Рабочая программа по литературе ФГОС 6 класс
рабочая программа по литературе (6 класс) на тему

Рабочая программа по литературе ФГОС 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_6_kl_lit_fgos_17_18.docx48.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 24

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ СОШ № 24

____________Замковая Н.В.

                                                                                     Приказ № __________

от «___» ___________2017 г.

Рабочая программа

по  предмету

 «Литература»

(базовый уровень)

  6 «В» класс

Составитель:  Соколова Алевтина Васильевна,

учитель русского языка и литературы

высшей категории

2017


            Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для 6 класса составлена на основе авторской программы:

Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И., Беляева Н.В. (ФГОС) Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. В.Я. Коровиной 5 – 9 классы. – М.: Просвещение, 2016 г.

Рабочая программа ориентирована на учебник: Литература. 6 класс. Учеб. для  общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч.; под ред. В.Я. Коровиной. – 3-е изд. –  М.: Просвещение, 2014.

Учебник имеет гриф « Рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации»  и  входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях.

Место учебного предмета «Литература»

в базисном учебном плане

 Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования и  учебному плану школы на изучение предмета «Литература» в 6 классе отводится 3 часа в учебную неделю, то есть 105 часов за учебный год.

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература»

Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:

  • совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.

 Познавательные УУД: 

  • умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов.

 Коммуникативные УУД: 

  • умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

 Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
  • формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
  • понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
  • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Ученик научится:

  • осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
  •  воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
  • определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
  • выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
  • определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
  • анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы,  аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному;
  • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
  • работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.

Ученик получит возможность научиться: 

  • выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
  • дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
  • сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;
  • оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
  • создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
  • сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
  • вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:

  •  выражать свое отношение к прочитанному, сравнивать и сопоставлять;
  •  самостоятельно строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением, подбирая аргументы, формулируя выводы,  используя выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблицу, схему, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
  •  участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
  •  использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации, включая справочную литературу, периодику, Интернет-ресурсы и др. базы данных.

II.    Содержание учебного предмета «Литература» 6 класс

          Введение 

Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

          Устное народное творчество

Обрядовый фольклор. Произведения календарного обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение календарного обрядового фольклора.

Пословицы и поговорки. Загадки. Загадки – малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.

Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.

Р.Р. Письменный ответ на проблемный вопрос. Устное рецензирование выразительного чтения. Устный монологический ответ по плану.

          Из древнерусской литературы

 «Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе». Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).

Теория литературы. Летопись (развитие представлений).

Р.Р. Устное рецензирование выразительного чтения. Устные и письменные ответы на вопросы.

          Из русской литературы 18 века

Русские басни.

Иван Иванович Дмитриев. Краткий рассказ о жизни и творчестве баснописца. «Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством. Особенности литературного языка XVIII столетия.

Теория литературы. Мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие понятий).

Р.Р. Выразительное чтение басни. Устное рецензирование выразительного чтения. Характеристика героев басни. Участие в коллективном диалоге.

          Из русской литературы 19 века

Иван Андреевич Крылов Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя-баснописца. Самообразование поэта. «Листы и корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства. Проект.

Теория литературы. Басня. Аллегория. Мораль (развитие представлений).

Р.Р. Выразительное чтение басни. Устное рецензирование выразительного чтения. Характеристика героев басни. Участие в коллективном диалоге.

Александр Сергеевич Пушкин Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. Лицейские годы. «Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.

«И.И. Пущину». Светлое чувство дружбы - помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием. «Выстрел» (для внеклассного чтения). «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести. «Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям. Проект.

Теория литературы. Эпитет метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).

Контрольная работа №1 по творчеству А.С. Пушкина.

Р.Р. Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Составление плана анализа стихотворения. Устный и письменный анализ стихотворений. Выразительное чтение фрагментов прозы. Составление письменного ответа на проблемный вопрос.

Михаил Юрьевич Лермонтов Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. Ученические годы. «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации. «Листок», «На севере диком ... », «Утес», «Три пальмы». Тема красоты, гармония человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные представления). Поэтическая интонация (начальные представления).

Р.Р. Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ стихотворения.

