Речь героев рассказа Чехова «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация.
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Акиньшина Анна Геннадьевна

А.П.Чехов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_52_literatura.docx28.29 КБ

Предварительный просмотр:

Речь героев рассказа Чехова «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация.

Краткость-сестра таланта

А.П. Чехов.

  1. О.Н.У.
  2. Проверка д/з
  3. Мотивация к деятельности

1)  Перед вами венгерский кроссворд (филворд). Найдите все зашифрованные слова. Подумайте, что их объединяет? 

т

а

х

е

ч

о

х

в

г

о

в

о

в

и

р

а

н

р

о

г

л

а

ч

л

и

н

м

е

о

д

а

я

л

т

а

н

в

х

ч

е

х

о

и

е

а

с

м

ю

н

м

с

п

р

о

е

т

т

а

х

е

ч

о

х

в

г

о

в

о

в

и

р

а

н

р

о

г

л

а

ч

л

и

н

м

е

о

д

а

я

л

т

а

н

в

х

ч

е

х

о

и

е

а

с

м

ю

н

м

с

п

р

о

е

т

- Молодцы, вспомнили биографию писателя. Теперь давайте вспомним произведения А.П.Чехова, изученные ранее. Каковы их особенности?

 А.П.Чехов – изумительный мастер лаконичной речи, выразительного, ёмкого штриха; словом, репликой, деталью умел сказать многое. У Чехова мы учимся меткому, точному слову.

4. Определение целей и задач урока

- Назовите особенности рассказов А.П.Чехова.

- Вернемся к нашему венгерскому кроссворду. Одно слово из квадрата поможет нам перейти к теме урока – юмор. Тема нашего урока «Речь героев рассказа Чехова «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация."

Какую цель мы ставим? Какие задачи?

 Сегодня, анализируя рассказ “толстый и тонкий” будем расширять знания о творчестве А.П.Чехова, познакомимся с новым произведением, акцентируя внимание на особенностях чеховского комизма, прививать чувство юмора и его понимание.

5.Актуализация знаний

Запись в тетрадях:

Комическое в искусстве - это средство раскрытия противоречий путем их сравнения с идеалами.

Комическое имеет 2 основных  вида. Это сатира и юмор. Сатира - злая насмешка, юмор - дружелюбный смех. Между ними целая гамма оттенков смеха: шутка, насмешка, ирония, сарказм.

- Как вы думаете, что такое юмористическая ситуация? Да, верно, это ситуация, вызывающая смех.

6.Работа по теме урока

Можно ли говорить об юмористической ситуации в рассказе? На примере этого рассказа можно понять, что такое способы юмористического повествования: 1)неожиданность;2)несоответствие;3)гипербола, литота.

Эвристическая беседа

-Попробуем найти в тексте чеховского рассказа неожиданность, несоответствие, гиперболу, литоту.  Делаем вывод: неожиданно само развитие ситуации: встреча двух школьных приятелей(противопоставленных друг другу по размерам), один из которых, узнав о чине товарища, мгновенно преображается.

 – Какая часть речи является самой употребительной во 2-ой части? – Найдите глаголы, которые передают внутреннее состояние героев.
– С помощью каких глаголов автор передаёт мимику, жесты, позу?
– Что передают эти глаголы? Не много ли их? Зачем они потребовались писателю?
Почему чемоданы, узлы и картонки тоже “съёжились и поморщились”?

– А вы не задумывались, почему Чехов почти не использует эпитеты, красивые сравнения?
(Уж очень неприглядно выглядит то, о чём он пишет…Тут не до красивостей, поэтому он выбирает обыденные слова, простые предложения.)
– Но всё-таки об одном эпитете хотелось бы сказать. О каком? Вы не обратили внимание? (Почтительной кислоты.) 
– Как вы понимаете это словосочетание? (лицо кривится от чего-то кислого, когда мы говорим о широчайшей улыбке, то обычно это звучит так: «лицо его расплылось в улыбке».

– А теперь давайте подслушаем разговор наших героев. 
(“Ну как живёшь, друг?....... Две звезды имею”.)
– Итак, тонкий узнал, что его друг дослужился до тайного советника.

Обратите внимание на “Табель о рангах”, существовавший в царской России. Толстый дослужился до тайного советника, что означает в военном звании генерал; тонкий – VIII чин в Табеле, что означает в воинском звании майор.

Всего несколько строчек разделяет бывших одноклассников.

– Как обращаются друг к другу герои? ( рассматривание таблицы «Создание речевых приемов  комического»).

   Работа в парах."Речь героев  рассказа  как источник юмора"

Герои

Речь в начале рассказа.

Речь в конце рассказа.

