Рабочая программа по русскому языку 11 rкласс (ФГОС СОО)
рабочая программа по литературе (11 класс)

Усманова Ирина Викторовна

Рабочая программа по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx117.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №2г. Советский"

Рассмотрено на заседании МО учителей русского языка и литературы

Руководитель МО

__________________

Малышева М.В.

"29" августа 2018г.

"Согласовано"

Заместитель руководителя по УВР

__________________

Дунаева Н.А.

"30" августа 2018г.

"Утверждено" ____________

Директор  МБОУ СОШ № 2

Котикова Л.Ф.

"31" августа2018г.

Рабочая программа по предмету литература

Класс 10А

2019-2020 учебный год

Усманова Ирина  Викторовна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории

г. Советский

2019 год

1.Пояснительная записка.

Рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования с учётом «Концепции преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных организациях РФ», утверждённой 09.04.2016;
  • Примерной основной образовательной программы среднего общего образования;
  • Примерной рабочей программы по литературе для 10-11 классов к завершённой предметной линии учебников по литературе (базовый уровень) под ред. В.П.Журавлёва, Ю.В.Лебедева.- М.: Просвещение, 2019;
  • Основной образовательной программы среднего общего образования, утвержденной приказом №98/16 от 30.08.2019 г
  •  и предполагает использование учебника Лебедева Ю.В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. Базовый уровень. В 2 ч./ Ю.В.Лебедев. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2015г.

Данная программа реализует основные идеи ФГОС, конкретизирует его цели и задачи, отражает обязательное для усвоения содержание обучения литературы в старшей школе.

Программа имеет целью способствовать развитию ребёнка как компетентной личности путём включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учёба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определённой суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями

На основании фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам среднего общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте среднего общего образования, целями изучения литературы в средней школе являются:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие представлений о специфики литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написание сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет.

Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершённость, предполагающие активное сотворчество принимающего.

Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимые условия становления человека эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

Общение школьника с произведениями искусства слова на урока литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалога с идейным и культурным наследием русских и зарубежных писателей разных эпох. Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью.

Художественная картина жизни, нарисованная в литературном ведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют художественным исследованием, человековедением, учебником жизни.

Изучение литературы сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления обучающихся об историческом развитии литературы, позволяет обучающимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Программа среднего общего образования сохраняет преемственность с программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение школьников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности обучающихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.

Актуальность изучения предмета заключается в приобщении обучающихся к гуманистическим ценностям культуры и развитии творческих способностей, т.к. это необходимое условие становления человека эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

Программа по литературе для 10 класса ориентирована не только на ознакомление школьников с литературным процессом второй половины XIX века, но и на постижение духовных истоков русской литературы и её национально-своеобразных качеств, воплощённых в произведениях художественной словесности.

Традиционный для российской школы курс на историко-литературной основе в наибольшей степени способствует формированию научного мировоззрения современного школьника, обеспечивает системное и последовательное овладение наиболее сложными читательскими компетенциями. Такой подход последовательно формирует способность воспринимать, анализировать и интерпретировать художественное произведение в широком историко-культурном контексте, определять смысл конкретных индивидуально-авторских решений. Он помогает ученику формировать оценку изученных литературных явлений с учётом не только собственного субъективного отношения, но и объективной реальности.

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

Литература как искусство словесного образа - особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающими активное сотворчество воспринимающего.

Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Она тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям.

Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Русская литература всегда была гордостью, совестью народа, потому что для нашей национальной психологии характерно повышенное внимание к душе, совестливости, к яркому и меткому слову, которым можно убить и воскресить, втоптать в землю и вознести до небес. Бездуховность народа – бедствие в современном обществе. Именно литература создает ценности, необходимые душе, поэтому предмет литература очень благодатен для воспитания духовных ценностей. Говоря о духовном воспитании молодого поколения, мы имеем в виду и воспитание внутреннего мира, и отношение к окружающему миру. Любая тема в литературе может рассматриваться с точки зрения духовно-нравственного понимания. Поэтому литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе способствует духовно – нравственному развитию обучающихся и содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, а также воспитанию гражданина, патриота.

Существенный вклад в формирование функциональной грамотности вносят многообразные формы учебно – исследовательской и проектной деятельности, обеспечивающие интеграцию урочной и внеурочной деятельности учащихся.

Формы организации учебно – исследовательской деятельности на урочных занятиях могут быть следующими:

•        урок – исследование, урок-конкурс, урок – защита исследовательских проектов, урок – творческий отчет, урок – рассказ об ученых, урок – экспертиза, урок – круглый стол и др.;

•        учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ результатов;

•        домашнее задание исследовательского характера, которое может сочетать в себе разнообразные виды, причем позволяет провести учебное исследование, достаточно протяженное во времени.

Формы организации учебно – исследовательской деятельности на внеурочных занятиях могут быть следующими:

•        исследовательская практика обучающихся;

•        образовательные поездки, походы, экскурсии с четко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля;

•        факультативные занятия, предполагающие углубленное изучение предмета, с возможностями реализации на них учебно – исследовательской деятельности учащихся;

•        участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах.

Учебный процесс при изучении литературы в 10 классе строится с учётом следующих методов обучения:

  • информационный;
  • исследовательский (организация самостоятельных и практических работ);
  • проблемный (постановка проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций на уроке);
  • использование ИКТ;
  • методы развития способностей к самообучению и самообразованию,
  • самостоятельная работа,
  • внеурочная  деятельность по предмету.

Система оценки достижения результатов освоения программы  предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

Критериями оценивания являются:

  • соответствие достигнутых личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения программы;
  • динамика результатов предметной обученности, формирования универсальных учебных действий.

Одним из методов оценки личностных результатов обучающихся является оценка личностного прогресса обучающегося с помощью портфолио, регламентированным Положением  о портфолио   обучающегося ступени основного общего образования МБОУ СОШ № 2 г. Советский.

Оценка личностных результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе  неперсонифицированных мониторинговых исследований.  

Объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, направленных на анализ и управление своей познавательной деятельностью. Оценивается умение учиться, т.е. совокупность способов действий, которые обеспечивает способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Метапредметные результаты качественно оцениваются и измеряются в следующих основных формах:

  • решение задач творческого и поискового характера;
  • учебное проектирование;
  • проверочные, контрольные работы по предметам;
  • комплексные работы на межпредметной основе и др.

Объектом оценки предметных результатов служит способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи с использованием средств учебного предмета, в том числе на основе метапредметных действий. Оцениваются действия, выполняемые обучающимися с предметным содержанием.

Отметки обучающимся за стандартизированные итоговые работы и итоговые отметки за четверть выставляются по 5-ти балльной системе.

«5» -обучающийся владеет опорной системой знаний, необходимой для продолжения обучения на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями и при выполнении тематических и итоговых работ выполняет не менее 85 % заданий базового уровня и не менее 50 % заданий повышенного уровня;

«4» - обучающийся владеет опорной системой знаний и учебными действиями, необходимой для продолжения образования и при выполнении тематических и итоговых работ выполняет не менее 70 % заданий базового уровня и не менее 50 % заданий повышенного уровня;

«3» - обучающийся владеет опорной системой знаний, необходимой для продолжения образования и способен использовать их для решения простых учебно-познавательных и учебно-практических задач, при выполнениитематических и итоговых работ выполняет не менее 50 % заданий базового уровня;

«2» - обучающийся не владеет опорной системой знаний и учебными действиями, при выполнении тематических и итоговых работ выполняет менее 50 % заданий базового уровня;

«1» - обучающийся не владеет опорной системой знаний и учебными действиями, при выполнении тематических и итоговых работ не выполняет задания базового уровня.

