Творчество поэта Тимура Кибирова
презентация к уроку по литературе (9 класс) на тему

Трифонова Антонина Васильевна

Презентация к уроку внеклассного чтения в 9 классе

Скачать:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Жизнь и творчество Тимура Кибирова Автор учитель русского языка и литературы Т рифонова Антонина Васильевна

Слайд 2

Тимур Кибиров (настоящее имя Тимур Юрьевич Запоев) родился в Хмельницкой области, городе Шепетовка, Украинской ССР, СССР 15 февраля 1955 года в семье офицера и учительницы . Окончил историко-филологический факультет МОПИ.

Слайд 3

Печатается как поэт с 1988 года : журналы и альманахи «Время и мы», « Атмода », «Третья модернизация», «Театральная жизнь», «Континент», «Юность», «Литературная Осетия», «Синтаксис»; «Театр», «Родник», « Дарьял », «Митин журнал», «Дружба народов», «Новый мир», «Странник», «Русская виза», «Кавказ», «22», «Соло», «Знамя», «Огонек», « Арион ».

Слайд 4

Т. Кибиров выпустил в свет более 20 стихотворных сборников: « Общие места» (1990 г.), «Календарь» (1991 г.), «Стихи о любви» (1993 г.), «Сантименты: Восемь книг» (1994 г.), «Когда был Ленин маленьким» (1995 г.), « Парафразис » (1997 г.), «Памяти Державина» (1998 г.), «Избранные послания» (1998 г.), «Интимная лирика» (1998 г.), «Нотации» (1999 г.), «Улица Островитянова» (2000 г.), «Юбилей лирического героя» (2000 г.), « Amor , exil » (2000 г.), «Кто куда, а я – в Россию» (2001 г.), «Шалтай-болтай» (2002 г.), «Стихи» (2005 г.), «Кара- барас » (2006 г.), «Три поэмы» (2008 г.), «Стихи о любви» (2009 г.), «Греко- и римско-кафолические песенки и потешки.1986-2009» (2009 г .) и другие

Слайд 5

Награды Т. Кибиров отмечен Пушкинской премией фонда А. Тепфера (1993), премиями журналов «Знамя» (1994 г.), « Арион » (1996 г.), « антибукеровской » премией «Незнакомка» (1997 г.), премией «Северная Пальмира» (1997 г.), стипендией фонда И. Бродского (2000 г.), премией «Станционный смотритель» (2005 г.), грантом М. Б. Ходорковского «Поэзия и свобода» (2006 г.), дипломом премии «Московский счет» (2007 г.), премией «Поэт» (2008 г.). Книга «Стихи» входила в шорт-лист XVIII Московской международной книжной выставки-ярмарки (2005 г.), книги «Кара- Барас » и «На полях «A Shropshine lad » – в шорт-лист Бунинской премии (2007 г.).

Слайд 6

В течение недолгого времени Тимур Кибиров был главным редактором журнала «Пушкин» (1998 г.), затем работал в телекомпании НТВ, был обозревателем радиостанции «Культура» (2004-2006 гг.).

Слайд 7

Его поэзию относят к постмодернизму, соц -арту и концептуализму . Для Кибирова характерно пересмешничество , пародия, самопародия , установка на скрытое и открытое цитирование как классиче ской литературы, так и советских, идеологических или рекламных штампов.

Слайд 8

Тематика и поэтика стихов Т. Кибирова К публике Тимур Кибиров пришел сложившимся поэтом, со своей собственной эстетической идеей (описанной в критике как романтический , или новый , или пост- концептуализм, новая сентиментальность, новая искренность, пост-постмодернизм ). В ее основе – контаминация двух дискурсивных пластов: лирики и советского дискурса. Помимо «формул официоза» он вобрал в себя языковую сферу частного бытия и быта – «азбуку» детства, отрочества, юности, «грамматику» казармы и студенческой общаги, слова комплиментов, приветные речи любви моментов, анекдоты и тексты «песен о главном», языковой опыт у пивного ларька, гамлетовские вопросы по-русски и, конечно, язык литературы (от школьного списка на лето до коллекции гурмана) – то ценностное языковое поле, из которого бессознательно прорастает и в котором осознает себя личность.

Слайд 9

Справедливо связывают стиль Кибирова с традицией «народной песни» – от городского (блатного) романса и его бардовского воплощения до эстрадно -фольклорного жанра типа «Катюши». Песня для Т. Кибирова – арсенал цитат, а во многом – «форма» его собственного голоса.

Слайд 10

От лирики Кибиров взял сильную позицию высказывания от первого лиц а, обеспечивающую искренность и исповедальность . Более того, эту интимность он усилил, реанимировав жанр дружеского послания. В стихах Кибирова вещает не Пророк: скорее, Акакий Акакиевич Башмачкин .

