Конспект урока литературы Мастерство Чехова-рассказчика. 10 класс
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Минушкина Татьяна Владимировна

Конспект урока литературы на тему "Мастерство Чехова-рассказчика". 10 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы, 10 класс

Тема: «Мастерство Чехова - рассказчика».

Цель: познакомить со своеобразием поэтики А.П.Чехова, выделить особенности мастерства автора при создании рассказов; учить анализировать текст, выделяя ключевые моменты; воспитывать внимательное отношение к художественному слову.

Оборудование: портрет автора, выставка книг, выставка рисунков, индивидуальные карточки, записи на доске, мультимедийный проектор, презентация.

                                                       Ход урока.

I. Организационное начало.

И снова начинается урок…

И в мир литературы погружаясь,

Читаем мы подтексты между строк,

Усваиваем классиков урок,

Глубинами их мыслей проникаясь.

II. Актуализация знаний.

     1. Вступительное слово.

- Сегодня мы продолжаем знакомство с ещё одним классиком русской и мировой литературы – Антоном Павловичем Чеховым. На прошлом уроке мы изучали этапы жизни и творчества этого автора. Давайте вспомним вехи этого пути.

 2. Работа по карточкам.

- Три человека будут работать по карточкам. Один пойдёт к доске и дополнит недостающие даты в хронологической таблице.

                                                      К – 1  

Дополните недостающие даты в хронологической таблице. Дайте пояснения.

А два других будут работать на местах.  

                        К – 2                                                                        К – 3

Детство и учение А.П.Чехова.                        Поездка на Сахалин и дальнейшее                                                              творчество Чехова.                                                              

     3. Викторина по биографии А.П.Чехова (проводит ученик).

 (Выставление отметки.)

4. Самопроверка.

- А сейчас посмотрите на экран, сверьте со своими ответами и поставьте себе оценку. Помните нормы? (0-«5», 1-2 – «4», 3-4 – «3», 5 и более – «2») Поднимите руку, кто выполнил на «5», на «4», на «3». Есть те, кто не справился с заданием?

5. Проверка работы по карточке у доски.

Выставление отметки экспертом.

- Я вижу, что биографические факты жизни Чехова вами усвоены.

III. Работа по осмыслению и усвоению нового материала.

1.Работа с выставкой книг.

- Сегодня мы начнём работу с творчеством Чехова. На выставке представлена лишь небольшая часть того великого наследия, которое оставил нам автор с мировым именем – Антон Павлович Чехов. Обратите внимание на разнообразие в оформлении: книжки, как выражаются школьники «толстые и тонкие», большие и не очень, с красочными иллюстрациями и без. О чём говорит такое многообразие? (Чехов читается, пользуется популярностью и у взрослых читателей, и у детей.)

- Есть здесь и книги о самом Чехове, и о его произведениях, помогающие осознать творчество автора в школе.

Рекомендация книги (подготовленный ученик).

Мне хотелось бы порекомендовать вам книгу «А.Чехов» из серии «Школа классики». В ней помимо самих произведений вы найдёте критику и комментарии, темы и развёрнутые планы сочинений, материалы для подготовки к уроку. Эта книга специально создана для ученика и учителя, а значит, будет полезна тем, кто любит «заглядывать за текст произведения».

- И ещё на одну книгу мне хотелось бы обратить внимание. Посмотрите, какой раритет я обнаружила, готовясь к сегодняшнему уроку: том сочинений Чехова 1903 года! Это прижизненное издание автора. Здесь ещё употребляются буквы старого алфавита – ять, ер, и с точкой. Книга прошла долгий путь, ей более ста лет. От неправильного обращения она потеряла страничку форзаца, исписана, засалена. (А как надо обращаться с книгой?) И всё же даже подержав в руках такую редкость, чувствуешь приобщение к живой классике. На перемене я разрешаю вам подойти и полистать этот раритет, с условием, что вы будете правильно обращаться с книгой.

2. Сообщение темы и цели.

- Прежде, чем мы обратимся к творчеству Антона Павловича Чехова, попробуйте сформулировать цель сегодняшнего урока.  (Будем анализировать произведения А.П.Чехова и, в частности, попробуем выделить особенности чеховской поэтики, его мастерство как рассказчика, а для этого необходимо применить навыки анализа художественного произведения).

3. Работа с эпиграфом.                                       

 Чехов довёл до виртуозности,

до гения обыкновенное изображение

обыкновенной жизни.