Данная программа соответствует возрастным особенностям учащихся и составлена с учётом характеристики 10А класса: часть обучающихся обладают высоким, средним уровнем реальных учебных возможностей, они поддерживают высокий темп работы, всегда самостоятельно делают выводы, обобщают, выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи явлений, многие из них не способны осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Большинство обучающихся умеют организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. Соответственно для работы в этом классе выбраны формы, приёмы, виды деятельности продуктивного и творческого характера.

В период приостановления учебного процесса (карантин, актированные дни) получение образовательной услуги обучающимися обеспечивается иными (отличными от урочной) формами организации образовательной деятельности: дистанционное обучение, групповое и индивидуальное консультирование, on-line уроки, самостоятельная работа по индивидуальному образовательному маршруту.

2. Место учебного предмета в учебном плане.

Обязательное изучение литературы в 10 классе (базовый уровень) предусматривает ресурс учебного времени в объёме 105 часов (3 часа в неделю), в 11 классе (базовый уровень) –  в объёме 105 часа (3 часа в неделю).

Учебным планом школы предусмотрено изучение литературы в количестве 105 ч.

Рабочая программа для 10 класса рассчитана на 105 ч.

3. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

учебного предмета.

Личностные результаты:

  • формирование российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, создателя великой литературы, носителя высоких духовных идеалов;
  • формирование гражданской позиции школьника как активного и ответственного члена российского общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические  и демократические  ценности,  воспитание нравственного сознания и поведения на основе чтения  и эмоционально-интеллектуального освоения художественных произведений, в которых воплощены данные ценности;
  • формирование  нравственной   чуткости,   совестливости,   чувства справедливости;
  • воспитание готовности к служению Отечеству, его защите на примере судеб писателей и образов литературных героев, вызывающих восхищение и уважение своим служением России;
  • формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, благодаря освоению результатов современного литературоведения и обращению к лучшим образцам литературной критики;
  • развитие способности понимать диалог культур, а также различных форм общественного сознания посредством сопоставления научных, художественных и иных интерпретаций литературных произведений, coпоставления творчества зарубежных и русских авторов, обеспечивающего осознание учеником своего места в поликультурном мире;
  • формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с традиционными национальными и общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества в процессе этико-эстетического освоения нравственных основ художественной словесности XIX века, участия в дискуссиях по нравственной и философской проблематике литературных произведений;
  • формирование готовности и способности к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности, обогащение опыта сотрудничества со сверстниками,   взрослыми   в   образовательной,   учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности, развитие способности вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения на основе практического опыта учебной деятельности в классе, самостоятельного чтения литературных произведений, участия в коллективных исследовательских и творческих проектах, предусмотренных программой учебного курса 10 класса;
  • формирование эстетического отношения к миру посредством приобщения к сфере словесного искусства и привлечения других видов искусства на уроках литературы, воспитания хорошего вкуса, сознательного отношения к литературе, умения отличать высокие образцы искусства от произведений массовой культуры;
  • подготовка к осознанному выбору будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов при помощи накопления опыта деятельности в гуманитарной области, освоения некоторых элементов профессиональной деятельности учёного-филолога, критика, редактора, журналиста, писателя и т. д.;
  • формирование глубокого уважения к духовному наследию, воплощённому в русской классической литературе XIX века, осознание неразрывной связи между ценностями православной культуры и достижениями отечественной словесности при всей сложности их взаимодействия в художественной практике конкретных писателей.

Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
  • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
  • планировать пути достижения целей;
  • устанавливать целевые приоритеты;
  • уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
  • принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
  • адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
  • основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

Выпускник получит возможность научиться:

  • самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
  • построению жизненных планов во временной перспективе;
  • при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
  • выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
  • основамсаморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
  • осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
  • адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
  • адекватно оценивать свои возможности достижения цели определѐнной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
  • основамсаморегуляции эмоциональных состояний;

прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
  • аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
  • организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
  • осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
  • работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
  • основам коммуникативной рефлексии;
  • использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
  • отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.

Выпускник получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
  • оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
  • осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;
  • в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
  • следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
  • устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
  • в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
  • проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • давать определение понятиям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
  • обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
  • основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
  • структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
  • работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.

Выпускник получит возможность научиться:

  • основам рефлексивного чтения;
  • ставить проблему, аргументировать её актуальность;
  • самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения, эксперимента;
  • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
  • организовывать исследование с целью проверки гипотез;
  • делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.

Предметные результаты за курс СОО:

Выпускник  научится:

-демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;

-в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:

•обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты);

•использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;

•давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения;

•анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;

•определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;

•анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом);

•анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);

- осуществлять следующую продуктивную деятельность:

•давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);

•выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.

Выпускник  получит возможность научиться:

  • давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т. п.);
  • анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности;
  • анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);
  • анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст.

Выпускник  получит возможность узнать:

  • о месте и значении русской литературы в мировой литературе;
  • о произведениях новейшей отечественной и мировой литературы;
  • о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет;
  • об историко-культурном подходе в литературоведении;
  • об историко-литературном процессе XIX и XX веков;
  • о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или течений;
  • имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами нарицательными в общемировой и отечественной культуре;
  • о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой.

Предметные результаты за 2018-2019 уч.год:

В результате освоения курса 10 класса обучающиеся узнают: 

  • основные особенности становления реализма в русской литературе в контексте европейского литературного процесса;
  • важнейшие черты  русского  реализма,   обусловившие  национальное своеобразие русской классики XIX века;
  • проявившиеся во второй половине XIX века особенности русского романтизма как литературного направления, имена и произведения писателей второй половины XIX века, в творчестве которых проявились черты романтизма;
  • ключевые факты творческих биографий Бальзака, Стендаля, Диккенса и Мопассана, их роль в развитии реализма как литературного направления и формировании жанров романа, новеллы, названия ключевых произведений Бальзака, Стендаля, Диккенса и Мопассана, содержание одного из произведений каждого автора;
  • основные факты биографии и творчества И. С. Тургенева, содержание романа «Отцы и дети»;
  • важнейшие факты биографии и творчества И. А.  Гончарова, связь трёх романов писателя с ключевыми проблемами эпохи, общие сюжетно - композиционные решения, характерные для романов Гончарова, содержание романа «Обломов»;
  • проблематику пьес А. Н. Островского, социальные и психологические проблемы, поднятые драматургом в пьесах «Банкрот», «Гроза», «Бесприданница», «Лес»; содержание драмы «Гроза» и пьес А. Н. Островского, прочитанных самостоятельно;
  • основные факты биографии и творчества Ф. И. Тютчева, A. А.Фета, А.К.Толстого, ведущие  мотивы лирики каждого  автора,  произведения (фрагменты), характеризующие мироощущение поэта или важные для него темы творчества;
  • основные факты творческой биографии Н. А. Некрасова;
  • основные мотивы лирики Некрасова, особенности его поэтического языка;
  • содержание поэмы «Кому на Руси жить хорошо?», образы персонажей, их роль в развитии авторской идеи;
  • признаки эпопеи как литературного жанра, черты эпопеи в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»;
  • важнейшие факты творческой биографии М. Е. Салтыкова-Щедрина, основные идейные предпосылки его литературного творчества, содержание отдельных фрагментов сатиры «История одного города»;
  • факты биографии Ф. М. Достоевского, названия и общую проблематику его основных произведений, содержание романа «Преступление и наказание», значение отдельных эпизодов романа, их место в повествовании;
  • основные факты биографии Л. Н. Толстого, особенности важнейших этапов его духовной эволюции и творчества, творческую историю романа «Война и мир», в том числе автобиографическое значение некоторых образов и мотивов романа, основные сюжетные линии произведения, историческую основу событий, изображённых Толстым;
  • основные факты биографии А. П. Чехова, сюжеты 3-4 рассказов писателя, относящихся к разным периодам творчества, содержание комедии «Вишнёвый сад», систему образов пьесы, специфику жанра комедии «Вишнёвый сад», особенности конфликта;
  • основные особенности жанров рецензии, отзыва, аннотации, требования к докладу, реферату, сочинению на литературную или литературоведческую тему;