Слайд 11

Мир нуждается в спасении, а защита мира производится через защиту обыденного, простых событий, простой немудреной жизни. Таким образом, лирический герой Т. Кибирова видит в своем статусе «маленького человека» единственно верную позицию, так как именно «маленький человек», его «маленькая» жизнь в ее обыденности и повседневности – это и есть главный космический столп.

Слайд 12

Далеко ль до беды?" - "Недалече! Так вот прямо, милок, и ступай. Ну бывай! До свиданья, до встречи! А потом уж ни в жизнь не бывай!" И рассыпался вьюгою в очи, и пропал хитрован -мужичок. Время к ночи. Дорога короче. Волчьим взглядом блеснул огонек. Еду, еду один в чистом поле. Нет, не воин, а беглый холоп. Ну куда уж мне! Вольному воля, сон покойный, пуховый сугроб. Но бессонные зенки таращу в эту мутную, снежную тьму, зверь-шатун, шаромыга пропащий и дразнящий тюрьму да суму. Изгаляются страх и отвага над моей небольшою душой... Так сижу я над белой бумагой черной ночью на кухне чужой.

Слайд 13

Характерный для Т. Кибирова герой говорит из массы и зачастую от имени массы. При этом он акцентированно автобиографичен . Таков герой, например, «Вступления в книгу «Сквозь прощальные слезы», «Игорю Померанцеву. Летние размышления о судьбах изящной словесности», «Солнцедара», «Двадцати сонетов к Саше Запоевой », «Возвращения из Шилькова в Коньково» и многих других кибировских текстов.

Слайд 14

Чайник кипит. Телик гудит. Так незаметно и жизнь пролетит. Жизнь пролетит, и приблизится то, что атеист называет Ничто, что Баратынский не хочет назвать дочерью тьмы, ибо кто ж тогда мать? Выкипит чайник. Окислится медь. Дымом взовьется бетонная твердь. Дымом развеются стол и кровать, эти обои и эта тетрадь. Так что покуда чаевничай, друг. Время подумать, да все недосуг. Время подумать уже о душе, а о другом поздновато уже…

Слайд 15

В творчестве Кибирова совпадение лирического героя и биографического автора по некоторым параметрам почти абсолютно. Недаром в его стихах встречаются такие, например, строки : И стало трудно понимать усталому уму. Уснул лирический герой, и снится сон ему .

Слайд 16

До процитированного четверостишия в «Истории села Перхурова» помещено описание явно хорошо знакомой самому поэту дачной действительности вне всякой тематической иерархии: Июльский полдень золотой жужжал в сто тысяч жал. Не одолев и полпути взопрел я и устал. <…> С небес нещадно шпарил зной. Вострянск навозом пах. Промчался мимо самосвал, взметнув дорожный прах.

Слайд 17

Т . Кибиров подробнейшим образом описывает самый повседневный быт, те реалии эпохи, которые для его героя становятся жизнеобразующими элементами. Однако я лирического героя Кибирова , перерастая в мы , несколько видоизменяет этот процесс, видоизменяя, соответственно, и конечный результат. Например, во «Вступление в книгу «Сквозь прощальные слезы» читаем: Пахнет дело мое керосином, Керосинкой, сторонкой родной. Пахнет «Шипром», как бритый мужчина, И, как женщина, – «Красной Москвой» (Той, на крышечке с кисточкой), мылом, Банным мылом и банным листом, Общепитской подливой, гарниром, Пахнет булочной там, за углом .

Слайд 18

Он как бы одновременно и изнутри, и со стороны наблюдает за ее изменениями, о чем-то ностальгирует, над чем-то иронизирует (чаще всего над самим собой), делает выводы, ведя мерный монолог, иногда вступая в вымышленный диалог или каким-то конкретным адресатом, или с абстрактным читателем :

Слайд 20

Люблю ли я это? Не знаю. Конечно. Конечно же нет! Но опять лиризм КВН- овский и КГБ- шный туманит слезою мой взгляд! <…> Чому ж я ни сокил ? Тому ж я не сокол, что каркаю ночь напролет, что плачу и прячусь от бури высокой… А впрочем, и это пройдет. («Меж тем отцвели хризантемы…»)

Слайд 21

Оставаясь «маленьким», герой Т. Кибирова часто вещает с трибун ы пушкинско-евтушенковского Пророка. Контрастное сочетание разных дискурсивных пластов в кибировских текстах обеспечила ирония . Поэзия Т. Кибирова , близкого к постмодернистской эстетике, с точки зрения аккумуляции подтекстов – явление выдающееся даже для постмодернизма.

Слайд 22

В его стихах самым поразительным и чаще всего неожиданным образом перемешаны реалии (или псевдореалии ) различных – и по времени, и по месту существования – культур : образы, темы и мотивы из разных мифологических систем, имена деятелей искусства, литературных героев, имитация различных литературных манер и стилей , парафразы на строки известных стихов, предпосланные эпиграфы, намеки на известные события из жизни тех или иных деятелей культуры и т.д.

