Урок внеклассного чтения "Мой читательский дневник" для учащихся и родителей 5 класса
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Опушнева Эльвира Николаевна

Тема: «Читательский  дневник  школьника». Тип  урока:  изучение нового материала. Технология: урок – мастерская. Форма деятельности: групповая, фронтальная. Участники: ученики 5-6 класса и родители.  Цели:  1. Пробудить  интерес учащихся к ведению читательского  дневника, научить оформлять его. 2. Углубить навыки  устной и письменной речи 3. Воспитывать  стремление читать книги, повышать читательскую культуру.                                       

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Талица Фалёнского района Кировской области

Урок внеклассного чтения в 5 классе

                  « Читательский дневник школьника»

                                       Урок разработан и проведён Опушневой

                                           Эльвирой Николаевной, учителем русского

                                   языка и литературы высшей категории  

                                                   МКОУ СОШ  с. Талица Фалёнского района

                                                   Кировской области.

                                                  Адрес: 612510. с.Талица, ул.Профсооюзная, д.31

     

Тема: «Читательский  дневник  школьника».

Тип  урока:  изучение нового материала.

 

Технология: урок – мастерская.

Форма деятельности: групповая, фронтальная.

Участники: ученики 5класса и родители.

Цели:

 1. Пробудить  интерес учащихся к ведению читательского  дневника,

     научить оформлять его.

 2. Углубить навыки  устной и письменной речи

 3. Воспитывать  стремление читать книги, повышать читательскую культуру.                                        

                                                         

   «Много на свете хороших книг, но эти книги                                                                                                                             хороши для тех, кто УМЕЕТ  читать».

                                                                                                    Д. И. Писарев

Урок литературы  служит  отправной точкой для самостоятельного чтения, только частично контролируемого на  уроках внеклассного чтения учителем. Чтение – это серьезный процесс познания мира, процесс «питания души и сердца». Современный учитель должен умело, творчески руководить организацией чтения школьников, обогащая методику новыми педагогическими технологиями. Понять  читательские интересы  учеников, помочь включить их в процесс творческого чтения помогает учителю их читательский дневник как средство самоконтроля. Важность читательского дневника должна быть понятна и  родителям, которые стремятся создать условия для повышения интереса ребенка к книге: Что он читает? Каков его обязательный круг чтения?

                             Предварительная подготовка к уроку.

1. Перечитать любимую в семье книгу, приготовить устное сообщение по предложенному плану.

2. Найти и выбрать пословицы о книге и чтении.

3. Напечатать запомнившееся высказывание о пользе чтения и ценности книги.

                            Модель мастерской

Этап 1.

Мотивация на творческую деятельность,  пробуждение интереса.

 - Создание рабочих групп из детей и родителей по 4-5человек, в которых они расскажут о своих любимых книгах по предложенному плану.

                              Название книги.

                              Год и место издания книги.

                              Жанр.

                              Автор.

                              Яркие эпизоды.

                              Запомнившиеся слова, выражения.

Этап 2.

Коллективное определение цели работы, поиск эпиграфа.

На доске слова  «ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК». Дети сами  и с помощью родителей определяют значение словосочетания.

Ответы:

 - «раздумья о прочитанной книге»;

 - «размышления о книге»;

 - «запись читателем интересных мыслей»;

 - «отзывы о книге»;

 - «оценка прочитанного»;

 - «запись результатов чтения».

В поиске эпиграфа каждая группа представляет пословицы и высказывания известных людей.

Группы предлагают.

Пословицы.

  Испокон века книга растит человека.

  Книга – книгой, а своим умом двигай.

  Не на пользу книги читать, когда только вершки с них хватать.

  С книгой поведешься – ума наберешься.

  Хорошая книга – лучший друг.

  Выбирай книгу так, как выбираешь друга (англ.).

  Книга для ума – что теплый дождь для всходов.

  Книга учит,  как на свете жить.

  Книжные страницы похожи на ресницы – глаза открывают.

  Кто много читает, тот много знает.

  Одна книга тысячи людей учит.

  Хорошая книга ярче звездочки светит.

Высказывания великих людей о книге.

         «Художник – автор берет на себя только часть работы. Остальное должен дополнить своим воображением читатель.»

                                                                                          С.Я.Маршак.

«Когда человек берет в руки книгу, между ним и автором происходит доверительный разговор наедине, какой может быть только между самыми близкими людьми. В ходе этой неторопливой беседы рождаются новые идеи и образы».

