Главные вкладки

    Урок по литературе в 6 классе по теме: "Василий Макарович Шукшин. «Критики»: образ «странного» героя"
    план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

    Каретникова Антонина Александровна

    Урок составлен по ФГОС

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл teh._karta_kritiki.docx23.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    1. Организационный (1 мин)

    Здравствуйте, ребята! Подровняйтесь, пожалуйста! Присаживаемся.

    2. Актуализация знаний (7 мин)

    Ребята, давайте вспомним, чьё творчество мы с вами изучали на последних уроках? (Распутина и Астафьева)

    Вспомните, я вам говорила, что, по мнению этих писателей, настоящая жизнь и мудрость где заключены? На чем стоит мир? (на деревне) А как вы считаете, если есть такое мировоззрение, то, наверно, должна бать и литература, которая это мировоззрение отражает?

    Так вот, это «Деревенская проза». Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством ещё одного очень талантливого писателя. Как его зовут? Василий Макарович Шукшин. А какое произведение ы сегодня будем анализировать? «Критики».

    На дом вам было задано прочитать биографию Шукшина и рассказ «Критики». Скажите, пожалуйста, как называлась одна из статей в учебнике, которая касается его литературного творчества? «Странные» люди – герои Шукшина», т.е. героями Шукшина становятся «странные» люди.

    Начинаем формулировать тему. Сначала что пишем? Василий Макарович Шукшин. «Критики»: образ «странного» героя.

    3. Постановка цели и задач. (2 мин)

    Ставим цели и задачи

    4. Мотивация учебной деятельности учащихся. (1 мин)

    Мотивация

    5. Первичное усвоение новых знаний.(9 мин)

    Итак, начнем с вами с того, кто же такой Василий Макарович Шукшин. Если очень коротко, то кто он? Писатель, сценарист, актер и режиссер. Давайте запишем. Давайте восстановим схему с помощью статьи. Записываем.  Итак, биографию изучили? Какую задачу выполнили? Стали на шаг ближе к цели?

    6. Физкультминутка (1 мин)

    Разминка.

    7. Первичная проверка понимания. (14 мин)

    - Почему рассказ называется "Критики"?

    - Что объединяло Петьку и дедушку? (любили ходить в кино и обсуждать его после просмотра)

    - В чем взгляды Петьки и деда на кино совпадали?

    ( признавали только то кино, которое шло в кинотеатрах, телевизор не смотрели.)

    - Случались ли разногласия в их оценке фильма? В чем? Почему?

    ( Каждый их них судил с точки зрения своего поколения. Дед жаждал правды, он борется за правду.)

     - Как вы думаете, почему "со взрослыми дед редко спорил об искусстве"?

    (Потому что взрослые были из другого поколения, понимали все по-своему. В них не было той непосредственности и уважения к нему, что у Петьки, они не воспринимали деда всерьез. Для деда кино - вторая реальность, достоверность.)

     - Какой случай произошел с главными героями, когда приехали городские гости?

    - Почему так ведет себя дед?

    (Гости улыбались, относились к нему снисходительно, не воспринимали его всерьез, поэтому дед обозлился, так как понял все это. Его чувство собственного достоинства пострадало, поэтому он напился.  )

    - Как поступают взрослые? Муж тети?

    (Ведет себя непринужденно. В его словах слышится снисходительность, он улыбается. Добрый человек не поступал бы так, не переспрашивал бы у деда, втягивая его в конфликт. Он как бы заранее показывает победу собственного интеллекта)

    - Как поступает тетя?

    (Тоже ведет себя снисходительно к деду.Не хочет знать правду жизни, привлекает ее ненастоящее в искусстве, в кино. Шукшин, как и дед, презирал ненастоящее в искусстве.)

    - Как поступает отец Петьки?

    (Старается угодить гостю, который скорее всего является каким-либо чиновником в городе. Повторяет одно и то же слово "удосужил".)

    - Почему же деда так обозлило то обстоятельство, что городские гости улыбались, когда разговаривали с ним?

