко ль до беды?" - "Недалече!

Так вот прямо, милок, и ступай.

Ну бывай! До свиданья, до встречи!

А потом уж ни в жизнь не бывай!"

И рассыпался вьюгою в очи,

и пропал хитрован-мужичок.

Время к ночи. Дорога короче.

Волчьим взглядом блеснул огонек.

Еду, еду один в чистом поле.

Нет, не воин, а беглый холоп.

Ну куда уж мне! Вольному воля,

сон покойный, пуховый сугроб.

Но бессонные зенки таращу

в эту мутную, снежную тьму,

зверь-шатун, шаромыга пропащий

и дразнящий тюрьму да суму.

Изгаляются страх и отвага

над моей небольшою душой...

Так сижу я над белой бумагой

черной ночью на кухне чужой.

(Слайд 13) Характерный для Т. Кибирова герой говорит из массы и зачастую от имени массы. При этом он акцентированно автобиографичен. Таков герой, например, «Вступления в книгу «Сквозь прощальные слезы», «Игорю Померанцеву. Летние размышления о судьбах изящной словесности», «Солнцедара», «Двадцати сонетов к Саше Запоевой», «Возвращения из Шилькова в Коньково» и многих других кибировских текстов.

(Слайд 14)

 Чайник кипит. Телик гудит.

 Так незаметно и жизнь пролетит.

 Жизнь пролетит, и приблизится то,

 что атеист называет Ничто,

 что Баратынский не хочет назвать

 дочерью тьмы, ибо кто ж тогда мать?

 Выкипит чайник. Окислится медь.

 Дымом взовьется бетонная твердь.

 Дымом развеются стол и кровать,

 эти обои и эта тетрадь.

 Так что покуда чаевничай, друг.

 Время подумать, да все недосуг.

 Время подумать уже о душе,

 а о другом поздновато уже…

(Слайды 15-17)

 Т. Кибиров подробнейшим образом описывает самый повседневный быт, те реалии эпохи, которые для его героя становятся жизнеобразующими элементами. Однако я лирического героя Кибирова, перерастая в мы, несколько видоизменяет этот процесс, видоизменяя, соответственно, и конечный результат.

(Слайды 18-20)

 Он как бы одновременно   и изнутри, и со стороны наблюдает за ее изменениями, о чем-то ностальгирует, над чем-то иронизирует (чаще всего над самим собой), делает выводы, ведя мерный монолог, иногда вступая в вымышленный диалог или каким-то конкретным адресатом, или с абстрактным читателем.

(Слайд 21)

 Оставаясь «маленьким», герой Т. Кибирова часто вещает с трибуны пушкинско-евтушенковского Пророка. Контрастное сочетание разных дискурсивных пластов в кибировских текстах обеспечила ирония.

Поэзия Т. Кибирова, близкого к постмодернистской эстетике, с точки зрения аккумуляции подтекстов – явление выдающееся даже для постмодернизма.

(Слайд 22) В его стихах самым поразительным и чаще всего неожиданным образом перемешаны реалии (или псевдореалии) различных – и по времени, и по месту существования – культур.

(Слайды 23-30) Наиболее часто Т. Кибиров использует гибридно-цитатный «метод», вновь и вновь пародируя известные строки и образы классиков – от Пушкина и Лермонтова, Тютчева и Некрасова до Брюсова, Маяковского, Мандельштама и др.

(Слайды 31-33)

 Смеховой эффект у Кибирова может достигаться за счет иронической стилизации либо аллюзии внутри совершенно «чужого» для конкретных пушкинских произведений текстов. Особенно нагляден в этой связи пример стихотворения «История села Перхурова (компиляция)». В нем на различном стилистическом материале, с применением разновременных литературных этикетов (от фольклорного до самого современного) рассказывается история Евгения Онегина – асоциальной личности, склонной к нонконформистскому поведению.

