Презентация по литературе 9 класс Н.В.Гоголь "Мёртвые души"
презентация к уроку по литературе (9 класс) на тему

Исмаилова Людмила Закировна

Презентация по литературе 9 класс Н.В.Гоголь Мёртвые души

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon gogol_md.ppt2.97 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Н. В. Гоголь (20.03.1809 – 21.02.1852) Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы Исмаилова Л.З.

Слайд 2

Обзор жизни и творчества Н.В.Гоголя. Рождение. Родился 20 марта 1809 г.в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье помещика. Назвали Николаем в честь чудотворной иконы святого Николая, хранившейся в церкви села Диканька. Дом доктора М.Я.Трохимовского в Сорочинцах, где родился Гоголь

Слайд 3

О предках У Гоголей было свыше 1000 десятин земли и около 400 душ крепостных. Предки писателя со стороны отца были потомственными священниками, однако уже дед Афанасий Демьянович оставил духовное поприще и поступил в гетмановскую канцелярию; именно он прибавил к своей фамилии Яновский другую — Гоголь, что должно было продемонстрировать происхождение рода от известного в украинской истории 17 в. полковника Евстафия (Остапа) Гоголя (факт этот, впрочем, не находит достаточного подтверждения).

Слайд 4

О семье Отец писателя, Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский (1777-1825), служил при Малороссийском почтамте, в 1805 г. уволился с чином коллежского асессора и женился на Марии Ивановне Косяровской (1791-1868), происходившей из помещичьей семьи. По преданию, она была первой красавицей на Полтавщине. Замуж за Василия Афанасьевича она вышла четырнадцати лет. В семье, помимо Николая, было еще пятеро детей.

Слайд 5

Мария Ивановна и Василий Афанасьевич

Слайд 6

Васильевка Детские годы Гоголь провел в имении родителей Васильевке (другое название — Яновщина). Культурным центром края являлись Кибинцы, имение Д. П. Трощинского (1754-1829), дальнего родственника Гоголей, бывшего министра, выбранного в поветовые маршалы (в уездные предводители дворянства); отец Гоголя исполнял у него обязанности секретаря. В Кибинцах находилась большая библиотека, существовал домашний театр, для которого отец Гоголя писал комедии, будучи также его актером и дирижером.

Слайд 7

Родительский дом в Васильевке

Слайд 8

Нежин В 1818-19 Гоголь вместе с братом Иваном обучался в Полтавском уездном училище, а затем, в 1820-1821, брал уроки у полтавского учителя Гавриила Сорочинского. В мае 1821 поступил в гимназию высших наук в Нежине. Здесь он занимается живописью, участвует в спектаклях — как художник-декоратор и как актер, причем с особенным успехом исполняет комические роли. Пробует себя и в различных литературных жанрах (пишет элегические стихотворения, трагедии, историческую поэму, повесть). Тогда же пишет сатиру «Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан»

Слайд 9

Государственная служба Однако мысль о писательстве еще "не всходила на ум" Гоголю, все его устремления связаны со "службой государственной", он мечтает о юридической карьере. На принятие Гоголем такого решения большое влияние оказал проф. Н. Г. Белоусов, читавший курс естественного права, а также усиливший в гимназии вольнолюбивые настроения. В 1827 здесь возникло "дело о вольнодумстве", закончившееся увольнением передовых профессоров, в том числе Белоусова; сочувствовавший ему Гоголь дал на следствии показания в его пользу .

Слайд 10

Петербург Окончив гимназию в 1828 г., Гоголь в декабре вместе с другим выпускником А. С. Данилевским (1809-1888), едет в Петербург. Испытывая денежные затруднения, безуспешно хлопоча о месте, Гоголь делает первые литературные пробы: в начале 1829 г. появляется стихотворение "Италия", а весной того же года под псевдонимом "В. Алов" Гоголь печатает «Идиллию в картинах«, "Ганц Кюхельгартен". Поэма вызвала резкие и насмешливые отзывы Н. А. Полевого и позднее снисходительно-сочувственный отзыв О. М. Сомова (1830 г.), что усилило тяжелое настроение Гоголя.

Слайд 11

Недовольство службой В конце 1829 г. ему удается определиться на службу в департамент государственного хозяйства и публичных зданий Министерства внутренних дел. С апреля 1830 до марта 1831 г. служит в департаменте уделов (вначале писцом, потом помощником столоначальника), под началом известного поэта-идиллика В. И. Панаева. Пребывание в канцеляриях вызвало у Гоголя глубокое разочарование в "службе государственной", но зато снабдило богатым материалом для будущих произведений, запечатлевших чиновничий быт и функционирование государственной машины. В этот период выходят в свет "Вечера на хуторе близ Диканьки" (1831-1832). Они вызвали почти всеобщее восхищение и сделали литетературное имя Н.В.Гоголю.

