"Три парадокса рассказа О.Генри "Вождь краснокожих". 6 класс
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Открытый урок внеклассного чтения в 6 классе по рассказу О.Генри "Вождь краснокожих".

Все вспомогательные материалы даны в презентации после основных слайдов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hod_otkrytogo_uroka.docx25.58 КБ
Файл otkrytyy_urok_28_04_2015.pptx1.42 МБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по рассказу О.Генри «Вождь краснокожих»

Предмет: Литература

Тема урока: Три парадокса рассказа О.Генри «Вождь краснокожих»

Тип урока: урок открытия нового знания.

Прогнозируемые результаты

личностные:

  • учить проверять себя;
  • учить давать оценку своим действиям;
  • учить работать в группе, чувствовать свой вклад в общую работу;

метапредметные:

  • учить анализировать и выделять общее;
  • учить находить наиболее оптимальный алгоритм действий;

предметные:

  • дать определение понятию «парадокс»;
  • определять понятия «юмор», «сатира», «комическая ситцуация»;
  • выделить три парадокса в рассказе.

Дидактические средства: текст, карточки с заданиями для групповой работы.

Оборудование: ИКТ, иллюстрации, шаблоны перьев для групповой работы, макет цели.

  1. Приветствие.
  2. Актуализация знаний.
  3. Целеполагание.

- Здравствуйте, ребята.

Раздаются книги об индейцах.

- Прочитайте названия. Как вы думаете, о чем рассказывается в этих книгах? Может быть, кто-то прочитал уже? Индейцы – удивительный народ, у них богатая история. Но эти книги рассказывают о свободе, о борьбе за свободу, о том, как важно человеку расти в свободной стране.

Показывается книга «Вождь краснокожих».

- А эта книга? Почему она называется «Вождь краснокожих»?

- В этом и есть парадокс. Итак, тема урока «Парадоксы О. Генри». Какова цель нашего урока? Правильно. Назвать три парадокса в рассказе.  (1 слайд)

4. Постановка учебной задачи.

Показывается иллюстрация индейца.

- Что это? Чего не хватает для полного образа? Правильно, перьев. Я раздам вам вот такие красивые перья, а вы напишете сзади, что вы ожидаете от этого урока.

- Прежде, чем мы с вами приступим к основной работе, проведем небольшую словарную. Здесь перемешаны термины и их определения. Найдите пару. (слайд 2)

Юмор

Сатира

Комическое

Парадокс

-  Все эти черты можно найти в рассказе О. Генри?

5.Формирование новых знаний.

- Итак, пишем, парадокс первый. Посмотрим на ситуацию в целом – что происходит? (отрывок из фильма «Деловые люди»)

- Ребенка похищают, это уголовно наказуемое дело. Но почему нам смешно?

- Давайте вычитаем глаголы из отрывка с похищением. Посмотрим отрывок. Согласитесь, что читать одно, а смотреть – совсем другое. Какие средства кино помогают нам вникнуть в ситуацию? Слайд 3

- Итак, в чем парадокс? Пишем. Уголовное преступление превращается в анекдот. Мальчик продолжает играть, он не понимает ситуации. Слайд 4

- Пишем дальше. Парадокс второй. Сделаем задание, а потом напишем. Любого человека можно охарактеризовать с помощью нескольких вещей. Мы с вами охарактеризуем наших персонажей так же, используя несколько предметов. Подкрепите примерами из текста.

- У кого получилось больше предметов? У какой группы более выгодная позиция?

- У всех у них есть оружие. Но кто использует, а кто нет? Что получилось?

- Второй парадокс – они поменялись ролями. Слайд 5

Физкультминутка (слайд 6). Песня «В каждом маленьком ребенке…»

- Два парадокса мы разобрали, остался последний.

Работа с портретом вождя краснокожих.

- У каждой группы есть небольшой конверт с цветными словами. Вы должны выбрать оттуда характеристику персонажа и приклеить его рядом с портретом мальчика на ватмане, и, самое главное, объяснить, почему вы выбрали именно это. То есть, подтверждаете словами из текста произведения.

(любопытный, непоседливый, смелый,  энергичный, непослушный, драчливый, избалованный, жестокий)

- В итоге у нас получился портрет нашего Вождя Краснокожих, мальчика, который довел своих похитителей до нервного тика. Если мы закроем эти качества, преступники бы боялись этого мальчика? Нет. А если так? Да, именно из-за этих качеств наши преступники до смерти боятся мальчишку. А вы хотели бы иметь такого друга? Как его можно перевоспитать? Зло притягательно, но надо вовремя заметить в себе эти черты и искоренить.

