"Музыка в жизни и творчестве И.С.Тургенева"
статья по литературе на тему

Пугина Мария Геннадьевна

smiley

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka_v_zhizni_v_tvorchestve_i.s.turgeneva.docx23.86 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Музыка в жизни и творчестве И.С.Тургенева».

Автор Пугина Мария Геннадьевна, МБОУ – гимназия №16 г.Орла

Сегодня мир вокруг нас изменяется достаточно быстро. Способность к саморазвитию и самообразованию, умение и желание самосовершенствоваться определят в будущем личную успешность сегодняшнего ученика.

Одним из эффективных способов, формирующих метапредметные знания, являются интегрированные уроки, на которых развивается кругозор учащихся, интеллект, а также формируется в сознании целостная картина мира. Метапредметные связи на уроках русского языка и литературы устанавливаются, прежде всего, с историей, изобразительным искусством, музыкой.

Литература и музыка, слово и музыка - два великих начала, две стихии искусства. На протяжении многих веков они непрерывно взаимодействуют, нередко спорят и борются нередко приходят к согласию и взаимопониманию. Их столкновение и примирение порой рождают шедевры - песни, романсы, оперы. Текст способен придать музыке новое звучание; он обогащает её смыслом, оттенками чувств, красочностью тембров. Задачей учителя словесника является показать детям новые стороны литературы, затронуть струнки их душ. На мой взгляд, именно сочетание этих двух стихий поможет нам в этом.

 Изучая творчество и биографию И. С. Тургенева, мы обычно говорим об антикрепостнических настроениях, влиянии их на судьбу писателя.

 Мне бы сегодня хотелось показать Тургенева с другой стороны – во взаимодействии музыки и литературы, проанализировать значение музыки в его жизни и творчестве. По моему мнению, такой анализ поможет нам показать Тургенева не только как писателя, но и вместе с ним прочувствовать настроения его души, оставить неизгладимый след в сердцах детей.

 Музыка с самого раннего детства была важна для писателя. Еще в 8 лет маленький Тургенев со своим приятелем, тёзкой, дворовым мальчиком Ваней Кубышкиным, часто убегал в село Спасское, чтобы полюбоваться деревенским праздником и послушать пение крестьянских девушек, увидеть их весёлые хороводы. Лёжа в густых зарослях орешника между господским садом и деревней, мальчики часами наблюдали за событиями на деревенской улице, прислушивались к словам полюбившихся песен, запоминая их мелодии. Музыкальный слух у Ванечки Тургенева был изумительным.

Пройдёт много лет, и Тургенев, пленённый творчеством Полины Виардо в итальянской опере, всё-таки верен останется народным мотивам. Студентом Петербургского университета Иван Сергеевич часто посещает музыкальные вечера и концерты, оперные и драматические спектакли. Тургенев с детских лет, будучи неизменным поклонником и ценителем музыки, часто испытывал настоящий музыкальный голод. Тогда он подходил к фортепиано и одним - двумя пальцами проигрывал любимую мелодию и подпевал высоким тонким голосом, не соответствующим ни его росту, ни широкой богатырской натуре. Обладая безукоризненным музыкальным слухом, он улавливал самую ничтожную ошибку, любой фальшивый звук.

 Писатель уезжает вслед за Полиной из России во Францию. Музыкальные и литературные «утренники» в парижском доме Виардо были популярны не одно десятилетие, и одним из активнейших участников литературных чтений и благодарнейшим слушателем был Иван Сергеевич Тургенев.

 В 1865 году в Баден - Бадене, в доме Виардо, на музыкальных утренниках играли выдающиеся пианисты, среди которых были Брамс, Рубинштейн. Тургенев был автором либретто к опереттам, которые сочиняла Полина Виардо. Большое счастье, что мы имеем возможность увидеть оперетту-фантазию “Последний колдун” в нашем театре.

