Урок – игра «Счастливый случай» в 8-м классе на тему "Словосочетание. Простое предложение"
план-конспект занятия по литературе (8 класс) на тему

Герасимова Светлана Васильевна

Урок - повторение

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon igra_-schastlivyy_sluchay.ppt1.15 МБ
Microsoft Office document icon situatsiya_uspeha_urok_rya_8kl.doc74 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Урок – игра «Счастливый случай» в 8-м классе на тему "Словосочетание.

 Простое предложение".

Герасимова Светлана Васильевна, учитель русского языка и литературы

   Урок повторения по русскому языку - составная часть профессиональной деятельности педагога. Одной из ее форм, с интересом воспринимаемой учащимися, является урок-игра «Счастливый случай». Ценность этой работы состоит в том, что она ненавязчиво пробуждает интерес к учебному предмету. Даже слабо успевающий по русскому языку может проявить себя здесь с лучшей стороны. Если же в ходе игры усилится интерес к предмету, это будет значить, что «Счастливый случай», как форма работы по повторению пройденного материала, достиг одной из главных целей - пробуждение увлечения русским языком.

   Основная причина популярности игры «Счастливый случай» состоит в том, что она интересна, привлекает своей необычностью, контрастностью по сравнению с повседневными буднями учебного дня. Чтобы игра оказалась праздником остроумия, находчивости, а не превратилась в вечер вопросов и ответов, нужен хороший подбор материала для игры, стимулирующие приемы «К+», «5+», позволяющие учащимся моментально заработать положительные оценки или баллы в общую копилку команды.        Особенно это важно при изучении "сухих" тем учебной программы по русскому языку и в то же время выступающих в качестве основополагающих ее разделов.

   Одним из наиболее сложных разделов в 8 классе является "Синтаксис". Применение для более глубокого его изучения игры «Счастливый случай», как показывает опыт работы с учащимися, приносит ощутимую пользу, способствует не только образному восприятию этого раздела учебного материала, но и пробуждает интерес в целом к русскому языку как к учебной дисциплине.

   Такая эффективная форма контроля, как «Счастливый случай»,   дает учителю сиюминутные показатели успеваемости школьников, позволяет существенно увеличить объем контролируемого материала и рассматривать свою деятельность с точки зрения её пользы для самого ученика.

Цели 

  • формирование  ситуации успеха: актуализировать для предстоящей деятельности одни эмоции, нейтрализовать страх, память о неуспехе, равнодушие.
  • обобщение, систематизация изученного за год;
  • развитие грамотности учащихся;
  • повышение интереса учащихся к урокам русского языка.

Задачи:

  • закрепить приобретенные учащимися умения и навыки;
  • активизировать орфографическую и пунктуационную зоркость;
  • способствовать развитию эмоциональной, интеллектуальной и мотивационной сфер личности учащихся

Методические приемы: соревнование команд, самостоятельная работа учеников, занимательные задания.

Оборудование:  проектор, слайды, листы А 4, ручки.

Ход урока

I. Организационный момент. Слово учителя.

На прошлых уроках вы познакомились со словосочетанием, особенностями выражения главных членов предложения, способах постановки тире в предложении. Сегодня мы с вами обобщим все полученные ранее знания, но не в обычной форме контрольного диктанта с грамматическими заданиями, а в виде урока-состязания, «Счастливый случай». Для этого необходимо разделиться на пять команд.

Вашему вниманию будут представлены пять тем с определенным количеством вопросов, каждый из которых оценивается баллами. Баллы различны в зависимости от сложности вопроса. Если вы уверены в своих силах, то смело можете начинать с пятого вопроса. Если же сомневаетесь, то попробуйте с первых, менее сложных вопросов.

Команда, не ответившая на вопрос в течение 1 минуты, передает ход следующей команде.

Кроме этого в списке вопросов присутствую такие, которые требуют от капитанов ловкости и быстроты ("К+" - вопросы для капитанов) и вопросы для всех членов команд с наградой ("5+" - получение положительной отметки или зачета).

Жюри, состоящее из трех человек (можно привлечь учителей-предметников), будет подсчитывать баллы, заработанные каждой командой.

Команда, набравшая максимальное количество баллов, получает зачет (или положительные оценки).

II. Формирование команд.

III. Выбор жюри.

IV. Жеребьевка.

 Командиры вытягивают листы с номерами (1,2,3,4,5), определяя очередность своей команды.

V. Соревнование. На экране появляется таблица (из презентации Приложение 1) и игра начинается. Учащиеся выбирают тему, затем вопрос, оцениваемый баллами. Вопрос высвечивается на экране. У команды есть время (1 мин.) обдумать его. Вопросы заканчиваются со звонком с урока.