В.Розанов.

- Как вы понимаете эти слова? Чем восхищается Розанов? (Мастерством Чехова в изображении обыкновенной жизни.)

- Действительно, одно дело – изображать выдающиеся личности, например, Родиона Раскольникова, Евгения Базарова, или настоящих героев – Андрея Болконского, Кутузова, Наполеона, и совсем другое дело изобразить обычную жизнь, в которой, как правило, нет ни героизма, ни поэзии.

Будничное течение серых, однообразных дней, мелкие чиновники и обыватели, занятые мелкими делами. Но даже эту обыкновенную жизнь Чехов сумел изобразить виртуозно и гениально.

4. Аналитическая беседа. Выделение особенностей мастерства Чехова.

- Вот сейчас мы и должны выяснить, как, за счёт чего Чехов достигает такого эффекта.

Работу построим следующим образом: по ходу нашей аналитической беседы у вас в тетрадях должна появиться запись: особенности мастерства Чехова-рассказчика.

- Для начала полистайте сборники, лежащие у вас на столах. (Вспомнить, как работать с книгой.) Что вы заметили? Какие по объёму рассказы? (Маленькие.) Но при этом Чехов создаёт живой и натуралистичный мир средней России. Как назвать такую особенность, когда в малой форме писателю удаётся отобразить типичные явления окружающей жизни? (Лаконизм.)

1.Лаконизм.

Словарная карточка: ЛАКОНИЗМ.

5. Работа с толковым словарём.

Давайте уточним значение этого слова. К какому словарю нужно обратиться?

Лаконизм – краткость и чёткость изложения.

- Ведь недаром Чехов говорил: «Краткость – сестра таланта»! А за счёт чего достигается эта краткость и чёткость? Какими изобразительными средствами пользуется автор? (Эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворение, овеществление.) Как всё это вместе назвать?

2. Ёмкая художественная деталь.

- Какую деталь Чехов использует в рассказе «Хамелеон»? А в рассказе «Человек в футляре»?

- При помощи таких ёмких художественных деталей Чехов в своих рассказах показывает жизнь обывателей. Что заставляет читателя верить в то, что писатель говорит правду? (Натуралистичность описания, простота сюжета, достоверность.) И у вас появляется следующая запись:

3. Бытовая достоверность.

- Изучая русскую литературу, в творчестве почти каждого автора мы обращаем внимание на описания природы. Вспомнить хотя бы дуб, который был созвучен мыслям Болконского, или Тургеневские зарисовки. А что же у Чехова? Есть ли место природе в его произведениях? Приведите примеры. («Ионыч», «Человек в футляре».)

6. Выразительное чтение отрывка «Степь».

- Обратили внимание на средства языковой выразительности? (Сравнения, метафора, эпитет.)

4. Пейзажные зарисовки.

- Не случайно и среди ваших рисунков к произведениям Чехова есть изображения природы.

Почему вы выбрали именно это произведение для иллюстрирования?

7. Комментирование отдельных рисунков на выставке.

- Я считаю, что и рисунок, и обоснование выполнено достойно. А так как иллюстрирование – это тоже способ осознания художественного произведения, то вашу сегодняшнюю работу я могу оценить. (Выставление отметок.)

- К остальным рисункам мы вернёмся на втором часе.

Минутка релаксации.

- А сейчас немного отдохнём. Можете принять удобную позу и отправиться в путешествие по необъятным просторам нашей родины, перед вашим взором проходят картины природы, пейзажные зарисовки, неброские уголки среднерусской природы, навевающие покой и умиротворение.

- Возвращаемся в класс, к творчеству Антона Павловича Чехова.

- Кто становится героем Чеховского рассказа? Кого изображает писатель? (Простого человека, мелкого чиновника, служащего - «маленького человека».) Отсюда следующая особенность –

5. Изображение «маленького человека».

- Для того времени это было ново и неожиданно, так как в центре изображения были помещики-дворяне, способные сказать своё веское слово. Чехов же в своих рассказах показал ничем не замечательную, но такую типичную жизнь «маленького человека», в котором тысячи людей узнали себя. Какова главная мысль этого изображения? В чём идея?

- Как показал эту жизнь автор? В какой форме? (В юмористической.) Вот и следующая особенность мастерства Чехова-рассказчика:

6. Тонкий юмор.

8. Словарная работа.

- А что такое юмор? Словарная карточка: ЮМОР.

