Л.Н. Толстой. Под страхом смерти.
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Л.Н. Толстой. Под страхом смерти.
1. Организационный момент.
2. Самоопределение к деятельности
Прочитайте эпиграфы урока. Объясните их смысл.
Лихо помнится, а добро век не забудется.
Иноходец в пути не товарищ.
Сегодня у нас заключительный урок по произведению Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».
- Актуализация знаний. Организация и самоорганизация учащихся
Работа над характеристикой главных героев.
Как зовут главных героев рассказа?
О чём нам говорят их фамилии? Можно ли их назвать их «говорящими»? Дома вы должны были поработать со словарём, чтобы ответить на эти вопросы.
Обсуждение результатов.
Жила – сухожилие, прочное окончание мышц; жилистый, двужильный – сильный, упругий.
Костыль – палка для хромых, безногих. Часто говорили про стоящего человека: «молодецкая жила», «кость да жила, и вся сила». Или «подкостыливает» – плетется помаленьку.
Отличия (сходство) в поведении героев (запись в тетрадь):
Жилин | Костылин |
- проявляет волю, мужество, - находчивость, стойкость - активно борется, переносит боль, усталость, | - не соратник, а обуза - проявляет эгоизм - бездействует |
А как татары называют Жилина и Костылина?
Почему же все-таки побег не удался?
Из проделанной работы по сравнению поведения и поступков героев становится понятным, что Костылин оказался не товарищем Жилину, а обузой в дороге.
В одинаковых условиях Жилин проявляет находчивость, решительность, стойкость, ведет активную борьбу за свое и товарища освобождение из плена, а Костылин лишен всех этих качеств, он является противоположностью герою.
- Работа по теме урока
- О каком персонаже мы еще не говорили? (Дине)
Беседа о главной героине рассказа – Дине.
Чтение фрагмента V части рассказа.
Давайте вспомним, какие события описываются в произведении?
События происходят во время войны русских с горцами, то есть это события кавказской войны в 19 веке. Но проблемы, затронутые Л.Н.Толстым, и сегодня важны для всех людей. В наши дни на Кавказе происходят конфликты между людьми. Писатель выступает против войны, против вражды, он показывает, что люди разных национальностей и разной веры должны жить в мире и согласии.
Прочитаем фрагмент.
(с.252 от слов «Собрались татары в кружок …», до «… и грех русских кормить, убить и кончено»
Как относились татары к Жилину?
А как относилась к нему Дина?
(с. 253 от слов «Иван, тебя убить хотят», до «А мне тебя жалко»)
Почему отношение к Жилину у татар и Дины разное? Зависит ли отношение к человеку от веры, национальности?
А сегодня, в наше время?
Относись к другому так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе.
Отношения, дружба между людьми не зависят ни от веры, ни от национальности.
А у вас есть друзья других национальностей?
Дружить могут люди разных национальностей, вероисповеданий. Дружба выше всех этих понятий.
- Мини-тест
1. События происходили осенью. (-)
2. Жилин был невелик ростом, да удал. (+)
3. Жилин попал в плен потому, что Костылин его бросил. (+)
4. Татары попросили выкуп за Жилина в размере 500 рудлей. (-)
5. Жилин написал неправильный адрес и решил убежать. (+)
6. Жилин в плену тосковал, скучал и ждал выкупа. (-)
7. Во время первого побега Костылин показал себя слабым человеком. (+)
8. Во второй раз Жилин бежал один. (+)
9. Во время побега ему помогли Дина и русские солдаты. (+)
10. После побега он остался служить на Кавказе, а в отпуск не поехал. (+)
- Почему рассказ называется «Кавказский пленник», ведь пленников было два?
Рассказ назван «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники», так как главное свое внимание писатель уделяет рассказу о Жилине. Жилин и Костылин— герои рассказа, но по- истинному героем можно именовать только Жилина.
Основная мысль рассказа— научить людей не сдаваться даже в самых тяжелых обстоятельствах, упрямо добиваться собственной цели, уметь дружить, относиться друг к другу терпимо, независимо от национальности.
- Кроссворд (на доске)
1.определите героя по описанию: «… девочка, тоненькая, худенькая, лет 13. Глаза черные, светлые и лицом красивая». (Дина)
2. Определите значение термина: « Небольшое повествование, объединенное сюжетом и состоящее из одного или нескольких эпизодов». ( рассказ)
3. Русский поэт , который восхищался красотой Кавказа (Пушкин)
4. Определите значение термина: «Цепь событий, происходящих в произведении». (сюжет)
5. Рассказ «Кавказский пленник» был написан специально для детей и вошел в учебник, который Л.Н.Толстой готовил специально для крестьянских детей. Как назывался этот учебник? (Азбука)
6.Какой прием использует Л.Н.Толстой, описывая Жилина и Костылина? (антитеза)
д | и | н | а | ||||||
р | а | с | с | к | а | з | |||
п | у | ш | к | и | н | ||||
с | ю | ж | е | т | |||||
а | з | б | у | к | а | ||||
а | н | т | и | т | е | з | а |
Ключевое слово нашего кроссворда- дружба. Все творчество Л.Н.Толстого пронизано идеями дружбы между людьми и между народами. Читая рассказ «Кавказский пленник», мы почувствовали и поняли, как прекрасно дружить, любить друзей,жить для других. Это поняла и маленькая Дина, хотя Жилин был взрослее ее и чужим по крови.
Л.Н.Толстой учит нас умению прижиться в любой обстановке, выжить в любой ситуации, не перекладывая на чужие плечи свои беды.
7. Итог. Л.Н.Толстой пробуждает в нас добрые чувства, стремление к справедливости и красоте. Давайте закончим наш разговор об этом рассказе словами известного поэта Н.Рубцова:
«На все добро ответим мы добром,
На всю любовь ответим мы любовью».
8.Домашнее задание. Чтение рассказа А.П. Чехова «Хирургия»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическое наследие Л.Н.Толстого. К изучению рассказа "Смерть Ивана Ильича"
Методические рекомендации к изучению руссказа Л.Н.Толстого "Смерть Ивана Ильича" построены в форме доверительной беседы и способствуют нравственному воспитанию школьников....
Урок-путешествие_ Уход и смерть Л.Н. Толстого_ 10 класс
Матералы к уроку Литературного краеведения в 10 классе...
Л. Н. Толстой. "Война и мир". 2-й урок. "Принципы изображения Толстым великосветского общества".
Конспект урока по роману Л. Толстого "Война и мир". Принципы изображения Толстым великосветского общества....
Презентация для урока литературы по роману Л.Н.Толстого "Война и мир" в 10 классе по теме: "История создания, жанр и проблематика романа Л.Н.Толстого"
Презентация предназначена в помощь учителю для проведения первого урока литературы по изучению романа-эпопеи Л.Н.Толстого "Война и мир" в 10 классе....
Тест по творчеству А.К. Толстого и Л.Н. Толстого
Тест по творчеству А.К. Толстого и Л.Н. Толстого...
Урок литературы в 10 классе «А.К.Толстой. Жизнь и творчество. Основные темы и образы поэзии А.К.Толстого»
Урок знакомит учащихся с личностью, биографией и творчеством великого писателя и поэта, направлен на формирование у учащихся представления о жанрах, образах поэзии А.К. Толстого....
Презентация "Моя Ясная" - заочная экскурсия по музею-усадьбе Л.Н.Толстого для урока Биография Л.Н.Толстого
Презентацию удобно использовать на уроках знакомства с биографией Л.Н.Толстого...