Слайд 12

«Петербургские повести» Верх гоголевской фантастики — "петербургская повесть" "Нос" (1835; опубликована в 1836 г.), чрезвычайно смелый гротеск, предвосхитивший некоторые тенденции искусства ХХ в. Контрастом по отношению к и провинциальному и столичному миру выступала повесть "Тарас Бульба", запечатлевшая тот момент национального прошлого, когда народ ("казаки"), защищая свою суверенность, действовал цельно, сообща и притом как сила, определяющая характер общеевропейской истории.

Слайд 13

Осенью 1835 г. он принимается за написание "Ревизора", сюжет которого подсказан был Пушкиным; работа продвигалась столь успешно, что 18 января 1836 г. он читает комедию на вечере у Жуковского (в присутствии Пушкина, П. А. Вяземского и других), а в феврале-марте уже занят ее постановкой на сцене Александрийского театра. Премьера пьесы состоялась 19 апреля. 25 мая — премьера в Москве, в Малом театре. Собственноручный рисунок Н.В. Гоголя к последней сцене "Ревизора"

Слайд 14

Германия, Париж В июне 1836 г. Гоголь уезжает из Петербурга в Германию (в общей сложности он прожил за границей около 12 лет). Конец лета и осень проводит в Швейцарии, где принимается за продолжение "Мертвых душ". Сюжет был также подсказан Пушкиным. Работа началась еще в 1835 г., до написания "Ревизора", и сразу же приобрела широкий размах. В Петербурге несколько глав были прочитаны Пушкину, вызвав у него и одобрение и одновременно гнетущее чувство. В ноябре 1836 г. Гоголь переезжает в Париж, где знакомится с А. Мицкевичем. Затем переезжает в Рим. Здесь в феврале 1837 г., в разгар работы над "Мертвыми душами", он получает потрясшее его известие о гибели Пушкина. В приступе "невыразимой тоски" и горечи Гоголь ощущает "нынешний труд" как "священное завещание" поэта.

Слайд 15

«Мертвые души» В сентябре 1839 г. в сопровождении Погодина Гоголь приезжает в Москву и приступает к чтению глав "Мертвых душ" — вначале в доме Аксаковых, потом, после переезда в октябре в Петербург, у Жуковского, у Прокоповича в присутствии своих старых друзей. Всего прочитано 6 глав. Восторг был всеобщий. В мае 1842 г. "Похождения Чичикова, или Мертвые души" вышли в свет. После первых, кратких, но весьма похвальных отзывов инициативу перехватили хулители Гоголя, обвинявшие его в карикатурности, фарсе и клевете на действительность. Позднее со статьей, граничившей с доносом, выступил Н.А.Полевой.

Слайд 16

Собрание сочинений Вся эта полемика проходила в отсутствие Гоголя, выехавшего в июне 1842 за границу. Перед отъездом он поручает Прокоповичу издание первого собрания своих сочинений. Лето Гоголь проводит в Германии, в октябре вместе с Н. М. Языковым переезжает в Рим. Работает над 2-м томом "Мертвых душ", начатым, по-видимому, еще в 1840; много времени отдает подготовке собрания сочинений. "Сочинения Николая Гоголя" в четырех томах вышли в начале 1843 г., так как цензура приостановила на месяц уже отпечатанные два тома. Трехлетие (1842-1845), последовавшее после отъезда писателя за границу — период напряженной и трудной работы над 2-м томом "Мертвых душ".

Слайд 17

«Выбранные места…» В 1847 г. в Петербурге были опубликованы "Выбранные места из переписки с друзьями". Книга выполняла двоякую функцию — и объяснения, почему до сих пор не написан 2-й том, и некоторой его компенсации: Гоголь переходил к изложению своих главных идей — сомнение в действенной, учительской функции художественной литературы, утопическая программа выполнения своего долга всеми "сословиями" и "званиями", от крестьянина до высших чиновников и царя.

Слайд 18

Неаполь, Малороссия Зиму 1847-1848 Гоголь проводит в Неаполе, усиленно занимаясь чтением русской периодики, новинок беллетристики, исторических и фольклорных книг — "дабы окунуться покрепче в коренной русский дух". В то же время он готовится к давно задуманному паломничеству к святым местам. В январе 1848 морским путем направляется в Иерусалим. В апреле 1848 после паломничества в Святую землю Гоголь окончательно возвращается в Россию, где большую часть времени проводит в Москве, бывает наездами в Петербурге, а также в родных местах — Малороссии.

