Л.Н. Толстой. Под страхом смерти.
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Акиньшина Анна Геннадьевна

Л.Н.Толстой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx19.73 КБ

Предварительный просмотр:

Л.Н. Толстой. Под страхом смерти.

1. Организационный момент.

2. Самоопределение к деятельности

Прочитайте эпиграфы урока. Объясните их смысл.

Лихо помнится, а добро век не забудется.

Иноходец в пути не товарищ.

Сегодня у нас заключительный урок по произведению Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».

  1. Актуализация знаний. Организация и самоорганизация учащихся

Работа над характеристикой главных героев.

Как зовут главных героев рассказа?

О чём нам говорят их фамилии? Можно ли их назвать их «говорящими»? Дома вы должны были поработать  со словарём, чтобы ответить на эти вопросы.

Обсуждение результатов.

Жила  – сухожилие, прочное окончание мышц; жилистый, двужильный – сильный, упругий.

Костыль – палка для хромых, безногих. Часто говорили про стоящего человека: «молодецкая жила», «кость да жила, и вся сила». Или «подкостыливает» – плетется помаленьку.

Отличия (сходство) в поведении героев (запись в тетрадь):

Жилин

Костылин

- проявляет волю, мужество,  

- находчивость, стойкость

- активно борется, переносит боль, усталость, 

- не соратник, а обуза

- проявляет  эгоизм

- бездействует

А как татары называют Жилина и Костылина? 

Почему же все-таки побег не удался?

Из проделанной работы по сравнению поведения и поступков героев становится понятным, что Костылин оказался не товарищем Жилину, а обузой в дороге.

В одинаковых условиях Жилин проявляет находчивость, решительность, стойкость, ведет активную борьбу за свое и товарища освобождение из плена, а Костылин лишен всех этих качеств, он является противоположностью герою.

  1. Работа по теме урока

- О каком персонаже мы еще не говорили? (Дине)

 Беседа о главной героине рассказа – Дине.

Чтение фрагмента V  части рассказа.

Давайте вспомним, какие события описываются в произведении?

События происходят во время войны русских с горцами, то есть это события кавказской войны в 19 веке. Но проблемы, затронутые Л.Н.Толстым, и сегодня важны для всех людей. В наши дни на Кавказе происходят конфликты между людьми. Писатель выступает против войны, против вражды, он показывает, что люди разных национальностей и разной веры должны жить в мире и согласии.  

Прочитаем фрагмент.

(с.252  от слов «Собрались татары в кружок …», до «… и грех русских кормить, убить и кончено»

Как относились татары к Жилину?

А как относилась к нему Дина?

 (с. 253 от слов «Иван, тебя убить хотят», до «А мне тебя жалко»)

Почему отношение к Жилину у татар и Дины разное? Зависит ли отношение к человеку от веры, национальности?

А сегодня, в наше время?

Относись к другому так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе.

Отношения, дружба  между людьми не зависят ни от веры, ни от национальности.

А у вас есть друзья других национальностей? 

Дружить могут люди разных национальностей, вероисповеданий. Дружба выше всех этих понятий.

  1. Мини-тест

1. События происходили осенью. (-)

2. Жилин был невелик ростом, да удал. (+)

3. Жилин попал в плен потому, что Костылин его бросил. (+)

4. Татары попросили выкуп за Жилина в размере 500 рудлей. (-)

5. Жилин написал неправильный адрес и решил убежать. (+)

6. Жилин в плену тосковал, скучал и ждал выкупа. (-)

7. Во время первого побега Костылин показал себя слабым человеком. (+)

8. Во второй раз Жилин бежал один. (+)

9. Во время побега ему помогли Дина и русские солдаты. (+)

10. После побега он остался служить на Кавказе, а в отпуск не поехал. (+)

- Почему рассказ называется «Кавказский пленник», ведь пленников было два?

Рассказ назван «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники», так как главное свое внимание писатель уделяет рассказу о Жилине. Жилин и Костылин— герои рассказа, но по- истинному героем можно именовать только Жилина.
Основная мысль рассказа— научить людей не сдаваться даже в самых тяжелых обстоятельствах, упрямо добиваться собственной цели, уметь дружить, относиться друг к другу терпимо, независимо от национальности.

  1. Кроссворд (на доске)

1.определите героя по описанию: «… девочка, тоненькая, худенькая, лет 13. Глаза черные, светлые и лицом красивая». (Дина)

2. Определите значение термина: « Небольшое повествование, объединенное сюжетом и состоящее из одного или нескольких эпизодов». ( рассказ)

3. Русский поэт , который восхищался красотой Кавказа (Пушкин)

4. Определите значение термина: «Цепь событий, происходящих в произведении». (сюжет)

5. Рассказ «Кавказский пленник» был написан специально для детей и вошел в учебник, который Л.Н.Толстой готовил специально для крестьянских детей. Как назывался этот учебник? (Азбука)

6.Какой прием использует Л.Н.Толстой, описывая Жилина и Костылина? (антитеза)

д

и

н

а

р

а

с

с

к

а

з

п

у

ш

к

и

н

с

ю

ж

е

т

а

з

б

у

к

а

а

н

т

и

т

е

з

а

Ключевое слово нашего кроссворда- дружба. Все творчество Л.Н.Толстого пронизано идеями дружбы между людьми и между народами. Читая рассказ «Кавказский пленник», мы почувствовали и поняли, как прекрасно дружить, любить друзей,жить для других. Это поняла и маленькая Дина, хотя Жилин был взрослее ее и чужим по крови.

Л.Н.Толстой учит нас умению прижиться в любой обстановке, выжить в любой ситуации, не перекладывая на чужие плечи свои беды.

7. Итог. Л.Н.Толстой пробуждает в нас добрые чувства, стремление к справедливости и красоте. Давайте закончим наш разговор об этом рассказе словами известного поэта Н.Рубцова:

«На все добро ответим мы добром,

На всю любовь ответим мы любовью».

8.Домашнее задание. Чтение рассказа А.П. Чехова «Хирургия»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическое наследие Л.Н.Толстого. К изучению рассказа "Смерть Ивана Ильича"

Методические рекомендации к изучению руссказа Л.Н.Толстого "Смерть Ивана Ильича" построены в форме доверительной беседы и способствуют нравственному воспитанию школьников....

Урок-путешествие_ Уход и смерть Л.Н. Толстого_ 10 класс

Матералы к уроку Литературного краеведения в 10 классе...

Л. Н. Толстой. "Война и мир". 2-й урок. "Принципы изображения Толстым великосветского общества".

Конспект урока по роману Л. Толстого "Война и мир". Принципы изображения Толстым великосветского общества....

Презентация для урока литературы по роману Л.Н.Толстого "Война и мир" в 10 классе по теме: "История создания, жанр и проблематика романа Л.Н.Толстого"

Презентация предназначена в помощь учителю для проведения первого урока литературы по изучению романа-эпопеи Л.Н.Толстого "Война и мир" в 10 классе....

Тест по творчеству А.К. Толстого и Л.Н. Толстого

Тест по творчеству А.К. Толстого и Л.Н. Толстого...

Урок литературы в 10 классе «А.К.Толстой. Жизнь и творчество. Основные темы и образы поэзии А.К.Толстого»

Урок знакомит учащихся с личностью, биографией и творчеством  великого писателя и поэта, направлен на формирование  у учащихся представления  о жанрах, образах поэзии А.К. Толстого....

Презентация "Моя Ясная" - заочная экскурсия по музею-усадьбе Л.Н.Толстого для урока Биография Л.Н.Толстого

Презентацию удобно использовать на уроках знакомства с биографией Л.Н.Толстого...