Календарно-тематическое планирование по литературе для 10 класса
календарно-тематическое планирование по литературе (10 класс) на тему
Календарно-тематическое планирование по литературе для 10 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Календарно-тематическое планирование по литературе для 10 класса | 72.97 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Е.И. ЛАРЮШИНА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЛЮБЕРЦЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ СОШ № 11
____________ Ю.Н. Пчелкина
. «_____»_____________2017 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРЕ
для 10 «А» класса
УЧИТЕЛЬ: ИСМАИЛОВА ЛЮДМИЛА ЗАКИРОВНА
2017-2018
УЧЕБНЫЙ ГОД
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе в 10 классе составлена на основании нормативно-правовых документов:
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
- Примерной программы по литературе среднего (полного) общего образования. М.: Просвещение, 2016.
- Авторской программы по литературе для общеобразовательных учреждений (базовый уровень): Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В. И., Лебедев Ю. В. – М.: Просвещение, 2009.
- Федеральный перечень учебников на 2017-2018 учебный год (Приказ МОиН РФ от 31.03.2016 г. № 253).
Данный вариант программы обеспечен учебником для общеобразовательных школ: Лебедев Ю. В. Литература: Учебник: в 2-частях. Москва: Просвещение, 2006 г. Рабочая программа в соответствии с программой литературного образования и учебным планом МБОУ СОШ №4 г. Мценска рассчитана на 102 часа (из расчёта 3 урока в неделю), из них 15 часов отведено на уроки по развитию речи; 3 часа отведено на зачёты и тестовые работы входного, тематического, рубежного и итогового контроля.
В рабочей программе отведено 7 часов на проведение уроков внеклассного чтения, которые имеют целью не только расширение круга чтения, но и формирование читательской самостоятельности на основе перенесения в сферу самостоятельного чтения опорных литературных знаний, читательских умений и навыков. Особое внимание обращается на совершенствование речи учащихся.
В 10-ом классе предусмотрено изучение художественной литературы на историко-литературной основе, монографическое изучение творчества классиков русской литературы. Программа предполагает изучение литературы на базовом уровне. Такое изучение сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления обучающихся об историческом развитии литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. При изучении произведений художественной литературы обращается внимание на вопросы традиций и новаторства в русской литературе, на историю создания произведений, на литературные и фольклорные истоки художественных образов, на вопросы теории литературы (от усвоения отдельных теоретико-литературных понятий к осмыслению литературных направлений, художественных систем). Предусматривается весь процесс чтения учащихся (восприятие, понимание, осмысление, анализ, интерпретация и оценка прочитанного). Важным принципом изучения литературы в 10-ом классе является рассмотрение творчества отдельного писателя и литературного процесса в целом.
Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
• воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
• развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
• освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
• овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
К важнейшим личностным результатам изучения литературы в средней (полной) школе относятся следующие убеждения и качества:
• осознание своей идентичности как человека русской культуры, наследника классической гуманитарной традиции;
• освоение нравственно - эстетических ценностей нации и человечества, гуманистических традиций родной литературы;
• осмысление художественно-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своего отношения к идеалам автора, пониманию собственной и чужой позиции;
• понимание культурного многообразия своей страны и мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Цели обучения литературе:
• осмысление литературы как особой формы культурной традиции;
• формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
• формирование и развитие умений грамотного владения устной и письменной речью;
• формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений,
• воспитание духовно развитой личности с гуманистическим мировоззрением, активной гражданской позицией, с развитым чувством патриотизма, с пониманием ценности духовного наследия России, в том числе русской литературы.
Основные задачи рабочей программы заключаются в следующем:
приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения художественных и
текстов, в том числе и чтения наизусть;
свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
навыки развернутого ответа на вопрос, рассказа о литературном герое, характеристики героя;
отзыва на самостоятельно прочитанное произведение;
овладение способами свободного владения письменной речью;
освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций;
приобретение навыка по написанию сочинений по литературе в формате ЕГЭ (С1/3, С2/4, С5).
В процессе обучения используются репродуктивный и продуктивный, интерактивный методы обучения, дистанционные формы обучения. Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Программа предусматривает прочное усвоение материала, включает базовые знания и умения, которыми должны овладеть все обучающиеся.
Предусматривается формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
- Содержание учебного предмета
ВВЕДЕНИЕ (1ч.)
Русская литературы XIX века в контексте мировой литературы. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека). Художественные открытия русских писателей-критиков.
ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА (8ч.)
Россия в первой половине XIX века. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX века. Национальное самоопределение русской литературы.
А.С. Пушкин. Краткий обзор жизни и творчества. Романтическая лирика периода Южной и Михайловской ссылок.
Особенности пушкинского лирического героя, отражение духовного мира человека в стихотворениях «Погасло дневное светило», «Элегия».
«Медный всадник» – конфликт личности и государства в поэме. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Художественная символика поэмы. Своеобразие жанра и композиции. Развитие реализма в творчестве Пушкина.
Значение творчества Пушкина для русской и мировой литературы.
М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество (обзор). Адресаты любовной лирики Лермонтова. Сопоставление пушкинской и лермонтовской концепции любви.
Анализ стихотворений «Нищий», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»), «Я не унижусь пред тобой», «Нет, не тебя так пылко я люблю…». Противостояние «красоты блистания» и «огня угаснувших очей», пылкого порыва и охладелого сердца.
Своеобразие художественного мира М.Ю. Лермонтова: чувство трагического одиночества, мятежный порыв и слияние с мирозданием в стихотворениях «Как часто пёстрою толпою окружён…», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Выхожу один я на дорогу…».
Углубление понятий о романтизме и реализме в творчестве поэта, об их взаимоотношении и взаимовлиянии.
Н.В. Гоголь. Обзор жизни и творчества.
Повесть «Невский проспект». Петербург как мифический образ бездушного и обманного города. Соотношение мечты и действительности, трагедийности и комизма, лирики и сатиры. Особенности стиля Н.В. Гоголя, своеобразие творческой манеры.
ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА (71ч.+15ч.)
ОБЗОР РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА (2 ч.)
Общественно-политическая ситуация в стране в 1850-1860гг. Критика социальной действительности в литературе и искусстве. Русская журналистика данного периода. Раскол редакции журнала «Современник». Борьба между сторонниками некрасовской школы и представителями «чистого искусства». Расцвет сатиры. Осмысление национального характера как задача искусства в стихотворениях Н.А. Некрасова, музыке М. Мусоргского («Сцена под Кромами» из оперы «Борис Годунов»), картинах И. Крамского («Портрет крестьянина»). «Эстетическая» (В.П. Боткин, А.В. Дружинин), «реальная» (Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский, Д.И. Писарев), «органическая» (А. Григорьев) критика. Традиции и новаторство в русской поэзии.
АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ ОСТРОВСКИЙ (6ч.+2ч.)
А.Н. Островский. Обзор жизни и творчества. Роль драматурга в создании русского национального театра.
«Гроза». История создания пьесы. Изображение «жестоких нравов» «тёмного царства». «Хозяева жизни» (Дикой, Кабаниха) и их жертвы. «Фон» пьесы, своеобразие второстепенных персонажей. Роль пейзажа в пьесе.
Своеобразие внутреннего конфликта Катерины. Катерина в системе образов пьесы. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Катерина и Кабаниха как два полюса калиновского мира.
