Исследовательская деятельность учащихся старших классов
статья по литературе (11 класс) на тему

Чебыкина Татьяна Петровна

Как организовать исследовательскую  деятельность учащихся  старших классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исследовательская  деятельность учащихся  старших классов

Каждому человеку  природой заложены задатки творческой деятельности. Дело учителя – развить их и реализовать в ходе обучения. Поиск и воспитание особо одарённых детей – один из самых важных для школы вопросов. С помощью  диагностики одарённости учащихся, их  анкетирования выявила склонности учащихся к той или иной области науки, искусства, культуры. По результатам анкетирования составила банк данных, завела регистрационные листы на детей, проявляющих интерес к литературе. В беседе  с учащимися 9 -11 классов   выявила особый интерес к проведению научно – исследовательских работ по литературе. Следующий этап - создание школьного научного общества, целью которого стало повышение познавательной активности  учащихся через углублённое  изучение интересных для них вопросов литературы.

Составила план работы с учащимися.

План  

1) выбор темы и поиск методик исследовательской работы, определение целей и задач, составление плана, определение графика научных консультаций и посещений библиотеки, составление графика основных этапов подготовки и оформления работ;

 2) подготовка основной части научной работы, выводы;  графическое оформление научной работы;

3) составление полного текста всех разделов работы, оформление графиков и таблиц, подготовка таблиц и иллюстраций (приложение);

4) подготовка выступления (психологическая подготовка, ораторские приёмы).

Учащиеся оформили научно – исследовательскую работу, соблюдая  соответствующую структуру работы. Предварительно они продемонстрировали эксперимент, читая тезисы, сделали правку в результате совместного анализа работы с  научным  руководителем. Защита научно – исследовательской работы проходит перед другими членами научного общества и всеми желающими, которые выступают в роли оппонентов.

Затем учащиеся делают анализ собственного выступления, учитывая критические высказывания.

В результате  к концу года учащиеся должны уметь:

  1. Определять методику исследовательской работы.
  2. Оформлять научную работу в соответствии с требованиями к структуре и содержанию научной работы.
  3. Выделять основные тезисы научно – исследовательской работы.
  4. Уметь составлять таблицы и подбирать иллюстративный материал.
  5. Уметь работать со словарями, художественной литературой, статьями литературоведческого характера, ресурсами Интернета.
  6. Уметь корректировать работу, критически её оценивать.
  7. Уметь публично защищать научно – исследовательскую работу.

Разработала критерии конкурсных исследовательских работ:

1.Эрудированность автора в рассматриваемой области (степень знакомства с современным состоянием проблемы, использование известных результатов и фактов в работе, полнота цитируемой литературы, ссылка на учёных, занимающихся данной темой).

2 Оценка собственных достижений автора (использование дополнительных знаний, степень новизны полученных результатов, научно – практическая значимость работы).

 3. Характеристика работы (грамотность и логичность изложения материала;  структура работы: введение, постановка задач, решение, выводы).

4. Искусство устной речи при защите работы.

 5. Использование при защите наглядности, компьютера.

Первыми членами НОУ «В мире художественного слова»  стали учащиеся 9 – 11 классов с повышенной обучаемостью, проявляющие интерес к литературе. Совместно с руководителем или самостоятельно  выбрали темы для научно – исследовательских работ. А как итог их работы над выбранной темой  была школьная научно – практическая конференция и наиболее зрелые работы были представлены на районные научно – практические конференции.

