Открытый урок литературы в 5 классе по сказке К.Г. Паустовского "Тёплый хлеб"
учебно-методический материал по литературе (5 класс) на тему
Урок составлен в соостветствовании с требованиями ФГОС на основе деятельностного подхода. Является вторым уроком в изучении темы "Сказка Паустовского "Тёплый хлеб". Тип урока: систематизация и обобщение изученного.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по сказке Паустовского "Тёплый хлеб" | 26.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: литература.
Класс: 5
Тема: Герои и их поступки в сказке «Тёплый хлеб», или как не допустить «охлаждение сердца».
Тип: систематизация и обобщение знаний.
Форма: смешанный (преобладание беседы)
Цель: обучающая: выявить идею и основную мысль произведения;
развивающая: развивать навык характеристики героев, пробуждать «дар воображения», развивать монологическую речь, уметь ориентироваться в тексте художественного произведения, обобщать и делать выводы;
воспитательная: воспитывать доброту и чуткость через эмоциональное восприятие произведения.
Формирование УУД:
Метапредметные.
Регулятивные УУД (Р): умение ставить цель, формулировать её, оценивать результаты учебной деятельности, рефлексировать.
Познавательные УУД (П): уметь отбирать материал из художественного текста, делать выводы из услышанного, прочитанного, искать самостоятельно материал, используя разные источники
Коммуникативные УУД (К): умение высказывать свою точку зрения и обосновывать её, сотрудничать с классом и учителем; поддерживать учебный диалог
Личностные УУД (Л): осмысление поступков героев, принятие правильных жизненных ценностей, умение анализировать свои действия, поступки.
Предметные цели:
создать условия для совершенствования навыков анализа художественного текста, с точки зрения проблематики, идейного замысла, использования средств речевой выразительности;
развивать умение формулировать вопросы к тексту;
совершенствовать навык выделять главное, сжимать текст;
способствовать совершенствованию навыков выразительного чтения;
создать условия для расширения знаний о реальном и фантастическом в тексте.
Виды деятельности учащихся на уроке:
Целеполагание.
Овладение знаниями через исследовательскую работу с текстом.
Умение формулировать вопросы для внимательного читателя.
Размышления над проблемными вопросами и ситуациями.
Работа в группе.
Литературоведческие термины: композиция, эпитет, олицетворение, идея произведения, фантастическое
Технологическая карта урока:
Этапы и цели | Приёмы, методы, формы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | Формы промежуточного контроля |
| Улыбка и рукопожатие | Когда вам комфортно работать на уроке? Взаимопонимание с соседом по парте важно?! Что вы почувствовали, когда улыбались, жали руку? Тепло! А что ещё может быть тёплым? «Тёплый хлеб» | Настраиваются на совместную работу Анализируют ощущения | Л: управление своим настроением, умение выражать эмоции | |
| Проблемный вопрос Слайд №1 | Какие задачи ставит перед нами вопрос темы? (Проанализировать поведение и поступки героев, поразмышлять о том, легко ли исправлять ошибки и как это делать; подумать о том, как должен жить человек, чтобы рядом с ним было хорошо; работать над развитие речи; работать над умение анализировать произведение) Лист самооценивания | Формулируют цели и задачи на урок | Р: умение ставить цель, формулировать её | |
| «Расставь пункты плана по порядку» слайд №2, №3 Викторина «Самый внимательный читатель» | Проверим, как хорошо вы ориентируетесь в тексте. Соберите пункты плана в нужном порядке. 1. История о вороном коне. 2. Бездумный поступок. 3. Беда. 4. Рассказ бабки. 5. Разговор Фильки с Панкратом. 6. Искупление вины. 7. Прощение и примирение. Дома вы составляли вопросы к тексту, проверяющие внимательность при чтении. Обменяемся вопросами. (отмечает интересные, оригинальные вопросы) | 1 работает у доски остальные самостоятельно Задают друг другу вопросы и отвечают на заданные | П: умение работать с планом, знание текста П: умение формулировать вопросы к тексту К: сотрудничать с классом | Оценивание учителя самоконтроль самоконтроль |
Проанализировать произведение (характеристика главного героя, особенности жанра, композиции, ИВС) Подвести к идее произведения | Сжатый пересказ Частично-поисковый метод Слайд №4 | Если бы вас попросили рассказать об этом произведении, но ограничили одним предложением, как бы вы это сделали? (В сказке говорится о том, как один мальчик поссорился с конём, и из-за этого целая деревня, в которой они жили, могла погибнуть, однако добрые люди подсказали мальчику, как исправить положение). Мы с вами поговорили сейчас о сюжете, но можно ли сказать, что мы докопались до сути, идеи произведения, ответили на самый главный вопрос урока? Что нужно сделать? (Исследовать произведение более глубоко, глубинные пласты.).