Семейный и социальный конфликт в драме «Гроза». Развитие понятия «драматургический конфликт». Своеобразие внешнего конфликта. Виды протеста и их реализация в пьесе: «бунт на коленях» (Тихон, Борис), протест-озорство (Варвара, Кудряш), протест-терпение (Кулигин). Своеобразие протеста Катерины.
Смысл названия и символика пьесы. Мастерство речевой характеристики в пьесах А.Н. Островского. Углубление понятий о драме как роде литературы. Жанровое своеобразие «Грозы», сочетание драматического, лирического и трагического начал.
«Гроза» в оценке русской критики. Н.А. Добролюбов «Луч света в тёмном царстве».
ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ ГОНЧАРОВ (8ч.+1ч.)
Жизнь и творчество И.А. Гончарова.
Роман «Обыкновенная история» как «стремление осветить все глубины жизни, объяснить все скрытые стороны». Типы характеров и проблема взаимоотношения поколений в изображении Гончарова. Романтические иллюзии и их развенчание в романе.
«Обломов» – история создания романа. Система образов романа. Социальная и нравственная проблематика произведения И.А. Гончарова. Особенности композиции. Жизнь Ильи Ильича в Обломовке и в Петербурге. Глава «Сон Обломова» и её роль в произведении. «Петербургская обломовщина».
Приёмы антитезы в романе. Национально-культурные и общественно-исторические элементы в системе воспитания Обломова и Штольца. Мировоззрение и стиль жизни героев. Поиск Гончаровым образа «гармонического человека». Авторское отношение к героям романа. Конкретно-историческое и общечеловеческое в образе Обломова. Типичное явление в литературе. Типическое как слияние общего и индивидуального, как проявление общего через индивидуальное.
«Головная» (рассудочная) и духовно-сердечная любовь в романе. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Ситуация «испытание любовью» и её решение в произведении Гончарова (Обломов и Ольга, Обломов и Агафья Матвеевна, Штольц и Ольга). Музыкальные страницы романа.
Роман «Обломов» в зеркале русской критики. Н.А. Добролюбов «Что такое обломовщина?», Д.И. Писарев «Обломов», А.В. Дружинин «Роман Гончарова».
ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ (8ч.+2ч.)
И.С. Тургенев. Этапы биографии и творчества.
«Отцы и дети» – история создания романа, отражение в нём общественно-политической ситуации в России. Кирсановы как лучшие представители русского дворянства: восторженный и романтический Аркадий, тонко чувствующий красоту природы, Николай Петрович – хранитель национальной русской культуры, Павел Петрович – поборник европейской цивилизации.
Композиция романа. Сущность конфликта отцов и детей: «настоящие столкновения те, в которых обе стороны до известной степени правы»
(И.С. Тургенев). Словесный поединок уездного аристократа и столичного нигилиста. Роль образа Базарова в развитии основного конфликта. Дуэль между Базаровым и Павлом Петровичем. Авторская позиция и способы её выражения.
Черты личности, мировоззрения Базарова. Отношение главного героя к общественно-политическим преобразованиям в России, к русскому народу, природе, искусству, естественным наукам. Испытание любовью в романе. Сущность внутреннего конфликта в душе Евгения Базарова: «Я нужен России… Нет, видно, не нужен?»
Базаров и его мнимые последователи. Эволюция отношений Базарова и Аркадия. Кукшина и Ситникова как пародия на нигилизм.
Трагедийность фигуры Базарова, его одиночество и в лагере «отцов», и в кругу «детей». Испытание смертью и его роль в романе. Смысл финала «Отцов и детей». Полемика вокруг романа. Д.И. Писарев, М. Антонович, Н.Н. Страхов о романе. Тургенев о Базарове. Базаров в ряду других образов русской литературы.
Углубление понятия о романе (частная жизнь в исторической панораме, социально-бытовые и общечеловеческие стороны в романе). «Тайный психологизм» и приём умолчания в произведении Тургенева. Художественная функция портрета, интерьера, пейзажа в романе. Своеобразие жанра романа «Отцы и дети». Символика заглавия.
ФЁДОР ИВАНОВИЧ ТЮТЧЕВ (3ч.)
Жизнь и творчество Ф.И. Тютчева. Наследник классицизма и поэт-романтик. Основные мотивы лирики Тютчева (человек и природа, земля и небо). Философский характер тютчевского романтизма. Единство и борьба противоположностей (Хаоса и Космоса, прошлого и настоящего, непостижимого и рационального). Идеал Тютчева (слияние человека с Природой и Историей, с «божественно-всемирной жизнью») и его неосуществимость.
Тютчев-политик и Тютчев-поэт. Дипломатическая деятельность Тютчева, оценка им судьбы России в контексте мировых проблем. Две ипостаси образа России в творчестве поэта.
Автобиографизм любовной лирики Ф.И. Тютчева, предполагающий поэтизацию не событий, а переживаний. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». Художественное своеобразие лирики Тютчева. Форма лирического фрагмента. Особенности композиционного построения стихотворений (повтор, антитеза, симметрия). Мифологизмы, архаизмы как признаки монументального стиля поэзии Тютчева.
АФАНАСИЙ АФАНАСЬЕВИЧ ФЕТ (2ч.)
Жизнь и творчество. Фет и теория «чистого искусства». «Служение чистой красоте» как цель искусства, отношение Фета к вопросам о правах гражданственности поэзии, о её нравственном значении, о современности в данную эпоху.
Стихотворение «Шёпот, робкое дыханье…» как манифест «чистого искусства».
Поэзия Фета и литературная традиция. «Вечные» темы в лирике Фета (тема творчества, любви, природы, красоты). Философская проблематика лирики. Художественное своеобразие произведений Фета: психологизм переживаний, особенности поэтического языка. Композиция лирического стихотворения.
АЛЕКСЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ ТОЛСТОЙ (1ч.+2ч.)
Жизнь и творчество А.К. Толстого. Основные темы, мотивы, образы. Любовная лирика А.К. Толстого. Восприятие чувства как стихии, одновременно неподвластной обузданию («приливы любви и отливы») и подчинённой закону неизбежности. Символика стихотворений А.К. Толстого. Приём психологического параллелилизма и его реализация в творчестве поэта. Музыкальность его лирики.
НИКОЛАЙ СЕМЁНОВИЧ ЛЕСКОВ (3ч.)
Жизнь и творчество Н.С. Лескова.
«Очарованный странник» – особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). Образ Ивана Флягина как воплощение трагической судьбы талантливого русского человека.
Праведники Лескова как воплощение русского национального характера. Смысл названия повести Н.С. Лескова. Особенности лесковской и повествовательной манеры. Былинные и агиографические традиции и их воплощение в повести. Обращение Лескова к форме сказа.
НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ НЕКРАСОВ (6ч.+1ч.)
Жизнь и творчество поэта. «Вечные» темы в поэзии Некрасова. Психологизм и бытовая конкретизация его любовной лирики. Особенности некрасовского лирического героя. «Панаевский» цикл Н.А. Некрасова и «Денисьевский» цикл Ф.И. Тютчева.
Гражданский пафос поэзии Некрасова. Образ народа, ментальные черты русского человека и их воплощение в некрасовской лирике. Разительный контраст «двух миров» в стихотворениях поэта. Настоящее и будущее поэта как предмет лирических переживаний страдающего поэта. Интонация плача, рыданий, стона как способ исповедального выражения лирических переживаний. «Любовь-вражда» (А. Блок) как основа отношения Некрасова к народу. Сатира и её место в лирике Некрасова. Прозаизация лирики, усиление роли сюжетного начала в произведениях поэта. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Судьба поэта-гражданина. Образ Музы в лирике Некрасова.