Что же даёт школьникам работа в научном обществе?  Прежде всего, это дополнительные знания. Каждый участник НОУ в своей учебно – исследовательской и поисковой деятельности обращается к серьёзным источникам научной информации. Ребята работают с дополнительной литературой, то есть в НОУ учащимся прививается интерес к работе с научной, справочной литературой, формируется умение работать с ресурсами Интернета. Деятельность НОУ, увлечённая исследовательская работа первых учащихся  вызвали интерес всей  школы. Познавательная активность и устойчивый интерес к творческому поиску убеждает, что работа с одарёнными учащимися  необходима. Увеличилось количество учащихся, заинтересовавшихся научно – исследовательской  работой. Так, Мухаметгарипова С., ученица 10 класса,  стала призёром  3 региональной студенческой научно – практической конференции  «Молодёжь. Творчество. Наука», выступив с работой на тему «Право на пресмыкательство, или тема  «маленького человека» в творчестве русских писателей». А ученица 11 класса  Могилевец Н. создала научно – исследовательскую работу на тему «Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо», став победителем районной научно – практической конференции молодых исследователей. /Научно – социальная программа для молодёжи и школьников «Шаг в будущее»/.  Её интерес к роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» не исчерпался одной научно – исследовательской работой.  Настя выбрала более широкую тему по сравнению с предыдущей: «Демонические мотивы в мировой литературе», продолжив работу и с романом М.А.Булгакова, и с другими произведениями мировой дьяволиады. Она составила сравнительную характеристику Воланда / М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»/ и Мефистофеля / И.В.Гёте «Фауст»/, тщательно  работая с текстом двух произведений. Оценивая двух героев, она сделала вывод с нравственной позиции, показала знание художественных произведений, определила систему сопоставительного анализа двух героев, а следовательно, и философские взгляды авторов произведений. С этой работой Могилевец Н. выступила на  районной научно – практической конференции, где стала призёром, заняв второе место.

                                   СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДВУХ ДЕМОНОВ.

/по произведениям М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» и  Гёте «Фауст»/.

 Воланд и Мефистофель – два образа одного героя, но, тем не менее, видна разница  и сходство между ними.                                                

                                      Мефистофель.

                                      Воланд.

1.Портрет. «…Так кто же ты, наконец?» / И.Гёте «Фауст»/.

В «Фаусте» подобного нет, для дьявола внешность не столь важна.

Если булгаковский сатана очень похож на человека, то Мефистофель у  Гёте не хочет, чтобы его называли сатаною, хотя он фигура явно демоническая.

«Ведьма: «Ах, голова пошла от радости кругом! Голубчик сатана, вы снова здесь со мною!» Мефистофель: «Тсс! Не зови меня, старуха, сатаною!» Далее Мефистофель говорит ведьме: « Теперь мой титул-господин барон, других не хуже, рыцарь я свободный».

«…Ни на какую ногу описываемый не хромал, и росту был не маленького и не громадного, а просто высокого. Что касается зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки. А с правой – золотые. Он был в дорогом сером костюме, в заграничных,  в цвет костюма, туфлях. Серый берет он лихо заломил на ухо, под мышкой нёс трость с чёрным набалдашником в виде головы пуделя (облик пуделя связан с образом Мефистофеля, так как именно в этом облике Мефистофель явился Фаусту). По виду лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз чёрный, левый почему-то зелёный. Брови чёрные, но одна выше другой.

 Словом,  «иностранец»  – так описывает своего демонического героя Булгаков.

«Часть вечной силы я, всегда желавшей зла, творившей лишь благое».

«Я – часть той силы, что вечно хочет зла, но вечно совершает благо»

2.Основные задачи появившихся на земле Воланда и Мефистофеля.

Мефистофель о своей цели говорит ещё в прологе к трагедии «Фауст». Здесь он сам просит у Господа позволения на то, чтобы отправиться для искушения  Фауста. То есть его цель  - соблазнить человека и приобрести его душу.

Мефистофель: «Бьюсь об заклад: он будет мой! Прошу я только позволенья - пойдёт немедля он со мной». Господь: «Пока живёт он на груди земной, тебе на то не будет запрещенья: блуждает человек, пока в нём есть стремленье». В данном случае Господь - высшая сила, а Мефистофель подчиняется ему и служит его целям. Поэтому не случайны такие слова Мефистофеля в трагедии Гёте – они обращены к господу: «…Ты с благосклонностью встречал меня не раз – и вот являюсь я меж челядью твоею»

Причиной появления в Москве, о которой говорит Воланд, появляется желание посмотреть на москвичей и их образ жизни. В этом проявляется сходство с Мефистофелем, который обращается  к Господу: «Опять, о господи, явился ты меж нас за справкой о земле, - что делается с нею!» Автору в таком случае предоставляется возможность показать этот образ в жизни.

