Конспект урока "А. И. Солженицын. Жизнь и творчество."
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Марина Алексеевна Чоповская

Класс: 11

УМК: Литература 11 класс, учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях, под редакцией В. П. Журавлёва, 2012 год.

Уровень обучения: базовый

Тема урока: А. И. Солженицын. Жизнь и творчество.

Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час

Место урока в системе уроков по теме: 1 урок по творчеству А.И. Солженицына (урок усвоения новых знаний)

Цель урока: вызвать интерес к личности и творчеству А.И.Солженицына, ставшего символом открытости, воли и русской прямоты; показать значение фигуры Солженицына в литературе, дать краткий обзор его произведений.

Задачи урока:

- познакомить с основными этапами жизни и творчества  А.И.Солженицына;

- определить  место и роль творчества   А.И.Солженицына в отечественной и мировой культуре.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                         Чоповская Марина Алексеевна,

                                                                                                         учитель русского языка и литературы

                                                                                                        МОАУ «СОШ № 1

                                                                                                        им. А.С. Макаренко г. Орска».

Название предмета: Литература 

Класс: 11 

УМК: Литература 11 класс, учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях, под редакцией В. П. Журавлёва, 2012 год.

Уровень обучения: базовый

Тема урока: А. И. Солженицын. Жизнь и творчество.

Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час

Место урока в системе уроков по теме: 1 урок по творчеству А.И. Солженицына (урок усвоения новых знаний)

Цель урока: вызвать интерес к личности и творчеству А.И. Солженицына, ставшего символом открытости, воли и русской прямоты; показать значение фигуры Солженицына в литературе, дать краткий обзор его произведений.

Задачи урока:     

- познакомить с основными этапами жизни и творчества  А.И. Солженицына;

- определить  место и роль творчества   А.И. Солженицына в отечественной и мировой культуре.

Планируемые результаты:

  1. Знать основные этапы жизненного и творческого пути А.И. Солженицына; темы его произведений; основные художественные особенности.
  2.  Уметь анализировать произведения с точки зрения идейно – художественного своеобразия и в контексте биографии автора

Техническое обеспечение урока: учебник по литературе под редакцией В. П. Журавлёва, 2012 год, видеоролик, презентация, таблица «Станции жизни» для заполнения.

Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока:

  1. В. А. Чалмаев, Т. Ф. Мушинская и др. «Уроки литературы в 11 классе», книга для учителя, 3-е издание;  
  2. http://www.sakharov-center.ru,
  3. электронная библиотека TheLib.Ru © 2006-2017 Сараскина Людмила  «Александр Солженицын».

Содержание урока:

План урока:

  1. Видеоролик.
  2. Стихотворение А.И. Солженицына «Ванька-Встанька»
  3. Очерк жизни и творчества с презентацией. Заполнение учащимися таблицы «Станции жизни».
  4. Обзор произведений А.И. Солженицына.

Ход урока:

1.Оргмомент. Психологический настрой на работу на уроке.

Эпиграф: «Я смотрю в благородном трепете на прожитую жизнь мою» А.И. Солженицын «Акафист».

2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

- Назовите автора и произведение, из которого взяты следующие строчки: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша». (А.И. Солженицын «Матренин двор»)

- О жизни и творчестве какого писателя мы будем говорить сегодня? Сформулируйте тему урока, цель и задачи. (А.И. Солженицын. Жизнь и творчество. Цель урока: познакомиться с жизнью А.И.Солженицына, с его богатой биографией; дать краткий обзор его творчеству).

-11 декабря 2018 года Александру Исаевичу Солженицыну исполнилось бы 100 лет. Любая сколько-нибудь образованная личность в современной России и на всей планете хорошо знает фамилию Солженицын. Для одних это лауреат Нобелевской премии по литературе (1970), для других – произведение «ГУЛАГ» и советский диссидент, покинувший Родину; для третьих – «каменная глыба, утёс, скала», патриарх русской мысли и совести народа; для четвёртых – всё вместе взятое.

Словарная работа: Диссидент (инакомыслящий) (лат. dissidens — «несогласный») — человек, отстаивающий взгляды, которые радикально расходятся с общепринятыми. Зачастую этот конфликт личных убеждений с господствующей доктриной приводит к гонениям, преследованиям и репрессиям со стороны официальных властей.

