Конспект урока литературы "И. Бродский. Очерк жизни и творчества"
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Зябкина Елена Петровна

Конспект урока литературы в 11 классе по теме "И.Бродский. Очерк жизни и творчества". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_tvorchestvu_brodskogo.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Смаглеевская  средняя  общеобразовательная  школа

КОНСПЕКТ  

 УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ  ПО  ТЕМЕ:

«Иосиф Бродский. Очерк жизни и творчества.

Анализ стихотворения «В этой маленькой комнате всё по – старому…»

Выполнила:

учитель русского языка и литературы

Зябкина Елена Петровна

                                                  2017 г.

Цели:  1) Вызвать интерес у учащихся к личности и творчеству И.Бродского;

2) на основе анализа лирического произведения «В этой маленькой        комнате всё по – старому…» подвести учащихся к выводу о своеобразии поэтики И.Бродского;

3) развитие эстетического вкуса и творческих способностей учащихся, их умения самостоятельно мыслить.

Задачи урока: 1) познакомить учащихся очерком жизни и творчества   И.Бродского;

2) провести анализ стихотворения И.Бродского «В этой маленькой комнате всё по- старому…»

3) повторить материал по теории литературы, связанный с анализом лирического произведения;

4) сделать вывод об особенностях поэтики И.Бродского.

Оборудование урока: мультимедийный проектор ( презентация к уроку), карточки с вопросами для анализа лирического произведения, тексты памятки «Схема анализа литературного произведения», содержащей подсказки по определению литературоведческих понятий.

 Форма урока: традиционный с элементами исследовательской деятельности, урок изучения нового материала.

                                       Ход урока:

Слово учителя: Сегодняшний урок мы посвящаем замечательному поэту 20 столетия И.Бродскому. Нам предстоит познакомиться с очерком жизни и творчества поэта и в ходе анализа стихотворения И.Бродского «В этой маленькой комнате всё по- старому…» прикоснуться к тайнам его поэтики.

     …Иосиф Александрович Бродский… Годы жизни 1940- 1996. Поэт, переводчик, критик, эссеист, драматург, лауреат Нобелевской премии по литературе 1987г.В его стилистике усматривают влияние барокко, неоклассицизма, акмеизма, английской метафизической поэзии, андеграунда, постмодернизма. Само существование этой литературы стало воплощением интеллектуального и нравственного противостояния лжи и культурной деградации. Изначально Бродский стал нарицательной фигурой независимого художника, сопротивляющегося общепринятому лицемерию и насилию на родине и вне её. До 1987 в СССР он фактически был поэтом для «посвященных»: хранение дома его стихов не только считалось предосудительным, но было наказуемо, тем не менее его стихи распространялись испытанным в советские времена способом — с помощью Самиздата.

     Международная известность пришла к поэту уже после публикации его первого сборника на Западе в 1965. В СССР до 1987 Бродский практически не издавался.

    Нашему вниманию представит очерк жизни и творчества группа искусствоведов.

1 ученик:                           Юные годы

Родился в обыкновенной интеллигентной семье. Его отец, Александр Иванович Бродский, окончил географический факультет Ленинградского университета и Школу красных журналистов. В качестве фотокорреспондента прошел всю войну (от 1940 в Финляндии до 1948 в Китае). В 1950 в рамках «чистки» офицерского корпуса от лиц еврейской национальности был демобилизован, перебивался мелкими заметками и фотографировал для ведомственных многотиражек. Мать, Мария Моисеевна Вольперт, всю жизнь проработала бухгалтером.

Подростком Иосиф ушел из школы после 8 класса. В 15 лет Бродский поступил на работу на завод. Сменил много профессий: работал и в морге и в геологических партиях. Занимался самообразованием, изучал английский и польский языки. С 1957 начал писать стихи, выступал с их чтением публично. Современникам запомнились его новаторские по содержанию и интонации «пропевания» стихи.