(Слайд 34-36)

 Активно и вполне осознанно, пользуясь наиболее ходовыми приемами игровой поэтики постмодернизма, предполагающей тотальное пародирование, ироническое высмеивание всех и вся, Т. Кибиров вместе с тем отнюдь не случайно в одном из завершающих книгу и обращенном к самому себе стихотворении «Постмодернистское» вдруг изменяет взятой на вооружение ернической манере и начинает изъясняться совсем по-другому, не шутовски, а всерьез.

(Слайд 37) Тимура Кибирова обоснованно называют «классиком» отечественного постмодернизма. 

Его тексты изобилуют примерами использования данного специфического стиля письма.

Кроме того, в кибировской поэзии можно найти все приметы постмодернистского мировосприятия:

 обращенность поэтической рефлексии на внутренний мир,

 языковой плюрализм

 стремление к совмещению несовместимого, контекстуализм,

 юнговские архетипы и другие.

Кибиров - поэт мужественный. В наше насмешливое время не каждый решится воспевать житейские подробности, узнаваемые обстоятельства обычной жизни.

7.Сообщение ученика.

Кибиров-поэт лиричный. Он-автор сонетов, обращенных к маленькой дочке. «Известно, что сонет - чрезвычайно удачно найденная форма поэзии, которая, заключая в своих 14 строках лирические высказывания с самыми различными тематическими мотивами - пейзажными картинами, философскими раздумьями, любовными и дружескими признаниями, социальными и бытовыми зарисовками, политическими и гражданскими заявлениями и так далее, очень легко воспринимается читателем и так же легко запоминается...» (О.Федотов)

Сонеты Кибирова, обращенные к маленькой дочке, - жанр в литературе более чем неожиданный. Написаны сонеты в 1995 году, и тема их видится не просто «подготовленной предшествующими опытами», но и единство возможной, - считает А. Немзер. Сонеты к дочери не означают измены Кибирова жене или музе. Любовь одна. Всегда у всех. У Кибирова предмет любви - живая девочка. Телесней не бывает. Сегодняшняя. Сюсюкающая. Дремлющая за супом. Страхи натуральны (от кипятка и ножниц до Невзорова с ОМОНом).

Кибиров, придерживаясь формальных признаков знаменитого четырнадцатистишия, отталкивается от его содержательного штампа. Обычно сонет - стихотворение на тему любви, ирония же кибировских строк вызвана тем, что предмет любви - новорожденный ребенок:

Любимая! Когда впервые мне

Ты улыбнулась ртом своим беззубым

(верней, нелепо растянула губы),

Прожженный и потасканный вполне,

Я вдруг поплыл - как льдина по весне,

Осклабившись в ответ светло и тупо.

И зазвучали ангельские трубы и арфы серафимов в вышине!

Родительские чувства, безусловно, сильно отличаются от чувств влюбленного человека, отец не может не ощущать ответственности за жизнь ребенка, страх за существование его хрупкого и беззащитного тельца, подверженного, как кажется любому родителю, всяческим опасностям:

И понял я, что западня!

Мой ужас. Усмиренный только-только, пошел в контрнаступление. Иголки, булавки, вилки, ножницы, звеня, к тебе тянулись!

Всякая фигня опасности таила втихомолку...

Цикл сонетов сохраняет и все свойственные творческой манере Кибирова особенности (введение диалогов, синтаксически переносы, обыденные, упрощенные рифмы, рифмовка одних и тех же частей речи, разговорная интонация, мозаика реминисценции, соединение разных лексических пластов - все это нарушение канона сонета).

8.Учитель. Какие  выводы вы сделали после прослушанной лекции и сообщений учащихся?

9.Выводы:

-Тимур Кибиров-очень интересный поэт. Он очень остро воспринимает современность, выражает к ней свое отношение по-новому, очень смело и ясно, в критическо-игровой форме.

