Урок - посиделки «Русский фольклор»
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Акиньшина Анна Геннадьевна

Урок - посиделки «Русский фольклор»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_urok.docx16.64 КБ
Файл 5_urok_literatura.pptx1.56 МБ

Предварительный просмотр:

Урок - посиделки «Русский фольклор»(слайд 1)

  1. О.Н.У.
  2. Проверка д/з
  3. Работа по теме урока

1)  - Посиделки были любимым занятием деревенских жителей в старину.(слайд 2) После трудового дня собирались люди в какой-нибудь просторной избе, освещенной лучиной или свечой. Кто пряжу прял, кто вязал, кто вышивал, кто щелкал орехи да семечки. Пелись песни и велись интересные разговоры. Давайте послушаем какие.

 - Мы сегодня отправимся в удивительный мир русской народной культуры. А о каком русском чуде мы вам расскажем, должны узнать сами. Отгадайте  загадку.

1. Стоит девица в избе,

А коса – на дворе (печь) (слайд 3,4)

Русская печка – это чудо! Без неё нет жизни в избе. Это тепло и счастье, это песни и разговоры по вечерам, это встреча гостей.

- А кто, по мнению народа, живёт за печкой?

(слайд 5) Домовой  живет за печкой, следит за порядком в доме: чтобы печка не дымилась, чтобы тесто не убежало, чтоб скотина не захворала. Очень любит, когда вещи лежат на своих местах.

- Будешь въезжать в новый дом, не забудь пригласить домового.

Человек ставил в подпол нового дома мисочку с молоком, клал каравай хлеба и соль. А выходя из старого дома, произносил заклинание:

Ты, хозяин– домовой,

Отправляйся в путь со мной.

Для тебя готова хата,

В ней мы будем жить богато.

Когда человек отправлялся в лес, то, входя в него, тоже произносил заклинание, которое должно было уберечь его от различных опасностей (слайд 6):

Я с поклоном иду к тебе, лес-батюшка,

Ты пусти меня к себе, не прогневайся.

Как пустил меня к себе, так и выпусти;

Отведи от меня злых зверей да всех змей,

Путь мне не городи, по оврагам не кружи.

Смилуйся над рабом Божьим. Аминь.

Это была настоящая магия. С помощью таких заклинаний люди стремились воздействовать на природу. Заклиная, стремились воздействовать на дождь, на солнце, попросить у земли богатого урожая. Заметьте, человек, относясь к природе с большим уважением, в то же время выступал не униженным просителем, а полноправным хозяином мира, в котором он живет. Он знал нужное слово, чтобы заключить договор с ветром или дождем, солнцем или землей.

Таким образом, в фольклоре сложилось множество произведений, которые должны были помочь человеку установить отношения с окружающим его миром. Такие произведения и называют обрядовой поэзией.

К обрядовой поэзии люди обращались очень часто, Она сопровождала человека в повседневной жизни. Так, если вдруг начинали болеть зубы, нередко использовали заговор, взывая к могучим силам природы с просьбой помочь избавиться от недуга.

К магической силе поэтического слова люди прибегали и тогда, когда нужно было придать особую значимость происходящим событиям .Обрядовая поэзия звучала на свадьбах, похоронах, проводах на армейскую службу. Люди придумывали ритуальные действия, определяли последовательность исполнения тех или иных песен, одевали особые костюмы.

2) просмотр фильмов  «Как праздновали Масленицу: история, традиции»

«Обряд Троицы», «Традиции праздника Ивана Купала»

4. Подведение итогов

5. Д/з сочинение «В чем красота и мудрость русских обрядов?»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русский фольклор

Слайд 2

Посиделки

Слайд 3

Стоит девица в избе, А коса – на дворе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Показательный (открытый) урок в 5 классе по разделу «Богатство русского фольклора и виды фольклорных жанров»

Обобщение и систематизация знаний учащихся по вышеуказанному разделуРазвитие навыков монологической речи учащихся, актёрского мастерства, свободного владения теоретическим материаломВоспитать у ...

Викторина к уроку "Русский фольклор", 5 класс

материалы помогут разнообразить уроки,посвященные русскому фольклору...

Методическая разработка урока внеклассного чтения «Роль черного цвета в русском фольклоре и в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» (7 класс) (урок-исследование)

Цель урока: мотивирование обучающихся к изучению гоголевской прозы, побуждение к глубокому, осознанному чтению и осмыслению классических произведений.Планируемые задачи:·...

Конспект урока. Былина как жанр русского фольклора. «Вольга и Микула Селянинович» как отражение нравственных идеалов русского народа.

Былина – это песня о том, что было, что имело место в жизни. Былины – «старины», то есть песни о старине.Все былины можно разделить на две большие категории: героические или богатырские (былины о патр...

Урок-концерт "Русские посиделки"

Урок по устному народному творчеству.Цель: прививать любовь к Родине...

Русский фольклор. Малые жанры фольклора

Русский фольклор. Малые жанры фольклора. 5 класс...