А.А.Ахматова в живописи
презентация к уроку по литературе (11 класс) на тему

Презентация к уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon a_ahmatova_v_zhivopisi.ppt336.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ахматова А.А.Автопортрет. 1926 Изящество позы и траур волос, Глядите Вы, словно с иконы. Ваш облик знаком и молитвенно прост, Поэзии русской Мадонна. Как царственен жест и наклон головы! Сквозит отрешённость во взгляде. Царица печали, мне видитесь Вы, Монашенкой в светском наряде. Печать изумленья иль смутный вопрос Изгибом бровей обозначен… А может, Вам весточку ангел принёс, Бессмертием Вас озадачив? Прозрачна строка и пронзительна суть… Кудесница рифмы и слога, Мадонною Анною Вас нарекут В наш век. Подождите немного.

Слайд 2

Модильяни А. Анна Ахматова . 1911 Рисовал он меня не с натуры, а у себя дома, - эти рисунки дарил мне. Их было шестнадцать. Он просил, чтобы я их окантовала и повесила в моей комнате. Они погибли в царскосельском доме в первые годы революции. Уцелел один, в нем, к сожалению, меньше, чем в остальных, предчувствуются его будущие «ню» <...>» (А. А. Ахматова «Амедео Модильяни» // А. А. Ахматова В своем очерке об Амедео Модильяни она писала: «В 10-м году я видела его чрезвычайно редко, всего несколько раз. Тем не менее он всю зиму писал мне. (Я запомнила несколько фраз из его писем, одна из них: «Вы во мне как наваждение»). Что он сочинял стихи, он мне не сказал. Как я теперь понимаю, его больше всего поразило во мне свойство угадывать мысли, видеть чужие сны и прочие мелочи, к которым знающие меня давно привыкли. <...>

Слайд 3

Модильяни Амедео (1884, Ливорно - 1920, Париж) Живописец, скульптор, график. Начал учиться живописи в 1898 году в мастерской ливорнского скульптора Г. Микели. С 1902 года занимался в «Свободной школе рисования с обнаженной натуры» при Флорентийской Академии Художеств, главным образом, у Фаттори, с именем которого в итальянской живописи связывается течение «macchiaiol», родственное французскому ташизму. В 1903 году, переехав в Венецию, Модильяни учился в «Свободной школе обнаженной натуры» Венецианского Института изящных искусств. С 1906 года обосновался в Париже, где брал уроки в Академии живописи Коларосси. В 1907 году впервые показал свои работы в «Осеннем салоне», с 1908 года выставлялся в «Салоне независимых». До середины 1910-х годов был известен более как скульптор, чем как живописец. Накануне Первой Мировой войны, не бросая скульптуры, все чаще обращался к живописи и особенно к портрету. Психологически портретны даже его знаменитые «ню», обнаженная натура. Модильяни - автор портретов Д. Риверы (1914), Х. Сутина (1917), Б. Сандрара (1917), Л. Зборовского (1918), Л. Чековски (1919) и др.

Слайд 4

Н. И. Альтман участвовал в оформлении революционных праздников в Петрограде в 1918 году и в Москве (1921-1923 ), работал в области скульптуры, выступал как художник кино и театра. Автор рисунков для изделий из фарфора, почтовых марок, книжных иллюстраций. Писал портреты, натюрморты, абстрактные композиции. Жил в Париже в 1910-1911, 1928-1935 годах. Похоронен на одном кладбище с Анной Ахматовой в Комарове. Альтман Натан Исаевич (1889, Винница - 1970, Ленинград) Живописец, график, скульптор. Это есть художник Альтман, Очень старый человек. По-немецки значит Альтман - Очень старый человек. Он художник старой школы, Целый свой трудился век, Оттого он невеселый, Очень старый человек. Осип Мандельштам

Слайд 5

Альтман Н. И. «Божий ангел...». 1914 . А. А. Ахматова оставила воспоминания о сеансах у Альтмана в стихотворении из цикла «Эпические мотивы»: Я подходила к старому мосту. Там комната, похожая на клетку, Под самой крышей в грузном, шумном доме, Где он, как чиж, свистал перед мольбертом, И жаловался весело, и грустно О радости небывшей говорил. Он познакомился с Ахматовой в известном в Петербурге поэтическом кафе "Бродячая собака" в 1913 году. Здесь собирались самые модные поэты, композиторы, художники, и жизнь богемы била ключом. Им было тогда по 24 года: неотразимой красавице, гортанным голосом читавшей свои стихи Анне Горенко-Гумилёвой и скромному, но уже известному художнику

Слайд 6

Альтман Н. И. Портрет А. А. Ахматовой . 1914 Как в зеркало, глядела я тревожно На серый холст, и с каждою неделей Все горше и страннее было сходство Мое с моим изображеньем новым. 1915 С портрета Н.Альтмана предстает глубокий и далеко не открытый для легкого прочтения психологический абрис характера поэта. Полотно Н.Альтмана полно тишины и трудных раздумий героини. Сложный и четко разработанный графический рисунок полотна как бы повторяет сложные ритмы прекрасных поэтических строк. Но тишина и покой картины - предгрозовые, полные тревожного ожидания. Портрет Ахматовой стал сенсацией на одной из художественных выставок в Петербурге в 1915 году. Известный критик Л.Бруни писал, что "это не вещь, а веха в искусстве".