«Элегия» – развитие темы «страданий народа» в стихотворении. Многозначность финалов в произведениях Некрасова.
«Кому на Руси жить хорошо» – проблематика и жанр поэмы. История создания, сюжет, жанровое своеобразие. Фольклоризм художественной литературы. Смысл фольклорных заимствований и переложений (сказочный зачин, обряды жизненного цикла, сказочные образы и мотивы, загадки, пословицы, поговорки, символика цифр и др.) Русская жизнь в изображении Некрасова. Система образов поэмы. Особенности стиля.
Сатирический портрет русского барства в поэме Н.А. Некрасова. Судьба «дворянских гнёзд» в пореформенную эпоху. Трагическое и комически-нелепое начало, заложенное в крепостничестве.
Нравственный смысл поисков счастья в поэме Н.А. Некрасова. Образы правдоискателей и «народного заступника» Гриши Добросклонова. Тема женской доли в поэме. Судьба Матрёны Тимофеевны, смысл «бабьей притчи». Тема народного бунта и её отражение в истории Савелия, «богатыря святорусского». Народное представление о счастье. Смысл названия поэмы.
МИХАИЛ ЕВГРАФОВИЧ САЛТЫКОВ-ЩЕРИН (3ч.)
Жизнь и творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина (обзор).
Народ и власть произведениях М.Е. Салтыкова-Щедрина. Судьба русской сатиры. Сатирическая летопись истории Русского государства. Собирательные образы градоначальников и «глуповцев». Исторические параллели (Павел Первый – Грустилов, Аракчеев – Угрюм-Бурчеев и др.) и приём анахронизма в произведении Салтыкова-Щедрина. Обличение деспотизма, невежества власти, бесправия и покорности народа. Смысл финала «Истории».
Развитие сатирических традиций Фонвизина и Гоголя в произведениях Салтыкова-Щедрина. Приёмы сатирического изображения: сарказм, ирония, гипербола, гротеск, алогизм. Эзопов язык.
ФЁДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ (8ч.+3ч.)
Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского. Традиции Н.В. Гоголя и новаторство Ф.М. Достоевского.
«Преступление и наказание» – история создания романа: замысел и его воплощение. «Великое пятикнижие» Достоевского.
Образ Петербурга на страницах романа. Приёмы создания образа Петербурга (пейзаж, интерьер, цветопись).
Образы «униженных и оскорблённых» в романе. Судьба семьи Раскольниковых. История Мармеладовых. Гоголевские традиции в решении темы «маленького человека». Уличные сцены и их воздействие на мысли и чувства Раскольникова.
Теория Раскольникова и её истоки. Нравственно-философское опровержение теории «двух разрядов». Проблема нравственного выбора. Раскольников и его «двойники»: Лужин и Свидригайлов. Роль портрета романе.
«Ангелы» Родиона Раскольникова. Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала романа. Библейские мотивы и образы в романе. Тема гордости и смирения.
Три встречи – три поединка Раскольникова и Порфирия Петровича. Порфирий Петрович как представитель законности и официального правосудия в романе как авторский резонёр, логически объясняющий Раскольникову необходимость покаяния и явки с повинной. Своеобразной «двойничество» Раскольникова и Порфирия Петровича. Развитие Порфирием идеи «искупления вины страданием», носителем которой в романе является Миколка.
Эпилог и его роль в романе, его связь с философской концепцией «Преступления и наказания».
Художественное мастерство Ф.М. Достоевского. Психологизм прозы Достоевского. Особенности сюжета и композиции. Своеобразие жанра социально-философского романа и смысл заглавия «Преступления и наказания». Полифонизм романа, столкновение разных «точек зрения». Художественные открытия Достоевского и мировое значение творчества писателя.
ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ (13ч.+3ч.)
Жизнь и творчество Л.Н. Толстого.
«Севастопольские рассказы» как новое слово в русской баталистике.
«Война и мир». История создания романа. Работа Толстого с историческими документами, мемуарами и письмами современников войны 1812 года, составление «анкет» персонажей. Прототипы героев романа. Отражение в произведении проблем, волновавших людей 1860 года (роль личности и народных масс в истории, место человека в жизни страны, осуждение индивидуализма, пути достижения нравственного идеала, соединение как «тела» нации с её «умом» – просвещённым дворянством – на почве общины и личной независимости).
Нравственно-психологический образ Наташи Ростовой, княжны Марьи, Сони, Элен. Философские, нравственные и эстетические искания Толстого, реализовавшиеся в образах Натальи и княжны Марьи. Внутренний монолог как способ выражения «диалектики души» лавной героини романа. Поэтичность натуры Наташи, национально-природное в её характере.
Просвещённые герои и их судьбы в водовороте исторических событий. Духовные искания Андрея Болконского, рационализм героя романа. Мечты о славе и их крушение. Глубокий духовный кризис и моменты душевного просветления в жизни князя Андрея. Увлечение идеями Сперанского и разочарование в государственной деятельности. Любовь к Наташе и мечты о семейном счастье. Участие в войне 1812 года. Смерть князя Андрея.
Эмоционально-интуитивное осмысление жизни Пьером Безуховым. Пьер в салоне А.П. Шерер и в кругу «золотой молодёжи». Женитьба на Элен. Дуэль с Долоховым. Увлечение масонством и разочарование в идее филантропии. Пьер на Бородинском поле и в занятой французами Москве. Философский смысл образа Платона Каратаева, влияние «каратаевщины» на жизнь и миросозерцание Пьера. Любовь к Наташе. Пьер Безухов на пути к декабризму.
Истинный и ложный героизм в изображении Л.Н. Толстого. Причины войны 1805-07 гг. Заграничные походы русской армии. «Военные трутни», мечтающие о «выгодах службы под командою высокопоставленных лиц» и о преимуществах «неписаной субординации» (Жерков, Друбецкой, Богданыч, Берг). Подвиги солдат и офицеров, честно выполняющих свой долг (Тушин, Тимохин). Шенграбенское и Аустерлицкое сражения: причины побед и поражений русской армии. Роль приёма антитезы в изображении военных событий. Авторская оценка войны как события, «противного человеческому разуму и всей человеческой природе».
Своеобразие жанра и композиции романа.
Резерв (2ч)
АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ (8ч.+1ч.)
Жизнь и творчество А.П. Чехова. Углубление понятия о рассказе.
Многообразие философско-психологической проблематики в рассказах зрелого Чехова. Конфликт обыденного и идеального, судьба надежд и иллюзий в мире трагической реальности, «футлярное» существование, образы будущего – темы и проблемы рассказов Чехова. Стиль Чехова-рассказчика: открытые финалы, музыкальность, поэтичность, психологическая и символическая деталь.
«Вишнёвый сад» – История создания «Вишнёвого сада» и его первой постановки. Люди, «заблудившиеся во времени». Бывшие хозяева вишнёвого сада как олицетворение прошлого России (Раневская, Гаев). Лирическое и трагическое начало в пьесе, роль фарсовых эпизодов и комических персонажей. Слуги и господа (Дуняша, Яша и Фирс).