                                           Литературовед Святослав Бэлза.

«Хороший читатель, активный и творческий читатель – это перечитыватель.»

                                                                                В.Набоков.

«Ах, если бы сутки состояли из сорока восьми часов – сколько бы можно было прочитать хорошего»!

                                                                Поэт И.С.Никитин.

«Чтение – вот лучшее учение. Следовать за мыслями великого человека – наука самая занимательная».

                                                                                А.С.Пушкин.

«Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой  и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку…»

                                                                                 А.М.Горький.

«Когда я вижу вокруг себя, как люди, не зная, куда девать свое свободное время, изыскивают самые жалкие занятия, я разыскиваю книгу и говорю внутренне: этого одного довольно на целую жизнь».

                                                                        Ф.М.Достоевский.

«Много на свете хороших книг, но эти книги хороши для тех, кто умеет их читать».

                                                                        Д.И.Писарев.

                      (Можно предложить конкурс по данному заданию).

Дети и родители совместно формулируют название мастерской, которая посвящена чтению, обсуждению, созданию читательского дневника.

Выбирают строчки, которые могли быть эпиграфом к их читательскому дневнику.

Этап 3.

Творческая работа по созданию читательского дневника в группах.

Каждой группе выдаются читательские  дневники учащихся школы, выпускников, родителей.

Задание 1.

  - Зачем нужен читательский дневник?

Ответы участников группы:

  - «чтобы не забыть прочитанное»;

  - «чтобы запомнить автора и героев книги»;

  - «чтобы выписать интересные мысли»;

  - «чтобы потом посмотреть, как я писал, как мыслил»;

  - «чтобы показать маме, что я прочитал».

Задание 2.

Вы посмотрели варианты оформления читательского дневника. Что бы вы оставили в своем дневнике?

Варианты, предложенные группами.

Вариант 1

Дата

Автор

Название книги

Главные герои

Мудрые мысли

Отношение

к произведению

           

        Вариант 2

Название книги.  Автор. Жанр.

Главные герои.        Кто из них понравился?

Чему книга

научила?

Мудрые мысли.

Какие новые

слова узнал?

Задание 3.

- Где и как можно использовать читательский дневник?Дети.

Где?

- На уроке внеклассного чтения.

- На классном часе.

- При проведении викторин, конкурсов, литературных игр.

Родители.

Где?

- На экзаменах по литературе.

- На олимпиадах и конкурсах.

- На литературных чтениях.

 Как?

- Рассказать о прочитанной книге, которая произвела впечатление.

- Посоветовать друзьям прочитать.

- Книга расширяет кругозор.

 Как?

- Вспомнить автора, героев       произведения, использовать для доказательства мыслей.

 - Расширить жизненный опыт.

 - Для самообразования.

Задание 4.

Представить афишу – размышление « Чему учит ведение читательского

дневника»?

Один из вариантов участников мастерской.

 - Читательский дневник учит выделять главное в прочитанной книге.

 - При записывании удлиняется процесс восприятия, прочнее запоминание.

 - Записи позволяют быстрее восстанавливать в памяти забытое (факты, даты, фамилии).

 - В читательском дневнике сохраняются цитаты, их не нужно искать.

 - Читательский дневник учит оформлять мысли в текст, «приводит ум в порядок», побуждает к размышлению.

 - Читательский дневник дисциплинирует.

(Группы работают над своим сообщением  5 минут и представляют по очереди).

 

Этап 4.

Работа групп по оформлению титульного листа читательского дневника.

Каждая группа представляет свой вариант.

Вариант работы группы.

Любите книгу, она облегчит вам жизнь ...

                                                                                 А.М.Горький

                                Книги – мои верные друзья.

(Читательский дневник).

          Рисунок.                                Класс  _____________________                                                                      школа _____________________        

                                                Ф.И.         _____________________

год.

Этап 5.

Коллективная работа по созданию первой записи в дневнике.

Задание.

- Прочитать рассказ, сделать записи по плану.

       1. Автор, название, жанр.

       2. Герои рассказа.

       3. План сюжета.

       4. Мудрые мысли.

       5. Мое впечатление от рассказа.

(Под руководством родителей возможен другой план).