Слайд 7

Для периода написания портрета А. А. Ахматовой (1914) характерно использование приемов кубизма. В целом живописи Н. И. Альтмана присуща графичность манеры, явное преобладание в ней элементов рисунка. Неудивительно, что портрет не сразу приняли современники, особенно те из них, кому казалось, что альтмановский портрет разрушает их представления о художественном идеале и женском обаянии модели. О. Л. Делла-Вос-Кардовская писала: «Портрет, по-моему, слишком страшный. Ахматова там какая-то зеленая, костлявая, на лице и фоне кубистические плоскости, но за всем этим она похожа, похожа ужасно, как-то мерзко, в каком-то отрицательном смысле...»

Слайд 8

Сорин С. А. Портрет А. А. Ахматовой . 1914

Слайд 9

Анненков Ю. П. Портрет А. А. Ахматовой . 1921

Слайд 10

Петров-Водкин К. С. Портрет А. А. Ахматовой . 1922 Духовную суть Ахматовой выразил в своем портрете К. Петров-Водкин. Прошедший опыт символизма, опирающийся на иконопись художник создал систему изображения, целиком направленную на то, чтобы в бытовом сюжете выявить его глубинный, бытийный смысл. Характерно, что в качестве модели его привлекла Ахматова. Портрет Петрова-Водкина - аскетичен. Живописная поверхность настолько нюансирована, легка, прозрачна, что остается ощущение нематериальности. И вместе с тем простоты и целостности формы. Здесь нет плоти, есть дух- и сходство с конкретным лицом. Кажущееся даже удивительным: неужели все это воплотилось в одном человеке!

Слайд 11

Тышлер А. Г. Портрет А. А. Ахматовой . 1943

Слайд 12

Сарьян М. С. Портрет А. А. Ахматовой . 1946

Слайд 13

Баталов А. В. Портрет А. А. Ахматовой . 1952

Слайд 14

Фаворский В. А. Портрет А. А. Ахматовой . 1956

Слайд 15

Шервинская А. С. Портрет А. А. Ахматовой . 1958 На даче Шервинских, в бывшем имении Старки под Коломной, Ахматова отдыхала в конце 1930-х и начале 1950-х годов. А. С. Шервинская портретировала ее в 1952 году на дачной террасе. «Модель была исключительно терпелива. Задача была трудна не только потому, что Анну Андреевну не раз писали большие художники, а еще и потому, что портрет писался в условиях зыбкого летнего освещения, под кровлей, куда вливалась зелень тополей, нигунд, сирени» , - вспоминал С. В. Шервинский . Портрет А. А. Ахматовой . 1952

Слайд 16

Ардов Б. В. Портрет А. А. Ахматовой . Начало 1960-х Ардов Борис Викторович (р.1940, Москва) После окончания Школы-студии МХАТа был приглашен актером в театр «Современник». В 1972 году закончил Высшие режиссерские курсы, работал режиссером-мультипликатором. С 1975 года преподает во ВГИКе. Доцент кафедры актерского мастерства, кандидат искусствоведения. С 1934 по 1966 год Ахматова, приезжая в Москву, часто останавливалась в доме родителей Бориса Викторовича - Нины Антоновны Ольшевской и Виктора Ефимовича Ардова. В один из приездов, в начале 60-х годов, она попросила Бориса Ардова сделать для нее экслибрис. Он исполнил несколько рисунков и скульптурный портрет Ахматовой, который вместе с одним из набросков был подарен им Аманде Хейт.

Слайд 17

О, не вздыхайте обо мне, Печаль преступна и напрасна, Я здесь, на сером полотне, Возникла странно и неясно. Взлетевших рук излом больной, В глазах улыбка исступленья, Я не могла бы стать иной Пред горьким часом наслажденья. Он так хотел, он так велел Словами мертвыми и злыми. Мой рот тревожно заалел, И щеки стали снеговыми. И нет греха в его вине, Ушел, глядит в глаза другие, Но ничего не снится мне В моей предсмертной летаргии. Анненков Ю. П. Портрет А. А. Ахматовой . 1921


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Основные темы творчества А.А. Ахматовой" программа элективного курса

Программа «Основные темы творчества А. Ахматовой» применима при организации занятий, ориентированных на подготовку одиннадцатиклассников не только к выпускному экзамену по литературе, но и к вступител...

Учебно-методическое пособие по творчеству А.Ахматовой

Пособие содержит методические указания  по изучению творчества А.Ахматовой в 11 классе средней общеобразовательной школы, дидактический материал и тестовые задания в формате ЕГЭ...

А.Ахматова. Фотографии и портреты

Презентация содержит фотографии и портреты А.Ахматовой....

Исследование. Портреты Анны Ахматовой на границе живописи и поэзии

Исследование. Портреты Анны Ахматовой на границе живописи и поэзии....

План конспект открытого урока "Осень в музыке и живописи". Презентация к уроку "Осень в музыке и живописи".

Дорогие читатели перед вами план коспект открытого урока, который проводиться совместно с музыкальным и художественным отделением. "Осень в музыке и живописи" можно посмотреть как и в виде презентации...

План конспект - занятия по теме: «А. А Ахматова. Жизненный и творческий путь. Ранняя лирика Ахматовой»

Конспект для учащихся 10 класса . Используется при изучении ранней лирики Ахмаьовой...

Материалы к уроку литературы (мастерской построения знаний) по творчеству А.А. Ахматовой "Особенности лирики А.А.Ахматовой" для обучающихся 11 класса

Материалы к уроку литературы (мастерской построения знаний) по творчеству А.А. Ахматовой "Особенности лирики А.А.Ахматовой" для обучающихся 11 класса.Творчество А.А.Ахматовой рассматривается...