Рабочая программа по литературе 7 класс Ланин
календарно-тематическое планирование по литературе (7 класс) на тему

Шведова Екатерина Сергеевна

В работе представлена пояснительная записка и КТП

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_7_klass_lanin.docx86.46 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Общая характеристика программы.

        В основу программы  положен принцип вовлечения учащихся в литературно-творческую и читательскую деятельность с использованием системы методов и приемов работы с ресурсами Интернета.

Программа по литературе для 7 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, а также в соответствии с рекомендациями

            1. Примерной программы (Серия «Стандарты второго поколения». Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы, М.: «Просвещение», 2011 год).

            2. Литература: программа: 5-9 классы общеобразовательных учреждений./ Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова; под ред Б.А. Ланина. – М.: Вентана – Граф, 2013

         В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования,  с особенностями ООП, образовательных потребностей и запросов обучающихся нашей школы, преемственность с примерными программами для начального общего образования.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

   Концепция (основная идея  программы).

         Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков.

                    В программе реализуется важнейшая цель литературного образования: воспитывать у учащихся любовь и привычку к чтению, приобщать учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, развивать их способности воспринимать и оценивать явления художественной литературы и на этой основе формировать духовно-нравственные качества, эстетические вкусы современных читателей и потребность в творческом самовыражении. Особенностью программы является постоянное сопоставление на разных этапах обучения произведений русской и зарубежной литературы, классических и современных произведений, а также их трактовке в других искусствах, что позволяет проследить основные тенденции развития русской и мировой литературы, определить «вечные темы» и проблемы.

        Реализация программы 7 класса предполагает максимальное погружение учащихся в самостоятельную творческую деятельность, разнообразную по форме и содержанию: от простейшего ученического исследования до создания собственных сайтов.

     Обоснованность (актуальность, новизна, значимость).

        Новизной программы является активное использование Интернета в процессе читательской деятельности: не только в качестве источника информации, но и как средство развития интереса к изучению литературы. Новизна и «плюс» в том, что в программу для 7 класса включены и те произведения, которые в последнее время не издавались или выпускались недостаточными тиражами. Новаторство данной программы в том, что в ней сформулированы темы творческих и проектных заданий. Например, «Историческая реальность и художественный вымысел в русской литературе». Тема для ученического исследования включает школьника в проектную деятельность.

        В программу заложены компоненты литературного образования: образовательный, просветительский, воспитательный.

В какую образовательную область входит данный учебный предмет.

Предмет «Литература» в соответствии с ФГОС входит в предметную область «Филология».

Общие цели учебного предмета для ступени обучения:

1. Расширить литературную эрудицию, вводя в круг  чтения доступные пониманию подростков произведения разных жанров, созданные отечественными и зарубежными авторами.

2. Заложить основные умения читательской деятельности (восприятие, анализ, интерпретация, оценка).

3. Подвести к постижению истоков и природы литературы как феномена духовной культуры и способа познания действительности, жизни, человека.

4. Содействовать  интеллектуально-  нравственному и   мировоззренческому   развитию личности.

5. Формировать гуманистическое толерантное сознание, способность понимать себя и других.

6. Поддерживать стремление выразить себя в слове.

7. Обучать общению с Интернетом как современным средством решения познавательных, читательских, коммуникативных и творческих задач.        

Сроки реализации программы.

       Программа реализуется в течение одного года.

Основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы.

Основные критерии отбора художественных произведений:

Художественная ценность

Гуманистическая направленность

Позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям

Культурно-исторические традиции  

     В программу включены произведения устного народного творчества и литературы XIX—ХХ веков, причем не только традиционные для школы, но и те, что ранее не изучались. Дидактический аппарат учебника литературы направлен на восстановление в памяти учащихся пройденного материала и раскрытие его связи с новым, а также на развитие самостоятельной мысли учеников: «докажи...», «сравни...», «рассмотри...», «найди...» Вопросы и задания являются разноуровневыми по своей трудности. Большое внимание уделяется практике чтения: вслух и про себя, классному и домашнему.

Программа обогащена целым рядом новых произведений русской классики, современных писателей с целью воспитывать у учащихся любовь и привычку к чтению, а также расширять и углублять жизненный и художественный опыт учеников.

Содержание программы соответствует психологическим особенностям детей.

Разнообразие произведений, авторов, рубрик способствует развитию индивидуального читательского вкуса и тем самым – становлению личностного самосознания школьников. Произведения, рекомендуемые для чтения и изучения, постепенно становятся более сложными по охвату жизненного материала, по образной системе, нравственно-эстетической проблематике.

Общая   характеристика учебного предмета, курса.

Общие цели и задачи основного общего образования с учетом специфики учебного предмета.

Учебники содержат методический аппарат, формирующий различные коммуникативные умения школьников; вопросы и задания на сопоставление словесного, графического и кинематографического образов; организует проектную деятельность школьников.

