Интегрированный урок по поэме А.С. Пушкина "Медный всадник"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

В ходе урока должен быть произведен комплексный анализ текста (литературоведческий и языковой). Используя межпредметные связи, рассмотреть одну из проблем, поднятых в произведении (наводнение в Петербурге) с точки зрения:

1.   Географии (природно-климатические условия данной местности).

2.   Физики (изменение уровня воды в сообщающихся сосудах).

3.   Экологии (последствия наводнения и современная стратегия защиты от стихии).

4.   ОБЖ (возможно ли прогнозировать наводнения, способы защиты при стихийных бедствиях).

5.   МХК (использование иллюстративного материала).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по поэме А.С. Пушкина "Медный всадник"

Берлина Ольга Николаевна, учитель русского языка и литературы
Коженевская Елена Викторовна, учитель русского языка и литературы 

Цель урока.

На примере произведения А.С. Пушкина «Медный всадник» произвести комплексный анализ текста, предполагающий всестороннее изучение объекта.

Задачи урока:

1.        Опираясь на имеющиеся знания и навыки учащихся способствовать углублению представлений об изучаемом объекте.

2.        Развивать межпредметные связи.

3.        Показать итог проектной деятельности учащихся 10 класса.

4.        Развивать творческую активность и стимулировать самореализацию каждого ребенка.

В ходе урока должен быть произведен комплексный анализ текста (литературоведческий и языковой). Используя межпредметные связи, рассмотреть одну из проблем, поднятых в произведении (наводнение в Петербурге) с точки зрения:

1.        Географии (природно-климатические условия данной местности).

2.        Физики (изменение уровня воды в сообщающихся сосудах).

3.        Экологии (последствия наводнения и современная стратегия защиты от стихии).

4.        ОБЖ (возможно ли прогнозировать наводнения, способы защиты при стихийных бедствиях).

5.        МХК (использование иллюстративного материала).

Основные формы работы:

∙        фронтальная;

∙        индивидуальная;

∙        консультативная.

Оборудование:

∙        текст произведения А.С. Пушкина «Медный всадник»;

∙        сообщающиеся сосуды (для опыта по физике);

∙        иллюстрации, географическая карта.

Литература

Общие вопросы.

Учитель: Ребята, кто читал великое произведение А.С Пушкина «Медный всадник»? Вам оно понравилось? Все его поняли? Предлагаю разобрать его еще раз.

Главный герой.

Учитель: «Медный всадник» считается одним из самых ярких и необычных произведений в творчестве Пушкина. Споры вокруг него не утихают до сих пор. Например, один из них: кто является главным героем поэмы? А как вы считаете? Почему?

Ученики: Евгений, т. к. он единственный человек, чьи размышления приводятся в тексте, автор описывает именно его драму и т. д.

Учитель: Однако согласитесь, что Евгений написан не по-пушкински схематично. К тому же во вступлении о нем упоминаний нет вообще. А многие критики, в том числе Виссарион Григорьевич Белинский, полагали, что главным героем должен быть назван Петербург.

Пушкин и Петербург.

Учитель: Каким вам представляется Петербург? Может быть, там кто-нибудь был?

Ученики отвечают.

Учитель: А каким Пушкин видел Петербург? Кто может найти подтверждения в тексте?

Ученик читает отрывок наизусть.

Учитель: А вот каким Петербург видел знаменитый художник Бенуа.

Мировая художественная культура

Учитель: А. Н. Бенуа (1870 – 1960) родился в Петербурге. Он был живописцем, графиком, театральным художником. Плодотворно работал в жанре книжной графики и декоративно – прикладного искусства; оформлял театральные постановки. Его творчеству была близка романтическая идея противопоставления одинокого страдающего героя и мира, равнодушного к нему и убивающего его этим. Перед вами рисунок из цикла «Медный всадник». Вы узнали его? Цикл первого варианта состоит из 32 рисунков тушью и акварелью, имитирующих цветную гравюру на дереве. Главным героем его становится Петербург. Его улицы, каналы, архитектурные шедевры представляются нам то в холеной строгости тонких линий, то в драматическом контрасте ярких пятен.

Обратите внимание на эту картину. Какие ощущения она у вас вызывает? что вы видите на ней?

Ученики отвечают.

Учитель (дополняет): Черная полоса разорвала мрачное небо, темнота, стремящаяся ввысь вертикаль собора рождают ощущение трагедии. Чувством ужаса охвачена фигура убегающего Евгения. Как неумолимый рок, настигающий свою жертву, изображается медный всадник. Огромная тень и сама скульптура изображают страшную пасть, готовую поглотить малого человека – Евгения. В кульминационный момент трагедии, когда Евгений бежит от скачущего за ним громадного исполина – памятника Петру - мастер рисует город темными, мрачными красками.