 1875 год, Париж. В доме на улице Друэ по-прежнему царила артистическая атмосфера. По четвергам здесь устраивались концерты с благотворительной целью, музыкальные «утра», литературные чтения. В них участвовали русские и французские писатели, музыканты, художники. Тургенев читал свои произведения. Полина Виардо исполняла русские романсы. Вспоминали, что, когда она пела романс П. И. Чайковского «И больно, и сладко», Тургенев «совершенно воодушевлялся». Художник В. Д. Поленов рассказывал, как «Иван Сергеевич стоял в углу и прямо рыдал».

Чуткий слух подсказал в дальнейшем уже писателю Тургеневу образы исключительные по красоте и точности. Не будь у него такого тонкого, подлинно музыкального слуха, намного беднее было бы его литературное творчество, поблекли бы в нём картины природы, потускнели волнующие музыкальные эпизоды. Писатель постоянно вслушивался в богатейшую стихию звуков окружающей жизни. Это стало для него творческой потребностью и профессиональной привычкой.

 В художественной прозе Тургенева немало эпизодов, которые нужно не только прочитать и понять, но, прежде всего, услышать и прочувствовать. Вот почему многие тургеневские образы раскрываются полностью только тем читателям, которые постараются вслушаться в повествование "музыкальным ухом" и смогут "оживить" поэтические сравнения, наполнив их личным чувственным содержанием.

В том, что музыкальные эпизоды в творчестве Тургенева не случайны, что писатель придавал им большое значение, свидетельствуют многие странницы его творчества. Перечитайте их, и вы поймёте, как внимательно относился Тургенев к музыкальным характеристикам своих героев. В музыке, которая так часто звучит в его романах, повестях и рассказах, писатель видел одно из выразительных средств эмоциональной окраски повествования и создания психологически достоверного образа.

А как тонко Тургенев передаёт музыкой переживания своих героев, с какой полнотой выявляет весь строй их чувств. Можно привести в пример множество эпизодов в рассказах из "Записок охотника" рассказ «Певцы», со слов «Яков помолчал, взглянул кругом…» до слов «…и увидал, что победа была его…» , в повестях "Затишье", "Старые портреты", в романах "Отцы и дети" глава 16, со слов «Катя неохотно приблизилась к фортепьяно…» до слов «…А ведь недурно играет эта барышня, и сама она недурна. » , "Накануне" глава 3, со слов «У Берсенёва в комнате стояло фортепьяно…» до слов «…останавливаясь и замирая на уменьшенных септимах. » , "Рудин" глава 3, со слов «Я вижу фортепьяно, – начал Рудин…» до слов
«… Пандалевский кончил.» . И может быть, самый волнующий музыкальный эпизод - в романе "Дворянское гнездо", в сцене, когда Лаврецкий, признавшись в любви Лизе и ощущая, как "чувство неожиданной, великой радости наполнило его душу", внезапно услышал ночную импровизацию старого музыканта Лемма...

В повести И.С. Тургенева «Ася» и «Вешние воды» важную роль в характеристике женских образов и в создании композиционного ряда произведения играет музыка. Так, с точки зрения композиции в повести «Ася» интересно следующее: Впервые Н.Н. знакомится с Гагиным и Асей на коммерше — торжественном празднике для студентов, на который он пошел из любопытства: «Вдруг донеслись до меня звуки музыки; я прислушался. В городе Л. играли вальс; контрабас гудел отрывисто, скрипка неясно заливалась, флейта свистала бойко». Именно музыка стала причиной встречи главных героев и связала их судьбы вместе. Значимую роль в плане композиции играет музыка и в повести «Вешние воды». Неким предвестником судьбы Санин становится попурри из оперы Мейербера «Роберт- Дьявол», которую он услышал в парке перед встречей с Полозовой: «…он постоял перед беседкой, в которой помещался оркестр, послушал попурри из «Роберта- Дьявола «…» присел на лавочку — и задумался». Роберт — средневековый рыцарь, его жизнь с рождения была дарована дьяволу. Роль искусителя, дьявола в женской плоти играет Мария Полозова, роль Роберта принадлежит Санину. Полозова желает заполучить душу и тело Санина, и если Роберт из знаменитой оперы не подчиняется злой силе и искушению, то тургеневский герой оказывается полностью в ее власти. Музыкальный ряд становится своеобразным обрамлением всего произведения: с него начинается и им же заканчивается повесть. Так, эпиграфом к повести И. С. Тургенев избирает строки из старинного романса: «Веселые годы, Счастливые дни — Как вешние воды промчались они!». Данный эпиграф в поэтической, музыкальной форме выражает основную идею произведения и содержит некий итог событий, которые будут происходить в дальнейшем.