Программа предполагает развивать у учащихся следующие составляющие современной учебной и читательской деятельности.

1. «Культурно-навигационные» навыки, позволяющие свободно ориентироваться в литературных текстах, представленных в печатном (книжном, газетно-журнальном) и электронном форматах.

2. Навыки поиска экспертных оценок: мнения учителей, критиков, родителей, новостной информации и т.д. – и опираться на них.

3. Умение публиковать в Интернете собственные заметки, рецензии, отзывы, сочинения, дневники.

4. Навыки в специфическом чтении и составлении Интернет-текстов (графическое выделение важных для автора слов и фраз, гипертекстовые контекстные ссылки, позволяющие найти нужную информацию).

Запланированы  вопросы и задания   на сопоставление словесного, графического и кинематографического образов.

Их содержание направлено на  деятельностный подход,  предполагающий включение школьников в самостоятельный поиск истины. Организуется проектная деятельность школьников. Характер вопросов и заданий позволяет развивать творческие и исследовательские навыки школьников; постепенно, не форсируя усилий, подготовиться к ГИА и ЕГЭ. Система проектной деятельности учащихся позволяет шаг за шагом формировать основные компетенции, приучать к самостоятельному литературному поиску, к различным приемам работы с информацией, с библиотеками – книжными и электронными. В самостоятельной работе формируются интерес к предмету, любовь к литературе, а также литературный вкус – основа шкалы эстетических ценностей.  Произведения зарубежной литературы даются во взаимосвязи с русской классикой. Русская литературная классика стала в предлагаемых учебниках основой для понимания современной литературы. Постоянно предлагают ученику вопросы на повторение и закрепление. Конечно, новое – основа учебы, но повторение и закрепление придают знаниям прочность, помогают подготовиться к будущим экзаменам.

Особая роль отводится пониманию социальной и культурной роли литературной критики, формированию умения работать с литературно-критическими статьями. Программа  расширяет литературную эрудицию учащихся; учит

воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать художественный текст; подводит школьников к пониманию литературы как феномена духовной культуры.  

Программа  полностью обеспечивает учебную деятельность школьников на уроке и дома. Произведения подобраны таким образом, что удовлетворяют разный читательский вкус.

Структурно-содержательные особенности программы по Литературе  для 7 класса (учебник под ред. Ланина Б.А.).

II этап (7 – 8 классы). Этап развития литературного вкуса.

В 7 классе программы  по литературе Б.А. Ланина предлагается  список литературы, рекомендованной

для внеклассного чтения, как из русской  литературы, так и из зарубежной, –  «Круг чтения». 

Программа по литературе   Ланина Б.А., Устиновой Л.Ю. построена на  сочетании концентрического (в основной школе),  историко-литературного (в старшей школе),  хронологического и  жанрового принципов, утвердившихся в отечественной методике литературного образования.

Ведущая тема.

7 кл. – литература и действительность.

Специфика предмета:

Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Технологии, методики:

  • уровневая дифференциация;
  • проблемное обучение;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава)

Содержание учебника 7 класса полностью соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта по литературе.   Курс литературы в УМК под ред. Б.А. Ланина направлен на включение обучающихся в литературно-творческую и читательскую деятельность с использованием системы методов и приёмов работы с ресурсами Интернета. Интернет используется не только как источник информации, но и как стимул к изучению литературы. Новые информационные технологии позволяют каждому желающему ученику увидеть свои тексты опубликованными. Стратегия программы также даёт возможность школьникам не только научиться выражать своё отношение к прочитанным литературным произведениям, но и сверять своё мнение с оценками других: сверстников, учителей, литературных критиков, писателей.

Методы обучения:

  • объяснительно-иллюстративный;
  • проблемное изложение;
  • частично-поисковый;
  • исследовательский

Реализация программы предполагает максимальное включение  учащихся в самостоятельную творческую деятельность. Особое внимание общению в малых группах на уроках литературы и «медленному чтению».

Основные виды деятельности учащихся.

  1. Познавательная деятельность: чтение и анализ художественных произведений, понимание ключевых проблем, владение литературоведческими терминами.
  2. Творческая деятельность: создание различных творческих работ, в которых выражается собственная интерпретация и понимание произведения, понимание образности художественной литературы.
  3. Коммуникативная деятельность: умение пересказывать произведения, участвовать в дискуссиях, создавать письменные и устные высказывания, аргументировано отвечать на вопросы по изученному или самостоятельно прочитанному произведению.
  4. Исследовательская деятельность: создание самостоятельных проектов, связанных с отечественной и или мировой литературой

Согласно требованиям ФГОС к результатам освоения ООП самым важным предметным результатом, который достигается при изучении литературы как предмета, является «осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития, формирование потребности в систематическом чтении как средство познания мира и себя в этом мире». Поэтому чтение является ведущей деятельностью при освоении литературы.