Слайд 23

Наиболее часто Т. Кибиров использует гибридно-цитатный «метод», вновь и вновь пародируя известные строки и образы классиков – от Пушкина и Лермонтова, Тютчева и Некрасова до Брюсова, Маяковского, Мандельштама и др . Например: В полночный час такси ловя я вышел на Тверскую. Там проститутку встретил я не очень молодую. Большущий вырез на груди. Малюсенькая юбка. И Музе я сказал: «Гляди! Будь умницей, голубка !» Н.А.Некрасов

Слайд 24

Часто, например, можно наблюдать в стихотворениях Т. Кибирова переработку пушкинских тем и сюжетов. Это, конечно же, переработка постмодернистского типа, то есть, в первую очередь, ироническая. Пример: «Все мое», – сказала скука. «Все мое», – ответил страх. «Все возьму», – сказала скука. «Нет, не все», – ответил страх.

Слайд 25

Эта переделка пушкинского разговора золота и булата. Золото и булат. А.С.Пушкин «Всё мое»,— сказало злато; «Всё мое»,— сказал булат. «Всё куплю»,— сказало злато; «Всё возьму»,— сказал булат . Н о в конце первого же четверостишья меняется тональность стихотворения Т.Кибирова . Дальнейший диалог скуки и страха приводит их к консенсусу и признанию того, что мир вокруг – ничто, а поэтому и спорить не о чем:

Слайд 26

Ах, какое ничего – Нет пощады от него. Ну а коли нет пощады – Так и рыпаться не надо. Эта переделка Пушкина похожа на констатацию факта рокового изменения действительности, в результате которого не только злато и булат остаются в нынешнем мире не у дел, но даже скука и страх лишаются своей жизненной платформы и основания в мире бессмысленности.

Слайд 27

В ряде кибировских стихотворений даются аллюзии на пушкинского «Пророка» и некоторые другие стихи Пушкина, в центре внимания которых стоят также темы поэта, поэзии, творч ества. По большей части Тимур Кибиров это делает с применением той же горькой иронии, при этом понятие «творчество» соотносится у него с понятием «товар», миссия поэта низводится до сомнительного статуса обслуживающего общество потребителей полубалаганного действия .

Слайд 28

Пророки, с точки зрения лирического героя Кибирова , в современном мире никем не будут услышаны, их даже не станут изгонять, как у Лермонтова в одноименном стихотворении, они просто не состоятся за обескураживающей ненадобностью. Поэтому рождается следующее антиподное «Пророку» Пушкина стихотворение, содержащее в то же время аллюзию на стихотворение В. Брюсова о творце и высокой сути творчества :

Слайд 29

Юноша бледный, в печать выходящий. Дать я хочу тебе два-три совета. Первое дело – живи настоящим, ты не пророк, заруби себе это. И поклоняться Искусству не надо. Это уж вовсе последнее дело! Экзюпери и Батая с де Садом, перечитав, можешь выбросить смело .

Слайд 30

Нет денег ни хрена! Товар, производимый в восторгах сладостных, в тоске неизъяснимой, рифмованных словес заветные столбцы все падают в цене, и книгопродавцы с поэтом разговор уже не затевают («Игорю Померанцеву . Летние размышления о судьбах изящной словесности»);

Слайд 31

Смеховой эффект у Кибирова может достигаться за счет иронической стилизации либо аллюзии внутри совершенно «чужого» для конкретных пушкинских произведений текстов. Особенно нагляден в этой связи пример стихотворения «История села Перхурова (компиляция)». В нем на различном стилистическом материале, с применением разновременных литературных этикетов (от фольклорного до самого современного) рассказывается история Евгения Онегина – асоциальной личности, склонной к нонконформистскому поведению.

Слайд 32

Каждый использованный стилистический материал дает Кибирову «своего» Онегина и «свою» историю его жизни. В былинном стихе он – богатырь, в стилистической традиции романтизма – бунтарь, в онегинской строфе – Онегин. Когда же текст «переливается» в современность, Кибиров избирает стиль блатной дворовой песни, почти шансон.

Слайд 33

В Питере жил парень-паренек – эх, паренек! – Симпатичный паренек фартовый, Крупную валюту зашибал он – и водил Девушек по кабакам портовым! Женщин как перчатки он менял – всегда менял! – Кайфовал без горя и печали. И шампанским в потолок стрелял – эх, стрелял! – В ресторанах Женьку узнавали! Далее появляются « Вован молодой», Оля и Танюша, а дело заканчивается перестрелкой друзей. Так «Евгений Онегин» переводится на «народный» язык современной популярной культуры – разумеется, иронически по отношению к культуре, а не к Пушкину или его произведению .