3.Стадия вызова.

(Показывается изображение поезда).

- Какие ассоциации возникают у вас со словом «поезд»? (дорога, движение, жизнь, переезды)

4.Актуализация знаний.

Просмотр видеоролика «Жизнь Солженицына».

-Почему я начала урок с изображения поезда? Какую роль он сыграл в жизни писателя? (любовь в детстве, фронтовые поезда, вагонзаки, возвращение поездом, электрички, «Матренин двор»)

Словарная работа: Вагонза́к (столыпинский вагон, вагон для перевозки спецконтингента) — специальный вагон для перевозки подследственных и осуждённых.

- Кто же он, Александр Исаевич Солженицын? Наставник, пророк или  заступник? Почему в нем видели то спасителя Отечества, то врага народа, то консерванта «омертвевших литературных традиций», то разрушителя основ художественности, то учителя жизни? Что же о нем известно?

(Сообщение учащегося о жизни и творчестве А.И. Солженицына с презентацией. Учащиеся в это время заполняют таблицу «Станции жизни». Приложение 1. Даты в таблицу внесены).

По завершении таблица выглядит следующим образом:

1918,11 декабря

Родился в Кисловодске. Отец – Исаакий Семёнович Солженицын (ум. 1918). Мать – Таисия Захаровна Щербак, машинистка и стенографистка.

1924

Переезд с матерью в Ростов-на-Дону.

1936–1941

Учёба на физико-математическом факультете Ростовского университета.

1941

Начало Великой Отечественной войны. Мобилизация на фронт. Участие в боевых действиях. Награждение орденом Отечественной войны II степени и орденом Красной Звезды.

1945, февраль

Арест за переписку со школьным другом Николаем Виткевичем. Лубянская тюрьма. Перевод в Бутырскую тюрьму.

1945, июль – 1950

Приговор: 8 лет ИТЛ (статья 58-10, 11). Этап в лагерь в Новый Иерусалим. Работа на глиняном карьере. Направление на 121-й лагерный участок за Калужской заставой в Москве. Работа на строительстве.

1947, лето.

Направление в спецтюрьму № 16 (Марфинская шарашка). Работа библиотекарем, затем в акустической лаборатории. Начало творчества.

1950

Прибытие в Экибастуз. Работа в бригаде каменщиков, литейщиком, бригадиром в мехмастерских. Встречи с духовным поэтом Анатолием Васильевичем Силиным.

1952, январь

Восстание в лагере. Расстрел заключённых в зоне (22 января). Отказ восставших от работы и объявление голодовки. Участие в переговорах с начальством. Помещение А.И. Солженицына с опухолью в больницу. Операция.

1953, февраль

Освобождение из лагеря. Получение в областном МВД направления в «вечную» ссылку в Кок-Терекский район (Казахстан).

1953,2 марта – 1956

Этап к месту ссылки. Работа плановиком-экономистом в районо, преподавателем математики и физики в школе. Возвращение болезни. Лечение в Ташкентской больнице. Исцеление.

1956,6 февраля

Реабилитация. Работа преподавателем математики в школе. Подпольная писательская деятельность. Написание романа «В круге первом» (1957–1959).

1958,27 апреля – 1967,22 февраля

Работа над книгой «Архипелаг ГУЛАГ».

1961, ноябрь

Передача в «Новый мир» через Л.З. Копелева рассказа под названием «Щ-854». Встреча с А.Т. Твардовским.

1962–1963

Публикация в «Новом мире» рассказа «Один день Ивана Денисовича». Сотрудничество с театром «Современник». Выдвижение на соискание Ленинской премии.

1965, 11 сентября

Изъятие архива Солженицына у В.Л. и С.Л. Теушей и их друзей. Конфискация машинописных копий романа «В круге первом».

1966

Публикация в «Новом мире» рассказа «Захар-Калита». Доработка «Ракового корпуса». Передача его в «Новый мир» и самиздат. Публичные встречи Солженицына с читателями в различных московских организациях. Борьба с Союзом писателей СССР.

1969,5 ноября

Исключение из Союза писателей СССР. Передача Солженицыным Н.Д. Светловой всего своего творческого наследия.

1970

Присуждение Нобелевской премии. Передача за рубеж текста нобелевской речи.