-Это – новое слово в поэзии, похожее на поэзию «Серебряного века». Его творчество отличается лиричностью, сентиментальностью и порой наивностью. Как и сентименталисты, Тимур Кибиров увлечен жанром сонета. Но эти сонеты - «кибировские», их не спутаешь с другими: они очень современны.

-Хотя Кибиров и имеет свое лицо в поэзии, его стихи, бесспорно, являются продолжением линии утверждения российских национальных ценностей, которую до него проводили великие предшественники, но ему выпала честь восстанавливать кое-что из утерянного в 20-50-е годы XX века. Средствами своего времени ненавязчиво он подводит читателя к национальным идеалам и национальным святыням на пути возрождения России.

9.Задание на дом: подготовить выразительное чтение и анализ одного стихотворения поэта Тимура Кибирова.



Подписи к слайдам:

Слайд 1

Жизнь и творчество Тимура Кибирова Автор учитель русского языка и литературы Т рифонова Антонина Васильевна

Слайд 2

Тимур Кибиров (настоящее имя Тимур Юрьевич Запоев) родился в Хмельницкой области, городе Шепетовка, Украинской ССР, СССР 15 февраля 1955 года в семье офицера и учительницы . Окончил историко-филологический факультет МОПИ.

Слайд 3

Печатается как поэт с 1988 года : журналы и альманахи «Время и мы», « Атмода », «Третья модернизация», «Театральная жизнь», «Континент», «Юность», «Литературная Осетия», «Синтаксис»; «Театр», «Родник», « Дарьял », «Митин журнал», «Дружба народов», «Новый мир», «Странник», «Русская виза», «Кавказ», «22», «Соло», «Знамя», «Огонек», « Арион ».

Слайд 4

Т. Кибиров выпустил в свет более 20 стихотворных сборников: « Общие места» (1990 г.), «Календарь» (1991 г.), «Стихи о любви» (1993 г.), «Сантименты: Восемь книг» (1994 г.), «Когда был Ленин маленьким» (1995 г.), « Парафразис » (1997 г.), «Памяти Державина» (1998 г.), «Избранные послания» (1998 г.), «Интимная лирика» (1998 г.), «Нотации» (1999 г.), «Улица Островитянова» (2000 г.), «Юбилей лирического героя» (2000 г.), « Amor , exil » (2000 г.), «Кто куда, а я – в Россию» (2001 г.), «Шалтай-болтай» (2002 г.), «Стихи» (2005 г.), «Кара- барас » (2006 г.), «Три поэмы» (2008 г.), «Стихи о любви» (2009 г.), «Греко- и римско-кафолические песенки и потешки.1986-2009» (2009 г .) и другие

Слайд 5

Награды Т. Кибиров отмечен Пушкинской премией фонда А. Тепфера (1993), премиями журналов «Знамя» (1994 г.), « Арион » (1996 г.), « антибукеровской » премией «Незнакомка» (1997 г.), премией «Северная Пальмира» (1997 г.), стипендией фонда И. Бродского (2000 г.), премией «Станционный смотритель» (2005 г.), грантом М. Б. Ходорковского «Поэзия и свобода» (2006 г.), дипломом премии «Московский счет» (2007 г.), премией «Поэт» (2008 г.). Книга «Стихи» входила в шорт-лист XVIII Московской международной книжной выставки-ярмарки (2005 г.), книги «Кара- Барас » и «На полях «A Shropshine lad » – в шорт-лист Бунинской премии (2007 г.).

Слайд 6

В течение недолгого времени Тимур Кибиров был главным редактором журнала «Пушкин» (1998 г.), затем работал в телекомпании НТВ, был обозревателем радиостанции «Культура» (2004-2006 гг.).

Слайд 7

Его поэзию относят к постмодернизму, соц -арту и концептуализму . Для Кибирова характерно пересмешничество , пародия, самопародия , установка на скрытое и открытое цитирование как классиче ской литературы, так и советских, идеологических или рекламных штампов.

