Урок чтения в 7 классе "Сказка о царе Салтане..."
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Иванцова Ольга Ивановна

Разработка урока чтения по теме " Сказка о царе Салтане..." 7 класс специальной (коррекционной)  школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_uroka_chteniya_7_klass_skazka_o_tsare_saltane.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока  чтения в 7 классе.

 

Тема: А.С. Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.

 

Цель:

1)Продолжить знакомить учащихся с творчеством А.С. Пушкина; познакомить со сказкой А.С. Пушкина; развивать умение интонацией передавать настроение; формировать навыки выразительного чтения.

2) развивать мышление, речь.

3)учить видеть прекрасное; отличать добро от зла.

Оборудование: иллюстрации с отрывками из сказок, книги А.С. Пушкина, портрет А.С. Пушкина.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

- проверить наличие книг, дневников.

- отчет дежурного по классу.

  1. -Дыхательная гимнастика под релакс. музыку.

 - СКОРОГОВОРКИ:

  1. Тарас вез овес.
  2. У нас погас газ.
  3. В саду рос куст роз.
  4. В лесу много берез.
  5. И Сенька в сугроб, и Санька в сугроб.
  6. Наша дорожка усыпана горошком.
  7. Возьми ложку, да покушай горошку.
  8. Три тропки, три трубки.
  9. На травке тропка, травка на тропке.
  10. На горе Арарат растет крупный виноград.
  11. На болоте, на лугу стоит блюдце творогу.
  12. Голубка клюет крупку.
  13. Дудку дал Додону дед, дед, которому сто лет.

  1. Проверка домашнего задания.

- вопросы по биографии А.С. Пушкина с выборочным чтением.

  1. Актуализация опорных знаний  обучающихся.  

Обратить внимание обучающихся на цитату под портретом поэта: «Что за прелесть эти сказки!».

1.Чтение  учителем стихотворения:

 У лукоморья дуб зелёный.

Златая цепь на дубе том

 И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом.

Идёт направо песнь заводит,

Налево сказку говорит

Там чудеса, там леший бродит

Русалка на ветвях сидит.

Там на неведомых дорожках,

 Следы невиданных зверей,

Избушка там, на курьих ножках

 Стоит без окон, без дверей.

Кто написал эти строки? Но А.С. Пушкин писал не только стихи, поэмы, повести, но и сказки. В основе этих сказок лежат сказки народные.

2. Раздать иллюстрации,  дети читают отрывки из сказок А.С. Пушкина. Остальные называют сказку, если её знают.

- И молва трезвонить стала: Дочка царская пропала! Тужит бедный царь по ней. Королевич Енисей, Помолясь усердно богу, Отправляется в дорогу … (Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях).

 

-Вот неделя, другая проходит, Ещё пуще старуха вздурилась; Опять к рыбке старика посылает. ( Сказка о рыбаке и рыбке).

V. Изучение нового материала.

1). Вступительное слово учителя. Всего А.С. Пушкин написал шесть сказок. Сегодня мы будем говорить, и работать по сказке «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

Из биографии А.С. Пушкина. Великий русский поэт А.С. Пушкин родился в Москве два века назад. С раннего детства он был окружён заботой и вниманием родителей. Но особенно заботилась о нём его няня - простая крестьянка, мастерица петь песни, рассказывать сказки. Говор у неё был особый певучий, она «окала». Маленький Саша очень любил свою няню и называл её ласково матушкой.
Когда Александр Сергеевич был совсем ещё маленьким ребёнком, родители между собой говорили только по-французски и маленького Сашу к этому языку приучали. Даже учителя француза ему нанял. А всё же Александр Сергеевич больше любил с няней разговаривать. Бывало, начнёт она сказки рассказывать, так он и не шелохнётся, боится слово пропустить. На основе этих рассказов он создал свои сказки, которые вы все знаете

 

2) Словарная работа.

А) Объяснить значение слов: аршин (длина меры равная 71 см), сватья (мать жены), перенять (задержать, остановить), гульлива (игрива), дело лихо ( дело плохо), зыбь ( мелкое волнение на поверхности воды), колымага ( старинная одежда), нарёкся (назвался).

Б) Необходимо подобрать слова, близкие по значению к словам: тешиться (забавляться, развлекаться), грезить (мечтать, воображать), наяву (в действительности).

3) Чтение учителем 1 части «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» в учебнике на с.        .

Физкультминутка:

Левой рукой как бы забивайте гвоздь молотком, а правой гладьте что-то утюгом.

4) Работа по тексту. Впечатления. О чём это сказка? Чему она учит? Какие качества двух сестёр и матери раскрываются в их отношении к третьей сестре и дочери? Чем, по – вашему мнению, объясняется их поведение? ( обратить внимание на разрушительное чувство зависти как для человека, испытывающего его, так и для окружающих).

5) Чтение  «про себя».

6) Чтение по цепочке вслух.

7) Работа по иллюстрациям к сказке. Найдите в сказке строки, которые можно подписать под иллюстрацией на с.    

VI. Итог урока. Чему учит эта сказка? Что запомнилось вам больше всего? Домашнее задание.


VII. Оценивание работы обучающихся на уроке. Подготовка к перемене.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановичеи о прекрасной царевне Лебеди" урок- КВН

Данный урок проводится либо в конце первой четверти, либо после изучения темы "Карты", "Горные породы", "Координаты"....

"Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановичеи о прекрасной царевне Лебеди" урок- КВН

Данный урок включает обобщение по теме :"Карта, полезные ископаемые, путешественники....

Конспект урока по слушанию музыки. Сказка в музыке. Н.А.Римский-Корсаков. Опера «Сказка о царе Салтане».

Данный урок способствует формированию музыкального кругозора и общей осведомленности о музыке, воспитанию музыкального вкуса, т.е. наличию интереса, определенных пристрастий и предпочтений (любимые пр...

Конспект интегрированного урока ИЗО и музыки в 7 классе "Беседа "Книжная иллюстрация" (иллюстрации художника В.М.Конашевича "Сказки о царе Салтане" А.С.Пушкина). Особенности творчества Н.А.Римскова - Крсакова".

Основная задача уроков ИЗО и музыки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида – это коррекция недостатков развития школьн...

Интегрированный урок по ИЗО и музыке в 7 классе по теме:"Беседа на тему "Книжная иллюстрация" (иллюстрации художника В.М.Конашевича "Сказки о царе Салтане" А.С.Пушкина).Особенности творчесства Н.А.Римского- Корсакова"

Основная задача уроков ИЗО и музыки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида – это коррекция недостатков развития школьн...

Конкспект урока чтения. Тема : М. Ильин «Царь-колокол»_12.03.2020

Цель урока: познакомить обучающихся с содержанием рассказа «Царь-колокол» М. Ильина.Задачи урока: · коррекционно-образовательные: закреплять навыки правильного, сознательного, выраз...