Урок по литературе в 6 классе по теме: "Василий Макарович Шукшин. «Критики»: образ «странного» героя"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Каретникова Антонина Александровна

Урок составлен по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh._karta_kritiki.docx23.5 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы урока

Деятельность учителя

1. Организационный (1 мин)

Здравствуйте, ребята! Подровняйтесь, пожалуйста! Присаживаемся.

2. Актуализация знаний (7 мин)

Ребята, давайте вспомним, чьё творчество мы с вами изучали на последних уроках? (Распутина и Астафьева)

Вспомните, я вам говорила, что, по мнению этих писателей, настоящая жизнь и мудрость где заключены? На чем стоит мир? (на деревне) А как вы считаете, если есть такое мировоззрение, то, наверно, должна бать и литература, которая это мировоззрение отражает?

Так вот, это «Деревенская проза». Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством ещё одного очень талантливого писателя. Как его зовут? Василий Макарович Шукшин. А какое произведение ы сегодня будем анализировать? «Критики».

На дом вам было задано прочитать биографию Шукшина и рассказ «Критики». Скажите, пожалуйста, как называлась одна из статей в учебнике, которая касается его литературного творчества? «Странные» люди – герои Шукшина», т.е. героями Шукшина становятся «странные» люди.

Начинаем формулировать тему. Сначала что пишем? Василий Макарович Шукшин. «Критики»: образ «странного» героя.

3. Постановка цели и задач. (2 мин)

Ставим цели и задачи

4. Мотивация учебной деятельности учащихся. (1 мин)

Мотивация

5. Первичное усвоение новых знаний.(9 мин)

Итак, начнем с вами с того, кто же такой Василий Макарович Шукшин. Если очень коротко, то кто он? Писатель, сценарист, актер и режиссер. Давайте запишем. Давайте восстановим схему с помощью статьи. Записываем.  Итак, биографию изучили? Какую задачу выполнили? Стали на шаг ближе к цели?

6. Физкультминутка (1 мин)

Разминка.

7. Первичная проверка понимания. (14 мин)

- Почему рассказ называется "Критики"?

- Что объединяло Петьку и дедушку? (любили ходить в кино и обсуждать его после просмотра)

- В чем взгляды Петьки и деда на кино совпадали?

( признавали только то кино, которое шло в кинотеатрах, телевизор не смотрели.)

- Случались ли разногласия в их оценке фильма? В чем? Почему?

( Каждый их них судил с точки зрения своего поколения. Дед жаждал правды, он борется за правду.)

 - Как вы думаете, почему "со взрослыми дед редко спорил об искусстве"?

(Потому что взрослые были из другого поколения, понимали все по-своему. В них не было той непосредственности и уважения к нему, что у Петьки, они не воспринимали деда всерьез. Для деда кино - вторая реальность, достоверность.)

 - Какой случай произошел с главными героями, когда приехали городские гости?

- Почему так ведет себя дед?

(Гости улыбались, относились к нему снисходительно, не воспринимали его всерьез, поэтому дед обозлился, так как понял все это. Его чувство собственного достоинства пострадало, поэтому он напился.  )

- Как поступают взрослые? Муж тети?

(Ведет себя непринужденно. В его словах слышится снисходительность, он улыбается. Добрый человек не поступал бы так, не переспрашивал бы у деда, втягивая его в конфликт. Он как бы заранее показывает победу собственного интеллекта)

- Как поступает тетя?

(Тоже ведет себя снисходительно к деду.Не хочет знать правду жизни, привлекает ее ненастоящее в искусстве, в кино. Шукшин, как и дед, презирал ненастоящее в искусстве.)

- Как поступает отец Петьки?

(Старается угодить гостю, который скорее всего является каким-либо чиновником в городе. Повторяет одно и то же слово "удосужил".)

- Почему же деда так обозлило то обстоятельство, что городские гости улыбались, когда разговаривали с ним?

 (Деду не нужна снисходительность, ему нужна правда жизни.)

Обратимся к тексту протокола. Перечитаем его.

- Почему этот текст вызывает у вас улыбку?

(Вся правда в нем, но написано безграмотно. Текст протокола – это краткое содержание рассказа.)

- Почему рассказ заканчивается словами, что Петька долго еще плакал, уткнувшись лицом в подушку?

 (Ему было жалко деда, стыдно за взрослых, что они так поступили с дедом.)

Кратко изложили содержание. Теперь нужно заполнить табличку с цитатами.

8. Рефлексия. (3 мин)

Рефлексия.

9. Информация о домашнем задании (2 мин)

Стр. 138, задание под ***

Черты героя

Цитаты

1. Возраст и социальная принадлежность

2. Портрет. Чьими глазами он даётся?

3. Образование. Любимое занятие

4. Черты характера героя (огромный жизненный опыт, доброта, неумение воспринимать условности жизни, трудолюбие, прямота и др.)

5. Речь

6. Поступки

7. Оценка, данная другими персонажами

Трудное детство писателя

От профессии к профессии

В мастерской М. Ромма

Первые шаги в литературе

Шукшин – сценарист, режиссер, актер


1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

7. Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно

доволен / недоволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / непонятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

7. Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно

доволен / недоволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / непонятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

7. Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / непонятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок ИЗО/литература 5 класс "Художественный образ в сказке Х.К.Андерсена "Снежная королева"

Урок представляет интеграцию таких дисциплин как изобразительное искусство и литература. Дети работают над одной целью, но решают задачи по двум направлениям одновременно....

Конспекты уроков по литературе. 9 класс. Тема: "Система образов в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин" (Первый урок - в обычном учебном режиме, второй - с использованием ЭОР)

Данный урок предполагает изучение нового материала (усвоение новых знаний : знакомство с историей создания романа, с героями, их взаимоотношениями; систематизация полученного нового материала ...

Конспект урока истоков в 8 классе по теме: «Как Василий Суриков создал образ героя»

Цель урока: помочь учащимся осознать и научиться уважать колоссальный труд художника при создании образа героя....

Образ "странного" героя в творчестве В.М.Шукшина. Рассказ "Критики"

Образ "странного" героя в творчестве В.М.Шукшина. Рассказ "Критики"...

Итоговый урок по литературе 6 класс "Путешествие в страну Литературоляндия"

Данный материал можно использовать на последнем уроке по литературе в 6 классе, так как он  подводит своеобразный итог учебному году. Использование интерактивной доски повышает интерес учащихся к...

Презентация к уроку по литературе( 6 класс). Василий Макарович Шукшин "Критики"

Презентация к уроку по литературе( 6 класс). Василий Макарович  Шукшин "Критики"...

Открытый урок по литературе . Образ "странного" героя в творчестве В.М.Шукшина. Рассказ "Критики"( Подготовка к ВПР на уроке литературы, работа с текстом)

Урок направлен на развитие навыков анализа текста, монологической и диалогической  речи, читательской грамотности учащихся. Задания связаны с материалами ВПР по русскому языку в 6 классе (2 часть...