«В поэтической мастерской» анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Небо и звезды»
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

 Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Небо и звезды»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx19.55 КБ

Предварительный просмотр:

«В поэтической мастерской»

анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Небо и звезды»

(урок русской литературы в 9 «а» классе, проведен 20 апреля 2007 года)

Поэзия первоначально

 воспринимается сердцем

и уже им передается голове

В.Г.Белинский

Цель урока: проанализировать стихотворение М.Ю.Лермонтова «Небо и звезды»

Обучающие задачи урока:  1.Сформировать  откликаться эмоционально  на поэтическое произведение;

                                                2.Научить находить эмоциональный лейтмотив произведения ( общий тон, настроение) и проблематику произведения;

                                                 3.Закрепить навыки лингвостилистического анализа стихотворения;

                                                 4.Развить разные стороны читательского восприятия: эмоциональную отзывчивость, активность читательского воображения и др.

                                           

Воспитательные задачи урока: 1.Формировать у учащихся представления о вечности нравственных ценностей;

                                                        2.Эстетическое соотношение искусства и жизни.

Развивающие задачи урока: 1.Формировать умение высказывать собственное мысли, аргументировать их, развивать культуру монологической речи учащихся;

                                                 2.Развитие творческих способностей учащихся ;

                                                  3.Развить умение работать в группе, внимательно слушать друг друга.

Оборудование:

•        мультимедийная установка с портретом М.Ю.Лермонтова, текст стихотворения «Небо и звезды»,  

•        распечатка стихотворения «Небо и звезды»;

•        акварели, кисти, бумага формата А-3,

•        диск «Маленькие шедевры великих композиторов» (Э.Григ. «Поэма любви» из «Лирических песен» С.Чапова, фортепиано)

Ход урока:

1.Вступительное слово учителя.

Сегодня, ребята, мы  обращаемся к поэзии М.Ю.Лермонтова. Стихи поэта притягательны и таинственны, как и их автор. Чтобы постичь тайну поэтического слова  постараемся заглянуть в поэтическую мастерскую Лермонтова. Во время нашего урока вы будете работать по творческим группам, на время станете  «философами», «филологами», «поэтами», «художниками».

Любое стихотворное произведение воспринимается, по словам Белинского, сердцем. Для этого  в начале необходимо прочитать стихотворение выразительно.

2.Выразительное чтение стихотворения.

В начале выразительно читает учитель, потом ученики.

 

Небо и звезды

       Чисто вечернее небо,

      Ясны далекие звезды,

     Ясны,  как счастье ребенка;

О! для чего мне нельзя и подумать:

Звезды, вы ясны, как счастье мое!

       Чем ты несчастлив?—

        Скажут мне люди.

        Тем я несчастлив,

Добрые люди, что звезды и небо—

Звезды и небо!—а я человек!

       Люди друг к другу

       Зависть питают;

       Я же , напротив,

Только завидую звездам прекрасным,

Только их место занять бы хотел.(    1831 год)

 

3.Работа по творческим группам. Звучит классическая музыка.

Творческая группа «Художники» (ребята работают в группе, делают рисунки, затем рассказывают о своих работах). Данное задание можно предложить тем ребятам, кто испытывает затруднение на уроках литературы.

Задание1.Прочитайте стихотворение. Сделайте к нему рисунок. Расскажите о своем рисунке.

Задание2.Прочитайте стихотворение. Сделайте цветовую подборку к нему( можно выбрать несколько разных цветов). Обоснуйте выбор цветов.

Из ответов учащихся: Мы нарисовали небо и звезды, рядом маленького человечка в образе ребенка. Звезды являются образами счастья ребенка, ребенок тем несчастлив, что хочет быть таким как звезды и небо, но не может. Ведь звезды и небо всегда свободны и красивы, а маленький человечек нет.

Творческая группа «Философы»  (Ответив на предложенные вопросы, ученики производят смысловой анализ текста стихотворения.) На данном этапе возможен обмен мнениями с другими группами.

Цель выступления: произвести  смысловой анализ стихотворения.

План выступления :

1.Кем и когда написано стихотворение.

2.Идея, тема стихотворения.

3.Проблема, поднятая Лермонтовым.

4.Пафос стихотворения.

5.Какие образы использованы автором в данном стихотворении.

6.Лирический герой стихотворения и его  

7.Общечеловеческая значимость стихотворения.

Задание1. Кем и когда написано стихотворения. Какова идея , тема данного стихотворения.

Задание2.Проблема , поднятая поэтом в данном стихотворении.

Задание3.Пафос стихотворения.

Задание 4.Образы, использованные поэтом,  и их роль в раскрытии идеи произведения.

Задание 5.Расскажите о лирическом герое стихотворения и его чувствах.  Какова общечеловеческая значимость стихотворения.

Из ответов учащихся:

•        Лирический герой данного стихотворения романтически настроенный человек, непохожий на людей того времени.

           Стремиться к лучшей жизни, к чему –то прекрасному

Этот лирический герой не хочет быть среди всех этих грешных людей

•        В стихотворении М.Ю.Лермонтова «Небо и звезды» использованы образы звезд, человека. Образы неба и звезд стоят на одной и той же чистой и ясной стороне, а человек на противоположной , низкой стороне. Звезды и небо выражают все ясное и высокое, недосягаемое для человечества. На мой взгляд, изначально люди рождаются чистыми, но их портит общество, они приобретаю плохие качества «зависть питают..»

