План внеклассного мероприятия по литературе в 8 классе
материал по литературе (8 класс) на тему

Жибоедова Елена Геннадьевна

План внеклассного мероприятия по литературе в 8 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_vneklassnogo_meropriyatiya.docx25.41 КБ

Предварительный просмотр:

План внеклассного мероприятия по литературе в 8 классе

«Люби природу, человек…»

Цель мероприятия: знакомство старшеклассников с произведениями русских поэтов, творчеству которых близка тема природы; воспитание любви к природе и родному краю, эстетического, поэтического вкуса.

        Оборудование: магнитофон с записью произведений Э. Грига, М. Мусоргского, П. Чайковского; репродукции картин известных русских художников-пейзажистов.

        На доске выписано высказывание В. Белинского «Природа – вечный образец искусства» и прикреплены репродукции известных картин с изображением российской природы.

Организационный момент: подготовка  к данному мероприятию не займет много времени. Необходимо лишь подобрать и скомпоновать произведения известных русских поэтов, прославляющих природу, подобрать соответствующий музыкальный фон. Учащимся не обязательно наизусть декламировать произведения, но приветствуется их выразительное прочтение.

Ход мероприятия:

Звучит в записи музыка Э. Грига «Утро». На фоне приглушенной музыки один из учащихся читает произведение Сергея Есенина.

1-й учащийся. Яркие солнечные лучи врываются в комнату. Утро настало. Об этом щебечет на все лады разноголосая стая птиц. Они радостно приветствуют солнечный день. Им аккомпанирует своим тихим шелестом, похожим на шорох дождевых струй, старая береза. Открой глаза и ты увидишь утро!..

Задремали звезды золотые,

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

 

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы.

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо:

«С добрым утром!»

Сергей Есенин

2-й учащийся (продолжая). Мы  привыкли к тому, что нас окружает природа и не всегда осознаем того, что мы сами являемся ее крохотной частичкой. Остановитесь и оглянитесь вокруг и вы увидите, как прекрасен мир…

Оглянись – и мир вседневный

Многоцветен и чудесен!

Афанасий Фет

Заколдован невидимкой

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой,

Подвязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А под самою макушкой

Долбит дятел на суку.

Сергей Есенин

        Человек в своем духовном росте познает законы, управляющие природой, и берет на себя право управлять ею. Ученые утверждают: в определенном смысле можно сказать, что человек – это природа, познающая самое себя.

3-й учащийся. (На фоне приглушенной музыки М. Мусоргского «Рассвет над Москвой-рекой».) Читая стихи русских поэтов, мы видим всю глубину воспроизведенного в слове постижения природы. Мы наслаждаемся, читая, но вместе с тем и учимся. Учимся бережному отношению к окружающему нас богатству, чуткости к разнохарактерности природы, пониманию сокрытых в природе многообразных тайн…

Чуть зацветет иван-чай, –

С этого самого цвета –

Раннее лето, прощай,

Здравствуй, полдневное лето.

Липа в ночной полумгле

Светит густой позолотой,

Дышит – как будто в дупле

Скрыты горячие соты.

От перестоя трава

Никнет в сухом оперенье.

Как жестяная. Мертва

Темная зелень сирени.

Где-то уже позади

День равноденствие славит.

И не впервые дожди

В теплой листве шепелявят.

Не пропуская, отмечай

Снова и снова на свете

Легкую эту печаль,

Убыли-прибыли эти.

Всех их приветствуй с утра

Или под вечер с устатку…

Здравствуй, любая пора,

И проходи по порядку.

Александр Твардовский

4-й учащийся. Во все времена и у всех народов воспевались красоты природы, ее неповторимость и очарование. Вспомним русских певцов земли нашей: поэты и прозаики – Пушкин и Лермонтов, Фет и Тютчев, Гоголь и Аксаков, Тургенев и Пришвин, Паустовский и Чехов, Лев Толстой и Горький; художники – Левитан и Шишкин, Саврасов и Поленов; музыканты – Чайковский и Мусоргский и многие-многие другие. Сколько гениальных творений и шедевров искусства написано великими мастерами в порыве чувств, возникших в результате общения  с природой!

Далее учащиеся читают стихи русских поэтов, посвященные природе родного края.

Вот мы дружною семьей –

За грибами в лес.

