А. И. Куприн. Рассказ о писателе. «Тапёр». Талант и труд. Проблемы взаимоотношений детей и взрослых
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Акиньшина Анна Геннадьевна

А.И. Куприн

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx18.52 КБ

Предварительный просмотр:

А. И. Куприн. Рассказ о писателе. «Тапёр». Талант и труд. Проблемы взаимоотношений детей и взрослых

  1. О.Н.У.
  2. Основной ход урока.

"Но без труда талант не впрок!" (по рассказу А.И. Куприна "Тапер")

Куприн – талант яркий, здоровый. (М.Горький)

-  Сегодня наш с вами урок посвящён рассказу Куприна “Тапёр”. А вот тему урока я предлагаю вам определить самим.

 На доске записаны два эпиграфа, один (зачитать) относится к автору, другой (зачитать) относится к произведению.

 Я сейчас прочитаю стихотворение. Вы в нём найдите строчку, созвучную эпиграфам, это и будет тема нашего урока.

Ребята, я очень рада

Войти в приветливый наш класс,

И для меня уже награда

Сиянье умных ваших глаз.

Я знаю, каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок,

 Скрестите шпаги ваших мнений

- Мы вместе сотворим урок!

(Учащиеся определяют тему урока, учитель открывает её на доске)

“Куприн – талант яркий, здоровый”,- сказал о Куприне Максим Горький. Писатели создают свои произведения по–разному. Например, известный немецкий драматург Шиллер, когда писал, держал ноги в тазу с холодной водой. Великий французский писатель Виктор Гюго писал всегда при свечах, карандашом, при этом смотрел на бюст бронзовой собаки. Тургенев писал исключительно только тогда, когда приходило вдохновение. Куприн, по словам его дочери, снимал гостиничный номер или уезжал из Москвы в Сергиев Посад, ему нужна была тишина.

Презентация по биографии А.И. Куприна.

Любимым героем Куприна стал человек волевого характера, благородного доброго сердца. Таких героев мы встретим и в его рассказе «Тапер».

 Давным-давно в России начали устраивать музыкальные танцевальные вечера для детей из знатных семей. Они проводились только один раз в год – на Рождество. На вечера допускались дети с 2 12 лет. Здесь учились танцевать, поддерживать беседу, постигали бальный этикет и просто общались, получая массу впечатлений.

В рассказе А.И.Куприна такое событие происходит в дворянской семье Рудневых в конце 19 века. Обычно хозяин дома на рождественскую ёлку приглашал знаменитый оркестр, но в этот раз всё происходит иначе…

- Какой изображена семья Рудневых?

 Семья Рудневых принадлежала к одной из самых безалаберных, гостеприимных московских семей. Аркадий Николаевич – глава семьи, известный всей Москве гурман, игрок и щедрый покровитель балетного искусства. Сердцеед, внешне обаятельный и умеющий очень “красиво” проматывать полученные в наследство деньги и приданое жены. Он любил, чтобы в доме было шумно и оживлённо. Ирина Алексеевна – тип аристократки, согласившейся на неравный брак. Мужа своего не уставала тайно и мучительно ревновать. Она почти никогда не выходила из своих собственных комнат, кроме официальных случаев. Урождённая Ознобишина, последний отпрыск знатного рода, она раз и навсегда равнодушно игнорировала общество своего мужа.

 - Какими чертами характера, заметными в поступках и словах, отличаются сёстры Рудневых?

Лидия Аркадьевна – старшая сестра. Она не выносила никакого шума и относилась к “милюзге” с холодным и вежливым презрением. Она говорила о Марксе и об аграрной системе и стремилась на высшие женские курсы, отличалась странным бессердечием по отношению ко всему загнанному, подвластному и принуждённому.

Татьяна Аркадьевна – полная, весёлая блондинка, которую вся прислуга обожала за её ровный характер и удивительное умение улаживать внутренние междоусобицы, чуткая, наблюдательная.

Двенадцатилетняя Тиночка – впервые допущена к устройству ёлки, поэтому волновалась больше всех, хлопотала и бегала за десятерых, попадалась ежеминутно кому-нибудь под ноги, и только усиливала общую суету, пылкая, дружелюбно относилась к мальчику.

 - Какие отношения сложились между хозяевами и слугами?

(Доброжелательные, доверительные).

 - Почему Аркадий Николаевич не пригласил к себе в дом на Рождество оркестр Рябова? (Поздно спохватился, его уже пригласили).