1973

Публикация книги «Архипелаг ГУЛАГ» в издательстве ИМКА-Пресс (Париж).
Травля Александоа Солженицына в средствах массовой информации.

1974

Арест. Высылка под конвоем из России. Основание Русского общественного фонда помощи заключённым и их семьям, передача в него всех гонораров за "Архипелаг ГУЛАГ".

1990

Государственная премия СССР за «Архипелаг ГУЛАГ».

1994

Возвращение в Россию.

С 1994

Поездка по России (1994). Выступления на радио, телевидении, в печати. Встречи с читателями. Работа над подготовкой и изданием книг «По минуте в день» (1995), «Бодался телёнок с дубом» (исправленное и дополненное издание, 1997), «Россия в обвале» (1998), «Угодило зёрнышко промеж двух жерновов», «Двести лет вместе» и других. Получение звания академика Российской Академии наук.

2008,4 августа

В Москве на 90-м году жизни скончался писатель Александр Исаевич Солженицын. Похоронен 6 августа на кладбище Донского монастыря в Москве.

5.Первичное усвоение новых знаний.

- Начало творчества Солженицына – это 30-е годы. Оттуда почти ничего не дошло до нас. В лагере писал он только стихи. Почему? (Нельзя было записать, проще запомнить).

- Он в памяти держал несколько тысяч строк. По основной профессии Солженицын математик. Это техническое научное мышление позволяло ему удерживать в памяти огромное количество текстов. Познакомьтесь с его стихотворением «Ванька-Встанька», сочинённым в 1947 году.

(тексты на партах)

Когда было мне годика три,

Принесла забавушку мне нянька,

Опрокинув, пустила: - Смотри,

Ванька – Встанька!

Потолкала с тех пор меня жизнь, пошвыряла,

Отняла, всё что было сначала

Мне, юнцу, нерасчётливо - щедро дано,

Сколько раз гнула так, что казалось тошно

Даже выжить до вечера.

Но…

День покойный удался, проглянь-ка

Ласка женщины, друга слово, -

Я упорно, как Ванька – встанька,

На своём подымаюсь снова.

И ведь всё уж потеряно, кажется,

И сомненьям моим не улечься, -

А опять я готов отважиться!

А опять я готов увлечься!

Как же мало надо для тела,

Чтоб от недуга к жизни взняться!

Кто ж мне душу такую сделал,

Что опять я могу смеяться?

- Какие факты биографии А. Солженицына подтверждает это стихотворение?

- Каким характером обладает лирический герой и сам писатель?

- Писать А. Солженицын начал только во второй половине 50-х годов. Сначала на поселение в Казахстане, потом во Владимире, в Рязани, где и написан «Щ–854». «Один день Ивана Денисовича», который он называл рассказом, на самом деле, большая повесть. Книга, которая отличается одной характерной, очень хитрой, особенностью. Об образе Ивана Денисовича сразу по окончании этого произведения вспыхнули жесточайшие споры. Одни говорили, что эта повесть о том, что мы не озлобились, в страшных обстоятельствах сохранили в себе человечность. Другие, что Иван Денисович не герой, а представитель типического большинства приспособленцев, а настоящие герои-борцы – это Кавторанг и Алёшка-сектант. Об этом произведении мы поговорим на следующем уроке.

- В произведении какого автора  19 века тоже есть диалог Ивана с Алексеем? («Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского).

- Я не случайно задала этот вопрос. Сравните эти фотографии.

(Демонстрируются фотографии А. Солженицына и Ф.М. Достоевского)

- Есть портретное сходство? Но это сходство не только внешнее, оно проявляется в жизни и в творчестве.

(В целях подготовки к ЕГЭ по литературе и олимпиадам, ученик делает сообщение, в котором прослеживает сходство в жизненном и творческом пути двух писателей).

- Любимые герои А. Солженицына не позволяют с собой ничего сделать. Это те, которые держатся прямо, словно они кость проглотили. И это фамилия героя романа А. Солженицына «Раковый корпус» Костоглотов. Роман автобиографический. Помним, Солженицын рак пережил в лагере. После облучения и операции не просто жив остался, но и здоров, и 90 лет прожил.