Своеобразие конфликта в пьесе: внутреннее и внешнее действие. Противоречия образа Лопахина: «хищный зверь» и «нежная душа». Мастерство Чехова в построении диалога: эффект взаимной глухоты персонажей. Образ будущего в произведениях Чехова. Способность молодых людей к поиску нового, их стремление порвать с прошлым, с «праздной, бессмысленной жизнью».
Новаторство Чехова-драматурга: символическая образность, «бессобытийность» «подводное течение», психологизация ремарки, роль звуковых и шумовых эффектов. Композиция и стилистика пьес. Понятие о лирической комедии.
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (4ч.)
Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века. Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний романтизм. Реализм как доминанта литературного процесса. Символизм.
Жизнь и творчество Бальзака. История создания повести «Гобсек». Денежные отношения в буржуазном обществе и власть денег над душой человека. Образ ростовщика – папаши Гобсека.
Жизнь и творчество Ги де Мопассана. Сюжет и композиция новеллы «Ожерелье». Система образов. Грустные раздумья автора о человеческом уделе и несправедливости мира. Мечты героев о высоких чувствах и прекрасной жизни. Мастерство психологического анализа в новелле. Неожиданность развязки.
Подведение итогов (1ч.)
Резерв (2ч.)
ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ
ПОНЯТИЯ
Художественная литература как искусство слова.
Художественный образ. Художественное время и пространство.
Содержание и форма. Поэтика.
Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика.
Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм. Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей ХIХ–ХХ веков.
Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман-эпопея, роман, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада, песня; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.
Авторская позиция. Пафос. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Фабула. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов.
Речевая характеристика героя: диалог, монолог, внутренняя речь. Сказ.
Деталь. Символ. Подтекст.
Психологизм. Народность. Историзм.
Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.
Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Звукопись: аллитерация, ассонанс.
Гипербола. Аллегория.
Стиль.
Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр. Ритм. Рифма. Строфа.
Литературная критика.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов на изучение темы | Из них на развитие речи | Из них на внеклассное чтение | Из них на контрольные мероприятия |
1. | Введение | 1 | --- | --- | --- |
2. | Литература первой половины XIX века | 8 | --- | 1 | 1 |
3. | Литература второй половины XIX века Обзор русской литературы второй половины XIX века А.Н. Островский И.А. Гончаров И.С. Тургенев Ф.И. Тютчев А.А. Фет А.К. Толстой Н.С. Лесков Н.А. Некрасов М.Е. Салтыков-Щедрин Ф.М. Достоевский Л.Н. Толстой А.П. Чехов | 86 2 8 9 10 3 2 3 3 7 3 11 16 9 | 15 --- 2 1 2 --- --- 2 --- 1 --- 3 3 1 | 3 --- 1 --- 1 --- --- --- --- --- --- --- 1 --- | 2 --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- 1 1 |
4. | Зарубежная литература | 4 | --- | 3 | --- |
5. | Подведение итогов | 1 | --- | --- | 1 |
Резерв | 2 | ||||
Итого | 102 | 15 | 7 | 3 |
Требования к уровню подготовки обучающихся по предмету
К концу учебного года десятиклассники должны
знать/понимать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX века;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
- основные теоретико-литературные понятия.
уметь:
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
- определять род и жанр произведения;
- выявлять авторскую позицию;
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе
1. Оценка устных ответов
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
• знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
• умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
• понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
• знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
• умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
• уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.
При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:
Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.
Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.
Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.
Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Примечание
По окончанию устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
2. Оценка сочинений
Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
С помощью сочинений проверяются:
а) умение раскрыть тему;
б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
в) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
• соответствие работы ученика теме и основной мысли;
• полнота раскрытия темы;
• правильность фактического материала;
• последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений учитывается:
• разнообразие словаря и грамматического строя речи;
• стилевое единство и выразительность речи;
• число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.
Отметка Основные критерии отметки
Содержание и речь Грамотность
«5» 1. Содержание работы полностью соответствует теме.
2. Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание излагается последовательно.
4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов. Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.
«4» 1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
5. Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.
«3» 1. В работе допущены существенные отклонения от темы.
2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.
«2» 1. Работа не соответствует теме.
2. Допущено много фактических неточностей.
3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
5. Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов. Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.
Примечание. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.
2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
3. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.
Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений:
В 5 классах — 0,5 — 1,0 страницы.
В 6 классе — 1,0 — 1,5 страницы.
В 7 классе — 1,5 — 2,0 страницы.
В 8 классе — 2,0 — 3,0 страницы.
В 9 классе — 3,0 — 4,0.
3. Оценка тестовых работ
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %;
«4» - 78 – 89 %;
«3» - 60 – 77 %;
«2»- менее 59 %.
4. Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ
Оценка “5” ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2. допустил не более одного недочета.
Оценка “4” ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Оценка “3” ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5) или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка “2” ставится, если ученик:
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка “3”;
2. или если правильно выполнил менее половины работы.
Примечание.
1) Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
2) Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
5. Оценка обучающих работ
Обучающие работы (проверочная работа с выборочным ответом, комплексный анализ текста, публичное выступление, зачёт) неконтрольного характера оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающих работ учитывается:
- Доля самостоятельности учащихся;
- Этапы выполнения работы;
- Объем работы;
- Четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были и учащиеся предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
6. Выведение итоговых оценок
За учебную четверть и учебный год ставится итоговая оценка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности. Итоговая оценка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих оценок. Решающим при её определении следует считать фактическую подготовленность ученика по всем показателям ко времени выведения этой оценки.
Однако, для того чтобы стимулировать серьезное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых оценок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости. При выведении итоговой оценки преимущественное значение придаётся оценкам, отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая оценка не может быть положительной, если на протяжении четверти (года) большинство письменных работ и сочинений за орфографическую, пунктуационную, речевую грамотность оценивалось баллом «2».
- Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Дата | Содержание | Примечание | |
План | Факт | ||||
Введение (1ч.) | |||||
Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. | Основные темы и проблемы русской литературы XIX века. Выявление уровня литературного развития учащихся | Л | |||
Литература первой половины XIX века (8ч.) | |||||
Художественные открытия лирики А.С. Пушкина. Философская лирика поэта | Слияние гражданских, философских и личных мотивов. Развитие реализма в лирике, поэмах, прозе, драматургии | Л зач.: стихотв. наизусть | |||
«Великое» и «малое» в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». Человек и история в поэме. Тема «маленького человека» | Анализ социально-философских проблем поэмы. Диалектика пушкинских взглядов на историю России | Б зач.: отрывок из поэмы наизусть | |||
М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы лирики М.Ю. Лермонтова | Своеобразие художественного мира поэта. Эволюция его отношения к поэтическому дару. «Нет, я не Байрон, я другой…». Романтизм и реализм творчества | ЛП | |||
Философские мотивы лирики М.Ю. Лермонтова | «Как часто, пестрою толпою окружен…» как выражение мироощущения поэта. Мечта о гармоничном и прекрасном в мире человеческих отношений. «Выхожу один я на дорогу» | П зач.: 2 стих. наизусть | |||
Художественный мир Н.В. Гоголя. Обобщающее значение гоголевских образов | Биография писателя. «Вечера…» | ЛБ | |||
Н.В. Гоголь. «Портрет». Место повести в сборнике «Петербургские повести» | «Портрет» | П | |||
Вн. чт. Н.В. Гоголь «Невский проспект». Петербург как мифический образ бездушного и обманного города. | Обучение анализу эпизода | П | |||
Тестовая работа по теме «Литература первой половины XIX века» | Т | ||||
Литература второй половины XIX века (86ч) | |||||
Обзор русской литературы второй половины XIX века. ЕЕ основные проблемы. Характеристика русской прозы, журналистики и литературной критики | Традиции и новаторство русской поэзии. Эволюция национального театра. Мировое значение русской классической литературы | ЛБ | |||
Александр Николаевич Островский (6ч+2ч) | |||||
А. Н. Островский – создатель русского национального театра | Традиции русской драматургии в творчестве писателя. «Отец русского театра» | ЛБ | |||
Драма «Гроза». История создания, система образов, приемы раскрытия характеров | Своеобразие конфликта, смысл названия | БП | |||
Город Клинов и его обитатели | Изображение «жестоких нравов» «темного царства» | Б | |||
Протест Катерины против «темного царства». Семейный и социальный конфликт в драме «Гроза» | Нравственная проблематика пьесы | П зач.: отрывок наизусть | |||
Споры критиков вокруг драмы «Гроза» | Анализ критических статей | Б | |||
Р.р. Сочинение-рассуждение по драме | С | ||||
Вн.чт. В тёмном царстве. Обсуждение пьес Островского «Свои люди – сочтёмся», «Бесприданница». | П | ||||
Иван Александрович Гончаров (8ч+1ч) | |||||
Анализ творческих работ. И.А. Гончаров. Жизнь и творчество | Общая характеристика творчества И. А. Гончарова | Л | |||
Роман «Обломов». Место романа в творчестве писателя. Обломов и посетители. | Особенности композиции романа. Его социальная и нравственная проблема | Л | |||
Обломов – «коренной народный наш тип». Диалектика характера Обломова | Смысл его жизни и смерти. Герои романа в их отношении к Обломову. Анализ 1- 8 глав I-ой части романа | Б | |||
Глава «Сон Обломова» и её роль в романе «Обломов» | Анализ 9 главы | Б | |||
Два типа любви в романе И.А. Гончарова «Обломов». Обломов и Ольга Ильинская | Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Сравнительная характеристика героев | П | |||
Борьба двух начал в Обломове. Попытки героя проснуться | Анализ III-ей части романа «Обломов». Эволюция образа главного героя | Б | |||
Обломов и Штольц в романе «Обломов» | Сравнительная характеристика героя | Б | |||
Что такое «обломовщина»? Победа «обломовщины». Роман «Обломов» в русской кртике | Анализ IV-ой части романа «Обломов». Анализ критических статей | С | |||
Р.р. Подготовка к сочинению по роману И.А. Гончарова «Обломов» | С | ||||
Иван Сергеевич Тургенев (8ч+2ч) | |||||
И.С. Тургенев. Жизнь и творчество Этапы биографии и творчества И.С. Тургенева. | «Записки охотника» и их место в русской литературе | Л | |||
Вн.чт. Анализ творческих работ. И.С. Тургенев – создатель русского романа. Обзор отдельных произведений | История создания романа «Отцы и дети» | ЛП | |||
Творческая история романа «Отцы и дети». Эпоха и роман. | Первые страницы романа. Социально-исторический фон произведения | ЛП | |||
Конфликт «отцов и детей» как главный нерв тургеневского повествования. «Схватка» П.П. Кирсанова с Евгением Базаровым. | Сравнительная характеристика героев. Анализ 5-11 глав романа | зач.: отрывок наизусть | |||
Испытание любовью в романе «Отцы и дети» | Образ Одинцовой | Б | |||
Мировоззренческий кризис Базарова | Духовный конфликт героя | Б | |||
Сила и слабость Евгения Базарова. Роль эпилога | Анализ эпилога | Б | |||
Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети» | Анализ критических статей | ЛП | |||
Р.р. Классное сочинение по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» | С | ||||
Фёдор Иванович Тютчев (3ч) | |||||
Анализ творческих работ. Ф.И. Тютчев. Жизнь и творчество. Единство мира и философия природы в его лирике | «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Еще земли печален вид…», «Как хорошо ты, о море ночное…», «Природа – сфинкс…» | ЛП | |||
Человек и история в лирике Ф.И. Тютчева. Жанр лирического фрагмента | «Эти бедные селенья…», «Нам не дано предугадать…», «Умом Россию не понять…» | ЛБ | |||
«Любовная лирика Ф.И. Тютчева. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой» | «О как убийственно мы любим…», «К.Б.» («Я встретил вас – и все былое…») | П зач.: 2 стихотв. наизусть | |||
Афанасий Афанасьевич Фет (2ч) | |||||
А.А. Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы | «Даль», «Это утро, радость эта…», «Еще весны душистой нега…», «Летний вечер тих и ясен…» и др. | ЛБ | |||
Любовная лирика А.А. Фета. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Импрессионизм поэзии Фета | «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад…», «Певице» и др. | Б | |||
Алексей Константинович Толстой (1ч+2ч) | |||||
Вн.чт. А.К. Толстой. Жизнь и творчество. Основные темы, мотивы и образы поэзии А.К. Толстого. Фольклорные, романтические и исторические черты лирики поэта | «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Против течения», «Государь ты наш батюшка» | зач.: стихотв. наизусть | |||
Р.р. Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.К. Толстого | Творческая работа обучающихся | П | |||
Р.р. Анализ творческих работ | Б | ||||
Николай Семёнович Лесков (3ч) | |||||
Н.С. Лесков. Очерк жизни и творчества | Жанровое своеобразие прозы Лескова | Л | |||
Поиск «призвания» в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник». | Поэтика названия повести. Особенности жанра | Б | |||
Тема праведничества в «Очарованном страннике» | Нравственный смысл рассказа. Фольклорное начало в повествовании | Б | |||
Николай Алексеевич Некрасов (6ч+1ч) | |||||
Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество. Судьба народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта | «В дороге», «Еду ли ночью по улице темной…», «Надрывается сердце от муки…», «Элегия», «Поэт и гражданин» | ЛБ | |||
Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца | «Рыцарь на час», «Умру я скоро…», «Блажен незлобливый поэт…» и др. | П | |||
Тема любви в лирике Н.А. Некрасова, ее психологизм и бытовая конкретизация | «Мы с тобой бестолковые люди…», «Я не люблю иронии твоей…», «Тройка», «Внимая ужасам войны…» и др. | Б | |||
«Кому на Руси жить хорошо?»: замысел, история создания, композиция, проблематика и жанр поэмы Н.А Некрасова | Анализ «Пролога», глав «Поп», «Сельская ярмарка» | ЛБ | |||