Звук

Словосочетание

Предложение

Пунктограмма

Найди лишнее

100

100

100

100

100

200

200

200

200

200

300

300

300

300

300

400

400

400

400

400

500

500

500

500

500

Задания:

Звук

  1. В каком слове все звуки глухие: ключ, посадка, свет, отдать. Ответ: посадка.
  2. Прочитай и правильно напиши слова: [л`убл`у],  [й`олка], [щ`аст`й`э].
  3. Как называется в фонетике такой процесс: ложь [лош], гриб [ гр'ип ] ? (5+) Ответ: процесс оглушения.
  4. Какие слова получатся, если прочитать наоборот: ель, ноль, лов, кот, краб? Ответ:  лей, лён, фол, ток, краб. 
  5. Какими звуками отличаются слова кот и код. Ответ: омофоны

Словосочетание

  1. Какая пара не является словосочетанием:
    леса дремучие     
    в продолжение дня
    вдоль домов

Ответ: в продолжение дня

  1. Укажите предложение, где есть словосочетания со всеми тремя типами связи:
    а) От поднятого ветром песка померкло солнце.
    б) Внезапно подул ветер и сорвал с прохожих шляпы.
    в) Выбираясь долго на чистую воду, утка поплыла вдоль залива.

Ответы: В

  1. Образуй синонимичную пару:

а) перчатки мамы

б) дом родителей

в) столик из дерева

4. Найдите словосочетания, в которых допущена ошибка в употреблении предлога и падежа существительного, исправьте её: (5+)
а) отказал в дружбе
б) не откликнулся к зову
в) вдуматься над вопросом
 г) оплатить за проезд

Ответ:  Б, В, Г

5.Укажите предложение с сочинительной связью:
а) Умен да пригож, да на дело негож.
б) В саду, не умолкая, пели птицы.
в) Вскоре ветер перешел в ураган.

Ответ: оплатить за проезд

Предложение

  1. Определите, какой частью речи выражено подлежащее:
    Вдалеке что-то ухало, скрежетало. Ответы: местоимение 
  2. Найдите инверсию:
    а) Маленькая гостиная была неуютной.
    б) Послушай… далеко, на озере Чад изысканный бродит жираф

 в) Деревенские улицы тонули в зелени.
г) Прямо к станции летит тройка удалая.

ответ: Б, Г

  1. В каком предложении сказуемое выражено фразеологическим оборотом?
    а) Кто бы мог такое предположить!
    б)  Дело мастера боится.
    в) Лошади мчались во весь опор.
    г) Такой вопрос мог поставить в тупик.

Ответ:  Г

  1. В каком предложении вместо тире должен стоять дефис

а) Весна – время обновлений

б) Внук подарил деду кресло – качалку  

в) Моё правило – говорить правду

Ответ: Б

  1. Прочитайте предложение, интонационно выдели слово, на которое падает логическое ударение:
    Два медведя в одной берлоге не живут.

Ответ: В одной

Пунктограммы

  1. Чем осложнено предложение:
    Сочувствовать человеку и помогать ему не одно и то же.

Ответ: Сочувствовать, помогать. 

  1. Переделайте предложение в сложное:
    Эту историю мне рассказал приятель, живший в Москве.

Ответ: Эту историю мне рассказал приятель, который живёт в Москве.

     3. Замените прямую речь на косвенную:

 М. Горький писал: «Слово – одежда всех фактов…»

Ответ: М. Горький писал, что слово – одежда всех фактов…

4. Кот в мешке. (Ход передают другой команде, по желанию)

Расставьте, объясните знаки препинания.

Сегодня Ася в скромном платье была особенно хороша.

Ответ: Сегодня Ася, в скромном платье, была особенно хороша.

5.Расставьте знаки препинания:
Лицо у Аверьки багровое нос что луковица глаза с мороза осоловелые губы обветренные в трещинках на шее намотан платок.

Ответ: Лицо у Аверьки багровое, нос, что луковица, глаза с мороза осоловелые, губы обветренные в трещинках, на шее намотан платок.

Найди лишнее

  1. Прервать, премия, премудрый. Ответ: премия
  2. Подъячий, подробный, подсадить.Ответ: подсадить
  3. К…лорит, заг…реть, оч…рование, ш…пот, заб…рать. Ответ: колорит
  4. 0 баллов
  5. Добавьте четвертое лишнее сами: (5+)
    Укрываться, беречься, оправдываться, Ответ: обрадоваться

VI. Рефлексия.

  • Осознание учениками значимости формирования  ситуации успеха.
  •  Выяснение наиболее трудных случаев
  •  Адекватность самооценки учащихся и оценки учителя.
  •  Награждение победителей.

Домашнее задание:

  • Подготовить словарный диктант за 8 класс  не менее 30 слов.
  • Собрать материал к сочинению « Сравнительная характеристика знакомых, друзей»