     Ахматова высоко оценила талант юного поэта, стала для него одним из духовных наставников. Бродский, отторгаемый официальными кругами, приобретает известность в литературных кругах, среде интеллектуального андеграунда; но он никогда не принадлежит ни к какой группировке, не связан с диссидентством. Его ранняя поэзия отличается независимостью, неслыханным тогда духом свободы и обращением к библейским ценностям, несмотря на отсутствие «антисоветчины» в творчестве, она привлекает к негативное внимание властей. Несколько раз, начиная с 1959, он подвергался допросам в КГБ.


2 ученик:                               Суд . Ссылка

Поэт перебивался случайными заработками; его поддерживали и друзья. До 1972 на родине были опубликованы только 11 его стихотворений в третьем выпуске московского самиздатовского гектографированного журнала «Синтаксис» и местных ленинградских газетах, а также переводческие работы под фамилией Бродского или под псевдонимом.

Бродский много ездил по стране с геологами и друзьями, повидал немало. В 1960-х годах происходила напряженная борьба власти с интеллигенцией, и Бродский, сам того не желая, оказался в центре этого противостояния. В конце 1963 он укрывался в Москве; попытался «спрятаться» и в психиатрической больнице, однако сбежал оттуда. Его арестовали в Ленинграде 12 февраля 1964. Поэт был «избран» центральной фигурой для показательного процесса по обвинению в тунеядстве. В прессе появились симптоматичные статьи. 13 марта 1964 состоялся суд над поэтом, ход которого удалось записать Фриде Вигдоровой (благодаря ее записям процесс над Бродским стал достоянием мировой общественности). За поэта заступились Ахматова, Маршак, Шостакович, Сартр . Суд над Бродским сделал его имя повсеместно знаменитым и даже нарицательным. Бродский был приговорен к пятилетней ссылке в Архангельскую область («с обязательным привлечением к физическому труду»). Он пробыл в деревне Норенская с весны 1964 по осень 1965. Благодаря протестам мировой общественности, поэт был освобожден досрочно. В ссылке талант и дух его  окрепли и вышли на новый уровень. Он изучал мировую литературу, английскую поэзию в подлинниках, очень много писал.

3 ученик:                          Первые публикации. После ссылки

Возвратившись из ссылки в Ленинград, поэт продолжал работать, однако по-прежнему стихи его не могли появляться в официальных изданиях. Средства для жизни давали лишь переводы, поддерживали друзья и знакомые. Растущее чувство отчуждения, унижение и отчаяние «невостребованности», естественно, отражалось в творчестве. С публикацией стихов за границей (сборники «Стихотворения и поэмы». Washington-New York, 1965; «Остановка в пустыне». Нью-Йорк, 1970) положение Бродского в СССР осложняется. Сквозной становится тема потери.

Основной корпус стихотворений Бродского, написанных до отъезда, был издан за границей (с 1965).

В этот период складываются определяющие черты стиля Бродского: высококонцентрированная содержательность в совершенной поэтической форме; трагический метод познания и художественного отражения; новаторская метафорика; интеллектуализм поэзии, философичность, обращение к литературе и смежным искусствам (кинематографу, архитектуре, живописи, музыке). С окончанием политической «оттепели» положение поэта в брежневскую эпоху становилось все безнадежнее, опаснее; его все настойчивей подталкивали к эмиграции. Он не хотел уезжать из России; однако у него не было иного выбора. В письме Брежневу, проникнутом уверенностью в возвращение на родину, он пишет: «во плоти или на бумаге: ...даже если моему народу не нужно мое тело, душа моя ему еще пригодится...».

   
4 ученик:                        Эмиграция. 1972-1979

4 июня 1972 начался эмигрантский период жизни и творчества поэта, давший новые стимулы поэтическому творчеству. Бродский сначала приземлился в Вене В том же году Бродский обосновался в США, впервые получил работу — преподавал в различных университетах. Выходят в свет новые сборники поэта, содержащие не только уже созданное, но первые переводы его стихов на английский.

В 1978 Бродский переносит первую операцию на сердце, после которой целый год новые стихи не появляются.