Мы можем заметить, что в ситуации, сложившейся к  прибытию Воланда, виноваты иные силы - обычные люди: литераторы Ариман, Лаврович и Латунский –  критики, сломившие жизнь Мастера своими комментариями к его роману и в каком-то смысле разлучившие его с Маргаритой.

Мефистофель представляется Фаусту.

У Булгакова читателю лишь предстоит догадаться, кто такой Воланд, возможно это связано с разными целями пребывания на земле.

Всё-таки, как можно заметить, основной задачей дьявола является искушение людей, их «разоблачение». Люди скрывают свои плохие стороны от себя и других под маской законопослушных. Дьявол же открывает им их слабости, показывая, что никто не совершенен, за это люди и ненавидят Сатану. Подтверждение этой версии можно найти в тексте М.Булгакова, а именно в случае разоблачения в Варьете Аркадия Аполлоновича, желавшего открытия  тайн «фокусов». Эта цель – искушение,- видимо, и является основным сходством в образах Мефистофеля и Воланда.

В общем-то, искушаемые  сатаной Маргарита и Фауст довольно быстро соглашаются на сделку с дьяволом. У каждого из них на это есть причины. Странно, однако, что М.Булгаков выбирает не Мастера, а Маргариту для искушения Воландом, ведь в трагедии Гёте – наоборот, на этом месте оказывается Фауст. Фауст дал согласие на сделку с дьяволом из желания узнать как можно больше и стать выше других людей. Маргарита же  является женщиной, страдающей женщиной, которая стремиться вернуть любимого и спасти его. Представляется, что сделка с дьяволом  ради спасения другого человека оправдана  с точки зрения Булгакова, в то время как у Гёте Фауст стремится к собственному всезнанию.

Работая над вторым вопросом, Настя систематизировала материал художественного произведения в связи с поставленной задачей / см. ниже/.

Ответ – исследование №2.

 Каковы роль, задача и цель Воланда и его свиты на земле в романе «Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова?

                     ВОЛАНД – КНЯЗЬ ТЬМЫ И ЕГО СВИТА.

Воланд и его окружение.

Их роль.

«Деяния» Воланда и его свиты.

Азазелло

Роль палача

Азазелло избивает Варенуху, убивает барона Майгеля, запугивает дядю Берлиоза, прекрасно обращается с оружием.

Коровьев-Фагот

Роль разоблачителя и наказующего

Коровьев разоблачает толпу в сеансе магии в Варьете, наказывает Бенгальского, Семплеярова, является причиной сна Никанора Ивановича Босого.

Бегемот

Шут и помощник Коровьева.

Бегемот способствует поджогу Грибоедова и разгрому гастронома, является ассистентом Коровьева в Варьете, развлекает Воланда перед балом.

Гелла

Вампирша и служанка Воланда

Гелла превращает Варенуху в вампира, вбирается в кабинет Римского, исполняет роль служанки в квартире №50, прислуживает Маргарите перед балом

Воланд

Воланд обладает властью в мире потустороннем и в мире Москвы, выступает в роли судьи.

Обладает качествами тонкого психолога, знает тонкости человеческой натуры.

Имеет способность к прорицанию: предсказал смерть Берлиоза и последующие факты, вызванные ею; предсказал болезнь буфетчику Сокову и др.

 

1.Воланд карает  за шпионство Майгеля: «…злые языки уже уронили слово наушник и шпион…вы напросились ко мне в гости  именно с целью подсмотреть  и подслушать всё, что можно».

2.За рассудочный подход к жизни, за полную логичность и недопущение мистического как в случае с Берлиозом.

3.Подлость и предательство как с Алоизием Могарычом.

4.Наказывает за враньё и хамство Варенуху.

5.Разгул и безответственность Стёпу Лиходеева.

6.За стяжательство и жадность Босого.

            В период своего пребывания на Земле Воланд не делит людей на более или менее греховных. Порок есть порок, он требует наказания, если не может быть искуплён.

Цель  Воланда и его свиты.