Толстый

"Порфирий!..Ты ли это? Голубчик мой! Сколько зим, сколько лет!"

"Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства - и к чем тут это чинопочитание!"

Тонкий

"Батюшки!..Миша! Друг детства! Откуда ты взялся?"

"Помилуйте...Что вы-с...Милостивое внимание вашего превосходительства...вроде как бы живительной влаги..."

– Ребята, посмотрите, какие знаки препинания ставятся в конце слов толстого?
– А какие в конце слов тонкого? Почему?
(Негодование, брезгливость у толстого; растерянность, униженность – у тонкого.). В речи Тонкого появляется раболепно-почтительное - С).

7. Обобщение и систематизация знаний

Вывод.  Рассказ сатирический. Речь героев меняется на протяжении рассказа: в начале повествования автор вкладывает в уста героев разговорную лексику ("голубчик", "батюшки"), которая сменяется во второй части на официально-деловое обращение. И это тоже несоответствие: речь тонкого не соответствует ситуации. Он зачем-то несколько раз повторяет, что его жена лютеранка, начинает рассказывать, почем продает портсигары. Восторг друзей от встречи не соответствует воспоминаниям детства, о которых рассказывает Порфирий. Великолепный пример несоответствия мы видим, возвращаясь к абзацу, описывающему превращение тонкого: "лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры" (искры обычно сыплются лбом обо что-то, и это бывает больно). Гиперболы в произведении: «Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слез», «спросил толстый, восторженно глядя на друга», «Длинный подбородок жены стал еще длиннее…», «Тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец: Хи-хи-хи». В ремарках автора, поведению Нафанаила, мы видим гиперболическое несоответствие. Литота: «Сам он съежился, сгорбился ,  сузился…Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились…»

8. Д/задание  по выбору: 1) Придумать продолжение рассказа;

2) Рассказать забавную историю, которую вы слышали от других людей или которая  произошла с вами

т

а

х

е

ч

о

х

в

г

о

в

о

в

и

р

а

н

р

о

г

л

а

ч

л

и

н

м

е

о

д

а

я

л

т

а

н

в

х

ч

е

х

о

и

е

а

с

м

ю

н

м

с

п

р

о

е

т

т

а

х

е

ч

о

х

в

г

о

в

о

в

и

р

а

н

р

о

г

л

а

ч

л

и

н

м

е

о

д

а

я

л

т

а

н

в

х

ч

е

х

о

и

е

а

с

м

ю

н

м

с

п

р

о

е

т

 

т

а

х

е

ч

о

х

в

г

о

в

о

в

и

р

а

н

р

о

г

л

а

ч

л

и

н

м

е

о

д

а

я

л

т

а

н

в

х

ч

е

х

о

и

е

а

с

м

ю

н

м

с

п

р

о

е

т

   

                                                         

т

а

х

е

ч

о

х

в

г

о

в

о

в

и

р

а

н

р

о

г

л

а

ч

л

и

н

м

е

о

д

а

я

л

т

а

н

в

х

ч

е

х

о

и

е

а

с

м

ю

н

м

с

п

р

о

е

т

т

а

х

е

ч

о

х

в

г

о

в

о

в

и

р

а

н

р

о

г

л

а

ч

л

и

н

м

е

о

д

а

я

л

т

а

н

в

х

ч

е

х

о

и

е

а

с

м

ю

н

м

с

п

р

о

е

т

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

А. П. Чехов — автор юмористических рассказов. «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация

Тип урока: Изучение нового материала.Цель урока: Показать талант А.П.Чехова как юмориста и сатирика.Задачи:Познакомить с биографией А.П.Чехова. Введение понятий «юмор», «сатира».Развитие культуры речи...

Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий".

Данный урок рекомендую использовать в классах, работающих по программе Г.С. Меркина....

Урок по рассказу Чехова "Толстый и тонкий".

Структура и содержание урока1.       Тема Урок-мастерская. «По следам толстых и тонких»2.       Цель. Цели урока:1) Познавательная:•...

Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. Приемы создания характеров персонажей

Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание,  угодливость в рассказе. На данном уроке: ...

Урок-исследование по рассказу Чехова "Толстый и Тонкий"

Цели урока:1)      обучающая – продолжить формирование умения анализа эпического произведения: постичь стилевые особенности рассказа Чехова;2)...

МАСТЕР-КЛАСС ПО РАССКАЗУ ЧЕХОВА "ТОЛСТЫЙ И ТОНКИЙ" (Профильная ярмарка для родителей)

Урок по рассказу А.П. Чехова "Толстый и Тонкий" (технология РКМЧП)...

Речь героев рассказа А.П. Чехова "Толстый и тонкий"

Речь героев рассказа А.П. Чехова "Толстый и тонкий"...