     (Деду не нужна снисходительность, ему нужна правда жизни.)

    Обратимся к тексту протокола. Перечитаем его.

    - Почему этот текст вызывает у вас улыбку?

    (Вся правда в нем, но написано безграмотно. Текст протокола – это краткое содержание рассказа.)

    - Почему рассказ заканчивается словами, что Петька долго еще плакал, уткнувшись лицом в подушку?

     (Ему было жалко деда, стыдно за взрослых, что они так поступили с дедом.)

    Кратко изложили содержание. Теперь нужно заполнить табличку с цитатами.

    8. Рефлексия. (3 мин)

    Рефлексия.

    9. Информация о домашнем задании (2 мин)

    Стр. 138, задание под ***

    Черты героя

    Цитаты

    1. Возраст и социальная принадлежность

    2. Портрет. Чьими глазами он даётся?

    3. Образование. Любимое занятие

    4. Черты характера героя (огромный жизненный опыт, доброта, неумение воспринимать условности жизни, трудолюбие, прямота и др.)

    5. Речь

    6. Поступки

    7. Оценка, данная другими персонажами

    Трудное детство писателя

    От профессии к профессии

    В мастерской М. Ромма

    Первые шаги в литературе

    Шукшин – сценарист, режиссер, актер


    1. На уроке я работал

    2. Своей работой на уроке я

    3. Урок для меня показался

    4. За урок я

    5. Мое настроение

    6. Материал урока мне был

    7. Домашнее задание мне кажется

    активно / пассивно

    доволен / недоволен

    коротким / длинным

    не устал / устал

    стало лучше / стало хуже

    понятен / непонятен

    полезен / бесполезен

    интересен / скучен

    легким / трудным

    1. На уроке я работал

    2. Своей работой на уроке я

    3. Урок для меня показался

    4. За урок я

    5. Мое настроение

    6. Материал урока мне был

    7. Домашнее задание мне кажется

    активно / пассивно

    доволен / недоволен

    коротким / длинным

    не устал / устал

    стало лучше / стало хуже

    понятен / непонятен

    полезен / бесполезен

    интересен / скучен

    легким / трудным

    1. На уроке я работал

    2. Своей работой на уроке я

    3. Урок для меня показался

    4. За урок я

    5. Мое настроение

    6. Материал урока мне был

    7. Домашнее задание мне кажется

    активно / пассивно

    доволен / не доволен

    коротким / длинным

    не устал / устал

    стало лучше / стало хуже

    понятен / непонятен

    полезен / бесполезен

    интересен / скучен

    легким / трудным


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интегрированный урок ИЗО/литература 5 класс "Художественный образ в сказке Х.К.Андерсена "Снежная королева"

    Урок представляет интеграцию таких дисциплин как изобразительное искусство и литература. Дети работают над одной целью, но решают задачи по двум направлениям одновременно....

    Конспект открытого урока по литературев 8 классе по теме "Образ Емельяна Пугачева в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".

    Данный  материал является  методической  разработкой урока , который  проводится с использованием презентации....

    Конспекты уроков по литературе. 9 класс. Тема: "Система образов в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин" (Первый урок - в обычном учебном режиме, второй - с использованием ЭОР)

    Данный урок предполагает изучение нового материала (усвоение новых знаний : знакомство с историей создания романа, с героями, их взаимоотношениями; систематизация полученного нового материала ...

    Конспект урока истоков в 8 классе по теме: «Как Василий Суриков создал образ героя»

    Цель урока: помочь учащимся осознать и научиться уважать колоссальный труд художника при создании образа героя....

    Образ "странного" героя в творчестве В.М.Шукшина. Рассказ "Критики"

    Образ "странного" героя в творчестве В.М.Шукшина. Рассказ "Критики"...

    Презентация к уроку по литературе( 6 класс). Василий Макарович Шукшин "Критики"

    Презентация к уроку по литературе( 6 класс). Василий Макарович  Шукшин "Критики"...