     С конца 1970-х гг. Бродский осваивает новые для себя жанры: эссеистику и литературную критику, начинает писать по-английски.  Он печатается , участвует в конференциях, симпозиумах, много путешествует по миру, что находит отражение и в расширении «географии» его творчества, проникнутого радостью освоения новых горизонтов, горечью ностальгии, поисками смысла существования, на грани небытия и свободы.


5 ученик:                                  Путь к мировой славе
 

Сорокалетие поэт ощущает как важную веху; в итоговом «Я входил вместо дикого зверя в клетку...» он подтверждает стоическое, мужественное приятие всего опыта прожитой жизни, с ее утратами, ударами. В 1980 Бродский получает американское гражданство. С начала 1980-х гг. он становится не только значительной фигурой русского поэтического зарубежья, но все больше, благодаря англоязычной прозе, всемирно известным литератором. Убежденный в великой очищающей, созидательной силе поэзии, Бродский борется за то, чтобы «сборники стихов лежали у кровати рядом с аспирином и библией».

Нравственной и художественной силой своего творчества он противостоит мировому Злу (по мнению некоторых исследователей, «Язык», «Время» и «Зло» — главные темы поэта). Вторжения советских войск в Чехословакию и в Афганистан становятся поводами для аллегорических яростных поэтических протестов, полных стыда и ярости стихов 1968 и эпических «Стихов о зимней кампании 1980 года». Но Бродского по-прежнему притягивает к себе философская лирика.

   «Переломным» для поэта становится 1987, когда пришли повсеместное признание и мировая слава (Л. Лосев назвал это «праздником справедливости»), и даже началось «литературное возвращение» поэта на родину, с первой публикацией его стихов в «Новом мире». В том же году Бродский удостаивается Нобелевской премией по литературе. На церемонии присуждения он прочитывают свою блистательную «Нобелевскую лекцию», в которой, в частности, оттачивает концепцию приоритета языка: «Быть может, самое святое, что у нас есть — это наш язык...».

С середины 1980-х гг. творчество Бродского становится предметом увлекательного изучения: выходят работы о его поэтике. В эти же годы Бродский собирает обильный урожай многочисленных премий, но, в первую очередь, как англоязычный автор. Он удостаивается звания «Поэт-лауреат США» 1991-1992.


6 ученик:                                Последние годы
 

В начале 1990-х гг. Бродский перенес вторую операцию на сердце, предстояла третья. Однако он продолжал преподавать, писал стихи и прозу («Пока есть такой язык, как русский, поэзия неизбежна»). Последние годы его недолгой жизни отмечены взлетом интенсивности творчества. Сборники сочинений Бродского начинают выходит в России. Вслед за все растущей популярностью растет осознание значения, влияние поэтики Бродского. Он привнес в русскую поэзию выразительные качества английской, классической латинской поэзии. В художественной критике, анализе изящной словесности Бродский интересен как исследователь поэтики, психологии, эстетики творчества (работы о Цветаевой, Платонове, Мандельштаме. Наряду с лирикой, «путевыми заметками», античной, библейской тематикой, элегиями, «диалогами» с великими литераторами прошлого и настоящего, склонностью к философичности, иронии и сарказму, для Бродского, по наблюдениям исследователей, сквозными являются проблемы «Время», «Язык», «Смерть». Последние произведения преисполнены горестными настроениями поэта-стоика об «итогах» бытия. Творчество предстает как главная цель мироздания, преодоление немоты, безмолвия и пустоты. Поэзия как высшее выражение языка есть противостояние «ничто».

   Поэт скоропостижно скончался в Нью-Йорке, не дожив до 56 лет. Смерть Бродского, несмотря на то, что было известно о его ухудшающемся состоянии здоровья, потрясла людей по обе стороны океана. Похоронен в Венеции.Одной из последних инициатив поэта было создание Русской Академии в Риме, куда на несколько месяцев могли бы приезжать русские.

    Второй этап нашего урока посвящается анализу стихотворения И Бродского « В этой маленькой комнате всё по- старому…»

Чтец: Выразительное чтение стихотворения

Л. К.