Николай Васильевич Гоголь (для внеклассного чтения)

«Старосветские помещики».

Иван Сергеевич Тургенев Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе. Проект.

Теория литературы. Пейзаж, портретная характеристика персонажей (развитие представлений).

Р.Р. Выразительное чтение фрагментов. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устная и письменная характеристика героя или групповой характеристики героев.

Федор Иванович Тютчев Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Листья», «Неохотно и несмело ... ». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» - символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся ... ». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.

Р.Р. Устный и письменный анализ текста.

Афанасий Афанасьевич Фет Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Ель рукавом мне тропинку завесила ... », «Еще майская ночь», «Учись у них - у дуба, у березы ... ». Жизнеутверждающее начало в лирике А.А. Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи А.А. Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия). Звукопись в поэзии (развитие представлений).

Р.Р. Устный и письменный анализ текста.

Николай Алексеевич Некрасов Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ - созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.

Историческая поэма «Дедушка» (для внеклассного чтения). Декабристская тема в творчестве Н.А. Некрасова.

Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).

К.Р. Контрольная работа №2 по творчеству М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова.

Р.Р. Письменный ответ на вопрос проблемного характера. Устный и письменный анализ стихотворений.

Николай Семенович Лесков Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования. Проект.

Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).

«Человек на часах» (для внеклассного чтения).

Р.Р. Устный и письменный ответ на проблемные вопросы.

Антон Павлович Чехов Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя,

«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали. «Пересолил», «Лошадиная фамилия», др. (для внеклассного чтения).

Теория литературы. Комическое. Юмор. Комическая ситуация (развитие понятий).

Р.Р. Составление викторины на знание текстов рассказов.

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века.

Я.Л. Полонский «По горам две хмурых тучи ... », «Посмотри, какая мгла... »; Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист ... », « Чудный град ... »; А.К. Толстой «Где гнутся над омутом лозы ... ». Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике. Проект.

Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).

Р.Р. Составление плана письменного высказывания. Устный и письменный анализы стихотворений.

          Из русской литературы 20 века

Александр Иванович Куприн (для внеклассного чтения)

«Чудесный доктор». Реальная основа и содержание рассказа. Образ главного героя. Тема служения людям.

Теория литературы. Рождественский рассказ (начальные представления).

Р.Р. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге.

Андрей Платонович Платонов Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. П. Платонова.

Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов (начальное представление).

Р.Р. Выразительное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения. Устная и письменная характеристика героев.

Александр Степанович Грин Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям. (для внеклассного чтения)

Теория литературы. Романтическое содержание повести. Черты романтического героя (развитие представлений).

Михаил Михайлович Пришвин Слово о писателе.

«Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Митраши и Насти. Образ природы в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».

К.Р. Контрольная работа №3 по творчеству М.М. Пришвина.

Р.Р. Устные и письменные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ эпизода.

Произведения о Великой Отечественной войне

К.М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины ... »; Д.С. Самойлов «Сороковые». Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.

Теория литературы. Средства выразительности, гражданский, патриотический пафос стихотворения (развитие представлений).

Альберт Анатольевич Лиханов (для внеклассного чтения)

 «Последние холода». Дети и война.

Р.Р. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.

Виктор Петрович Астафьев Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа - честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.

Теория литературы. Речевая характеристика героев (развитие представлений). Герой-повествователь (начальные представления).

Р.Р. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Характеристика героев. Составление планов речевых характеристик.

Валентин Григорьевич Распутин Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. Нравственная проблематика произведения. Проект.

Теория литературы. Рассказ. Сюжет (развитие nонятий). Герой-повествователь (развитие понятия).

Р.Р. Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики героев. Устный и письменный анализ эпизода.

Родная природа в русской поэзии XX века

А.А. Блок «Летний вечер», «О, как безумно за окном ... »; С.А. Есенин «Мелколесье. Степь и дали ... », «Пороша»; А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие ... » Чувство радости и печали, любви к родной природе и Родине в стихотворениях поэтов XX века. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родной природы.

Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений).

Николай Михайлович Рубцов Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова. Отличительные черты характера лирического героя.

Теория литературы. Изобразительно-выразительные средства (развитие понятий).