Кроме композиционного замысла произведения музыка отражает характер главных героинь повестей «Ася» и «Вешние воды». Музыка играет важную роль в создании образов «тургеневских девушек», она сопровождает героинь в переломные для них моменты, в моменты душевных переживаний, которые вызваны сильным, искренним чувством любви к мужчине.
На мой взгляд, на уроках литературы полезно говорить о таких особенностях в творчестве и произведениях Иван Сергеевича, это позволят глубже понять смысл произведений писателя, окунуться в атмосферу того времени, словно вместе с Тургеневым сесть за фортепиано и сыграть всем знакомые мелодии.

 Все слышали романс «Утро туманное», но не все знают, что слова написаны И. С. Тургеневым. Называлось его стихотворение «В дороге». Музыку написал Эраст Абаза. Романс Тургенева – песнь любви к милой сердцу Родине нашей, дорогой великому русскому писателю и нам, его потомкам.

Прослушав этот романс, мы задумываемся о самом главное – о том, что нас тревожит… А я, как учитель русского языка и литературы, о том, какой след романс оставил в моей душе и душах моих учеников…

Список использованной литературы

  1. Аднан Салим «Тургенев-художник,мыслитель»,М.,1983
  2. Винникова Галина «Тургенев и Россия»,М.,1986
  3. Грузинский А.Е. «И.С.Тургенев(Личность и творчество)»,М.,1972
  4. Добролюбов Н.А. «Собрание сочинений в трёх томах»,том.3,М.,1952
  5. Корнилов С.И. «Современный словарь – справочник по литературе» М., 1999
  6. Курляндская Г. Б. О сценах драматического действия в романах И. С. Тургенева. - Учен. зап. Орловского гос. пед. ин-та, 1964, Кафедра литературы, т. XXIII, вып. IV, с. 209 – 226
  7. Лебедев Ю.В. «Литература». М., 2006
  8. Озеров Л. «Тургенев И.С. «Стихотворения в прозе»»,М.,1967
  9. Пустовой В.Г. «Творческий путь Тургенева» М., 1977
  10. Стасюлевич М. и его современники в их переписке, в 5-ти томах,3т.,СПб,переиздание 1911-1913гг.,1963
  11. Тургенев И.С. «Рудин. Дворянское гнездо. Накануне. Отцы и дети» М.,1983
  12. Чичерин А.В. «Ритм образа»,М.,1973,с.55
  13. Шаталов С.И. ««Стихотворения в прозе» И.С.Тургенева»,М.,1969.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Вся моя биография -- в моих сочинениях". Жизнь и творчество И. С.Тургенева.Урок по модульной технологии.

Технологическая карта урока помогает обучающемуся самостоятельно организовать работу по биографии Тургенева И.С....

Жизнь и творчество Ивана Сергеевича Тургенева

Автор: Юлаева И.А.Тэги: Жизнь и творчество Ивана Сергеевича Тургенева...

Жизнь и творчество И.С. Тургенева. Спасское-Лутовиново

Презентация, в которой собран материал для уроков, посвящённых биографии писателя....

Литературно-музыкальная композиция о жизни и творчестве И.С. Тургенева "И жизнь, и слезы, и любовь..."

Методическая разработка внеклассного мероприятия по творчеству И.С. Тургенева (рекомендуется для учащихся старших классов)...

Литературно-музыкальная композиция о жизни и творчестве И.С. Тургенева "И жизнь, и слезы, и любовь..."

Методическая разработка внеклассного мероприятия по творчеству И.С. Тургенева (рекомендуется для учащихся старших классов)...