     В этой маленькой комнате все по-старому:

     аквариум с рыбкою – все убранство.

     И рыбка плавает, глядя в сторону,

     чтоб увеличить себе пространство.

     С тех пор, как ты навсегда уехала,

     похолодало, и чай не сладок.

     Сделавшись мраморным, место около

     в сумерках сходит с ума от складок.

     Колесо и каблук оставляют в покое улицу,

     горделивый платан не меняет позы.

     Две половинки карманной луковицы

     после восьми могут вызвать слезы.

     Часто чудится Греция: некая роща, некая

     охотница в тунике. Впрочем, чаще

     нагая преследует четвероногое

     красное дерево в спальной чаще.

     Между квадратом окна и портретом прадеда

     даже нежный сквозняк выберет занавеску.

     И если случается вспомнить правило,

     то с опозданием и не к месту.

     В качку, увы, не устоять на палубе.

     Бурю, увы, не срисовать с натуры.

     В городах только дрозды и голуби

     верят в идею архитектуры.

     Несомненно, все это скоро кончится –

     быстро и, видимо, некрасиво.

     Мозг – точно айсберг с потекшим контуром,

     сильно увлекшийся Куросиво.

Учитель: Я предлагаю провести анализ стихотворения с помощью «аукциона вопросов».

 Я предлагаю вам выбрать вопросы для анализа. Время на подготовку – 10 минут.

                     Вопросы для проведения «аукциона»:

  1. Докажите, используя схему, что перед нами – лирическое произведение.
  2. К какому жанру и типу лирики по содержанию можно отнести данное стихотворение?
  3. Каковы тема  проблема и проблематика данного стихотворения?
  4. Каковы пафос и идея данного лирического произведения?
  5. Какой художественный метод лежит в основе стихотворения?
  6. Каковы стилевые особенности стихотворения?
  7. Какие особенности синтаксиса и звучания можно отметить?
  8. Определить размер и рифму стихотворения
  9. Какие тропы использует автор?
  10. Что можно сказать о поэтической лексике?

        Ответы учащихся на вопросы:

  1. Перед нами лирическое произведение, так как в нём выражается внутренний мир человека через рассуждение, чувства - через речь. В произведении выражено субъективное отношение личности к миру, не ставится задача передать развитие событий и характеров. Формой отражения являются переживания героя. Сюжет практически отсутствует.   Композиция подчинена движению чувств лирического героя. В первой части стихотворения даётся описание комнаты, центром которой является аквариум с рыбкой – символ замкнутого пространства и несвободы. 2 строфа передаёт лирические размышления героя о тоске и одиночестве, вызванными разлукой с любимой. В 3 строфе это впечатление ещё более обостряется:  

           Две половинки карманной луковицы

                 после восьми могут вызвать слезы.

            4 строфа переносит нас в мир грёз, в Грецию.

            Чувство неустроенности и безутешности ещё более усивыется в следующих строфах. В 6 строфе очень эмоционально выражен вывод о невозможности противостояния окружающему миру. В последней строфе это трагическое впечатление завершается уверенностью в скором наступлении конца.

   В произведении используются средства поэтической фонетики и синтаксиса.

2. Данное произведение можно отнести к жанру элегии. Это философская лирика.

3. Тема произведения относится к категории вечных тем. Это тема времени и пространства. Тема страданий одинокого, потерявшего вкус к жизни человека в иллюзорном мире современной жизни. В этом абсурдном мире отсутствуют ориентиры и существует лишь то, что в данное мгновение оказалось в поле зрения, что выхвачено взглядом из общего хаоса, как это описано в стихотворении.

  В основе стихотворения лежит проблема «личность – общество».Проблематику можно определить как философская.

4. Идея произведения выражается в том, что разрушительной силе времени никто и ничто не может противостоять. Пафос произведения оправдывающий. Автор описывает чувство тоски и одиночества, боль от разлуки, а ,возможно, и от утраты близкого человека. Автор убеждён, что окружающее пространство постоянно и незыблемо: « В этой маленькой комнате всё по- старому…» Лирический герой неслучайно в своих видениях переносится в Грецию( обращение к античным образам свойственно Бродскому. Он видит сходство между античностью и современностью.