Я да он, да ты со мной,

Старый лес воскрес.

Был он тихий – темный бор

Пасмурно глядел,

А как наш раздался хор,

Весь он загудел.

Закрутился тенор твой,

Загремел мой бас,

Наш товарищ фистулой

Подбодряет нас.

Белка слушает в сосне,

И с размаху – прыг.

Там сорока в вышине

Подняла свой крик.

Можжевельник зашуршал,

Вон там чей-то глаз.

Это леший побежал,

Испугавшись нас.

Константин Бальмонт

5-й учащийся.

Хвост косичкой,

Ножки – спички,

Оттопырил вниз губу…

Весь пушистый,

Золотистый,

С белой звездочкой на лбу.

Юбку, палку,

Клок мочалки –

Что не видит, все сосет.

Ходит сзади

Тети Нади,

Жучку дразнит у ворот.

Выйдет в поле –

Вот раздолье!

Долго смотрит в даль – и вдруг

Взвизгнет свинкой,

Вскинет спинку

И галопом к маме в луг.

Саша Черный

6-й учащийся.

Разгулялась вьюга,

Наклонились ели

До земли. С испуга

Ставни заскрипели,

А в окно снежинки

Мотыльками бьются,

Тают, и слезинки

Вниз по стеклам льются.

Жалобу кому-то

Ветер шлет на что-то

И бушует люто –

Не услышал кто-то.

А снежинок стая

Все в окно стучится,

И слезинка, тая,

По стеклу струится.

Сергей Есенин

7-й учащийся.

Солнце лето прогуляло,

Скоро зимняя пора.

Небо Солнцу приказало

Убираться со двора.

Уложило Солнце вещи,

Село в красный кузовок.

Дует ветер, дождик хлещет.

Месяц плачет под шумок:

«Приезжай скорее в гости!»

Шепчет, выпустив узду:

«Промочил себе я кости,

А тебе достал узду.

Зги на небе не увидишь,

 С ней проедешь как-нибудь.

Как медведицу завидишь,

Выезжай на Млечный путь».

«Ах, спасибо, друг мой милый! –

Солнце Месяцу в ответ. –

Лишь Зима бы пропустила,

Прикачу назад чуть свет».

Сергей Городецкий

8-й учащийся.

 В глуши лесной, в глуши зеленой,

Всегда тенистой и сырой,

В крутом овраге под горой

Бьет из камней родник студеный:

Кипит, играет и спешит,

Крутясь хрустальными клубами,

И под ветвистыми дубами

Стеклом расплавленным бежит.

А небеса и лес нагорный

Глядят, задумавшись в тиши,

Как в светлой влаге голыши

Дрожат мозаикой узорной.

Иван Бунин

4-й учащийся. Сколько еще непознанного и неразгаданного таит в себе природа! Поэзия пытается проникнуть в ее сокровенный смысл. Как просто и в то же время сложно сделать самый малый шаг в ее глубину. Иной раз чудится, что природа идет к тебе на встречу. А  в действительности она таится, она не подпускает к себе, противится твоему стремлению познать ее тайны…

Пронизан солнцем лес насквозь.

Лучи стоят столбами пыли.

Отсюда, уверяют, лось

Выходит на дорог развилье.

В лесу молчанье, тишина,

Как будто жизнь в глухой лощине

Не солнцем заворожена,

А по совсем другой причине.

Действительно, невдалеке

Средь заросли стоит лосиха.

Пред ней деревья в столбняке.

Вот отчего в лесу так тихо.

Лосиха ест лесной подсед,

Хрустя, обгладывает молодь,

Задевши за ее хребет,

Болтается не ветке желудь.

Иван-да-Марья, зверобой,

Ромашка, иван-чай, татарник,

Опутанный ворожбой,

Глазеют, обступив кустарник.

Во всем лесу один ручей

В овраге, полном благозвучья,

Твердит то тише, то звончей

Про этот небывалый случай.

Звеня на всю лесную падь

И оглашая лесосеку,

Он хочет что-то рассказать

Почти словами человека.

Борис Пастернак

5-й учащийся.  Благоговение  перед природой всегда было свойственно русской поэзии. Русская поэзия любит природу, любуется ею, славит ее красоту, но вместе с тем защищает ее от различного рода посягательств и варварского к ней отношения.