Творческая группа «Филологи» ( Так как данный этап работы требует знания теории литературы, к этому виду работы привлекаются учащиеся ,проявляющие склонности, интерес к литературе, к языку)

Цель выступления: произвести лингвостилистический анализ стихотворения.

План выступления группы:

1.Жанровые особенности стихотворения

2.Тематический вид лирики

3.Особенности построение стихотворения

4.Средства поэтического языка

Звукопись  Стихосложение   Тропы

Задание1. Назвать жанр стихотворения, указать признаки.  Укажите тематический вид лирики

Задание2. Особенности композиции стихотворения.

Задание3.Звукопись стихотворения

Задание4 Стихосложение.Размер: Интонация (логическое ударение,пауза, мелодика) Рифма

Задание5.Тропы, использованные поэтом в стихотворении и их роль для раскрытия идеи произведения.  

Из ответов учащихся :

•        Жанр этого стихотворения—элегия, потому что это созерцание природы, сопровождающееся философскими раздумьями о жизни. Оно наполнено чувствами автора. Это стихотворение можно отнести к философской лирике, потому что Лермонтов размышляет о жизни человека, о том, что небо и звезды выше, священнее , чем грешная жизнь людей.

•        Стихотворный размер  трехсложный –дактиль, имеются психологические паузы, они служат для того чтобы передать возвышенность, торжественность настроения стихотворения, а также используются для выделения грусти  печали. Четкой рифмы не прослеживается, так как произведение является выражением чувств, настроения.

•        Лермонтов использовал различные тропы: эпитеты (вечернее небо, добрые люди, прекрасным звездам  ..); сравнения (ясны, как счастье ребенка, звезды , как счастье мое..); противопоставления (люди друг другу зависть питают, я же напротив, только завидую звездам прекрасным..).Все тропы используются для образного представления и передачи чувства к звездам, проникнутые светлой грустью.

Творческая группа «Поэты»  (Задача участников группы за предложенный  период времени сочинить свои собственные стихи.) Данная работа предназначена для тех учащихся,  кто склонен к творчеству)

Стихотворение Петровой Насти

Звезда, ты далека от меня.

Но ближе к тебе быть хочу.

С рассветом, с туманом

Не вижу тебя.

Глядя на небо,

Себе я шепчу:                                                            

«Может, ты скрылась, может, ушла,

Может, затмила тебя луна?»

Ты в небе сияла, ты искрой была,

Но в миг ты упала, ты просто ушла,

Теперь я не вижу тебя.

 

4.Домашнее задание. Выбрать стихотворение М.Ю.Лермонтова и выучить его наизусть.

5.Итоги урока. Вот и  подошел к концу наш урок. Мы завершили работу над стихотворением М.Ю.Лермонтова «Небо и звезды». Все вы соприкоснулись с поэтическим мастерством поэта, побывали в поэтической мастерской.  Вы все постарались воспринять это стихотворение по-своему, главное, что вы все сегодня слушали свое сердце, тем самым творили красоту. И сегодняшний наш урок для многих стал открытием мира русской поэзии. Я надеюсь, что прав был К.Паустовский, говоря о том, что в каждом сердце есть маленькая струна, и что она  обязательно отзовется на слабый призыв  прекрасного.

Методические комментарии к уроку:

1.Данная форма урока позволяет проводить личностно-ориентированную работу, так как при анализе стихотворения каждый ученик задействован в анализе стихотворения.Ученик имеет возможность выбора задания по своему уровню подготовки.

2.Работа в группе позволяет учащимся советоваться, находить ответы на вопросы коллективно, что создает ситуацию успеха.

3. Анализ поэтического текста способствует комплексному воздействию на личность ученика: духовное развитие, обогащение, воспитательная работа, приобретение новых знаний.

4.Анализ поэтического текста повышает мотивацию учащихся к изучению художественной литературы

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова "Молитва"

План-конспект открытого урока по литературе в 7 классе.Учитель Петрова О.Л. МОУУСОШ №1  Тема урока: «Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Молитва».Цели:Образовательные: Развивать навы...

лингвистический анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова"Выхожу один я на дорогу..."

Данный материал представляет лингвистический анализ поэтического текста.В процессе групповой работы учащиеся развивают мышление,память,внимание,пополняют словарный запас языка. Вырабатывается чувство ...

Презентация к уроку "Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Утёс"

в данной презентации содержатся  репродукции картин М,Ю.Лермонтова, сравнительная таблица, обозначены  средства художественной выразительности....

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЙ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА И И.А.БУНИНА

В современной школе ни в одном городе вы не найдете в расписании  урока словесности.Есть уроки русского языка и уроки литературы отдельно друг от друга. А вот у гимназистов прошлого века такое ра...

Лингво- поэтический анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова "На севере диком..."

Лингво-поэтический анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова"На севере диком..."...

«Лирика «сильнейших страстей» и глубоких страданий» /анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Она не гордой красотою…»/

Цель урока:познакомить обучающихся с интимной лирикой М.Ю.Лермонтоварассказать об адресатах любовной лирики поэтапомочь учащимся понять причину трагизма и глубоких страданий лирического героя любовной...

Урок "Лингвистический анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Мой Демон"

Обучение текстовой деятельности - один из путей развития коммуникативной компетенции. Одним из способов анализа и истолкования поэтического текста является лингвистический анализ, который позволяет бо...