Слово учителя: С точки зрения Бродского нет «тогда».Категория времени – философская категория. О каком времени идёт речь в этом стихотворении? Возможно, о жизни человека, о его внутреннем состоянии. Время остановились, мир раскололся на две части: до момента отъезда той, кому посвящено стихотворение, и после. То, что было дорого, теперь безвозвратно потеряно. Остаётся одна надежда на то, что всё это скоро кончится.

5. В основе стихотворения лежит метод модернизма и постмодернизма.

6. По стилевым особенностям стихотворение можно отнести к классической философской, исповедальной лирике.

7. Следует отметить такую особенность синтаксиса, как многосоюзие, обусловленное частым использованием сложных предложений с придаточными, деепричастных оборотов, сравнительный оборот «мозг- точно айсберг с потёкшим контуром». В стихотворении имеется аллитерация: во 2 строфе повторение звука «с» вызывает неприятное чувство дискомфорта. В 4 строфе «ч», «Щ» в сочетании с семантикой слов вызывают чувство тревоги.

В последних строфах имеются предложения с обобщённым значением:  

    В качку, увы, не устоять на палубе.

     Бурю, увы, не срисовать с натуры.

8. Стихотворение написано дактилем. Рифма- дактилическая.

9. В стихотворении имеются тропы: метафора «две половинки карманной луковицы», эпитеты: «сделавшись мраморным, место около», «горделивый платан», «нежный сквозняк», аллегория - «похолодало, и чай не сладок», олицетворение «место около сходит с ума от складок».

    Стихотворение насыщено образами и символами. Так важное место в стихотворении занимает образ рыбки. Этот образ нашёл отражение как в фольклорных, так и в литературных жанрах русской литературы. Обращению к данному образу, по словам самого поэта, способствовало следующее: « Я всегда знал, что источник этой привязанности где –то не здесь, но вне рамок биографии, вне генетического склада, где – то в мозжечке, среди прочих воспоминаний о наших хордовых предках, на худой конец  - о той самой рыбе, из которой возникла наша цивилизация. Была ли рыба счастлива, другой вопрос». В данном стихотворении образ рыбы проявляется в отношении свобода – несвобода. Человек и его чувственный мир у Бродского сравнивается с рыбой.

  1. В тексте мы видим обилие бытовой общеупотребительной лексики. Имеются вводные слова с оценочным значением «несомненно», «видимо». Повторяющаяся частица «увы» с модальным значением придаёт особую эмоциональность.

Слово учителя: Проанализировав стихотворение, мы можем сделать вывод, что поэзия Бродского – целый мир, полный загадок и тайн. Данное стихотворение было написано в 1987 г. и вошло впоследствии в сборник

« Примечания папоротника». В книгу вошли стихотворения, относящиеся ко времени между Нобелевской премией и 50- летием Бродского. Их характер привязан к факту хронологии – концу века.Обратимся к строчкам из других стихотворений этой книги:

По силе презренья догадываешься:
     новые времена.
     
(«Примечания папоротника»)

Новые времена! Печальные времена!
    
  («Fin de siиcle»)

     ...совершенно неважно, который век или который год.

     Ибо время, столкнувшись с памятью, узнает о своем бесправии

     (из стихотворения «Дорогая, я вышел сегодня из дому поздно вечером...») - предоставляет бесправному времени право быть предметом суждения и кирпичиком стиха. Двустишие (оттуда же):

...но забыть одну жизнь человеку нужна, как минимум,
     еще одна жизнь. И я эту долю прожил,
     - вдруг подводит нас вплотную к «новой жизни» как третьей по счету.


     когда ты невольно вздрагиваешь, чувствуя, как ты мал,
     помни: пространство, которому, кажется, ничего
     не нужно, на самом деле нуждается сильно во
     взгляде со стороны, в критерии пустоты.
     И сослужить эту службу способен только ты.
     