        Человек привык потребительски, с чувством собственника относиться  к природе, считая ее лишь местом для своего отдыха и получения определенной прибыли: богатый урожай с огородов и дач, шашлыки на природе, рыбалка  и т.п. Мы многое берем у природы, оставляя взамен груды мусора после своего «культурного» отдыха, надписи, «увековечившие» наши имена на долгие годы на горах и коре деревьев, потоптанные или вырванные с корнем редкие цветы, обломанные ветви кустарников и деревьев, непотушенные костры, захламленные химическими отходами естественные пруды и водоемы, реки и озера…

6-й учащийся. Ученые считают, что продолжающееся уничтожение многих растений и животных можно сравнить только с последствиями атомной войны. Потеря некоторых видов подрывает способность природы создавать почву, восстанавливать питательные вещества, сохранять на определенном уровне качество воды и воздуха, регулировать количество паразитов растений и возбудителей болезни. Существенное нарушение таких «обязанностей» экосистемы приводит к драматическим последствиям – к увеличению заболеваемости и смертности среди людей.

Я думаю все время об одном –

 Убили тополь под моим окном.

Я слышал хриплый рев грузовика,

Ему мешала дерева рука.

Я слышал крики сучьев, шорох трав…

Еще не зная, кто не прав, кто прав,

Я знал деревьев добродушный нрав,

Неоспоримость всяких птичьих прав.

В окне вдруг стало чересчур светло –

Я догадался: совершилось зло.

Я думаю все время об одном –

Убили тополь под моим окном.

Варлам Шаламов

 7-й учащийся. Научимся же любоваться природой не потребительски – без топора, огнестрельного оружия, спичек – как это умеют делать люди большого искусства. Человечество должно защищать и оберегать, а не истреблять природу, ведь дары ее не бесконечны и не неисчерпаемы! Мы должны постоянно помнить об этом и с уважением и большой любовью относиться к Природе…

Под приглушенные звуки «Первого концерта» П. Чайковского учащийся читает.

Серебро, огни и блестки –

Целый мир из серебра!

В жемчугах горят березки,

Черно-голые вчера.

Это – область чьей-то грезы,

Это – признаки и сны!

Все предметы старой прозы

Волшебством озарены.

Экипажи, пешеходы,

На лазури белый дым,

Жизнь людей и жизнь природы

Полны новым и святым.

Воплощение мечтаний,

Жизни с грезою игра,

Этот мир очарований,

Этот мир из серебра!

Валерий Брюсов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по литературе 5 класс БЛИНЫ, КОЛЯДКИ, ПИРОГИ СЛАДКИ…. (Христианские праздники января)

материал можно использовать на уроках литературы, истории, во время проведения внеклассный мерприятий...

План – конспект внеклассного мероприятия по литературе (9 класс) «Но жив талант, бессмертен гений...» Посвящается 200-летию со дня рождения Н.В. Гоголя

План – конспект внеклассного  мероприятия  по литературе (9 класс)«Но жив талант, бессмертен гений...»  Посвящается 200-летию со дня рождения Н.В. Гоголя ВЕДУЩИЙ (1): Николай ...

План внеклассного мероприятия для учащихся 4 класса школы VIII вида "Волшебные ладошки"

Цель:  совершенствовать речевое общение детей в творческих и игровых ситуациях.В ходе занятия работали над понятиями «Дружба, добро, счастье»Развивали мелкую моторику, воображение, творческие спо...

Внеклассное мероприятие по литературе 5 класс

Для проверки знаний по всему курсу литературы в 5 классе в игровой форме проводится данное мероприятие. Класс можно разделить на команды...

План внеклассного мероприятия по литературе в 11 классе "Тайна любви".

План внеклассного мероприятия по литературе в 11 классе "Тайна любви"....

Внеклассное мероприятие по литературе, 7 класс. Тема: «Повести Белкина» А.С.Пушкина

Цели:-         расширить представление о творчестве А.С.Пушкина; -         продолжить формирование умения анализиро...

План – конспект внеклассного мероприятия по литературе (9 класс) «Но жив талант, бессмертен гений...» Посвящается 200-летию со дня рождения Н.В. Гоголя

План – конспект внеклассного  мероприятия  по литературе (9 класс)«Но жив талант, бессмертен гений...»  Посвящается 200-летию со дня рождения ...