Р.Р. Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.

Писатели улыбаются

Василий Макарович Шукшин Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

Рассказы «Чудик» и «Кpuтики». Особенности шукшинских героев - «чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности. Образ «странного» героя в литературе.

Фазиль Искандер Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

Теория литературы. Рассказ. Сюжет (развитие nонятий). Герой-повествователь (развитие понятия).

Р.Р. Устная и письменная характеристика героев. Участие в коллективном диалоге.

Из литературы народов России (для внеклассного чтения)

Габдулла Тукай  Краткий рассказ о жизни и творчестве татарского поэта.

«Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человека. Книга - «отрада из отрад», «путеводная звезда», «бесстрашное сердце», «радостная душа».

Кайсын Кулиев Краткий рассказ о жизни и творчестве балкарского поэта.

«Когда на меня навалилась беда ... », «Каким бы малым ни был мой народ ... ». Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие Родину в стихотворениях поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт - вечный должник своего народа.

Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.

          Из зарубежной литературы

Мифы Древней Греции

«Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Подвиги Геракла (в переложении Н. Куна).

Геродот «Легенда об Арионе».

Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.

Гомер Краткий рассказ о жизни и творчестве Гомера.

«Илиада», «Одиссея» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Описание щита Ахиллеса: сцены войны и мирной жизни. Стихия Одиссея - борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей - мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем, «Одиссея» - песня о героических подвигах, мужественных героях.

Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).

Мигель де Сервантес Сааведра Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нем. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы (для внеклассного чтения).

Теория литературы. «Вечные» образы в искусстве (начальные представления).

Фридрих Шиллер Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь - герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

Теория литературы. Рыцарская баллада (начальные представления).

Проспер Мериме Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.

Антуан де Сент-Экзюпери Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Чистота восприятия мира как величайшая ценность.

Теория литературы. Притча (начальные представления).

Марк  Твен

 «Приключения Гекльберри Финна». Дружба Тома и Гека. Их поведение в критических ситуациях. Том и Гек: общность и различие. Средства создания комического. Юмор в произведении.

К.Р. Контрольная работа №4 по зарубежной литературе.

Подведение итогов за год Итоговый тест.

III.     Тематическое планирование

Тема

Количество часов

Введение.

1 ч

Устное народное творчество.

4 ч

Из древнерусской литературы.

2 ч

Из русской литературы XVIII века.

1 ч

Из русской литературы XIX века.

50 ч

Из русской литературы XX века.

26 ч

Из литературы народов России

2 ч

Из зарубежной литературы.

17 ч


Приложение №1

Календарно-тематическое планирование

по предмету «Литература» в 6 «В» классе

п/п

Тема урока

Основное содержание

Дата

проведения урока

по плану

по факту

1

Введение ( 1 ч )

Художественное произведение, автор, герои

2

Устное народное творчество ( 4 ч )

Обрядовый фольклор

3

Пословицы и поговорки как малые жанры фольклора

4

Вн/чт Загадки как малый жанр фольклора

5

Рр Урок-посиделки «Русский фольклор»

6

Из древнерусской литературы ( 1 ч )

Русская летопись. Отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости) в летописях

7

Из литературы XVIII века ( 1 ч )

 Русские басни. И.И. Дмитриев. «Муха»: противопоставление труда и безделья

8

Из литературы XIX века ( 50 ч )

И. А. Крылов. «Осёл и Соловей». Комическое изображение невежественного судьи, не понимающего истинного искусства. Развитие понятия об аллегории

9

И. А. Крылов. «Листы и Корни». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного

блага

10

И. А. Крылов. «Ларчик». Осуждение человеческих

пороков в басне

11

Рр Русские басни. Конкурс инсценированной басни.