        Через систему тем для обсуждения, творческих работ и ученических проектов-исследований в программе реализуется системно - деятельностный подход. Изучение каждого произведения в 7 классе завершается темой для обсуждения. Например, тема «Русская литература в контексте мировой. Герои Гоголя и Мериме: национальные особенности и общечеловеческие черты характера».

Место курса «Литература» в базисном учебном  (образовательном) плане

Данная программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю). Обучение ведётся по учебнику Ланина Б.А., Устиновой Л.Ю., Шапчиковой В.М. и др. под ред. Ланина Б.А. Литература  7 класс. В двух частях. Москва «Вентана-Граф» 2014 г.

Место предмета «Литература» в базисном учебном плане МКОУ ЗАТО Знаменск СОШ №234.

Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант № 1) предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объеме 442 ч, в 6 классе — 102 ч, в 7 классе — 68 ч, в 8 классе — 68 ч, в 9 классе — 102 ч.
Обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования предусматривает ресурс учебного времени в объеме
в  7классе – 68 часов (2 часа в неделю)

Предполагаемые предметные результаты.

В результате изучения литературы 7 класса ученик должен знать:

  • главных героев изучаемых произведений, основные сюжетные линии, проблематику, смысл назаавния;
  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  • основные теоретико-литературные понятия.

В результате изучения литературы ученик должен уметь в познавательной сфере:

  • воспроизводить содержание произведения, истолковывать проблему и систему образов-персонажей, выделять изобразительно-выразительные средства языка работать с книгой;
  • рассматривать изученное произведение в связи с литературными направлениями эпохи, раскрывать их основные черты, определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  • использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного произведения;

в ценностно-ориентационной сфере:

  • анализировать эпизод в связи с проблемой произведения, выражать свое отношение к прочитанному;
  • различать авторский замысел и особенности его воплощения

в коммуникативной сфере:

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть,
  • владеть различными видами пересказа;
  • анализировать произведения:
  • работать с литературно-критическим материалом;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; писать сочинения рзных жанров на литературные и свободные темы;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

В эстетической сфере:

  • понимать образную природу литературы, роль изобразительно-выразительных средств; развивать художественный вкус.

Все перечисленные виды деятельности учащихся связаны с чтением литературных произведений и обращены к их тексту, рассчитаны на выявление понимания идейного смысла и художественного своеобразия текста, предполагают свободное речевое высказывание школьников.

Результаты освоения  учебного предмета.

Личностные результаты обучающихся 7 класса, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

  • осознавать значимость чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формировать потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире.
  • Понимать значение литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа; стремиться к саморазвитию, совершенствованию духовно-нравственных качеств, понимать особенности отечественной культуры в контексте мировой;
  • Использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации (словари, энциклопедии и т.д.);
  • Формулировать горизонт своих интересов;
  • Пользоваться справочным аппаратом книги, использовать ресурсы Интернета и понимать разницу между текстом и гипртектсом

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в 7 классе проявляются в:

  •  умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
  • умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
  • умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
    Диагностический, итоговый и текущий контроль уровня литературного образования
  • Групповая и индивидуальная диагностика уровня литературного развития учащихся в начале года и выявление его последующей динамики
  • Проверка усвоения навыков выразительного чтения, развития элементов исполнительской интерпретации литературного произведения в чтении наизусть, по ролям, инсценировании текста
  • Различные формы пересказа как средство выявления навыков разговорной монологической речи и понимания сюжета произведения, характеров героев
  • Письменное монологическое высказывание как форма диагностики уровня письменной речи и понимания основных аспектов содержания произведения.

Уроки-консультации по руководству проектной деятельностью; зачеты, семинары и др. формы развивающего контроля качества литературного образования и развития учащихся

Предметные результаты:
 Устное народное творчество

Выпускник научится:

• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приемам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять былину и ее интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народа, формирования представлений о русском национальном характере;

• видеть черты русского национального характера в героях русских былин, героических сказаний и народной песне, видеть черты национального характера своего народа в героях былин;

• учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

• выразительно читать былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок «устного рассказывания»;

• пересказывать былины, четко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приемы;

• выявлять в былинах характерные художественные приемы и на  этой основе определять жанровую разновидность былину, отличать её сказки;

Выпускник получит возможность научиться:

• сравнивая былины, героические сказания, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

• рассказывать о самостоятельно прочитанной, былине, обосновывая свой выбор;

• сочинять былину и/или придумывать сюжетные линии;

• сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;

• выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми

установками;

• устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).

Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература

Выпускник научится:

• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле «читательских ассоциаций», отбирать произведения для чтения;

• воспринимать художественный текст как произведение искусства, «послание» автора читателю, современнику и потомку;

• определять  актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя свое к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя свое отношение к прочитанному;

• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

• работать  с разными источниками информации и владеть основными

способами ее обработки и презентации.