Слайд 8

Тематика и поэтика стихов Т. Кибирова К публике Тимур Кибиров пришел сложившимся поэтом, со своей собственной эстетической идеей (описанной в критике как романтический , или новый , или пост- концептуализм, новая сентиментальность, новая искренность, пост-постмодернизм ). В ее основе – контаминация двух дискурсивных пластов: лирики и советского дискурса. Помимо «формул официоза» он вобрал в себя языковую сферу частного бытия и быта – «азбуку» детства, отрочества, юности, «грамматику» казармы и студенческой общаги, слова комплиментов, приветные речи любви моментов, анекдоты и тексты «песен о главном», языковой опыт у пивного ларька, гамлетовские вопросы по-русски и, конечно, язык литературы (от школьного списка на лето до коллекции гурмана) – то ценностное языковое поле, из которого бессознательно прорастает и в котором осознает себя личность.

Слайд 9

Справедливо связывают стиль Кибирова с традицией «народной песни» – от городского (блатного) романса и его бардовского воплощения до эстрадно -фольклорного жанра типа «Катюши». Песня для Т. Кибирова – арсенал цитат, а во многом – «форма» его собственного голоса.

Слайд 10

От лирики Кибиров взял сильную позицию высказывания от первого лиц а, обеспечивающую искренность и исповедальность . Более того, эту интимность он усилил, реанимировав жанр дружеского послания. В стихах Кибирова вещает не Пророк: скорее, Акакий Акакиевич Башмачкин .

Слайд 11

Мир нуждается в спасении, а защита мира производится через защиту обыденного, простых событий, простой немудреной жизни. Таким образом, лирический герой Т. Кибирова видит в своем статусе «маленького человека» единственно верную позицию, так как именно «маленький человек», его «маленькая» жизнь в ее обыденности и повседневности – это и есть главный космический столп.

Слайд 12

Далеко ль до беды?" - "Недалече! Так вот прямо, милок, и ступай. Ну бывай! До свиданья, до встречи! А потом уж ни в жизнь не бывай!" И рассыпался вьюгою в очи, и пропал хитрован -мужичок. Время к ночи. Дорога короче. Волчьим взглядом блеснул огонек. Еду, еду один в чистом поле. Нет, не воин, а беглый холоп. Ну куда уж мне! Вольному воля, сон покойный, пуховый сугроб. Но бессонные зенки таращу в эту мутную, снежную тьму, зверь-шатун, шаромыга пропащий и дразнящий тюрьму да суму. Изгаляются страх и отвага над моей небольшою душой... Так сижу я над белой бумагой черной ночью на кухне чужой.

Слайд 13

Характерный для Т. Кибирова герой говорит из массы и зачастую от имени массы. При этом он акцентированно автобиографичен . Таков герой, например, «Вступления в книгу «Сквозь прощальные слезы», «Игорю Померанцеву. Летние размышления о судьбах изящной словесности», «Солнцедара», «Двадцати сонетов к Саше Запоевой », «Возвращения из Шилькова в Коньково» и многих других кибировских текстов.

Слайд 14

Чайник кипит. Телик гудит. Так незаметно и жизнь пролетит. Жизнь пролетит, и приблизится то, что атеист называет Ничто, что Баратынский не хочет назвать дочерью тьмы, ибо кто ж тогда мать? Выкипит чайник. Окислится медь. Дымом взовьется бетонная твердь. Дымом развеются стол и кровать, эти обои и эта тетрадь. Так что покуда чаевничай, друг. Время подумать, да все недосуг. Время подумать уже о душе, а о другом поздновато уже…

Слайд 15

В творчестве Кибирова совпадение лирического героя и биографического автора по некоторым параметрам почти абсолютно. Недаром в его стихах встречаются такие, например, строки : И стало трудно понимать усталому уму. Уснул лирический герой, и снится сон ему .