Слайд 34

Активно и вполне осознанно, пользуясь наиболее ходовыми приемами игровой поэтики постмодернизма, предполагающей тотальное пародирование, ироническое высмеивание всех и вся, Т. Кибиров вместе с тем отнюдь не случайно в одном из завершающих книгу и обращенном к самому себе стихотворении «Постмодернистское» вдруг изменяет взятой на вооружение ернической манере и начинает изъясняться совсем по-другому, не шутовски, а всерьез:

Слайд 35

Всё сказано. Что уж тревожиться и пыжиться всё говорить! Цитаты плодятся и множатся. Всё сказано - сколько ни ври. Описано всё, нарисовано. Но что же нам делать, когда нечаянно, необоснованно в воде колыхнулась звезда! Ведь все колыханья, касания, мерцанья Пресветлой слезы опять назначают свидание и просятся вновь на язык.

Слайд 36

Как бы вновь задумавшись о главном предмете Поэзии – о человеке и мире, о любви, красоте и вселенной, – он отказывается от облегченной игры ума и нарочитой стилизации, обращаясь к вечным тайнам природы и человеческого сердца, к правде чувства и высшей сути поэтического творчества.

Слайд 37

Тимура Кибирова обоснованно называют «классиком» отечественного постмодернизма. Его тексты изобилуют примерами использования данного специфического стиля письма. Кроме того, в кибировской поэзии можно найти все приметы постмодернистского мировосприятия : обращенность поэтической рефлексии на внутренний мир , языковой плюрализм стремление к совмещению несовместимого, контекстуализм , юнговские архетипы и другие.

Слайд 38

Использованная литература Лекция . Творчество Тимура Кибирова . Инфоурок https ://infourok.ru/ Конев К. Сентиментальное самообразование: Лирический герой Т. Кибирова (позавчера ‒ сегодня ‒ завтра) // http:// www.gif.ru/greyhorse/crytic/kibirovabout.html Курицын В. Соц -арт любуется-2 // Курицын В. Русский литературный постмодернизм. – М., 2001 . Курицын В. Три дебюта Тимура Кибирова в 1997 году // Литературное обозрение. 1998. – № 1. – С. 37-39 . Курицын В. Концептуализм и соц -арт: Тела и ностальгии // Курицын В. Русский литературный постмодернизм. – М.: ОГИ, 2000 . Немзер А. Читателям Тимура Кибирова // Кибиров Т. Стихи о любви. – М.: Время, 2009. – С. 5-10 . Толоконникова С.Ю. Пушкинский миф в современной русской поэзии // Вестник Крымских литературных чтений: Сборник научных статей и материалов. – Вып . 9, ч. 2. – Симферополь, 2013. – С. 177-184 .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-посвящение по творчеству поэта-барда - В.Высоцкого в 11 классе.

Владимир Высоцкий – феномен семидесятых годов, его творчество самобытно и многогранно. Все настоящие артисты и все поэты обязаны своим становлением и признанием самим себе. Феномен В. Высоцкого в ...

Проект урока-дискуссии «Сравнительный анализ патриотических мотивов творчества поэтов-эмигрантов и поэтов России».

 Любовь к Родине, приравненная к самым высоким, священным чувствам человека, гордость за свою страну – основа развития созидательной личности, способной в злободневных буднях находить крас...

Технологическая карта урока литературы в 8 классе по теме: Михаил Юрьевич Лермонтов и Коста Хетагуров. Жизнь и творчество. Предназначение поэта и поэзии в творчестве поэтов. Специфика художественной образности

В данном уроке анализируются и сравниваются поэты М.Лермонтов и К .Хетагуров, рассматривается их отношение к предназначению поэта и поэзии....

Конспект урока литературы "Творчество поэта Тимура Кибирова"

Данный материал  можно использовать на уроке внеклассного чтения в 9 классе, а также на уроке литературы по современной русской поэзии в 11 классе....

А.Блок. Жизнь и творчество. Презентация к уроку по творчеству поэта

В презентации размещены слайды, на которых кратко говорится об основных этапах жизни и творчества поэта...

А. С. Пушкин: жизнь и творчество. Дружба и друзья в творчестве поэта

Цели: вспомнить с учащимися основные этапы жизненного и творческого пути А. С. Пушкина; расширить знания о жанре оды, послания; развивать умения и навыки выразительного, целостного анал...

Конспект урока литературы в 9 «а» классе Дата проведения: 05.11.2019 г. Учитель: Цориева Ж.Х. Тема: А. С. ПУШКИН: жизнь и творчество. Дружба и друзья в творчестве поэта

Цели: вспомнить с учащимися основные этапы жизненного и творческого пути А. С. Пушкина; расширить знания о жанре оды, послания; развивать умения и навыки выразительного, целостного анализа поэти...