Дореформенная и пореформенная Россия в поэме. Тема социального и духовного рабства | Образы крестьян и помещиков в поэме | П | |||
Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо» | Анализ образов народных заступников | Б | |||
Р.р. Особенности языка поэму «Кому на Руси жить хорошо?». Подготовка к домашнему сочинению | Фольклорное начало в поэме | Б | |||
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (3ч) | |||||
М.Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество | Проблематика и поэтика сказок писателя | Л | |||
Замысел, история создания, жанр и композиция романа «История одного города» | Обзор романа М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» | Л | |||
Образы градоначальников в романе-хронике «История одного города» | Характеристика литературных героев | Б | |||
Фёдор Михайлович Достоевский (8ч+3ч) | |||||
Ф.М. Достоевский. Жизнь и судьба | Этапы творческого пути. Идейные и эстетические взгляды | ЛБ | |||
Образ Петербурга в русской литературе и в романе Достоевского «Преступление и наказание» | Характеристика Петербурга в русской литературе и в романе Достоевского | С | |||
Художественный мир | «Маленькие люди» в романе, проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя | ЛБ | |||
Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления | Теория Раскольникова. Истоки его бунта | С | |||
Психологические поединки Порфирия Петровича и Раскольникова | Анализ ключевых сцен по теме урока | Б | |||
«Вечная Сонечка» как нравственный идеал автора | Образ Сони Мармеладовой | Б | |||
Мир «униженных и оскорбленных» в романе | Семьи Мармеладовых и Раскольникова | Б | |||
Эпилог и его роль в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» | Анализ эпилога романа | П | |||
Р.р. Классное сочинение по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» | С | ||||
Р.р. Анализ сочинений по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» | Б | ||||
Лев Николаевич Толстой (13ч+3ч) | |||||
Л.Н. Толстой. Жизнь и судьба. Нравственная чистота писательского взгляда на мир человека | Этапы творческого пути. Духовные искания | ЛБ | |||
Вн.чт. «Севастопольские рассказы» Л. Н. Толстого. Правдивое изображение войны | Анализ отдельных эпизодов | ||||
История создания, жанровое своеобразие и проблематика романа Л.Н. Толстого «Война и мир» | Образ автора в романе | ЛБ | |||
Анализ эпизода «Вечер в салоне Анны Павловны Шерер». Петербург. Июль 1805г. | ПБ | ||||
Путь духовных исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова до 1812 года | Беседа и анализ эпизодов | П | |||
Изображение войны 1805-1807 гг. Смотр войск под Браунау | Анализ сцен войны | П | |||
Женские образы в романе «Война и мир» | Анализ женских образов романа | П | |||
Семья Ростовых и семья Болконских. Быт поместного дворянства и «жизнь сердца» героев романа | Сравнительная характеристика | Б | |||
Р.р. Анализ эпизода «Ночь в Отрадном» | П | ||||
Изображение войны 1812 г. Философия войны в романе | Анализ сцены Бородинского сражения | П | |||
Мысль народная» в романе Толстого «Война и мир» | Образ Платона Каратаева | Б | |||
Кутузов и Наполеон | Сопоставительные характеристики героев | П | |||
Проблемы истинного и ложного в романе «Война и мир» | Сравнительная характеристика | С | |||
Итог духовных исканий любимых героев Толстого. Тестовая работа по теме «Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» | Анализ эпилога романа | П | |||
Р.р. Художественные особенности романа. Подготовка к домашнему сочинению | Б | ||||
Р.р. Анализ сочинений по роману Л.Н. Толстого «Война и мир» | Б | ||||
Антон Павлович Чехов (8ч+1ч) | |||||
А.П. Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов 80-90-х годов | «Человек в футляре» | ЛБ | |||
Проблематика и поэтика рассказов 90-х годов | «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Черный монах» | П | |||
Тема гибели человеческой души в рассказе | Анализ рассказа «Ионыч» | П | |||
А.П. Чехов – драматург. Особенности драматургии писателя | «Вишневый сад» | Б | |||
Пьеса «Вишнёвый сад». История создания, жанр, система образов: «эгоистичные, как дети, и дряблые, как старики…» (М. Горький). Бывшие хозяева вишнёвого сада. | Анализ образов героев пьесы | Б | |||
Символ сада в комедии «Вишневый сад» | Анализ ключевых эпизодов | Б | |||
Р.р. Лирико-психологический подтекст пьесы. Своеобразие чеховского стиля | Анализ творческого стиля писателя | Б | |||
Мировое значение русской литературы XIX века | Обобщение материала | О | |||
Итоговая тестовая работа по произведениям русской литературы II половины XIX века | К | ||||
Зарубежная литература (4ч) | |||||
Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века. «Вечные» вопросы. Романтизм, реализм и символизм. | Л | ||||
Вн.чт. Тема власти денег в повести Оноре де Бальзака «Гобсек» | Анализ ключевых эпизодов повести | Б | |||
Вн.чт. Психологическая новелла Ги де Мопассана «Ожерелье» | Анализ ключевых эпизодов новеллы | Б | |||
Вн.чт. Зарубежная поэзия XIX века: Дж.Г. Байрон, Г. Гейне | Б | ||||
Нравственные уроки русской литературы XIX века | Подведение итогов курса «Литература» | О | |||
Резерв | |||||
Резерв |
VI. Учебно-методическое обеспечение
Для учителя
1. Лебедев Ю.В. Русская литература XIX века. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: в 2-х частях. – М.: Просвещение, 2010.
2. Савина Л.Н. Рабочая программа по литературе. 10 класс. – М: Глобус, 2009.
3. Аркин И. И. Уроки литературы в 10 классе: Практическая методика: Книга для учителя, - М.: Просвещение, 2002.
4. Беляева Н. В., Иллюминарская А. Е. Литература: 10 класс: Поурочные разработки. – М.: Просвещение.
5. Золотарёва И. В., Михайлова Т. И. Поурочные разработки по русской литературе XIX века. 10 класс. 1-ое полугодие. – М.: Вако, 2003.
6. Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе XIX века. 10 класс. 2-ое полугодие. – М.: Вако, 2003.
7. Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе: 9-11 класс. – М.: Дрофа, 2002.
8. Кучина Т.Г., Леденёв А.В. Контрольные и проверочные работы по литературе. 10 класс: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2001.
9. Лебедев Ю.В., Кузнецова М.Б. Литература: 10 класс: Методические советы: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004.
10. Лебедев Ю.В., Романова А.Н. Литература: 10 класс: Поурочные разработки. – М.: Просвещение.
11. Марченко А.М. Анализ стихотворения на уроке: Книга для учителя. – М.: Просвещение.
Для учащихся
1. Лебедев Ю.В. Русская литература XIX века. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: в 2-х частях. – М.: Просвещение, 2010.
2. Воропаев В. Николай Гоголь: Опыт духовной биографии. – М: Православный паломник, 2008.
3. Капитанова Л.А. Н.С. Лесков в жизни и творчестве. – М.: Русское слово, 2008.
4. Капитанова Л.А. Л.Н. Толстой в жизни и творчестве. – М.: Русское слово, 2008.
5. Капитанова Л.А. А.П. Чехов в жизни и творчестве. – М.: Русское слово, 2008.
6. Сахаров В.И. А.Н. Островский в жизни и творчестве. – М.: Русское слово, 2008.
7. Якушин Н.И. Ф.М. Достоевский в жизни и творчестве. – М.: Русское слово, 2007.
8. Якушин Н.И. Н.А.Некрасов в жизни и творчестве. – М.: Русское слово, 2008.
9. Якушин Н.И. И.С. Тургенев в жизни и творчестве. – М.: Русское слово, 2008.
Список статей журнала «Литература в школе» и «Приложения к газете «Первое сентября» - «Литература»:
И. А. Гончаров
1. Смысл названия романа «Обломов». – ЛШ. – 2001. - № 8. – С. 22.
2. «Сон Обломова». Пространство идиллии в романе И. А. Гончарова «Обломов». – Л. – 2002. - № 8.
3. Странствователь и домосед. – Л. - 2002. - № 16.
4. Потерянный рай: «Обломов». – Л. – 2002. - № 16.
5. Мастерство портрета и его роль в создании характера на примере образа Обломова. – Л. – 2002. - № 16.