Иллюстрации Бенуа к поэме Пушкина по сей день остаются непревзойденными. Обратите внимание также на эту картину. На ней изображено наводнение на Сенной площади. Страх и отчаянье скользят буквально в каждом штрихе. На первом плане мы видим маленького ребенка. Вообще, дети в возрасте семи лет считаются ангелами, и гибель невинной души лишний раз подчеркивает демоническую сущность города, построенного на костях.

На втором плане мы видим гроб, наполовину погруженный в воду. Как вы думаете, откуда он здесь?

Ученики: Во время наводнений размывало кладбища.

Учитель: Верно. По легенде, во время этого наводнения, один из таких гробов потоком воды внесло в Зимний дворец. Император Александр I усмотрел в этом дурной для себя знак. Скажите, какая картина понравилась вам больше всех?

Русский язык и литература

Литературоведческий анализ.

Учитель: Давайте обратимся к вступлению. Разнится ли оно с остальными частями или стилистически похожи? К какому жанру можно отнести вступление?

Ученики: К оде.

Учитель: Дайте определение оде.

Ученики: Ода - торжественное стихотворение, посвященное какому-либо историческому событию.

Учитель: По каким признакам вы определили, что это ода?

Ученики: Рассчитано на публичные выступления, написано высоким штилем.

Учитель: Как вы определили, что это высокий штиль? Найдите примеры в тексте.

Ученики: Встречаются старославянизмы.

Учитель: Найдите примеры в тексте, поясните их значение.

Ученики: Думы, отсель, лампада, ликует и т. д.

Учитель: В произведении очень ярко описывается наводнения, мы как будто представляем эти картины перед собой. Как вы думаете, благодаря чему достигается такая динамика? Найдите примеры в тексте.

Ученики:

1.        Восклицания («Осада! Приступ!»).

2.        Сравнения («И вдруг, как зверь остервеняясь»).

3.        Краткие формы прилагательных и причастий (гневна, бурлива, погружен).

Учитель: С какой целью автор использует перечисления и бессоюзные предложения?

Ученики: Для большей экспрессии.

Учитель: Какие символы вы можете найти в произведении?

Ученики: Беззаботный перевозчик – это, несомненно, Харон, перевозящий души мертвых. Таким образом, путешествие Евгения - еще живого человека к мертвой невесте - сразу приобретает характер античного мифа. Оказавшись за символическую плату на другом берегу Невы - в стране мертвых, - Евгений, казалось бы, сходит с ума. Страна мертвых не принимает живого и не отдает ему мертвой Параши. Живому место среди живых.

Учитель: Обратите внимание на следующие строки:

Так злодей,
С свирепой шайкою своей
В село ворвавшись, ломит, режет,
Крушит и грабит; вопли, скрежет,
Насилье, брань, тревога, вой!...

Это сравнение ассоциируется с народным бунтом. Ведь страну уже потрясло восстание Емельяна Пугачева. Это ли не стихия, сметающая все на своем пути? В «Медном всаднике» мы видим, что стихия природы сливается именно с бунтом народа, но это пока протест только одного его представителя – маленького человека Евгения. Кстати, вы знаете еще каких-нибудь представителей русской литературы, поднимающих проблему «маленького человека»?

Ученики: Гоголь, Достоевский...

Учитель: Правильно. Так вот, бунт Евгения подавлен, как подавлено и пугачевское восстание, но образ его, как и образ стихии, проходит через всю поэму. Разрушения в городе огромны, велико число жертв. Стихии наводнения ничто не может противостоять.

А теперь о том, почему наводнения характерны для этой области.

География

Учитель: Вы знаете, какие водные артерии проходят через Санкт – Петербург?

Ученики: Река Нева и Финский залив.

Учитель: Сколько русел у Невы и как они называются?

Ученик: Три - Малая Нева, Большая Нева и Большая Невка, от которой также отходят Средняя Невка и Малая Невка.

Учитель: Как вы думаете, какие природные катаклизмы наиболее часто случаются в Санкт – Петербурге?

Ученики: Наводнения.

Учитель: Как в Москве пожары, так в Питере – наводнения… И то и другое – настоящие стихийные бедствия! Хотя, конечно, все не так просто: и Москва была когда-то «славна» наводнениями, и в Питере случались большие пожары. Но питерские наводнения описаны знаменитыми писателями и поэтами, среди которых был сам Александр Сергеевич Пушкин. Петербург – «столица наводнений». Ибо на Руси всегда было так: что написано пером – не вырубишь топором!