Слайд 16

До процитированного четверостишия в «Истории села Перхурова» помещено описание явно хорошо знакомой самому поэту дачной действительности вне всякой тематической иерархии: Июльский полдень золотой жужжал в сто тысяч жал. Не одолев и полпути взопрел я и устал. <…> С небес нещадно шпарил зной. Вострянск навозом пах. Промчался мимо самосвал, взметнув дорожный прах.

Слайд 17

Т . Кибиров подробнейшим образом описывает самый повседневный быт, те реалии эпохи, которые для его героя становятся жизнеобразующими элементами. Однако я лирического героя Кибирова , перерастая в мы , несколько видоизменяет этот процесс, видоизменяя, соответственно, и конечный результат. Например, во «Вступление в книгу «Сквозь прощальные слезы» читаем: Пахнет дело мое керосином, Керосинкой, сторонкой родной. Пахнет «Шипром», как бритый мужчина, И, как женщина, – «Красной Москвой» (Той, на крышечке с кисточкой), мылом, Банным мылом и банным листом, Общепитской подливой, гарниром, Пахнет булочной там, за углом .

Слайд 18

Он как бы одновременно и изнутри, и со стороны наблюдает за ее изменениями, о чем-то ностальгирует, над чем-то иронизирует (чаще всего над самим собой), делает выводы, ведя мерный монолог, иногда вступая в вымышленный диалог или каким-то конкретным адресатом, или с абстрактным читателем :

Слайд 20

Люблю ли я это? Не знаю. Конечно. Конечно же нет! Но опять лиризм КВН- овский и КГБ- шный туманит слезою мой взгляд! <…> Чому ж я ни сокил ? Тому ж я не сокол, что каркаю ночь напролет, что плачу и прячусь от бури высокой… А впрочем, и это пройдет. («Меж тем отцвели хризантемы…»)

Слайд 21

Оставаясь «маленьким», герой Т. Кибирова часто вещает с трибун ы пушкинско-евтушенковского Пророка. Контрастное сочетание разных дискурсивных пластов в кибировских текстах обеспечила ирония . Поэзия Т. Кибирова , близкого к постмодернистской эстетике, с точки зрения аккумуляции подтекстов – явление выдающееся даже для постмодернизма.

Слайд 22

В его стихах самым поразительным и чаще всего неожиданным образом перемешаны реалии (или псевдореалии ) различных – и по времени, и по месту существования – культур : образы, темы и мотивы из разных мифологических систем, имена деятелей искусства, литературных героев, имитация различных литературных манер и стилей , парафразы на строки известных стихов, предпосланные эпиграфы, намеки на известные события из жизни тех или иных деятелей культуры и т.д.

Слайд 23

Наиболее часто Т. Кибиров использует гибридно-цитатный «метод», вновь и вновь пародируя известные строки и образы классиков – от Пушкина и Лермонтова, Тютчева и Некрасова до Брюсова, Маяковского, Мандельштама и др . Например: В полночный час такси ловя я вышел на Тверскую. Там проститутку встретил я не очень молодую. Большущий вырез на груди. Малюсенькая юбка. И Музе я сказал: «Гляди! Будь умницей, голубка !» Н.А.Некрасов

Слайд 24

Часто, например, можно наблюдать в стихотворениях Т. Кибирова переработку пушкинских тем и сюжетов. Это, конечно же, переработка постмодернистского типа, то есть, в первую очередь, ироническая. Пример: «Все мое», – сказала скука. «Все мое», – ответил страх. «Все возьму», – сказала скука. «Нет, не все», – ответил страх.