(Сообщение учащегося о романе «Раковый корпус»)

- Основным трудом в 50-60-е годы стала книга «Архипелаг ГУЛАГ», посвященная репрессиям в период с 1918 по 1956 годы. Жанр этого художественно-исторического произведения автор определил как «опыт художественного исследования». В основу положены воспоминания и рассказы 227 человек, прошедших крестный путь нечеловеческих страданий при Советской власти.

(Сообщение учащегося о книге «Архипелаг ГУЛАГ»).

- 18 ноября 1836 г. студент-первокурсник физико-математического факультета Ростовского университета Александр Солженицын решил, что он должен написать большой роман о русской революции. Будущему великому писателю еще не исполнилось восемнадцати лет. Задуманная им книга, обернувшаяся в итоге десятью томами и получившая название «Красное Колесо». «Повествованье в отмеренных сроках», было завершено в 1989 г. В 1991-м его полная версия открылась читателю – в 19-м и 20-м томах двадцатитомного Собрания сочинений Солженицына был опубликован «Апрель Семнадцатого» с присовокуплением «Конспекта ненаписанных Узлов».

(Сообщение учащегося об эпопее «Красное колесо»).

6.Первичная проверка понимания.

- Вернемся к эпиграфу нашего урока: «Я смотрю в благородном трепете на прожитую жизнь мою». Это сроки из стихотворения А.И. Солженицына «Акафист».

Да когда ж я так допуста, дочиста

Всё развеял из зёрен благих?

Ведь провёл же и я отрочество

В светлом пении храмов Твоих?

Рассверкалась премудрость книжная,

Мой надменный пронзая мозг,

Тайны мира явились – постижными,

Жребий жизни – податлив как воск.

Кровь бурлила – и каждый выполоск

Иноцветно сверкал впереди,-

И, без грохота, тихо рассыпалось

Зданье веры в моей груди.

Но пройдя между быти и небыти,

Упадав и держась на краю,

Я смотрю в благодарственном трепете

На прожитую жизнь мою.

Не рассудком моим, не желанием

Освещён её каждый излом –

Смысла Высшего ровным сиянием,

Объяснившимся мне потом.

И теперь возвращённою мерою

Надчерпнувши воды живой, -

Бог Вселенной! Я снова верую!

И с отрекшимся был Ты со мной…

- Как автор воспринимает тяготы, выпавшие на его долю? Почему он испытывает «благодарственный трепет» к прожитой жизни? (Она дала жизненные уроки, опыт)

- Что помогает писателю выдержать все испытания и остаться сильным духом? (Вера)

7.Рефлексия.

- Подводя итоги урока, я предлагаю вам составить синквейн.

1. Солженицын.

2. 2 прилагательных.

3. 3 глагола.

4. высказывание.

5. образный синоним.

8.Домашнее задание:

1. учебник стр. 305 – 310 (читать, выделить основные положения);

2. дополнительное – выучить стихотворение из лирики А.И. Солженицына;

3. прочитать повесть «Один день Ивана Денисовича»;

4. индивидуальное: сообщение «История создания и публикации повести «Один день Ивана Денисовича».



Предварительный просмотр:

Заполни таблицу «Станции жизни А.И.Солженицына». ______________________________________

1918,11 декабря

1924

1936–1941

1941

1945, февраль

1945, июль – 1950

1947, лето.

1950

1952, январь

1953, февраль

1953,2 марта – 1956

1956,6 февраля

1958– 1967

1961, ноябрь

1962–1963

.

1965, 11 сентября

1966

1969,5 ноября

1970

1973

1974

1990

1994

С 1994

2008,4 августа

Заполни таблицу «Станции жизни А.И.Солженицына»._______________________________________

1918,11 декабря

1924

1936–1941

1941

1945, февраль

1945, июль – 1950

1947, лето.

1950

1952, январь

1953, февраль

1953,2 марта – 1956

1956,6 февраля

1958– 1967

1961, ноябрь

1962–1963

.

1965, 11 сентября

1966

1969,5 ноября

1970

1973

1974

1990

1994

С 1994

2008,4 августа


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Я смотрю в благородном трепете на прожитую жизнь мою» А.И . Солженицын «Акафист »

Слайд 2

Назовите автора и произведение, из которого взяты следующие строчки: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша ». А.И. Солженицын « Матрёнин двор»

Слайд 3

Александр Исаевич Солженицын Диссидент ( инакомыслящий ) ( лат. dissidens — « несогласный») — человек, отстаивающий взгляды, которые радикально расходятся с общепринятыми. Зачастую этот конфликт личных убеждений с господствующей доктриной приводит к гонениям, преследованиям и репрессиям со стороны официальных властей .