получат возможность узнать:

  • основные факты творческой истории романа Н.Г.Чернышевского «Что делать?», фабулу романа и имена главных героев;
  • основные особенности творчества Н. С. Лескова, позицию писателя  в общественном и литературном движении второй половины XIX века;
  • основные признаки европейской «новой драмы» рубежа веков, сюжет и главных героев пьес Г. Ибсена («Нора») и Б. Шоу («Пигмалион”);
  • основные направления русской литературной критики второй половины XIX века;
  • имена и работы наиболее известных художников – иллюстраторов произведений русских писателей второй половины XIX века;
  • наиболее интересные, качественные кинематографические интерпретации произведений русской литературной классики XIX века;

научатся:

  • раскрывать идею прочитанного произведения писателя второй половины XIX века, аргументированно излагать авторскую позицию, опираясьна анализ конкретных эпизодов, образов произведения;
  • создавать устное монологическое высказывание в жанре отзыва о творчестве писателя второй половины XIX века, составлять рассказ (сообщение) о писателе, используя материалы учебника и дополнительные источники;
  • воспроизводить сжато сюжет романа, рассказа, пьесы, передавать содержание отдельных ключевых эпизодов, сопоставлять фрагменты произведения;
  • характеризовать героев романа, повести, рассказа, пьесы в общей системе персонажей, используя понятия:  главный — второстепенный герой, антитеза, дополнение, сходство—различие и т. п.; раскрывать образы главных и второстепенных, а также эпизодических персонажей, объяснять их роль в развитии действия, определять приёмы создания образа персонажа, в том числе речевую характеристику, создавать словесный портрет героя с использованием цитат из произведения, объяснять значение образов пeрсонажей для раскрытия авторского замысла, создавать комплексную характеристику героя, сравнительную характеристику персонажей, выявлять авторское отношение к персонажу, опираясь на анализ текста;
  • формулировать историко-культурные, философские, нравственно-этические проблемы, которые нашли отражение в художественном мире произведения;
  • передавать сжато содержание отдельных эпизодов произведения и раскрывать их сюжетно-композиционное и характерологическое значение;
  • определять средства изображения внутреннего мира главных героев автором, оценивать чувства героев, мотивы их поведения;
  • характеризовать основные элементы изображённого мира (пейзаж, интерьер, вещный мир, деталь и т. д.) в контексте авторской идеи;
  • определять конфликт в драматическом произведении;
  • определять жанр пьесы (комедия, драма, трагедия), указывая конкретные признаки жанра в произведении;
  • определять основные стадии развития действия и композиционную роль конкретных сцен пьесы;
  • заучивать наизусть и выразительно читать лирические стихотворения разных жанров Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. К. Толстого, Н. А. Некрасова, фрагменты прозаических произведений И. С. Тургенева, И. А. Гончарова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, сцены из пьес А. Н. Островского;
  • определять эмоционально-образное содержание лирического произведения, давать характеристику лирического героя;
  • определять средства художественной выразительности и раскрывать их роль в лирическом произведении;
  • сопоставлять лирические стихотворения одного автора и стихотворения разных поэтов, близкие по теме;
  • выполнять формальный анализ стихотворений, определяя особенности строфики, ритмической организации, способы рифмовки и другие особенности текста;
  • выделять сквозные темы, идеи, мотивы, образы в творчестве поэта, сопоставляя прочитанные произведения разных жанров;
  • раскрывать смысл художественного иносказания в прозе М.Салтыкова-Щедрина (сказках и фрагментах «Истории одного города»), интерпретировать эпизоды, содержащие иронию, гротеск, сарказм;
  • приводить примеры «диалектики души» и «диалектики характера» в произведениях Л. Н. Толстого, примеры психологизма в прозе И.С.Тургенева, Ф. М. Достоевского;
  • анализировать авторскую позицию в произведениях, определять средства её воплощения в тексте;
  • формулировать собственную точку зрения на изображённое писателем явление действительности,  аргументируя своё  согласие  или несогласие с авторской позицией, формулировать и аргументированно защищать свою точку зрения по определённой нравственной или мировоззренческой проблеме, участвовать в дискуссии, соблюдая корректное поведение и правила устного общения;
  • использовать термины, описывающие художественный  мир литературного произведения, особенности историко-литературного процесса (в соответствии с содержанием программы 10 класса);
  • составлять конспект, тезисный план статьи учебника;
  • создавать сочинение в жанре ответа на проблемный вопрос на литературную или нравственно-философскую тему, затронутую писателем, обращаться к тексту произведения для аргументирования и иллюстрирования собственной позиции;

получат возможность научиться:

  • соотносить проблематику романа  «Что делать?»  с фактами жизни Н. Г. Чернышевского и общественной ситуацией 50—60-х гг.XIX века, передавать содержание прочитанных фрагментов романа «Что делать?», объяснять значение иносказаний, использованных автором для выражения его социально-философских идей;
  • демонстрировать особенности сказовой манеры Н. С.Лескова на примерах из прочитанных произведений;
  • использовать дополнительные источники для оценки фактов и исторических лиц, выведенных писателем в литературном произведении;
  • в устной и письменной форме давать отзыв об иллюстрации к произведению русской литературы второй половины XIX века, фрагменте кинофильма, спектакля, сопоставляя произведение и его интерпретации в других видах искусства;
  • в устной и письменной форме давать отзыв о кинофильме, спектакле, сопоставляя пьесу и её сценические или кинематографические нтерпретации;
  • писать рецензии на фильм, снятый по мотивам литературного произведения;
  • составлять конспект, тезисный план литературно-критической статьи;
  • самостоятельно формулировать позицию критика на основе прочитанного законченного по смыслу фрагмента статьи;
  • сопоставлять различные суждения литературных критиков о герое произведения, авторской позиции, используя фрагменты литературно-критических статей;
  • приводить цитаты, тезисы литературных критиков в качестве аргументов в собственных устных и письменных высказываниях на литературную тему.

4.Содержание учебного предмета.

В рабочую программу включены отобранные в соответствии с целями обучения:

-   произведения, изучаемые в курсе старшей школы XIХ – ХХI вв.;

-   сведения об основных периодах развития литературы;

-   сведения о важнейших литературных направлениях;

-   сведения о некоторых эпизодах литературной борьбы в XIХ – ХХ вв.;

-   теоретико-литературные понятия.