Слайд 25

Эта переделка пушкинского разговора золота и булата. Золото и булат. А.С.Пушкин «Всё мое»,— сказало злато; «Всё мое»,— сказал булат. «Всё куплю»,— сказало злато; «Всё возьму»,— сказал булат . Н о в конце первого же четверостишья меняется тональность стихотворения Т.Кибирова . Дальнейший диалог скуки и страха приводит их к консенсусу и признанию того, что мир вокруг – ничто, а поэтому и спорить не о чем:

Слайд 26

Ах, какое ничего – Нет пощады от него. Ну а коли нет пощады – Так и рыпаться не надо. Эта переделка Пушкина похожа на констатацию факта рокового изменения действительности, в результате которого не только злато и булат остаются в нынешнем мире не у дел, но даже скука и страх лишаются своей жизненной платформы и основания в мире бессмысленности.

Слайд 27

В ряде кибировских стихотворений даются аллюзии на пушкинского «Пророка» и некоторые другие стихи Пушкина, в центре внимания которых стоят также темы поэта, поэзии, творч ества. По большей части Тимур Кибиров это делает с применением той же горькой иронии, при этом понятие «творчество» соотносится у него с понятием «товар», миссия поэта низводится до сомнительного статуса обслуживающего общество потребителей полубалаганного действия .

Слайд 28

Пророки, с точки зрения лирического героя Кибирова , в современном мире никем не будут услышаны, их даже не станут изгонять, как у Лермонтова в одноименном стихотворении, они просто не состоятся за обескураживающей ненадобностью. Поэтому рождается следующее антиподное «Пророку» Пушкина стихотворение, содержащее в то же время аллюзию на стихотворение В. Брюсова о творце и высокой сути творчества :

Слайд 29

Юноша бледный, в печать выходящий. Дать я хочу тебе два-три совета. Первое дело – живи настоящим, ты не пророк, заруби себе это. И поклоняться Искусству не надо. Это уж вовсе последнее дело! Экзюпери и Батая с де Садом, перечитав, можешь выбросить смело .

Слайд 30

Нет денег ни хрена! Товар, производимый в восторгах сладостных, в тоске неизъяснимой, рифмованных словес заветные столбцы все падают в цене, и книгопродавцы с поэтом разговор уже не затевают («Игорю Померанцеву . Летние размышления о судьбах изящной словесности»);

Слайд 31

Смеховой эффект у Кибирова может достигаться за счет иронической стилизации либо аллюзии внутри совершенно «чужого» для конкретных пушкинских произведений текстов. Особенно нагляден в этой связи пример стихотворения «История села Перхурова (компиляция)». В нем на различном стилистическом материале, с применением разновременных литературных этикетов (от фольклорного до самого современного) рассказывается история Евгения Онегина – асоциальной личности, склонной к нонконформистскому поведению.

Слайд 32

Каждый использованный стилистический материал дает Кибирову «своего» Онегина и «свою» историю его жизни. В былинном стихе он – богатырь, в стилистической традиции романтизма – бунтарь, в онегинской строфе – Онегин. Когда же текст «переливается» в современность, Кибиров избирает стиль блатной дворовой песни, почти шансон.

Слайд 33

В Питере жил парень-паренек – эх, паренек! – Симпатичный паренек фартовый, Крупную валюту зашибал он – и водил Девушек по кабакам портовым! Женщин как перчатки он менял – всегда менял! – Кайфовал без горя и печали. И шампанским в потолок стрелял – эх, стрелял! – В ресторанах Женьку узнавали! Далее появляются « Вован молодой», Оля и Танюша, а дело заканчивается перестрелкой друзей. Так «Евгений Онегин» переводится на «народный» язык современной популярной культуры – разумеется, иронически по отношению к культуре, а не к Пушкину или его произведению .

Слайд 34

Активно и вполне осознанно, пользуясь наиболее ходовыми приемами игровой поэтики постмодернизма, предполагающей тотальное пародирование, ироническое высмеивание всех и вся, Т. Кибиров вместе с тем отнюдь не случайно в одном из завершающих книгу и обращенном к самому себе стихотворении «Постмодернистское» вдруг изменяет взятой на вооружение ернической манере и начинает изъясняться совсем по-другому, не шутовски, а всерьез:

Слайд 35

Всё сказано. Что уж тревожиться и пыжиться всё говорить! Цитаты плодятся и множатся. Всё сказано - сколько ни ври. Описано всё, нарисовано. Но что же нам делать, когда нечаянно, необоснованно в воде колыхнулась звезда! Ведь все колыханья, касания, мерцанья Пресветлой слезы опять назначают свидание и просятся вновь на язык.