Если все московские, а заодно и нижегородские, воронежские и иные наводнения являются просто весенними паводками, то невские «капризы» вызваны совсем другой причиной.

По-вашему мнению из-за чего могут происходить наводнения?

Ученики: Они связаны с циклонами, ветра которых сгоняют балтийскую воду к «горлу» Финского залива, образуя незаметную поначалу волну. Когда такая волна начинает двигаться к берегу со скоростью 50 км в час и выходит на мелководье, ее высота и скорость очень быстро растут. Под этим напором уровень воды в Невской губе и в самой реке поднимается со страшной скоростью – в город приходит очередное наводнение.

Учитель: Как вы думаете, сколько наводнений было в Петербурге за всю его историю?

Ученики: Более 300.

Учитель: За те 300 лет, что стоит на берегах Финского залива Санкт-Петербург, он более 300 раз становился жертвой разбушевавшейся водной стихии. Уже в год основания города, в ночь на 20 августа 1703 года, произошло первое на памяти очевидцев наводнение: за несколько часов вода поднялась на 2 метра. Наводнение происходили практически ежегодно, но большая их часть приходились на два осенних месяца – октябрь и ноябрь, причем 70 процентов наводнений случались ночью или ранним утром. Почему это происходит именно так – разговор особый.

Какие виды наводнений вы знаете?

Ученики: Мало опасные, опасные и очень опасные.

Учитель: Верно. К мало опасным относится подъем воды на 1,5 – 2 метра, к опасным – на 2 – 3 метра, и к очень опасным – на 3 и выше. Однако большинство разгулов стихии, пережитых городом, это – «семечки» по сравнению с тремя катастрофическими наводнениями, случившимися в 1777 (3,4 м) , 1824 (4,26 м) и 1924 годах(3,8 м ). Во времена Екатерины погибли все фонтаны Летнего сада, большая часть деревьев была вырвана с корнем, а многие деревянные дома сорвало с фундамента и унесло в море. Но известное всем по пушкинскому «Медному всаднику» наводнение 7 ноября 1824 года было еще более грозным.

И, наконец, третье катастрофическое наводнение случилось уже в XX веке, 23 сентября 1924 года. В этот день разбушевавшаяся Нева хлынула на город. Летний сад, Дворцовая и Исаакиевская набережные, Марсово поле, прилегающие к ним улицы и переулки были затоплены полностью – возвышались только дома-острова! Под водой практически целиком оказались Васильевский остров, Петроградская сторона, почти весь центр города. Вода покрыла 65 квадратных километра бывшей суши! Убытки были огромны, снесло 19 мостов, были повреждены более 5 тысяч домов, погибли многие люди… Чуть более слабые, но весьма впечатляющие наводнения случились в городе в октябре 1955 и в сентябре 1975 годов. Эти тревожные дни помнят многие старожилы Санкт-Петербурга.

Напоминаниями о былых бедах для жителей города служат памятные доски с датами наводнений 1752, 1777, 1788, 1824, 1924 и 1975 годов, которые можно увидеть под аркой Невских ворот Петропавловской крепости.

Физика

Учитель: Вам, наверное, интересно узнать, почему происходят наводнения.… А у вас есть какие-нибудь догадки?

Ученики: Уровень воды в каком-либо водоёме повышается и она разливается, затопляя всё вокруг.

Учитель: Если рассматривать данную ситуацию с физической точки зрения, то Финский залив и Нева являются сообщающимися сосудами. Вам, скорее всего, знаком этот термин. А вы можете объяснить его?

Ученики: Сообщающиеся сосуды - это сосуды, которые соединены между собой в нижней части. В сообщающихся сосудах любой формы однородная жидкость устанавливается на одинаковом уровне.

Учитель: Приведите, пожалуйста, примеры сообщающихся сосудов в повседневной жизни.

Ученики: Примерами в повседневной жизни могут служить лейка, чайник, кофейник.

Учитель: Сейчас я вам продемонстрирую, как это происходит. Я закрепила две трубки в штативе. Жидкости в них находятся на одинаковом уровне. Если я одну трубку закреплю в штативе, а другую буду поднимать, опускать или наклонять в разные стороны, то и в этом случае, когда жидкость успокоится, её уровни в обеих трубках будут одинаковыми. Это правило можно обосновать, рассуждая так: жидкость покоится, не перемещается из одного сосуда в другой, значит, давления её в обоих сосудах на любом уровне одинаково. Когда поднимаем одну трубку и доливаем в неё жидкость, то давление в нем увеличивается и жидкость перемещается в другой сосуд до тех пор, пока давления не станут одинаковыми.