Выпускник получит возможность научиться:

• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой

природе художественного текста;

• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их

художественную и смысловую функцию;

• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера,

аргументировано оценивать их.

Диагностический, итоговый и текущий контроль уровня литературного образования

  • Групповая и индивидуальная диагностика уровня литературного развития учащихся в начале года и выявление его последующей динамики
  • Проверка усвоения навыков выразительного чтения, развития элементов исполнительской интерпретации литературного произведения в чтении наизусть, по ролям, инсценировании текста
  • Различные формы пересказа как средство выявления навыков разговорной монологической речи и понимания сюжета произведения, характеров героев
  • Письменное монологическое высказывание как форма диагностики уровня письменной речи и понимания основных аспектов содержания произведения

Уроки-консультации по руководству проектной деятельностью; зачеты, семинары и др. формы развивающего контроля качества литературного образования и развития учащихся

Учебно-методический комплект:

        1.Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шапчикова В.М. и др. под ред. Ланина Б.А. Литература  7 класс. В двух    частях. Москва «Вентана-Граф», 2013 г.

         2. Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шапчикова В.М. Литература. Рабочая тетрадь. В двух частях. Москва   «Вентана-Граф», 2013 г.

Дополнительная учебная  литература

  1. Агафонова  М.И. Литература. Тесты 5 – 8 классы. – Москва: Дрофа, 2000.
  2. Бельская  Л.Л. Литературные викторины.  – М.: Просвещение, 2005.
  3. Егорова  Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе. - Москва:  ВАКО, 2004.
  4. Егорова  Н.В. Поурочные разработки 5 класс. -  М.: Вако, 2007.
  5. Зинина Е.А. Сборник заданий для проведения экзамена в 5 классе. - Просвещение, 2006.
  6. Итоговые работы по литературе 5 – 11 класс. Н.В.Охременко, О.В.Федина. Москва, «Аквариум», 1997.
  7. Колганова Т.А. Литература. Сборник упражнений: 5 класс. – М.: Радиус, 1999.
  8. Мордес  Е.М. Искать, пробовать, обучать… Нетрадиционные уроки по русскому и литературе. 5 – 11 классы. - Волгоград: Учитель, 2002.
  9. Семенова А.Н. Русская литература в вопросах и заданиях. – М.: ВЛАДОС, 2006.

Справочные пособия

  1. Грубер Е.И. Этимологический словарь русского языка. – Москва:  Локид-Пресс, 2007.
  2. Истрин В.А. 1100 лет славянской азбуки. - М., 1963.
  3. Крысин  Л.П.  Толковый  словарь  иноязычных  слов. – М.: Просвещение,  1998.
  4. Крысин  Л.П.  Школьный  словарь  иностранных  слов. – М.: Просвещение, 1997.
  5. Ожегов  С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.
  6. Михайлова О.А. Орфоэпический словарь русского языка. - Екатеринбург:  Фактория, 2006.
  7. Срезневский И.И. Словарь древнерусского языка. - М.: Книга, 1989.
  8. Чернец Л.В. Школьный словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 2005.
  9. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4-х томах. – М.: Астрель. АСТ, 2004.
  10. Шанский Н.М.  Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: Дрофа, 2007

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Литература»
 Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература

Выпускник научится:

• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле «читательских ассоциаций», отбирать произведения для чтения;

• воспринимать художественный текст как произведение искусства, «послание» автора читателю, современнику и потомку;

• определять  актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя свое к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя свое отношение к прочитанному;

• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

• работать  с разными источниками информации и владеть основными

способами ее обработки и презентации.

Выпускник получит возможность научиться:

• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой

природе художественного текста;

• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их

художественную и смысловую функцию;

• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера,

аргументировано оценивать их.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Раздел, тема

Содержание материала, практические, письменные работы

Планируемые результаты

Кол-во часов

Дата

личностные

предметные

метапредметные

По плану

Фактич.

1

Введение.

Повторение: 

Средства создания характера, лирический герой.

Диагностика уровня литературного развития учащихся

Автор – рассказчик – герой произведения – лирический геройл

приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры

Уметь пересказывать статью учебника, пользоваться аппаратом книги, знать и понимать цели и задачи предмета, структуру учебника-хрестоматии,  

умение решать тесты

Познавательные: умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

1

Страницы классики. Литература XIX в. — 22 ч

А.С. Пушкин (10 ч.)

2

А.С. Пушкин. Из биографии (Пушкин в Царскосельском лицее — по воспоминаниям современников).

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народа

Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления (романтизм, реализм).

Выразительно читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений русской литературы первой половины XIX в.

Познавательные: умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать

Коммуникативные: умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе.