В курсе литературы изучаются следующие   теоретико-литературные понятия:

  • Художественная литература как искусство слова.
  • Художественный образ.
  • Содержание и форма.
  • Художественный вымысел. Фантастика.
  • Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм). Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей XIX –XX веков.
  • Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.
  • Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Стадия развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж.  Характер. Тип. Лирический герой.  Система образов.
  • Деталь. Символ.
  • Психологизм. Народность.  Историзм.
  • Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.
  • Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Гипербола. Аллегория.
  • Стиль.
  • Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа.
  • Литературная критика.

                 

ВВЕДЕНИЕ

Цели изучения литературы в 10 классе, задачи литературоведения как науки. Значение целостного изучения творческого пути писателя, роль генетических, диалогических и типологических связей в анализе литературного произведения. Краткая характеристика таких научных направлений, как историческая поэтика, сравнительно-историческое литературоведение, историко-функциональное изучение литературы.

Теория литературы: литературоведение.

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕАЛИЗМА

В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА

Русская литература XIX века на этапе становления реализма как литературного направления. Своеобразие становления реализма в русской литературе в контексте европейского литературного процесса и общекультурного развития европейских стран. Национальное своеобразие русского реализма, стремящегося к широте изображения жизни в общенациональном ракурсе, шекспировской полноте постижения человеческих характеров христианскому гуманизму в оценке окружающего мира. Эволюция русского реализма от первых десятилетий XIX века к 1840-м годам и ко второй половине века: от пушкинского универсализма к индивидуальным стилям писателей 1860-1870-х годов, от образцовых статей В. Г. Белинского к нескольким направлениям в литературной критике, отстаивающим противоположнын общественные и эстетические позиции.

Теория литературы: историко-литературный процесс, романтизм, реализм как литературные направления.

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО

РОМАНА XIX ВЕКА

Формирование и развитие реализма в зарубежной прозе XIX века. Творчество наиболее крупных представителей этого литературного направления: Стендаля, Бальзака, Диккенса.        

Стендаль. Обзор жизни и творчества писателя. Герой-индивидуалист в романе Стендаля «Красное и чёрное». Судьба личности в контексте масштабных исторических событий в романе «Пармская обитель»

Оноре де Бальзак. Краткая характеристика жизни и творчества теля. Замысел «Человеческой комедии». Социально-психологический анализ современного общества в романах «Евгения Гранде» и «Отец Горио», новелле «Гобсек». Значение романов Бальзака для развития русской литературы.

Чарльз Диккенс. Краткая характеристика жизни и творчества писателя. Гуманистический пафос прозы Диккенса. «Рождественская песнь в прозе». Рождественские повести Диккенса. Религиозно-философская основа произведений, утверждающих способность человека к нравственному возрождению. Роман «Домби и сын». Мастерство писателя, coeдинившего психологизм и социальную проблематику, жёсткую критику буржуазного общества и горячую веру в человека.

Теория литературы: реализм как литературное направление.

ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ

Становление писателя, формирование его убеждений. Важнейшие особенности мироощущения писателя, его умение прочувствовать красоту уходящих мгновений, «уловить   современность   в её преходящих образах».

«Записки охотника». Творческая история цикла, его художественное своеобразие.

Повести «Муму» и «Постоялый двор». Роман «Рудин» - произведение, в котором выразился трагизм поколения 1840-х годов, приверженцев философского идеализма, мало знакомых с практической жизнью. Повести о трагическом смысле любви и природы: «Поездка в Полесье», «Фауст», «Ася».

Роман «Дворянское гнездо». Проблематика романа, роль любовного сюжета в художественном мире произведения. Образ Лизы Калитиной в контексте традиций русской литературы.

Роман «Накануне». Образы Инсарова и Елены, цена жизненного выбора героев. Особенности тургеневского романа. Сложность общественно-политической позиции Тургенева, его стремление снять противоречия и крайности непримиримых общественных течений 1860—1870-х годов. Разрыв с «Современником», значение споров о романе «Накануне» в современной Тургеневу критике.

Роман «Отцы и дети». Творческая история романа, этапы работы Тургенева над произведением о поколении нигилистов, прототипы образа Евгения Базарова. Трагический характер конфликта, в котором «обе стороны до известной степени правы».   Споры Базарова с Павлом Петровичем, сильные и слабые стороны в позициях каждой из конфликтующих сторон. Базаров и Аркадий.  Внутренний конфликт в душе Базарова. Испытание героя любовью, его мировоззренческий кризис. Базаров под крышей родительского дома. Второй круг жизненных странствий Базарова.Противоречивые стороны натуры героя, рост его личности, одиночество Базарова среди противников и мнимых единомышленников. Трагическое разрешение центральной коллизии романа. Авторское отношение к герою. «Отцы и дети» в русской критике.

Творческий кризис Тургенева и его отражение в романе «Дым». Общественный подъём 1870-х годов. Роман «Новь». Отношение писателя к революционному народничеству. Творческий путь И. С. Тургенева в конце 1860-х — 1870-е годов. Последние годы жизни писателя.

Стихотворения в прозе: основные мотивы, переклички стихотворений с прозой Тургенева, особенности жанра стихотворений в прозе.

Теория литературы: роман как литературный жанр, литературный герой и его прототип, творческая история, проблематика художественного произведения, система образов, авторская позиция и средства её выражения в эпическом произведении, трагическое в искусстве.

НИКОЛАИ ГАВРИЛОВИЧ ЧЕРНЫШЕВСКИЙ

Биография Чернышевского, формирование его взглядов. Эстетические воззрения Чернышевского.

Роман «Что делать?». Творческая история произведения, его своеобразие. Значение романа «Что делать?» в истории русской литературы и революционного движения. Художественная специфика произведения: композиция романа, система образов, реальность и сны, особые группы персонажей: «старые люди», «новые люди», «особенный человек. Мораль «новых людей», их взгляды на любовь и семейные отношения, основанные на вере в добрую природу людей, наделённых инстинктом общественной солидарности. Утопическое изображение общества будущего в четвёртом сне Веры Павловны.

Каторга и ссылка Чернышевского. Роман «Пролог». Эволюция взглядов писателя.

Теория литературы: социально-философский роман, проблематика, идея, иносказание.

ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ ГОНЧАРОВ

Биография писателя. Своеобразие художественного таланта Гончарова.

Роман «Обыкновенная история»: поиск золотой середины между беспочвенной мечтательностью и расчётливым прагматизмом.

Цикл очерков «Фрегат „Паллада"». Наблюдения писателя и результат его размышлений о противоположности прагматичного европейского мира и самобытной русской цивилизации.

Роман «Обломов». Образ Ильи Ильича Обломова в контексте художественного мира романа, полнота и сложность его характера. Oбраз Захара, его роль в романе. Истоки характера героя в эпизоде «Сон Обломова». Андрей Штольц как антипод Обломова. Смысл житейского противостояния и взаимной душевной привязанности героев. Обломов и Ольга Ильинская. Проявление лучших душевных качеств героев в истории их любви.Неизбежность драматического финала любовной истории. Обломов Пшеницына. Историко-философский смысл романа. Н. А. Добролюбов и А. В. Дружинин о романе «Обломов».

Творческая история романа «Обрыв». Ключевые образы романа: Райский, бабушка, Марфенька, Вера, нигилист Марк Волохов. Философский смысл сюжета: судьба Веры и судьба будущей России. «Обрыв» в оценке русской критики.

Теория литературы: роман как литературный жанр, реалистический роман, типическое в литературе, искусстве. Система образов произведения, сюжет и композиция, характер в литературе. Антитеза. Интерьер. Художественная деталь. Художественная интерпретация, литературно-критическая интерпретация произведения.

АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ ОСТРОВСКИЙ

Жизнь и творчество драматурга, общенациональное содержание творчества Островского.

Исторические и семейные истоки художественной индивидуальности драматурга. Проблематика и художественное своеобразие комедий Островского «Свои люди — сочтёмся», «Бедность не порок», созданных в период сотрудничества писателя с редакцией журнала «Москвитянин». Сближение Островского с кругом «Современника». Расширение тематического диапазона его драм.

Драма «Гроза». Творческая история произведения. «Гроза» как русская трагедия. Конфликт и расстановка действующих лиц. Катастрофическое состояние мира и его отражение  в характерах героев драмы. Общенациональный масштаб художественного обобщения. Образы грозы и Волги в пьесе. Религиозная основа бытового конфликта в семействе Кабановых. Образ  главной героини,  народные истоки характера Катерины. Особенности трагической коллизии в пьесе, её социальные и религиозные корни. Н.А. Добролюбов и А. А. Григорьев о «Грозе» Островского.

Творческая эволюция драматурга.  Своеобразие пьес Островского конца 1860—1870-х годов, по-новому развивающих прежние мотивы. Весенняя сказка «Снегурочка». Фольклорная образность и философские мотивы пьесы. Драма «Бесприданница». Глубина социально-психологических характеристик героев пьесы. Поэтичность и драматизм образа Ларисы.

Неповторимый   национальный   облик   драматургии Островского, роль в создании русского театра.

Теория  литературы:   драма   как род  литературы. Драматические жанры: комедия, трагедия, драма. Конфликт в драматическом произведении, этапы развития действия. Монолог, диалог, речевая характеристика персонажа.  Образ-символ. Авторская позиция в драме и средства её выражения.

ФЕДОР ИВАНОВИЧ ТЮТЧЕВ

Становление личности поэта. Связь поэзии Тютчева с традициями его древнего рода, с историей и природой Орловщины. Тютчев и поколение любомудров, философские и политические взгляды поэта-дипломата. Философская проблематика и художественное своеобразие поэзии Тютчева.

Стихотворения: «Silentium!», «14 декабря 1825 года», «Не то, что мните вы, природа...», «Природа — сфинкс. И тем она верней…», «Цицерон», «День и ночь», «О, как убийственно мы любим...», «Beсь день она лежала в забытъи...». «Наш век», «Над этой тёмною толпой...»,

«Неман», «Эти бедные селенья...», «Есть в осени первоначальной...», Умом Россию не понять...». «Нам не дано предугадать...», «К. Б.» («Я встретил вас- и всё былое...»).

Поэзия Тютчева в контексте русского литературного развития: общественные истоки трагических мотивов тютчевской лирики. Основные темы творчества поэта-философа. Мир природы в поэзии Тютчева. Любовная лирика Тютчева, её биографическое и философское содержание. Трагические противоречия бытия, хаос и космос в лирике Тютчева. Тема России, исторические взгляды поэта. Поэтическое открытие русского космоса в зрелых произведениях Тютчева.

Теория литературы: лирика как род литературы. Философская поэзия. Пейзажная лирика. Мотив в лирике. Лирический герой. Средства художественной изобразительности и выразительности в лирике.

НИКОЛАИ АЛЕКСЕЕВИЧ НЕКРАСОВ

Народные истоки мироощущения Некрасова, близость поэта к народу, его способность выразить одухотворённую красоту страдания и высокие идеалы народа.

Детство и отрочество Некрасова, семья поэта, впечатление детских и юношеских лет, сформировавшие характер Некрасова. Петербургские мытарства. Встреча с В. Г. Белинским. Некрасов — журналист и издатель.

Лирика Некрасова. Стихотворения «В дороге», «Тройка», «На Волге», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Я не люблю иронии твоей…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Еду ли ночью по улице темной…», «Внимая ужасам войны...», «Поэт и Гражданин», «Размышления у парадного подъезда», «Зелёный Шум»,  «Влас»,   «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «Блажен незлобивый поэт...», «О Муза! я у двери гроба...».   Основные мотивы лирики поэта.  Звучание темы поэтического призвания в стихотворениях Некрасова.  Народ в лирике Некрасова. Поэтическое многоголосие: особенности поэтики Некрасова, основанные на его художественной отзывчивости к народной судьбе и народной речи.

Своеобразие сатирических стихов Некрасова. Тонкий психологизм и наблюдательность поэта при создании сатирических масок.

Своеобразие любовной лирики Некрасова: глубокое постижение женской души, соединение социальных и личных мотивов в стихотворениях о любви.

Поиск героя нового времени в поэме «Саша».

Поэзия Некрасова в преддверии реформы 1861 года, поворот в художественных исканиях Некрасова, попытка создать собирательный образ народа-героя в поэме «Тишина».

Поэма «Коробейники». Закономерный этап творческой эволюции Некрасова: открытый выход не только к народной теме, но и к нарду как читателю.

Поэма «Мороз, Красный нос». Трагедия одной крестьянской семьи и судьба всего русского народа. Национальные черты образов Дарьи и Прокла.

Историко-героические поэмы «Дедушка» и «Русские женщины».

Поэма-эпопея «Кому на Руси жить хорошо». Творческая история произведения. Жанр и композиция поэмы-эпопеи. Роль фольклорных мотивов в художественном мире произведения. Проблема завершённости-незавершённости.

Образ крестьян-правдоискателей в начале поэмы, первоначалые представления странников о счастье. Перелом в направлении поисков «счастливого». Ключевые образы поэмы (Яким Нагой, Ермил Гирин, Матрёна Тимофеевна, Савелий и др.), постепенное рождение в сознании народа образа другого «счастливца», борца за духовные святыни. Работа Некрасова над финальной частью поэмы, вера поэта в пробуждение народных сил, нескорое, но неизбежное утверждение народной Правды.

«Последние песни». Годы болезни Некрасова, проблематика его последних лирических произведений.

Теория литературы: лирический герой, биографические мотивы в лирике. Жанры лирики (ода, сатира, послание, песня). Поэма. Поэма-эпопея.  Фольклорные мотивы в литературе. Проблематика.

АФАНАСИЙ АФАНАСЬЕВИЧ ФЕТ

Биография и творческий путь Фета.

«Шёпот, робкое дыханье...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «Это утро, радость эта...», «Учись у них — у дуба, у березы...», «Целый мир от красоты...», «Одним толчком согнать ладью живую...», «На стоге сена ночью южной...», «Ещё майская ночь…», «Я тебе ничего не скажу...», «Как беден наш язык! Хочу и не могу...», «Пчёлы», «Вечер».

Стихи Фета о назначении поэзии. Сознательность выбора поэтом роли защитника «чистого искусства», философские основания житейской и эстетической программы Фета.

Место Фета в русской поэзии второй половины XIX века. Светлый, жизнеутверждающий характер лирики поэта. Основные особенности поэтики Фета, его важнейшие художественные открытия: метафоричность, ипрессионистичность, музыкальность, интуитивность, символизм и т.д. Любовная лирика Фета. Природа в поэзии Фета. Преображение житейских впечатлений в поэтический образ. Стихотворения Фета в контексте литературной традиции.

лшии.

Теория литературы: лирическое стихотворение как жанр. Пейзажная лирика, интимная лирика. Мотив в лирике. Лирический герой. Средства художественной изобразительности и выразительности в лирике. Импрессионизм в искусстве и литературе.

АЛЕКСЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ ТОЛСТОЙ

Жизненный и творческий путь А. К. Толстого, зарождение и созревание страсти к искусству. Нравственная твёрдость писателя, последовательная защита им интересов русской литературы.

«То было раннею  весной...»,  «Средь  шумного  бала,   случайно… »Меня, во мраке и в пыли...», «Край ты мой, родимый край…», « Колокольчики мои...», «Двух станов не боец, но только гость случайный…».

Лирика А. К. Толстого: основные мотивы, неповторимое своеобразие поэзии А. К. Толстого, прочно укоренённой в традициях русской классической литературы.

Былины и баллады А. К. Толстого. «Василий Шибанов», «Илья Муромец», «Садко».  Отражение историософских взглядов автора в его исторических балладах и стилизованных былинах.  Драматические произведения -А. К. Толстого, трилогия «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Фёдор Иоанович» и «Царь Борис».

Сатирические произведения А. К. Толстого. Литературная маска Козьмы Пруткова: от литературной пародии до политической сатиры. «Плоды раздумья». Стихотворения «Мой портрет», «Моё вдохновение», «Перед морем житейским», «Осень. С персидского, из Ибн-Фета».

Теория   литературы: лирический   герой.   Средства художественной изобразительности и выразительности в лирике.   Баллада как литературный жанр.  Историзм в литературе.   Стилизация, пародия. Юмор, ирония и сатира как виды комического. Литературная маска.

МИХАИЛ ЕВГРАФОВИЧ САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН

Драматическая судьба писателя-сатирика. Общественно-политическая позиция Салтыкова-Щедрина.

«История одного города».  Необычность жанровой формы произведения, роль фантастических образов. Пародия, гротеск, гиперболизация как способы раскрытия авторского замысла. Обличение тёмных сторон «глуповской истории», понимаемой как история народа, отступившего от христианских заповедей.

Общественный роман «Господа Головлёвы». История создания романа-хроники, место произведения в творчестве писателя.

«Сказки» Салтыкова-Щедрина. «Пропала совесть», «Рождественская сказка», «Самоотверженный заяц», «Карась-идеалист», «Премудрый пискарь», «Христова ночь». Проблемно-тематические группы сатирических сказок писателя. Социальное и религиозно-философское содержание сказок, их идейно-художественное своеобразие.

Творчество Салтыкова-Щедрина как свидетельство духовного взлёта русской словесности в XIX веке: созидательная роль обличительной литературы, опирающейся на прочные нравственные основы национальной культуры.

Теория литературы: пародия, гротеск, фантастика как приёмы сатиры. Литературная сказка. Антиутопия (первичное представление).

ФЁДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ

Биография Достоевского, формирование его личности и жизненной позиции. Семья писателя, первые детские впечатления. Отрочество в Военно - инженерном училище.

Начало литературной деятельности.   «Бедные люди», причина высокой оценки романа Белинским и Некрасовым. Увлечение идеями социалистов - утопистов.  Участие Достоевского  в деятельности  кружка Петрашевского, арест, гражданская казнь и ссылка писателя. Сибирь и каторга. Формирование нового взгляда писателя на Россию и русский народ.

Почвенничество Достоевского, связь его убеждений с христианскими идеями и философскими исканиями эпохи. Воплощение почвеннических взглядов Достоевского в «Пушкинской речи».

Роман «Преступление и наказание». Творческие истоки произведения, жанровое своеобразие «идеологического» романа. Антигуманный и богоборческий смысл теории Раскольникова, связь болезненных заблуждений героя с трагедиями петербургских трущоб. Идея и натура Раскольникова: глубина психологического анализа душевных терзаний героя. Духовный путь Раскольникова. Роль Сони Мармеладовой и её христианской веры в нравственном возрождении главного героя. «Преступление и наказание» в русской критике.

«Идиот» — роман о «положительно прекрасном» человеке, трагизм образа главного героя — князя Мышкина. Спор с нигилизмом в романе «Бесы». Поверка господствующих идей современной европейской цивилизации в романе «Подросток». Роман «Братья Карамазовы» как синтез художественно-философских исканий писателя, глубокое исследование духовной болезни современного общества — карамазовщины и её нравственных последствий.

Жанровое своеобразие романов Достоевского как идеологических, полифонических, романов-трагедий.

Теория литературы: социально-психологический роман. Проблематика, художественная идея. Психологизм в литературе, способы изображения внутреннего мира героя (монолог, внутренняя речь, деталь и др.). Портрет, пейзаж, интерьер, внесюжетные эпизоды и их роль в произведении. Художественная интерпретация, научная интерпретация.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

Расстановка общественных сил в 1860-е годы, причина размежевания общества на западников и славянофилов. Взгляд славянофилов и западников на пути русской истории и будущее России. «Эстетическая критика» либеральных западников П. В. Анненкова, А. В. Дружинина, пубдликовавшихся в журналах «Отечественные записки», «Библиотека для чтения», «Русский вестник».

 «Реальная критика» революционеров-демократов. Анализ литературного произведения как повод для осмысления социальных и политических проблем современности в статьях Н. Г. Чернышевского, Н. А.Добролюбова.

Общественная и литературно-критическая программа нигилистов, критиков журнала «Русское слово» Д. И. Писарева и В. А. Зайцева, причины их полемики с журналом «Современник».

Литературно-критическая позиция славянофилов К. С.Аксакова и А.С. Хомякова, развитие и преломление их идей в литературно-критической  позиции почвенников А. А. Григорьева и Н. Н. Cтрахова, соратников Ф. М. Достоевского и сотрудников его журналов «Время» и «Эпоха».

Теория литературы: литературная критика.

ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ

Родовое гнездо. Традиции дворянского рода, к которому принадлежал писатель. Детство, ранние годы Л. Н. Толстого в семье, обстановка родственного тепла и доброты, сформировавшая душевный склад писателя. Отрочество и юность. Годы учения Толстого в Казанском университете и попытка начать государственную службу, увлечение руссоистскими идеями и самоанализом, отразившееся в дневниках.

Диалектика трёх эпох развития человека в трилогии Л.Н.Толстого «Детство»,     «Отрочество», «Юность». Художественное новаторетво произведения о духовном становлении человека.  Чернышевский о «диалектике души» Л.Н. Толстого. От «диалектики души» — к «диалектике характера».

Л. Н. Толстой — участник Крымской войны. Художественные открытия писателя во время военной кампании 1853—1855 годов. Итог размышлений писателя об истинном и ложном патриотизме — «Севастопольские рассказы».

Творчество Л. Н. Толстого начала 1860-х годов. Повесть «Казаки» и рассказ «Люцерн», связанные размышлениями писателя о современной цивилизации.

         Общественная и педагогическая деятельность Л. Н. Толстого. Его работа в Яснополянской школе для крестьянских детей.

Роман-эпопея «Война   и   мир».  Творческая история романа, логика изменения авторского замысла.  «Война и мир» как роман-эпопея: жанровое своеобразие произведения, его отличие от классического романа и сходство с героическим эпосом прошлого.  Композиция «Войны и мира».

 Структура романа как цепь ярких жизненных картин, связанных в единое художественное полотно глубокой «мыслью народной». Семейная жизнь и жизнь историческая, изображённые в неразрывном единстве. Война и мир как два универсальных состояния общей жизни людей в художественном мире произведения. Народ и толпа, Наполеон и Кутузов: противопоставление  эгоистической личности и общенародного единства, которое ярче всего реализуется в контрастных образах Наполеона и Кутузова. Изображение народного характера войны 1812 года и антивоенный пафос романа. Жизненные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова, нравственно-психологический облик героев, их духовный путь, авторское отношение к героям. Художественное значение подробного психологического анализа Л.  Н.  Толстого.  «Текучесть человека», таящая возможности бесконечного обновления, нравственного совершенствования. Образ Платона Каратаева. Наташа Ростова, причины её особенного влияния на окружающих людей. Эпилог «Войны и мира», его полемический характер. Значение эпилога в художественном мире романа, свидетельствующего о неразрешённости основных конфликтов общенациональной жизни.