А теперь все это на примере Финского залива и Невы. Установлено, что в силу существующих законов циркуляции атмосферы на земном шаре циклоны чаще всего перемещаются с запада на восток. Они обычно сопровождаются сильными ветрами. Ветры циклона сгоняют воду к финскому заливу, и она растекается в стороны в виде свободной волны, высота которой обычно составляет 50 сантиметров. Когда волна, движущаяся со скоростью 50 километров в час и более, начинает проходить узкую и мелководную часть залива, высота и скорость ее возрастают. С огромным давлением волна, порой достигающая 5-метровой высоты, вкатывается в Невскую губу и устье реки Невы, вызывая быстрый подъем воды, и происходит наводнение. Вода перемещается в Неву до тех пор, пока давления в реке и Финском заливе не станут одинаковыми. И после этого вода в Неве перестанет подниматься и будет находиться на одном уровне с Финским заливом.

Физика - неотъемлемая часть нашей жизни. С ней непосредственно связаны все явления, с которыми мы встречаемся в повседневной жизни.

Экология и ОБЖ

Учитель: Как вы знаете, в мире происходит множество стихийных бедствий, будь то наводнения, землетрясения или что-то другое, не менее важное. Какие стихийные бедствия вы знаете? Желательно назвать самые крупные.

Ученики: Ураган «Эндрю» в США, цунами у берегов Индонезии, извержение вулкана у Помпей.

Учитель: Как видите, наше наводнение тоже входит в состав наиболее сильных бедствий в истории, также он было самым крупным в истории Петербурга (см. график). На этом графике представлены 10 самых сильных наводнений в истории Санкт-Петербурга.

Как видите, самое сильное из них произошло в 1824 году, и оно сильно выделялось среди остальных, что свидетельствует о его аномальности. Именно о нем нам и рассказывает Пушкин.

Учитель: И все же, какой вред приносят наводнения? Как вы думаете, что от них страдает больше всего?

Ученики: Прежде всего страдает инфраструктура местности: разрушаются дороги, здания, размываются кладбища и канализации, что способствует развитию различных инфекций. И, конечно, самое ценное – человеческие жизни.

Учитель: Правильно. Так, наводнение 1824 года, когда вода поднялась более чем на четыре метра, было смыто около трехсот зданий, унесено 570 жизней, пострадали тысячи человек.

Учитель: Кто-нибудь может рассказать о том, как Петербург защищен от наводнений?

Ученики: Дамба в Финском заливе – это мега проект, конкурирующий с плотиной Гувера (на реке Колорадо, США) Завершение строительства этой дамбы – большая новость, потому что строилась она на протяжении 26 лет. 65% строительных работ было завершено к моменту распада СССР, когда стройка остановилась. Защита от наводнений будет функционировать с 2008 года.

Учитель: Но что же делать, если наводнение застало вас врасплох или до его приближения остались считанные часы? Что бы вы сделали?

Ученики:

1.        Если у нас есть время, то перед тем как покинуть дом, следует выключить газ и электричество, собрать с собой необходимые документы, вещи первой необходимости и небольшой запас продуктов (дня на два-три), медикаменты, перевязочные материалы.

2.        Если наводнение застало вас на открытом месте или в лесу, необходимо быстро постараться выйти на возвышенное место, забраться на дерево или попытаться уцепиться за те предметы, которые способны удерживать человека на воде.

3.        Если на вашем пути разлившаяся река, проявите максимум осторожности, когда будете переправляться через нее.

Литература

Итоги. Личность Петра.

Учитель: Как Пушкин относится к личности Петра, основателя Петербурга? (дискуссия)

Позиция 1: Создание Петербурга – своеобразное олицетворение деятельности Петра I, всей его эпохи. «Грозный царь» построил город
(как, впрочем, и свое государство) на костях и крови людей. Он заложил Петербург «назло надменному соседу», уничтожив то, что было дорого «финскому рыболову, печальному пасынку природы». Интересы простых людей не вписываются в его планы величия.

Во времена, когда происходит действие поэмы, человеческая сущность Петра становится уже достоянием истории. Остался лишь медный Петр - объект поклонения, символ державности, горделивый истукан, кумир на бронзовом коне. А насилие, которое он совершил, теперь, во времена Евгения, возвращается в виде буйства стихии, мстя не своему обидчику, а его потомкам - невинным жителям города.