Люди, встреченные Воландом, подвержены многим порокам, подчинены им. Задача Князя Тьмы не в том, чтобы сбить людей с пути истины (так трактуется она в Библии), а в том, чтобы вывести их на чистую воду, спасти их от муки. Эта функция Сатаны хорошо дана в эпиграфе романа, взятом из «Фауста» Гёте: «Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо…» Цель эта – разоблачение, что мы и видим в Варьете (Семплеяров и др.), в городе же разоблачениями можно считать и те пороки, за которые карает Воланд и его свита.

Цель разоблачений – попытка  переубедить людей и показать, что, несмотря на их неверие, есть высшие силы: Бог  и Дьявол.

Отвечая на третий  вопрос, ученица много работала  со статьями и с рядом художественных произведений, чтобы проследить трансформацию демонических мотивов в романтической литературе, самостоятельно определив  их параметры.

Ответ - исследование № 3.

                   Трансформация демонических мотивов в  романтической литературе.

Произведение.

Имена Сатаны.

В чём состоит бунт против бога?

Что лежит в основе бунта?

Характеристика героя.

Библия.

Сатана

Дьявол

Люцифер

Первый бунтовщик и возмутитель божеского порядка.

Свободолюбие и свобода воли

Тщеславие и гордыня.

Отвратительное существо из преисподней.

Мильтон «Потерянный рай»

1667г.

Сатана

Дьявол

Сатана призывает вкусить познание и тем пойти наперекор Богу.

Бунтарство. Отражение революционных потрясений эпохи.

Автор наделил героя  величием прекрасного и грозного духа.

Мильтон убрал жало, копыта, рога.

 Д.Г.Байрон

«Каин»

1821г.

Люцифер

Его приговор Богу основан на многочисленных доказательствах и логических построениях:

(А кто его/добро/ не жаждет:

Кто любит зло? Никто, ничто».

Раскрывает тайны бытия.

Низлагает с себя ответственность за мировое зло.

Теория двойственности, объединяющая в себе добро и зло.

М.Ю.Лермонтов.

«Демон».

1829г.-1839г.

/ 8 редакций/.

Демон.

Неверие Демона в Бога: « дух сомненья, дух отрицанья».

Божье наказание  в том, что Демон обречён на скитание и вечное одиночество, наделён исключительной зоркостью в отношении несовершенства мира.

Его положение трагично: по своей природе  он ничего не может  принять на веру, а в результате познания  разрушается целостность  познаваемых явлений. Демон убеждён в ничтожности человеческой жизни, но автор считает её  благом и высшим даром.  «Своим злодействам не смеётся», мечтает о любви и, наконец, «погибший ведает любовь».

Демон обретает власть над душою лирического героя не силою разрушения, а силою неуспокоенности, стремлением к «образу совершенства».

Бекфорд. «Ватек»

1976г.

Блейк

«Пророческие книги».1974г.

Эблис.

Дьявол.

Дьявол наказывает за жажду запретного знания и слепое любопытство.

Таинственная личность,

тираноборец.

Герой начинает вселять не страх, а глубокую печаль.

Целое поколение писателей - романтиков пыталось, создавая свой образ Демона, выразить своё мироощущение. Демоническое, разрушительное начало ограничивается в правах и оценивается критически, хотя отрицающая несовершенный мир демоническая позиция не потеряла своей актуальности. Злу всё чаще противопоставляется добро, отрицающему взгляду – утверждающий. Демонический герой претерпевает ряд трансформаций.

 Ученица составила вопросы к урокам, на которых можно использовать данный материал.

      1.Дайте сравнительную характеристику двум демонам: Воланду/ «Мастер и Маргарита»      М.А.Булгакова/ и Мефистофелю \»Фауст» И.В.Гёте\.

2.Как, по – вашему, раскрывается парадоксальность эпиграфа к роману М.А.Булгакова?

3.Изучающим немецкий язык: сравнить оригинальный текст «Фауста» И.В.Гёте с переводом Б.Л.Пастернака в сцене «Пролог на небе» (приказ Господа Мефистофелю).

4.Какова цель посещения земли Мефистофелем и Воландом? Сравни.

5.Роль свиты в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».

6.Определи триады в романе «Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова.

Таким образом,  для практического применения  исследовательских работ предоставляется огромный спектр идей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....