12

А. С. Пушкин. «И. И. Пущину».  Светлое чувство дружбы – помощь в суровых испытаниях

13

А. С. Пушкин. «Узник». Народно-поэтический

колорит стихотворения

14

А. С. Пушкин. «Зимнее утро». Мотив единства красоты человека, природы и жизни

15

Вн/чт А. С. Пушкин. «Зимняя дорога». Тема дороги в лирике Пушкина

16

Рр А. С. Пушкин. Двусложные размеры стиха

17

А. С. Пушкин. «Дубровский»: Дубровский-старший и Троекуров

18

«Дубровский». Анализ эпизода «Пожар в Кистенёвке»

19

«Дубровский»: история любви

20

«Дубровский»: протест Владимира Дубровского

21

«Дубровский»: композиция романа

22

Рр «Дубровский»: моё понимание романа Пушкина

23

Рр Контрольное сочинение. Письменный ответ на один из проблемных вопросов

24

А. С. Пушкин. «Повести Белкина». «Барышня-крестьянка»: сюжет и герои

25

«Барышня-крестьянка»: особенности композиции повести

26

Вн/чт «Повести Белкина»: проблемы и герои

27

М. Ю. Лермонтов.   «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им родине

28

М. Ю. Лермонтов.  «Три пальмы». Нарушение красоты и гармонии человека с миром

29

М. Ю. Лермонтов. «Листок». Антитеза как основной композиционный приём стихотворения. Тема одиночества и изгнанничества

30

М. Ю. Лермонтов. «Утёс», «На севере диком стоит одиноко...». Лирические персонажи стихотворений и их символический характер. Особенности выражения темы

31

Рр М.Ю. Лермонтов. Лирика. Трёхсложные размеры стиха

32

Рр Сочинение – анализ  стихотворения

М. Ю.Лермонтова

33

И.С. Тургенев. «Бежин луг»: образы автора и рассказчика

34

«Бежин луг»: образы крестьянских детей 

35

«Бежин луг»: картины природы

36

Вн/чт И.С. Тургенев. «Хорь и Калиныч» и другие рассказы из «Записок охотника». Мастерство автора в изображении портретных и пейзажных элементов композиции рассказов

37

Ф.И. Тютчев. «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, созвучных

противоречивым чувствам в душе поэта

38

Ф.И. Тютчев. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полёт коршуна и земная обречённость человека

39

Ф.И. Тютчев. «Листья». Динамические картины

природы

40

А.А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила...». Особенности изображения природы

41

А.А.Фет. «Ещё майская ночь». Переплетение и взаимодействие тем природы и любви

42

А.А. Фет. «Учись у них — у дуба, у берёзы...». Природа как естественный мир истинной красоты, как мерило нравственности

43

Рр  Ф. И. Тютчев. А. А. Фет. Анализ лирического стихотворения

44

Н.А. Некрасов. «Железная дорога»: автор и народ

45

Н.А. Некрасов. «Железная дорога»: своеобразие композиции стихотворения

46

Контрольная работа по творчеству И. С. Тургенева, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета

47

Н. С. Лесков. «Левша»: народ и власть

48

«Левша»: язык сказа. Понятие об иронии

49

Рр  «Левша». Письменный ответ на проблемный вопрос

50

Вн/чт  Н.С. Лесков. «Человек на часах». Нравственные

проблемы в рассказе и пути их решения

51

А.П. Чехов. «Толстый и тонкий»: герои рассказа

52

А.П. Чехов.«Толстый и тонкий»: источники комического в рассказе

53

Вн/чт  А.П. Чехов. Рассказы.

54

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. Я.П.Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри — какая мгла...»

55

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. Е.А. Баратынский. «Весна, весна!..», «Чудный град...». А. К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...»

56

Рр Романсы на стихи русских поэтов. А. С. Пушкин. «Зимний вечер»; М. Ю. Лермонтов. «Парус»; Ф. И. Тютчев. «Ещё в полях белеет снег...». Подготовка к сочинению

57

Из русской литературы XX века ( 26 ч )

А.И. Куприн. «Чудесный доктор»: герой и прототип

58

«Чудесный доктор» как рождественский рассказ

59

А.С. Грин. «Алые паруса»: мечта и действительность

60

«Алые паруса»: Ассоль и Грей.

61

А. П. Платонов. «Неизвестный цветок»: образы-символы в сказке

62

Вн/чт А.П.Платонов. Рассказы «Цветок на земле», «Корова» и др.

