Азбука культуры общения
опыты и эксперименты по литературе (5 класс) на тему

Шустова Наталья Владимировна

Уроки развития речи в 5 классе по литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azbuka_kultury_obshcheniya.docx16.5 КБ

Предварительный просмотр:

Азбука культуры общения (уроки развития речи по литературе)

1 этап – усвоение зрительной и слуховой культуры. 2 этап – формирование слушать монолог и вести диалог. 3 этап – оценка высказываний. Размышление об окружающем. Первый урок – проверка техники чтения. 2 урок – объяснение, что вся человеческая жизнь – это непрерывный процесс общения. В процессе общения люди делятся друг с другом своими мыслями, взглядами на жизнь, своими оценками и суждениями, чувствами и переживаниями, опытом поведения. В центре всего «Я» - далее Мама, папа, бабушка, брат, сестра, собака, кошка. Более сложный этап: «Я» - дом, школа, сверстники, общественные места, природа, орудия труда, книги, радио, Интернет, телевидение, живопись, музыка. Главное – разговор осознания  разумности, обоснованности принятых в нашем обществе отношений, которые складываются в любом из видов общения. На третьем уроке – иллюстрирование. Описание иллюстраций, беседа по ним. 4 урок – портрет человека, детали. Очерковые работы из журналов, газет и т.п. ведь фотография – стимул для речевых высказываний, устных и письменных. Домашнее задание после четвертого урока: подготовить письменный рассказ по личным наблюдениям на тему «Неожиданная встреча», описав мимику, жесты, позы, раскрывающие внутреннее состояние встретившихся людей, и использование лексики «Языка чувств». На 5 уроке – литературный портрет. Описание внешнего облика героев в художественном произведении служит для описания внутреннего мира героев. Это могут быть разные рассказы  «Муму», «Кавказский пленник» и другие. Домашнее задание: наблюдение за выражением лиц, жестами, позами людей, с которыми вы встретитесь после уроков. Объяснение их. Интонация говорящих. Сделать заметки  «Как я разговариваю с родителями и сверстниками». Интонация речи – это главное. На уроке 6 – интонационная выразительность, эмоциональная окраска.  Интонация, как и мимика, жесты, позы, помогает проникнуть во внутренний мир человека. Глубже его понять, оценить истинный смысл его высказываний и прислушаться к себе, увидеть себя со стороны. Лексика: ласково, нежно, мягко, тихо, спокойно, вежливо, не грубо, с уважением, не повышая голоса, с веселым настроением, нормально и т.д.  На основе высказываний делаем «идеализированный портрет». Эта небольшая работа становится поводом для серьезного разговора о значении умения слышать себя и слушать собеседника, об умении быть отзывчивым, чутким, щадить другого и строже относиться к себе, не приписывая причины своего «плохого настроения», «раздражения» окружающим людям. Об этом говорят рассказ В. Драгунского «Синий кинжал». Рассказ В. Солоухина «Мститель». Ю Яковлева рассказ «Рыцарь Вася». Из-за неосторожной  и обидной фразы обычно страдает не только тот, к кому она обращена, но и тот, кто ее произнес. Нужно слышать литературно-художественное произведение: «голоса» героев, «голос» автора-повествователя. Присутствие автора будет при анализе описаний портрета, пейзажа, интерьера. Авторские ремарки служат этому же. Домашнее задание: выбрать одну из басен Крылова и рассказать о ее героях, их характерах, переживаемых чувствах, стремлениях. Определить интонационные особенности речи персонажей. Найти авторские ремарки, помогающие выбрать правильный тон чтения. Выразительно прочитать басню. На 7 уроке – работа по литературным произведениям. Опрос домашнего задания. Например, ученик выбрал басню «Ворона и лисица». Он говорит, что намерения героев понятны: лисица придумала хитрый способ заставить ворону каркнуть и выпустить лакомый кусок. Плутовка делает вид, что восхищается красотой вороны; готова признать ворону «жар-птицей», если услышит ее «ангельский голосок».  Слова, с которыми лисица обращается к вороне (голубушка, шейка, глазки, перышки, светик, сестрица) добрые и ласковые, приветливые. И только ремарки автора показывают, что эти слова лицемерны и фальшивы. Лисица хитра, умна, льстива. Ворона глупа, спесива. Вторая часть урока – обобщающий характер. Особенности интонации, авторские ремарки. Жесты, позы, мимика. Анализ рассказа М. Пришвина «Ужасная встреча», герои собака Ромка и тигровый кот. Итак, мы формировали представление о важности эмоционально-нравственных контактов в жизни человека. Расширяли и углубляли зрительные и слуховые впечатления. Использовали разные виды устных и письменных работ. Обогащали внутренний словарь. Устные и письменные рассказы с элементами описаний и характеристик на основе иллюстраций и личных наблюдений. Развернутый ответ на вопрос учителя. Устное словесное рисование. Импровизацию на заданный сюжет. Выразительное чтение литературных текстов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы по теме самообразования « Формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся (VIII вида) на факультативных занятиях «Речь и культура общения», «Этика речевого общения» как одно из условий социального здоровья» (с презентацией)

Совершенствование культуры речевого общения детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из актуальных проблем для развития личности ребенка. Решение проблемы путем развития и коррекции...

Беседа с учащимися на тему: «Азбука Интернет общения»

Цель беседы: способствовать формированию знаний этикета и компетенции общения обучающихся в виртуальном пространстве - социальных сетях...

Азбука культуры общения 5 класс

Уроки РР по литературе в 5 классе...

Час общения «Культура общения с людьми с инвалидностью»

Основная цель- формировать у воспитанников толерантное отношение к людям с инвалидностью,коммуникативным навыкам и умениям в ходе общения с людьми с инвалидностью....

Проект по культуре общения "Законы общения"

Проект направлен на развитие культуры общения учеников 5 класса....