1

3

«Прощанье», «Разлука», «Простите, верные дубравы!..»
Культ возвышенной дружбы и верность «святому братству».

 

Автобиографизм и условность в поэзии Пушкина. Многоголосие ранней лирики: ироническое и лирическое начала, ирония и подлинный лиризм. Традиционная, бытовая и сниженная поэтическая лексика.

Гуманизм Пушкина. Сила творческого воображения.

Осознавать важность восприятия текста литературного произведения для развития личности

1

4

«19 октября 1825 года»
Дружба как одна из высших человеческих ценностей

1

5

«Няне».
Эмоциональность стихотворения, средства его создания.

Метафора. Стихотворная речь, двусложные и трёхсложные размеры стиха

Совершенствова

ние духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного

 отношения к русской литературе, к культурам других народов.

Выразительно читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений

Познавательные: умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать

1

6

Повесть «Дубровский»

Замысел и история создания произведения.

Повесть как эпический жанр. Рассказ и повесть

Искусство построения сюжета. Столкновение правды и несправедливости как завязка конфликта.

Коммуникативные: умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;  

1

7

Образ романтического героя Владимира Дубровского.

Романтический герой. Характеристика героя повествователем, другими героями; монологи героя.

Развязка повести. Открытый финал

Художественный вымысел в литературе

уважительное

 отношение к русской литературе, к культурам других народов.

Выразительно читают заучивают наизусть, иллюстрируют.

Познавательные: умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать

Коммуникативные: умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность со

сверстниками;   работа в группе.

делают выводы, пишут сочинеие на литеартурном материале

1

8

Ключевые моменты развития сюжета (анализ эпизода)

1

9

Нравственный выбор героев.

1

10-11

Развитие речи

Контрольное сочинение № 1. «Благородство против подлости».

.Давать письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования

Познавательные: умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать

2

Ф. Шиллер. «Разбойники» (сцены по выбору учителя)
(1час)

12

Ф. Шиллер «Разбойники». Выбор главного героя, его борьба за справедливость, обречённость на одиночество и непонимание.

 Карл и Амалия. Трагический финал произведения. Развенчание романтического героя и его гибель

Отмечают особенности русского романтизма нать  определение термина драма, трагедия, романтическая трагедия.

Знать текст произведения.

Уметь составлять сравнительную характеристику.

Коммуникативные: умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе.,

1

М.Ю. Лермонтов. Из биографии (Кавказ в жизни поэта).
(5 часов)

13

М.Ю. Лермонтов

Из биографии (Кавказ в жизни поэта).
Тема одиночества и разлуки. Символический смысл стихотворений.

 

Средства создания характера, лирический герой

Знание истории языка,   основ культурного наследия   человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей

Отмечать особенности поэзии русского романтизма на уровне языка, композиции, образа времени и пространства, образа романтического героя.

Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления (романтизм, реализм).

Познавательные: сопоставляют литературные произведения, принимают решение и осуществляют осознанный выбор

Коммуникативные: умеют организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе.

1

14.

Противоречивость переживаний поэта.  Живописность поэзии Лермонтова: роль сравнений и эпитетов.

Стихотворная речь, двусложные размеры мтиха

Регулятивные: Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока. В диалоге с учителями вырабатывать критерии оценки своей работы.

1

15

«Песня про купца Калашникова»

Историческая тема и фольклорные мотивы в творчестве Лермонтова

Романтический герой

Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения.

Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.

Регулятивные: Самостоятельно составлять план решения учебной проблемы.

1

16.

Приём сопоставления в изображении героев «Песни…».

Герой и его характеристика

Знание истории языка,   основ культурного наследия   человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей

Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме

Выступать с развёрнутыми сообщениями, обобщающими наблюдения.  Письменно оформляют результаты выступления.

17

Образы гусляров-рассказчиков как выразителей авторской оценки изображаемого

Знание истории языка,   основ культурного наследия   человечества;

Знать: основные характеристики героев

Уметь: выразительно читать текст.                                

Коммуникативные: умеют организовывать  учебное сотрудничество и

работать  в группе.

1

18-19

Контрольная работа № 2.  Сочинение

2

Н.В. Гоголь. Из биографии писателя (по воспоминаниям современников). «Тарас Бульба»
(4 часа)

20

Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба». Историческая основа произведения.

Язык произведения: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения

Осознают важность патриотического начала героев произведения

Определяют тематику и проблематику произведения,

Определять характерные признаки лирических и лиро-эпических жанров на примерах изучаемых произведений

Ведут возможную полемику с другими произведениями близкой тематики.

Дают письменный и устный ответ на вопрос

1

21

Патриотизм главных героев: Тараса и Остапа.

Проблема нравственного выбора.

Необыкновенные характеры как олицетворение героической эпохи. Два типа характеров: Остап и Андрий.