- Кто в дом приводит Тапёра? (Дуняша).

Словарная работа.

 Тапёр – пианист, играющий на танцевальных вечерах.

 Рапсодия – музыкальное произведение на темы народных песен, сказаний

Каким изображён приехавший музыкант? (Зачитать).

«У тапёра – Юрия Азагарова – лицо было некрасивое, но выразительное и с очень тонкими чертами, несколько наивный вид придавали вихры тёмных волос, но большие серые глаза смотрели умно и не по- детски серьёзно. По первому впечатлению мальчику было 11-12 лет».

 - Сколько лет было Юре? (14 лет).

Как мальчик играл на фортепьяно? Мальчик бережно положил руки на клавиши, закрыл на мгновение глаза, и из-под его пальцев полились торжественные, величавые аккорды начала рапсодии, лицо его сразу стало светлым и прекрасным. Слушатели были очарованы игрой.

- И вот “не переставая играть, он увидел, как в залу вошёл пожилой господин…”. Прочтите описание этого господина. 

- Зачитайте, как мальчик играл, когда на него смотрел Антон Григорьевич Рубинштейн? (Сначала робко, а затем уверенно).

- Что дала мальчику встреча с талантливым музыкантом? (Она перевернула его жизнь. Известный пианист помог юному музыканту раскрыть свой талант).

 - Зачитайте последний абзац рассказа.

*** Чтение учащимися последнего абзаца рассказа.

- Кто главный герой рассказа? (Азагаров)

- Из чего это видно? (Название рассказа подтверждает это)

 - Давайте сейчас вместе составим синквейн.

 1. Азагаров.

2. Талантливый, трудолюбивый.

3. Очаровывает, удивляет, располагает.

4. Талант и труд рядом идут.

5. Музыкант.

 - Какие ассоциации вызывает у вас слово «талант»? (составьте кластер). (Творчество, одарённость, виртуозность, самореализация, глубина, многогранность, феноменальность, успех, триумф, труд…)

- Почему Аркадий Николаевич не разрешил Юрию играть целый вечер? (Берёг его. “Но ведь это безбожно заставлять его играть танцы”)

- Как автор относится к своим героям? (С любовью).

- Как вы думаете, любил ли Куприн музыку? (Да)

- Благодаря чему Азагаров стал известным? (Благодаря своему трудолюбию и помощи Рубинштейна).

3. Итог

Свой рассказ А.И.Куприн назвал «Тапёр». Вы согласитесь с автором или предложите своё? Обоснуйте свое мнение.

4.Д/з составить синквейн: муыка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Л.Н.Толстой. «Детство». Сложность взаимоотношений детей и взрослых».

Урок литературы в 7 классе по теме «Л.Н.Толстой. «Детство». Сложность взаимоотношений детей и взрослых». Готовясь к этому уроку, учащиеся не только прочтут повесть Толстого, но и обратятся к биографии...

классный час "Семья взаимоотношения детей и взрослых"

Содействовать углублению моральных знаний школьни­ков; формировать положительную нравственную оценку семейных ценностей, воспитывать уважение к нравственному опыту предста­вителей старшего поколения...

Презентация к электронному уроку по литературе "Сложность взаимоотношений детей и взрослых" по рассказу И. Бунина "Цифры".

В презентации представлены приёмы и виды деятельности на уроке, а также даны краткие рекомендации к проведению урока....

Технологическая карта урока литературы в 7 классе по теме "Взаимоотношения детей и взрослых в повести Л.Н. Толстого "Детство"

    Данный материал представляет собой технологическую карту урока литературы в 7 классе. Урок, проводимый согласно предложенной схеме, позволяет не только проанализировать повесть Л....

Технологическая карта урока по литературе "Сложность взаимоотношений детей и взрослых по рассказу И.Бунина «Цифры»

Цель:  P { margin-bottom: 0.21cm; } Создать условия для совершенствования навыка анализа эпического произведения малой формы. Проверить и оценить уровень знаний по предложенной теме. Формиров...

Урок литературы в 5 классе. А.И. Куприн «Тапёр». Талант и труд в рассказе

Конспект урока литературы в 5 классе.  А.И. Куприн "Тапер". Талант и труд в рассказе....

А.И. Куприн «Тапёр». Талант и труд в рассказе

Презентация урока литературы в 5 классе. А.И. Куприн "Тапер". Талант и труд в рассказе....