Крылов И.А.
презентация к уроку по литературе (6 класс) на тему

Презентация при изучении "Басни"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krylov_i.a.rar2.85 МБ

Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИЗ ИСТОРИИ БАСНИ Басня - один из старейших жанров литературы. Уже в Древней Греции широкую известность получили басни поэта Гесиода, но особенно популярным был баснописец Эзоп. В более поздние времена во Франции прославился своими баснями поэт Лафонтен. Басни в русской литературе мы находим у М. В. Ломоносова, А. П. Сумарокова, В. И. Майкова , И. И. Хемницера , И. И. Дмитриева, И. А. Крылова.

Слайд 2

СЛОВАРИК Басня - это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл. Мораль - начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом. Аллегория ( греч . иносказание)-иносказательное изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного жизненного образа. Например, в баснях и сказках хитрость показывается в образе лисы, жадность - в образе волка и т.д. Олицетворение - приписывание неодушевлённым предметам признаков и свойств живых существ: К ней прилегла в опочивальне Её сиделка - тишина А. Блок

Слайд 3

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ Басни Небольшой рассказ часто стихотворный 2 части: основное повествование и мораль (нравоучение); аллегорическая форма (иносказание); сатирическое изображение; герои - чаще животные; Диалог; Использование просторечной лексики; Лаконизм, Афористичность языка; Особый басенный стих (строчки разной длины), передающий разговорную речь; Олицетворение

Слайд 4

ЭЗОП Всем известно выражение «эзопов язык» — это когда говорят непрямо, обиняками. Эзопом звался человек, которого греки считали автором всех ходивших по Греции басен. Вот одна из них — «Лисица и виноград». «Голодная лисица заметила свесившуюся с лозы гроздь винограда и хотела было достать её, но не могла. Ушла она и говорит: „Он ешё не дозрел". Иной не может доделать что-либо из-за недостатка сил, а винит в этом случай». Об Эзопе нет достоверных сведений, зато легенд — множество: что был он рабом и калекой, что жил во времена Креза — царя Лидии, правившего в VI в. до н. э., — на острове Самос , а погиб в Дельфах (местные жители сбросили его со скалы). Басни, приписывавшиеся Эзопу, впервые собрали и записали около 300 г. до н. э. Этим сборником пользовались римский баснописец Федр ( I в. н. э.) и греческий баснописец Бабрий ( II в.). Их басни были не прозаические, как в Эзоповом сборнике, а стихотворные. Г.Нарбут. Лисица и виноград.

Слайд 5

ЛАФОНТЕН Жан де Лафонтен (1621—1695) родился во французском городке Ша-то-Тьери в семье «смотрителя вод и лесов». В 1668 г. Лафонтен опубликовал первые шесть книг басен под заглавием «Басни Эзопа, переложенные в стихи г-ном де Лафонтеном». Басни принесли ему всемирную известность. Лафонтен фактически возродил этот жанр античной литературы, вдохнул в него новую жизнь уже в условиях европейской культуры Нового времени. Обращаясь к критикам, находившим изъяны в его произведениях, Лафонтен писал: «Довольно, что новым языком / Говорит у меня волк и лепечет ягнёнок»..

Слайд 6

РУССКИЕ БАСНОПИСЦЫ 1 Иллюстрация к басне «Ворона и Лисица». Художник А.Чубукова.2002. А. Сумароков. Ворона горлышко разинула пошире, Чтоб быти соловьем. «А сыру, - думает,- и после я поем. В сию минуту мне здесь дело не о пире!» Разинула уста И дождалась поста. Чуть видит лишь конец Лисицына хвоста. Хотела петь, не пела, Хотела есть, не ела. Причина та тому, что сыру больше нет, Сыр выпал изо рту - Лисице на обед. В. Тредиаковский. Ворон, похвалой надмен , мня себя пристойну , Начал, сколько можно громче, каркать и кричать, Чтоб похвал последнюю получить себе печать. Но тем самым из его носа растворенна Выпал на землю тот сыр, Лиска ободрена Оною корыстью, говорит тому на смех: «Веем ты добр, мой Ворон; Только ты без сердца мех». И. Крылов. Вещуньина с похвал вскружилась голова, От радости в зобу дыханье сперло, И на приветливы Лисицыны слова Ворона каркнула во всё воронье горло, - Сыр выпал - с ним была плутовка такова.

Слайд 7

ИВАН АНДРЕЕВИЧ КРЫЛОВ [2 (13) февраля 1769 (или 1768), Москва? — 9 (21) ноября 1844 Кто не слыхал его живого слова? Кто в жизни с ним не встретился своей? Бессмертные творения Крылова Мы с каждым годом любим всё сильней. Со школьной парты с ними мы сживались, В те дни букварь постигшие едва. И в памяти навеки оставались Крылатые крыловские слова. М. Исаковский

Слайд 8

Памятник И.А. Крылову в Летнем саду в Санкт-Петербурге. Скульптор П. Клодт . 1855. Первый в Петербурге памятник писателю. Памятник И.А. Крылову на Патриарших прудах в Москве. Скульпторы А. А. Древин и Д. Ю. Митлянский . Архитектор А. Г. Чалтыкьян . 1976.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

И.А.Крылов. "Пусть звери мои за меня говорят"

Цели урока: познакомить учащихся с биографией баснописца; указать на жанровые признаки басни; развивать умения понимать иносказательный подтекст басен и их мораль; познакомить учащихся с предшес...

Методическая разработка урока литературы в 5 классе по теме «Басни. И. А Крылов: "Звери мои за меня говорят". Басня "Волк на псарне"».

Урок литературы в 5 классе по программе Г.И. Беленького.Тема урока: «Басни. И. А Крылов. "Звери мои за меня говорят". Басня "Волк на псарне"».Цели: познакомить с биографией И. Крылова,...

А.И.Крылов.Жизнь и творчество.

Презентация сопровождает литературный праздник, посвященный великому русскому баснописцу....

План-конспект урока по литературе Иван Андреевич Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова.

Урок изучения нового материала по творчеству И. А. Крылова в 5 классе (программа Г. Меркина) с использованием электронных образовательных ресурсов....

Сценарий литературного праздника "О Русь, взмахни крылами!"

«О Русь, взмахникрылами!» Литературный праздник,посвященный памятиС.А. Есенинадля 11-х классов...

Семья и школа как два крыла.

Семья и школа как два крыла, возносящие детскую душу к Истине и Свету....

П р о е к т положения о порядке осуществления волонтерской деятельности в школьной добровольческой команде: «Крылья надежды»

Перечень представленного материала:Об эволюции термина «Волонтёрство».Положение о порядке осуществления волонтёрской деятельности в школьной добровольческой команде «Крылья надежды&r...