(«Назидание»)

Поэт служит времени службу и чувствует очень обострённо:

     Две половинки карманной луковицы

     после восьми могут вызвать слезы.

Настоящее и прошлое в стихах Бродского перестукивались всегда, и чаще всего именно через стенку пространства.

    Поэзия Бродского – своеобразный итог мучительного поиска нового поэтического языка, новой поэтической формы, нового слова. Анализ стихотворений Бродского показывает, как, начиная с обращения к античности, вне политики, он создаёт перенаселённый вещный мир, своё время и пространство. Этот мир в дальнейшем, выражаясь в своеобразных геометрических построениях, становится внутренним миром поэта. Ища в окружающем мире то, что стало бы для собственной империи, Бродский «загромождает» стихи реальными вещами. Возникают характерные для стихотворения речи Бродского длинные синтаксические конструкции, переливающиеся через границы строк и строф. Принимая, что человек живёт не в стране, а в языке, Бродский возводит язык в разряд духовных ценностей. Овеществляя «диктант языка», поэт обращается к геометрии.

В проанализированном стихотворении также встречаются геометрические образы: портрет, квадрат окна, слова, обозначающие замкнутое пространство – аквариум – символ несвободы. Автор изображает пространство, которое постепенно расширяется: аквариум, квартира, город, окружающий мир, не имеющий границ и временных рамок.

Геометрия, как считали многие художники, писатели и поэты, является проявлением любви и времени. У Бродского две эти реалии выражаются через разлуку.

  Важнейшая особенность поэзии Бродского в том, что стихотворения  написаны как бы поверх текстов поэтов предшествующих времён. В них угадываются образы, мотивы, выражения других поэтов. Так, соперничество с классическими образцами характерно для Ахматовой. Изгнанничества и одиночества поэта в мире, реминисценции и аллюзии объединяют поэзию  Бродского с произведениями Мандельштама.

Все отмечают трагизм поэзии Бродского. А.Кушнер писал: « Бродский – поэт безутешной мысли, поэт едва ли не романтического отчаяния…Ему нечего противопоставить холоду мира: «небеса пусты», на них надежды нет, а  «холод и мрак» в своей душе едва ли не сильнее «окружающей стужи»И всё же в поэзии Бродского есть абсолют, вечный ориентир, который позволяет его лирическому герою противостоять окружающей космической пустоте Это язык. Потому, что слово, будучи нематериальным, нетленно.

    Закончить наш урок мне хочется словами  одного из исследователей творчества Бродского: «Русской поэзии не хватало философа, чтобы он окинул взглядом всю картину целиком и в то же время мог бы рассказать о том, что увидел. Бродский рассказал…Он сумел передать всю боль нашего времени, страх перед ничем, спрятанный в обыденность, тоску и проч.».

И только от нас зависит, сможет ли его слово пробиться к нам в наши микровселенные, чтобы принести туда свет откровения.

         

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план - конспект урока "Виктор Гюго, его жизнь и творчество"

На уроке учащиеся вспоминают биографию В.Гюго, выполняют тест на знание биографии писателя, знакомятся  со стихами и романами В.Гюго, подробнее останавливаясь на романе "Notre - Dame de Paris", д...

Конспект урока по литературе в 10 классе Очерк жизни и творчества А.А. Фета

Конспект урока по литературе в 10 классе Очерк жизни и творчества А.А. Фета Цели урока: 1. Активизировать познавательную деятельность учащихся, воздействовать на каждого из них; продолжить знакомст...

Конспект урока по русской литературе "Жизнь и творчество И.С.Тургенева"

Урок-лекция. Творчество писателя И.С.Тургенева....

Конспект урока "А. И. Солженицын. Жизнь и творчество."

Класс: 11УМК: Литература 11 класс, учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях, под редакцией В. П. Журавлёва, 2012 год.Уровень обучения: базовыйТема урока: А. И. Солженицын. Жизнь и твор...