Давайте дадим определение этому термину. Каким словарём нужно воспользоваться? (Словарём литературоведческих терминов.)

Юмор – добрый смех, произведения, в которых отражено комическое, смешное в жизни.

- Над чем мы смеёмся в рассказах Чехова? Приведите примеры. (Глупость, чинопочитание, зоологическое уподобление и т.п.) Приведите примеры. (Зачитать отрывок из  «Хамелеона».)

 - К этой особенности примыкает и следующая:

7. Говорящие названия.

- Здесь Чехов продолжает традиции Гоголя, Грибоедова, Салтыкова-Щедрина. Какие говорящие названия и фамилии вам встретились при чтении рассказов Чехова? («Хамелеон», «Унтер Пришибеев», «Человек в футляре», золотых дел мастер Хрюкин, мелкие чиновники Козявкин, Червяков, Подзатылкин и т.п.)

- В поздних произведениях Чехов становится более активным, он допускает

8. Гротескные преувеличения.

- Напомните, что такое ГРОТЕСК. (Художественный приём, состоящий в изображении человека или картин человеческой жизни в намеренно преувеличенном или преуменьшенном, уродливо комическом виде, где реальное переплетается с фантастическим, пугающее, страшное с необычайно смешным.) Приведите примеры. (Держал в страхе всю гимназию, весь город.)

- В рассказах «Человек в футляре», «Крыжовник» автор показывает недостатки сильно преувеличенно, так не бывает в жизни. Таким образом, от частных и конкретных зарисовок писатель приходит к

9. Художественным обобщениям. Приведите примеры. («Человек в футляре», «О любви».)

IV. Закрепление.

1. Обобщающая беседа.

- Вот и мы с вами обобщим проделанную работу.

- Какие особенности мастерства Чехова-рассказчика вы запомнили?

- В чём заключается бытовая достоверность?

- Как вы понимаете слово лаконизм?

- За счёт чего достигается этот лаконизм в рассказах Чехова?

2. Чтение сочинений-миниатюр.

- Некоторым из вас было предложено высказать собственное мнение, написать сочинение миниатюру о художественном мастерстве А.П.Чехова. Давайте послушаем, что у вас получилось. (2-3 уч-ся)

3. Чтение высказываний о мастерстве Чехова.

- Вторая часть обучающихся работала с оценкой мастерства Чехова другими писателями и литературными критиками. Какие высказывания о поэтике Чехова вы выписали? (2-3 уч-ся)

V. Итог урока.

- В чём сила произведений Чехова? Почему они до сих пор популярны? Что хотел донести до нас автор?

VI. Задавание на дом.    Лебедев, ч.2, с. 172-180.

Написать сочинение-миниатюру «Мой любимый рассказ Чехова».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 7-ом классе «Имя твое – Женщина» (Женские образы в произведениях русской литературы).Учитель Козлова Светлана Алексеевна ГБОУ СОШ №456 Колпино Санкт-Петербург

Тип  урока  –  урок-соревнованиеЦель  –  систематизировать и обобщить знания учащихся о женских образах в произведениях русской литературы.Форма урока позволяет на основе ана...

Конспект урока литературы в 7-ом классе по теме: «Спешите делать добрые дела»

Урок литературы в 7-ом классе. Цель: формирование  ключевой проблемной   компетентности...

План-конспект урока литературы в 11-м классе по теме: "Сатира Маяковского"

План-конспект урока литературы в 11-м классе по теме: "Сатира Маяковского"...

Конспект урока литературы для учащихся 8 класса."Экспрессивные возможности предложений с однородными членами в рассказе Л.Н.Толстого "После бала"

Интегрированный урок проводится после изучения рассказа Л.Н.Толстого "Послебала".Ведётся исследовательский анализ рассказа..Анализируются эпизоды, где наиболее часто встречаются конструкции с однородн...

План-конспект урока литературы в 10-м классе по теме: "Путь исканий Пьера Безухова" (по роману Л.Н.Толстого "Война и мир"

Двухчасовой урок-семинар, в ходе которого учащиеся знакомятся с теорией  Л.Н.Толстого об истинной ценности человека. На материале романа раскрывается психологический процесс становления личн...

Конспект урока литературы в 6 "А" классе по теме "Душевная щедрость учительницы" (по рассказу В. Г. Распутина "Уроки французского)

Данный урок поможет раскрыть духовные ценности, коорые делают человека добрее и богаче....