6. Русская классика накануне XXI века («Обломов»). – М. - № 77.
А. Н. Островский
7. После «Грозы», или несколько слов о Марфе Игнатьевне Кабановой. – Л.–2001.- № 5.
8. А. Н. Островский. Художественный мир писателя. – Л. – 2001. – № 33.
9. Категория свободы в пьесах «Гроза» и «Бесприданница». Уроки. – Л. – 2002. - № 15.
10. К проблеме эволюции персонажей драмы «Гроза». – М. - № 55.
И. С. Тургенев
11. Общие слова, или роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» на уроках повторения. – Л. – 2001. - № 16.
12. И. С. Тургенев. – Л. – 2001. - № 41.
13. Технологическая карта к изучению творчества в 10 классе. – Л. – 2001. - № 42.
14. Катков. Роман Тургенева и его критики. – Л. – 2002. - № 22.
15. Из практики организации вводных уроков на примере изучения творчества И. С. Тургенева в 10 классе. – М. - № 43.
16. И. С. Тургенев. – М. - № 71.
Н. А. Некрасов
17. Тайнопись поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». – ЛШ. – 2001г. - № 1 – С. 7-10.
18. Стихотворение Н. А. Некрасова «Элегия» Опыт анализа (10 класс). – С. 26-29.
19. Народные заступники. «Кому на Руси жить хорошо». – Л. – 2001. - №
20. Тема поэта и назначения поэзии. – Л. – 2001. - № 17.
21. Н. А. Некрасов. – Л. – 2001. - № 35.
22. «Мiръ» в поэме «Кому на Руси жить хорошо». – Л. – 2001. - № 37.
23. «Наш любимый, страстный к страданию поэт». – М. - № 77.
24. Краткий анализ поэмы «Кому на Руси жить хорошо». – М. - № 77.
Ф. И. Тютчев
25. Ф. И. Тютчев. – Л. – 2001. - № 19.
26. Сила любви в художественном мире Ф. И. Тютчева. – Л. – 2001. - № 19.
27. Уроки В. В. Вейдле. Последняя любовь Тютчева. – Л. – 2002. - № 2.
28. О лирике Ф. И. Тютчева. – М. - № 60.
А. А. Фет
29. А. А. Фет. – Л. – 2001. - № 24.
30. Несколько замечаний о поэтике Фета. – М. - № 61.
Ф. М. Достоевский
31. К истории создания романа «Преступление и наказание». – С. 13-15.
32. Об одном из источников замысла романа «Преступление и наказание». – С. 16-18.
33. Слово героя в романе «Преступление и наказание». 10 класс. – С. 30-35.
34. Пейзаж в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». – ЛШ. – 2001. - № 7. – С. 16-18.
35. Роль пейзажа в романе «Преступление и наказание». – С.37-39.
36. Страшный сон Родиона Раскольникова. Опыт анализа эпизода. – Л. – 2001. - № 19.
37. Топор Раскольникова. – Л. – 2001. - № 21.
38. Роль исповеди Мармеладова в романе «Преступление и наказание». – Л. – 2001. - № 23.
39. Символика цвета в романе «Преступление и наказание». – Л. – 2001. - № 32.
40. Технологическая карта к изучению творчества в 10 классе. – Л. – 2001. - № 42.
41. Планы-«вопросники» к сочинению в 10 классе. Анализ эпизода «Соня и Раскольников читают Евангелие» из романа «Преступление и наказание» (часть 4-я, глава IV); Три встречи Раскольникова и Порфирия Петровича. – Л. – 2002. - № 8.
42. Некоторые подходы к анализу небольшого эпического произведения и эпизода. Анализ эпизода чтения Евангелия («Преступление и наказание»). – Л. – 2002. - № 12.
43. Пушкинские мотивы в «Преступлении и наказании». – Л. – 2002. - № 17.
44. Роман «Преступление и наказание» и фольклор. – М. - № 79.
45. Начало изучения романа «Преступление и наказание» на уроках литературы. – М. - № 80.
46. Изобразительный синтаксис Достоевского. - М. - № 69 (9).
М. Е. Салтыков-Щедрин
47. Животворные лучи сатиры М. Е. Салтыкова-Щедрина. – ЛШ. – 2001. - № 6. – С. 9-15.
48. Конспект двух уроков. «Глупов и глуповцы под судом сатиры». – Л. – 2001. - № 27.
Л. Н. Толстой
49. Является ли праведницей Анна Каренина? – ЛШ. – 2001. - № 3. – С. 2-5.
50. В чем не сомневался Николай Ростов? – Л. – 2001. - № 17.
51. Роль эпизода «Тильзитский мир» в романе «Война и мир». – Л. – 2001. - № 28.
52. Технологическая карта к изучению творчества в 10 классе. – Л. – 2001. - № 42.
53. Герои «Войны и мира». – Л. – 2002. - № 1.
54. Уроки П. М. Бицилли. Проблема жизни и смерти в творчестве Толстого. – Л. – 2002. - № 7.
55. Мастерство писателя. «Война и мир». – Л. – 2002. - № 12.
56. Именины Наташи Ростовой. Анализ эпизода («Война и мир»). – Л. – 2002. - № 12.
57. Описание природы на страницах романа «Война и мир». – Л. – 2002. - № 12.
58. Языковые средства создания женских образов в романе «Война и мир». – М. - № 52.
59. Диалектика персонажа в творчестве Л. Толстого. – М. - № 74.
60. Работа над эпилогом романа «Война и мир». – М. - № 74.
61. Русская классика накануне XXI века («Война и мир»). – М. - № 76.
62. Световые прилагательные в художественном тексте (на материале романа «Война и мир»). - М. - № 69 (7).