63

К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...». Трудные солдатские будни. Скорбная память о павших на полях сражений

64

Д.С. Самойлов. «Сороковые». Образы и картины военного времени. Антитеза молодости и войны

65

В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой»: сюжет и герои

66

«Конь с розовой гривой»: проблематика рассказа, речь героев

67

Рр  В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Письменный ответ на проблемный вопрос

68

В. Г. Распутин. «Уроки французского»: трудности послевоенного времени

69

«Уроки французского»: стойкость главного героя

70

В. Г. Распутин. «Уроки французского»: учительница Лидия Михайловна.

71 (

В.М. Шукшин. «Критики»: образ «странного» героя

72

Вн/чт В.М.Шукшин. «Чудик», «Срезал»

73

Ф.И. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла»: школа, учитель, ученики

74

«Тринадцатый подвиг Геракла»: юмор в рассказе

75

Рр Контрольное сочинение по произведениям

В. Г. Распутина, В. П. Астафьева, Ф. А. Искандера

76

Родная природа в русской поэзии XX века. А.А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...»

77

С.А. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша». Чувство любви к родной природе и родине

78

А.А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...». Поэтизация родной природы

79

Н.М. Рубцов. «Звезда полей»: родина, страна, Вселенная

80

Вн/чт Н.М.Рубцов. «Листья осенние», «В горнице»: человек и природа

81

Рр Родная природа в лирике русских поэтов XIX и XX вв.

82

Рр Классное сочинение по произведениям русских поэтов XIX и XX веков о родине и родной природе

83

Из литературы народов России ( 2 ч )

Г. Тукай. «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей

малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, семье, традициям своего народа

84

К. Кулиев. «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы ни был малым мой народ...». Родина как источник сил

для преодоления любых испытаний и ударов судьбы

85

Из зарубежной литературы  ( 17 ч )

Мифы народов мира. Мифы Древней Греции

86

Подвиги Геракла: воля богов — ум и отвага героя

87

Вн/чт Древнегреческие мифы

88

Геродот. «Легенда об Арионе».

89

Гомер. «Илиада» как героическая эпическая поэма

90

Гомер. «Одиссея» как героическая эпическая поэма

91

Вн/чт  Гомер. «Одиссея» – песня о героических подвигах, мужественных героях

92

М. Сервантес Сааведра. «Дон Кихот»: жизнь героя в воображаемом мире

93

«Дон Кихот»: пародия на рыцарские романы

94

«Дон Кихот»: нравственный смысл романа

95

«Дон Кихот»: «вечные образы» в искусстве

96

Ф. Шиллер. «Перчатка»: проблемы благородства, достоинства и чести

97

П. Мериме. «Маттео Фальконе»: природа и цивилизация

98

А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц»: дети и взрослые

99

«Маленький принц» как философская сказка-притча

100

Вн/чт  «Маленький принц»: вечные истины в сказке

101

Рр  Урок контроля. Выявление уровня литературного развития учащихся

102

Рр  Выявление уровня литературного развития учащихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС...

Рабочая программа по литературе 5 класс (ФГОС)

Содержание рабочей программы:1. Пояснительная записка.2. Результаты изучения предмета "Литература"3. Учебно-тематический план.4. Содержание тем учебного курса.5. Календарно-тематического планирования....

Рабочая программа по литературе 5 класс по ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс по ФГОС.   Программа включает четыре раздела: «Пояснительную записку» с требованиями к результатам обучения; «Основное содержание» курса с перечнем ра...

Рабочая программа по литературе 5 класс по ФГОС по программе Ашуровой(для национальных школ)

Данная рабочая программа отражает особенности составления рабочей программы по ФГОС с применением УУД...

Рабочая программа по литературе 5 класс по программе В.Я. Коровиной (ФГОС)

Программа по литературе составлена с учетом требований ФГОС ООО....

Рабочая программа по литературе ФГОС 5 класс(по программе Коровиной)

Данная рабочая программа по литературе – 5 класс построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы...

Рабочая программа по литературе. 10 класс. УМК под ред. Зинина и др. Профильный класс. ФГОС

Данная рабочая программа составлена с учетом перехода на ФГОС СОО для учащихся 10 профильного класса (филологическая группа) и расчитана на 5 часов в неделю...