1

22

Эмоциональность повествования, лирическое начало в повести

Чувства автора, средства их выражения. Картина степи, художественная роль фрагмента

выявлять авторскую самобытность в постановке и решении существенно значимых проблем,

1

23-24

Развитие речи. Контрольное сочинение № 3 «Почему Тараса Бульбу можно назвать национальным героем»

Лирическое начало, выразительные средства языка, художественные образы

Уметь выражать мысли в письменной форме

2

П. Мериме. «Маттео Фальконе» (2 часа)

25

П. Мериме «Маттео Фальконе». Проблема нравственного выбора в новелле: долг и предательство.

Русская литература в контексте мировой.

Национальные черты характера героев

Формирование осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

 Осознают важность общечеловеческих ценностей

Выполнять сопоставительный анализ произведений

Знать определение новеллы,  биографию писателя, текст произведения.

Cоставляют словесный портрет героев (словесное рисование)  

  оценивают и анализируют поступки героев  

Сопоставляют сюжеты, персонажей литературных произведений

освоение социальных норм, правил поведения, развивают мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

. Выявлять особенности русской реалистической литературы в сопоставлении с отечественной литературой предшествующих эпох и зарубежной литературой в форме развёрнутых устных или письменных ответов, сочинений литературоведческого характера

1

26

Развитие речи. Общечеловеческие проблемы и их решение в творчестве Н.В. Гоголя и П. Мериме.

1

27

Творческое задание. Герои Гоголя и Мериме: национальные общие черты характеров, общечеловеческие ценности

Проект

1

Русская лирика середины XIX в. Основные темы и мотивы — 6 ч

28

 Н.А. Некрасов. Образ народа и тема народных страданий в лирике Некрасова.

Своеобразие стиховой инструментовки: ритмичность и эмоциональная напряжённость поэзии.

Особенности некрасовской лирики: голоса героев, гражданская проблематика, публицистичность


 Осознают важность приобщения к поэтическому настроению

Определять характерные признаки лирических и лиро-эпических жанров на примерах изучаемых произведений

Знать факты биографии поэта

Читают  и заучивают наизусть., обмениваются впечатлениями

1

29

«Саша»

Сюжет и тема становления человеческого характера в поэме

Роль пейзажа в раскрытии образа главной героини произведения

Усвоение и активизация литературоведческих терминов: стиховая инструментовка, антитеза.

Читают  и заучивают наизусть., обмениваются впечатлениями

1

30

Ф.И. Тютчев. Мастерство поэта в создании картин природы.

Живописность и красочность поэзии Тютчева. Олицетворение как основное средство изображения природы. Природа и человек. Величие и одухотворённость образов природы

Осознанно и ответственно относятся к собственным поступкам.

Формирование нравственных чувств и нравственного поведения

Отличать стихотворную речь от прозаической, находить основные признаки стихотворной речи, Определять виды рифм и способы рифмовки двусложных и трёхсложных размеров стиха на примере изучаемых стихотворных произведений, созданных в рамках силлабо-тонической системы стихосложения

Познавательные: Выявлять черты мастерства поэта в создании картин природы определять художественные особенности поэтических средств в литературном произведении.

Выявлять признаки художественной традиции фольклора и литературы предшествующих эпох в творчестве писателя,

1

31

А.К. Толстой. Из биографии поэта. «Вот уж снег последний в поле тает…»

Пейзаж в лирике А.К. Толстого. Фольклорные традиции в изображении природы. Эмоциональность лирического героя поэзии А.К. Толстого, его способность к сочувствию и сопереживанию

1

32

А.А. Фет.

Состояние природы и человеческой души, запечатлённое в единстве.

Параллелизм в пейзажной лирике Фета. Выразительность детали в создании пейзажа. Взволнованность и недосказанность повествования. Музыкальность лирики Фета: звукопись, лексические повторы

Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения

Выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка писателя (поэтический словарь, тропы, поэтический синтаксис, фоника и др.) и определять их художественную функцию в произведении.

Выразительно читать стихотворный текст

Познавательные: Анализировать различные формы выражения авторской позиции в произведении, характеризовать формы проявления авторской позиции в произведениях различных родов литературы.

 Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, об истории создания произведения, о прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета

1

33

А.Н. Майков. Лирический герой в пейзажной лирике Майкова.

Изобразительно-выразительные средства и их роль в создании читательского настроения: эпитеты, сравнения.

1

34

Тема для обсуждения. Пейзаж в лирике поэтов середины XIX в.: Некрасова, Тютчева, Фета

1

Страницы классики. Литература рубежа XIX–XX вв. — 7 ч

35

А.П. Чехов. Вехи биографии писателя. «Хамелеон». Картина нравов в рассказе.

Приёмы создания комического эффекта.