Слайд 19

Москва В середине октября Гоголь живет в Москве. В 1849-1850, Гоголь читает отдельные главы 2-го тома "Мертвых душ" своим друзьям. Всеобщее одобрение и восторг воодушевляют писателя, который работает теперь с удвоенной энергией. Весною 1850 Гоголь предпринимает первую и последнюю попытку устроить свою семейную жизнь — делает предложение А. М. Виельгорской, но получает отказ.

Слайд 20

Первая любовь Н.В.Гоголя ,дочь графа, Анна Виельгорская.С 1820 г. Гоголь часто бывал в графском доме,подумывая о совместной жизни с Анной.Но испытвающий финансовые затруднения писатель получил отказ от родителей девушки, ему запретили бывать в доме. С этого момента у Николая Васильевича начался душевный спад и обострилась болезнь ( рак поджелудочной железы). Когда гроб с телом Гоголя стоял в церкви, ночью его посетила женщина в черном. Она простояла у гроба всю ночь.

Слайд 21

Дом №7 на Никитском бульваре. Здесь Гоголь прожил свои последние пять лет

Слайд 22

«Мертвые души», второй том В октябре 1850 Гоголь приезжает в Одессу. Состояние его улучшается; он деятелен, бодр, весел; охотно сходится с актерами одесской труппы, которым он дает уроки чтения комедийных произв., с Л. С. Пушкиным, с местными литераторами. В марте 1851 г. покидает Одессу и, проведя весну и раннее лето в родных местах, в июне возвращается в Москву. Следует новый круг чтений 2-го тома поэмы; всего было прочитано до 7 глав. В октябре присутствует на "Ревизоре" в Малом театре, с С. В. Шумским в роли Хлестакова, и остается доволен спектаклем; в ноябре читает "Ревизора" группе актеров, в числе слушателей был и И. С. Тургенев.

Слайд 23

Последние месяцы 1 января 1852 г. Гоголь сообщает Арнольди, что 2-й том "совершенно окончен". Но в последних числах месяца явственно обнаружились признаки нового кризиса, толчком к которому послужила смерть Е. М. Хомяковой, сестры Н. М. Языкова, человека, духовно близкого Гоголю. Его терзает предчувствие близкой смерти, усугубляемое вновь усилившимися сомнениями в благотворности своего писательского поприща и в успехе осуществляемого труда. 7 февраля Гоголь исповедуется и причащается у священика Матвея Константиновского,который укорял писателя в его греховности и пугал Страшным судом. В ночь с 11 на 12 февраля Гоголь молится до 3-х ч.ночи, а затем сжигает беловую рукопись 2-го тома (сохранилось в неполном виде лишь 5 глав, относящихся к различным черновым редакциям; опубликованы в 1855 г.). 21 февраля утром Гоголь умер в своей последней квартире в доме Талызина в Москве.

Слайд 24

Могила Гоголя на Новодевичьем кладбище. На памятнике писателя написаны слова пророка Иеремии: «Горьким моим словом посмеются…»

Слайд 25

Поэма Н.В.Гоголя «Мёртвые души»:история создания, особенности жанра и композиции,смысл названия.

Слайд 31

Н.В.Гоголь назвал «Мёртвые души» поэмой, подчеркнув равноправие эпического и лирического начал. Задача эпической части – показать «хотя с одного боку всю Русь» ; язык простой, разговорный. Задача лирической части – показать положительный идеал ; в этой части высокий стиль речи, используются поэтические средства изображения. Роман «Мёртвые души» относится к жанру плутовского романа, имеет сатирическую направленность.

Слайд 32

Завязка –приезд Чичикова в город N Кульминация – невероятные предположения о том,кто же такой Чичиков? Развязка – бегство Чичикова , история его происхождения.

Слайд 35

План характеристики героев. 1)Первое впечатление о герое. 2)Портрет: особенности внешности, манеры поведения и речи. 3)Отношения с окружающими. 4)Отношение к хозяйству. 5) Любимое занятие. 6)Жизненные цели. 7)Что роднит гоголевских героев-помещиков? 8) Выводы.Выявление определяющей черты в образах помещиков, зарактеризующей их как социальные типы.

Слайд 36

Гоголь дает главы в определенном порядке: Безхозяйственного помещика Манилова ( II глава) Сменяет мелочная скопидомка Коробочка ( III глава) Безалаберного прожигателя жизни Ноздрева ( VI глава) Прижимистый Собакевич ( V глава) Завершает эту галерею помещиков Плюшкин- скряга, доведший свое имение и крестьян до полного разорения.

Слайд 40

Образ Манилова. Манилов – бесстрастный наблюдатель всего происходящего; казнокрады, взяточники воры – все для него «препочтеннейшие» люди. Манилов – человек без живых человеческих желаний. Это мёртвая душа, человек «так себе, ни то, ни сё».