Слайд 36

Как бы вновь задумавшись о главном предмете Поэзии – о человеке и мире, о любви, красоте и вселенной, – он отказывается от облегченной игры ума и нарочитой стилизации, обращаясь к вечным тайнам природы и человеческого сердца, к правде чувства и высшей сути поэтического творчества.

Слайд 37

Тимура Кибирова обоснованно называют «классиком» отечественного постмодернизма. Его тексты изобилуют примерами использования данного специфического стиля письма. Кроме того, в кибировской поэзии можно найти все приметы постмодернистского мировосприятия : обращенность поэтической рефлексии на внутренний мир , языковой плюрализм стремление к совмещению несовместимого, контекстуализм , юнговские архетипы и другие.

Слайд 38

Использованная литература Лекция . Творчество Тимура Кибирова . Инфоурок https ://infourok.ru/ Конев К. Сентиментальное самообразование: Лирический герой Т. Кибирова (позавчера ‒ сегодня ‒ завтра) // http:// www.gif.ru/greyhorse/crytic/kibirovabout.html Курицын В. Соц -арт любуется-2 // Курицын В. Русский литературный постмодернизм. – М., 2001 . Курицын В. Три дебюта Тимура Кибирова в 1997 году // Литературное обозрение. 1998. – № 1. – С. 37-39 . Курицын В. Концептуализм и соц -арт: Тела и ностальгии // Курицын В. Русский литературный постмодернизм. – М.: ОГИ, 2000 . Немзер А. Читателям Тимура Кибирова // Кибиров Т. Стихи о любви. – М.: Время, 2009. – С. 5-10 . Толоконникова С.Ю. Пушкинский миф в современной русской поэзии // Вестник Крымских литературных чтений: Сборник научных статей и материалов. – Вып . 9, ч. 2. – Симферополь, 2013. – С. 177-184 .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 10 классе "Н.А. Некрасов. Слово о поэте."

Урок-исследование, урок-экскурсия. Защита творческих проектов. Использование ИКТ на уроках литературы....

Конспект урока литературы в 6 классе на тему «Образ бунтующей, мятежной и одинокой души поэта в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Парус»

Тема урока: «Образ бунтующей, мятежной и одинокой души поэта в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Парус»Цели:- расширить знания учащихся о личности Михаила Юрьевича Лермонтова, его творческих...

Конспект урока литературы "Поэты пушкинской поры"

Урок литературы в 9 классе "Поэты пушкинской поры" с применением ИКТ-технологий включает в себя: презентацию №1 для объяснения новой темы, презентацию №2 "Интеллектуальная игра "Современники поэта", в...

Конспект урока литературы в 5 классе по теме "Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века" (урок-мастерская)

Работа над стихотворениями русских поэтов XIX века с элементами мастерской + технологическая карта урока....

Творчество поэта Тимура Кибирова

Презентация к уроку внеклассного чтения в 9 классе...

Конспект урока по литературе в 6 классе на тему "Ф.И. Тютчев. Слово о поэте. "Листья". Особенности изображения природы в лирике поэта"

Данный материал предназначен для учителей литературы. Урок входит в раздел "Из русской литературы 19 века"...

Конспект урока "Новокрестьянские поэты - представители Серебряного века русской литературы. Поэзия Н.Клюева, С. Клычкова, П. Орешина

Подготовила: Тиханова Анастасия Юрьевна,учитель русского языка и литературы,ГБОУ школа № 489 Московского района Санкт-ПетербургаКонспект урока Класс: 11 классТема: «Новокрестьянские поэты &ndash...