Авторская ирония в рассказе. Деталь в ранней прозе Чехова

Характеризовать героя русской литературы второй половины XIX в.
Выявлять характерные для произведений русской литературы второй половины XIX в. темы, образы и приёмы изображения человека.
Формулировать вопросы по тексту произведения.
Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание

Соотносить содержание произведений русской литературы второй половины XIX в. с романтическим и реалистическим принципами изображения жизни и человека.

1

36

Средства юмористической характеристики:

Анекдотические ситуации в ранних рассказах писателя. сюжетные повторы, нагнетание деталей, неожиданная развязка.

Формирование осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам, формирование нравственных чувств

Познавательные: Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.

Коммуникативные: сотрудничают в группе, слушают друг друга, делают вывод

1

37

Внекл. Чтение. Рассказы Чехова. «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня»

1

39

А.И. Куприн. «Чудесный доктор»

Тема служения людям и добру. Образ  доктора.

Образ, персонаж, композиция

Понимать значение литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа

Коммуникативные: Формулировать вопросы по тексту произведения

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.

1

40

Мотив чудесного в рассказе «Чудесный доктор»

1

41

Л.Н. Андреев. «Баргамот и Гараська»
Влияние духовной литературы. Идея человеческого братства и милосердия.

Жанр «пасхального рассказа».

Творческое задание. А.П. Чехов, А.И. Куприн, Л.Н. Андреев в воспоминаниях современников: портрет писателя (по выбору)

Осознают значимость чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития

Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений.

конкретного писателя

Коммуникативные: Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений

1

42

О. Генри. «Дары волхвов»
Джим и Делла, способность к самопожертвованию.

Черты рождественского рассказа. Символический смысл названия.

Формулировать горизонт своих интересов

Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения.
Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме.

Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта

Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, об истории создания произведения, о прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

1

43.

Развитие речи. Тема для обсуждения. Поэтизация человеческих отношений и поиски добрых начал в человеке (на материале рассказов рубежа XIX–

XX вв.)

1

Страницы классики. Литература XX в. — 4 ч

44

И.А. Бунин. Природа в изображении И.А. Бунина.

Предметность и красочность образов

воспитание     патриотизма, уважения к Отечеству,        осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа

Знать: определение понятий: «ямб»и «хорей», «ударение», «ритм»,«слог», «стопа»,

«стих»; уметь определять размер,

Читать выразительно произведение с учётом его жанровой специфики

Соотносить содержание произведений русской литературы первой половины XX в. с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека

Коммуникативные: умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, уметь работать с разными источниками информации      

1

45

Развитие речи. Анализ стихотворения

Познавательные: Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, об истории создания произведения, о прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета

1

46

Н.А. Заболоцкий. «Журавли», «Одинокий дуб»

Природа и человек. Природа и творчество

Персонаж, герой, лирика, строфа

2

Наедине с поэтом. Тема войны в русской поэзии ХХ в. — 5 ч

47

Тема войны в русской поэзии 20 века. Стихотворения А.А. Ахматовой, О.Ф. Берггольц, Ю.В. Друниной.

Исповедальность, патриотический пафос

Тема памяти в лирике

Размер стиха, односложные, двусложные размеры

приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры,

осознание себя патриотами

формирование ответственного отношения к учению,

стремиться к саморазвитию, совершенствованию духовно-нравственных качеств

Уметь характеризовать идейно-эмоциональное содержание произведения.
Передавать личное отношение к произведению в процессе выразительного чтения (эмоциональная окраска, интонирование, ритм чтения), характеризовать образ персонажа через чтение его монологов, реплик, описаний внешности, действий, размышлений и т. д. (элементы исполнительской интерпретации произведения).

Познавательные: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,

самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации

Регулятивные: планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей, оценивают правильность выполнения действий

Рецензировать устно выразительное чтение одноклассников, чтение актёров

Коммуникативные: уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов

1

48

С.П. Гудзенко. «Перед атакой»; С.С. Орлов. «Его зарыли в шар земной…»;

1

49

Д.С. Самойлов. «Сороковые, роковые…»; М.М. Джалиль. «Смерть девушки», «Радость весны»;

1

50

А.А. Сурков. «Бьётся в тесной печурке огонь…»; К.М. Симонов

1

51

Развитие речи Выразительное чтение стихотворений. Защита проектов

1

Национальный характер в литературе ХХ в. — 14 ч

52

А.Т. Твардовский. «Василий Тёркин». Своеобразие жанра («книга про бойца»). Автор и герой.

Образ солдата-победителя.

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Знать: факты биографии и творческой деятельности поэта, определение понятий «композиция», «интонация стихотворения»; понимать чувства и переживания лирического героя,  

Познавательные: работать с разными источниками информации,  находить

 ее,  анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;

формулировать выводы

Соотносить героя и прототип, образы автора и биографического автора, лирического героя и поэта.