Слайд 45

Образ Плюшкина Образ Плюшкина является воплощением крайней ветхости и заплесневелости. Эти качества отражены в характеристике предметов, связанных с героем. Когда-то Плюшкин «только был бережливым хозяином». Жажда обогащения превратила его в скрягу, изолировала от людей. В его образе раскрыта одна из разновидностей духовной смерти. Гоголь с горечью восклицал : «И до какой же ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться! И похоже это на правду? Всё похоже на правду, всё может статься с человеком».

Слайд 46

Образ Чичикова Чичиков – подлец и мошенник не более, чем любой чиновник города NN . Подлость Чичикова – выражение той морали, которая в правящих кругах России считалась добродетельной и почтенной. Чичиков – образное обобщение широкого круга порочных явлений,выражающих общественную мораль – от взяток до воровства.

Слайд 47

План анализа образа Чичикова. 1. Чичиков- сквозной герой поэмы: а) эпоха, в которую сложился характер героя ; б) жизненные цели и деятельность ; в) Чичиков в сравнении с другими героями ; г) Чичиков в отношениях с другими персонажами. 2. Биография Чичикова- главный прием показывающий формирование подлеца- приобретателя: а) формирование жизненных идеалов ; б) мысль о приобретении «мертвых душ». 3. Отношение автора к Чичикову.

Слайд 48

Выводы: Каждый помещик живёт как бы в своём замкнутом мире и нет реальности внутри этих кругов-миров. Прямые и косвенные параллели, образы и символы пронизывают весь текст «Мёртвых душ» и напрямую отсылают читателей к произведению Данте. Н.В.Гоголь проводит своего героя по 4 кругам ада Данте, где томятся невоздержанные( чревоугодники, скупцы и расточители). Герои статичны, т.е. мертвы,Но каждый из них может спасти свою душу, если захочет.

Слайд 49

Образ России в поэме. Образ народа в поэме Гоголя постепенно перерастает в образ России. Здесь тоже просматривается противопоставление настоящей России идеальной будущей России.

Слайд 50

В поэме дан образ России в виде стремительной тройки лошадей , которой «дают дорогу другие народы и государства». «Не так ли и ты,Русь,что бойкая необгонимая тройка несёшься?(…)…куда ж несёшься ты? Дай ответ. Не даёт ответа .Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух;летит мимо всё, что ни есть на земли,и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства.»

Слайд 51

Существует мнение, что образ «Птицы-тройки» долгое время служил для оправдания исключительности и морального превосходства России над другими народами [11] : Гоголь описывает Россию как страну, глубоко пораженную пороками и коррупцией, но именно эта нищета и греховность определяет её мистическое возрождение. В тройке едет мошенник Чичиков, а управляет ею пьяница-кучер, но этот образ трансформируется в символ избранной Богом страны, блестяще опережающей другие страны.

Слайд 53

Почему поэма Гоголя «Мертвые души» актуальна в наше время? По сей день среди нас живут пять характеров гоголевских помещиков. Слащавые паразиты маниловы, безалаберные панибраты ноздревы, сетующие торгашки коробочки, твердолобые грубияны собакевичи, патологические скряги плюшкины. Ни одного утешения! Мертвые души. Умирание человеческого в человеке. Сегодня они живучи, как никогда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы в русле новых технологий "Душу мира- маму береги" (Расул Гамзатов) (По произведению В.А.Сухомлинского «Легенда о материнской любви»)

Данная презентация поможет при проведении урока по произведению Сухомлинского В.А. "Легенда о материнской любви". Метод двойного дневника, составление синквейнов, создание символа Души разнообразят ра...

Конспект урока литературы в 10 классе "Имей сердце, имей душу, и будешь русский человек во всякое время"

Урок - диалог в 10 классе по повести Н.С.Лескова "Очарованный странник"...

Презентация по литературе "Знакомые незнакомцы" по поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души".

Презентация поможет понять основной смысл поэмы "Мертвые души"....

Урок литературы в 11 классе "Нам бы про душу не забыть..." (по рассказу В.М. Шукшина "Верую!")

Урок литературы в 11 классе "Нам бы про душу не забыть..." (по рассказу В.М. Шукшина "Верую!")...

Технологическая карта урока по учебному предмету «Литература» в 10 классе на тему « Когда душу пронзает боль…» ( Анализ рассказа В.П. Астафьева «Яшка – лось»).

Тема данного урока выбрана неслучайно.  Она является продолжением целого ряда занятий, посвященных духовно-нравственному воспитанию  школьников в рамках  работы по теме «Человек и...

Дистанционный урок литературы. 7 класс. Дж. Г. Байрон. "Душа моя мрачна"

Предложен материал для самостоятельного обзорного знакомства с судьбой и творчеством Байрона....