Интернет-ресурсы для ученика и учителя:
1. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8
2. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
3. http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page
4. http://www.openclass.ru/
III. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Дата | |
План | Факт | ||
Введение (1ч.) | |||
Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. | |||
Литература первой половины XIX века (8ч.) | |||
Художественные открытия лирики А.С. Пушкина. Философская лирика поэта | |||
«Великое» и «малое» в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». Человек и история в поэме. Тема «маленького человека» | |||
М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы лирики М.Ю. Лермонтова | |||
Философские мотивы лирики М.Ю. Лермонтова | |||
Художественный мир Н.В. Гоголя. Обобщающее значение гоголевских образов | |||
Н.В. Гоголь. «Портрет». Место повести в сборнике «Петербургские повести» | |||
Вн. чт. Н.В. Гоголь «Невский проспект». Петербург как мифический образ бездушного и обманного города. | |||
Тестовая работа по теме «Литература первой половины XIX века» | |||
Литература второй половины XIX века (86ч) | |||
Обзор русской литературы второй половины XIX века. ЕЕ основные проблемы. Характеристика русской прозы, журналистики и литературной критики | |||
Александр Николаевич Островский (6ч+2ч) | |||
А. Н. Островский – создатель русского национального театра | |||
Драма «Гроза». История создания, система образов, приемы раскрытия характеров | |||
Город Клинов и его обитатели | |||
Протест Катерины против «темного царства». Семейный и социальный конфликт в драме «Гроза» | |||
Споры критиков вокруг драмы «Гроза» | |||
Р.р. Сочинение-рассуждение по драме | |||
Вн.чт. В тёмном царстве. Обсуждение пьес Островского «Свои люди – сочтёмся», «Бесприданница». | |||
Иван Александрович Гончаров (8ч+1ч) | |||
Анализ творческих работ. И.А. Гончаров. Жизнь и творчество | |||
Роман «Обломов». Место романа в творчестве писателя. Обломов и посетители. | |||
Обломов – «коренной народный наш тип». Диалектика характера Обломова | |||
Глава «Сон Обломова» и её роль в романе «Обломов» | |||
Два типа любви в романе И.А. Гончарова «Обломов». Обломов и Ольга Ильинская | |||
Борьба двух начал в Обломове. Попытки героя проснуться | |||
Обломов и Штольц в романе «Обломов» | |||
Что такое «обломовщина»? Победа «обломовщины». Роман «Обломов» в русской кртике | |||
Р.р. Подготовка к сочинению по роману И.А. Гончарова «Обломов» | |||
Иван Сергеевич Тургенев (8ч+2ч) | |||
И.С. Тургенев. Жизнь и творчество Этапы биографии и творчества И.С. Тургенева. | |||
Вн.чт. Анализ творческих работ. И.С. Тургенев – создатель русского романа. Обзор отдельных произведений | |||
Творческая история романа «Отцы и дети». Эпоха и роман. | |||
Конфликт «отцов и детей» как главный нерв тургеневского повествования. «Схватка» П.П. Кирсанова с Евгением Базаровым. | |||
Испытание любовью в романе «Отцы и дети» | |||
Мировоззренческий кризис Базарова | |||
Сила и слабость Евгения Базарова. Роль эпилога | |||
Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети» | |||
Р.р. Классное сочинение по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» | |||
Фёдор Иванович Тютчев (3ч) | |||
Анализ творческих работ. Ф.И. Тютчев. Жизнь и творчество. Единство мира и философия природы в его лирике | |||
Человек и история в лирике Ф.И. Тютчева. Жанр лирического фрагмента | |||
«Любовная лирика Ф.И. Тютчева. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой» | |||
Афанасий Афанасьевич Фет (2ч) | |||
А.А. Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы | |||
Любовная лирика А.А. Фета. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Импрессионизм поэзии Фета | |||
Алексей Константинович Толстой (1ч+2ч) | |||
Вн.чт. А.К. Толстой. Жизнь и творчество. Основные темы, мотивы и образы поэзии А.К. Толстого. Фольклорные, романтические и исторические черты лирики поэта | |||
Р.р. Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.К. Толстого | |||
Р.р. Анализ творческих работ | |||
Николай Семёнович Лесков (3ч) | |||
Н.С. Лесков. Очерк жизни и творчества | |||
Поиск «призвания» в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник». | |||
Тема праведничества в «Очарованном страннике» | |||
Николай Алексеевич Некрасов (6ч+1ч) | |||
Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество. Судьба народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта | |||
Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца | |||
Тема любви в лирике Н.А. Некрасова, ее психологизм и бытовая конкретизация | |||
«Кому на Руси жить хорошо?»: замысел, история создания, композиция, проблематика и жанр поэмы Н.А Некрасова | |||
Дореформенная и пореформенная Россия в поэме. Тема социального и духовного рабства | |||
Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо» | |||
Р.р. Особенности языка поэму «Кому на Руси жить хорошо?». Подготовка к домашнему сочинению | |||
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (3ч) | |||
М.Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество | |||
Замысел, история создания, жанр и композиция романа «История одного города» | |||
Образы градоначальников в романе-хронике «История одного города» | |||
Фёдор Михайлович Достоевский (8ч+3ч) | |||
Ф.М. Достоевский. Жизнь и судьба | |||
Образ Петербурга в русской литературе и в романе Достоевского «Преступление и наказание» | |||
Художественный мир Ф.М. Достоевского. Замысел и история создания романа «Преступление и наказание». Знакомство с героем | |||
Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления | |||
Психологические поединки Порфирия Петровича и Раскольникова | |||
«Вечная Сонечка» как нравственный идеал автора | |||
Мир «униженных и оскорбленных» в романе | |||
Эпилог и его роль в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» | |||
Р.р. Классное сочинение по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» | |||
Р.р. Анализ сочинений по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» | |||
Лев Николаевич Толстой (13ч+3ч) | |||
Л.Н. Толстой. Жизнь и судьба. Нравственная чистота писательского взгляда на мир человека | |||
Вн.чт. «Севастопольские рассказы» Л. Н. Толстого. Правдивое изображение войны | |||
История создания, жанровое своеобразие и проблематика романа Л.Н. Толстого «Война и мир» | |||
Анализ эпизода «Вечер в салоне Анны Павловны Шерер». Петербург. Июль 1805г. | |||
Путь духовных исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова до 1812 года | |||
Изображение войны 1805-1807 гг. Смотр войск под Браунау | |||
Женские образы в романе «Война и мир» | |||
Семья Ростовых и семья Болконских. Быт поместного дворянства и «жизнь сердца» героев романа | |||
Р.р. Анализ эпизода «Ночь в Отрадном» | |||
Изображение войны 1812 г. Философия войны в романе | |||
Мысль народная» в романе Толстого «Война и мир» | |||
Кутузов и Наполеон | |||
Проблемы истинного и ложного в романе «Война и мир» | |||
Итог духовных исканий любимых героев Толстого. Тестовая работа по теме «Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» | |||
Р.р. Художественные особенности романа. Подготовка к домашнему сочинению | |||
Р.р. Анализ сочинений по роману Л.Н. Толстого «Война и мир» | |||
Антон Павлович Чехов (8ч+1ч) | |||
А.П. Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов 80-90-х годов | |||
Проблематика и поэтика рассказов 90-х годов | |||
Тема гибели человеческой души в рассказе | |||
А.П. Чехов – драматург. Особенности драматургии писателя | |||
Пьеса «Вишнёвый сад». История создания, жанр, система образов: «эгоистичные, как дети, и дряблые, как старики…» (М. Горький). Бывшие хозяева вишнёвого сада. | |||
Символ сада в комедии «Вишневый сад» | |||
Р.р. Лирико-психологический подтекст пьесы. Своеобразие чеховского стиля | |||
Мировое значение русской литературы XIX века | |||
Итоговая тестовая работа по произведениям русской литературы II половины XIX века | |||
Зарубежная литература (4ч) | |||
Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века. «Вечные» вопросы. Романтизм, реализм и символизм. | |||
Вн.чт. Тема власти денег в повести Оноре де Бальзака «Гобсек» | |||
Вн.чт. Психологическая новелла Ги де Мопассана «Ожерелье» | |||
Вн.чт. Зарубежная поэзия XIX века: Дж.Г. Байрон, Г. Гейне | |||
Нравственные уроки русской литературы XIX века | |||
Резерв | |||
Резерв |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
календарно-тематическое планирование по литературе 7 класс
календарон-тематическое планирование по литературе программа В.Я.Коровиной ( 2 часа в неделю, 70 часов)...
календарно-тематическое планирование по литературе 10 класс по УМК В лебедева
Календарно-тематическое планирование по лиетратуре в 10 классе по УМК В.Лебедева ( 3часа в неделю, 105 часов)...
Календарно-тематическое план ирование по литературе 6 класс
Данное календарно-тематическое планирование подходит для учебного комлекса под редакцией Коровиной...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко
Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс (ФГОС)
УУД, планируемые результаты обучения...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...
Календарно -тематическое планирование по литературе 8 класс (Учебник «Литература» для 8 класса.—Авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева М.; Баласс. 2010)
Календарно-тематическое планирование...