Слайд 4

Какие ассоциации возникают у вас со словом «поезд»?

Слайд 5

Вагонза́к ( столыпинский вагон , вагон для перевозки спецконтингента ) — специальный вагон для перевозки подследственных и осуждённых.

Слайд 6

«Ванька-Встанька » 1947 год Когда было мне годика три, Принесла забавушку мне нянька, Опрокинув, пустила: - Смотри, Ванька – Встанька ! Потолкала с тех пор меня жизнь, пошвыряла, Отняла, всё что было сначала Мне, юнцу, нерасчётливо - щедро дано, Сколько раз гнула так, что казалось тошно Даже выжить до вечера. Но… День покойный удался, проглянь-ка Ласка женщины, друга слово, - Я упорно, как Ванька – встанька , На своём подымаюсь снова. И ведь всё уж потеряно, кажется, И сомненьям моим не улечься, - А опять я готов отважиться! А опять я готов увлечься! Как же мало надо для тела, Чтоб от недуга к жизни взняться ! Кто ж мне душу такую сделал, Что опять я могу смеяться?

Слайд 8

Скрещение судеб и творчества

Слайд 12

Ака́фист , у старообрядцев ака́фисто ( греч. Ο Ακάθιστος Ύμνος , также неседален , неседальная песнь , то есть «песнь, которую поют, не садясь, стоя») — жанр православной церковной гимнографии , представляющий собой хвалебно-благодарственное пение, посвящённое Господу Богу, Богородице, ангелу или (чаще всего) тому или иному святому .

Слайд 13

Да когда ж я так допуста , дочиста Всё развеял из зёрен благих? Ведь провёл же и я отрочество В светлом пении храмов Твоих? Рассверкалась премудрость книжная, Мой надменный пронзая мозг, Тайны мира явились – постижными , Жребий жизни – податлив как воск. Кровь бурлила – и каждый выполоск Иноцветно сверкал впереди,- И , без грохота, тихо рассыпалось Зданье веры в моей груди. Но пройдя между быти и небыти , Упадав и держась на краю, Я смотрю в благодарственном трепете На прожитую жизнь мою. Не рассудком моим, не желанием Освещён её каждый излом – Смысла Высшего ровным сиянием, Объяснившимся мне потом. И теперь возвращённою мерою Надчерпнувши воды живой, - Бог Вселенной! Я снова верую! И с отрекшимся был Ты со мной…

Слайд 14

Синквейн 1. С олженицын 2. 2 прилагательных (какой?) 3. 3 глагола (что делал?) 4. фраза о писателе 5. образный синоним


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Таруса в жизни и творчестве М.И. Цветаевой"

Интегрированный урок, посвящённый роли Тарусы в жизни и творчестве М. Цветаевой....

Конспект урока по литературе."Жизнь и творчество Е.Стюарт"

Урок по творчеству Е.Стюарт может быть проведен в 6-9 классах...

Конспект урока по теме "Жизнь и творчество Н.В.Гоголя", 6 класс

Данный урок является 1-м по изучению творчества Н.В.Гоголя в 6 классе. Конспект содержит цели урока, представлены основные этапы жизни и творчества писателя, словарная работа и домашнее задание....

конспект урока по теме "Жизнь и творчество В.В. Маяковского"

Конспект открытого урока по литературе в 11 классе по теме: " В.В. Маяковский.  Жизнь и творчество"...

конспект урока литературного краеведения "Жизнь и творчество Даля. Животные"

конспект урока содержит биографические данные Даля, план урока по изучению его творчества, а также сказки Даля о животных....

Конспект урока на тему : "Жизнь и творчество Иосифа Александровича Бродского

муниципальное общеобразовательное учреждениеМанычская средняя школа №11Зерноградского района Ростовской области      Конспект    урока«Жизнь  и...

Конспект урока по литературе "Жизнь и творчество Ф.И.Тютчева"

Знакомство с биографией русского поэта Ф.И.Тютчева...