Создание Петербурга - своеобразное олицетворение всей деятельности Петра I, всей его эпохи. Все, что он совершил, было в той или иной степени насилием. «Грозный царь» построил мощное государство, но он создавал его на костях и крови людей, пренебрегая ими, их жизнями, их желаниями. А ведь любое насилие влечет за собой возмездие. Волевым, насильственным образом Петр утвердил среди дикой природы город, который вечно теперь будет подвергаться атакам стихии, И как знать, возможно, Евгений- это микроскопическая капелька гнева русского народа, огромная волна которого может и смести «кумира с простертою рукою». Ведь невозможно длительное и благополучное существование государства, которое бесконечно подавляет подданных и пренебрегает ими во имя своих целей. Ведь, по мысли Пушкина, и наводнение, и народный бунт, «бессмысленный и беспощадный», - это проявление Божьего гнева, который обрушился на город пока в виде природной стихии.

Позиция 2: Страна нуждалась в реформах, Петр реформировал Россию по образу и подобию Европы, это объясняется тем, что гораздо лучше строить новое общество, опираясь на чужой опыт – это дает возможность избежать каких – то ошибок.

Что касается того, что после правления Петра народ, оставленный царем, подвергался бесконечным стихийным бедствиям – да, эта мысль есть в произведении, однако, обратимся ко второй части. Она представляет собой продолжение темы наводнения 1824 года, соединенное с рассказом некого майора Батурина: Император в ожидании штурма наполеоновскими войсками северной столицы предлагал вывезти вместе с другими ценностями и статую Петра. Майор Батурин утверждал, что ему постоянно снится один и тот же сон: будто бы он стоит на Сенатской площади и смотрит на памятник Петру.

Вдруг майор замечает, что конь сходит с гранитного постамента и вместе с всадником направляется по улице в сторону Каменного острова, где тогда жил император Александр I. Оглушенный топотом медных копыт по булыжной мостовой, Батурин спешит вслед за истуканом. Во дворе каменноостровского дворца к истукану выходит император Александр Павлович. К нему обращен укор Петра Великого: «Молодой человек, до чего ты довел мою Россию! Но пока я на месте, - моему городу нечего опасаться». Пораженный пересказом майорского сна, Александр I не посмел тронуть статую.

И поныне ходит легенда, что перед наводнениями Петр сходит со своего постамента и, объезжая на коне город, предупреждает людей об опасности.

Даже после своей смерти царь остался с народом.

Подводим итоги урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок «Предприниматель или приобретатель?» (по поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души")

Интегрированные уроки по русскому языку и литературе по поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души" "Предприниматель или приобретатель?" для 9 класса  рассматривает образ Чичикова с то...

Интегрированный урок (история и литература) по теме: "ПОЭМЫ ГОМЕРА «ИЛИАДА» И «ОДИССЕЯ» И ИЗОБРАЖЕНИЕ В НИХ ХОЗЯЙСТВА И ЖИЗНИ ГРЕКОВ В XI – IX вв до н.э"

Цель: Познакомив учащихся с содержанием поэм Гомера, выяснить, как в них отразилась жизнь и занятия древних греков; учить учащихся самостоятельно делать выводы из текста поэм; воспитывать сочувс...

Интегрированный урок литературы и истории. 6 класс. Поэма Гомера "Одиссея"

На данном уроке в интересной форме учащиеся знакомятся с поэмой, героями греческой мифологии....

Интегрированный урок литературы и истории в 7 классе на тему: "М.Ю. Лермонтов "Песня про царя Ивана Васильевича..."- поэма об историческом прошлом нашей Родины"

Интегрированый урок истории и литературы представлен планом-конспектом урока и презентацией на тему "М.Ю. Лермонтов "Песня про царя Ивана Васильевича..." - поэма об историческом прошлом нашей Родины"....

Презентация к уроку изучения поэмы А.С. Пушкина "Медный всадник" 10 класс

В презентации - материал для изучения проблемы конфликта человека и власти в  поэме Пушкина "Медный всадник"....

Урок по поэме Пушкина "Медный всадник"

Урок литературы в 7 классеТема: «На берегу пустынных волн…»(Анализ вступления к петербургской повестиА.С. Пушкина «Медный всадник»)Цель урока: познакомить учащихся ...

Презентация к уроку по поэме А.С.Пушкина "Медный всадник"

Материал может быть использован на уроках литературы в 10 классе...