Даны для чтения (по выбору) тексты и задания к ним. Предложены рассказы

- В. Голявкина «В любом деле нужно уметь работать», «Пара пустяков»,

«Секрет», « Мы играем в Антарктиду».

Вариант задания, выполненного одной из групп.

- В.Голявкин « Мы играем в Антарктиду».Рассказ.

 Главные герои – дети, Миша и Витька, большие фантазеры, непоседы, озорники, весельчаки.

 План сюжета.

  1. «Нам стало скучно».
  2. Игра « Мы играем в Антарктиду».                     Рисунок.
  • «Сидим в палатке».
  • Ловля «китов и тюленей».
  • Разгром в квартире.
  1. «Нужно же натворить такое!»

    « Нам, конечно, пришлось убирать все самим. И даже мыть пол».

Этот рассказ учит слушаться родителей, их советов Дети должны придумывать новые игры, но мальчики так гонялись за «тюленем»- кошкой, что все испачкались, скидали на шкаф все подушки, пальто, мамины платья, туфли, книги, кастрюли. Разлили воду! Свистели и орали на весь дом, перепугали соседей! Так вести себя нельзя.

Этап 6.      Рефлексия.

Каждой группе были предложены задания по выбору.

1. Закончите предложение «Чтение – это…»

Ответы:  «интересное занятие», «открытие, познание нового», «полезное дело», «мудрое проведение свободного времени», «расширение кругозора».

2. Что тебе больше всего понравилось делать сегодня?

Ответы:  «работать рядом с мамой», «читать и слушать рассказы»,

  «придумывать и рисовать».

3.Какую книгу вы прочитали в этом году всей семьей?                                         Школьники назвали немного книг: Дефо «Робинзон Крузо», А.Лиханов «Мой генерал», «Кресна», К.Паустовский «Рассказы», Русские народные сказки. 

Заканчивается мастерская просмотром всех материалов, результатов групповой работы.

Выводы  мастера.

Процесс совместного творчества помогает учиться друг у друга. Ученики на таких занятиях  с родителями  проявляют творчество, замечательно трудятся,  становятся активнее, смелее, чувствуют поддержку. У родителей можно поучиться общению с детьми, дать советы  по чтению, рекомендации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок мужества «Бросок в бессмертие» (внеклассное мероприятие для учащихся 7-х классов)

Ведение школьной библиотекой работы по патриотическому воспитанию позволяет лучше узнать историю страны и родного края. Участвуя в мероприятиях, встречах с ветеранами Великой Отечественной войны и тру...

"Ахмадулина Б.А. Поэзия изысканного вкуса": Презентация к уроку внеклассного чтения для учащихся 9, 11 класса

Презентация посвящена жизни и творчеству одной из замечательнейших поэтесс нашего времени - Б.А. Ахмадулиной. В презентации освещены вехи биографии Бэллы Ахатовны, основные сборники произведений, пере...

Урок внеклассного чтения для учащихся 8 класса по книге Т. Крюковой "КостяНика"

Урок усвоения новых знаний,формирования навыков и умений с элементами практикума. Ребята ответят на вопросы викторины, по группам проанализируют основные эпизода и проблемы повести....

Внеклассное мероприятие для учащихся 6-7 классов Урок занимательной геометрии.

Пробудить интерес к геометрии; показать, как использовать приобретенные геометрические  знания на практике в затруднительных жизненных ситуациях; научить видеть знакомые геометрические отношения ...

Урок внеклассного чтения для учащихся 9 классов. НРАВСТВЕННЫЕ ИСТОКИ ПОДВИГА РУССКОГО НАРОДА В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

Цели урока:1. Расширить представление учащихся о литературе на военную тематику, выяснить, в чем нравственные истоки подвига человека на войне.2. Воспитание гуманизма, нравственной стойкости, бесприме...

Внеклассное мероприятие для учащихся 7-х классов, на день инициатив родителей. Военно-спортивная игра «ЗАРНИЦА».

Внеклассное мероприятие для учащихся 7-х классов, на день инициатив родителей. Военно-спортивная игра «ЗАРНИЦА».Цели и задачи: - формирование стремления к победе, гармонии соверш...

Интеллектуальный марафон "Знатоки здоровья" - внеклассное мероприятие для учащихся и родителей

Цель проведения интеллектуального марафона: пропаганда здорового образа жизни, через развитие знаний о сохранении и укреплении здоровья. Задачи:1. Расширить знания об охране здоровья.2. Выработат...