- Третий парадокс – это сам Джонни! (слайд 7)

Сколько мы с вами нашли парадоксов в этом произведении? Целых три. Даже само название предполагает одно, а выходит у нас совершенно другое. (переворачиваем картинку с индейцем, на обратной стороне портрет Джонни)

6. Закрепление

Молодцы! Теперь я снова раздаю вам перья. Позади вы напишите, пожалуйста, в чем же парадокс рассказа О. Генри «Вождь краснокожих».

Зачитаем несколько и прикрепим к нашему герою.

- Да, ребята, сегодня мы с вами разобрали удивительное произведение О. Генри. В заключение, я хочу сказать, что каждый из нас в душе тот озорной мальчишка из этого рассказа, который никогда не полезет за словом в карман, но этого мальчишку нужно воспитывать.

- Подобный прием парадоксов полюбился не только писателям, но и режиссерам, сценаристам. Может быть, вы вспомните какой-нибудь фильм, где используется подобный прием? Отрывок из «Один дома».

Домашнее задание. Попробуйте найти произведения не только в литературе, но и в других видах искусства, где используется подобный прием парадокса. А так же прочитайте новеллу О.Генри «Последний лист»

7. Рефлексия. Оглашение оценок.

- Как вы думаете, кто сегодня хорошо поработал? Кому я могу оценки поставить?

- Истинные индейские стрелки могли поразить животное в глаз из своего лука на огромном расстоянии. Я раздам вам вот такие мишени. У вас есть красные точки – ваши выстрелы. Оцените урок. Чем ближе к центру, тем выше ваш интерес к тому, что мы делали на этом уроке.

- Всего доброго, ребята!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Двадцать восьмое апреля Классная работа Парадоксы О.Генри в рассказе «Вождь краснокожих»

Слайд 3

Найдите соответствия Юмор Сатира Комическая ситуация Парадокс Смешная, нелепая ситуация, вызывающая смех Высмеивание, обличение пороков людей Беззлобное насмешливое отношение к чему-то Что-то расходящееся с общепринятым мнением

Слайд 5

Первый парадокс Уголовное преступление превращается в анекдот

Слайд 6

Второй парадокс Смена ролей преступников и пленника

Слайд 7

Физкультминутка!

Слайд 8

Третий парадокс Сам Джонни!

Слайд 10

Домашнее задание Найдите примеры использования подобных парадоксов в других видах искусства: литература, кино, картины. Прочитайте рассказ О. Генри «Младенцы в джунглях»

Слайд 11

Помощь учителю

Слайд 12

Необходимые материалы для урока

Слайд 13

Портреты

Слайд 14

Для характеристики

Слайд 15

Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мир, в котором нам предстоит жить". Урок по рассказу Р.Бредбери. 8 класс

Урок внеклассного чтения по фантастическому рассказу Рэя Бредбери ""Время, вот твой полет". Основные приемы -  прием предположений, «Инсерт», составление кластера...

Урок внеклассного чтения по рассказам Солженицына в 6 классе

Анализ рассказов из сборника "Крохотки"...

Урок немецкого языка по теме "Что мы можем рассказать о Москве?", 7 класс

Здесь представлен конспект урока немецкого языка в 7 классе по теме "Что мы можем рассказать о Моске?". На данном уроке повторяется изученный  материал из прочитанных текстов о Москве....

Тесты. Рассказы Толстого в 10 классе

Тест, проверяющий степень готовности учащихся к уроку. Проводится до изучения произведения...

Паустовский К.Г. Рассказ «Телеграмма» литература 8 класс

Произведение исусства, как говорил сам Паустовский К.Г., "прозрачный, сверкающий всеми цветами спектра и крепкий, как сталь, кристалл". Рассказ "Телеграмма" даёт замечательную возможность прослед...

Контрольная работа по рассказу "Матренин двор" 9 класс

Контрольная работа по рассказу "Матренин двор"...

конспект урока литературы по теме: "И.С.Тургенев. Литературные портреты главных герое рассказа "Бежин луг" 6 класс

К конспекту урока прилагается рабочий лист с таблицей для работы с текстом....