«Анна Каренина». Роман, в котором Л. Н. Толстой развивает «мысль семейную». Неизбежность гибели героини как следствие душевного тупика, распада духовных связей между людьми в условиях современной цивилизации.

Религиозно-этические взгляды Л. Н. Толстого. Важнейшие основы философского учения, с позиции которого писатель разворачивает критику современных ему общественных институтов: церкви, государства, собственности и семьи. Противоречивость и глубина исканий Л. Н. Толстого, несводимых к догматическому «толстовству». Идейно-художественное своеобразие романа «Воскресение».

Последние годы жизни писателя, его тайный уход из Ясной Поляны и смерть.

Теория литературы: повесть, рассказ, роман-эпопея, исторический роман. Народность в литературе. Нравственно-философская проблематика. Образ героя, характер в литературе. Система персонажей. Действие в эпическом произведении, сюжет, эпизод. Психологизм в литературе, «диалектика души».

НИКОЛАЙ СЕМЁНОВИЧ ЛЕСКОВ

Детство и взросление писателя, непростая школа жизни, через которую пришлось пройти Лескову. Вхождение в литературу: первые публикации начинающего писателя, его конфликт с революционно-демократическими кругами, оставивший отпечаток на всей литературной карьере Лескова. Своеобразие общественно-политической позиции Лескова.

Рассказ «Леди Макбет Мценского уезда». Глубокое знание русской жизни, отразившееся в трагической истории Катерины Измайловой.

 «Соборяне». Хроника Лескова, раскрывшая богатые возможности русского народа. Трагический финал произведения и вера автора в торжество христианских идеалов.

«Очарованный   странник».   Повесть-хроника Лескова, продолжающая тему народной судьбы. Образ Ивана Флягина, богатырство главного героя, его художественная одарённость, стихийность, неподвластная разуму буйная широта проявлений, граничащая с безумием, неумирающие сердечность и совестливость героя. Формирование типа «русского праведника» в прозе Лескова. Художественный мир писателя. Характерные особенности писательской манеры Лескова: анекдотизм, ослабление сюжетности, сказовое начало повествования и другие.

Теория литературы: рассказ, очерк, хроникальное повествование. Сказовое начало в литературе.

СТРАНИЦЫ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА

Творчество авторов рубежа веков, ярко воплотивших в своих произведениях новые явления в литературе.

Генрик Ибсен. Обзор творчества писателя, новаторские черты его драматургии, пьеса «Кукольный дом» («Нора»).

Ги де Мопассан. Основные этапы творческой биографии писателя, роль Мопассана в развитии жанра новеллы, социально-психологическая коллизия в новелле «Ожерелье».

Джордж Бернард Шоу. Обзор творчества писателя. Пьеса «Пигмалион», в которой древний миф об ожившей статуе получает парадоксальное истолкование и становится ироническим вызовом современному буржуазному обществу.

Теория литературы: драма как род литературы. Художественный мир драматического произведения.

АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ

Особенности художественного мироощущения Чехова. Истоки чеховского стиля, основанного на недоверии к отвлечённой теории, отмеченного сдержанность, недоговорённостью, эстетическим совершенством.

Труд самовоспитания.  Детство и юность Чехова, жизненные правила, привитые ему в семье. Формирование убеждений будущего писателя.

Ранний период творчества.  Особенность поэтики, cпецифика приёмов комического изображения жизни в ранних рассказах Чехева.

Творчество второй половины 1880-х годов. «Горе», «Тоска», «Рассказ госпожи NN». Поиск Чеховым «живых душ» в эпоху безвременья. Обращение писателя к народной и детской темам.

Повесть «Степь» как итог творчества Чехова 1880-х годов. Символическое значение образа степи, безграничной, как душа народа. Путешествие Чехова на остров Сахалин как важный этап в гражданском становлении писателя.

Повести Чехова, созданные в 1890-е годы: «Дуэль», «Попрыгунья», «Дом с мезонином», герои которых, страдающие самодовольством, близорукой самонадеянностью, прозревают в драматических обстоятельствах и осознают свою неправоту. Трагедия доктора Рагина в рассказе «Палата №6».

Деревенская тема. Повести «Мужики» и «В овраге». Тема неблгагополучия русской жизни, распада, охватившего даже народный мир с его вековыми устоями.

Рассказ «Студент». Преодоление главным героем охватившего его духовного смятения, утверждение высокой природы духовных борений человека.

«Маленькая трилогия». Рассказы, входящие в трилогию: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», как этапы художественного исследования основ современного общества, где люди задыхаются в «футлярном существовании», не находя сил вырваться из него.

Рассказ «Ионыч». История постепенного омертвения души доктора Старцева. Пошлость обыденной жизни и неспособность персонажей противостоять её неумолимому действию.

Повесть «Дама с собачкой». Стремление Чехова отыскать в повседневности выход в одухотворённую и осмысленную жизнь.

Художественное своеобразие чеховской драматургии. Пьесы «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», их творческая история и сценическая судьба.

Комедия «Вишнёвый сад». Своеобразие конфликта и его разрешение в пьесе. Двойственное освещение действующих лиц, своеобразие авторского взгляда на героев. Представители разных поколений, охваченные общим недовольством жизнью и в равной степени беспомощные перед ней. Лиризм и комическое начало в художественном мире пьесы. Жанровое своеобразие комедии Чехова.

Теория литературы: рассказ. Тема, сюжет, идея. Комедия. Конфликт и его реализация в сюжете пьесы. Система персонажей. Речевая организация произведения. Лиризм. Символические образы.

МИРОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Своеобразие русской классики XIX века, ренессансной по своему масштабу, стремящейся к воплощению общенациональных и общечеловеческих идеалов, утверждению христианской духовности.

Теория литературы: тематика, проблематика, пафос. Историко-литературный процесс.

 

5.Тематическое планирование.

Наименование разделов и тем.

Всего

часов

В  том числе

Характеристика основных видов деятельности обучающихся.

вн.чт.

к.р.

р.р.

1.

Введение.

3

1

-

-

Выражение личного отношения к прочитанному. Устный или письменный ответ на вопрос. Определение понятий. Выявление особенностей русской литературы XIX века в контексте мировой культуры. Анализ прочитанного. Работа с дополнительными источниками по теме. Изучение содержании параграфа учебника, работа с теоретическим литературоведческим материалом по теме; составление тезисного плана статьи, пересказ отрывков по плану, комментирование выставленных оценок.

2.

Становление реализма как направления в европейской литературе.

3

-

-

-

Чтение, восприятие, анализ, истолкование, оценка лирических произведений XIX века в единстве формы и содержания. Характеристика художественных событий, времени, пространства, состояния лирического героя; поэтических средств создания художественных образов; лирического героя; композиции, поэтического смысла; художественной роли деталей. Сопоставление героев двух произведений, изображённых событий двух произведений. Выражение своего личного отношения к лирическому герою стихотворения, поэзии в целом, к творчеству поэта. Работа над коллективным (индивидуальным) учебным проектом.