1

53

Народный герой в поэме: Василий Тёркин как собирательный образ

1

54

Изображение подвига народа. Тема памяти

1

55

М.А. Шолохов. «Судьба человека»

Андрей Соколов — воплощение национального характера...

Особенность композиции: рассказ в рассказе; роль пейзажа

Жанровое различие рассказа, повести и романа на конкретных примерах изучаемых произведений.
Писать сочинение-описание

Осознавать значимость чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития

Уметь выделять этапы развития сюжета, определять художественную функцию внесюжетных элементов композиции произведения.
Характеризовать отдельного героя и средства создания его образа,

Проводить индивидуальную работу по подготовке рефератов и докладов по проблемам русской литературы XX в. с последующим рецензированием несколькими учащимися и обсуждением наиболее интересных работ в классе.

Коммуникативные: Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;    владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью

Регулятивные: оценивают правильность выполнения действий

1

56

Отражение судьбы всего народа в судьбе героя произведения Тема нравственных испытаний и военного подвига.

1

57-58

Контрольное сочинение № 4 "А был он лишь солдат. Солдатами не рождаются"

формирование осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Характеризовать отдельного героя и средства создания его образа, а также владеть навыками сопоставительной характеристики персонажей.

2

59

В.Г. Распутин. «Уроки французского»

События, рассказанные от лица мальчика, авторская оценка.

Автор и его герой

1

60

Образ учительницы как символ человеческой отзывчивости

1

61

Развитие речи. Сочинение  № 5

Обосновывать жанровое различие рассказа, повести и романа на конкретных примерах изучаемых произведений.
Определять жанровые разновидности эпических произведений (приключенческий рассказ, автобиографическая повесть, исторический роман и т. п.).

1

62

В.М. Шукшин. «Космос, нервная система и шмат сала», «Микроскоп» 

Самоирония и провозглашение ценности поэтического творчества

1

63

«Сокровенный» герой рассказов Шукшина. Доброта, доверчивость и душевная красота «маленьких людей».

Какое впечатление произвело на вас стихотворение?

Регулятивные: оценивают правильность выполнения действий

1

64

Развитие речи. Тема для обсуждения. Своеобразие национального характера в русской литературе XX в.: традиции и новаторство.

Творческое задание. Историческая реальность и художественный вымысел в русской литературе

усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей

Характеризовать отдельного героя и средства создания его образа, а также владеть навыками сопоставительной характеристики персонажей.
Познавательные. Проводить индивидуальную работу по подготовке рефератов и докладов по проблемам русской литературы XX в. с последующим рецензированием несколькими учащимися и обсуждением наиболее интересных работ в классе.

Писать сочинение-описание

1

65

Ф. А. Абрамов. «Поездка в прошлое»

Встречи, переворачивающие всю жизнь.
 

Творческое задание. Психологический портрет на основе внутреннего

монолога

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию

Уметь выделять этапы развития сюжета, определять художественную функцию внесюжетных элементов композиции произведения.
Характеризовать отдельного героя и средства создания его образа, а также владеть навыками сопоставительной характеристики персонажей.
Соотносить героя и прототип, образы автора и биографического автора, лирического героя и поэта.

1

66

Моральная ответственность за поступки.

усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей

Сопоставительная характеристика персонажей.

1

67-68

Повторение и обобщение изученного в 7 классе. Читательская конференция. Защита проектов

2

Итого:  68 часов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе к учебнику Б.А. Ланина, 8 класс

Рабочая программа по литературе в 8 классе составлена на основе  авторской программы Б.А.Ланина, Л.Ю.Устиновой ( М: «Вентана-Граф», 2011) и учебника «Литература: 8 класс»: учебник для учащихся об...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

ФГОС Рабочая программа по литературе по программе А.Д. Ланина. 5 класс.

«Литература» (Литература: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч./ Б.А.Ланин, Л.Ю. Устинова, В.М. Шамчикова;  под ред. Б.А.Ланина.- М.: Вентана-Граф, 2014) ...

Рабочая программа по литературе 5-9 класс. (По программе Б.А. Ланина.)

Рабочая программа учебного предмета разработана на основе программы по литературе для 5-9 классов общеобразовательных организаций авторов Ланина Б.А., Устиновой Л.Ю.  «Литература: программа...

Рабочая программа по литературе (программа Б.А. Ланина) 6 класс (ФГОС)

Рабочая программа соответствует ФГОС, содержит календарно-тематическое планирование на 102 учебных часа (3 часа в неделю)...

Рабочая программа по литературе к учебнику под ред. Б.А. Ланина "Литература. 10 класс"

Рабочая программа учебного предмета «Литература» для обучающихся 10-х классов разработана в соответствии с требованиями Федерального компонента государственных образовательных стандартов н...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...