Работа в группах и озвучивание результатов работы (консультирует, координирует работу) Задание 1 Дайте развёрнутые ответы на вопросы: Почему это сказка? Что здесь сказочно, а что реалистично?(обратите внимание на героев и события) Природа в произведении сказочна или реальна? Найдите примеры, доказывающие вашу точку зрения. Можно ли сказать, что здесь соблюдена сказочная композиция: герой сталкивается с бедой – обретает волшебных помощников - преодолевает трудности – награждается за выполненные с честью подвиги? Можно ли назвать финал сказочным? Задание 2 Дайте развёрнутый ответ на вопросы: Для чего бабка рассказывает историю о злом мужике? Что общего между злым мужиком и Филькой? Мужик помер от «охлаждения сердца». Как вы понимаете это словосочетание? Филька совершил такой же проступок, почему его не постигла участь мужика? Задание 3 Сколько раз в сказке звучит фраза «Да ну тебя», в каких ситуациях? Попробуйте при чтении этих фраз подобрать нужную интонацию. Рассмотрите рисунки, изображающие Фильку. На каком из них, по вашему мнению, удалось передать образ героя наиболее точно. Меняется ли что-то в Фильке к концу произведения? Самооценка работы в группе. | Решают поставленную задачу Корректируют деятельность Формулируют вопросы для дальнейшей работы Работают в группе, Озвучивают результаты работы | П: навык сжатого пересказа Р: внесение необходимых дополнений и корректив в план работы К: умение высказывать свою точку зрения и обосновывать её, сотрудничать с классом и учителем; поддерживать учебный диалог П: навык выразительного чтения; уметь отбирать материал из художественного текста, делать выводы из услышанного, прочитанного | взаимоконтроль самоконтроль |
| Комплекс подвижных упражнений | Р: способы поддержания активности | |||
| Доклады Аналитическая беседа (слайд 7) Письменный развёрнутый ответ | Ни одно слово в произведениях классиков не напрасно. Интересную пищу для размышлений дают имена. Полина Моисеева разбиралась с вопросам о говорящих именах и названиях. (Интересно, что герой обретает имя только после своего примирения с конём Панкрат – колдун, добрый помощник, отсыл к сказочному образу) Тёплый хлеб – образ-символ, появляющийся в конце произведения. Белячков Семён о значении хлеба в культуре народов России. Какие 2 злых поступка совершил Филька? В каком значении употребляется здесь слово «тёплый»? Тёплый хлеб - символ чего здесь? (Теплый – значит, добрый, сделанный с любовью. Именно это хочет подчеркнуть Паустовский в названии своей сказки. Хлеб, согретый теплотой растаявшего сердца Фильки, – это своего рода искупление вины мальчика. Добро побеждает зло, люди должны уметь исправлять свои ошибки, понимать причину злых поступков и находить в себе силы для добрых дел, чтобы не дать сердцу «замёрзнуть» от жестокости и зла.) А если ты совершил ошибку? Что делать? Это осознание своего поступка и испытание чувства стыда. Это преодоление. На эту ступеньку очень нелегко подняться, т. к. потребуется большое напряжение воли, чтобы преодолеть стыд перед людьми и страх наказания. Исправление. Не всем удаётся подняться на эту ступень. Дурное совершается бездумно, легко и быстро. А вот исправить зло можно только большим трудом. Да, Филька исправил свою ошибку и этим он доказал, что он сильный и мужественный человек, у него хватило сил, чтобы исправить злое дело, которое он натворил. Мы выполнили поставленные задачи? Но не ответили на главный вопрос. Ответьте письменно на него. (Несколько вариантов заслушиваются) | Слушают 2 докладчиков Поддерживают учебный диалог Формулируют ответ на проблемный вопрос урока Самостоятельная письменная работа | П: навык публичного выступления К: умение высказывать свою точку зрения и обосновывать её Л: осмысление поступков героев, принятие правильных жизненных ценностей, умение анализировать свои действия, поступки. | Оценка самоконтроль |
| Подвести итоги урока Слайд №9, №10 | Домашнее задание (объяснение) Подсчёт результатов. Что было интересно? Что было трудно? Желаю вам, чтобы ваше сердце никогда не стало холодным, чтобы рядом с вами всегда было тепло и уютно. | Р: рефлексировать | Самоконтроль |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок литературы в 5 классе по сказке К.Г. Паустовского "Теплый хлеб"
Понять причины поступков литературного героя - значит осознать что-то и в себе самом. Данный урок способствует прежде всего научению детей на примере вымышленного персонажа нахождению пути выхода из н...
Открытый урок литературы 10 класс. ТЕМА: Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда». Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет.
ТЕМА: Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда». Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет. Тип урока: урок изучения нового материала. ЦЕЛЬ:...
Открытый урок Литература 5 класс Тема: А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. История рождения сюжета. Система образов с инсценирование фрагментов сказки. Добро и зло. Система образов.»
Цели: рассказать об истоках рождения пушкинской сказки; выявить систему образов сказки; развивать навыки сопоставительного анализа ; воспитывать эстетическое восприятие художественного произведе...
Открытый урок литературы 7 класс. "Тихая моя Родина".
Форма проведения: урок-мастерская. Педагогическая технология: личностно-ориентированное обучение. Тема: «Тихая моя Родина»...
Открытый урок литературы К.Г. Паустовский «Теплый хлеб». Фантастическое и реальное в сказке.
Ученики анализировали художественное пространство сказки и оформляли в виде «Диаграммы Венна», «Обращения Сороки», «Кластера», ...
Открытый урок. Литература. 11 класс. Урок - читательская конференция по рассказам В.М. Шукшина.
Активизируя познавательную деятельность учащихся, создаю на уроке чувство новизны, удивления, которое должно стать источником желания самостоятельно работать, решать поставленную задачу. В своей работ...
Открытый урок Литература 9 класс М.Цветаева . "Прохожий "
Особенности поэтики Марии Ивановны Цветаевой..(Стихотворение «Прохожий »)с переводом на тувинский язык .Сравнение выразительных средств языка.познакомить с биографией пис...