3.

И.С.Тургенев. Жизнь и творчество.

11

-

-

2

Чтение, восприятие, анализ, истолкование, оценка лирических произведений XIX века в единстве формы и содержания. Характеристика художественных событий, времени, пространства, состояния лирического героя; поэтических средств создания художественных образов; лирического героя; композиции, поэтического смысла; художественной роли деталей. Сопоставление героев двух произведений, изображённых событий двух произведений. Выражение своего личного отношения к лирическому герою стихотворения, поэзии в целом, к творчеству поэта.

4.

Н.Г.Чернышевский. Жизнь и творчество.

2

-

-

-

Чтение, восприятие, анализ, истолкование, оценка лирических произведений XIX века в единстве формы и содержания. Характеристика сюжета, фабулы и композиции, тематики, проблематики, идеи произведения; художественного времени и пространства, системы персонажей; художественной роли детали; авторских ИВС; традиции и новаторства в творчестве писателя.

5.

И.А.Гончаров. Жизнь и творчество.

9

-

-

2

Восприятие, анализ, оценка литературных произведений второй половины XIX века. Понимание основных теоретических положений учебной статьи.

6.

А.Н.Островский. Жизнь и творчество.

10

-

-

2

Чтение, восприятие, анализ, истолкование, оценка лирических произведений XIX века в единстве формы и содержания. Характеристика сюжета, фабулы и композиции, тематики, проблематики, идеи произведения; художественного времени и пространства, системы персонажей; художественной роли детали; авторских ИВС. Сопоставление героев двух драматических произведений, изображённых событий. Выражение своего личного отношения к событию, герою, авторской позиции, творчеству автора. Чтение и анализ фрагментов литературно-критических статей о произведениях.

7.

Поэзия Ф.И.Тютчева.

2

-

-

-

Чтение, восприятие, анализ, истолкование, оценка лирических произведений XIX века в единстве формы и содержания. Характеристика сюжета, фабулы и композиции, тематики, проблематики, идеи произведения; художественного времени и пространства, системы персонажей; художественной роли детали; авторских ИВС; традиции и новаторства в творчестве писателя.Выражение своего личного отношения к событию, герою, авторской позиции, творчеству автора.

8.

Русская поэзия во второй половине XIX века (обзор).

1

-

-

-

Чтение, восприятие, анализ, истолкование, оценка лирических произведений XIX века в единстве формы и содержания. Характеристика художественных событий, времени, пространства, состояния лирического героя; поэтических средств создания художественных образов; лирического героя; композиции, поэтического смысла; художественной роли деталей. Выражение своего личного отношения к лирическому герою стихотворения, поэзии в целом, к творчеству поэта. Работа над коллективным (индивидуальным) учебным проектом.

9.

Н.А.Некрасов. Жизнь и творчество.

11

-

-

2

Чтение, восприятие, анализ, истолкование, оценка лирических произведений XIX века в единстве формы и содержания. Характеристика художественных событий, времени, пространства, состояния лирического героя; поэтических средств создания художественных образов; лирического героя; композиции, поэтического смысла; художественной роли деталей. Выражение своего личного отношения к лирическому герою стихотворения, поэзии в целом, к творчеству поэта.

10.

Поэзия А.А.Фета.

2

-

-

-

Характеристика художественных событий, времени, пространства, состояния лирического героя; поэтических средств создания художественных образов; лирического героя; композиции, поэтического смысла; художественной роли деталей. Выражение своего личного отношения к лирическому герою стихотворения, поэзии в целом, к творчеству поэта.

11.

Творчество А.К.Толстого.

3

1

-

-

Характеристика сюжета, фабулы и композиции, тематики, проблематики, идеи произведения; художественного времени и пространства, системы персонажей; художественной роли детали; авторских ИВС; традиции и новаторства в творчестве писателя. Выражение своего личного отношения к событию, герою, авторской позиции, творчеству автора.

12.

М.Е.Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество.

4

-

-

-

Чтение, восприятие, анализ, истолкование, оценка эпических произведений XIX века в единстве формы и содержания. Характеристика сюжета, фабулы и композиции, тематики, проблематики, идеи произведения; художественного времени и пространства, системы персонажей; художественной роли детали; авторских ИВС; традиции и новаторства в творчестве писателя. Выражение своего личного отношения к событию, герою, авторской позиции, творчеству автора.

13.

Ф.М.Достоевский. Жизнь и творчество.

11

-

-

2

Чтение, восприятие, анализ, истолкование, оценка эпических произведений XIX века в единстве формы и содержания. Характеристика сюжета, фабулы и композиции, тематики, проблематики, идеи произведения; художественного времени и пространства, системы персонажей; художественной роли детали; авторских ИВС; традиции и новаторства в творчестве писателя. Выражение своего личного отношения к событию, герою, авторской позиции, творчеству автора.

14.

Л.Н.Толстой. Жизнь и творчество.

17

-

-

2

Чтение, восприятие, анализ, истолкование, оценка лирических произведений XIX века в единстве формы и содержания. Характеристика художественных событий, времени, пространства, состояния лирического героя; поэтических средств создания художественных образов; лирического героя; композиции, поэтического смысла; художественной роли деталей. Выражение своего личного отношения к лирическому герою стихотворения, поэзии в целом, к творчеству поэта.

15.

Творчество Н.С.Лескова.

3

-

-

-

Чтение, восприятие, анализ, истолкование, оценка эпических произведений XIX века в единстве формы и содержания. Характеристика сюжета, фабулы и композиции, тематики, проблематики, идеи произведения; художественного времени и пространства, системы персонажей; художественной роли детали; авторских ИВС; традиции и новаторства в творчестве писателя. Выражение своего личного отношения к событию, герою, авторской позиции, творчеству автора.

16.

Зарубежная проза и драматургия конца XIX века (обзор).

2

-

-

-

Чтение, восприятие, анализ, истолкование, оценка эпических произведений XIX века в единстве формы и содержания. Характеристика сюжета, фабулы и композиции, тематики, проблематики, идеи произведения; художественного времени и пространства, системы персонажей; художественной роли детали; авторских ИВС; традиции и новаторства в творчестве писателя. Выражение своего личного отношения к событию, герою, авторской позиции, творчеству автора.

17.

А.П.Чехов. Жизнь и творчество.

7

-

-

-

Восприятие, анализ, оценка литературных произведений второй половины XIX века зарубежных писателей. Понимание основных теоретических положений учебной статьи.

18.

Заключение.

4

-

-

2

Выражение личного отношения к прочитанному. Устный или письменный ответ на вопрос.

Итого:

105

2

-

14


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку (по ФГОС )для 5 класса.

Пояснительнаязаписка и тематическое планированик с УУД....

Рабочая программа по русскому языку по ФГОС ООО 7 класс

Программа составлена по новым требованиям ФГОС ООО...

Рабочая программа по русскому языку по ФГОС

Рабочая программа по русскому языку с УУД по ФГОС....

Рабочая программа по русскому языку по ФГОС для 7 класса

Тематическое планирование составлено по последним требованиям. Планирование разбито по блокам с указание раздела, количества часов на его усвоение, планируемых результатов и учебно-методического обесп...

Рабочая программа по русскому языку по ФГОС для 6 класса

Рабочая программа по русскому языку по ФГОС для 6 класса предназначена для учителей, которые работают в вечерней школе....

Рабочая программа по русскому языку по ФГОС 7 класс

Рабочая программа по русскому языку по ФГОС 7 класс предназначена для учителей вечерней школы....